в какой период предмет физическая культура стал складываться как учебная дисциплина
Становление предмета «Физическая культура» в России
В России, в силу социально-экономических и культурно-исторических условий, государственные формы физической культуры начали складываться фактически только к концу XIX в. До этого времени преподавание физической культуры сводилось только к военно-прикладной подготовке в военных учебных заведениях. В этот период времени начали закладываться зачатки организационной системы физического
ю воспитания подрастающего поколения, чему во многом способствовали государственные и общественные деятели, которые высказывались о неудовлетворительном состоянии дел в вопросах физического воспитания учащихся [25].
А. Д. Бутовский, будучи представителем России в Международном олимпийском комитете, обращал внимание на то, что в гражданских учебных заведениях преподавание физической культуры осуществляется преподавателями-офицерами по наставлениям, написанным для солдат. А. К. Анохин, находясь у истоков российского спортивного движения, уделял большое внимание физическому воспитанию учащихся, являлся автором публикаций по проблемам физического воспитания молодежи, выступал за создание отечественной «русской» системы физического воспитания. Б. А. Котов обращал внимание на неудовлетворительное состояние дел по физическому воспитанию в школе, что приводит не только к отставанию в физическом развитии, но и к потере психического здоровья.
Постепенно в России начали складываться предпосылки для внедрения физического воспитания в образовательных учреждениях на государственном уровне. В качестве примера можно привести вышедшие в 1910 г. «Наставления для обучения войск гимнастике», в 1912 г. «Программу физического развития и обучения военному строю», подготовленную в Министерстве торговли и промышленности для учебных заведений этого министерства. Предлагалось использовать труды отечественных и зарубежных авторов (например, программу французских авторов Р. Фабенс и Л. Кюмон «Полный курс физического воспитания юношества») в учебных заведениях, что свидетельствует также и о конкуренции во взглядах между сторонниками зарубежных и национальных систем физического воспитания.
Позитивные перемены в становлении физической культуры как учебного предмета произошли после 1917 г., что стало неотъемлемой частью революции в области культуры и образования, воспитания нового человека в духе коммунистических идей. Вместе с тем, были отвергнуты многие прогрессивные идеи и разработки прошлого, что негативно сказалось впоследствии [5].
В 1919 г. Всеобуч (Главное управление всеобщего воинского обучения и формирования резервных частей Красной Армии) разработал содержание занятий физической культурой с детьми и подростками, которые стали основой будущих программ для губернских отделов народного образования. В начале 1920-х гг. выходит ряд программ и методик по физической подготовке школьников, наиболее распространенной из которых стала программа 1923 г. «Схематическая программа физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 18 лет» авторов А. А. Зикмунд, А. И. Зикмундт. В 1927 г. Нар- компросс (Народный комиссариат просвещения) утверждает первые обязательные программы по физической культуре для школ, которые стали основой для всех следующих программ в СССР. Внедрение в СССР в 1931 г. Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» стало определяющим в содержании школьных программ по физической культуре.
С начала 1930-х гг. школьная физическая культура рассматривается как важнейшее звено единой системы физической культуры СССР, где ее содержание и методика должны быть ориентированы на требования комплекса ГТО с явным уклоном в военно-прикладную направленность.
В предвоенные годы военная направленность физического воспитания в СССР становится необходимой в связи с очевидной политикой милитаризации в Европе и особенно — фашистской Германии. Уровень военно-физической подготовленности становится основным показателем работы школ. В годы Великой Отечественной войны военная подготовка вводится для школьников всех возрастов.
После войны, в 1954—1955 гг. вводится новая программа по физической культуре, где говорилось о необходимости уделять большое внимание развитию спорта, во всех классах физической культуре отводилось по два урока в неделю. Учебный материал состоял из игр, гимнастики, лыжной подготовки, были предложены раздельные учебные нормативы для юношей и девушек. Также обращалось внимание на внеурочные формы физического воспитания, которые должны были содействовать единому процессу физического воспитания.
В конце 1950-х — начале 1960-х гг. перед физкультурными организациями страны были поставлены новые задачи, связанные с развитием массового физкультурного движения. В 1960 г. утверждается новая программа, не имеющая принципиальных отличий от предыдущих программ, но в которой ставились задачи обучения по разделам программы.
С начала 1970-х гг. в школьных программах по физической культуре происходят изменения: из программы исключаются сложные двигательные действия, смещается акцент на развитие физических качеств и увеличение моторной плотности уроков, обязательным становится выполнение школьниками самостоятельных упражнений. То есть отмечается явный сдвиг в сторону решения оздоровительных задач, воспитания физических качеств.
С начала 1980-х гг. отмечается устойчивая динамика ухудшения здоровья учащихся. В этой связи придается большое значение различным внеурочным формам физического воспитания в режиме учебного дня. Основной формой остается урок физической культуры. В 1985— 1986 учебном году вводится «Комплексная программа физического воспитания учащихся», где большое внимание уделяется развитию физических качеств как основе физического здоровья, самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
В 1990-х гг. в системе образования происходят существенные изменения, что затрагивает и физическое воспитание учащихся. Разрабатываются новые программы, где содержательная и нормативная часть уже не увязывается с комплексом ГТО как основой системы физического воспитания. Вводится базовый компонент, обязательный для выполнения на всей территории страны и вариативный, который определяется республиканскими и областными органами образования. Это позволило значительно разнообразить содержание уроков физической культуры, учитывать национальные традиции и объективные возможности конкретных учебных заведений при реализации физического воспитания.
В настоящее время нормативные требования к реализации физической культуры определяются «Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования», где физическая культура рассматривается как полноценный учебный предмет и наряду с другими учебными предметами должна обеспечивать предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Содержательная часть определяется примерными программами по физической культуре и состоит из курсов «Знания о физической культуре», «Способы физкультурной деятельности» и «Физическое совершенствование», на основе которых учитель разрабатывает рабочую программу. С 2010 г. для урочных форм физической культуры вводятся три урока (часа) в неделю, два из которых отводятся на реализацию основной программы по физической культуре, а один час является дополнительным, содержание которого определяется самостоятельно учебным заведением, исходя из разработанных для этого рекомендаций.
Теоретическое осмысление и научно-методическое обоснование физической культуры как учебного предмета в России также начало формироваться на рубеже XIX—XX вв. Основоположником научно-обоснованной системы физического воспитания и образования в России считается П. Ф. Лесгафт, многие положения которой остаются до сих пор основой школьной физической культуры (например, содержание физических упражнений и требования к обучению двигательным умениям и навыкам для школьников различных возрастных групп). П. Ф. Лесгафт по праву считается создателем первой в России системы подготовки педагогов физического воспитания: созданные им курсы, хоть и не имели официального статуса, практически являлись единственной возможностью для получения профессиональных знаний. Специалисты выделяют четыре этапа становления теории и методики обучения предмету «Физическая культура» [28].
Первый этап наиболее продолжительный. Проникновение учебных дисциплин физкультурной ориентации в структуру содержания общего образования. Завершением данного этапа следует считать включение предмета «Физическая культура» в учебные планы школ I и II ступеней Российской Федерации. После революции 1917 г. вклад в создание основных положений, которые впоследствии составили методику преподавания школьной физической культуры, внесли А. А. Зикмунд, В. В. Бе- линович, В. В. Гориневский, Г. А. Дюперрон, Е. С. Пиотровский. Началась публикация материалов о педагогических подходах к созданию методических основ предмета «Физическая культура» в издательствах «Физкультура и туризм», «Время», «Молодая гвардия» и др. Были опубликованы научно-методические работы, отражающие теорию и практику французской, немецкой, шведской, чехославацкой (сокольской) и американской систем физического воспитания учащейся молодежи.
Второй этап (1920—1940). Зарождение исходной учебно-методической базы обучения предмету «Физическая культура» (учебные программы, урок как основная форма организации учебного процесса, руководящая роль учителя и др.). В трудах теоретиков физической культуры Г. А. Дюперрона, А. А. Зикмунда, В. В. Гориневского, И. П. Куль- жинского обозначились тенденции к определению понятия «Физическая культура» и его конкретизации применительно к одноименному предмету обучения в общеобразовательных школах; появились формулировки задач физического воспитания в школах I и II ступеней. В последующие десятилетия эти задачи выполняли функции и цели предмета «Физическая культура». Обозначился подход к пониманию содержания образования по физической культуре. Упрочил свою позицию урок физической культуры как основная форма занятий.
Третий этап (1950—1970). Формирование научно-методологических основ, на которых могли базироваться теория и методика обучения дисциплины, что обусловило упрочение теоретико-методических оснований ее преподавания.
В 1950—1960-х гг. предмет «Физическая культура» трансформировался в системообразующую форму организации физического воспитания в учреждениях общего образования. Он объединил внепредметные (внеурочные) формы организации занятий физическими упражнениями: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкультурные минуты и паузы на уроках, игры и физкультурные забавы на переменах), внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу. В эти годы была создана сеть учреждений профессионального физкультурного образования — институты и техникумы физической культуры, отделения и факультеты физического воспитания педагогических училищ. Первым учебным заведением в стране, начавшим в послевоенное время подготовку учителей физической культуры, был Московский областной педагогический институт имени Н. К. Крупской (ныне — Московский государственный областной университет). Преподавание дисциплины осуществлялось по единым программам и научно-методическим установкам и было ориентировано на такие базовые виды спорта, как гимнастика, лыжная подготовка, легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч и элементы футбола). В эти годы упрочилась трехчастная структура урока физической культуры. Была установлена преемственность содержания уроков и внеурочных форм.
На этом этапе была разработана общая методика урока физической культуры. Будучи одним из основных компонентов, он впоследствии превратился в доминирующий, главный процесс. И, как следствие, в 1960—1980-е гг. методика урока была представлена как целостная методика преподавания физической культуры в школе. Это обстоятельство в совокупности с другими приостановило процесс создания методики физической культуры. Вместо методики как научной дисциплины теория и практика школьной физической культуры приобрели методику как совокупность методических предписаний для педагога по подготовке и проведению урока физической культуры.
Четвертый этап (1980 —2000). Трансформация научно-методических основ в педагогическую систему учебного предмета и технологию ее практической реализации. На этом этапе интересно выделить наметившиеся в 1980—1990-е гг. две основных дидактических линии учебного предмета «Физическая культура».
Первая линия отражает преимущественно биологическую ориентацию учебного содержания, соотносящегося с доминантным развитием физических способностей учащихся. То есть развитие физических способностей предстает конечным предметным результатом образования по физической культуре. Эта дидактическая линия наиболее ярко представлена в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1—11 классов» В. И. Ляха. Вторая линия отражает преимущественно культурологическую ориентацию учебного содержания предмета физическая культура. Через развитие физических качеств, обучение двигательным действиям, соответствующим знаниям и способам двигательной деятельности предполагается направленно формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой, проявлять творческую активность в использовании этих занятий для укрепления и сохранения собственного здоровья, организации здорового образа жизни. Как следствие этого, активная включенность учащихся в разнообразные формы самостоятельных занятий физической культурой на основе их собственного интереса и потребностей предстает здесь основным предметным результатом образования по физической культуре. Эта дидактическая линия представлена в программе «Физическая культура» А. П. Матвеева. Надо сказать, что требования «Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», в основе которых лежит системно-деятельностный подход, фактически на законодательном уровне закрепили именно эту дидактическую линию.
Таким образом, учебный предмет «Физическая культура» как организационная структура и теоретико-методическое обоснование учащихся прошел в своем развитии достаточно сложный и противоречивый путь. В настоящее время можно говорить о пятом этапе его становления, связанном с технологизацией учебного процесса, для которого характерно признание первичности содержания образования, значения выбора и грамотного использования всего спектра педагогического инструментария для обеспечения личностного, социального и познавательного развития учащихся.
Реферат на тему «История развития физ-культуры»
Содержание
Введение
Одной из существенных закономерностей развития отечественной истории физической культуры и спорта (ИФКиС) как учебной дисциплины является приобретение эволюционной структуры программного материала, ориентированного на эмпирический опыт с конкретным определением условий, места и времени в аспекте социально-экономических отношений.
В контексте становления личности-педагога ИФКиС способствует осознанию личностной и социальной значимости своей профессии, овладению конкретным мировоззрением, дидактикой.
Нам сравнительно легко утверждать «абсолютные истины» в исторических событиях с высоты 100-летнего юбилея возрождения Игр Олимпиад, открытия курсов П.Ф. Лесгафта и осуждать тех, кто активно не участвовал или с иронией отзывался о деятельности французского гуманиста-пацифиста, барона Пьера де Кубертена, в том числе и «первопроходцев» отечественного физкультурного образования.
Указанная проблема обсуждалась на многих научных конгрессах, конференциях, симпозиумах и т.д.
Наконец, важно учитывать не отдельные факты, касающиеся воздействия спорта на человека и отношения между людьми, а все их многообразие. К каким же выводам приводит такая методология анализа гуманистического значения спорта, его места в современной культуре?
1. Происхождение современного спорта и физической культуры
То сложное, противоречивое, многофакторное и многофункциональное явление, которое мы называем «современным спортом», имеет свои истоки в начале XXVII в., а в знакомые нам формы оно организовалось на переломе XIX-XX веков. [3]
Современный спорт возникает несколько иначе, чем античный. Его появление связано с развитием буржуазной городской культуры, и истоки лежат не в потребностях физического совершенствования и не в традиционных формах праздников, а преимущественно в новых возможностях досужного развлечения. Если атлетам древности покровительствовали боги и сами атлеты приближались к богам своим совершенством, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом.
Л. Кун в своей книге «Всеобщая история физической культуры и спорта» отмечает, что наиболее существенную роль в возникновении и развитии спорта в Англии сыграли скачки. Сам термин «тренинг» вышел из скаковых конюшен и первоначально подразумевал подготовку лошадей к соревнованиям. [4]
Конные забеги всегда собирали большое количество зрителей, заключавших пари и делавших ставки. Азарт, к тому же искусственно подогреваемый, весьма часто приводил к потасовкам, которые также привлекали живой интерес публики и возбуждали страсти. Для урегулирования стычек были составлены определенные правила, превратившие их в самостоятельный вид зрелищных состязаний.
На рубеже XVIII-XIX веков в Англии было уже несколько десятков боксерских школ, и в одной из них брал уроки поэт Байрон. Бокс, развиваемый как искусство защиты, получил популярность, прежде всего как зрелище.
Скоро бокс стал одним из самых популярных видов спорта, хотя в Европе он распространялся медленно. Зато США он завоевал стремительно и главным образом благодаря бизнесменам и менеджерам, начавшим зарабатывать на этом столь подходящем духу и стилю американской вольницы зрелище. Бокс стал искусством улицы, бара и ринга. Таковы предпосылки и обстоятельства возникновения бокса в его нынешнем виде. [5]
Важно указать и еще на одну тенденцию, поначалу не очень явную, но к концу XIX в. ставшую определяющей в конституировании спорта в его современном виде.
Имеется в виду, во-первых, объективная социальная потребность в развитии системы физического воспитания, настоятельно возникшая в условиях рынка свободного труда и в условиях превращения образования и воспитания в область общенационального интереса, а во-вторых, усвоение общественным сознанием гуманистических идей, взглядов и идеалов Просвещения, особенно идущих от Руссо идей о естественном и свободном человеке.
Одной из самых важных и решающих причин быстрого развития спорта как части культуры современного общества было введение физического воспитания в программы школьного образования. Пионерская заслуга в этом принадлежит ректору колледжа Регби Т. Арнольду. Суть его реформы школьного воспитания состояла в том, чтобы старшие и более сильные подростки были не глумливыми тиранами младших и слабых, а их покровителями и организаторами.
2. Развитие физической культуры как социального фактора
В ряде регионов России в конце XIX и в начале ХХ в. возросла роль физической культуры как социального фактора, который символизирует для учащейся молодежи воспитательно-образовательные традиции, прославляя вечность жизни, чистоту помыслов, нетленность и святость таких понятий, как честь и совесть. Например, в «Вестнике воспитания» в этом аспекте было опубликовано около 80 работ врачей-гуманистов Е.А. Покровского и Е.М. Дементьева по проблемам развития народных и подвижных игр. [7]
В оригинальном двухтомнике «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» и других работах Лесгафта отражены и мотивационно-ценностная сфера физкультурного образования, адекватные способы поведения в профессиональной деятельности.
Лесгафт создал в год проведения I Олимпиады уникальную для этого времени Высшую женскую школу с преподаванием ИФКиС на принципах гуманизма, органично подводя своих учениц к глубоким философским обобщениям, к осознанию общечеловеческих и социально важных ценностей.
П.Ф. Лесгафт впервые в отечественной и мировой практике доказал, что уровень «Физического образования» детей школьного возраста неотделим от системы образования в любом обществе и ценностей в общественном сознании; он отмечал, что движущей силой социально-экономического и технического прогресса является наука, и рекомендовал зарубежные командировки будущим ученым, учителям в лучшие вузы и образовательные школы. [8]
В работах А.Д. Бутовского (1838-1917), Г.А. Дюперрона (1877-1934) и других также рассматривалось социально-гуманистическое понимание физической культуры. Бутовский организовал в 1890 г. курсы офицеров по гимнастике и опубликовал более 60 работ, в которых раскрывал в историческом аспекте роль физической культуры в обучении и воспитании молодежи. Высоко оценивая роль учебной литературы в образовании, Бутовский отмечал в своей работе «Новые методы в воспитании» «книгоненавистничество», принявшее в то время характер известного направления в педагогике. К сожалению, это «направление» сохраняется по настоящее время.
Необходимо отметить, что научных исследований об историко-гуманистическом потенциале физической культуры и на 1-м, и на 2-м этапах развития ИФКиС как учебной дисциплины не было.
После русско-шведской выставки в 1909 году под девизом «Здоровый дух в здоровом теле» в зарубежной прессе были опубликованы отрицательные рецензии на экспонаты. Это способствовало тому, что после 1912 года не стали проводить смотры в «потешных» дружинах.
В годы Первой мировой и гражданской войн «уровень физического воспитания подрастающего поколения» был в критическом положении. В исторической литературе недостаточно представлены проблемы развития физического воспитания учащейся молодежи и в первые годы Советской власти. На эмпирическом уровне в ряде регионов России после Октября 1917 года в издательствах «белых» и «красных» популяризировались основы научного направления, и после окончания гражданской войны были опубликованы труды специалистов этнопедагогики в нетривиальных вневойсковых и допризывных аспектах, спортивно-игровых и военно-технических видах подготовки молодежи. Авторы же историко-педагогических исследований развития ИФКиС недостаточно внимания уделяли эволюции физического воспитания и спорта среди учащейся молодежи.
В годы гражданской войны и в 20-е годы уровень физической подготовленности учащейся молодежи и качество знаний о физкультуре в образовательных учреждениях были на низком уровне. В программах же всеобщего военного обучения и по физическому воспитанию различных типов общеобразовательных школ по инициативе А.В. Луначарского, Н.И. Подвойского, Н.А. Семашко и других учебный материал практических занятий дополнялся основами теоретических знаний, а в управленческих структурах создавались отделы воспитательной работы.
Правительство РСФСР 1-го декабря 1920 года утвердило Московский «инфизкульт» как высшее учебное заведение и научное учреждение в системе Наркомздрава. С 1925/26 учебного года институт перешел на 4-летний срок обучения и в учебных планах ИФКиС стала самостоятельной дисциплиной. На последний «исторический факт» не «обращали внимания» авторы, исследовавшие «советское прошлое». [11]
3. Развитие физической культуры в России
В 20-30-е гг. ситуация в спортивном движении стала особенно сложной и противоречивой. [12] В большой степени она стала определяться политическими целями и интересами. Это послужило основанием для того, чтобы государство стало все больше и больше осуществлять патронат над спортом и даже превращать его институты в часть своего аппарата. Заметим, что для развития спорта это не всегда было плохо.
В СССР развитие физической культуры и спорта представляло одно из направлений «культурной революции». Государственные программы всеобщего физического воспитания, поддержки физкультурных и спортивных организаций, включение физкультурно-спортивных объектов в планы гражданского строительства в первые десятилетия советской власти позволили значительно поднять общий уровень физической культуры в стране и сделать спорт заметным явлением культурной жизни.
В сферу физической культуры и спорта были вовлечены различные группы населения: промышленные рабочие, учащиеся, женщины. Это физкультурно-спортивное движение было любительским в самом лучшем и, может быть, точном значении этого слова, ибо представляло собой недосужные и развлекательные занятия, а с увлечением и энтузиазмом выполняемую жизненную программу.
В промышленно развитых странах мира в 20-30-е годы отношение к спорту также существенно изменилось, в том числе и со стороны государственных учреждений, которые прежде едва различали его в поле своих интересов и задач. Спортивные успехи становились показателем национального престижа, и главную роль в этом принципиальном изменении статуса спорта сыграли получившие к этому времени невиданное развитие средства массовой информации. Они придали спорту ту популярность, которая поставила его героев в один ряд со звездами кино, что обернулось и материальным интересом и высокой социальной престижностью.
Так, жесткая классовая конфронтация 20-50-х гг. противопоставила «буржуазный» и «пролетарский» спорт, что в значительной мере ограничило возможности спорта как явления общечеловеческой культуры, а в нашей стране затормозило его развитие.
Ценности физического совершенства, пластической гармонии как важнейших составляющих индивидуальной свободы и высокого творческого потенциала личности в этих условиях все более уступали интересам политических выигрышей, чаще всего сиюминутных и весьма эфемерных, которые можно было получить, используя формы спорта и его организации. Спорт все чаще стал использоваться в качестве карты в политической игре. Причем, чем большую популярность он приобретал, тем большим авторитетом он пользовался в этой игре.
Особенно важно, что спорт в 60-е гг. создал как бы некое единое пространство культуры современного общества.
Возникла и стала быстро расширяться сеть международных соревнований самого различного уровня и ранга, среди которых, бесспорно, верховенствующую роль играли олимпийские игры.
Быстро рос престиж спортивной победы, поскольку атлеты и команды выступали как представители стран, наций, регионов, как выразители и защитники их «спортивной чести» (появилось и такое понятие). То же самое можно сказать о клубах и громадной массе их болельщиков и приверженцев. Репрезентативность стала важнейшей характеристикой спорта и существенным условием его развития. [15]
Заключение
Для примера можно указать на города, бравшие на себя миссию проведения олимпийских игр или других крупных международных соревнований. В культурной жизни середины века стали весьма заметны также спортивные праздники, манифестации, парады и т.п. Они создали и свои особые средства выразительности. Спорт определенным образом вошел в художественную культуру современности и в том плане, что стал оказывать существенное влияние на искусство, вообще на стиль времени, в том числе художественный. Более того, сам спорт стал областью производства непосредственно художественных ценностей.
Большие надежды возлагались на спорт и в плане нравственного совершенствования общества. Конечно, никто не ожидал от спорта абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружеская расположенность участников соревнований, бескорыстность борьбы и ее благородные правила будут все в большей и большей мере определять спортивные отношения, а через них распространяться в качестве общечеловеческих ценностей и норм общения.
Но современный спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не обнаруживает тенденции к потере своих функций, к исчезновению из пространства культуры как его древний предшественник. Наоборот, основные линии и формы развития современного спорта нашли в этом пространстве свое место и оказались весьма значительными в своем гуманистическом и эстетическом содержании.
Список литератур ы
1. Бутовский А.Д. Новые методы в воспитании. С.-П., 1902.
3. Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1990.
6. Кулинко Н.Ф. История физической культуры. Оренбург, 1994.
[3] Кулинко Н.Ф. История физической культуры. Оренбург, 1994.
[9] Бутовский А.Д. Новые методы в воспитании. С.-П., 1992.
[10] Кулинко Н.Ф. История физической культуры. Оренбург, 1994.
[15] Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1990.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.