в какой период появился орнамент
История возникновения орнамента
Рубрика: Родной (нерусский) язык и литература
Дата публикации: 09.03.2016 2016-03-09
Статья просмотрена: 6172 раза
Библиографическое описание:
Тибенько, Т. И. История возникновения орнамента / Т. И. Тибенько, Н. С. Кашенова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/328/ (дата обращения: 24.10.2021).
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор [1].
Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать.
Один из крупнейших чешских исследователей народной культуры Йозеф Выдра выделяет четыре главные функции орнамента: 1) конструктивную — она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие; 2) эксплуатационную — она облегчает пользование предметом; 3) репрезентационную — она увеличивает впечатление ценности предмета; 4) психическую — она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его. «Орнамент в народном творчестве и народном искусстве был всегда на пользу делу, и его трактовка, в сущности, соответствует принципам современной эстетики». Одной из сложных проблем в изучении орнамента является трудность в его расшифровке и датировке первоначального происхождения, а также принадлежности тому или иному этносу. За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., от простых сочленений до сложных хитросплетений. Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами. Ранние формы орнамента — геометрические. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. «Этот орнамент словно бы движется перед зрителем равномерно, постоянно, в ритме, исполненном поистине космического звучания. Он всегда замкнут в круг — круг бытия, — обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани» Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения. Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму [3].
Орнаменты — узоры, состоящие из ритмически упорядоченных элементов для украшений каких-либо предметов — появились в древнейшие времена. Техника нанесения орнамента, виды орнаментов имеют много общего у тюркских народов. Немецкий ученый Херман Хаожк отмечает незначительные отличия в изготовлении ковров в Анатолии и в Туркмении. Причину этого он объясняет так: «Ясно, что эти ковры по способам нанесения орнаментов повторяют методы кочевых тюрков, переселившихся в Анатолию». Каждый орнамент тюркских ковров имеет свое название. Например, «верблюжья шея», «стрела лука», «след куропатки», «подбоченившаяся девушка», «восьмиугольная звезда», «гусиная ножка», «крючок», «кремень» и т.д. В текстильных изделиях чаще используются енисейские орнаменты и орнаменты, напоминающие буквенные знаки древнетюркского алфавита. На украшениях можно найти орнаменты, похожие на Орхоно-Енисейские руны [1].
Ученые считают, что в самом начале тюркские ковры появились в Центральной Азии. Первым тюркским ковром считается Пазырыкский ковер. Этот ковер появился за пять столетий до нашей эры. В ковре имеется 3600 узлов, размер его — 1,90 х 2 м, на нем изображены четырехлепестковый цветок, «цветок гунна».
Каждый орнамент, узор имеет свое значение. Например, орнамент «подбоченившаяся девушка» напоминает фигуру женщины, упершейся руками в бока. Этот орнамент чаще используется в производстве ковров, чулок и варежек. На алматинских коврах встречаются орнаменты, напоминающие по форме петуха. Наряду с этим изображаются и мелкие узоры в форме рогатины, бахромы, восьмиугольной звезды, следа кошки, букв U(y) и V(B). Эти орнаменты символизируют пятикратную молитву — намаз. Тюрки по-особенному относились к орнаментам. По орнаменту на головном уборе можно легко определить принадлежность человека к определенной нации (узбеки, татары, таджики, казахи, кыргызы), которые когда-то имели общие корни [4].
У кыргызов имеются такие виды орнаментов, как «бараний рог», «амулет», «цветок миндаля», у узбеков — «цветок хлопка», «миндаль». Казахские орнаменты подразделяют на три группы: симметричные, комбинированные, непарные узоры. Основным среди них является «бараний рог». Сам орнамент «рог» делится на несколько разновидностей. Иными словами, в быту широко использовался именно этот орнамент [3].
Как заметил ученый-искусствовед В.Чепелев: «Казахи, кажется, живут в мире узоров, орнаментов». В гармонично выполненных орнаментах, являющихся народным достоянием, правдиво отображаются традиции, обычаи и быт предков. Орнаментальное искусство, как никакое другое, рассказывает об истории народа, его героических делах, является своеобразной летописью. Это искусство, подчеркивая своеобразие народа, развивается вместе с ним. Народные мастера умели находить достойную роль каждому орнаменту [3]. К примеру, орнаменты, наносимые на головной убор, не использовались на верхней одежде, на брюках. Это объясняется следующим. К примеру, орнамент «собачий хвост» никогда не использовался на головном уборе. На верхнюю одежду, платья девочек наносились орнаменты в форме цветов или ласточки. На одежду мальчика наносились орнаменты в виде наконечника стрелы, орла, бараньего рога. Нанесенные в давние времена на камни, на дерево орнаменты со временем «перешли» на кошму, алашу, ковры и другие предметы быта. Благодаря знакам с определенным значением — танба, можно узнать о значении какого-то понятия, т. е. орнаменты порождены определенной жизненной необходимостью [3]. Искусство наложения орнамента является одним из направлений прикладного искусства. Его виды, названия зависят от предназначения и использования в быту. Имеется немало методов нанесения орнамента: вышивкой, стежками, валянием, подбором цветов клювообразных орнаментов, потайным швом, кружевным шитьем. Нет отрасли, где бы ни использовались такие методы, как плетение, вязание, строгание, шитье, черчение, крашение, инкрустация костью, серебрение, чеканка. Они широко применяются в быту, в производстве, в строительстве, в области культуры, в архитектурном искусстве и играют важную роль в развитии мирового искусства.
История возникновения орнамента
Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости. Происхождение орнамента, доподлинно, неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру.
Орнаменты — узоры, состоящие из ритмически упорядоченных элементов для украшений каких-либо предметов — появились в древнейшие времена. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии.
Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.).
Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать. В трудах современных исследователей истории появления, бытования и использования орнамента особое внимание уделяется мотиву спирали. Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий, и спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних.
В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент перестал нести какой-то важный смысл и его стали использовать просто для украшения. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.
Декоративный китайский стиль стал образцом для японских художников, но они создали свою, уникальную художественную систему. Надо отметить, что в древности и в Средневековье Япония практически не знала иностранных нашествий. Это позволило ей создать определенные традиции, прежде всего связанные с поэтическим отношением к окружающему пейзажу.
Декоративное искусство Японии сложилось под сильным влиянием Китая и отчасти Индии. Орнамента в строгом понимании этого слова у японцев нет. В декоре произведений японского искусства преобладают природные мотивы. Геометрических узоров сравнительно немного. Цветы, травы, ветви деревьев, бабочки, птицы, драконы и сказочные чудовища, змеи и насекомые – вот основные сюжеты в росписи фарфора, лаков, тканей, бесконечно варьируемые, преображаемые фантазией художника.
Однако в такой орнаментации есть черты, существенно отличающие ее от изделий других народов. Различие это заключается преимущественно в особенностях композиции, в расположении декора на поверхности произведения ДПИ. Для японского стиля типичны умышленная асимметрия в декоре, чувство красоты, материала, дар художественного синтеза, повторение мотивов и отсутствие перспективы в изображении, имеющие целью подчеркнуть роль поверхности.
Все это ошеломило запад, когда в XIXв. он познакомился с японским искусством, и произвело переворот в представлениях художников, способствовав возникновению “ар нуво”, или, иными словами, “стиля модерн” (художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства).
В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам. Ислам, возникнув в первой трети VII в. на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира. Впитав приобретенные формы византийской, коптской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии, часто соединенные вместе в так называемый эпиграфический орнамент. Один из ранних и наиболее используемых почерков — куфический (буквы прямые с четкими угловатыми очертаниями), или, как его поэтически называют, «цветущий куфи». Второй наиболее распространенный почерк — насхом (буквы более округлые).
Орнамент барокко порывал со спокойной гармонией орнаментального искусства эпохи Возраждения. Выражение покоя и равновесия постепенно начало уступать место новому пониманию красоты. Исчезает слепое подражание античному декору. Тяжеловесные и массивные элементы делаются более округлыми (картуш), более торжественными. В начальный период наиболее распространенным был мотив маски, иногда смеющейся, который сменил мотив солнца.
Прямые линии в орнаменте постепенно вытесняются изогнутыми. Вместо спокойствия – эмоциональнуй порыв, вместо ясности и лаконичности – сложность, многообразие и пышная декоративность; при этом все еще сохраняются организующий центр декоративной композиции, симметрия.
Орнамент барокко отличается разнообразием и выразительностью. Он сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем; широко применяется античный мотив акантового листа. В соединении с самым прихотливыми и неожиданными завитками орнамент из аканта используется почти всеми видами прикладного искусства.
Орнамент стиля рококо по существу является последней стадией развития барокко в его стремлении ко все большей свободе композиции. Стиль рококо – чисто декоративный стиль интерьера, стремившийся лишить его конструктивной четкости, логики и ясности восприятия. Во Франции он назывался стилем Людовика XVI.
Само название “рококо”произошло от французского термина “рокайл”, в корне которого лежит слово “чос”, что означает “скала”. Еще в XVII в. стало приятно украшать фонтаны и гроты как бы в подражание природе обломками скал, покрытых морскими лаковинами и растениями, которые, перепутываясь и переплетаясь, создавали впечатление случайных беспорядочных нагромождений. Это послужило толчком к развитию со второй четверти XVIII в. нового декора, первым и непременным свойством которого стала его асимметричность (наклонная ось композиции, криволинейные контуры, явно доминирующие над прямыми, причудливый рокайль – орнамент, в котором преобладают мотивы в виде “С” – “З” – образных арабесок, раздваивающихся и сплетающихся между собой.
Орнамент вновь обретает статичность и уравновешенность, с ясными и четкими членениями прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов. Хотя многие элементы, характерны для эпохи барокко и рококо, сохраняются, класицизм избавляется от излишеств, перегруженности деталями, динамической устремленности форм. Колористические решения орнамента становятся сдержаннами, в росписях начинает преобладать гризайль.
В орнаментальных мотивах класицизма постоянно встречаются розетки – квадратные, четырехугольные, овальные, листья аканта и лавра, цветы, свивающиеся в гирлянды. Пальметки становятся узкими и длинными, спокойного контура. Среди любимых мотивив – медальоны, факел Гименея, античные алтари и урны, покрытые драпировкой, голова или шкура льва, головы сатиров, грифоны и сфинксы, корзины цветов, голубки, дельфины, амуры, треножники и своеобразные узлы и петлии из витых шнуров. Фигурные композиции полны изысканности и ясной гармонии. Герои мифологических сюжетов одеты в легкие прозрачные одежды, подобные античны.
В конце 1880-х гг. почти одновременно в разных странах заявил о себе »новый стиль», известный под названием »ар нуво», »сецессия», »югендстиль», »модерн». Его художественные поиски и принципы форморования с наибольшей полнотой проявились прежде всего в архитектуре, а затем в декоративном искусстве, где орнаменту суждено было стать наиболее характерным воплощением новых стилевых тенденций.
Немалая роль в становлении модерна принадлежит Самюэлю Бингу, сознательно и целеустремленно пропагандировавшему японское искусство с точки зрения потребностей »нового стиля». Он считал своей главной задачей познакомить французских художников в первую очередь прикладных жанров с принципами построения формы и декора японских изделий, открыть новые пути творчества. Публикации его журнала были призваны помочь художникам и ремесленникам, работавшим в области промышленных искусств, уйти от модного в то время внешнего подражания восточным изделиям к подлинному их пониманию и использованию в собственном творчестве.
Значительным оказался и опыт Японии в реализации одной из главных проблем в системе стиля модерн – в проблеме синтеза искусств. Кроме того, обращение к японским мотивам имело одно из первостепенных значений в становлении собственно стилевых свойств модерна.
Японская графика стала стимулом обращения модерна к образам загадочных, томных и грациозных женщин, а также к редким в европейском искусстве мотивам флоры и фауны, таким как водоросли, водяные лилии, насекомые, пресмыкающие и ракообразные. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики изображались на разнообразных предметах и во всех видах прикладного искусства.
Орнаменты всех времен и стилей
Под словом орнамент, орнаментика, следует понимать те украшения, которые заполняют свободные места на предметах. Поэтому эти украшения должны вполне согласовываться с характером самого предмета и его назначением и никоим образом не могут быть самостоятельными факторами. Орнаменты составляются из геометрических и природных форм. Комбинируя плавно и соразмерно всевозможные прямые и кривые линии в различных положениях, художник, благодаря своему развитому вкусу, производит всеми нанесенными на предмет добавлениями несравненно большее впечатление, чем оно получилось бы от созерцания простой, чуждой всяких украшений вещи.
Но здесь необходимо опять упомянуть о том, что эти украшения должны находиться в полном соответствии с характером и назначением самого предмета, в противном случае зритель при рассматривании его получит неблагоприятное впечатление. Помимо того натуральные формы растений, животных, человека и т.п. применяются только в тех случаях, когда они своей реальностью не убивают прочих составных частей украшения и не вредят общему впечатлению. Поэтому в большинстве случаев нам приходится встречать натуральные формы в стилизованном виде, т.е. натуральная форма изображена в главных чертах с добавлением завитков и украшений в подходящем к предмету характере-стиле.
Стиль. Под этим словом в орнаментике следует понимать строгое согласование как украшений между собою, так равно и этих последних с общим характером предмета, на который они наносятся, соответственно требованиям и законам искусства известных народов в различные художественные эпохи.
Орнамент бывает графическим, скульптурным, по форме – геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы; в него могут быть включены изобразительные мотивы. Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля.
Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно-прикладного искусства.
В процессе складывания стиля, несущего в себе новые художественные идеалы, в прикладном искусстве появлялись новые орнаментальные мотивы, создавались новые декоративные решения.
Основными классификационными признаками орнамента служат его происхождение, назначение и содержание. С учетом всего этого орнаментальные формы можно объединить в следующие группы или виды.
Давно собираю материалы по истории орнамента, старинные книги, подборки иллюстраций.
Буду рада, если кому-нибудь эта информация поможет в творчестве 🙂
Орнамент — многогранное искусство создания причудливых узоров
Орнамент (от латинского ornamentum — «украшение») — это разновидность декоративного оформления предметов или объектов посредством чередования и сочетания различных узоров. Орнамент широко используется в архитектуре и вышивке, монументальной скульптуре и гончарном деле, книжной графике и производстве текстильных изделий, ювелирном деле и кузнечном ремесле.
Орнаменты наносят на поверхность изделий или конструкций разнообразными способами:
Виды орнамента
Орнамент — это особая сфера искусства, которая развивалась на протяжении тысячелетий во всех мировых культурах. Мотивы орнаментальных изображений у разных народов могут сильно различаться, они имеют глубокий символический смысл и яркую декоративную выразительность.
Всевозможные виды орнамента можно разделить по нескольким основным параметрам:
Орнаментальные ленты широко используются в архитектуре для декоративного оформления фризов и колонн, а также при изготовлении тканей. Розетты (вписанные в окружность орнаменты) издавна украшают всевозможные гончарные изделия. Ярким примером сетчатых узоров могут служить восточные ковры ручной работы.
Технический орнамент получается в результате деятельности человека. Незамысловатые повторяющиеся узоры образуются на изделиях случайным образом: при обработке глины на гончарном круге или при переплетении нитей на ткацком станке.
Символический орнамент имеет ярко выраженные национальные традиции. Например, у славянских народов узоры с оригинальной символикой широко используются в вышивке и декорировании пасхальных яиц (писанок).
Геометрический орнамент состоит из переплетения различных фигур, линий и точек. Он является наиболее распространенным типом узора в большинстве мировых культур. Многие элементы в таких композициях представляют собой упрощенное изображение реальных форм (круг — солнце, извилистая линия — волна).
Каллиграфический орнамент получил наибольшее распространение в Китае, Японии и арабских странах. В этом случае узоры складываются из отдельных букв или иероглифических знаков.
Основой для предметного орнамента чаще всего служат музыкальные инструменты, атрибуты театрального искусства и военной геральдики. А растительные, животные и антропоморфные узоры для декоративного украшения всевозможных поверхностей широко использовались в древних культурах самых разных народов.
История орнамента
История орнамента уходит корнями вглубь многих десятков тысячелетий, ее истоки сформировались задолго до появления первых цивилизаций. Наши далекие предки еще в каменном веке научились наносить причудливые узоры на предметы быта. Возраст самых ранних образцов такого творчества, обнаруженных археологами, составляет более 45 тысяч лет.
Орнаментальные композиции использовали древние египтяне при декоративном обрамлении храмовых сооружений и гробниц. Античные мастера довели до совершенства искусство вазописи, неотъемлемой частью которого были знаменитые меандры.
На протяжении многих тысячелетий традиции орнаментального ремесла обособленно развивались в разных регионах мира. Так, в Полинезии было принято наносить замысловатые узоры (татуировки) на тела людей, а в арабской культуре издавна практиковалась каллиграфическая вязь при отделке религиозных сооружений.
Скандинавские орнаменты с изображениями снежинок и северных оленей старинные мастерицы вышивали на теплых вещах (шарфах, варежках, свитерах), а в Византийской империи были широко распространены растительные мотивы узоров.
С наступлением эпохи Великих географических открытий в конце XV века началось глобальное смешение мировых культур. Моряки привозили из дальних стран уникальные образцы творчества самых разных народов. Национальные орнаменты перестали быть достоянием небольших разрозненных групп людей, многие старинные традиции были утрачены.
В наши дни орнамент остается популярной формой изобразительного искусства во многих сферах деятельности человека. А уникальными образцами узоров, созданных древними мастерами, сегодня можно вволю полюбоваться в сотнях музеев по всему миру.
Самые известные разновидности орнамента
Среди самых известных разновидностей орнамента стоит особо выделить 3 уникальных типа узоров, созданных в разных уголках нашей планеты: