в какой хоромине состоялся первый спектакль

Прошел первый спектакль в Комедиальной Хоромине

Труппу из молодых иностранцев, обитавших в Немецкой слободе, собрал ставший таким образом основоположником русского театра Йоганн, в России его называли Яган, Готфрид Грегори, сын немецкого врача. С 1658 года он жил в России, где служил пастором лютеранской церкви. Представление продолжалось 10 часов и шло по-немецки, а публике время от времени по-русски объясняли суть очередного эпизода. После смерти Алексея Михайловича Комедиальную хоромину снесли как «богопротивную» по приказу его набожного сына царя Федора.

На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В специальной ложе находились царица и ее придворные дамы. Первое представление длилось десять часов, но царь досмотрел все до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого «действа» необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время «позорищем».

В июне 1673 года в театральную школу при Комедийной хоромине были набраны русские актеры из молодых подьячих и других служащих, всего около 70 человек. С их помощью Грегори подготовил «Олофернову комедию», или «Иудифь». Позднее Комедийная хоромина также демонстрировала такие спектакли как: «О Товии», «О Егории Храбром», «Темир-Аксаково действо», «Малая прохладная комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве», «О Давиде и Голиафе», «О Бахусе и Венусе».

После смерти Грегори в 1675 году театральное дело продолжали его помощники Ю. Гивнер и С. Чижинский. Летом того же года к «Комедийной хоромине» пристроили «горницу трех сажен», а к ней еще такие же «сени». За театр отвечал боярин Артамон Матвеев. В 1676 году, после смерти Алексея Михайловича, спектакли прекратились, труппа была распущена. В 1707-1711 годах в Преображенском устраивала спектакли царевна Наталья Алексеевна, младшая сестра Петра I.

Источник

«Комедийная хоромина»

«Комеди́йная хоро́мина» первое театральное здание в России, построенное в 1672 по указу царя Алексея Михайловича в селе Преображенском под Москвой для спектаклей первого русского придворного театра. «Комедийная хоромина» представляла собой просторную палату, стены которой были обиты красным, пол — зелёным сукном; сцену образовывала часть палаты, отгороженная «завесой»; напротив неё у дальней стены было устроено специальное помещение («клеть»), откуда «сквозь решётку» смотрели комедию царица и царевны. 17 октября 1672 состоялся первый спектакль — «Артаксерксово действо» (инсценировка библейской легенды). Спектакль было поручено представить пастору московской лютеранской церкви магистру И.Г. Грегори. Он собрал и обучил для этого около 60 молодых людей, бывших в основном «московскими природными иноземцами» (то есть родившимися и жившими в Москве); лишь несколько главных ролей исполняли приглашённые иностранные профессиональные актёры (при этом женские роли исполнялись также мужчинами). Комедия разыгрывалась на немецком языке, и для перевода присутствовал толмач. В июне 1673 были набраны русские актёры из молодых подьячих и других служащих (около 70 человек), с которыми Грегори подготовил «Олофернову комедию», или «Иудифь». В последующие годы в репертуар театра вошли пьесы: «О Товии», «О Егории Храбром», «Темир-Аксаково действо», «Малая прохладная комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве», «О Давиде и Голиафе», «О Бахусе и Венусе»; балет «Об Орфее». После смерти Грегори (1675) театральное дело продолжали его помощники Ю. Гибнер и С. Чижинский. Летом 1675 к «Комедийной хоромине» пристроили «горницу трёх сажен», а к ней ещё такие же «сени». Ведал всем, что относилось к театру, боярин А.С. Матвеев. В 1676, после смерти Алексея Михайловича, спектакли прекратились, труппа была распущена. В 1707—11 в Преображенском устраивала спектакли царевна Наталья Алексеевна, младшая сестра Петра I.

Литература: Богоявленский С.К., Московский театр при царях Алексее и Петре, М., 1914.

Полезное

Смотреть что такое ««Комедийная хоромина»» в других словарях:

Гивнер, Юрий Михайлович — Юрий Михайлович Гивнер George Hüfner Дата смерти: 1691 год(1691) Место смерти: Москва Род деятельности: драматург, театральный режиссёр, переводчик … Википедия

Театры Москвы — Эта страница информационный список. См. также: История театра в России и Императорские театры Российской империи Театры Москвы театры различных жанров и направлений на т … Википедия

театр — Первые театральные игры в Москве связаны с выступлениями скоморохов. В XVI XVII вв. ставились театрализованные представления на евангельские сюжеты в в («Пещное действо», «Омовение ног»), на («Шествие на осляти»). Рост светской культуры, связи… … Москва (энциклопедия)

Грегори Иоанн-Готфрид — Грегори Иоганн Готфрид, майстер Ягань Готфрит Григорьев Мартысбургенской ; родился в Мерзебурге (Марбурге), в семье врача. В молодости был сперва в шведской, а потом в польской военной службе. Благосклонное отношение царя Алексея Михайловича к… … Биографический словарь

Красная площадь — центральная площадь Москвы у Кремля, арена многих важных событий русской истории и истории Советского государства, место массовых демонстраций трудящихся столицы и парадов Вооружённых Сил СССР. Ограничена восточным участком Кремлёвской… … Большая советская энциклопедия

Москва — столица СССР и РСФСР, крупнейший центр сов. и мировой муз. культуры. 7632 тыс. жит. (1975). Наиболее ранние сведения о муз. жизни М. относятся к 15 16 вв. В кон. 15 в. или нач. 16 в. был создан хор Государевых певчих дьяков, к рый… … Музыкальная энциклопедия

Театральная музыка — музыка к спектаклям в драм. театре, в синтезе с др. видами иск ва участвующая в сценич. воплощении драмы. Музыка может быть предусмотрена драматургом, и тогда она, как правило, мотивирована сюжетом и не выходит за рамки бытовых жанров… … Музыкальная энциклопедия

МОСКВА (город) — МОСКВА город (см. ГОРОД) в центре Европейской части России, столица Российской Федерации, город герой. Москва имеет статус города федерального значения, является субъектом Российской Федерации и вмессте с тем административным центром Московской… … Энциклопедический словарь

Преображенское (район Москвы) — Район Преображенское Муниципальное образование Преображенское Герб … Википедия

Красная площадь (Москва) — Красная площадь Москва Общая информация Округ ЦАО Протяжённость 330 м Район Китай город Красная площадь Красная площадь на Викискладе … Википедия

Источник

Комедийная хоромина

Комедийная хоромина — первое театральное здание в России, предназначенное для театральных представлений. Оно было построено в 1672 году в летней резиденции царя Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы (теперь это Москва).

Полковнику фон Стадену, уезжавшему за границу весной 1672 года, было поручено (среди прочих поручений) привезти для государя в службу всяких людей, „которые б умели всякие комедии строить“. Но полковнику это поручение выполнить не удалось, так как иностранные актеры, имеющие самое приблизительное представление о Московии, да к тому же изрядно напуганные различными разговорами, ехать в Россию отказались. Это обстоятельство, однако, не изменило намерение создать театр. Заняться организацией театра было поручено пастору из Немецкой слободы в Москве Иоганну Грегори. По приказу царя Грегори должен был „учинити комедию“, а „на комедии действовать из Библии книгу „Есфирь“. В это время и был построен театр Комедийная хоромина. Труппу театра набрали из детей иноземцев, живших в Москве. Она состояла из шестидесяти четырех человек. Сам Грегори и переводчик посольского приказа Юрий Гивнер репетировали пьесу, написанную на библейский сюжет. Пьеса была первоначально написана по-немецки, а потом переведена на русский язык. Репетиции проводились на двух языках.

17 октября 1672 года состоялось первое представление придворного театра. Спектакль „Есфирь“, или „Артаксерксово действо“, имел большой успех. Зрители были поражены тем, как на сцене события прошлого оживают перед ними и переносятся во время настоящее. Спектакль длился десять часов подряд без антракта, что объяснялось огромным размером пьесы.

В 1672–1676 годах театр регулярно играл при царском дворе. Представления „комедий“ прочно вошли в придворную жизнь. „Комедиями“ в это время назывались любые спектакли — жанрового деления не было. Кроме „Комедийной хоромины“ в Преображенском, было выстроено еще одно театральное помещение в Кремле — над придворной аптекой. В 1673 году была организована русская труппа из двадцати шести подьяческих и мещанских детей. Оповещалась придворная публика о начале спектакля „нарочными сокольниками“ и „стремянными конюхами“. „Комедийная хоромина“ существовала до 1676 года и была закрыта после смерти царя Алексея Михайловича.

Девять „комедий“ было поставлено на сцене этого театра за время его существования: „Артаксерксово действо“ (1672), „Комедия о Товии-младшем“ (1763), „Олоферново действо“ (1674), „Темир-Аксаково действо“ (1675), „Егорьева комедия“ (1675), „Комедия об Адаме и Еве“ (1675), „Комедия об Иосифе“ (1675), „Комедия о Дабиде с Галиадом“ (1676), „Комедия о Бахусе с Венусом“ (1676). Из всех пьес, что составляли репертуар театра, сохранились только „Артаксерксово действо“ и „Олоферново действо“. Первая из них представляла такую историю в лицах: царь Артаксеркс женится на прекрасной и добродетельной Есфири. Мудрый Мардохей, дядя Есфири, становится близким царю человеком. Но высокомерный и хитрый придворный Аман завидует ему и хочет его погубить. Козни властолюбивого злодея становятся известны царю, который велит его казнить. Пьеса восхваляла мудрость и справедливость царя, а перед спектаклем „оратор царев“ непосредственно обращался в зрительный зал с разъяснением того, что будет видеть публика. Основная часть пьес, поставленных на сцене „Комедийной хоромины“, была связана с библейскими сюжетами и проникнута религиозной (христианской) моралью. Могущественные люди и царства, забывающие Бога и охваченные гордыней, неминуемо погибают, а чтущие Бога — непобедимы. В других спектаклях рассказывалось о подвиге девушки, которая спасла свой народ от нашествия врагов. И этот спектакль начинался с обращения к царю как главному зрителю. Царь прославлялся как „мощнейший во всей вселенной“, Бог хранит его царство, которое есть „ограда всему христианству“, а посему люди, находящиеся под покровительством Бога, непобедимы. И далее шло прямое обращение: „Зри, великий царь… изъяснится в комедии сие“. Мысль о том, что православный царь является защитником всех христианских народов от их врагов, развивалась в постановке пьесы „Темир-Аксаково действо“. В основу пьесы был положен сюжет трагедии Марло „Тамерлан Великий“. Тамерлан, или Темир-Аксак, изображен в „действе“ как христианский государь, вступающийся за своих единоверцев из государства „кесаря Палеолога“, которых хочет придать огню и мечу объятый властолюбием, хищный турецкий кесарь Баязет. Тамерлан побеждает турецкие войска и заключает Баязета в железную клетку, где он — „великий варвар и кровопивец“ разбивает себе голову о железные прутья. Пьеса была поставлена накануне обострения отношений между Россией и Турцией. В этой ситуации особое значение приобретала сцена, в которой православный государь обращался к своим воинам:

„Могут ли они турецкое государство одолеть?“ И получал утвердительный ответ. Это была первая постановка на светский сюжет, тогда как три следующие были религиозного содержания.

Для регулярной работы театра требовались актеры, а потому была открыта русская театральная школа. Она была одним из первых театральных учебных заведений Европы. Грегори обучал и русских детей, к 1675 году их было семьдесят человек. Ученики школы (русские и иноземные) были в то же время исполнителями в спектаклях придворного театра. Однако иноземцы содержались гораздо лучше, нежели русские актеры — оплата их труда была более высокой. Вероятнее всего, что учителя-иноземцы обучали актерскому мастерству так, как сами его понимали, то есть опираясь на манеру исполнения, принятую в немецком театре XVII века. Актер должен был „представлять“ аффектированно и театрально все признаки страстей и чувств, коими наделен был его герой.

О размерах театрального помещения („Комедийной хоромины“) в Преображенском можно сказать, что театр был не велик — общей площадью 90 кв. саженей. Зрительный зал обит красным и зеленым сукном. На деревянных скамьях, расположенных амфитеатром, и на сцене размещались зрители. Царское место находилось впереди всех других и было обито красным сукном. Для царицы и царевен устроены особые места-„клети“, то есть нечто наподобие лож, отделенных от зрительного зала решеткой. Они могли видеть спектакль, но в то же время не нарушать принятого этикета. Сцену и зал разделяли перила. Сцена занимала около 55 кв. саженей, то есть больше половины всей площади здания. Такое соотношение определялось необходимостью давать постановочно эффектные спектакли, требующие большой пышности и, соответственно, сценического места. Для изготовления костюмов и бутафории применялись ценные материалы: горностаевые меха, дорогие сукна, атлас, шелка, кружево. В спектакле применялись звуковые и световые эффекты. В „Темир-Аксакове действе“ изображалось „стреляние“, „ракеты“, „огненная молния“. Использовалась в ряде спектаклей и достаточно сложная бутафория — в ряде из них появлялись „человечьи головы“, то есть бутафорские отрубленные головы. Уровень сценической техники был достаточно высок, поелику известно, что на сцене появлялось движущееся чудовище — Змей. Спектакли оформлялись живописными декорациями, которые располагались по кулисной системе, с применением перспективных задников.

Сегодня трудно представить все то потрясение, что испытали зрители на первом спектакле „Комедийной хоромины“. Театр был безусловной новостью и чудом. И поскольку он был признан государственной властью, то, значит, и получал возможность дальнейшего развития — развития именно русского национального театра.

Источник

27 октября Состоялся первый спектакль в Комедиальной хоромине

Комедиальная хоромина – первое в России специальное здание для театральных представлений – было выстроено по указу царя Алексея Михайловича в его летней резиденции, в селе Преображенском под Москвой, для развлечения его молодой супруги царицы Натальи.

в какой хоромине состоялся первый спектакль. pervyiy spektakl v komedialnoy horomine. в какой хоромине состоялся первый спектакль фото. в какой хоромине состоялся первый спектакль-pervyiy spektakl v komedialnoy horomine. картинка в какой хоромине состоялся первый спектакль. картинка pervyiy spektakl v komedialnoy horomine. Труппу из молодых иностранцев, обитавших в Немецкой слободе, собрал ставший таким образом основоположником русского театра Йоганн, в России его называли Яган, Готфрид Грегори, сын немецкого врача. С 1658 года он жил в России, где служил пастором лютеранской церкви. Представление продолжалось 10 часов и шло по-немецки, а публике время от времени по-русски объясняли суть очередного эпизода. После смерти Алексея Михайловича Комедиальную хоромину снесли как «богопротивную» по приказу его набожного сына царя Федора.

Именно боярин Артамон Сергеевич Матвеев, близкий друг царя Алексея Михайловича, видный сановник и вершитель многих дел в русском государстве, способствовал созданию первого придворного театра. Царь заинтересовался и повелел устроить сию забаву, но своих специалистов не было.

Поэтому обратились к учителю из Немецкой слободы Иогану Грегори (Иоганн Готфрид Грегори). С 1658 года он жил в России и служил пастором лютеранской церкви. В труппу набрали 60 актеров из молодых иностранцев, обитавших в Немецкой слободе.

в какой хоромине состоялся первый спектакль. na repetitsii u gregori. pridvornyiy teatr. в какой хоромине состоялся первый спектакль фото. в какой хоромине состоялся первый спектакль-na repetitsii u gregori. pridvornyiy teatr. картинка в какой хоромине состоялся первый спектакль. картинка na repetitsii u gregori. pridvornyiy teatr. Труппу из молодых иностранцев, обитавших в Немецкой слободе, собрал ставший таким образом основоположником русского театра Йоганн, в России его называли Яган, Готфрид Грегори, сын немецкого врача. С 1658 года он жил в России, где служил пастором лютеранской церкви. Представление продолжалось 10 часов и шло по-немецки, а публике время от времени по-русски объясняли суть очередного эпизода. После смерти Алексея Михайловича Комедиальную хоромину снесли как «богопротивную» по приказу его набожного сына царя Федора.

На репетиции у Грегори. Придворный театр

Местом устройства «комедийной хоромины», в которой предстояло разыграть готовившееся представление, определили село Преображенское, все работы по созданию фактически первого русского придворного театра велись под наблюдением Артамона Матвеева. В конце октября 1672 года «хоромина» была готова, потом началась её внутренняя отделка, которая поражала своей роскошью и великолепием: стены зала драпировали «черевчатым» (красным) и зелёным сукном. Готовили костюмы и декорации: «…шилось всякое потешное платье и написаны рамы перспективного письма (декорации)». Росписью «хоромины» и устройством декораций занимался гамбургский живописец Петер Шимс, которого в русских документах называли «мастером перспективного дела». Оркестр получился сводным: в нём участвовали домашние музыканты Матвеева (которыми руководил органист Симон Гутовский) и служители кирхи, где проповедовал Грегори.

в какой хоромине состоялся первый спектакль. iogann gotfrid gregori i aleksey mihaylovich. в какой хоромине состоялся первый спектакль фото. в какой хоромине состоялся первый спектакль-iogann gotfrid gregori i aleksey mihaylovich. картинка в какой хоромине состоялся первый спектакль. картинка iogann gotfrid gregori i aleksey mihaylovich. Труппу из молодых иностранцев, обитавших в Немецкой слободе, собрал ставший таким образом основоположником русского театра Йоганн, в России его называли Яган, Готфрид Грегори, сын немецкого врача. С 1658 года он жил в России, где служил пастором лютеранской церкви. Представление продолжалось 10 часов и шло по-немецки, а публике время от времени по-русски объясняли суть очередного эпизода. После смерти Алексея Михайловича Комедиальную хоромину снесли как «богопротивную» по приказу его набожного сына царя Федора.

Иоганн Готфрид Грегори и Алексей Михайлович

Так на Руси родился русский драматический театр… Так был сделан первый шаг приобщения русских царей к театральному делу.

После смерти Алексея Михайловича Комедиальную хоромину снесли как «богопротивную» по приказу его набожного сына царя Федора.

Источник

Первый балетный спектакль в России

Когда он был показан и что о нём известно?

Холодный февральский вечер… Стемнело рано, но в просторной палате было светло – её оживляло сияние множества свечей. Открылись массивные двери, и вошёл царь. Для него в центре помещения было установлено роскошное кресло. Вокруг расположились домочадцы и приближённые монарха. В ложе с зарешеченными окнами заняли места царица и царевны.

Часть палаты, что напротив зрителей, пока скрыта завесой. Через несколько минут начнётся представление. Прежде здесь показывались спектакли на библейские сюжеты. Однако на сей раз ожидается нечто необычное – инсценировка греческого мифа. Даже название звучит весьма диковинно – «Балет об Орфее и Эвридике». Присутствующие услышали новое для себя слово. Балет – что же это такое? Начавшийся спектакль и стал ответом на вопрос.

В то время прошло менее ста лет со дня показа в Париже легендарной «Цирцеи», которую называют первым в истории балетным спектаклем. Представление имело большой успех, было составлено его подробное описание и разослано многим знатным людям Европы. Это был своеобразный эталон, по образцу которого стали осуществляться балетные спектакли. Создатели аналогичного представления в России, конечно, не застали «Цирцею», однако вполне могли быть знакомы с её описанием.

Постановщиком «Балета об Орфее и Эвридике» стал Никола Лима. Достоверной информации об этой личности немного. Вероятно, Лима был шотландцем по происхождению, затем эмигрировал во Францию. Оттуда, в свою очередь, приехал в Россию как офицер инженерных войск. Для человека его круга обязательным было изучение танцев. Лима очень хорошо разбирался в них. Это позволило ему стать хореографом, педагогом и ведущим танцовщиком зарождающегося балетного театра в России.

Из мещан – в артисты

Сюжет о певце, спустившемся в подземное царство, чтобы вернуть к жизни любимую супругу, был очень популярен в 17 веке. Партитура «Балета об Орфее и Эвридике» не сохранилась. В качестве предполагаемого автора музыки называется Генрих Шютц – крупный немецкий композитор той эпохи. В своём творчестве он обращался к мифу о легендарном певце и даже написал на эту тему балет. Ноты, к сожалению, утеряны.

В первом русском танцевальном спектакле партию Орфея исполнил сам Никола Лима. В остальных ролях выступили его ученики – ими были дети мещанского происхождения. Любопытно, что в те годы все партии в балетах исполняли мужчины. Представление в «комедийной хоромине» не стало исключением. Но вполне вероятно, что в нём и не было значительных женских образов. Какое место занимала в сюжете сама Эвридика – неизвестно. Не исключено, что она могла погибнуть до начала действия, а в спектакле присутствовала лишь её тень.

О балете сохранились только обрывочные сведения. Их источник – записки курляндца Якова Рейтенфельса. Вначале главный герой пел приветственную арию, обращённую к царю. Затем следовал необычный номер: Орфей танцевал с двумя… пирамидами. Остаётся лишь предполагать, как выглядели эти странные персонажи. Пирамиды могли представлять собой конструкции на колёсиках, но также вполне вероятно, что это были танцовщики в весьма экстравагантных нарядах.

Возможно, создатели спектакля хотели выразить мысль, что игра Орфея заставляла двигаться даже камни. А, может, постановщики решили немного поиронизировать и тем смягчить трагизм грустной истории. В спектакле хореографические номера сочетались с разговорными диалогами и пением. Танцы состояли из замысловатых шагов, остановок в эффектных позах, элегантных поклонов. Костюмы исполнителей были роскошными, со множеством украшений.

После «Балета об Орфее и Эвридике» состоялось ещё несколько аналогичных спектаклей. Но о них ничего не известно, даже названия затерялись во мраке столетий. В 1676 году, когда умер царь Алексей Михайлович, театральные представления прекратились. Сама же «комедийная хоромина» была закрыта, затем разобрана. Новые сведения о балетном театре в России относятся уже к более поздним эпохам.

Однако сам факт постановки хореографического спектакля в столь далёкие годы очень важен. Он стал отправной точкой для развития нового вида искусства в России. Конечно, балеты в те века мало походили на спектакли, привычные в наши дни. Последующие поколения танцовщиков и хореографов продолжили творческий поиск. Результатами стали шедевры балетного искусства – своеобразные потомки того представления, которое было когда-то показано в «комедийной хоромине».

******************************************
Впервые опубликовано на сайте «Школа Жизни» в 2015 году

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *