в какой форме возможно проведение классного часа

Формы организации и проведения классных часов

Иванова И. Е.. Материалы к выступлению на педагогическом совете.

Классные часы. Формы состязательного характера

при проведении классных часов.

Главной формой внеклассной работы является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Заместитель директора по УВР Шахова Н. Л. напомнила нам о том, в каких формах могут проводиться классные часы. Остановлюсь подробнее на формах состязательного характера.

К этой категории относятся любые мероприятия, предусматривающие состязание. Это могут быть конкурсы, викторины, смотры, турниры, КВНы.

Клуб веселых и находчивых

Проанализировав воспитательную работу за 2014 – 2016 годы, могу отметить, что в состязательной форме проводилось много классных часов: Конкурсная программа «Зимние забавы», «А ну-ка, парни», «Рыцарский турнир», «Шуточная апрельская викторина», викторина «Космическая азбука», «Своя игра», интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?» и другие мероприятия.

В этом учебном году запланировано проведение интеллектуального состязания «Брейн – ринг», викторины «Растения, животные и птицы родного края».

Кроме этого, формы состязательного характера я включаю и в другие классные часы. Например, 14 декабря мы проводили классный час «Здоровое питание» для учащихся 8-11 классов. Сначала побеседовали с ребятами о том, в чём заключается понятие «Здоровое питание», каковы его составляющие, какие, а какие вредны для человека. А затем учащихся поделили на 2 команды (по рядам). Ребята выбрали капитанов. И команды принимали участие в конкурсе «Кто быстрее составит пирамиду правильного питания», отвечали на вопросы викторины.

21 декабря в 9 классе был проведён классный час «Моя будущая профессия».

В беседе ребята узнали, чем необходимо руководствоваться при выборе профессии, познакомились с формулой успешного выбора профессии. Один из этапов классного часа заключался в проведении викторины «Узнай профессию по описанию».

Классные часы, проводимые в форме состязаний, позволяют разрядить атмосферу в классе, дать возможность ребятам показать знания, проявить свои таланты и возможности, пошутить.

Присутствующие делятся на 2 команды.(по рядам, кто где сидит). Необходимо выбрать капитана и придумать название команды и девиз.

Далее ведущий задаёт командам вопросы по очереди, если команда не отвечает, отвечают соперники. За правильный ответ – жетон. Подсчитываем очки, выявляем победителя.

Вопросы для викторины

В каком месяце женщины разговаривают меньше? (в феврале, потому что в феврале 28 дней)

2.У трёх братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (Четверо)

3.От этих рек произошли фамилии литературных героев. (Онега, Лена, Печора)

4.Если курица стоит на одной ноге, она весит ровно 2 кг. А если стоит на 2 ногах?

5.Какие часы только два раза в сутки не врут? (Те, которые стоят)

6.У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 передние, 2задние. Сколько ног у животного?

Молодцы, вы отлично справились с заданиями.

Источник

Формы и методы проведения классного часа

В статье описаны различные формы и методы проведения классных часов и внеклассной работы с учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы проведения классного часа»

Формы и методы проведения классного часа

Подготовка классного часа

Классный руководитель в ходе подготовки и проведения классного часа следует алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:

Определение целей и задач.

Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.

Создание психологического настроя.

Проведение самого мероприятия.

Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:

обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;

Содержание классных часов согласуется с программой воспитательной работы школы (класса) и соответствует следующим направлениям:

физическое и умственное развитие личности.

Основные принципы деятельности при организации и проведении классных часов:

Принцип взаимосвязи сознания и деятельности предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение обучающегося.

Принцип личностно-ориентированного подхода предполагает приоритетное внимание к развитию личностных качеств обучающегося.

Принцип вариативности предполагает гибкое следование программе воспитательной работы и корректировку содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, дел, акций.

Основные компоненты классного часа:

Технологические аспекты организации классного часа:

определение педагогом совместно с учащимися тематики классных часов на новый учебный год;

уточнение темы и цели классного часа, выбор формы проведения;

определение времени и места проведения классного часа;

определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;

подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления по теме;

определение участников подготовки и проведения классного часа;

распределение заданий между участниками;

проведение классного часа;

анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Дискуссионные формы проведения классного часа

Во-первых, ученики вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это помогает избежать формализма в знаниях.

Во-вторых, школьники учатся высказывать свое мнение и обосновывать его.

В-третьих, приучаются к диалогу, т. е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы.

В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту нужно готовиться.

В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке:

выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся;

проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы;

выбранная проблема должна допускать различные способы решения;

проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся.

Основные цели проведения дискуссии:

выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников;

воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т. д.

Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. Методика ее проведения включает три этапа.

Задачи первого этапа:

Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирования) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который был бы интересен учащимся, затрагивал и волновал их.

Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.

Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.

Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т. д.).

При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора видели друг друга.

Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.

В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, в которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.

Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.

Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их для того, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее.

Направлять дискуссию в русло намеченной цели.

Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.

Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.

Не спешить навязывать готовое решение.

Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.

Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с помощью своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.

На третьем этапе подводятся итоги дискуссии.

Этапы подготовки конференции:

Оповещение о сроках проведения.

Программа (план) конференции.

Список литературы, вопросов, выносимых на обсуждение.

Подготовка к конференции (работа с литературой).

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для каждого участника конференции.

Подведение итогов. Обсуждение.

Тематика лекций составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 мес. вперед. С темой лекции организаторы лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 мес. до выступления, чтобы они имели достаточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются соответствующие наглядные пособия, с которыми предварительно знакомится сам лектор.

Мероприятия состязательного характера

сформировать адекватную самооценку;

развить волевые качества;

воспитать эстетический вкус;

самоопределиться в мире увлечений и профессий.

Этапы подготовки конкурса:

Яркое название, которое может многократно повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать в нем.

Формулировка конкурсных заданий.

Разработка условий и критериев конкурса, зафиксированных в положении о конкурсе.

Виды конкурсных программ зависят от их содержания:

экологические конкурсы. Они направлены на расширение познаний о природе, природопользовании, на привлечение внимания к проблемам сохранения и развития растительного и животного мира;

развлекательные конкурсы: «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Поле чудес», «Сто к одному»;

шоу-конкурсы: «Конкурс красоты», «Мисс класса», «Мисс школы», «Ученик года»;

конкурсы-викторины (тематические или театрализованные, интеллектуальные): «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы»;

конкурсы, в которых сочетаются и познавательность, и развлекательность, и творчество: «Джентльмен-шоу», «Хозяюшка».

Этапы подготовки и проведения викторины:

Подбираются литература, игровые материалы.

Учащиеся делятся на команды (не более 10 чел.), выбираются капитаны.

Викторина проводится в несколько этапов, в которых задействованы все члены команд.

Каждому ученику задается один вопрос от учеников команды-соперницы. В случае неверного ответа право ответа переходит к игроку противоположной команды.

После проведения заключительного этапа викторины определяется общая сумма баллов каждой команды с объявлением команды-победителя.

Клуб веселых и находчивых

Этапы подготовки КВН:

Формирование творческой группы (сценарист-режиссер, художник-декоратор, музыкальный руководитель, осветитель).

Выбор основной темы и подтем для отдельных конкурсов («визитная карточка», разминка, конкурс капитанов, музыкальный конкурс, домашнее задание).

Подбор ведущего с учетом специфики мероприятия.

Организация репетиционного процесса и предварительного просмотра выступлений команд, оказание методической и музыкально-оформительской помощи командам.

Реклама (СМИ, афиши, пригласительные билеты).

смотры духовых оркестров;

смотры народных театров;

смотры цирковых коллективов;

смотры вокально-инструментальных ансамблей;

смотры изобразительного искусства, любительских фильмов, художественной фотографии;

в сфере научно-технического творчества устраиваются смотры научно-технического мастерства, смотры самодеятельной техники, смотры судовых и авиационных моделей.

Презентации бывают следующих видов:

Деловая презентация разворачивается через серию коммуникационных действий, которые направлены (или должны быть направлены) на вызов реакции или получение результата, удовлетворяющих цели презентатора. Требования к презентатору возрастают в прямой зависимости от числа людей, к которым он обращается. Презентация один на один требует меньшей подготовки, чем презентация для пяти и более человек. В то же время с ростом аудитории увеличивается потенциал воздействия деловой презентации.

Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара проводила в турнире более одной игры.Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.

Творческие формы классных часов

Этапы подготовки праздника:

Формирование творческой группы (сценарист, режиссер, музыкальный руководитель).

Определение темы мероприятия (о чем?).

Определение сверхзадачи мероприятия (ради чего?).

Определение масштаба мероприятия.

Выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.).

Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации).

Постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов, декораций, репетиционный период).

создание среды для творческого, профессионального общения детей;

выявление ярких творческих индивидуальностей среди детей;

приобщение юных зрителей к искусству музыкального театра, воспитание в них чувства прекрасного, пробуждение творческих возможностей.

музыкальные (фестиваль политической песни, бардовской песни, детской хоровой музыки);

театральные (фестиваль самодеятельного творчества, фольклорный фестиваль).

Этапы подготовки фестиваля:

Создание инициативной группы или оргкомитета по проведению.

Определение целей и задач, темы и идеи.

Разработка положения о фестивале.

Подбор будущих участников и работа с ними.

Покупка призов для награждения участников.

Оформление места проведения.

Подготовка художественных номеров, выступление творческих коллективов.

Подбор и запись музыкального сопровождения.

Завершается подготовительная работа одной-двумя генеральными репетициями. После проведения фестиваля проводится анализ и обсуждение с целью избежать в дальнейшем повторения ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты.

Положение о проведении фестиваля включает в себя:

Название (тему) фестиваля.

Цель и порядок его проведения.

Сроки и условия проведения.

Количественный и качественный состав участников, репертуар или задание.

Критерии оценки результатов.

Определение видов наград победителям.

Для оценки качества представленных номеров, программ, работ создается компетентное жюри. Его заключения кладутся в основу решения оргкомитета о распределении призовых мест и награждении победителей.

Умственную деятельность учащихся активизируют выставки, построенные по аналитическому принципу: они не просто содержат сведения информационного характера, но и предоставляют учащимся возможность самим получить дополнительные знания. Могут быть использованы различные формы вопросов и ответов, кроссворды, викторины и т. д.

В эстетическом воспитании первейшее значение имеют художественные выставки, но и тематические также служат этой цели, поскольку работа по оформлению любой выставки развивает эстетическое чувство и художественный вкус детей. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.

В отличие от тематического театрализованный концерт, помимо темы, имеет четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал.

Игровые формы классных часов

Ролевая игра, кроме требований, обязательных для любой игры, предполагает выполнение еще двух требований:

В ролевой игре обязательно наличие ее организатора (общепринятый термин «мастер»).

Ролевые игры служат для:

предоставления возможности полноценного общения в досуговом коллективе сверстников;

преодоления барьера информационной и психологической замкнутости и отчужденности;

формирования социально-психологической компетентности в сфере межличностного общения;

реализации активных и синтетических форм совместной досуговой и творческой деятельности;

более глубокого и творческого осознания и освоения малознакомых жизненных сфер;

развития навыков взаимной психологической помощи в различных сложных ситуациях.

Игры по степени осознания их цели участниками можно поделить на три категории:

игры, в которых не происходит осознания игроками целей игры;

игры, в которых при разборе действия игроки и организаторы определяют цели игры (рефлексивный подход);

игры, цели которых декларируются заранее (в явной или неявной форме).

Этапы подготовки ролевой игры:

определение проблемы, выбор ситуации;

распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;

проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз) с целью найти эффективное решение;

обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал свое мнение при спорных вопросах. Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсценированный суд», «пресс-конференция», инсценировка литературного произведения.

Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать. Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п.). При проведении интеллектуальных игр с подростками хорошо использовать вопросы, затрагивающие нравственную сферу. Грамотно расставив нравственные акценты, можно задействовать прием формирования Я-концепции в игре.

Мероприятия по психологическому просвещению

Ведущий тренинга должен знать правила групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным, равно как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Тренер должен понимать это и передавать участникам.

Правило «здесь и теперь».

Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участники приучаются сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведет себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.

Правило искренности и открытости.

В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.

Все, что говорится в группе об участниках, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

Методы, используемые на тренингах:

Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой они нужны для преодоления скованности и напряженности, снятия «психологической защиты». Игры применяют для диагностики трудностей в общении и психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные умения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.

Моделирование ситуаций. Часто во время тренинга необходимо понять, как участник ведет себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется. Тогда предлагается разыграть наиболее привычную ситуацию.

Формы работы с учащимися вне школы

Этапы проведения экскурсий:

доэкскурсионная подготовка учителя и учеников;

обработка экскурсионного материала.

Формы закрепления полученной информации:

создание разнообразных макетов, поделок, рисование и т. д.;

подбор и чтение специальной литературы;

игры и игровые упражнения.

Посещение музея не должно быть одноразовым. Наибольший познавательный эффект имеют экскурсионные циклы.

Оценка качества проведения классного часа

Качество проведения классного часа оценивается по критериям внешней и внутренней эффективности.

Внешнюю эффективность оценивает заместитель директора по воспитательной работе:

Цели и задачи классного часа: ясность, четкость формулировок целевых ориентиров; их соответствие возрастным особенностям учащихся, логике развития воспитательного процесса.

Оформление классного часа: продуманность, современность, оригинальность оформления, их необходимость для реализации замысла классного часа, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе.

Содержание: интеллектуальная и духовно-нравственная ценность избранного содержания; соответствие содержания теме, целям и задачам классного часа.

Организация: использование современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих, личностно ориентированных); применение диалоговых приемов общения.

Поведение и деятельность учащихся: участие детей в целеполагании, дисциплинированность и активность учащихся в ходе классного часа; устойчивость внимания школьников на всех его этапах.

Педагогическое обеспечение классного часа: эрудированность педагога в обсуждаемой на классном часе проблеме, соблюдение им педагогического такта и культуры речи, компетентность классного руководителя в использовании избранных форм и способов организации совместной деятельности.

Полученные результаты: удовлетворенность классного руководителя и учащихся ходом подготовки и проведения классного часа, его итогами.

Методы проведения классных часов классный руководитель выбирает в зависимости от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.

Недостатки: 1)вся информация преподносится кл. руководителем устно. 2) обучающиеся менее активны. Чтобы разнообразить лекцию можно использовать презентацию по данной теме, подбирать интересные для обучающихся темы, проводить дискуссию Повествование Этот метод более захватывающий и интересный, хорошо удерживает внимание слушателей. Классный руководитель должен уметь на заданном материале построить поучительные истории, для освещения заданной темы классного часа. Повествование всегда очень эффективно. Его можно использовать в любой части классного часа, яркими короткими рассказами можно иллюстрировать любое положение развиваемой темы. Повествование бывает: законченным, незаконченным, длящимся. Назначения и отчеты Дается определенное задание отдельным обучающимся. Плюс данного метода в том, что обучающиеся самостоятельно отыскивают материал, изучают его и доносят до одноклассников. При этом методе возможны различные приемы: просмотр и обсуждение книги, фильма; тестирование для выяснения знаний по теме классного часа

Для подготовки статьи были использованы Интернет ресурсы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *