в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения

Образ человека в философии Возрождения

Содержание:

Введение

Культура Ренессанса характеризуется глобальным изменением мировоззрения. Мировоззрение Ренессанса сосредоточено не на космосе античности и не на Боге Средневековья, а на человеке.

Общая характеристика философии эпохи Возрождения

Философское мышление этого периода можно назвать антропоцентрическим.

В эпоху Возрождения искусство приобретает огромное значение, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает некий священный характер (сакральный).

Культ прекрасного, характерный для эпохи Возрождения, связан с антропоцентризмом. В эпоху Возрождения ценность личности возросла как никогда ранее. В эпоху Возрождения основное внимание уделяется оригинальности и уникальности личности.

Натурфилософы Возрождения, такие как знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс, применяли магически-алхимическое понимание природы, которое выражалось в стремлении управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, что было характерно для XV-XVI веков. Натурфилософы пытались устранить идею творения: Мировая душа была задумана как жизненная сила, имманентная самой природе, благодаря которой природа стала независимой и больше не нуждалась во внеземном происхождении.

Проблемы философии эпохи Возрождения

Понятие человека в философии эпохи Возрождения

Философские ориентации и размышления приводят к важнейшему для эпохи Возрождения вопросу: «Велик ли человек или он ничто?», а философская мысль этого периода характеризуется как антропоцентрическая. Он был призван заменить преобладающий теоцентрический взгляд на природу, потенциал и достоинство человека.

Но какова была объективная реальность? С одной стороны, человек эпохи Возрождения считал необходимым удовлетворять свои материальные потребности: хорошо питаться, красиво одеваться, иметь уютный дом, без вреда удовлетворять свои другие телесные потребности, что само по себе не должно быть ни запретным, ни греховным. Но разве это не свойственно в своей основе и животному (пренебрегая эстетической формой); разве человек с такими потребностями не остается на уровне животного? К счастью, человек эпохи Возрождения задавал себе такой вопрос. И вот, с другой стороны, человек, утверждая себя на такой основе, все же желал оставаться (прежде всего) духовным существом, хотя и вне всякого культа, вне религиозных и этических норм. Человек хотел, чтобы во всем этом идеалы доброго, благородного, прекрасного не были утрачены, изгнаны из его человеческой духовности и из условий его реальной повседневной жизни.

Природа личности, проблема этой природы

Можно рассматривать человеческую природу как некую постоянную, уже данную и неизменную, биологическую сущность. Кстати, в этой связи можно утверждать, что все люди идентичны друг другу. Но дело не в этом. Человек не похож на себя даже в своем внутреннем мире. Если долго наблюдать за человеком, можно не поверить, что все его разнообразные дела и поступки исходят только от него самого. Человек противоречив. Противоречит самому себе. Все, что человек делает и думает, непостоянно по своей природе. Изображение человека как константы, как самого его существа, его природы, загнано в рамки обобщенного образа, что, конечно, противоречит идеалу человека эпохи Возрождения. И еще более индивидуальным или даже отличительным является тот факт, что человек зачастую больше отличается от самого себя, чем от окружающих его людей. Проблема противоречия, таким образом, заключается именно в этом, во внутреннем мире самого человека.

Другая дискуссия касается беспомощности человека. Как уже отмечалось, человек становится все более одиноким по мере увеличения его свободы. Это одиночество приводит к бессилию перед хаотичным ритмом повседневной жизни. И в человеке тоже часто есть зарытая природа, которую нередко приходится укрощать. Чтобы успокоить импульсы, желание бушевать, мстить. Ведь это значит, что в человеке долгое время может жить природа, которая долгое время не дает о себе знать, как не знает о ней никто другой. Но при любой возможности, искушении, провокации эта природа может возродиться и дать о себе знать, и тогда ее нужно дисциплинировать, вовремя остановить ее порывы.

Заключение

После анализа философии Возрождения остается неизгладимая благодарность за то, что человек был сильно идеализирован, приятное чувство осознания того, что человек занимает важное место в жизни, что многое происходит вокруг него, для него, благодаря ему. Связанные друг с другом, следующие друг за другом во времени, Средневековье и Возрождение представляют собой две взаимоисключающие эпохи. Особенно это касается взглядов их представителей на природу и предназначение человека.

Концепция Возрождения основана на рационалистическом и натуралистическом подходе к человеку. Она возникает из потребностей веры человека в свои силы, в возможность создать для себя естественную, свободную жизнь и построить гуманистическое общество.

В рамках данной работы поставленные задачи решены и получены следующие результаты:

В результате изучения данной темы был рассмотрен образ человека в философии эпохи Возрождения.

Список литературы

в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения. 241406. в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения фото. в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения-241406. картинка в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения. картинка 241406. Содержание:

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения. 241407. в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения фото. в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения-241407. картинка в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения. картинка 241407. Содержание:

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения. 396373. в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения фото. в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения-396373. картинка в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения. картинка 396373. Содержание: в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения. 396374. в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения фото. в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения-396374. картинка в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения. картинка 396374. Содержание:

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Образ человека в философии Возрождения

Общая характеристика культуры эпохи Возрождения. Этапы развития и достижения науки. Человек в философии эпохи Ренессанса. Индивид. Свобода человека и его место в жизни. Природа личности человека, проблема этой природы. Достижение личности. Человек и Бог.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления11.07.2013
Размер файла35,4 K

в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения. ba. в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения фото. в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения-ba. картинка в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения. картинка ba. Содержание:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт социологии и права

«Образ человека в философии Возрождения»

Разработала: Трофимова Валерия

студентка группы СЦ-102

Руководитель: Коржевская Наталья Михайловна

кандидат философских наук, доцент

1. Эпоха Возрождения

1.1 Культура эпохи Возрождения

1.2 Этапы развития культуры в эпоху Возрождения

1.3 Наука эпохи Возрождения

2. Человек в философии эпохи Возрождения

2.1 Индивид. Свобода человека и его место в жизни

2.2 Природа личности человека, проблема этой природы

2.3 Достижение личности

Список литературы и электронных ресурсов

Таким образом, я сформировала цель и задачи своего исследования:

Цель: определить, как рассматривался образ человека в эпоху Возрождения.

· проанализировать философскую и историческую литературу по проблеме исследования;

· раскрыть понятие «эпохи Возрождения»;

· выделить подходы к человеку в эпоху Возрождения;

· оформить выводы по результатам исследования.

1. Эпоха Возрождения

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

1.1 Культура эпохи Возрождения

1.2 Этапы развития культуры в эпоху Возрождения

культура возрождение философия ренессанс

Итак, в ранней эпохе Возрождения господствует в полной мере идея гуманизма, то есть это принцип высшего развития человеческих способностей как культурных, так и нравственных. Абсолютно все слои общества охвачены и объединены этой идеей. Основным утверждением гуманизма является вера в безграничные возможности человека. Благодаря этому свобода суждений, предпочтений, свобода своего авторитета не караются и считаются обыденным явлением, центром становиться не просто человек, центром становиться его могучий, сильный дух, его прекрасная личность. Первым духом гуманизма, первым так сказать, гимном всем достоинствам человека в эпоху Ренессанс стала «Божественная комедия» Данте Алигьери. Это произведение объединило в себе и поэзию, и философию, и так же науку.

В эту эпоху очень необыкновенно совмещались и уживались рядом, в тесноте, но вроде бы, гармонии, добро и зло. Так, например, многие властители того времени становились покровителями творческой деятельности, искусства. Тем самым, в них совмещались одновременно черты злодеев и, одновременно, добрых и положительных ценителей красоты, искусства.

Что касается самого искусства, то наибольший интерес художники проявляли к античному искусству, наиболее полно это выразилось в изобретении книгопечатания. В искусстве происходил постепенный переход с плоскостных и малореальных изображений к объемным, к рельефным. Все больше росла реалистичность изображаемого. Главное описание земного мира, того, который видят люди, и который существует на самом деле. Человек не просто переносится в шедевры искусства, он изображается в них, как величественный, передаются все его переживания, страсти, сострадания, все чувства, которые только можно выразить с помощью различных средств выразительности, все воплощения жизни в шедеврах искусства. Утверждали тем самым мастера этическую ценность человека, его красоту. Пространство заполнялось настоящим.

1.3 Наука эпохи Возрождения

Важнейшим условием масштабности и революционности достижений науки Возрождения было гуманистическое мировоззрение, в котором деятельность по освоению мира понималась как составляющая земного предназначения человека. К этому нужно добавить возрождения античной науки. Немалую роль в развитии сыграли мореплавания, применения артиллерии, создание гидросооружений и т.п. Распространение научных знаний, обмен ими между учёными были бы невозможно без изобретения книгопечатания около 1445 года.

Опираясь на опыт, некоторые учёные XVI века (среди них Леонардо, Б. Варки) высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики, безраздельно господствовавшей до того времени, но своего решения проблем не предложили (позже это сделает Галилей). Практика применения артиллерии способствовала постановке и решению новых научных проблем: Тарталья рассмотрел вопросы баллистики, Кардано занимался теорией рычагов и весов, Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики.

В XV веке активно развивалась картография и география, исправлялись ошибки Птолемея, на основе средневековых и современных данных. В 1490 году Бехайм создёт первый глобус, открытие побережья Центральной Америки Колумбом, экспедиция Магеллана.

Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи в астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великий географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки нового времени.

2. Человек в философии эпохи Возрождения

Сейчас, по прошествии времени, становится ясно, что гуманизм является не просто философией, а религиозно-философским учением человекобожия, ставшим общефилософским и методологическим принципом бытия современной индустриально-технологической цивилизации, образно называемой «Западом».

2.1 Индивид. Свобода человека и его место в жизни

Так, приблизительные рамки времени этой эпохи устанавливаются в последовательности после средних веков, поэтому вся философия идеала человека сравнивается с положениями того времени. Но это опять же достаточно спорный вопрос. По всей видимости, нормальным явлением является то, что в рамках одной эпохи присутствуют разногласия и противоречивые друг другу явления. Так как в том случае, когда анализируют эпоху Возрождения, то не берут во внимание самокритики, ведь все не так однозначно и просто, как может показаться при поверхностном изучении, а так же упускается аспект, что в средние века индивидуализм все же присутствовал, хоть и проявлялся в достаточно малых количествах.

2.2 Природа личности человека, проблема этой природы

Можно рассматривать природу человека, как некую постоянную, уже данную и неизменимую, биологическую сущность. К слову, в этом плане можно утверждать, что все люди идентичны друг другу. Но суть не в этом. Человек даже в своем внутреннем мире не похож на самого себя. Наблюдая за человеком длительное время, возможно, не поверить, что разные, совершенные им, поступки, действия все исходят от него одного. Человек противоречив. Противоречив сам себе. Все, что делает и думает человек, свойственно оставаться крайне непостоянным. Представляя человека постоянным, на самом деле, его сущность, природу загоняют в рамки обобщенного образа, что, конечно же, противоречит идеалу человека эпохи Ренессанс. И более индивидуально, или даже отличительно то, что человек зачастую сам от себя отличается больше, чем от окружающих его людей. Следовательно, проблема противоречия заключается именно в этом, в самом внутреннем мире индивида.

Еще одно обсуждение касается беспомощности человека. Как уже было отмечено, человек по мере своего роста свободы становиться все более и более одиноким. Одиночество это приводит к бессилию перед хаотичным ритмом повседневной жизни. А так же, зачастую в человеке срыта природа, которую не редко приходиться усмирять. Успокаивать порывы, стремление взбушеваться, отомстить за себя. Ибо это означает, что на протяжении долгого времени внутри человека может жить природа, которая долго не даст о себе знать, ровно также, как и не будет знать об этом никто другой. Но при любом подходящем случае, при соблазне, провокации, эта природа может ожить и дать о себе знать, и тогда её придется усмирять, останавливать вовремя её порывы.

Итак, самая важная проблема, обобщая все сказанное, является проблема противоречия и несоответствия. Тот идеал, кем является сам человек недосказан, недополнен, недовыполнен. Образ человека не раскрыт до конца, так как слишком грандиозно и красиво отождествляется личность человека.

2.3 Достижение личности

Важная черта, которая изменила все положение человека в мире, это время. Время стало не просто независимым, идущем от Бога и неуправляемым, как не интересующий и независимый с человеком фактор. Время рассматривалось лишь как огромный ареал культурного пространства, как эпоха, например. Впервые, именно в эпоху, эпоху Возрождения, человек, наконец-то, стал жить во времени, в какой-то мере, он даже стал им управлять. Это может означать то, что появляются зачатки развития прогрессивного разума, то есть, человеку уже почти свойственно прогнозировать будущее, начиная пока с самых маленьких временных границ. Индивид уже осознал, насколько важно время, насколько оно ценно.

В эпоху Возрождения функция возрождения света присуждается уму человека и его душе. Если попробовать разобрать это суждение, то получается, что человек создан Богом, он есть, это неизбежно, но, как уже было сказано, мало просто существовать, нужно еще стремиться к своему самоусовершенствованию. То есть, если человек не сидит на месте, не бездельничает и не пускает свою жизнь на самотек, он ищет, он старается. И тогда кроме природного дара, который он принимает со своим рождением, он приобретает в процессе жизни второй очень важный дар, как уже понятно, этим даром является свет.

Итак, в целом в эпоху Возрождения происходит грандиозный переворот в мироощущении людей. Не случайно, что произошел этот переворот на Итальянской земле после того, как Италия вступила на новый путь в своем экономическом и социальном развитии. Вслед за Италией эпоха Возрождения «прокатилась» по большинству стран Европы, оставляя за собой культурные памятники, по сей день признанные гениальными. Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека. Один из главных моментов нового взгляда на общества как суммы независимых друг от друга.

Формирование нового взгляда на Человека и Культуру происходило под воздействием социальных и экономических преобразований.

Наступление эпохи Возрождения ознаменовалось поворотом к раскрытию автономии человека, признанием его безграничных творческих возможностей. В это время или резко ослабевает, или вообще сходит на нет методологическое давление прежних натурологических, религиозных парадигм.

Мы видим теперь, что философы эпохи Возрождения уделяли основную часть своего внимания пониманию сущности человеческого и божественного, их связи друг с другом. В основном от Петрарки до Помпонацци они утверждали, что человек должен сделать себя сам, познать тем или иным способом свою душу, которая и является его связью с Богом, той вершиной, которую ему необходимо покорить. Все они выделяли человека из остального мира, из всех вещей. В основном все направления философии того времени поддерживали гуманистическую теорию человека как «микрокосма», отдельного от мира со своими законами и правилами. Различались только пути познания и совершенствования этого мира. Но всюду этот путь приводил к изысканию божественного в себе. Причём Монтень высказал идею о различии людей между собой и нахождению своего, индивидуального пути каждым человеком отдельно.

Именно в эту эпоху получают развитие новые стили, новые направления, и это очень во многом определило дальнейшее развитие культуры, а так же расцвет современной культуры.

И напоследок, хочется отметить, что индивид, который в философии Ренессанса рассматривался, как полностью изолированный от окружающей его природы, не мог трактоваться как единственное, как последнее основание для природы, для общества, для истории. Отсюда ощущение недостаточности, неокончательности сложившегося образа человека в эпоху Возрождения. Это единственная эпоха, которая с такой огромной силой и желанием утверждала могущественность и грандиозность человеческой личности, а так же её величие, красоту и гармони.

Список литературы и электронных ресурсов

Источник

Образ человека в философии Эпохи Возрождения

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления16.11.2016
Размер файла29,2 K

в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения. ba. в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения фото. в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения-ba. картинка в какой форме предстает человек в культуре философском аспекте для эпохи возрождения. картинка ba. Содержание:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Культура эпохи Возрождения характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих позиций. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а Человек.

Целью данного реферата является рассмотреть образ человека в философии Эпохи возрождения. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. изучить философию Эпохи Возрождения;

2. выявить проблемы философии Эпохи Возрождения;

3. рассмотреть образ человека в философии Эпохи Возрождения;

4. проанализировать концепцию человека в философии того времени;

5. познакомиться с проблемой личности, часто поднимаемой в философии данного периода.

Реферат состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении определена цель и задачи работы. В первой главе содержится характеристика философии Эпохи Возрождения, а также рассматриваются проблемы философии данного периода. Во второй главе раскрываются образ человека в философии Эпохи Возрождения. В заключении сделаны выводы о проделанной работе.

Завершается данный реферат списком источников и литературы, которые были изучены при подготовке настоящей работы.

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.1 Общая характеристика философии эпохи Возрождения

Философия эпохи возрождения (14-16 века) это эпоха философии ране буржуазных революций. Она характеризуется: становлением в странах Западной Европы капиталистических производственных отношений, рождением новых классов (буржуазия и пролетарий). Свобода буржуазного предпринимательства сказывается не только в экономической, но и политической, религиозной, научной, технической, философской и особенно в художественной.

В духовной сфере идет процесс освобождения культуры от религиозных идеологии и церковных институтов. Распад корпоративной системы средневековья привел к тому, что человек стал представлять самого себя, осознавать собственную силу и талант. Новая эпоха это возрождение античной культуры: образа жизни и стиля мышления.

Философия эпохи возрождения антропоцентрична. Человека, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

1.2 Проблемы философии эпохи Возрождения

ГЛАВА 2. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

2.1 Концепция человека в философии эпохи Возрождения

Философские ориентации и размышления подводятся к наиболее важному для Возрождения вопросу «велик или ничтожен человек?», а философское мышление этого периода характеризуется как антропоцентрическое. Оно должно было сменить господствующее теоцентристское представление о сущности, возможностях и достоинстве человека.

Итак, велик или ничтожен человек? Постановка этого вопроса и выдвижение его на передний край исследования, в том числе и философского, обусловливалась субъективными и объективными процессами, происходящими в ту эпоху. Анализ содержания эпохи Ренессанса показывает, что в ней превалировали субъективные процессы. Это была эпоха стихийно-человеческого самоутверждения на уровне сознания. Как говорил Р. Монье, человек как-то по-иному подумал о себе, о том, что он не Бог, не Сатана, но и не человек в истинной его сути.

Но какова же была объективная реальность? С одной стороны, возрожденческий человек считал необходимым удовлетворять свои материальные потребности: хорошо поесть, красиво одеться, иметь удобное жилище, без предрассудков удовлетворять и другие свои физические потребности, что само по себе не должно быть ни запретным, ни греховным. Но не характерно ли это в своей основе (отбросив эстетическую форму) и для животного, не остается ли человек с такими потребностями на уровне животного? К счастью, возрожденческий человек поставил себе такой вопрос. А потому, с другой стороны, самоутверждаясь на такой основе, человек все-таки хотел (прежде всего, хотел) оставаться духовным существом, пусть вне всякого культа, вне религиозных и этических норм. Человек хотел, чтобы при всем этом не были потеряны, изгнаны идеалы Добра, Благородства, Красоты и из его человеческой духовности, и из условий его реального обыденного бытия. Именно они должны были быть не только ценностными ориентирами его жизни, но и выполнять роль внутренних и внешних «тормозов», не позволяющих человеку перейти грань, за которой терялась бы его сущность.

Итак, ответ на вопрос «велик или ничтожен человек», казалось бы, должен быть однозначен. Да, велик. И его величие состоит в его желании быть свободным, в свободном проявлении (так ему хотелось!) индивидуальности, в осознании необходимости и свободном поиске возможностей всестороннего совершенствования, и таким образом «творения себя самим» (Пико делла Мирандола). Причем телесная индивидуальная субъективность, вплоть до самых глубинных тайн, совершенно по-новому, в сравнении со Средневековьем, ориентирует человека. Физическое совершенство становится такой же целью, как и духовное. А их гармония и есть человеческое счастье. Как бы подводя итог, Пико делла Мирандола говорит, что человек рожден с тем условием, что он становится тем, кем он может быть.

Если принять такого рода учение о человеке классиков возрожденческой философии, то можно предположить, что в эпоху Ренессанса происходило буквально прямое обожествление человека, абсолютизация человеческой личности со всей ее материальной телесностью. Это в следующие века философы будут выводить сущность и существование человека из мысли о человеке или из его моральной сути. Для возрожденческой же философии ни та, ни другая концепция не была определяющей. Здесь «работала» идея, что человек исходит и базируется на материальной основе. И поскольку такая жизнь мыслилась личностно-материально, то она была свободна от всяких тяжелых и трудно выполняемых заповедей и норм. Рисуя образ такого человека, Мишель Монтень утверждает, что для него нет большего блаженства на Земле, чем жить спокойно и счастливо. Этот человек гонит от себя горе как нечто, не стоящее внимания, ведет себя так, как диктуют ему его эгоизм и сила. Он нисколько не страдает от разобщенности с людьми. Его действия и желания стоят на высоте, сила гармонирует с волей. Это какая-то девственная сила бытия, которой еще никогда не пользовался человек.

Однако историческая справедливость заставляет признать, что ранняя «беззаботная» юность Ренессанса завершилась довольно быстро, так как человеку стала понятной полная невозможность опираться в своей жизни только на свободу, проистекающую исключительно из своей личностно-материальной основы, личностного видения этой основы и способов ее созидания.

Так возникает желание базировать свою жизнь на чем-то ином, более солидном, чем иллюзорная человеческая свобода. И чем далее шел исторический процесс, подчиняясь объективным законам, тем более интенсивно вызревало противоречие, дошедшее, в конце концов, до человеческой трагедии между иллюзорной свободой человека и реальностями жизни.

Эту трагедию и ее возможные следствия поняли не все и не сразу. Ее поняли великие личности, «титаны мысли и дела». А может быть, вернее было бы считать, что это противоречие эпохи и породило титанов, сумевших проникнуть в ее сущность и сущность антропологических проблем. Они-то и есть лицо, субъект той эпохи. Именно фигура человека-творца, а не просто свободного человека, доведшего имеющуюся и желаемую свободу до эгоцентризма, становится символом Ренессанса.

Но естественно встает новый вопрос о субъекте Возрождения. Можно ли считать этот возрожденческий индивидуализм (и со знаком плюс, и со знаком минус) и титанизм конечной целью истории? И этот вопрос имеет двоякий ответ. Да, можно и нужно, так как именно в индивидуализме была реализована необходимость самоутверждения человека, который предъявил, силой исторических обстоятельств, свои права на человеческое достоинство, свободу. Но правомерен и другой ответ: нет, нельзя, это не оправдано. Философы той эпохи прекрасно поняли всю ограниченность человека-индивидуалиста, даже если он и титан мысли и дела. И что более важно, они поняли всю порочность способа борьбы за самоутверждение, дошедшее до эгоцентризма, до потери не только чувства меры, границ свободы, но и сопричастности к общечеловеческим ценностям как надежной точке опоры. Для индивидуалиста же такой точкой опоры является он «сам» и только. В этом его «величие», и «трагедия», и в этом его «ничтожество».

Особого внимания заслуживает антропология философа, поэта, политического деятеля Пико делла Мирандола (1443-1495 гг.) В создании образа человека и определении его сущности он сливает в единое целое личности Платона и Аристотеля, образы Христа, Моисея и Заратустры, Авицены и Ф.Аквинского и многих других исторических, мифических и религиозных персон. Под этим скрывалось стремление определить человека как нечто бесконечное в его характеристиках и в его личностной активности.

Трагедия человека, в основе которой лежит личностно-материальный подход, осознана и другим великим деятелем эпохи Высокого Ренессанса, Микеланджело Буонаротти. Причем эта трагедия имеет у него уже космические масштабы. Личность, противостоя всему космосу, уже ощущает беспредельный ужас собственного индивидуального одиночества и беспомощности перед этим космосом. В своей отчужденности она уже не может опереться и на другую, столь же замкнутую в себе и одинокую личность. И в «Мадонне Марии», и в «Страшном суде» Микеланджело показывает тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед Судьбой.

Своеобразно, но в духе возрожденческого мировоззрения представлен человек в натуралистическом этико-философском учении Мишеля де Монтеня (1533-1592 гг.). Против схоластической модели «добродетельной, благопристойной», но довольно сумрачной жизни он выдвигает гуманистический идеал яркой любвеобильной добродетели.

2.2 Природа личности, проблема этой природы

философия возрождение гуманизм этика

Можно рассматривать природу человека, как некую постоянную, уже данную и неизменимую, биологическую сущность. К слову, в этом плане можно утверждать, что все люди идентичны друг другу. Но суть не в этом. Человек даже в своем внутреннем мире не похож на самого себя. Наблюдая за человеком длительное время, возможно, не поверить, что разные, совершенные им, поступки, действия все исходят от него одного. Человек противоречив. Противоречив сам себе. Все, что делает и думает человек, свойственно оставаться крайне непостоянным. Представляя человека постоянным, на самом деле, его сущность, природу загоняют в рамки обобщенного образа, что, конечно же, противоречит идеалу человека эпохи Ренессанс. И более индивидуально, или даже отличительно то, что человек зачастую сам от себя отличается больше, чем от окружающих его людей. Следовательно, проблема противоречия заключается именно в этом, в самом внутреннем мире индивида.

Еще одно обсуждение касается беспомощности человека. Как уже было отмечено, человек по мере своего роста свободы становиться все более и более одиноким. Одиночество это приводит к бессилию перед хаотичным ритмом повседневной жизни. А так же, зачастую в человеке срыта природа, которую не редко приходиться усмирять. Успокаивать порывы, стремление взбушеваться, отомстить за себя. Ибо это означает, что на протяжении долгого времени внутри человека может жить природа, которая долго не даст о себе знать, ровно также, как и не будет знать об этом никто другой. Но при любом подходящем случае, при соблазне, провокации, эта природа может ожить и дать о себе знать, и тогда её придется усмирять, останавливать вовремя её порывы.

Разобрав философию эпохи Возрождения, остается неизгладимая благодарность за то, что человек был сильно идеализирован, приятное ощущение, осознавая то, что человек все же занимает важное место в жизни, что многое все же происходит вокруг него, для него, из-за него. Взаимосвязанные между собой, следующие друг за другом во времени, Средневековье и Ренессанс представляют две взаимоисключающие эпохи. Это особо касается видения их представителями сущности и предназначения человека.

Возрожденческая концепция строится на рационалистическом и натуралистическом подходах к человеку. Она рождена потребностями веры человека в свои собственные силы, в возможности созидания естественной свободной жизни для себя и построения гуманистического общества.

Поставленные задачи в ходе настоящей работы выполнены и получены следующие результаты:

1) изучена философию Эпохи Возрождения;

2) выявлены проблемы философии Эпохи Возрождения;

3) рассмотрен образ человека в философии Эпохи Возрождения;

4) проанализирована концепция человека в философии того времени;

5) исследована проблема личности, часто поднимаемая в философии данного периода.

В результате изучения данной темы был рассмотрен образ человека в философии Эпохи Возрождения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

4. Иванов В.А. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М.: АСМ, 2001. Т. 1.-838 с.

9. Человек: Антология. М., 1991. с. 217-277.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Исторические предпосылки философии Возрождения. Современные оценки роли гуманизма в философии эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль Ренессанса. Развитие науки и философии в эпоху Возрождения. Религиозная мысль и социальные теории эпохи Возрождения.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 12.01.2008

Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм и проблема личности в философии Ренессанса. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.

контрольная работа [30,1 K], добавлен 14.02.2011

реферат [15,5 K], добавлен 02.05.2007

Изучение антропоцентрической телеологии философии эпохи Возрождения. Значение термина «гуманизм». Развитие пантеизма и философии неоплатонизма. Исследование магико-алхимического понимания и величия природы, пантеистической натурфилософии Джордано Бруно.

контрольная работа [33,4 K], добавлен 20.01.2015

Человек эпохи Возрождения: специфика мироощущения. Натурфилософия эпохи Возрождения. Мистический пантеизм Николая Кузанского. Социальная доктрина Возрождения, утопии эпохи (Т. Мор, Т. Кампанелла). Натуралистический пантеизм Дж. Бруно. Феномен гуманизма.

контрольная работа [53,7 K], добавлен 07.07.2014

презентация [220,6 K], добавлен 15.11.2012

Общая характеристика философии эпохи Возрождения. Рассмотрение основных ее проблем и центральных вопросов. Особенности националистического и натуралистического подходов к концепции человека в философии гуманизма. Решение проблемы природы личности.

реферат [29,7 K], добавлен 30.10.2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *