в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей

Основные части публичной речи

в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей фото. в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. овладеть вниманием аудитории; в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей фото. в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. овладеть вниманием аудитории; в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей фото. в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. овладеть вниманием аудитории; в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей фото. в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. овладеть вниманием аудитории;

в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей фото. в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. овладеть вниманием аудитории;

в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей фото. в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. овладеть вниманием аудитории;

овладеть вниманием аудитории;

установить взаимопонимание и доверие;

подготовить аудиторию к восприятию речи.

Вступление, небольшое по объему, обычно составляет 1/8 от всего времени выступления.

Формы вступления могут быть различны. Приведем несколько примеров:

1. Оратор сообщает, какие вопросы он намерен раскрыть в речи.

2. Во вступлении подчеркивается, в чем состоит важность темы для слушателей.

3. Оживляет речь пример из художественной литературы, проведение аналогии между предметом речи и примером из литературы.

4. Используется цитата из официальных источников, документов, авторитетных авторов.

5. Задается риторический вопрос (т.е. вопрос, не требующий ответа). В риторике известен, например, классический риторический вопрос римского оратора императора Цицерона, который он провозгласил перед сенаторами: “Доколе же, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды?”.

6. Во вступлении используются риторические восклицания. Например, известно такое восклицание Цицерона: “О времена! О нравы!”.

7. Приводится пример из местной жизни, из жизни слушателей и устанавливается аналогия с предметом речи.

8. Опытный оратор может привести пример из собственной жизни или анекдот, если они связаны с темой выступления и уместны в данной аудитории.

9. Иногда для привлечения внимания используют “шоковую” технику, т.е. начинают речь с фигуры парадокса (парадоксального утверждения) и раскрытия темы “от противного”.

Приведенные формы вступлений могут использоваться и в судебной речи.

Основная ошибка начинающих ораторов – вместо продуманного вступления извиняться за неопытность. Итак, нельзя извиняться за то, что Вы неопытный оратор, что вряд ли Вы сможете сказать о чем-то новом или интересном.

Большую роль в любой речи играет заключение (конец речи).

суммировать сказанное, сделать выводы;

усилить интерес к предмету речи;

закрепить впечатление от речи.

Заключение не должно содержать дополнительных новых сведений, мыслей. Оно (заключение) должно дать возможность слушателям припомнить содержание речи (на слух не все хорошо запоминается), должно “закруглить” речь. Главное требование к заключению: последняя “нота” должна быть высокой и жизнеутверждающей, должна активизировать слушателей, если даже речь шла о трудных вопросах, поэтому заключение может содержать призыв к какому-то действию. В заключении можно выразить благодарность слушателям за внимание.

Основная часть речи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений, доказательства.

Целевые установки основной части:

обосновать свою точку зрения;

побудить слушателей к конкретным действиям.

Самые частые ошибки, допускаемые в основной части: 1) выход за пределы рассматриваемого вопроса (“вокруг да около”, но не по делу); 2) усложнение отдельных положений речи, когда они включают сразу несколько вопросов; 3) перескакивание с одного вопроса на другой; 4) большой круг рассматриваемых вопросов (в речи не должно быть более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается).

Способ раскрытия темы (в риторике это обозначается термином изобретение) должен содержать в себе следующие признаки: правильность, новизну, уместность, иначе говоря, изобретение (мысли) ограничивается конкретной аудиторией (уместность речи) и правильным соотношением в речи данного (известного) и нового. Неверно думать, что нужно сообщать только новые сведения. Если на аудиторию “обрушиваются” только новые факты, идеи, слушатели могут отключиться, устав, поэтому важно, чтобы новое перемежалось со старым, трудное с легким.

Все высказанные мысли должны быть логически связаны и вытекать одна из другой.

Способ раскрытия темы в основной части зависит от типа речи. Выделяются следующие типы речи:

Информирующая речь. Перед оратором возникает серьезная психологическая и методическая проблема: как обеспечить информативность сообщения. Могут быть намечены три подхода к ее решению. И первый из них – сообщение для данной аудитории действительно новой информации, новых для нее сведений. Такой материал, естественно, удовлетворяет познавательные потребности слушателей. Но, как известно, оратор часто не может сообщить собравшимся что-то абсолютно новое. Значит, нужно искать другие средства повышения информативности сообщения. Одним из таких источников информативности – и это второй подход к решению задачи – является изложение уже известного аудитории под новым углом зрения. В таком случае присутствующие невольно задают себе вопрос, могли бы они подойти к проблеме именно с таких позиций? Может быть, и смогли бы, если бы специально над этим думали, но они ранее не рассматривали данный вопрос таким образом. Значит, то, что сказал лектор, является для слушателей информативным. Отсюда следует, что всякое освещение уже известного материала под новым углом зрения, получение неожиданного вывода является одним из средств повышения информативности сообщения. Третьим его условием служит выявление оратором своего отношения к рассматриваемому вопросу. В каждом сообщении он должен быть личностью, которая имеет и высказывает свое мнение по той или иной проблеме. Профессор Г.З. Апресян подчеркивает, что, конечно, не в каждом выступлении откроешь истину. Это всегда трудно и дается не каждому. Но всегда можно и следует высказывать свое отношение к предмету. Слушатель думает так, но ему интересно, а как думает оратор. Ему важно сопоставить свое мнение с мнением лектора.

в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. 640 1. в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей фото. в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей-640 1. картинка в какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. картинка 640 1. овладеть вниманием аудитории;

Эпидейктическая речь – это так называемая “речь на случай”, торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу. Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории. Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности. К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.

Эпидейктическая речь – это призыв к чувствам людей через обращение к вечным этическим законам и нормам, добру и злу.

Величайшие из добродетелей:

— кротость и др. [Аристотель. Риторика, кн. 1] Все противоположные качества – основа для порицания (хулы).

2) Хвалят за то, что достойно славы предков, то есть все памятное.

1. Учитывается “фактор адресата”. Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится в данной аудитории.

2. В похвальной речи древние стремились случайно совершенный добродетельный поступок представить как закономерно совершенное, осуществленное по определенному намерению.

3. Законы эпидейктической речи требует усиления и преувеличения. Например, говорят о человеке, что он действовал один или первый, несмотря на то, что обстоятельства не благоприятствовали ему. Таковы законы этого жанра.

4. Оратор должен использовать прием сравнения. Человек, которому посвящена речь, его деяния сравниваются с деяниями, например, известных исторических личностей. Если же трудно, то человек сравнивается с деяниями обычных людей, на фоне которых особо выделяются заслуги того, о ком говорят. Примером эпидейктической речи является “Слово о погибели Русской земли” (1237 г.): “О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, славишься крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!….

И в те дни – от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия князя владимирского, – обрушилась беда на христиан”. [Красноречие Древней Руси, с. 13-14]

Аргументирующая речь (от слова аргумент – довод, служащий для доказательства, необходимый для убеждения). Убеждать можно в правоте какого-то мнения (убеждающая речь) или в необходимости какого-либо действия (агитирующая речь).

Общая цель аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказать правоту говорящего. Для этого четко должен быть сформулирован тезис говорящего – “ответ на спорный вопрос”, “способ решения проблемы”. При этом оратор должен предполагать, как его тезис будет воспринят аудиторией. От этого зависит способ доказательств в речи (типы аргументов см. далее).

Уже во вступлении надо:

а) заинтересовать слушателей вопросом;

б) расположить слушателей к себе.

Для этого существует несколько приемов.

1. Возможна похвала в адрес аудитории, но не слишком явная.

2. Нужно показать, что оратор не намерен “давить” на аудиторию, влиять на нее. Оратору следует показать свою объективность в решении вопроса, заинтересованность в общем согласии. Поэтому необходимо избегать такие слова: Вы должны, Вам придется, я заставлю Вас и т.п. Лучше употреблять слова и выражения, смягчающие категоричность речи: вероятно, по-видимому, возможно и под., риторические вопросы: Можно ли предположить, что…?, Не лучше ли признать, что….? и т.д.

Разновидностью аргументирующей речи является судебная речь. Основная функция судебной речи (адвоката или прокурора) – воздействие. Судебная речь способствует установлению истины по делу, содействует убеждению судей, оказывает воспитательное воздействие на присутствующих в зале суда. Важная цель судебной речи – убеждение. Судебный оратор убеждает, доказывая правоту своей позиции, анализируя аргументы процессуального противника, раскрывая их несостоятельность. В судебной речи не только сообщаются факты, но и высказывается отношение к ним. Речи прокурора и адвоката готовят слушателей к правильному восприятию приговора. Судебная речь пропагандирует нормы права, выполняя тем самым воспитательную функцию.

Судебная речь строится по общим правилам публичной речи. Однако отметим некоторые ее особенности. Она ограничена сферой употребления: это узкопрофессиональная речь, которая отличается большей конкретностью, чем любая другая публичная речь, поскольку ее тематика ограничивается материалами рассматриваемого дела. И речь адвоката, и речь прокурора – это полемическая, убеждающая речь. В качестве аргументов выступают только объективные факты. Любой судебной речи присущ оценочно-правовой характер. Ее отличие от других видов аргументирующей речи – наличие четырех адресатов: судьи, процессуальный противник оратора, присутствующие в зале и сам подсудимый.

К языковым особенностям судебной речи относятся: употребление юридических формул и терминов, сочетание стандартных и эмоциональных средств выражения, например: “Уважаемые судьи (или: “Господа присяжные заседатели”), разрешите мне обратиться к присутствующим здесь гражданам. ”.

Источник

Реферат на тему «Подготовка публичной речи»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реферат на тему: «Подготовка публичной речи»

Структура публичной речи………………………………………………..5

Список использованной литературы

Публичная речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.

Этапы подготовки речи

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.

1 Этап. Докоммуникативная фаза

В докоммуникативной фазе различают два начальных этапа:

— определение темы и цели выступления;

— оценка аудитории и обстановки.

Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п.

Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

1. Определение темы и цели выступления

Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.

Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что- либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.

Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.

Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».

Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей.

Стержневая идея – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то- то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Возможные интонационные окраски выступлений следующие:

— беспечная или юмористическая;

— сердитая или упрекающая;

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить

(цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

— фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

— суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

— мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

— Вызывает ли мое выступление интерес?

— Достаточно ли я знаю по данному вопросу и имеется ли у меня достаточно данных?

— Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

— Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

2. Оценка аудитории и обстановки

Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

— цель прихода людей на выступление;

— уровень заинтересованности в теме;

— уровень осведомленности в данном вопросе;

Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.

Место выступления – очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чуствовать себя уверенно, нужно заранее прийти в зал и освоиться.

Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

Оценка темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой.

Этот этап включает:

Основными источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи, являются:

— научная, научно-популярная литература;

— справочная литература: энциклопедии, словари по различным отраслям знаний, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;

— статьи из газет и журналов;

— передачи радио и телевидения;

— результаты социологических опросов;

— собственные знания и опыт;

— личные контакты, беседы, интервью;

— размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению необходимо использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, который требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению необходимо начинать заранее.

Данный этап подготовки во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи, критически осмысливает материал, выясняет основные проблемы.

— композиционно-логическое оформление речи

При планировании выступления необходимо определить метод – выбор ключевых слов и их подачу.

Цель убеждающей речи может включать такие слова, как принять, сделать, вступить, поддержать, согласиться, внести вклад, помочь, защитить, предложить, разделить мнение, выступить за и т.д.

— использование фактологического материала

Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.

2 этап. Коммуникативная фаза

Коммуникативная фаза – это непосредственно произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д. Можно сказать, что она прогнозируема лишь в некоторой степени, и ее успех во многом зависит от находчивости, сосредоточенности оратора, от остроты его ума и уровня подготовленности. В любом случае, не стоит рассчитывать на заранее запланированное линейное развитие выступления. По возможности необходимо предусмотреть все возможные нюансы.

Структура публичной речи

В теории ораторского искусства под структурой речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Основными элементами речи в выступлении являются:

1. Введение, которым оратор привлекает внимание слушателей и настраивает его на тему своего выступления – 10-15% общего времени.

2. Основная часть, в которой, как правило, раскрываются главные пункты сообщения – примерно 60-65% общего времени

3. Заключение, в котором подводятся итоги – 20-30% времени выступления.

Каждая часть выступления имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого «закона края».

Цель введения – привлечь внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в сообщении. Привлечь внимание можно одним из следующих способов:

— Рассказать что-то из личного опыта.

— Дать иллюстрацию в виде, например, словесного рассказа или какого-нибудь наглядного изображения.

— Обратиться к чему-либо, известному по опыту всей аудитории.

— Начать с риторического вопроса.

— Для привлечения внимания слушателей можно начать выступление с какой-нибудь потрясающей цитаты известного человека.

Ориентирующий материал дает аудитории основу, необходимую для понимания основного содержания. Этот материал связан с главной идеей, в нем содержится необходимая информация, с его помощью докладчик устанавливает доверие к себе и показывает слушателям важность сообщения.

Чтобы ориентировать слушателей, можно:

— Дать историческую основу;

— Дать определение основных терминов;

— Взять примеры из личного жизненного опыта и связать их с заданной темой;

— Указать на важность темы для слушателей.

Главная идея выступления должна быть представлена в виде краткого, ясного и четкого положения. Если этой идеи нет, аудитория подчас не может понять, о чем идет речь, и теряет внимание.

Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, так как в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление.

В основной части выступления развертывается главная идея, раскрываются ее аспекты. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Существует шесть методов последовательного изложения идеи:

2. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор вначале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Этот метод получил широкое распространение в выступлениях пропагандистского характера;

3. Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей;

5. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней;

6. Исторический метод – изложение материла в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Даже в серьезную по содержанию речь уместно ввести элементы юмора.

Каким бы методом не пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном принципе построения речи, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения.

Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления.

Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.

В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей.

Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению, призывом к действию, поэтической строкой (если это уместно). Это придаст выступлению благородство и индивидуальность. Это следует делать, конечно, кратко и быстро.

Публичное выступление будет успешным, если удастся:

— Добиться интереса и внимания;

— Изложить факты, разъяснить слушателям достоинства предложения выступающего;

— Привести убедительные доводы, побуждающие людей действовать или принимать во внимание полученную информацию.

Необходимо избрать способ выступления – заглядывая в конспект или избегая чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию.

Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Следует, однако, не забывать, что никакие навыки и умения сами по себе не принесут успеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут глубокой идейностью и убежденностью в то, о чем говорится.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересно и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные.

Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало.

Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Паузы – очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

— Обращение к аудитории

Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Другой элемент речевого этикета – комплимент. По своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне антикомплимента себе самому. Стиль комплимента слушателям зависит от ситуации, предыдушего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории.

Во время выступления необходимо постоянно контролировать реакцию слушателей.

Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

— Приветствие и прощание.

Представление. В начале выступления необходимо представиться. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника. В официальной обстановке может быть такое начало:

В этой форму оттенок официальности выражен очень ярко. Возможны и другие формы представления – менее официальные:

Говорящий как бы просит предварительного разрешения вступить в контакт, назвать себя. Далее, выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы, должность и профессию.

Прощание. Для делового общения характерны стилистически нейтральные стереотипы прощания:

— Позвольте (разрешите) попрощаться…

Нужно иметь ввиду, что во многих случаях перед прощанием желательно поблагодарить собравшуюся публику.

Еще одна особенность употребления речевых формул приветствия и прощания состоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, улыбка), выражающими внимание, доброжелательность, готовность к контакту.

Во время выступления не стоит прятаться за трибуной, не стоит бояться передвигаться по сцене. Стоять нужно прямо и перенести центр тяжести с пяток на носки. С отдельными слушателями можно наладить зрительный контакт. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли.

Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной – люди отвлекаются.

Типичные ошибки оратора-новичка

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть. » дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме — будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно. » Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за. (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Извиняйтесь только за одно — за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего — умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все — одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови — главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови — признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови — это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.

Ошибка 5: Подбор слов

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «. не принесет убытков», «. не плохо», «. не боимся прилагать усилия», «. не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора. Создавайте позитивное настроение позитивными словами — ведь от настроения публики зависит очень многое!

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Лучше информативной речи — только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов — ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. интереса к вашему выступлению.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило, они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами. Когда нечего сказать — лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *