в какой части образовательной программы локализованы общие компетенции
Определение компетенций в образовательных программах
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ
Ориентирами для отбора и описания компетенций профессии, перечень которых определяет успешность профессиональной деятельности, должны стать понимание современной профессиональной деятельности, мнение работодателей, анализ имеющихся нормативных документов, а также анализ зарубежного опыта оценки компетентности работников и выпускников образовательных учреждений.
В качестве примера рассмотрим, как определяются компетенции профессиональной деятельности педагога.
Современная профессионально-педагогическая деятельность может быть охарактеризована через профессиональные задачи педагога: «видеть» обучающегося в образовательном процессе, строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования, устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения, создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование[2]. На основании требований компетентностного подхода можно выделить функции современной профессионально-педагогическй деятельности: содействия образованию школьника, студента, проектирования индивидуального образовательного маршрута, управления образовательным процессом, рефлексии и самообразования[3].
В поисках более точного соответствия подготовки педагога требованиям рынка труда в сфере образования в гг. был проведен опрос работодателей – работников управления образованием, директоров школ в шести регионах РФ. Опрос показал недостаточную готовность работодателя к определению современных требований к профессиональной деятельности. Руководители часто ориентированы на сиюминутные потребности рынка труда в сфере образования и ожидают от учителя лишь хорошего знания предмета и умения поддерживать дисциплину. Вместе с тем, как указывается выше, исследование показало, что работодатель фиксирует наличие профессиональных задач разного уровня и ожидает специалистов, подготовленных в соответствии с уровнем решаемых задач, что свидетельствует о своевременности введения уровневой подготовки в высшем педагогическом образовании.
Что касается государственного стандарта высшего профессионального образования, то следует иметь в виду предстоящую смену поколения стандартов, поэтому ориентироваться при определении компетентности выпускников, подлежащей оценке в рамках реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования, следует на стандарт третьего поколения, который определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы, как обладание компетенциями: универсальными (общенаучными, инструментальными, а также социально-личностными и общекультурными) и профессиональными (в соответствии с видами профессиональной деятельности, например: научно-исследовательская, производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектная и пр.).
Обратимся к анализу международных исследований в данной области[5]. На какие же исследования стоит обратить внимание? Это Европейское исследование в области определения квалификаций и оценки компетентности «Настройка образовательных структур Европе» (Tuning Educational structures in Europe)[6]. Данный проект является составной частью международного проекта «Настройка образовательных структур» (“Tuning Educational Structures”[7]), в который вовлечены более 200 вузов Европы, Латинской Америки, а также ряда стран постсоветского пространства. Суть проекта заключается в использовании инструментов Болонского процесса для согласованного представления структур и описаний программ всех уровней на основе компетентностного подхода.
Хотя Tuning в полной мере признает важность формирования и развития предметных специфических компетентностей как основы университетских образовательных программ, проект акцентирует внимание на том, что в университетском образовании время и внимание должно быть уделено развитию общих компетентностей, что становится все более значимым в плане подготовки студентов к их будущей роли в обществе как соискателей на рынке труда и как граждан. В проекте «Tuning» выделяется три типа общих компетентностей: инструментальные компетентности: познавательные способности, методологические способности, технологические способности и лингвистические способности; межличностные компетентности: индивидуальные способности типа социальных навыков (навыков социального взаимодействия и сотрудничества); системные компетентности: системы способностей и навыков (комбинации понимания, восприимчивости и знания; предварительное приобретение инструментальных и межличностных компетентностей, становление которых происходит на более поздних этапах обучения).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ФОРМУЛИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
(по материалам европейского проекта «Настройка образовательных структур в Европе» [8], направленного на создание единого образовательного пространства)
Уровень и стиль изложения результатов образования выступают наиболее уязвимым местом ГОС ВПО. Ниже приводится попытка переформулирования требований, содержащихся в ГОС ВПО по специальности 060200 «Экономика и социология труда», в контексте общих (универсальных) компетенций, принятых в европейском проекте.
Общие компетенции в составе ФГОС четвертого поколения
Общие компетенции в составе ФГОС четвертого поколения
Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), как и ФГОС третьего поколения, определяют требования к двум видам конечных образовательных результатов – общим и профессиональным компетенциям. Общие компетенции представляют собой «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда».
Модернизация ФГОС была обусловлена целым рядом факторов и нацелена на сближение требований рынка труда и системы образования к результатам реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (далее – ПОП СПО). ФГОС четвертого поколения отражают новый взгляд на образованность и квалификацию выпускника ПОП. Квалификация рассматривается в первую очередь как соответствие подготовки выпускника требованиям профессиональных стандартов; образованность – как функциональная готовность и потребность в постоянном обновлении знаний и умений, составляющих внутренние ресурсы работника, в соответствии с общей ситуацией и конкретной профессиональной задачей. ПОП, построенные на основе ФГОС четвертого поколения, должны характеризоваться большей адаптивностью, позволяющей включать в учебные планы вновь появляющиеся на рынке профессии и специальности, увеличением практикоориентированной составляющей, а также вариативной составляющей. Такие характеристики программы свидетельствуют о повышении роли общих компетенций, назначение которых как раз и состоит в обеспечении функциональной готовности человека к наращиванию и переструктурированию своих внутренних ресурсов в соответствии с новыми для него задачами.
Список общих компетенций в составе обновленных ФГОС содержит некоторые изменения в сравнении со списком в составе предыдущей версии стандартов (см. табл. 1). Не претерпели изменения общие компетенции в сфере работы с информацией. Общие компетенции в сфере коммуникации были разделены по ситуациям общения. Компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления претерпели существенное сокращение – были изъяты требования к деятельности по планированию и реализации текущего контроля и оценке продукта \ результата деятельности. Анализ ситуации также не представляет собой отдельную общую компетенцию, а может быть отнесен к ОК 1 как предварительная операция при выборе способа решения задач.
Изменился состав общих компетенций, представляющих собой декларацию ценностей, разделяемых обучающимся и определяющих его поведение. Ценностное отношение к выбранной профессии (ОК 1) выведено из списка результатов. При этом введены ОК 05 и ОК 06, указывающие на разделяемые гражданско-патриотические и общечеловеческие ценности, ценности сохранения окружающей среды.
Значительно расширился список конечных результатов, представляющих собой общую содержательную рамку, в пределах которого должны быть заявлены конкретные для каждой профессии \ специальности профессиональные умения. Если ФГОС третьего поколения фиксировал такую рамку только в отношении применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности (ОК 5), то ФГОС следующего поколения выдвигает требования к работе с документацией в рамках профессии (ОК 10) и к умениям в сфере физической культуры, позволяющими работать над нейтрализацией негативного воздействия профессии на состояние организма (ОК 08). Наряду с профессиональными умениями, обеспечивающими адекватное поведение в чрезвычайных ситуациях на производстве, заданы рамочные требования к знаниям и умениям, составляющим функциональную грамотность в чрезвычайных ситуациях общего характера (ОК 07).
Наконец, в составе общих компетенций названа профессиональная компетенция, требующая уточнения объекта воздействия и контекста деятельности в области планирования предпринимательской деятельности (ОК 11).
Сопоставление требований к общим компетенциям в составе ФГОС
третьего и четвертого поколений
Общие компетенции в составе ФГОС
четвертого поколения
Общие компетенции в составе ФГОС
третьего поколения
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ППКРС).
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ППССЗ)
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ППКРС)
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность \ Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ППСЗ)
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ППКРС).
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ППССЗ)
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами \ потребителями
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий \ Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Планирование и оценка общих компетенций в процессе разработки
ПОП профессиональной образовательной организации
Планирование общих компетенций в составе ПОП должно осуществляться в соответствии с типом и видом образовательных результатов, к которым выдвинуты требования ФГОС СПО.
Формулировки ОК 01-05 описывают универсальные способы деятельности. По типу это компетентностные образовательные результаты. По виду – общие компетенции. Следовательно, их планирование должно осуществляться посредством описания требований к деятельности обучающихся. Для конкретизации требований общие компетенции следует разбить на аспекты, отражающие ту или иную сторону деятельности. В целях планирования прогресса обучающихся требования к их деятельности должны быть выстроены в иерархии, которая определяется возрастанием от нижних уровней иерархии к верхним следующих признаков деятельности обучающихся:
- субъектность, повышающаяся от ситуативно верного воспроизведения культурно признанной нормы, образца до конструирования деятельности в ситуации неопределенности; усложнение деятельности по составу за счет интеграции отдельных операций и ресурсов: от отдельных завершенных действий через сложносоставную деятельность к соорганизации ресурсов различных типов для успешной деятельности в конкретной ситуации, т. е. интеграции различных общих компетенций.
Для планирования промежуточных этапов формирования общих компетенций и конечных результатов в ПОП профессиональной образовательной организации рекомендуется использовать требования к деятельности обучающихся, представленные в
таблице 2. Следует учитывать, что в таблицу включены только требования к деятельности обучающихся, соответствие которым может быть подтверждено средствами суммирующего оценивания.
В ситуации внешней оценки конечных образовательных результатов ПОП СПО, а также в процессе регионального мониторинга будут использованы следующие ориентиры:
Требования уровня IV приведены в таблице 2 в качестве ориентира для обучающихся, планирующих продолжение образования, а также для планирования внеучебной работы с обучающимися, демонстрирующими особы успехи в освоении профессии.
Возвращаясь к общим компетенциям, оценивание которых технически невозможно в формате суммирующего оценивания, можно рекомендовать оценивание ОК 03 в части планирования собственного профессионального развития в формате формирующего оценивания на основе следующих требований к деятельности обучающегося:
— оценивает внутренние ресурсы (знания, умения, опыт, свойства психики и т. п.) в соответствии с поставленной задачей деятельности, называет недостающие ресурсы;
— описывает ситуации, в которых может быть востребован полученный опыт произвольной деятельности;
— называет предпочтительные направления профессионального развития, обосновывая свое предложения ссылками на внешнюю ситуацию (тенденции развития профессии и смежных профессий, ситуация на рынке труда) и внутренние мотивы.
Формулировки ОК 07 – ОК 10 задают рамку, внутри которой при планировании образовательных результатов ПОП должны быть сформулированы профессиональные умения и, в качестве промежуточных результатов для их формирования, соответствующие знания. Рекомендуется использовать формулировки этих профессиональных умений для определения требований к сформированности указанных результатов.
Так, при определении требований в рамках ОК 10 «Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке» необходимо перечислить конкретные виды документов, из которых обучающийся должен корректно и за требуемый промежуток времени извлекать информацию. Например, обучающийся:
— читает строительные чертежи;
— получает информацию об анамнезе в процессе анализа карточки пациента;
— сверяет полученные материальные ценности по накладной и т. п.
При определении требований в рамках ОК 09 «Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности» необходимо перечислить конкретные операции, которые обучающийся должен уметь выполнять с помощью конкретных программных продуктов и информационных сред. Например:
— моделирует заполнение литейных форм и формирование усадочных дефектов в пакете LVMFlow,
— составляет диаграмму Гантта в MS Project,
— приводит ответ на вопрос, связанный с законодательным и нормативным регулированием, пользуясь «Консультант плюс» и «Гарант»;
— анализирует данные о посещаемости и успеваемости с помощью электронного журнала в системе Netschool и т. п.
При определении требований в рамках ОК 08 «Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности» и ОК 07 «Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях» могут быть использованы как умения, составляющие функциональную грамотность российского гражданина на современном этапе, так и профессиональные умения.
Примером таких требований для ОК 8 в части функциональной грамотности могут стать:
— планирует физические нагрузки в заданных ситуациях,
— дает оценку допустимости физической нагрузки в заданной ситуации,
в части профессиональных умений:
— демонстрирует выполнение упражнение на выносливость (бег, плавание, ходьба или бег на лыжах, велосипед или велотренажер) в течение 1 часа в заданном темпе;
— демонстрирует освобождение от захватов и обхватов;
— демонстрирует применение дыхательных упражнений на мобилизацию, упражнений на расслабление различных групп мышц…
— демонстрирует здоровьесберегающие приемы поднятия и перемещения тяжестей и т. п.
Примером таких требований для ОК 7 в части функциональной грамотности могут стать:
— оценивает действия субъекта с точки зрения последствий для окружающей среды,
— оценивает действия и решения участников модельных ситуаций на основе правил поведения на воде, в лесу, в горах \ холмах, на болоте…
в части профессиональных умений:
— дает оценку корректности хранения реагентов по результатам самостоятельно проведенного наблюдения;
— демонстрирует действия оперативного дежурного при пожаре и т. п.
Ценности и установки
Ожидания общества от образовательных институтов не ограничиваются образовательными результатами. Образовательным результатом мы можем считать такое новообразование, в отношении которого имеется принципиальная возможность целенаправленного формирования в рамках образовательного процесса и оценивания средствами педагогической диагностики. Формулировка ОК 06 «Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей» указывает на ожидаемый эффект реализации ПОП СПО. Для обеспечения процессов планирования, формирования и формирующей оценки ОК 06 следует сформировать список непосредственных результатов образовательного процесса, которые являются необходимым средством, условием, получения требуемых ФГОС СПО эффектов. Образовательными результатами, необходимыми для достижения указанного в формулировке ОК 06 эффекта являются знания (информированность) и опыт практической деятельности. Первые задают контекст и ориентиры, второй обеспечивает становление субъектной позиции обучающегося.
В процессе разработки ПОП и планирования внеучебной работы профессиональная образовательная организация может опираться на следующие требования к промежуточным в отношении формулировки ОК 06 образовательным результатам:
Требования к результатам вида «знать \ уметь»:
— подтверждает \ опровергает тезисы, характеризующие российское государство и его население, ссылками на произвольно избранные исторические примеры (исторические факты и их интерпретации);
— дает толкование понятий «гражданин», «гражданство», патриотизм», «социальная ответственность», «социальный конфликт»;
— перечисляет органы государственной власти РФ, их функции и полномочия, функции и полномочия местного самоуправления, описывает порядок формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления; структуру исполнительной власти РФ и их полномочия органов исполнительной власти;
— перечисляет партии, представленные в органах законодательной власти РФ, и приводит их краткую характеристику;
— разъясняет содержание конституционных прав и свобод гражданина России, конституционных обязанностей гражданина России;
— перечисляет государственные праздники и памятные даты, объясняет, какие события и почему были положены в основу государственных праздников, описывает события, которым посвящены памятные даты;
— приводит толкование понятий, составляющих базовые национальные ценности1,;
— объясняет содержание ценностей, традиций, отраженных в культуре народов России, описывает их формирование, приводит примеры достижений русской культуры и культур титульных наций национальных республик;
— объясняет понятия закона и законности, приводит произвольные примеры;
— обосновывает ценность права как принципиального регулятивного механизма общества, иллюстрируя обоснование ситуациями из ближнего и дальнего социального окружения;
— иллюстрирует свое понимание конвенционального характера морали на основе ситуаций ближнего и дальнего социального окружения;
— приводит интерпретацию понятия «общечеловеческие ценности», прослеживает его эволюцию, приводит примеры положений, являющихся базовыми ценностями в различные периоды исторического развития человечества и \ или у разных народов,
— приводит и разъясняет произвольные примеры актуальных моральных норм;
— высказывает мнение относительно заданной ситуации, содержащей ту или иную нравственную коллизию, вставая на позиции не менее чем двух вовлеченных в нее субъектов;
— объясняет значение семьи в современном обществе, приводя произвольные примеры;
— объясняет ценность служения (в широком смысле) Отечеству, иллюстрирует объяснение ситуациями из ближнего и дальнего социального окружения.
Требования к результатам вида «получил и проанализировал опыт деятельности»:
получил и проанализировал опыт:
— обоснования социальной (в том числе этнической) самоидентификации;
— выявления и обсуждения «автостереотипов» различных социальных (в том числе этнических) групп;
— участия в праздниках / праздничных церемониях, посвященным государственным праздникам и памятным датам;
— наблюдения проявлений национальных традиций и ценностей в повседневной жизни;
— посещения культурных и исторических памятников;
— анализа программных документов различных партий и общественных объединений по заданным критериям;
— анализа причин возникновения заданного общественного / политического события;
— участия в дискуссиях, посвященных обсуждению базовых национальных ценностей;
— участия в социально-ориентированных акциях.
ОК 11 «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере» предоставляет собой формулировку профессиональной компетенции с открытым для выбора в рамках конкретной ПОП объектом воздействия и контекстом деятельности. Другими словами, для приведения формулировки результата в соответствие с требованиями к формулировке профессиональной компетенции необходимо указать сферу, в которой обучающийся должен заниматься бизнес-планированием.
Внешнюю оценку ОК 11 рекомендуется осуществляет на основе оценивания продукта практической деятельности (бизнес-плана) посредством стандартизированного проектного задания.
1 Перечень см. в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Рабочая программа «Общие компетенции профессионала» (по уровням)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования и науки Самарской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), отрасль – Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1386.
Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями и шаблоном, утвержденном в ГБПОУ «Поволжский государственный колледж».
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), отрасль – Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ 11
ОГСЭ. В.06 Общие компетенции профессионала
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), отрасль – Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта углубленной подготовки, разработанной в ГБПОУ «ПГК».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
— в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
— в дополнительном обучении рабочим профессиям соответствующего профиля подготовки.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Учебная дисциплина реализуется в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла программ подготовки специалистов среднего звена (в рамках вариативной части).
Раздел I реализуется в рамках семестра 1. Содержание раздела I является базой для формирования общих компетенций в ходе освоения других учебных дисциплин и междисциплинарных курсов для программ со сроком обучения 1 год 10 мес. и 2 года 10 мес. в рамках первого года обучения; для программ со сроком обучения 3 года 10 мес. – первого и второго года обучения.
Раздел II реализуется в рамках семестра 3 для программ со сроком обучения 1 год 10 мес. и 2 года 10 мес.; в рамках семестра 5 для программ со сроком обучения 3 года 10 мес. Содержание раздела II является базой для формирования общих компетенций в ходе освоения других учебных дисциплин и междисциплинарных курсов в оставшееся время обучения.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть – не предусмотрено.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
Наименование результата обучения
указывать фрагмент(-ы) источника, содержащих информацию, необходимую для решения задачи деятельности
выделять из избыточного набора источников, содержащих информацию, необходимую для решения задачи деятельности
оценивать обеспеченность задачи деятельности информационными ресурсами, указания на недостаток информации для решения задачи
формулировать информационный запрос для получения требующейся для решения задачи деятельности информации
извлекать информацию по одному заданному основанию из одного или нескольких источников, содержащих избыточную в отношении задачи информационного поиска информацию
систематизировать информацию в рамках заданной простой структуры
извлекать информацию по одному заданному основанию из одного или нескольких источников, содержащих избыточную в отношении задачи информационного поиска информацию, и систематизации информации в рамках самостоятельно определенной в соответствии с задачей информационного поиска простой структуры
формулировать содержащийся в источнике информации вывод по заданному вопросу
формулировать содержащиеся в источнике аргументы, обосновывающие заданный вывод;
формулировать вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям или на основе заданных посылок и/или приведения аргументов в поддержку вывода.
анализировать рабочую ситуацию с указанием на ее соответствие \ несоответствие эталонной ситуации
анализировать рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями
планировать деятельность в соответствии с заданным алгоритмом или типовой деятельности в заданной ситуации
определять на основе заданного алгоритма деятельности ресурсов, необходимых для ее выполнения
планировать текущий контроль деятельности в соответствии с заданными технологией и результатом \ продуктом деятельности
оценивать продукт (своей) деятельности по эталону (эталонным параметрам)
оценивать продукт (своей) деятельности по заданным критериям
планировать параметры продукта на основе заданных критериев его оценки
создавать стандартный продукт письменной коммуникации на основе заданной бланковой формы
создавать стандартный продукт письменной коммуникации сложной структуры
извлекать из устной речи (монолога, диалога, дискуссия) требуемое содержание фактической информации и логических связей, организующих эту информацию
задавать вопросы, направленные на выяснение фактической информации, в рамках служебного разговора
произносить монолог в соответствии с заданной целью коммуникации перед заданной целевой аудиторией с соблюдением заданного жанра высказывания (служебный доклад, выступление на совещании \ собрании, презентация товара \ услуг)
работать в группе в соответствии с заданной процедурой и по заданным вопросам
работать в группе в соответствии с самостоятельно определенной процедурой и по самостоятельно определенным вопросам
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Наименование результата обучения
Требования к сформированности компетенции в сфере работы с информацией
Требования к сформированности компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления
Требования к сформированности компетенции в сфере коммуникации
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), отрасль – Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и подготовке к формированию профессиональных компетенций (ПК):
Наименование результата обучения
Определять цели и задачи, планировать занятия.
Вести документацию, обеспечивающую учебно-производственный процесс.
Определять цели и задачи, планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся.
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Разрабатывать и оформлять техническую и технологическую документацию.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны сформировать общие компетенции (ОК):
Наименование результата обучения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
1. 4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Работа с источником информации (документы, литература, интернет); структурирование и анализ информации (схемы, таблицы и т.д).
Итоговая аттестация в форме накопительного зачета по итогам выполнения практических занятий и заданий для самостоятельной работы
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ. В.06 Общие компетенции профессионала
Тема 1.1. Компетенции в сфере работы с информацией.
Содержание учебного материала
Предварительная работа с источником.
ПЗ №1. Определение фрагментов текстового источника, содержащих информацию, необходимую для решения задачи деятельности.
ПЗ №2. Оценка обеспеченности задачи деятельности информационными ресурсами.
Самостоятельная работа обучающихся
Выделение из набора аннотированных источников тех, что содержат информацию, необходимую для решения задачи деятельности.
Определение пути поиска информации, необходимой для решения задачи деятельности, на карте сайта.
Содержание учебного материала
Способы систематизации информации: таблица, график/диаграмма, схема.
ПЗ №3. Извлечение информации из текста.
ПЗ №4. Извлечение информации из бланка.
ПЗ №5. Систематизация информации в простую таблицу.
ПЗ №6. Систематизация информации в простую схему.
Самостоятельная работа обучающихся
Извлечение информации из таблицы.
Составление простой таблицы для систематизации информации.
Составление простой схемы для систематизации информации.
Систематизация информации в простую блок-схему.
Содержание учебного материала
Аргумент. Вывод. Тезис. Доказательство.
Самостоятельная работа обучающихся
Формулирование содержащегося в источнике информации вывода.
Формулирование аргументов для обоснования заданного тезиса, содержащихся в источнике информации, включающем аргументы в поддержку нескольких тезисов по общей теме.
Компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления
Содержание учебного материала
Ситуация. Характеристики ситуации. Анализ ситуации.
Продукт. Характеристики продукта. Оценка продукта по эталону.
ПЗ №7. Анализ заданной рабочей ситуации с указанием на ее отличия от эталонной ситуации.
ПЗ №8. Оценка параметров продукта по эталону.
Самостоятельная работа обучающихся
Выделение характеристик бытовой ситуации.
Оценка заданного продукта по эталону.
Содержание учебного материала
Планирование продукта на основе критериев его оценки.
Способы текущего контроля. Ресурсы.
ПЗ №9. Составление плана деятельности. Планирование текущего контроля.
ПЗ №10. Планирование продукта на основе критериев его оценки.
ПЗ №11. Определение на основе заданного алгоритма деятельности ресурсов, необходимых для ее выполнения.
ПЗ №12. Анализ выполнения деятельности по самоорганизации и самоуправлению.
Самостоятельная работа обучающихся
Компетенции в сфере коммуникации
Содержание учебного материала
Цели письменной коммуникации. Структура продукта письменной коммуникации.
Цели монолога. Целевая аудитория.
Нормы публичной речи. Регламент.
Смысловые блоки. Средства логической связи.
Процедура и содержание групповой коммуникации. Результативность групповой коммуникации.
ПЗ №13. Создание стандартного продукта письменной коммуникации на основе заданной бланковой формы.
ПЗ №14. Создание стандартного продукта письменной коммуникации сложной структуры в соответствии с целью коммуникации.
ПЗ №15. Извлечение из монолога основного (общего) содержания фактической информации по заданным основаниям.
ПЗ №16. Идентификация вопросов на выяснение мнения.
ПЗ №17. Произнесение монолога в соответствии с заданной целью коммуникации перед заданной целевой аудиторией.
ПЗ №18. Анализ выполнения деятельности в сфере коммуникации.
Самостоятельная работа обучающихся
Тренинг по созданию стандартного продукта письменной коммуникации на основе заданной бланковой формы.
Тренинг извлечения из монолога, диалога, дискуссии основного (общего) содержания фактической информации по заданным основаниям.
Подготовка к монологу.
Примерная тематика курсовой работы (проекта)
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)
Образовательные результаты освоения учебной дисциплины ОГСЭ. В.06 Общие компетенции профессионала
Наименование результата обучения
указывать фрагмент(-ы) источника, содержащих информацию, необходимую для решения задачи деятельности
выделять из избыточного набора источников, содержащих информацию, необходимую для решения задачи деятельности
оценивать обеспеченность задачи деятельности информационными ресурсами, указания на недостаток информации для решения задачи
формулировать информационного запроса для получения требующейся для решения задачи деятельности информации
извлекать информацию по одному заданному основанию из одного или нескольких источников, содержащих избыточную в отношении задачи информационного поиска информацию
систематизировать информацию в рамках заданной простой структуры
извлекать информацию по одному заданному основанию из одного или нескольких источников, содержащих избыточную в отношении задачи информационного поиска информацию, и систематизации информации в рамках самостоятельно определенной в соответствии с задачей информационного поиска простой структуры
формулировать содержащийся в источнике информации вывод по заданному вопросу
формулировать содержащиеся в источнике аргументы, обосновывающие заданный вывод
формулировать вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям или на основе заданных посылок и/или приведения аргументов в поддержку вывода
анализировать рабочую ситуацию с указанием на ее соответствие \ несоответствие эталонной ситуации
анализировать рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями
планировать деятельность в соответствии с заданным алгоритмом или типовой деятельности в заданной ситуации
определять на основе заданного алгоритма деятельности ресурсов, необходимых для ее выполнения
планировать текущий контроль деятельности в соответствии с заданными технологией и результатом \ продуктом деятельности
оценивать продукт (своей) деятельности по эталону (эталонным параметрам)
оценивать продукт (своей) деятельности по заданным критериям
планировать параметры продукта на основе заданных критериев его оценки
создавать стандартный продукт письменной коммуникации на основе заданной бланковой формы
создавать стандартный продукт письменной коммуникации сложной структуры
извлекать из устной речи (монолога, диалога, дискуссия) требуемое содержание фактической информации и логических связей, организующих эту информацию
задавать вопросы, направленные на выяснение фактической информации, в рамках служебного разговора
произносить монолог в соответствии с заданной целью коммуникации перед заданной целевой аудиторией с соблюдением заданного жанра высказывания (служебный доклад, выступление на совещании \ собрании, презентация товара \ услуг)
работать в группе в соответствии с заданной процедурой и по заданным вопросам
работать в группе в соответствии с самостоятельно определенной процедурой и по самостоятельно определенным вопросам
Наименование результата обучения
Требования к сформированности компетенции в сфере работы с информацией
Требования к сформированности компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления
Требования к сформированности компетенции в сфере коммуникации
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует стандартного учебного кабинета лабораторий – не предусмотрено.
Оборудование учебного кабинета:
— мебель, предназначенная для группировки в различных конфигурациях;
— посадочные места по количеству обучающихся;
— рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
— библиотека с карточным и электронным каталогом;
— компьютеры с выходом в интернет.
— компьютер с лицензионным программным обеспечением;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Голуб, Г. Б., Перелыгина, Е. А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. – Разд. 1: Компетенции в сфере работы с информацией / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина. – Самара: ЦПО, 2011. – 80 с.
Голуб, Г. Б., Перелыгина, Е. А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. – Разд. 2: Компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина. – Самара: ЦПО, 2011. – 40 с.
Голуб, Г. Б., Перелыгина, Е. А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. – Разд. 3: Компетенции в сфере коммуникации / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина. – Самара: ЦПО, 2011. – 36 с. 3.
Бусыгина Т.А., Цыганов К.Г. Основы самоорганизации учебной деятельности. Самара: Издательство СГПУ, 2011.
Коллекция компетентностно-ориентированных заданий // ЦПО Самарской об-ласти: [Сайт]. – Режим доступа: https://www.cposo.ru/kollektsiya-kompetentnostno-orientirovannykh-zadanij.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции про-фессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринима-тельства: Гиды для преподавателей. – Самара: ЦПО, 2011.
3. Кузнецов, И. Н. Интернет в учебной и научной работе: практическое пособие / И. Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2013.
5. Левин, М. Д. Методы поиска информации в Интернете / М. Д. Левин. – М.: Солон-Пресс, 2013.
6. Паршукова, Г. Б. Методика поиска профессиональной информации: учебно-методическое пособие для вузов / Г. Б. Паршукова. – СПб.: Профессия, 2009.
7. Романенко, В. Н. Работа в Интернете от бытового до профессионального поиска: практическое пособие с примерами и упражнениями / В. Н. Романенко, Г. В. Никитина, В. С. Неверов. – СПб.: Профессия, 2008.
. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
— выделять из избыточного набора источников, содержащих информацию, необходимую для решения задачи деятельности;
— оценивать обеспеченность задачи деятельности информационными ресурсами, указания на недостаток информации для решения задачи;
— формулировать информационный запрос для получения требующейся для решения задачи деятельности информации;
— извлекать информацию по одному заданному основанию из одного или нескольких источников, содержащих избыточную в отношении задачи информационного поиска информацию;
— систематизировать информацию в рамках заданной простой структуры;
— извлекать информацию по одному заданному основанию из одного или нескольких источников, содержащих избыточную в отношении задачи информационного поиска информацию, и систематизации информации в рамках самостоятельно определенной в соответствии с задачей информационного поиска простой структуры;
— формулировать содержащийся в источнике информации вывод по заданному вопросу;
— формулировать содержащиеся в источнике аргументы, обосновывающие заданный вывод;
— формулировать вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям или на основе заданных посылок и/или приведения аргументов в поддержку вывода;
— анализировать рабочую ситуацию с указанием на ее соответствие \ несоответствие эталонной ситуации;
— анализировать рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями;
— планировать деятельность в соответствии с заданным алгоритмом или типовой деятельности в заданной ситуации;
— определять на основе заданного алгоритма деятельности ресурсов, необходимых для ее выполнения;
— планировать текущий контроль деятельности в соответствии с заданными технологией и результатом \ продуктом деятельности;
— оценивать продукт (своей) деятельности по эталону (эталонным параметрам);
— оценивать продукт (своей) деятельности по заданным критериям;
— планировать параметры продукта на основе заданных критериев его оценки;
— создавать стандартный продукт письменной коммуникации на основе заданной бланковой формы;
— создавать стандартный продукт письменной коммуникации сложной структуры;
— извлекать из устной речи (монолога, диалога, дискуссия) требуемое содержание фактической информации и логических связей, организующих эту информацию;
— задавать вопросы, направленные на выяснение фактической информации, в рамках служебного разговора;
— произносить монолог в соответствии с заданной целью коммуникации перед заданной целевой аудиторией с соблюдением заданного жанра высказывания (служебный доклад, выступление на совещании \ собрании, презентация товара \ услуг);
— работать в группе в соответствии с заданной процедурой и по заданным вопросам;
— работать в группе в соответствии с самостоятельно определенной процедурой и по самостоятельно определенным вопросам.
— Сопоставление с эталоном в форме
— Наблюдение при выполнении практической работы;
— Оценка деятельности обучаемого в процессе самостоятельной работы.
— требования к сформированности компетенции в сфере работы с информацией;
— требования к сформированности компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления;
— требования к сформированности компетенции в сфере коммуникации.
— Оценка деятельности обучаемого в процессе самостоятельной работы;
— Оценка деятельности обучаемого в процессе опроса;
— Оценка деятельности обучаемого в процессе тестирования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к рабочей программе учебной дисциплины
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. В.06 ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛА
44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям),
отрасль – Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
— анализировать рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями
Наименование практических занятий:
ПЗ №7. Анализ заданной рабочей ситуации с указанием на ее отличия от эталонной ситуации.
Тематика самостоятельной работы студентов:
— Выделение характеристик бытовой ситуации.
Требования к сформированности компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления
Наименования теоретических тем и/или тем лабораторных работ:
— Ситуация. Характеристики ситуации. Анализ ситуации.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
оценивать продукт (своей) деятельности по эталону (эталонным параметрам);
— оценивать продукт (своей) деятельности по заданным критериям;
— определять на основе заданного алгоритма деятельности ресурсов, необходимых для ее выполнения;
— планировать деятельность в соответствии с заданным алгоритмом или типовой деятельности в заданной ситуации;
— создавать стандартный продукт письменной коммуникации на основе заданной бланковой формы;
— создавать стандартный продукт письменной коммуникации сложной структуры;
— планировать параметры продукта на основе заданных критериев его оценки.
Наименование практических занятий:
ПЗ №8. Оценка параметров продукта по эталону.
ПЗ №10. Планирование продукта на основе критериев его оценки.
ПЗ №13. Создание стандартного продукта письменной коммуникации на основе заданной бланковой формы.
ПЗ №14. Создание стандартного продукта письменной коммуникации сложной структуры в соответствии с целью коммуникации.
Тематика самостоятельной работы студентов:
— Оценка заданного продукта по эталону.
— Тренинг по созданию стандартного продукта письменной коммуникации на основе заданной бланковой формы.
Требования к сформированности компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления
Наименования теоретических тем и/или тем лабораторных работ:
— Продукт. Характеристики продукта. Оценка продукта по эталону.
— Планирование продукта на основе критериев его оценки.
- Цели письменной коммуникации. Структура продукта письменной коммуникации.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
— указывать фрагмент(-ы) источника, содержащих информацию, необходимую для решения задачи деятельности;
— формулировать информационный запрос для получения требующейся для решения задачи деятельности информации;
— формулировать содержащийся в источнике информации вывод по заданному вопросу;
— формулировать содержащиеся в источнике аргументы, обосновывающие заданный вывод;
— формулировать вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям или на основе заданных посылок и/или приведения аргументов в поддержку вывода.
Наименование практических занятий:
ПЗ №1. Определение фрагментов текстового источника, содержащих информацию, необходимую для решения задачи деятельности.
ПЗ №16. Идентификация вопросов на выяснение мнения.
Тематика самостоятельной работы студентов:
— Выделение из набора аннотированных источников тех, что содержат информацию, необходимую для решения задачи деятельности.
— Определение пути поиска информации, необходимой для решения задачи деятельности, на карте сайта.
— Формулирование содержащегося в источнике информации вывода.
— Формулирование аргументов для обоснования заданного тезиса, содержащихся в источнике информации, включающем аргументы в поддержку нескольких тезисов по общей теме.
Требования к сформированности компетенции в сфере работы с информацией.
Наименования теоретических тем и/или тем лабораторных работ: