в каком жанре писал булгаков

Михаил Булгаков

Страна:Россия
Родился:15 мая 1891 г.
Умер:10 марта 1940 г.

Псевдонимы:

Булгаков, Михаил Афанасьевич (1891–1940), русский писатель. Родился 3 (15) мая 1891 в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. Семейные традиции переданы Булгаковым в романе «Белая гвардия» (1924) укладу дома Турбиных. В 1909, по окончании лучшей в Киеве Первой гимназии, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916, получив диплом, работал врачом в селе Никольское Смоленской губ., затем в г. Вязьме. Впечатления тех лет легли в основу цикла рассказов Записки юного врача (1925–1926). Литературовед М. Чудакова писала об этом периоде жизни Булгакова: «В эти полтора года он увидел свой народ лицом к лицу, и, возможно, именно взгляд врача, знающего, что без элементарного просвещения и примитивных хотя бы гигиенических норм нельзя рывком перескочить в новый светлый мир, укрепил уверенность Булгакова в губительности для России вскоре наступивших революционных потрясений».

Еще студентом Булгаков начал писать прозу — по-видимому, в основном связанную с медицинской тематикой, а затем земской врачебной практикой. По воспоминаниям сестры, в 1912 он показывал ей рассказ о белой горячке. После Октябрьской революции 1917 Булгаков вместе с женой Т. Лаппа вернулся из Вязьмы в Киев. Кровавые события, свидетелем которых он стал, когда город переходил то к красным, то к белым, то к петлюровцам, легли в основу некоторых его произведений (рассказ «Я убил», 1926 и др., роман «Белая гвардия»). Когда в 1919 в Киев вошла Добровольческая армия белых, Булгаков был мобилизован и в качестве военного врача уехал на Северный Кавказ.

Выполняя свои медицинские обязанности, Булгаков продолжал писать. В Автобиографии (1924) он сообщил: «Как-то ночью, в 1919 году, глухой осенью, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов». Первый фельетон Булгакова «Грядущие перспективы», опубликованный с инициалами М.Б. в газете «Грозный» в 1919, давал жесткую и ясную картину как современного писателю общественно-политического и экономического состояния России («оно таково, что глаза. хочется закрыть»), так и будущего страны. Булгаков предвидел неизбежную расплату войной и нищетой «за безумие дней октябрьских, за самостийность изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег. за все!» Ни в те дни, ни когда-либо впоследствии писатель не питал иллюзий относительно «очистительной силы» революции, видя в ней лишь воплощение социального зла.

Заболев тифом, Булгаков не смог покинуть Владикавказ вместе с Добровольческой армией. Попытка выбраться из Советской России морем, через Батум, также не увенчалась успехом. Некоторое время он оставался во Владикавказе, зарабатывая на жизнь театральными рецензиями и написанными по заказу местного театра пьесами (которые впоследствии уничтожил).

В 1921 Булгаков приехал в Москву. Начал сотрудничество с несколькими газетами и журналами в качестве фельетониста. Произведения разных жанров публиковал в газете «Накануне», выходившей в Берлине. В газете «Гудок» Булгаков сотрудничал с целой плеядой писателей — И. Бабелем, И. Ильфом и Е. Петровым, В. Катаевым, Ю. Олешей. Впечатления этого периода были использованы Булгаковым в повести «Записки на манжетах» (1923), которая не была издана при жизни писателя. Главным героем повести является человек, подобно Булгакову приехавший в Москву, чтобы начать жизнь с чистого листа. Необходимость написать бездарную пьесу для того, чтобы «вписаться» в новую жизнь, угнетает героя, он чувствует свою связь с прежней культурой, которая для него воплощена в Пушкине.

Своеобразным продолжением «Записок на манжетах» явилась повесть «Дьяволиада» (1925). Ее главный герой, «маленький человек» Коротков, оказался в самой гуще фантасмагорической жизни Москвы 1920-х годов и стал ее летописцем. В Москве происходит и действие других повестей Булгакова, написанных в эти годы, – «Роковые яйца» (1925) и «Собачье сердце» (1925, опубл. в 1968 в Великобритании).

В 1925 Булгаков опубликовал в журнале «Россия» роман «Белая гвардия» (неполный вариант), работу над которым начал еще во Владикавказе. Трагедия гражданской войны, разыгрывающаяся в родном писателю Киеве (в романе — Город), показана как трагедия не только народа в целом, но и «отдельно взятой» семьи интеллигентов Турбиных и их близких друзей. Булгаков с пронзительной любовью рассказал об атмосфере уютного дома, в котором «пышут жаром разрисованные изразцы» и живут любящие друг друга люди. Герои романа, русские офицеры, в полной мере обладают чувством чести и достоинства.

В год публикации романа Булгаков начал работу над пьесой, сюжетно и тематически связанной с Белой гвардией и получившей впоследствии название «Дни Турбиных» (1926). Процесс ее создания описан автором в «Театральном романе» («Записки покойника», 1937). Пьеса, которую Булгаков несколько раз переделывал, представляла собою не инсценировку романа, а самостоятельное драматургическое произведение. Спектакль «Дни Турбиных», премьера которого состоялась в 1926 во МХАТе, имел огромный успех у зрителей, несмотря на нападки официозных критиков, которые обвинили автора в том, что он «перемигивается с остатками белогвардейщины», и усмотрели в пьесе «насмешку русского шовиниста над украинцами». Спектакль выдержал 987 представлений. В 1929–1932 его показ был запрещен.

Вскоре после «Дней Турбиных» Булгаков написал две сатирические пьесы о советской жизни 1920-х годов — «Зойкина квартира» (1926, шла на московской сцене два года), «Багровый остров» (1927, снята с репертуара после нескольких спектаклей) — и драму о Гражданской войне и первой эмиграции «Бег» (1928, запрещена к постановке незадолго до премьеры).

В конце 1920-х годов Булгаков подвергался резким нападкам официальной критики. Его прозаические произведения не публиковались, пьесы были сняты с репертуара. В начале 1930-х годов на сцене МХАТа шла только его инсценировка «Мертвых душ» Гоголя; пьеса о Мольере «Кабала святош» (1930–1936) некоторое время шла в «исправленном» цензурой варианте, а затем тоже была запрещена. В марте 1930 Булгаков обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе.

Разрешение работать, данное Булгакову, оказалось излюбленным коварным ходом Сталина: произведения писателя по-прежнему были запрещены к публикации. В 1936 Булгаков зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. В это время Булгаков писал роман, начатый еще в 1929. Первоначальный вариант (по собственному определению писателя, «роман о дьяволе») был уничтожен Булгаковым в 1930. В 1934 была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 название «Мастер и Маргарита». В это время Булгаков уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене Е.С. Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя.

За годы работы над «Мастером и Маргаритой» авторская концепция существенно изменилась — от сатирического романа до философского произведения, в котором сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного целого. Текст насыщен множеством ассоциаций — в первую очередь, с «Фаустом» Гете, из которого взят эпиграф к роману и имя сатаны — Воланд. Евангельские истории художественно преображены Булгаковым в главах, представляющих собою «роман в романе» — произведение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Осознавая неприемлемость «Мастера и Маргариты» в рамках советской идеологии, Булгаков тем не менее пытался способствовать публикации романа. С этой целью в 1938 он написал пьесу «Батум», центральной фигурой которой стал молодой Сталин. Пьеса была запрещена; публикация романа при жизни автора не состоялась. Только в 1966 вдове Булгакова, при содействии К. Симонова, удалось опубликовать роман в журнале «Москва». Публикация стала важнейшим культурным событием 1960-х годов. По воспоминаниям критиков П. Вайля и А. Гениса, «эту книгу немедленно восприняли как откровение, где в зашифрованном виде содержатся все ответы на роковые вопросы русской интеллигенции». Многие фразы из романа («Рукописи не горят»; «Квартирный вопрос только испортил их» и др.) перешли в разряд фразеологизмов. В 1977 Ю. Любимов поставил по «Мастеру и Маргарите» одноименный спектакль в Театре на Таганке.

Источник

Михаил Булгаков

Михаил Булгаков
в каком жанре писал булгаков. 128px %D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2. в каком жанре писал булгаков фото. в каком жанре писал булгаков-128px %D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2. картинка в каком жанре писал булгаков. картинка 128px %D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2. Псевдонимы:
Дата рождения: 15 мая 1891
Место рождения: Киев
Дата смерти: 10 марта 1940
Место смерти: Москва
Вид деятельности: писатель, драматург
Годы деятельности: 1919—1940
Направление или жанр: магический реализм, сатира
Язык произведений: русский
Дебют: «Грядущие перспективы»
«…Боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет.»
— Преображенский — Борменталю
«М. Булгаков вообще самый мерзлявый автор. «Белая гвардия» начинается с доставания дров из сарая, потом в дом Турбиных заявляются все замерзшие персонажи, Мышлаевский так даже обмороженный, но его спасают. Обмораживаются юнкера и офицеры в окопах и дозорах, уголовники ночью на Владимирской горке и пр. Роман заканчивается описанием, как нечеловечески и чуть не насмерть замерз часовой у бронепоезда. Воет на ветру ошпаренная собачка Шарик, окостенел юный врач, проехав в сентябре сорок верст по Смоленской области, замерзают бедные невиноватые гады. Только Берлиоз с Бездомным, упарившись от жары, пьют абрикосовую газировку и икают.»
— С Баша

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940) — русский советский писатель. Впрочем, советским его можно назвать весьма условно. Да практически вся его литературная деятельность протекала в Советской России и СССР, но к большевистской власти он всегда относился более чем скептически. Тем не менее его не только не репрессировали, но даже позволили кое-что печатать и ставить на сцене — Сталину почему-то понравилась пьеса «Дни Турбиных». Из деталей биографии стоит упомянуть, что он был уроженцем Киева и сыном преподавателя религиозного вуза. Но после окончания гимназии решил стать медиком: оба брата матери были врачами, один — в Москве, другой — в Варшаве. А ещё он — соскочивший с иглы наркоманом.

Знают именно за это: до публикации «Мастера и Маргариты» считался полузабытым драматургом и фельетонистом из 1930-х годов, где-то в районе Ефима Зозули или Пантелеймона Романова. При жизни же Михаил Афанасьевич был известен в качестве популярного драматурга, пьесы которого собирали аншлаг, а потом заворачивались цензурой. О том, что он ещё и прозу писал, помнили немногие.

Содержание

Произведения [ править ]

«Похождения Чичикова» [ править ]

Сатирическая повесть (1922 г.). Главному герою приснилось, что на том свете случился день открытых дверей, шутник Сатана выпустил на волю персонажей «Мёртвых душ», и гоголевские герои отправились в Россию начала 1920-х гг., устраивая различные происшествия. Там правозаступник Самосвистов дал знать Чичикову, что по его делу началась возня и, понятно, Чичикова и след простыл.

«Багровый остров» [ править ]

Пьеса (по мотивам одноимённого фельетона от 1924 г., поставлена в 1928). В театре ставят пьесу «Багровый остров» — революционно искажённые произведения Жюля Верна «Дети капитана Гранта» и «Вокруг света за 80 дней».

«Белая гвардия» [ править ]

Роман (1924 г.), посвящённый положению в Киеве во время Гражданской войны. Во многом автобиографическое произведение: благородного Алексея Турбина Булгаков «списал» с себя, Елену — с любимой сестры Варвары, скользкого и подлого Тальберга — с её мужа Леонида Карума. Судя по всему, своего зятя Михаил Афанасьевич совсем не любил — и вывел его упырём-перебежчиком и приспособленцем, а богобоязненной Елене-Варваре приписал связь с другим человеком. Сестра обиделась и навсегда разорвала отношения с писателем, даже открещивалась от родства с ним. История одной любви. В рукописи было посвящение первой жене — Татьяне Лаппа, в печатном виде уже второй жене — Любови Белозёрской.

Прочитав рижское издание романа, Булгаков удивился сочинённому анонимным автором окончанию и отметил карандашом на полях: «Бред, написанный неизвестно кем».

…Он, извольте ли видеть, разучился говорить по-русски с ноября прошлого года. Был Курицкий, а стал Курицький… Так вот спрашиваю: как по-украински «кот»? Он отвечает: «кит». Спрашиваю: «А как кит?» А он остановился, вытаращил глаза и молчит. — Слова «кит» у них не может быть, потому что на Украине не водятся киты.

«Дни Турбиных» [ править ]

Пьеса (1925 г.), написанная на основе «Белой гвардии». Спасла Булгакова дважды: в тяжёлые дни, когда писатель подвергался откровенной травле и потому не мог ни печататься, ни найти работу, гонорары за идущие в театре «Дни Турбиных» позволяли хоть как-то выживать. Кроме того, пьеса крайне понравилась лично Сталину («„Дни Турбиных“ есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма» — из письма драматургу В. Биллю-Белоцерковскому) — и, возможно, именно поэтому в итоге Булгаков не только избежал репрессий, но и смог вернуться к театральной работе (после письма Булгакова в 1930 г. в адрес правительства СССР — «Или отпустите в эмиграцию, или дайте наконец работать!» — ему позвонил лично Сталин и «посоветовал», а фактически — распорядился, устроиться во МХАТ).

«Бег» [ править ]

Пьеса (1928 г.). Также изображает гражданскую войну с «белой» точки зрения. Предпослан эпиграф:

«Собачье сердце» [ править ]

«Роковые яйца» [ править ]

Повесть (1924 г.), научная фантастика/русский хоррор. Профессор зоологии Владимир Ипатьевич Персиков случайно открыл необычный красный луч. Организмы, попав в него, становятся крупными и плодовитыми, но агрессивными. Заведующий совхозом Александр Семёнович Рокк решил использовать это открытие, чтобы быстро восстановить поголовье кур, передохших после эпизоотии. Генераторы луча привезли в совхоз, и туда же по ошибке попали яйца страусов, крокодилов и змей, заказанные для опытов всё тем же Персиковым, а Персиков получил куриные. (Впрочем, если бы получили агрессивных гигантских голодных цыплят, результат был не намного лучше). В итоге по среднерусской полосе начали своё победоносное шествие громадные крокодилы и удавы, со страусами сразилась конная дивизия, и весь СССР чуть не накрылся медным тазом (по первоначальной авторской версии таки накрылся). Чтобы спасти страну, автор намеренно вызвал бога из машины в лице продолжительных и мощных морозов в августе (. ).

— А, это роман, — ответил Персиков. — Ну да, господи, известный же. — Я забыл его, — ответил Персиков, — помню, читал, но забыл

— В мое время, — заговорил выпускающий, хихикая жирно, — когда я работал у Вани Сытина в «Русском слове», допивались до слонов. Это верно. А теперь, стало быть, до страусов. Наборщики хохотали. — А ведь верно, страус, — заговорил метранпаж, — что же, ставить, Иван Вонифатьевич? — Да что ты, сдурел, — ответил выпускающий, — я удивляюсь, как секретарь пропустил, — просто пьяная телеграмма. — Попраздновали, это верно, — согласились наборщики, и метранпаж убрал со стола сообщение о страусе.

«Кабала святош» и «Жизнь господина де Мольера» [ править ]

Сначала была пьеса (1929 г., другое название — «Мольер»). Собссно, о Мольере и его времени. Потом — роман (1933 г.).

«Зойкина квартира» [ править ]

Пьеса, 1925 г. Автор статьи смотрела её в подростковом возрасте, и единственное вынесенное впечатление — Что это было?. В современных анонсах пьесы сообщают, что на квартире у этой Зои собираются «бывшие», которым не нравится советская власть и которые хотят сбежать в эмиграцию — реальную или внутреннюю.

«Иван Васильевич» [ править ]

Сначала была пьеса «Блаженство», в которой описано путешествие в антиутопическое будущее. Потом она была переделана в комедию «Иван Васильевич» (1936 г.), которая известна народу по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Самое интересное, что пьес две! В первой всё происходит наяву, во второй — во сне. Машину времени Булгаков описал как «громадных размеров и необычной конструкции аппарат» со множеством ламп, «в которых то появляется, то гаснет свет».

«Театральный роман» [ править ]

Разумеется роман. 1936 г., другое название — «Записки покойника». По сюжету авторство принадлежит самому герою — Л. Максудову, а автор лишь привёл рукопись в надлежащий вид, главным образом разобравшись с пунктуацией. Автор статьи героически пыталась прочитать, но дальше 10 страниц не могла продраться. Завязка — протагонист пытается пристроить свою пьесу для постановки в некий театр, но тут начинаются разнообразные интриги (например, зачем новые пьесы, когда есть старые?).

Тут надо заметить, что роман написан в несколько своеобразном стиле — повествование идет от лица «как бы» нездорового психически главного героя (на деле — он единственный нормальный человек среди персонажей) — кому-то может не понравится, но автор правки читал с удовольствием (надо заметить, что в романе много юмора). Книга не закончена, и в ее основе лежит собственный писательский опыт Булгакова: в написанном главным героем «романе» легко угадывается «Белая Гвардия», а в пьесе — «Дни Турбиных». При этом Булгаков в своей книге едко высмеял литературную тусовку тех лет, МХАТ, Станиславского и его знаменитую одноименную систему.

Также проблема в том, что Булгаков так и не успел закончить роман. Сохранился записанный со слов Е. С. Булгаковой рассказ о том, как автор видел финал романа (трагический роман Максудова с театральной художницей, вскоре умирающей от чахотки, провал постановки, полное разочарование Максудова в жизни вообще и театре в частности, поездка в Киев — Булгакову очень хотелось ещё раз написать о любимом городе своей юности — и самоубийство), есть сведения о том, что Булгаков многие ненаписанные сцены уже видел настолько чётко, что представлял их перед женой в лицах… но увы, не получилось.

«Батум» [ править ]

Пьеса (1939 г., первоначальное название — «Пастырь»). Интересна сугубо тем, что посвящена юности Сталина.

«Мастер и Маргарита» [ править ]

См. соответствующую статью. Кстати, самого Булгакова тоже называют Мастером.

Рассказы и др. [ править ]

Булгаков выпустил сборники рассказов «Заметки и миниатюры», «Записки юного врача», «Трактат о жилище», а также «Морфий».

Адаптации [ править ]

Мы щит и меч Советской власти, Мы на врага Глядим в упор. Мы всех врагов порвем на части! Сотрем с лица, сотрем с лица, сотрем с лица! Дадим Отпор!

Источник

БУЛГАКОВ

Библиография:

I. Белая гвардия, журн. «Россия», 1925. кн. 4 и 5; Диаволиада, Рассказы, изд. «Недра», М., 1925;

II. Переверзев В., Новинки беллетристики, «Печать и революция», кн. 5, М., 1924; Лиров М., «Печать и революция», кн. 5–6, М., 1925; Осинский Н., Литературные заметки, «Правда», № 170, М., 1925.

III. Писатели современной эпохи, т. I, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928.

Михаил Афанасьевич (1891, Киев – 1940, Москва), русский прозаик, драматург. Родился в многодетной семье преподавателя Киевской духовной академии, получил прекрасное домашнее образование. С отличием окончил медицинский ф-т Киевского ун-та (1916). Во время 1-й мировой войны работал хирургом на фронте и в госпиталях прифронтовой полосы. С осени 1916 г. – земский врач в с. Никольском Смоленской губ., с этим временем связаны первые литературные опыты. В 1918 г. вернулся в Киев, последовательно призывался военврачом в красные, белые, петлюровские части. Впечатления от этих событий лягут в основу рассказов «Красная корона» (1922), «Необыкновенные приключения доктора» (1922), «Китайская история» (1923), «Налёт» (1923), романа «Белая гвардия» (1923—25), пьесы «Дни Турбиных» (1925—28). Революция, Гражданская война вызвали у Булгакова самые противоречивые чувства, главным из которых был протест против соучастия в жестокостях и преступлениях как Красной армии, так и белой. Обращение к литературному творчеству было не только внешней причиной отказа от участия в войне, Булгаков остро чувствовал желание служить своему народу, излечивая души людей. Литературный дебют Булгакова относится к 1919 г., когда в газете «Грозный» (Владикавказ) была опубл. его статья «Грядущие перспективы». Осенью 1921 г. писатель переехал в Москву.

Проза Булгакова многообразна по жанру и тематике. Он писал романы, повести, рассказы, пьесы, фельетоны: роман «Мастер и Маргарита» (1929—40), принесший ему мировую посмертную славу, «Белая гвардия» (и созданная на его основе пьеса «Дни Турбиных»), «Жизнь господина де Мольера» (1932—33, опубл. в 1962), «Театральный роман» (1937, опубл. в 1965), пьесы «Багровый остров» (1928), «Адам и Ева» (1931, опубл. в 1987), «Блаженство» (1934, опубл. в 1966), «Иван Васильевич» (1935, опубл. в 1965), «Кабала святош» (1929), «Александр Пушкин» (второе название «Последние дни», 1934—35, опубл. в 1955).
«Вслушивание в современность» легло в основу ранней автобиографической прозы, рассказов писателя, вошедших в цикл «Записки на манжетах» (1922), в сборник рассказов «Дьяволиада» (1925). Булгаков верил в будущее России, с горечью отмечал отрицательные явления, которые породили новые общественные отношения. В повести «Роковые яйца» (1924) писатель предупреждает о возможности трагедии, которой может обернуться открытие мирового масштаба в руках полуграмотных, самоуверенных людей, новой бюрократии. Речь в повести, как и в «Собачьем сердце», идёт и об этичности науки, ответственности учёного за свои открытия. Повесть «Собачье сердце» была написана в январе – марте 1925 г. (опубл. в 1987). После того как Булгаков прочитал её в одном литературном кружке, представителями ОГПУ на его квартире был произведён обыск и изъяты рукописи самой повести и три тетради дневников. Прошло много лет, прежде чем повесть была восстановлена по чудом сохранившейся рукописи.
В пьесе «Бег» (1928), как и в большинстве произведений Булгакова, отразились настроения, вызванные его пребыванием на фронте, работой в полевых госпиталях. В ней говорится о первой в истории России массовой потере Родины людьми, вовлечёнными в водоворот революции и Гражданской войны. Главрепертком дважды запрещал постановку пьесы во МХАТе, не помогла и поддержка М. Горького, присутствовавшего на её чтении в театре. Специальная комиссия Политбюро, куда вошли К. Е. Ворошилов и Л. М. Каганович, вынесла решение «о нецелесообразности постановки пьесы в театре». Так же трагически складывалась судьба пьесы «Дни Турбиных», в центре которой одна из важнейших проблем времени – судьбы «новой интеллигенции», которую писатель считал одной из главных сил, способных возродить Россию. Нападки критики приняли к концу 1920-х гг. небывалый размах, со сцены были сняты все пьесы: «Дни Турбиных», пьеса-памфлет «Багровый остров» (1928), бытовая комедия «Зойкина квартира» (1926). После 1927 г. при жизни писателя на родине не было опубликовано ни одно его произведение. Попав в отчаянное положение, пережив хулу, запрет к изданию, к постановке пьес, оставшись без средств к существованию, Булгаков в письме правительству от 28 марта 1930 г. вынужден выплеснуть своё отчаяние, боль и просить о работе.
Делом жизни писателя был роман «Мастер и Маргарита», который Булгаков начал писать в мае 1929 г. и закончил в 1940 г. Впервые роман был напечатан с некоторыми сокращениями в журнале «Москва» (1966, № 11; 1967, № 1). Автор, о творчестве которого при жизни появилось столько отрицательных рецензий и статей, через четверть века после смерти сделался любимым писателем не только у себя на родине, но и за рубежом. Роман «Мастер и Маргарита» вобрал в себя темы, мотивы, которые разрабатывались писателем во всех созданных ранее произведениях. В нём в полной мере определился талант писателя-гуманиста. В романе есть страницы, представляющие собой вершину булгаковской сатиры, фантастики и его строгой реалистической прозы. Главную идею романа сформулировал литературовед и критик И. Виноградов в статье «Завещание мастера»: «Это тема общей человеческой ответственности за судьбу добра, красоты, истины в человеческом мире».

Смотреть что такое БУЛГАКОВ в других словарях:

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ Александр Александрович (р. 1907), пред. Гос. к-та Сов. Мин. СССР по проф.-технич. образованию с 1964. Чл. КПСС с 1937. По окончании Харьков. смотреть

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (16. 6. 1871, Лив-ны,— 13.7.1944, Париж), рус. релит, философ и богослов, экономист. Род. в семье священника. Око. смотреть

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ

Михаил Афанасьевич [1891–]— беллетрист и драматург. Родился в Киеве. В 1916 окончил медицинский факультет Киевского университета. Начал писать в 1919. Печатал в провинциальной прессе статьи, фельетоны, поставил на провинциальной сцене три пьесы, никогда не опубликованные, и рукописи к-рых впоследствии были им уничтожены. С 1921 живет в Москве, где первое время работал репортером и фельетонистом в ряде газет, сотрудничал в берлинской сменовеховской газете «Накануне». С 1923 отдается целиком лит-ре. Б. стал популярен своей драмой «Дни Турбиных», комедией «Зойкина квартира» и сборником юмористических рассказов «Диаволиада». Ранее он опубликовал свой единственный роман — «Белая гвардия». Роман рисует жизнь белогвардейцев — семьи Турбиных, в Киеве за период — лето 1918 — зима 1919 (немецкая оккупация, гетманщина, петлюровская директория) до занятия Киева Красной армией в начале 1919. Опыт этого года убедил автора в том, что гибель его класса неизбежна и вполне заслуженна. Булгаков эту свою идейную установку дает в эпиграфе к роману: «и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими». Погибающие классы ненавидят свой восставший народ, трусливо прячутся за спину немецкого империалистического насильника и злорадствуют при виде жестокой расправы немецких юнкеров над украинской деревней. Героически, с великой жертвенностью борются против своих и чужеземных насильников лишь украинский крестьянин, русский рабочий — народ, к-рый «белые» ненавидят и презирают. «Когда немцы были побеждены», — рассказывает Б., — бежавшие из Москвы в Киев помещики и фабриканты «поняли, что судьба их связана с побежденными. „Немцы побеждены“, — сказали гады. „Мы побеждены“, — сказали умные гады». Признание советской власти неизбежно. Б. вошел в лит-ру с сознанием гибели своего класса и необходимости приспособления к новой жизни. Б. приходит к выводу: «Все, что ни происходит, происходит всегда так, как нужно и только к лучшему». Этот фатализм — оправдание для тех, кто сменил вехи. Их отказ от прошлого не трусость и предательство. Он диктуется неумолимыми уроками истории. Примирение с революцией было предательством по отношению к прошлому гибнущего класса. Примирение с большевизмом интеллигенции, к-рая в прошлом была не только происхождением, но и идейно связана с побежденными классами, заявления этой интеллигенции не только об ее лойяльности, но и об ее готовности строить вместе с большевиками — могло быть истолковано как подхалимство. Романом «Белая гвардия» Б. отверг это обвинение белоэмигрантов и заявил: смена вех не капитуляция перед физическим победителем, а признание моральной справедливости победителей. Роман «Белая гвардия» для Б. не только примирение с действительностью, но и самооправдание. Примирение вынужденное. Б. пришел к нему через жестокое поражение своего класса. Поэтому нет радости от сознания, что гады побеждены, нет веры в творчество победившего народа. Это определило его художественное восприятие победителя. Новая действительность — «Диаволиада», как озаглавлена его книга рассказов. Советская государственная машина эпохи военного коммунизма — «Диаволиада», новый быт — «грязь и гадость такая, о к-рых Гоголь даже понятия не имел» («Похождения Чичикова»), народ — «ведьмы», к-рые разрушают созданные буржуазией ценности («Дом Эльпит — Раб. коммуна»), новый боец — китаец, к-рый примечателен тем, что он научился по-русски ругаться («Китайская история»), все творчество революции — «роковые яйца», из к-рых выходят огромных размеров гады, грозящие погубить всю страну. Б. принял победу народа не с радостью, а с великой болью покорности. Б. жаждет компенсировать свой класс за его социальное поражение моральной победой, «диаволизируя» революционную новь. Стремлением к такой моральной компенсации определяется последний период творчества Б. Сейчас не надо больше оправдываться за свое сменовеховство, за приспособление к новой жизни: это пройденный этап. Сейчас уже прошел также момент раздумья и раскаяния за грехи класса. Б., наоборот, пользуясь затруднениями революции, пытается углубить идеологическое наступление на победителя. Он еще раз переоценивает кризис и гибель своего класса и пытается его реабилитировать. Б. перерабатывает свой роман «Белая гвардия» в драму «Дни Турбиных». Две фигуры романа — полковник Малышев и врач Турбин — соединены в образе полковника Алексея Турбина. В романе полковник предает коллектив и сам спасается, а врач погибает не как герой, а как жертва. В драме — врач и полковник слиты в Алексее Турбине, гибель к-рого — апофеоз белого героизма. В романе крестьяне и рабочие учат немцев уважать их страну. Месть крестьян и рабочих немецким и гетманским поработителям Булгаков оценивает как справедливый приговор судьбы «гадам». В драме народ — одна лишь дикая петлюровская банда. В романе — культура белых — ресторанная жизнь «закокаиненных проституток», море грязи, в котором тонут цветы Турбиных. В драме — красота цветов Турбиных — сущность прошлого и символ погибающей жизни. Задача автора — моральная реабилитация прошлого в драме — подчеркивается одновременно написанной им советской комедией «Зойкина квартира». Драма — последние «Дни Турбиных», трагически погибающих под звуки «вечного Фауста». Комедия — притон, где ответственные советские люди проводят свои пьяные ночи. Б. не сумел ни оценить гибели старого, ни понять строительства нового. Его частые идейные переоценки не стали поэтому источником большого художественного творчества. Роман «Белая гвардия» в значительной своей части беллетристическая публицистика талантливого журналиста. Собственно художественные страницы романа написаны в манере старых дворянских романов, что выдает эпигонство Б. Изображение советской действительности дано приемами юмористического рассказа, и это не скорбный юмор скорби «униженных и оскорбленных», а юмор довольно дешевого газетчика. Последняя драма Б. «Бег», живописующая эмиграцию, продолжает тенденции «Дней Турбиных». Весь творческий путь Б. — путь классово-враждебного советской действительности человека. Б. — типичный выразитель тенденций «внутренней эмиграции». Библиография: I. Белая гвардия, журн. «Россия», 1925. кн. 4 и 5; Диаволиада, Рассказы, изд. «Недра», М., 1925; II. Переверзев В., Новинки беллетристики, «Печать и революция», кн. 5, М., 1924; Лиров М., «Печать и революция», кн. 5–6, М., 1925; Осинский Н., Лит-ые заметки, «Правда», № 170, М., 1925. III. Писатели современной эпохи, т. I, М., 1928; Владиславлев И. В., Лит-ра великого десятилетия, т. I, М., 1928. И. Нусинов. смотреть

БУЛГАКОВ

Сергей Николаевич (1871-1944) Русский философ, религиозный мыслитель, с 1918г. — священник. В 1923г. выслан из советской России, с 1925 по 1944 г. — профессор догматики в Богословском институте в Париже, автор многих работ, в основном философско-богословского содержания, один из главных представителей неоправославия. В центре его богословия стоит софиология — принципиально антиномическое учение о Софии, которая представляется ему «невозможным» для разума, алогичным личностным посредником между Богом и миром, «круглым квадратом», «корнем из минус единицы» и, одновременно, — первоначальной совокупностью всех идей творения (неоправославное переосмысление платоновско-неоплатонической концепции предвечных идей) и творческим принципом бытия и искусства. Отсюда его софиология фактически является неоправославной эстетикой. В центре ее, как и у Флоренского, стоит учение об иконе, в которой Б. видит принципиально антиномический феномен. «Эта видимость невидимого, изобразимость неизобразимого и есть икона». При этом термин икона он употребляет в двух смыслах — в узко культовом и в более широком — эстетическом. В сфере художественного творчества, продолжая идеи неоплатонически-патристической эстетики, он видит три «инстанции» бытия: идеальный прообраз вещи, самую материальную вещь и «икону вещи», т. е. художественный образ, который стремится наиболее точно выразить сам прообраз, «инобытие идеи, как бы отделившейся от своей реальности». Наиболее полно эта задача в истории культуры была реализована в иконе как элементе церковного культа, особенно — в православной иконе. В ней непостижимым образом открывается то знание о Боге и духовном мире, которое не передается никаким другим способом — знание того, что принципиально недоступно иным способам познания, ибо «в основе иконы лежит способность умного видения». Развивая идеи Флоренского, Б. считал, что достижением столь высокого уровня духовного проникновения икона обязана своей каноничности. То, что в богословии обозначается как «церковное предание», сохраняющее духовный опыт Церкви, в церковном искусстве называется «иконным каноном», который осмысливается им как «сокровищница живой памяти Церкви» о духовных «видениях и видениях», «соборное ее вдохновение». Канон — не внешний закон или сумма правил для иконописца, но — «внутренняя норма», органично присущая его духовному миру, хранитель иконописного символизма. Отсюда икона представляется Б. «более чем искусством» — «она есть Боговиде-ние и Боговедение, дающие художественное свидетельство о себе», а иконописец в идеале понимается им не просто как художник, но еще и «религиозным созерцателем-богословом». Там, где такое единение осуществляется, полагает Б., «достижения и откровения иконописи превосходят по силе своей и умозрительное богословие, и внере-лигиозное искусство». Икона является, по Б., идеальным воплощением софийности творения. Под софийностью он понимал выраженность в материальном мире его изначальной идеальности. Главным критерием и показателем уровня софийности вещи или произведения искусства является красота, которая выступает «откровением Св. Духа» в материи, «безгрешной, святой чувственностью, ощутимостью идеи», «духовной, святой телесностью». Б. акцентирует особое внимание на категории телесности в ее идеальном понимании, или духотелесности, которая лежит в основе искусства. Художник «прозревает красоту как осуществленную святую телесность» и стремится выразить ее в своем творчестве. Это идеально удалось, по его мнению, лишь древним грекам в их идеализированных обнаженных фигурах и средневековым православным художникам в иконе. Отсюда произведение искусства определяется им как «эротическая встреча материи и формы, их влюбленное слияние, почувствованная идея, ставшая красотой: это есть сияние софийного луча в нашем мире». При этом Б. не делает принципиального различия между красотой в искусстве и в природе. Последняя осознается им как «великий и дивный художник», а искусство, как и во всей православной традиции, понимается расширительно. И его главным произведением становится человек во всей его «духотелесности». «Искусство, не как совокупность технически-виртуозных приемов, а как жизнь в красоте, несравненно шире нашего человеческого искусства, весь мир есть постоянно осуществляемое произведение искусства, которое в человеке, в силу его центрального положения в мире, достигает завершенности, ибо лишь в нем, как царе творения, завершается космос». Однако жизнь в красоте — трудная и соблазнительная вещь для человека, ибо здесь, напоминает он Достоевского, поле битвы дьявола с Богом. «Земная красота загадочна и зловеща, как улыбка Джоконды. Томление по красоте, мука красотой есть вопль всего мироздания». Преодоление этой трагичности красоты в мире возможно (эта мысль характерна для всей неоправославной эстетики — см.: Религиозная эстетика России) с помощью теургической функции искусства (См.: Теургия), выходящего уже за рамки собственно своих произведений и реально преобразующего мир и человека на пути эсхатологического софийно-эстетического преображения, возведения тварного мира к его пред-вечной Красоте — Софии. Остро ощущая высокую значимость феномена красоты в христианском миропонимании и, одновременно, его принципиальную противоречивость, Б. пытался ее снять, включая красоту в систему семантически близких понятий: софийность — телесность — красота — искусство, которые, не являясь синонимами, образуют некое достаточно однородное семантическое поле, внутри которого и пребывает смысловое ядро софиологии. Соч.: Свет невечерний. М., 1917; Икона и иконопочитание. Р., 1931 (М., 1996) Тихие думы. М., 1996. Лит.: Bytschkow V. Kunstlerische und asthetische Aspekte in der Sophiologie Vater Sergi Bulgakows // Stimme der Orthodoxie. Berlin, N 4, 1994. S. 26-30; Бычков B.B. Эстетический смысл софиологии о. Сергия Булгакова // Введение в храм. М., 1997. С. 649-657. В. Б. смотреть

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ

Луг Лубок Луб Локва Лок Лог Лов Лоб Лгу Лак Лаг Лаб Куга Куба Куб Колба Кола Кол Кова Клуб Кгб Ква Кал Каг Кабул Кабо Каб Гулко Гул Гук Губка Губа Голубка Голуба Гол Главк Гко Гало Гак Вукол Вуг Волк Волга Вол Вокал Вогулка Вогул Вобла Вбок Валко Вал Вак Луговка Булка Булгаков Булга Була Букол Лука Буква Бук Буг Лукаво Бола Обвал Обл Бокал Обувка Окб Бог Блок Угол Аул Улов Уловка Алу Акво Агул Авок Укол Бак Увал Уба Бал Баул Блог Боа Бок Ока Овал. смотреть

БУЛГАКОВ

(Михаил Афанасьевич (1891-1940) – рус. писатель) ПАМЯТИ М. А. БУЛГАКОВА Загл. Ахм940 (244.1)

БУЛГАКОВ

Булгаков сущ.муж.одуш. (1) ед.род. я был свидетелем глупости Булгакова, который также пропустил закубанцевПс121.

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ Яков Иванович (1743-1809), российский дипломат, писатель, переводчик; почетный член Петербургской АН (1795). В 1781-89 чрезвычайный посланник и полномочный министр в Константинополе. Добился признания Турцией присоединения к России Крыма, Тамани и земель по р. Кубань. С 1790 посланник в Варшаве.

БУЛГАКОВ

Эта распространенная русская фамилия связана с тюркским словом существительным bulgaq, образованным от глагола bulga – «махать», «мутить», «биться», значение же существительного-прозвища bulgaq – «смятение», «гордый человек». смотреть

БУЛГАКОВ

Rzeczownik Булгаков Bułchakow Bułhakow

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ Федор Ильич (1852-1908), российский журналист и историк искусства. «Художественная энциклопедия» (т. 1-2, 1886-87), сборник биографий «Наши художники» (т. 1-2, 1889-90).

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ Борис Владимирович (1900-52), российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1946). Труды по гироскопическим приборам, следящим системам, теории нелинейных колебаний.

БУЛГАКОВ

власна назва, імен. чол. родуБулгаков

БУЛГАКОВ

имя собств., сущ. муж. родаБулгаков

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ Михаил Петрович (митрополит Макарий) (1816-82), русский историк, академик Петербургской АН (1854). Труд «История русской церкви» (т. 1-12).

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ

(фамилия) 布尔加科夫 bù’ěrjiākēfū

БУЛГАКОВ

див. Булгаков, Сергій Миколайович

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ АЛ. ДМ

БУЛГАКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Булгаков, Александр Александрович (14 нояб. 1867, М. — не ранее 1916) — переводчик кн. Шарля Бодлера «Маленькие поэмы в прозе» (М., 1902)Псевдонимы: А. смотреть

БУЛГАКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Булгаков Александр Александрович [р. 6(19).3.1907, Харьков], советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1937. Родился в семье рабочего. смотреть

БУЛГАКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Булгаков, Александр Иванович (1813 на Украине — осенью 1886 в СПб.) — драматург — переводчик и историк театраПсевдонимы: А. И. Б.; Б—в, А. — доп.Источ. смотреть

БУЛГАКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

БУЛГАКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

БУЛГАКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Булгаков Александр Иванович — писатель, родился в 1815 году, † в 1836 г. Учился в Горном корпусе, из которого, по слабости здоровья, в 1831 году вышел и поступил в С.-Петербургский университет, где на развитие его большое влияние имели лекции А. В. Никитенка и профессора философии А. А. Фишера. Товарищами его были здесь, между прочим, В. Григорьев, П. Ершов и П. Савельев. Еще будучи в Корпусе, Б. обнаружил особенную склонность к словесности и написал несколько небольших драматических пьес. Будучи студентом Университета, он поставил на сцене переделанный им французский водевиль «Артист», имевший большой успех, и Б. сделался водевилистом, стал заниматься переделкой французских водевилей для русской сцены, оставив без внимания собственные драматические опыты. По окончании университетского курса в 1834 г., Б. читал теорию драматического искусства в Петербургском театральном училище; из этих чтений напечатана только вступительная лекция в «Сыне Отечества» того же года. Он умер в Обуховской больнице, подкошенный сильной романической любовью к молодой певице, так же, как и он, скончавшейся преждевременно. Из пьес собственного сочинения он не успел напечатать ни одной; но и из множества переделанных, игранных на петербургской сцене, напечатаны только: «Артист», «Два мужа» (обе 1834 г.); «Тише едешь, дальше будешь» (1835 г.); «Жена соседа, или дебютант в западне», «Дебютант, или страсть к театру» (обе 1836). А. Э.

БУЛГАКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

БУЛГАКОВ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ

Булгаков, Александр Яковлевич (23 нояб. 1781, Константинополь — 1863, Дрезден) — историк, дипломатПсевдонимы: А. Б.; Б—в, Ал.; Б—ъ, Ал.; Старый диплом. смотреть

БУЛГАКОВ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ

БУЛГАКОВ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ

БУЛЃ́АКОВ Александр Яковлевич (1781—1863), моск. почт-директор (1832—56). В письмах и дневниках Б. сохранились записи о дуэлях Л. с Э. Барантом и Н. С. смотреть

БУЛГАКОВ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ

БУЛГАКОВ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ

Булгаков Александр Яковлевич — сенатор, старший сын известного екатерининского дипломата, род. в Константинополе 23 ноября 1781 года. В молодости служил сначала вместе с младшим братом своим, Константином, в Московском архиве коллегии иностранных дел, о чем упоминает в своих записках Вигель, а потом, как и брат его, по дипломатической части: секретарем посольства в Неаполе при посланнике Д. П. Татищеве. Этот пост он оставил еще задолго до Отечественной войны, а впоследствии получил место московского почт-директора и в этой должности состоял очень долго, до 1856 года, когда сделался сенатором. Хотя он и не принадлежал к «Арзамасу» (см.), но с членами его был в приятельских отношениях: с Жуковским, Тургеневым, Дашковым, кн. Вяземским и др. С Жуковским, когда он был за границей, Б. вел обширную переписку; переписывался также с гр. Растопчиным, М. С. Воронцовым, гр. Закревским и др. Как почт-директор, Булгаков прослыл в Москве весьма предупредительным и любезным человеком, но в то же время позволял себе и такое невинное, по тогдашнему времени, занятие, как чтение чужих писем: по крайней мере, он читал и доставлял высшему начальству письма Пушкина, который, как известно, узнав об этом, написал однажды к жене своей письмо с чрезвычайно нелестными отзывами о Б. и его дочерях; на этот раз письмо не дошло ни до начальства, ни по назначению. О такой же слабости почтовых чиновников писал Б. и Жуковский, жалуясь, что письма его не доходят по назначению. Многие серьезно считали этого Б. «писателем»; но, по словам кн. Вяземского, «литература» его была собственно переписка: он получал письма, писал письма, отправлял письма. Точно так же и Жуковский, намекая на любовь его к письмам, пишет ему в одном письме: «Ты рожден гусем, т. е. все твое существо утыкано гусиными перьями», и т. д. Наконец, по выражению кн. Вяземского: «Бедного гуся ощипали», когда уволили его из почтового ведомства и назначили (1856) в сенат, — он был поражен, как громом. Б. скончался у младшего сына своего, Павла, в Дрездене, в 1863 году. Напечатал: «Воспоминания о 1812 годе» («Москвитянин», 1843), по тому же поводу статьи в «Сыне Отечества» 1814 года под заглавием: «Разговоры неаполитанского короля с графом Милорадовичем» и пр.; «Отрывок из записок старого дипломата» (СПб., 1857), в «СПб. Ведомостях» и в «Библ. Зап.»); «Выдержки из записок 1811 и 1812 гг.» («Русск. Арх.», 1867); «Русские и Наполеон Бонапарте» (изд. 2, Москва, 1813, без имени); «Биография А. А. Волкова. » (Москва, 1833); «Биография. К. Я. Булгакова» (Москва, 1838). А. Э.

БУЛГАКОВ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ

сенатор, старший сын известного екатерининского дипломата, род. в Константинополе 23 ноября 1781 года. В молодости служил сначала вместе с младшим брат. смотреть

БУЛГАКОВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ

Булгаков, Андрей Иванович — сотр. «ЭЛПл»Псевдонимы: Б—уков, А.Источники:• Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных де. смотреть

БУЛГАКОВ АФАНАСИЙ ИВАНОВИЧ

Булгаков, Афанасий Иванович (21 апр. 1859 — 14 марта 1907) — богослов, переводчик, сотр. церковн. изданий, преподаватель Киевск. духовн. академииПсевд. смотреть

БУЛГАКОВ АФАНАСИЙ ИВАНОВИЧ

БУЛГАКОВ АФАНАСИЙ ИВАНОВИЧ

(1859-1907), отец Булгакова, статский советник, профессор Киевской Духовной Академии по кафедре истории западных вероисповеданий. Б. родился 17. смотреть

БУЛГАКОВ АФАНАСИЙ ИВАНОВИЧ

БУЛГАКОВ АФАНАСИЙ ИВАНОВИЧ

Булгаков Афанасий Иванович (род. в 1859 г.) — духовный писатель, воспитанник Киевской духовной академии, в которой состоит профессором по кафедре истории и разбора западных исповеданий. Главные труды Б.: «Очерки истории методизма» (2 вып., Киев, 1887, магист. диссерт.); «Безбрачие духовенства» (Киев, 1891); «Стремления англикан к восстановлению древневселенской церковности в Англии в послание шестьдесят лет» (Киев, 1894); «Новые религиозные преобразования в Англии в XIX в.» (Киев, 1897); «К вопросу об англиканской иерархии» (Киев, 1898; перев. на английский язык); «Старокатолическое и христиано-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению» (Киев, 1901); «О принятии еще одного нового догмата в римском католицизме» (Киев, 1903); «Современное франкмасонство» (Киев, 1903); «Церковь и ее отношение к прогрессу» (Киев. 1903).

БУЛГАКОВ АФАНАСИЙ ИВАНОВИЧ

(род. в 1859 г.) — духовный писатель, воспитанник Киевской духовной академии, в которой состоит профессором по кафедре истории и разбора западных испов. смотреть

БУЛГАКОВ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

БУЛГАКОВ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

Булгаков Борис Владимирович [24.6(7.7).1900, Москва, ≈ 29.4.1952, там же], советский учёный в области механики, член-корреспондент АН СССР (1946). В 19. смотреть

БУЛГАКОВ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (190052)

БУЛГАКОВ Борис Владимирович (1900-52), российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1946). Труды по гироскопическим приборам, следящим системам, теории нелинейных колебаний. смотреть

БУЛГАКОВ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (190052)

БУЛГАКОВ ВАСИЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

Булгаков, Василий Константинович — поэтПсевдонимы: Курский, В.Источники:• Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных де. смотреть

БУЛГАКОВ ГЕОРГИЙ ИЛЬИЧ

БУЛГАКОВ ГЕОРГИЙ ИЛЬИЧ

Курский педагог. Историк церкви и Курского края, руководитель курских краеведов в 1920-е гг. Сын священника; выпускник духовного училища и духовной семинарии в Курске; окончил Киевскую духовную академию (1907). Кандидат и магистр богословия. Заведовал древлехранилищем Курской епархии РПЦ. Член церковно-археологического общества и Губернской архивной комиссии в Курске. Публиковал статьи в «Курских епархиальных ведомостях». После революции учительствовал и директорствовал в школах Курска и Воронежа. Внештатный сотрудник Курского губмузея, спасший и пополнивший его фонды в годы Гражданской войны. Соучредитель и бессменный ученый секретарь Курского губернского общества краеведения, руководитель его школьно-педагогической секции, составитель и редактор изданий Краеведческого общества (сборника «Курский край», журнала «Известия КГОК» (1927–1929)). Автор очерков церковной архитектуры Курска; первых в советское время научнопопулярных обзоров древней и средневековой истории Курского края. Не претендуя на научную новизну, эти булгаковские сводки отличались полнотой и корректностью изложения историко-археологического материала по местной истории, накопленного в дореволюционной историографии. Организатор и участник археологических разведок и просветительских экскурсий на Ратское, Шуклинское, Белгородское городища, этнографических экспедиций по саянским деревням губернии. Делегат от Курска на II Всесоюзной конференции краеведов. В 1930 г. по указке Окружного бюро краеведения (Воронеж) исключен из рядов курского краеведческого общества «за связь с религией» (т. е. посещение церковных служб). В 1931 г. арестован ОГПУ по делу «монархической организации краеведов». Осужден на 5 лет лишения свободы. Отбывал срок наказания на строительстве Беломорканала (1934–1937). После длительной ссылки в Куйбышевскую область (с. Красная Голинка) вернулся в Курск безнадежно больным (1944). Похоронен в Курске, на Московском (Никитском) кладбище. Г. И. Булгакову и его единомышленникам по Обществу курских краеведов удалось осуществить плодотворную преемственность между дореволюционным и советским этапами развития исторического краеведения в Курске. Его сводные очерки истории, археологии, энографии и географии Курской земли до сих пор служат настольными пособиями для здешних любителей местной старины. За эти достижения первые советские краеведы заплатили трагически исковерканными и рано оборванными жизнями. Сочинения: Заветы древнего церковного зодчества и иконографии. Курск, 1920; Внешний вид Курского Знаменского монастыря. Курск, 1921; Схематический обзор Курского края в культурно-историческом отношении; Схематический обзор Курского края в этнографическом отношении // Курский край. Сб. по природе, истории, культуре и экономике Курской губ. Вып. 1. Курск, 1925; Курск в прошлом // Известия Курского губернского краеведческого общества. 1927. № 1–2; Современный Курск // Известия КГОК. 1927. № 3; К вопросу об учете археологических памятников Курского края // Известия КГОК. 1927. № 4; Очередные организационно-методические вопросы краеведческой работы в Курской губернии // Известия КГОК. 1927. № 6. Литература: Акиньшин А. Н., Ласунский О. Г. «Дело краеведов» Центрального Черноземья // Отечество. Краеведческий альманах. Вып. 1. М., 1990; Акиньшин А. Н. Трагедия краеведов (по следам архива КГБ) // Русская провинция. Записки краеведов. Вып. 1. Воронеж, 1992; Бугров Ю. А. Блаженны чистые сердцем… // Летопись. Курск, 1991. Вып. 1; Щавелев С. П. Обреченный арьергард: курские краеведы 1920–1930-х гг. и разгром провинциальной археологии в Советской России // Юг России в прошлом и настоящем. Белгород, 1996; Его же. Курское краеведческое общество 1920-х гг. и его археологические работы // Очерки истории отечественной археологии. Вып. 2. Сост. А. А. Формозов. М., 1998; Его же. «Дело краеведов ЦЧО» 1930–1931 гг. (Курский «филиал»). Курск, 2007. смотреть

БУЛГАКОВ ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ

БУЛГАКОВ ИВАН ДМИТРИЕВИЧ

Булгаков, Иван Дмитриевич (1793 — 1830) — проф. анатомииПсевдонимы: КнигинИсточники:• Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общ. смотреть

БУЛГАКОВ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ

БУЛЃ́АКОВ Константин Александрович (1812—62), офицер л.-гв. Моск. полка (с 1835); воспитанник Школы юнкеров, где учился одновременно с Л. (был и его с. смотреть

БУЛГАКОВ М.А.

БУЛГАКОВ М.А. БИОГРАФИЯ

БУЛГАКОВ МАКАРИЙ

БУЛГАКОВ МАКАРИЙ

БУЛГАКОВ МАКАРИЙ

Булгаков Макарий — см. Макарий, митрополит московский.

БУЛГАКОВ МАКАРИЙ

см. Макарий, митрополит московский.

БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ

(1891 — 1940) Русский писатель, драматург. Автор романов «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита», повестей «Жизнь господина де Моль. смотреть

БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ

БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ

(1891—1940) российский, советский писатель и драматург. Врач по образованию (1916). Во время Гражданской войны в России в 1918 1922 гг. приверженец белой идеи, врач в Добровольческой армии; эмигрировать не сумел из-за болезни (тиф). Печататься начал в газетах (1919) во Владикавказе. В 1920-х гг. сотрудничал как фельетонист с советской газетой «Гудок» и сменовеховской газетой «Накануне», выходившей в Берлине. С 1923 г. посвятил себя серьезной литературе. К 1925 г. приобрел известность как писатель и драматург, однако постоянно подвергался травле со стороны литературных критиков за идеализацию Белого движения и сатирическое изображение некоторых сторон советской действительности. Особая черта творчества писателя — переплетение реализма с элементами фантасмагории и мистики. С конца 1920-х гг. его произведения не печатали, но и не разрешали выезд за границу. Вершина творчества писателя — роман «Мастер и Маргарита» — создавался в 1929—1940-х гг. (сокращенное издание 1966—1967; 1973). Сочинение насыщено многочисленными аллюзиями, литературными, историческими и культурными ассоциациями. В нем поставлено несколько философсконравственных вопросов: загадка любви, проблема творчества и противостояния художника и общества. Основные сочинения: «Необыкновенные приключения доктора» (1922), «Записки на манжетах» (1923), «Дьяволиада» (1924), «Роковые яйца» (1925), «Белая гвардия» (1925), «Дни Турбиных» (1925), «Собачье сердце» (1925, опубл. в 1987), «Записки юного врача» (1926); пьесы: «Зойкина квартира» (1926), «Багровый остров» (1927 — 1931, опубл. в 1971 в Париже, в СССР — в 1987), «Бег» (1928), «Записки покойника» (неокончены, опубл. в 1965 под названием «Театральный роман»), «Последние дни» (1935), «Иван Васильевич» (1934—1936, пьеса экранизирована в фильме Л. И. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»), «Дон Кихот» (1938). Первое собрание сочинений (5 т.) вышло в 1989-1990. смотреть

БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ

БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ

1891-1940) – русский писатель, автор романов «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», пьес «Дни Турбиных», «Белая Гвардия» и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *