в каком жанре написана поэма двенадцать

«Двенадцать» (А. Блок)

Цитата: «В белом венчике из роз/ ВпередиИсус Христос».

История создания

Поэма была написана через два месяца после Октябрьского переворота. Все находились тогда в каком-то лихорадочном предчувствии новой жизни, желая её и в то же время пугаясь. Будучи гениальным поэтом, Александр Блок острее других ощущал дух времени и чувствовал необходимость отразить его. Закончив поэму, он записал в дневнике: «Сегодня я — гений».

Проблематика:

Смысл названия: название даёт нам сразу несколько ключей к пониманию поэмы:

Литературное направление: модернизм (символизм).

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: «Двенадцать» можно было бы назвать исторической поэмой, однако здесь важно учитывать, что Александр Александрович Блок создавал свои произведения, руководствуясь эстетикой символизма. Таким образом, нам представлен не событийный ряд, как это было бы, к примеру, в реалистической поэме, а некая музыка того времени, из которой мы, возможно, узнаём больше, чем из хроники.

Время и место действия: действие поэмы происходит в Петербурге (Петрограде) после революции 1917 г. В городе комендантский час, и двенадцать красноармейцев патрулируют территорию.

Действующие лица

Персонажей поэмы можно условно разделить на представителей старой жизни («дополуночной», жизни до двенадцати) представителей нового времени. Представители старой жизни все представлены читателю в первой главе. Это:

Итого — двенадцать персонажей.

Им противопоставлены представители нового времени — двенадцать патрульных красноармейцев.

Не относятся ни к старому, ни к новому миру такие персонажи, как Катька и Ванька (они из вневременного пространства любви).

В поэме очень много загадок, но мы всё же не можем не упомянуть, что впереди красноармейцев — Иисус Христос. Превращает он золотое число «12» в роковое «13» или нет, ответить сложно.

Краткое содержание

Глава 1

В Петрограде холодно, снежно. Людей валит с ног свирепый ветер. Упоминаются все двенадцать представителей старого мира. Они ругают большевиков и новый мир не принимают.

Глава 2

По улице идут двенадцать красноармейцев. Они готовы бороться за новый мир, пусть даже старый при этом будет разрушен.

По дороге красноармейцы обсуждают знакомого Ваньку, у которого роман с состоятельной Катей, и ругают его за то, что всё время проводит в кабаках.

Глава 3

Вся глава — это песня, которую, по всей видимости, исполняют красноармейцы. Речь в песне идёт фактически о них — о ребятах, которые вернулись после войны, ничего за плечами не имея, и стремятся уничтожить буржуазию в огне мирового пожара.

Глава 4

Описывается влюблённая пара: Ванька и Катька. Они весело несутся на извозчике по Петрограду.

Глава 5

Тональность разговора Ваньки с Катей меняется. Он припоминает женщине, что в прошлом та была проституткой, намекает на убийство некоего офицера.

Глава 6

Экипаж Ваньки и Катьки сталкивается с двенадцатью красноармейцами. Из контекста ясно, что один из красноармейцев, Петруха, в прошлом состоял с Катькой в близких отношениях. Красноармейцы угрожают Ваньке как разрушителю отношений Петрухи и Катьки и стреляют в него. Но Ванька бежит, а вот Катя убита.

Глава 7

Отряд идёт дальше. Петруха печалится и тоскует по Катьке, но его осаживают товарищи: «не такое нынче время». Пётр веселеет: в отряде идут разговоры о будущих грабежах и гулянках.

Глава 8

Глава 9

Представляет собой песню о разрушении старого мира. Важный образ этой песни — буржуй, который мёрзнет на перекрёстке вместо городового (городовой — символ старого мира; обнищавший буржуй — нового). Рядом с буржуем — бродячий пёс (символ старого мира).

Глава 10

Петруха упоминает Бога, говоря о метели. Красноармейцы напоминают ему, что на Петрухе уже грех Катькиной смерти, а значит, о Боге разговора быть не может.

Глава 11

Красноармейцы движутся вперёд, несмотря на вьюгу. Их шествие становится словно бы бесконечным.

Глава 12

За красноармейцами увязывается тот самый пёс, который упоминался в главах 1 и 9 (символ старого мира). Они пытаются отогнать пса, но тот не уходит. Внезапно отряд замечает какую-то фигуру впереди. Они стреляют в этого человека, но он продолжает идти перед красноармейцами.

Автор отмечает: «позади — голодный пёс, впереди — Исус Христос».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите литературное направление, приверженцем которого был Александр Блок и которое нашло отражение в поэме «Двенадцать».

Ответ. Символизм.

Какой персонаж поэмы символизирует старый мир?

Источник

Анализ «12» Блок

в каком жанре написана поэма двенадцать. analiz poema 12 blok 69496. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-analiz poema 12 blok 69496. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка analiz poema 12 blok 69496. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

Всего получено оценок: 873.

Всего получено оценок: 873.

Поэма А. А. Блока «Двенадцать» посвящена теме революции. Сюжет описывает, как двенадцать красноармейцев патрулируют город, и из этих фрагментов складывается общая картина жизни после революции. Анализ поэмы «12» Блока позволяет найти истоки написания произведения, определить основную мысль поэмы, принадлежность к определённому литературному направлению, её жанровые и композиционные особенности.

в каком жанре написана поэма двенадцать. kuchmina nadegda 100. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-kuchmina nadegda 100. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка kuchmina nadegda 100. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Двенадцать.

Год написания – январь 1918 года.

История создания – толчком к написанию поэмы послужили революционные события.

Тема – революция.

Композиция – зеркальная. Поэма делится на 12 глав, представляющие собой экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог.

Жанр – поэма с элементами других жанров, указывающих на динамичность и стихийность событий.

Направление – символизм с реалистическими чертами.

История создания

А. А. Блок начал работу над поэмой «Двенадцать» в процессе революционных событий. Именно они стали поводом для написания произведения. А. А. Блок работал интенсивно: всего за несколько дней была написана целая поэма, а редактировалась она около одного месяца. 18 февраля 1918 года поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда», а уже в мае была издана отдельной книгой.

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» отчётливо звучит тема революции. Все образы связаны с противопоставлением нового мира и мира старого, которому больше нет места на земле.

Композиция

Поэма «Двенадцать» содержит в себе 12 глав. Композиционно произведение имеет экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог. С помощью экспозиции читатель помещается в атмосферу революционного времени. Во второй главе, являющейся завязкой, читатели знакомятся с основными героями поэмы, судьбы которых узнаются в следующих главах. Кульминацией является шестая глава, в которой происходит убийство Катьки.

Особенность композиции «Двенадцати» заключается в её зеркальности. Идёт перекличка по главам как сюжетно, так и образно.

Сам А. А. Блок кратко определяет свое произведение как поэму. Однако в нём есть признаки и других жанров, что помогает раскрыть авторский замысел: подчеркивается стихийность событий, их хаотичность, противоречия революции. В поэме «Двенадцать» наблюдаются жанры романсов, песен, маршей, декламаций, частушек, лозунгов, молитв. Сочетание религиозных, народных и революционных жанров позволяет говорить о том, что жанровое своеобразие заключается в стилистическом приёме оксюморон.

Направление

Анализ поэмы «Двенадцать» невозможен без понимания такого литературного направления, как символизм. В произведении А. А. Блока ярко отразились основные черты данного направления: использование большого количества образов-символов, олицетворяющих как революцию в целом (метель, ветер, вьюга, ураган), так и новый мир (красноармейцы, плакаты) со старым миром (буржуи, «пес паршивый»). Прослеживаются в поэме и черты реалистического направления, так как автор изображает события исторического характера.

Источник

Двенадцать (поэма)

3 марта 1918, в газете партии эсеров «Знамя труда»

«Двенадцать» — поэма Александра Блока, одна из признанных вершин его творчества и — русской поэзии в целом.

Содержание

История создания

в каком жанре написана поэма двенадцать. 40px Emblem important.svg. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-40px Emblem important.svg. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка 40px Emblem important.svg. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

Поэма была написана Блоком в январе 1918 года, почти через год после Февральской революции, и всего через два месяца после Октябрьского переворота.

Поэма сочинялась единым духом, в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в состоянии какого-то полубессознательного лихорадочного подъёма, всего за несколько дней, и на её окончательную доработку понадобился лишь один месяц. Закончив текст поэмы вчерне, непосредственно после легендарной финальной фразы «…в белом венчике из роз, впереди Иисус Христос…», Блок оставляет несколько сумбурную, но очень показательную реплику в своей записной книжке 1918 года, полностью посвящённой периоду поэмы «Двенадцать»: [1]

в каком жанре написана поэма двенадцать. 170px Blok leto 1917 Zimny. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-170px Blok leto 1917 Zimny. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка 170px Blok leto 1917 Zimny. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

в каком жанре написана поэма двенадцать. magnify clip. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-magnify clip. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка magnify clip. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

Необходимо очень хорошо представлять себе, в какой обстановке создавалось это произведение, совершенно необыкновенное и для Блока, и для всей русской поэзии. Всего два месяца после большевистского переворота, меньше года — после всеобщей эйфории демократической Февральской революции… Резкий душевный подъём и вместе с тем — усталость после двух лет, проведённых на фронте, пронизывающий зимний холод и начинающаяся разруха, расправы и разбой на улицах столицы и — тревога перед наступающими на Петроград немецкими войсками.

— Поэма писалась довольно быстро. Стояли необыкновенные вьюжные дни. Сначала были написаны отдельные строфы, но не в том порядке, в каком они оказались в окончательной редакции. Блок тут же достал черновую рукопись. Я заметил, что в ней мало зачёркнутых строк, а на полях написаны варианты.

— Слова „Шоколад Миньон жрала“ принадлежат Любови Дмитриевне, — сообщил Блок. — У меня было „Юбкой улицу мела“, а юбки теперь носят короткие». [2]

3 марта по новому стилю поэма «Двенадцать» была опубликована, что показательно, в газете эсеров «Знамя труда», а в мае — впервые вышла отдельной книгой. Вот что писал о тонком внутреннем настрое Блока художник Юрий Анненков, первый иллюстратор поэмы «Двенадцать», весьма тесно общавшийся с поэтом именно в этот год.

Блок рассказывал, что начал писать «Двенадцать» с середины, со слов: «Уж я ножичком полосну, полосну!», затем перешёл к началу и единым духом написал почти всё: первые восемь песен поэмы. Числовая символика тоже возникла с самого начала. О том, что красногвардейские патрули на самом деле состояли из 12 человек, говорят и документы, и мемуары (в частности, книга Джона Рида). В черновике поэмы есть пометка Блока: «Двенадцать (человек и стихотворений)». Из другой пометки видно, что Блок вспомнил и поэму Некрасова об атамане Кудеяре и его двенадцати разбойниках. [4] В записных книжках этого времени Блок пишет: «Барышня за стеной поёт. Сволочь подпевает ей. Это слабая тень, последний отголосок ликования буржуазии». «Жильцы дома продолжают шипеть, трусить и нашёптывать слухи. «Значит, буржуев будут резать?» [4] Совершенно в унисон с воспоминаниями Анненкова, написанными в эмиграции спустя почти полвека, в Америке — звучат и слова Блока — о самом себе и о своей поэме „Двенадцать“.

В апреле 1920 года Блок добавляет эти слова, полные внутренней борьбы и сомнения: «Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией. » Тем не менее, через год, в предсмертном бреду Блок требовал от своей жены обещания сжечь и уничтожить все до единого экземпляры поэмы «Двенадцать». Это было напрямую связано с той эволюцией в отношении Блока к революции и большевикам, которую он прошёл после создания поэмы. [5]

в каком жанре написана поэма двенадцать. 200px Blok Dom na Ofizerskoi 1912 1921. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-200px Blok Dom na Ofizerskoi 1912 1921. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка 200px Blok Dom na Ofizerskoi 1912 1921. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

в каком жанре написана поэма двенадцать. magnify clip. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-magnify clip. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка magnify clip. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

Словно услышав сомнения автора, сразу же после публикации и первых концертов поэма была принята буквально в штыки большинством представителей русской интеллигенции. Многие из бывших обожателей, поклонников, попутчиков и даже друзей Блока просто порвали с ним всякие отношения, что вполне объясняется накалом страстей (особенно в первые зимние месяцы) после Октябрьской Революции большевиков. На одном из митингов, организованных с целью поддержки политических заключённых, жертв большевистского террора, прошедшем под заглавием «Утро о России», Ахматова читала своё старое, печально знаменитое стихотворение «Молитва», в новых условиях получившее ещё более зловещий, мистический оттенок. Выступала она в окружении своих друзей: в том же антибольшевистском концерте танцевала Ольга Судейкина, и играл на рояле Артур Лурье. Блок на это собрание, разумеется, не пошёл. Позже ему рассказали, что публика на этом концерте кричала в его адрес: «Изменник!» [6]

Показательно, что Ахматова также отказалась участвовать в другом литературном вечере, когда узнала, что в той же программе Любовь Дмитриевна будет декламировать «Двенадцать»… Все эти события глубоко ранят Блока, он ясно видит, что оказался не понятым и в изоляции, а враждебное кольцо вокруг него сужается. Его краткие записи об этом делаются, как всегда — в точном и сухом телеграфном стиле. Он как бы регистрирует происходящее вокруг себя и своей поэмы:

( 13 мая 1918, А.А.Блок, записные книжки).

Марксисты — самые умные критики, и большинство правы, опасаясь «Двенадцати». Но… «трагедия» художника остаётся трагедией. Кроме того:

Если бы в России существовало действительное духовенство, а не только сословие нравственно тупых людей духовного звания, оно бы давно «учло» то обстоятельство, что «Христос с красногвардейцами». Едва ли можно оспорить эту истину, простую для людей, читавших Евангелие и думавших о нём…» [10]

Из людей, близких Блоку, приняли и поддержали его буквально считанные единицы. Среди них: Мейерхольд, академик С.Ф.Ольденбург, Ремизов и Есенин. [8] Читая «Двенадцать» даже его близкие и старые друзья испытывали удивление, испуг и даже полное неприятие позиции поэта: столь неожиданной и полностью выпадающей из своего окружения она была. Не раз Блок слышал от них не только предостережения — но и даже прямое осуждение своему политическому «левому уклону».

Но даже с чисто творческой точки зрения это яркое и в целом недопонятое произведение сразу же встало особняком в русской литературе Серебряного века. Ключ к реальному пониманию поэмы можно найти в творчестве известного шансонье и поэта М. Н. Савоярова, концерты которого Блок посещал десятки раз в 1915—1920 годах и творчество высоко ценил. [11] По всей вероятности, Блок испытал довольно сильное влияние эксцентрического стиля артиста и даже поэта М. Н. Савоярова, которое более всего сказалось в его послереволюционном творчестве. Так, по мнению академика Шкловского, поэму «Двенадцать» все дружно осудили и мало кто понял именно потому, что Блока слишком привыкли принимать всерьёз и только всерьёз. В «Двенадцати», этом портрете революционного Петрограда, который Шкловский сравнивал с «Медным всадником» Пушкина, зазвучали совершенно новые мотивы. Одним из первых это почувствовал тот же Шкловский:

в каком жанре написана поэма двенадцать. 200px M.N.Savoiarov otkrytka 1915. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-200px M.N.Savoiarov otkrytka 1915. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка 200px M.N.Savoiarov otkrytka 1915. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

в каком жанре написана поэма двенадцать. magnify clip. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-magnify clip. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка magnify clip. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

«Двенадцать» — ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем. Стилем уличного куплета вроде савояровских. [12]

Шкловский имел в виду Михаила Савоярова, популярного в те годы в Петрограде шансонье, работавшего в так называемом «рваном жанре»: он появлялся на сцене в костюме и гриме босяка. Известный российский, а позднее американский балетмейстер Джордж Баланчин навсегда запомнил, как Савояров пел знаменитые куплеты «Алёша, ша, возьми полтоном ниже, брось арапа заправлять»… [13]

…Но не только сам текст и образный ряд стихов в преставлении самого Блока был связан с «пониженным» и эксцентрическим савояровским стилем. По его мнению, и само чтение вслух (или артистическая декламация) должна была сопровождаться соответствующими тексту интонациями и мимическими эффектами. Сразу после публикации поэмы, в марте 1918 года, в период активных чтений, обсуждений и премьерной подготовки жена Блока, Любовь Дмитриевна репетировала поэму «Двенадцать» для декламаций на литературных вечерах и концертах. Не следует забывать, в какой обстановке холодного, полуразрушенного революцией города происходили эти чтения… Именно в это время Блок специально приводил Любовь Дмитриевну на савояровские концерты, чтобы показать, каким именно образом и с какой интонацией следует читать эти стихи, совсем не так, как читали его поэзию прежде. [14] Многократно он подчёркивает важность этого вопроса, чтобы образы и интонации поэмы были если и не буквально поняты, то хотя бы точно произнесены и доведены до уха слушателя в том виде, как они звучали внутри его собственного сознания. Именно этим временем датирована одна из характерных и показательных по настроению записей, сделанных Блоком в своих дневниках.

Сам Блок «Двенадцать» почти никогда не читал, и читать не умел. Как правило, с чтением поэмы выступала его жена. Впрочем, если верить почти единодушным отзывам слушавших «Двенадцать» в исполнении Любовь Дмитриевны, читала она плохо, то и дело преувеличивая и впадая в дурную театральщину. Крупная, казавшаяся даже громоздкой женщина с массивными руками, обнажёнными почти до самых плеч, резко выкрикивая и жестикулируя, металась по эстраде, то садясь, то снова вскакивая. Некоторым наблюдавшим казалось, что и Блоку слушать Любовь Дмитриевну было досадно и неприятно. Навряд ли это на самом деле было так, поскольку Блок постоянно советовал и даже показывал ей, как именно следовало бы читать поэму. Для этого он и водил Любовь Дмитриевну на концерты грубоватого куплетиста Савоярова. Судя по всему, Блок полагал, что читать «Двенадцать» нужно именно в той жёсткой эксцентричной манере, – как это делал Савояров, выступая в амплуа питерского уголовника или босяка. Однако сам Блок так читать не умел и не научился. Для этого ему пришлось бы самому стать, как он выразился, «эстрадным поэтом-куплетистом». [16]

Однако не только Савояров. Среди стихов поэмы часто чувствуются интонации и даже прямые цитаты «жестокого романса». (Идут без имени святого Все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль. ) [17] Во время написания поэмы Блок перечитывал «Фауста» и сквозь строки «Двенадцати» иногда просвечивают образы Гёте. Подобранный на дороге Фаустом чёрный пудель, из которого вышел на свет Мефистофель, оборачивается у Блока «паршивым псом», олицетворяющим собой символ старого мира. (Стоит буржуй, как пёс голодный, Стоит безмолвный как вопрос. И старый мир, как пёс безродный, Стоит за ним, поджавши хвост). [4]

Читая «Двенадцать» и некоторые одновременно написанные с ними газетные статьи Блока, даже его близкие и искренне сочувствующие ему старые друзья одновременно испытывали порой и удивление, и испуг, и даже полное неприятие неожиданной и полностью выдающейся из своего круга новой позиции поэта. Не раз Блок слышал от них и предостережения — и осуждение своему «левому повороту».

И словно отвечая на письмо Андрея Белого и подтверждая его опасения, в стихах Зинаиды Гиппиус, прямо обращённых к Блоку, мы можем увидеть те же самые слова: «Я не прощу, Душа твоя невинна. Я не прощу ей — никогда».

Нарастающая разруха, смута и нападения со всех сторон приводят Блока к углубляющемуся творческому кризису, депрессии и прогрессирующей болезни. После «Двенадцати» и «Скифов» (обе вещи были написаны в январе 1918 года) Блок как поэт — замолчал. В конце июня 1920 года он сам сказал о себе: «Писать стихи забывший Блок…», а на все вопросы о своём молчании всякий раз отвечал коротко:

И как бы в ответ Анненкову звучит голос той самой толпы и голос самого Блока из воспоминаний Корнелия Зелинского, позднее — известного литературного критика, но тогда — только двадцатилетнего юнца, вполне одержимого левыми идеями:

— Признаюсь, для нас радость и неожиданность, что и вы вошли в нашу борьбу,— по-мальчишески самоуверенно продолжал я, показывая на плакаты за витриной.

— Да,— смутился Блок,— но в поэме эти слова произносят или думают красногвардейцы. Эти призывы не прямо же от моего имени написаны,— и поэт будто с укоризной посмотрел на меня.

Сюжет

(Георгий Петрович Блок, «Воспоминания о Блоке»).

Говоря блоковскими словами, «Двенадцать» сосредоточили в себе всю силу электричества, которым был перенасыщен воздух Октября. (Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь. ) [20]

Символика

Поэма заканчивается именем Иисуса Христа, который идёт впереди двенадцати красноармейцев (их количество совпадает с числом апостолов). Корней Чуковский писал в статье «Александр Блок как человек и поэт»:

Неудивительно, что именно Блоку, всегда пронзительно чувствовавшему Петербург как чужой и враждебный человеку город, удалось создать потрясающую картину послереволюционной, вставшей на дыбы столицы. Петроград в «Двенадцати» показан в серии импрессионистских картин-зарисовок: хлёсткий ветер раскачивает огромные политические плакаты, снег, гололедица, стрельба и грабежи на улицах. Несмотря на мистический образ Христа, всё это выглядело весьма натуралистично, а местами даже подчёркнуто грубо и вульгарно. Потому произведение Блока подняли на щит и сторонники, и противники нового режима. Некоторые видели в «Двенадцати» карикатуру на разбойников-большевиков. Других шокировало, что у Блока красногвардейцев-уголовников по Петрограду ведёт сам Христос. Один писатель в письме своему приятелю недоумевал: «А вот и я, и многие миллионы людей сейчас видят что-то совсем другое, совсем не то, чему учил Христос. Так с какой же стати ему вести эту банду? Увидишь Блока – спроси его об этом». [21]

Иван Бунин, присутствуя на собрании, которое московские писатели устроили для чтения и разбора «Двенадцати, выступил:

Почему Святая Русь оказалась у Блока избяной да еще и толстозадой? Очевидно, потому, что большевики, лютые враги народников, все свои революционные планы и надежды поставившие не на деревню, не на крестьянство, а на подонки пролетариата, на кабацкую голь, на босяков, на всех тех, кого Ленин пленил полным разрешением “грабить награбленное”. И вот Блок пошло издевается над этой избяной Русью, над Учредительным Собранием, которое они обещали народу до октября, но разогнали, захватив власть, над “буржуем”, над обывателем, над священником

«Двенадцать» есть набор стишков, частушек, то будто бы трагических, то плясовых, а в общем претендующих быть чем-то в высшей степени русским, народным. И все это прежде всего чертовски скучно бесконечной болтливостью и однообразием все одного и того же разнообразия, надоедает несметным ай, ай, эх, эх, ах, ах, ой, тратата, трахтахтах… Блок задумал воспроизвести народный язык, народные чувства, но вышло нечто совершенно лубочное, неумелое, сверх всякой меры вульгарное

А “под занавес” Блок дурачит публику уж совсем галиматьей, сказал я в заключение. Увлекшись Катькой, Блок совсем забыл свой первоначальный замысел “пальнуть в Святую Русь” и “пальнул” в Катьку, так что история с ней, с Ванькой, с лихачами оказалась главным содержанием «Двенадцати». Блок опомнился только под конец своей “поэмы” и, чтобы поправиться, понес что попало: тут опять “державный шаг” и какой-то голодный пес — опять пес! — и патологическое кощунство: какой-то сладкий Иисусик, пляшущий (с кровавым флагом, а вместе с тем в белом венчике из роз) впереди этих скотов, грабителей и убийц. [23]

(Иван Алексеевич Бунин. Окаянные дни (сборник). Циклы рассказов «Под Серпом и Молотом».Молодая гвардия, 1991)

Источник

А. А. Блок поэма «Двенадцать»: анализ

в каком жанре написана поэма двенадцать. . в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка . Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

Исторические темы всегда интересовали литераторов. Писатели двадцатого века особенно откликались на происшествия столетия, ведь это был век глобальных потрясений: две Революции в стране, две мировые войны. Каждый по-своему относился к тем или иным историческим событиям. Однако не все позиции однозначны. Александр Блок в поэме «Двенадцать» показал свой взгляд на революцию 1917 года.

История создания

в каком жанре написана поэма двенадцать. 6545ee98c311e16be13dc07d8e119ee8. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-6545ee98c311e16be13dc07d8e119ee8. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка 6545ee98c311e16be13dc07d8e119ee8. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

Замысел поэмы «Двенадцать» зародился спонтанно. Александр Блок начал писать поэму лишь спустя пару месяцев после Октябрьской революции. К тому времени уже почти год прошёл после кровавых событий февральской революции, которые привели к краху монархии. Поэт писал поэму «в согласии со стихией», он был весь поглощён революционной песней. Произведение нельзя считать революционными стихами, это строки, наполненные жизнью, передающие внутренний мир автора, его чувства, которые он испытывал в те вьюжные дни. Это подтверждают и рекордно сжатые сроки: Блоку потребовался всего лишь месяц, чтобы создать и подкорректировать поэму.

Произведение было опубликовано 3 марта, по новому стилю, в газете «Знамя труда», в редколлегию которой входили левые эсеры.

Интересные факты о создании поэмы «Двенадцать»:

в каком жанре написана поэма двенадцать. 1bfd881e54011acc71b23976bba74e02. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-1bfd881e54011acc71b23976bba74e02. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка 1bfd881e54011acc71b23976bba74e02. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

Жанр, направление, размер

Произведение Александра Блока «Двенадцать» принято считать поэмой. Отличительными чертами этого жанра можно назвать стихотворную форму произведения, наличие ярких героев, исторических реалий. В основе повествования лежит одно значительное событие — резолюция. Также важной чертой поэмы является наличие авторского мнения.

Нельзя однозначно определить и направление, в рамках которое было написано произведение. В поэме присутствуют как черты реализма (изображение реальных исторических событий), так и символизма (через цвета передаётся резкое настроение поэмы — присутствует белый, красный, чёрный). Зато понятно, что Блок был коренным и неисправимым модернистом, то есть стремился выработать новые формы и отрешиться от творческого наследия предков. Ему это удалось: стиль не похож ни на возвышенный слог Пушкина, ни на правду-матушку Некрасова, ни на «чистое искусство» Фета или Тютчева. Блок создал новаторскую и уникальную работу.

Из-за неоднозначности во всем у современников возникал вопрос: «Это сатира на революцию или слава ей?». Блок одновременно изобразил и жестокость красноармейцев, и надежду на счастливое будущее с новыми вождями. Видя полнейшее непонимание со всех сторон, автор вынужден был дать обширный комментарий и сказал, что лишь отдался стихии, никак не оценивая ее порывы. Подробнее об этом Вы можете прочитать в разделе «Идея» и «Критика».

Смысл названия

Смысл заглавия поэмы Блока «Двенадцать» можно интерпретировать по-разному. Прежде всего, число двенадцать связано с количеством красноармейцев, которые патрулировали революционный Петроград. По воспоминаниям современника тех событий — иностранного журналиста Джона Рида — можно убедиться, что по переулкам города действительно «бродили» именно двенадцать красногвардейцев.

в каком жанре написана поэма двенадцать. e5701c26619cff0a208f6385a831bc9e. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-e5701c26619cff0a208f6385a831bc9e. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка e5701c26619cff0a208f6385a831bc9e. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

Однако в названии также проявилась неоднозначная позиция Блока. «Двенадцать» означает не только количество разбойников и число красноармейцев, но и дюжину апостолов из Библии. В конце поэмы появляется религиозный образ — Иисус Христос, «в белом венчике из роз». По мнению автора, революция приведёт к воскресению России, к ее духовному преображению. Но и розы не без шипов, поэтому «крови еще будет». Таково символическое значение названия поэмы «Двенадцать».

Композиция

В поэме можно выделить следующие композиционные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог.

Экспозиция происходит в первой главе — автор рисует читателям обстановку послереволюционного Петрограда, заснеженного, морозного. Вокруг разносятся крики, проклятья, убийство в этом городе — обыкновенное дело. Все объято атмосферой страха, ужаса. Это время, когда стёрлись границы добра и зла, брат пошёл на брата. В экспозиции мы знакомимся с главными героями произведения — с двенадцатью красноармейцами.

в каком жанре написана поэма двенадцать. d72c56aa3b2e2609afb0d7f2da72e3a8. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-d72c56aa3b2e2609afb0d7f2da72e3a8. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка d72c56aa3b2e2609afb0d7f2da72e3a8. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

Во второй главе воплощается завязка. Красноармейцы вспоминают Катьку — бывшую девушку одного из них, и предателя-Ваньку, который ушел за сытой жизнью в жандармы. Они считают их изменниками, жаждут совершить расправу.

Далее — развитие конфликта. После этого читатель узнает историю красноармейцев, вникает в суть их общей цели. Они хлебнули горюшка, но теперь хотят расплатиться с кашеварами сполна.

В шестой главе происходит кульминация. Отряд красных встречает Катьку и Ваньку и открывает огонь. Бедная девушка погибает, парень спасается бегством. Блок показал в этой главе все сумасшествие того времени — люди спокойно могут убивать других, желая отомстить.

В развязке представлены переживания героя Петрухи, который совершил выстрел. Он решил посвятить свою жизнь революционной борьбе, поэтому ему приходится идти против моральных ценностей прошлого.

В эпилоге появляется образ Христа, который становится «вожаком» двенадцати красноармейцев. Он ведёт разбойников в новый мир, к новым ценностям.

Суть: о чем поэма?

В морозном Петрограде, разоренном революцией, неспокойно, поэтому улицы патрулируют 12 человек. По пути они видят представителей всех прежних сословий: старую бабку, которой жалко полотнища на знамена, купчиху, разоренного буржуя, жандарма, содержанку и т.д. С каждым из них они обходятся нелюбезно, ведь пришло их время чинить расправу над виновниками прежнего беззакония. Кульминацией является встреча отряда с бывшим другом, ставшим жандармом, и Катькой, его любовницей. Девушка становится жертвой убийства, а ее бывший любовник Петруха сожалеет о содеянном. Но товарищи напоминают ему о неуместности сожалений, и он вновь вступает в строй. Впереди отряда виднеется Иисус Христос, ведущий людей к новым горизонтам, а позади остается шелудивый пес — систол старого времени.

в каком жанре написана поэма двенадцать. e5181108a12a82ed5ff7219a5ef0294c. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-e5181108a12a82ed5ff7219a5ef0294c. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка e5181108a12a82ed5ff7219a5ef0294c. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

Образы

Несмотря на то, что жанр произведения — поэма, в нем не так много героев. Однако образ каждого героя важен для раскрытия смысла произведения «12», для более глубокого понимания авторской позиции.

Система образов в поэме «Двенадцать» опирается на образы-символы: есть представители старого времени (буржуй, шелудивый пес, купчиха и т.д.) и новые люди нового строя (красноармейцы, Иисус). Между ними и происходит основной конфликт: вчера и завтра, прошлого и будущего.

Тематика поэмы «Двенадцать» отражает все наиболее дискуссионные вопросы революционного времени.

Основная тема произведения — революция 1917 года. Поэт с разных сторон показывает стихию революции. Это и разрушительная сила, и приятная мелодия. Революция полностью перевернула страну, заставила людей сменить ценности, по-иному относиться друг к другу. Не все приняли эти новшества, но большинство однозначно поддержало долгожданную справедливость.

в каком жанре написана поэма двенадцать. 11a89a3554e134a4fe621fe9558e1781. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-11a89a3554e134a4fe621fe9558e1781. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка 11a89a3554e134a4fe621fe9558e1781. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

Тема религии — другой важный пласт произведения. По мнению Блока, только с Божьей помощью происходят все изменения в стране. Неслучайно «двенадцать» готовы идти на «мировую революцию», прося благословение. В конце произведения Иисус Христос ведёт красноармейцев под своей опекой. Однако вера являлась опорой прежней власти, поэтому народ показательно отрекается от нее, срывает крест как символ мученичества, а терновый венец становится венчиком из роз. Все это говорит о том, что вера остается, но приобретает иную форму: люди верят в себя и свое светлое будущее, а не в идолов старого мира.

В произведении также звучит тема мести. Месть становится разрушительной силой, которая приводит к гибели. Так, Петруха решается поднять ружьё на свою бывшую девушку Катьку. Он убивает героиню, стремясь осуществить возмездие за то, что та ушла от него.

Тема смены ориентиров неотделима от темы революции. Она воплощается на примере Петрухи. Герою пришлось изменить своё мировоззрение, чтобы «подходить» под эпоху. Парень ожесточился, чтобы не казаться трусом на глазах у своих товарищей. Революция — время глобальных перемен, как в стране, так и в душе отдельного человека. Это период разрушения старого и сооружения нового.

Тема народа раскрывается со всех сторон: у Блока это не единый каркас страны, а разрозненные притоки одной реки. Какие-то из них совсем уже пересохли и скоро перестанут существовать, а какие-то наполнились свежей силой. Будущее есть у простого трудового человека, а вот у его угнетателя больше нет. Жертвой перемен станут и те, кто обслуживал элиту.

Проблемы

Проблематика в поэме «Двенадцать» образует запутанный клубок неразрешимых противоречий.

в каком жанре написана поэма двенадцать. ae7d0ba26cb7846841c82814bac9e978. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-ae7d0ba26cb7846841c82814bac9e978. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка ae7d0ba26cb7846841c82814bac9e978. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

На передний план выходит основная проблема жестокости. Двенадцать равнодушно убивают Катьку, Петроград дымится в огне угроз, жертв, всех людей окутал страх. Чтобы добиться своих целей, революционеры идут на самые крайние меры — убийство. Им все равны, им всё равно. Ради мировой революции они готовы сеять всюду хаос.

Проблема разрушения прежних ценностей также находится в центре. В «новый мир» проходят лишь те, кто готов поступиться собственными ориентирами ради построения социалистического общества. Люди забывают о моральных принципах, о нравственности. Они идут с ружьём на своего бывшего товарища.

Нищета страны также отражена в произведении. Блок описывает Россию как запущенный, грязный уголок, внутри которого разруха. Зимой царят суровые морозы, вьюга все сметает на своём пути.

Социальная несправедливость в произведении отражена в своих ужасающих последствиях: люди, задавленные бедностью и бесправием, восстали и готовы утопить прежних хозяев в крови.

Проблема нигилизма * столь же остро острит в поэме. Герои лишились авторитетов и принципов, но новые не создали, поэтому их жизнь напоминает распутицу и вьюгу. Ничего не видно, ничего не понятно, ноги скользят. Люди не хотят идти, куда шли, но не знают, куда податься.

Основная идея

Главная мысль поэмы Блока «Двенадцать» — детальное отражение действительности революционной эпохи с помощью символики. Автор показал ту атмосферу, которой был объят город спустя несколько месяцев после октябрьских событий. Также в поэме Блок выразил свой взгляд на переломный момент страны, стараясь детально изобразить стихию революции. Автор особое внимание уделял речи героев, именно поэтому в тексте можно увидеть много разговорной лексики того периода.

в каком жанре написана поэма двенадцать. 1bfd881e54011acc71b23976bba74e02. в каком жанре написана поэма двенадцать фото. в каком жанре написана поэма двенадцать-1bfd881e54011acc71b23976bba74e02. картинка в каком жанре написана поэма двенадцать. картинка 1bfd881e54011acc71b23976bba74e02. Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

Смысл поэмы «Двенадцать» прокомментировал сам автор в ответ на обвинения в попытках «прислуживаться» большевикам.

В январе 1918-го года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седьмого или в марте девятьсот четырнадцатого. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией, например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в Двенадцати политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы.

Критика

Признать, что поэму «Двенадцать» написал Блок, можно, лишь увидя подпись автора. Такой стиль совершенно не характерен для Блока (первым необычную интонацию заметил Шкловский, стиль поэмы он определил как «блатной»), поэтому произведение вызвало настоящую полемику среди литераторов, политиков, общественных деятелей. Многие из них высказывали своё мнение относительно прочитанной поэмы.

Из близкого круга Блока приняли поэму лишь немногие: Мейерхольд, Ольденбург, Есенин. Но даже они читали произведение с испугом, вставляя местами резкие замечания, а иной раз предостерегали автора от «левого уклона».

Андрей Белый прямо говорил поэту о его чрезмерной неосторожности. Он удивлялся «отвагой и мужеством» Блока, но в то же время советовал быть «мудрее».

Но были и те друзья, которые отреклись от знакомства с поэтом и горько сетовали на его предательство. Так, на одном из митингов против красного террора Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье и другие литераторы поддержали скандирование лозунга «Блок — изменник». Ахматова даже отказывалась выступать с коллегой на одной площадке, а ее муж, поэт Гумилев, сказал, что Блок, написав «12», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя». Именно он осуждал Блока за финал его поэмы. Сам автор отпарировал в духе символизма:

В предательстве его обвиняли и З. Гиппиус, и И. Бунин. Последний с холодной иронией высмеял отступничество коллеги:

«Блок перешел к большевикам, стал личным секретарем Луначарского, после чего написал брошюру «Интеллигенция и Революция», стал требовать: «Слушайте, слушайте музыку революции!» и сочинил «Двенадцать», написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял «Двенадцать» как бы в трансе, «все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира».

К слову, Луначарский действительно оказал Блоку большую услугу в 1919 году, когда поэта арестовали и обвинили в контрреволюционном заговоре. Ему грозила высшая мера, но товарищ Луначарский лично ходатайствовал об освобождении поэта, припоминая ему былые заслуги. С его же помощью он выехал из страны.

После написания своего труда Блоку ещё долго придётся доказывать, что его поэма лишена политической направленности. Как одно из последствий — «творческое молчание» литератора. Мнение критиков о поэме «Двенадцать» убедило автора в том, что быть услышанным — не значит быть понятым, и широкое распространение его произведение сыграло с автором злую шутку. Когда он захотел его уничтожить, оно уже было вне досягаемости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *