в каком зале эрмитажа мумии
Ученые раскрыли тайну мумии, которая находится в Эрмитаже
Во вторник в Санкт-Петербурге огласили итоги исследования египетской мумии из коллекции Эрмитажа, которой более двух с половиной тысяч лет. Изначально предполагалось, что это тело знатной женщины-певицы из древних Фив по имени Бабат. Но результаты ошеломили ученых.
Главное открытие ученых перевернуло все представления музея об этом экспонате. Мумию, которая долгое время хранилась в запасниках Эрмитажа, считали храмовой певицей по имени Бабат, жившей в Фивах во времена царствования фараона Псаметиха Первого. Оказалось, что на самом деле это мужчина. Причем, мужчина-евнух – с большой долей вероятности ученые предположили, что он служил во дворце фараона, передает «ТВ Центр».
Певица Бабат окончательно перевоплотилась в жреца Па Кеша, когда выяснилось, что в коллекции Эрмитажа хранятся саркофаги обеих мумий. Первые экспонаты из Египта начали привозить в Россию еще в царские времена, в конце 19 века.
Конечно, могли перепутать и раньше, еще в Египте перед отгрузкой, говорят исследователи. Но важно сейчас другое: впервые в научно-исследовательской истории Эрмитажа удалось изучить мумию, не прикоснувшись к ней. Всего 47 секунд сканирования – и мумия начинает превращаться в реального человека.
Этот мужчина страдал заболеваниями опорно-двигательного аппарата – ими страдает и современный человек. Здесь есть выраженный остеохондроз шейного отдела, пояснично-крестцового отдела
Коллективное удивление ученых вызвал тот факт, что у этого египтянина, которому сейчас около уже двух с половиной тысяч лет, сохранилось тридцать абсолютно здоровых зубов. Это говорит не только об уникальном мастерстве бальзамирования, но и том, что при жизни в те далекие времена жрец Па Кеш не страдал кариесом.
Современные ученые буквально снимают шляпу перед своими древними предшественниками. Способ пеленания мумии создает настолько глухую оболочку вокруг тела, что через нее не может просочиться ни одна молекула воды – ни изнутри, ни снаружи! Даже несмотря на то, что экспонат хранится в городе со средней влажностью воздуха 80 процентов.
Уникальные исследования позволят ученым, что называется, «собрать паззл» из отрывочных знаний далекой эпохи фараонов. А для посетителей Эрмитажа обещают создать электронную презентацию.
Анна Морозова, «ТВ Центр», Санкт-Петербург.
Самозванец в Саркофаге: египетская мумия в Эрмитаже сменила пол и имя
Долгое время считалось, что единственная хорошо сохранившаяся мумия в фондах Государственного музея Эрмитаж – женщина по имени Бабат. Она жила примерно в 600-х годах до нашей эры и была певицей в храме Амона-Ра при фараоне. Египтянку хотели выставлять рядом с погребальным комплексом, однако неожиданно ученые выяснили – под бинтами совсем другой человек!
Томография для мертвеца
На помощь исследователям пришла современная медицина. В 2017 году мумифицированное тело отправили на компьютерную томографию в Северо-Западный окружной научно-клинический центр имени Л.Г.Соколова. Вся процедура заняла 74 секунды. По итогу получилось больше 8 тысяч снимков. Изображения позволили специалистам провести антропометрию усопшего. Стало ясно – пропорции тела мужские, по современной классификации – астенические. Это когда конечности длиннее, чем туловище.
Специалисты нашли и другие интересные особенности. Например, покойный, оказалось, был кастрирован, болел остеохондрозом позвоночника и артрозом коленных суставов. А еще страдал синдромом Марфана. Это наследственное заболевание, которое может привести к разрыву аорты. Вероятно, от этого египтянин и скончался.
На момент смерти ему было приблизительно 35-40 лет. Кроме этого, ученые с удивлением обнаружили 30 здоровых зубов в ротовой полости мумии. Что является редкостью и для современного жителя мегаполиса.
Запутанная история
В XIX веке мумии, доставленные в Петербург, хранились в Кунсткамере. Там размещался музей Древнего Египта. Однако в 1862 году его закрыли, а все экспонаты планировали передать в Эрмитаж. Но вот переехать смогли только пустые саркофаги.
«Тела были в Кунсткамере, но их нельзя было привести сюда, в Зимний Дворец. Потому что в дом, где живет монарх, нельзя привозить мертвые тела, вот такая была этика», – поясняет директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Египтян доставили в Эрмитаж только после революции. К тому времени многие тела освободили от облачения. А в музее их продолжили раздевать. Так, в 1929 году публично распеленали жреца Па-ди-иста. Очевидцы писали, что бинты из-за смолистого вещества, которое использовали для бальзамирования, поддались не сразу. Процесс затянулся, зрителям стало скучно, поэтому больше таких публичных «спектаклей» не устраивали.
Сегодня «голое» тело Па-ди-иста – один из самых узнаваемых экспонатов Государственного Эрмитажа. Но, несмотря на это, специалисты уверены, что научная ценность таких вскрытий нулевая. Из-за них только возникла путаница, так как зачастую останки доставали без заполнения необходимых документов. Поэтому сейчас в фондах музея хранится восемь древнеегипетских мумий, в том числе две детские, часть из которых уже никогда не получится опознать.
Кто скрывается под бинтами?
И хотя со стопроцентной вероятностью определить, кто же был самым древним пациентом Клинического центра имени Л.Г.Соколова, нельзя, есть несколько фактов, которые позволяют установить его возможную личность.
Судя по отпечаткам на бинтах, на мумии долгое время лежала фаянсовая сетка – прямоугольное полотно, которым накрывали тела при погребении. Это значит, что в Петербург египтянин прибыл в своем саркофаге. В противном случае ткань попросту могла упасть или затеряться в процессе путешествия останков.
Еще один аргумент – запись в каталоге египетских древностей Эрмитажа от 1891 года. Там указано, что в городе на тот момент находились две мумии в пелене. Это жрец Па-ди-ист, судьба которого описана выше. И Па-кеш, его гроб как раз доставили в Зимний Дворец.
Так как информации о том, что Па-кеша в дальнейшем распеленали, нет, ученые с большой долей вероятности считают, что это именно его на протяжении целого века считали женщиной. Тем более что биография совпадает с особенностями исследованного тела. Во-первых – возраст. Па-кеш жил около 712 – 656 лет до нашей эры. Во-вторых – должность.
«Он был начальником охраны фараона. Так что беготни у него было достаточно по работе. А у мумии при исследовании мы обнаружили артритные поражения коленных суставов, это предполагает долгое время нахождение на ногах», – рассказывает заведующий сектором Древнего Востока «Эрмитажа» Андрей Большаков.
В поисках пропавшей певицы
Если под бинтами находится мужчина, загадкой остается – куда подевалась Бабат? В Эрмитаже уверены, она хранится в музее. В фондах есть две безымянные, «раздетые» мумии, предположительно женского пола – скорее всего, одна из них и есть древнеегипетская певица! Но, к сожалению, доподлинно определить принадлежность тел – невозможно.
Мумия жреца в Эрмитаже история, факты
В запасниках Эрмитажа хранится не менее пяти мумий, но знаменитой считается именно мумия древнеегипетского жреца Па-ди-иста (по другим источникам – Пе-те-се). Возраст экспоната — ориентировочно X в. до н. э. Находится она в зале Древнего Египта на самом видном месте и считается самым «старым» объектом экспозиции в Эрмитаже. Своего рода «старожил» Музея.
Узнать про историю мумии жреца в Египетском зале Эрмитажа практически невозможно, так как информация в общедоступных источниках отсутствует полностью.
Но одно известно точно: коллекцию мумий и саркофагов музею подарил купец Анастас Аверов. После войны 1812 года он вышел в отставку и много путешествовал, покупая раритетные и уникальные вещи из истории Древнего Египта. И был он в этом не одинок. Путешественник А.С. Норов привез и подарил музею статую богини Сохмет, отставной морской офицер И.П. Бутенев – найденную им в Египте «Книгу мёртвых», статуэтки и камни – плиты. Все это находится в Египетском зале.
Жрец Па-ди-иста жил примерно в 10 веке до нашей эры и был похоронен в соответствии с обрядами того времени – его тело было мумифицировано. Сейчас его можно рассматривать как образец работы мастеров «последнего пути» для древнего египтянина.
Следует помнить о некоторых особенностях фотографирования: работники музея неодобрительно относятся к фотовспышкам. Считается, что это вредит сохранности мумифицированного тела. Да и сфотографировать довольно сложно – специальный саркофаг из стекла дает много бликов. Снимается же стекло только во время планового ухода за экспонатом. Ведь мумию жреца Па-ди-иста в Эрмитаже необходимо периодически высушивать и проводить другие действия для сохранности. Затем снова накрывать стеклянным коробом и откачивать из него воздух.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Экспрессивные и красочные натюрморты Shirley Trevena Художница Shirley Trevena родилась в Лондон.
Антикварные изделия из серебра Антикварные изделия из серебра Предметы из серебра всегда актуа.
Не спорят о вкусе, его выбирают. Художник Бжезовский Владимир Валерьевич. Вся живопись здесь Н.
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ(4).Коллекции:залы Древнего Египта.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ(4).Коллекции:залы Древнего Египта.
Этот большой выставочный зал был создан по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте помещения Главного буфета Зимнего дворца в 1940 г.
Стела начальника гончаров Пепи
Памятники культуры и искусства коптского Египта в Эрмитаже расположены в трех залах, являющихся заключительным отделом анфилады, в которой развернута экспозиция древнего, птолемеевского и римского Египта. Посетитель имеет возможность проследить развитие культуры и искусства Египта, начиная от ее возникновения до арабского завоевания.
В то же время такое расположение экспозиции позволяет наглядно показать, что развитие культуры коптского периода является закономерным этапом культурной истории Египта, и выявить как те черты, которые восходят к древнеегипетской культуре, так и элементы наследия античности и Востока, воспринятые Египтом в процессе длительного взаимодействия с культурами Греции, Рима, Сирии, Ирана.
Экспозиция начинается показом памятников, позволяющих охарактеризовать положение Египта в составе Византийской империи и общественную жизнь самого Египта. Византийские монеты и монеты александрийского чекана с портретами византийских императоров, папирусы с записями о получении содержания представителями администрации от подчиненных им селений, долговые расписки и другие документы рисуют яркую картину эксплуатации Египта как провинции Византийской империи и непримиримые социальные противоречия в египетском обществе.
Анхуджес и Иинефретеф Создано: Древний Египет. XXIV в. до н.э. Найдено: Гробница Анхуджеса в Саккаре.
Стела начальника казначеев Хора.
Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую «жертвенную формулу» иногда «формулу обращения к живым», имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.
Стела Пепи происходит из Абидоса.
Статуя Аменемхета III
Древний Египет, XIX в. до н.э.
Осирис вместе со своей женой Есет и их сыном Хором
Саркофаг Нана,жреца бога Птаха,розовый гранит,XIII в. до н.э.Мемфис
Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.
Корнями же своими миф Осириса глубоко уходит в эпоху родового общества, из представлений и обрядов которого развиваются впоследствии, в связи с изменением общественных отношений Египта, и характернейшие черты культа Осириса: культ царя и культ бога производительных сил природы. Черты культа бога производительных сил природы проступают в мифе Осириса очень ясно.
Настенная роспись с ОсирисомКорона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.
Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.
Царица Клеопатра VII
Статуя Царицы Клеопатры VII.
Базальт. Вторая половина I в. до н.э.
Саркофаги древнеегипетского жреца Па-ди-ист.
Внутренний саркофаг, внешний саркофаг (крышка и днище).
The wooden sarcophagus of Pa-Kush, priest of Amun
Главное открытие ученых перевернуло все представления музея об этом экспонате. Мумию, которая долгое время хранилась в запасниках Эрмитажа, считали храмовой певицей по имени Бабат, жившей в Фивах во времена царствования фараона Псаметиха Первого. Оказалось, что на самом деле это мужчина. Причем, мужчина-евнух – с большой долей вероятности ученые предположили, что он служил во дворце фараона, передает «ТВ Центр».
Певица Бабат окончательно перевоплотилась в жреца Па Кеша, когда выяснилось, что в коллекции Эрмитажа хранятся саркофаги обеих мумий. Первые экспонаты из Египта начали привозить в Россию еще в царские времена, в конце 19 века.
Конечно, могли перепутать и раньше, еще в Египте перед отгрузкой, говорят исследователи. Но важно сейчас другое: впервые в научно-исследовательской истории Эрмитажа удалось изучить мумию, не прикоснувшись к ней. Всего 47 секунд сканирования – и мумия начинает превращаться в реального человека.
Этот мужчина страдал заболеваниями опорно-двигательного аппарата – ими страдает и современный человек. Здесь есть выраженный остеохондроз шейного отдела, пояснично-крестцового отдела
Коллективное удивление ученых вызвал тот факт, что у этого египтянина, которому сейчас около уже двух с половиной тысяч лет, сохранилось тридцать абсолютно здоровых зубов. Это говорит не только об уникальном мастерстве бальзамирования, но и том, что при жизни в те далекие времена жрец Па Кеш не страдал кариесом.
Современные ученые буквально снимают шляпу перед своими древними предшественниками. Способ пеленания мумии создает настолько глухую оболочку вокруг тела, что через нее не может просочиться ни одна молекула воды – ни изнутри, ни снаружи! Даже несмотря на то, что экспонат хранится в городе со средней влажностью воздуха 80 процентов.
Уникальные исследования позволят ученым, что называется, «собрать паззл» из отрывочных знаний далекой эпохи фараонов. А для посетителей Эрмитажа обещают создать электронную презентацию.
В египетском зале экспонируется несколько саркофагов, относящихся к различным эпохам. От простого глиняного ящика с изображением младенца на крышке до саркофага, в котором помещалась мумия фараона. Этот саркофаг высечен из цельного куска каменной глыбы, и украшен ярким орнаментом и резьбой
Богиня Мут-Сохмет
Статуя богини Мут-Сохмет (базальт). XV в. до н.э.Сехмет (Сохмет) — богиня-покровительница Мемфиса, супруга Птаха.
Сехмет («могучая»)- богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. Охраняла фараона.
Статуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах
Кратериск.Египет, I-V вв.
Стела Харемхеба
Древний Египет, Вторая половина XIV в. до н.э.
Фрагмент клепсидры с именем Александра Македонского
Статуя бога Осириса