в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте

Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от целей, поставленных самими учениками.
И.П.Подласый

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.

Фундамент образования школьника закладывается на начальном уровне образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения в школе.

Данная статья посвящена формированию регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте, так как, на мой взгляд, этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников, а значит и в основе успешности всего обучения в школе.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования одной из важнейших функций начальной школы на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, основная задача, которую должен научиться ставить перед собой школьник: учить себя! И в решении этой задачи главное место, на мой взгляд, занимает формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые обеспечивают у обучающихся ряд способностей:

Несомненно, овладение этими действиями является огромным преимуществом для школьника, поскольку, овладев регулятивными УУД, он:

К регулятивным УУД относятся:

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Следовательно, перед каждым учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

В своей работе при выборе приемов для успешного формирования регулятивных УУД учитываю ряд условий. Так при формировании действий целеполагания следующие условия:

Для формирования наглядного образа цели урока использую условный знак-мишень, в центре которой стрела. Объясняю детям: это мишень, в которую целятся в тире, на соревнованиях. При стрельбе по ней говорят: «Попасть бы в цель!»

Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания?» Всякий раз, при изучении новых звуков и букв спрашиваю: «Зачем нужно знать новый звук и новую букву?»

В последующем стараюсь показать учащимся важность изучаемой темы, добиваюсь осознания ими близких и далеких целей.

Учимся ставить сначала общую учебную цель, а затем уже свою собственную.

Часто на уроках использую постановку проблемных вопросов. Например, предлагаю обучающимся наряду с изученными частями речи обозначить незнакомую, чтобы возник вопрос о том, что не хватает имеющихся знаний, данное слово отвечает совсем на другой, непривычный вопрос. Помогают игровые моменты «У Миши не получается, поможем?», «Миша написал письмо, а никто ничего не понял, почему?» (Пропущены буквы) «Научим?»

Помогают детям определить цель урока и слова-помощники:

Живой интерес вызывает у маленьких школьников при определении цели урока использование фрагментов мультфильмов.

При формировании умения планировать мы учимся составлять план работы как на весь урок, так и к отдельным заданиям.

Например, при изучении темы «Буква К и звуки [к], [к,]» мы планируем следующие этапы работы:

Для формирования умения планировать на уроках использую следующие приемы:

Работу над формированием прогнозирования у младших школьников также следует начинать с первых дней обучения в школе.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны. Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля.

Принимая во внимание все вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что реализация ФГОС НОО возможна при условии изменения характера учебной деятельности младших школьников, в частности при формировании у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий.

Основная функция регулятивных УУД состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, отвечающую определенным требованиям:

Источник

Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников

в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд. deb35a90addfc332737bba7a5e26ef42. в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд фото. в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд-deb35a90addfc332737bba7a5e26ef42. картинка в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд. картинка deb35a90addfc332737bba7a5e26ef42. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Ти Ольга
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников

Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников.

Приход ребенка в школу обозначает начало важного этапа возрастного развития человека. Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка.

В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий, в этом процессе должна быть задействована не только память, от ребенка требуется развитие мыслительных операций. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций

Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа.

Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения.

Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания.Ребенок уже знает из опыта: для того, чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у ребенка наглядно-образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания.

Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Если восприятие и память к началу школьного обучения уже проделали значительный путь развития, то интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. К первому классу умственный кругозор уже достаточно велик. Наиболее часто ребенком используется образное мышление, когда он для решения задачи оперирует уже не самими предметами, а их образами.

Воображение – один из важных психических, познавательных процессов. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебниках, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.

Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна, выразительна.

Как видим, возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их систематическое обучение.Формируются и элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца, делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности.

Эти психические процессы проявляются и формируются в учебной деятельности, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте.

Все сказанное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению. Но следует подчеркнуть и другую сторону –субъективную психологическую готовность: желание и стремление учиться в школе, своеобразную готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми.

Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия. С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть.

С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют к личности ребенка, учебная работа, коллектив, к его вниманию, памяти, мышлению и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования,можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

1. Личностные действия позволяют сделать процесс обучения осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, перекликая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т. д.) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и волевой саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

3. Познавательные действия : –общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, произвольное и осознанное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий и др. ; –знаково-символические: замещение, кодирование (декодирование, моделирование; –логические: анализ объекта; синтез и выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; подведение под понятие; выведение следствия; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотезы; ее обоснование, доказательство и др. ; –постановка и решение проблем: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

4. Коммуникативныедействия обеспечивают возможность учебного сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками

Процесс обучения в начальной школе задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Источник

«Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

Тема: « Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе»

Выполнила : Пафнутьева Татьяна Васильевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «Оц» с. Александровка

Муниципального района Кинель-Черкасский

2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе.

1.1. Понятие регулятивных универсальных учебных действий

2.2 Возрастные особенности развития регулятивных УУД у младших школьников

2.3 Основные условия формирования и развития регулятивных действий на уроках

3. Методы и приёмы формирования УУД:

3.1 Организация принятия цели

3.2 Обучение планированию

3.3 Организация контроля и оценки

Оценка сформированности у обучающихся регулятивных УУД.

Выводы

Приложения

Только система, конечно разумная,

выходящая из самой сущности предметов,

дает нам полную власть над нашими знаниями.

Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями,

похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке

и где сам хозяин ничего не отыщет…

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Сформированные у ученика регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают ему возможность эффективного управления своей познавательной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Поэтому проблема развития регулятивной компетентности младших школьников является актуальной в настоящее время, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Анализ результатов комплексных диагностических работ трёх лет обучения по новым ФГОС (см. Приложение 1) в моём классе показали, что дети справляются с заданиями репродуктивного характера, отражающими овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты по сформированности метапредметных УУД значительно ниже. При выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений, учащиеся моего класса показали низкие результаты.

Результаты сформированности регулятивных УУД

в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд. hello html m4685cdbd. в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд фото. в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд-hello html m4685cdbd. картинка в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд. картинка hello html m4685cdbd. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.

Основные ошибки связанны с пониманием и использованием методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, интерпретации данных и проведения исследования. Поэтому вопрос сформированности регулятивных УУД остаётся самым актуальным. И моя задача как учителя, выявить причины и найти эффективные приемы и методы формирования регулятивных УУД.

Что мешает работать на новый результат?

— устаревшие приемы воспитания.

— несодержащие деятельностный подход методики обучения.

Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили выбор данной темы : «Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе»

Целью моей работы является формирование регулятивных УУД на ступени начального общего образования.

Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:

— проанализировать требования ФГОС НОО и нормативные документами к регулятивным УУД;

изучить возрастные особенности развития регулятивных УУД на ступени начального образования;

— определить основные условия формирования и развития регулятивных УУД;

— проанализировать способы и методы формирования регулятивных УУД;

— использовать в своей работе полученные знания

В ходе работы над проблемой я повышу свою профессиональную компетентность.

-важность формирования регулятивных УУД школьников;

-сущность и виды универсальных умений;

-педагогические приемы и способы формирования регулятивных УУД.

-отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД;

-использовать диагностический инструментарий успешности формирования УУД;

-привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УУД.

Применяя на уроках разнообразные приёмы и методы, у детей сформируются регулятивные УУД.

Повысятся результаты метапредметных УУД.

Дети научатся применять полученные универсальные учебные действия в различных жизненных ситуциях.

2 Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе

1.2. Понятие регулятивных универсальных учебных действий

Новые федеральные образовательные стандарты ставят высокие требования к сформированности регулятивных универсальных учебных действий для выпускника начальной школы .

Как учителю начального звена обучения правильно построить свою работу по формированию данных умений?

«Универсальные учебные действия» определяются в «Педагогическом энциклопедическом словаре», как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями , т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

2.2 Возрастные особенности развития регулятивных УУД у младших школьников

наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли его с образцом);

характер ориентировки (свернутый — развернутый, хаотический — организованный);

размер шага ориентировки (мелкий — пооперационный — блоками; есть ли предвосхищение будущего промежуточного результата и на сколько шагов вперед; есть ли предвосхищение конечного результата);

Критерии оценки исполнительной части:

степень произвольности (хаотичные пробы, ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия или произвольное выполнение действия в соответствии с планом);

характер сотрудничества (тесно совместное — разделенное — самостоятельное выполнение действия).

Критерии контрольной части:

степень произвольности контроля (хаотичный — в соответствии с планом контроля, наличие средств контроля и характер их использования);

характер контроля (свернутый — развернутый, констатирующий — предвосхищающий);

характер сотрудничества (тесно совместное — разделенное — самостоятельное выполнение действия).

Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки.

1) Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка ):

— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— преодоление импульсивности, непроизвольности;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

— умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2) Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

— готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

— формирование основ оптимистического восприятия мира.

Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения:

выбирать средства для организации своего поведения;

-помнить и удерживать правило, инструкцию во времени;

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу;

предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки;

начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Уровни сформированности учебных действий (Г.В. Репкина, Е.В. Заика, 1993):

1. Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности. Поведенческими индикаторами здесь являются выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения.

2. Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем. Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму.

3. Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач.

4. Адекватный перенос учебных действий в сотрудничестве с учителем.

5. Самостоятельное построение учебных целей.

6. Обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи

Выделенный 4-й уровень вполне достижим к завершению начального образования. Что же касается 5-го и 6-го уровней, то их формирование возможно на этапе обучения в средней школе.

2.3 Основные условия формирования и развития регулятивных действий на уроках

1. Необходимость приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата,

коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

3. Регулярно обсуждать с учащимися изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.

5. Использование цветных и графических форм представления оценок (обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности.

6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.

7. Использование в образовательном процессе таких форм работы как: организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп; учебный конфликт; обсуждение участниками способов своего действия; заполнение рефлексивного портфолио.

8. Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

— КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

3. Методы и приёмы формирования УУД:

3.1 Организация принятия цели

опора на личный жизненный опыт;

использование занимательного, игрового материала;

создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование цели;

моделирование цели урока, введение понятия «задача»;

Работа по удержанию цели

Обращение во время урока к поставленной цели;

Разбивка цели на задачи;

Сформулировать цель при помощи опорных глаголов : изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться…

3.2 Обучение планированию

Разбивка цели на задачи является переходным моментом к планированию

собственной учебной деятельности.

Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» (план – это порядок, последовательность действий); со знакомства с картинным и/или словесным планом

произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий

(заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приемы:

– обсуждение готового плана решения учебной задачи;

– работа с деформированным планом решения учебной задачи;

– использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

– составление своего плана решения учебной задачи.

План урока или его этапа должен быть рабочим:

— необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану,

— определять цель следующего этапа и дальнейшие действия,

— контролировать ход решения учебной задачи,

— корректировать и оценивать свои действия.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, умений контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

3.3 Контроль и оценка

Для формирования УУД контроля эффективны следующие приёмы:

Сличение результата деятельности с образцом, эталоном на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;

Выполнении действий по общей инструкции, алгоритму:

Взаимоконтроль в парах и по рядам

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

Оценка сформированности у обучающихся регулятивных УУД.

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование

Формы контроля : индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки (см.Приложение 4)

Для диагностики регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, найти закономерности и ответить на вопрос;

Достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД. (см. методику Долженко Ю.А.)

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру и другим предметам с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

И, наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе (итоговая комплексная работа по итогам года в 1-4 классах).

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.

В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога может быть оценено и достижение таких действий.

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Мы на уроках должны научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить каких результатов, они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009.

2. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., 2009.

4. Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поколения). М., 2009

5. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

6. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к

мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бугрменская, И.А.

Володарский и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение,2010. – 152с.

7. Давыдов В.В. и др. Концепция российского начального образования

(система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: Международная ассоциация

8. Никитина Л.П. Методические рекомендации по формированию

регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе //

Приложение 1. Классификация ошибок, допущенных в заданиях, диагностирующих сформированность УУД

в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд. hello html m66b071a5. в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд фото. в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд-hello html m66b071a5. картинка в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд. картинка hello html m66b071a5. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.

в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд. hello html me3e37c3. в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд фото. в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд-hello html me3e37c3. картинка в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд. картинка hello html me3e37c3. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.

в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд. hello html 6ddaa8f3. в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд фото. в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд-hello html 6ddaa8f3. картинка в каком возрасте возможно развитие регулятивных ууд. картинка hello html 6ddaa8f3. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.

Приложение 2. Задания для определения уровня регулятивных действий

Выкладывание узора из кубиков

Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания выкладывания узора по образцу.

Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Возраст: ступень предшкольного образования (6.5 – 7 лет).

Форма: индивидуальная работа

Задание: ребенку предлагается выложить фигуру по образцу с использованием 16 квадратов, каждая сторона которого может быть раскрашена в красный, белый и красно-белый (по диагонали квадрата) цвета, состоящую из 4 и 9 конструктивных элементов. Конструктивный элемент не совпадает с перцептивным элементом.

Критерии оценивания и уровни развития регулятивных действий:

Функциональный анализ направлен на оценивание ориентировочной, контрольной и исполнительной части действия (П.Я.Гальперин, 2002):

наличие ориентировки ( анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом):

характер ориент ировки: 1 –развернутая с опорой на предмет; 2 – в отдельных частях развернута, в отдельных – свернута; 3 – свернутая ориентировка;

1- хаотическая, 2 – ребенку не всегда удается организовать ориентировку; 3 – организованная;

промежуточного результата: 1 – предвосхищения нет, 2 – в отдельных операциях, 3 – предвосхищение есть;

характер сотрудничества (со-регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия):

1 – сотрудничества нет, 2 – со-регуляция со взрослым, 3 – самостоятельная ориентировка и планирование.

наличие средств контроля и характер их использования : 1 – средств контроля нет, 2 – средства есть, но не эффективны, 3 –средства есть, применяются адекватно;

характер контроля : 1 – нет, 2 – развернутый, 3 – свернутый; 1- отсутствует, 2 – констатирующий, 3 – предвосхищающий.

Структурный анализ основан на следующих критериях:

Принятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней): 1 – задача не принята, принята неадекватно; не сохранена; 2 – задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес; 3 – задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена.

план выполнения , регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями: 1 – нет планирования, 2 – план есть, но не совсем адекватен или не адекватно используется, 3 – план есть, адекватно используется:

контроль и коррекция: 1 – нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен, 2 – есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная; 3 – адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.

отношение к успеху и неудаче : 1 – парадоксальная реакция, либо реакция отсутствует; 2- адекватная на успех, неадекватная – на неудачу; 3 – адекватная на успех и неудачу.

Проба на внимание (поиск различий в изображениях)

Цель: выявление умения находить различия в объектах.

Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий.

Возраст: предшкольная ступень (6.5 – 7 лет).

Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа с ребенком.

Предъявляются две сходные картинки, имеющие 5 различий. Ребенка просят найти и показать (назвать) различия между картинками.

Подсчитывается общее суммарное количество ошибок в заданиях. Ошибки – не замеченные в предъявляемом материале различия.

Умственное действие контроля, направленное на выявление различий в двух подобных изображениях имеет следующий операциональный состав:

— ознакомление с общей структурой анализа объекта;

— определение направления движения по объекту;

— вычленение «единиц» анализа по направлению от самых крупных до «неделимых»;

— поочередное сравнение «единиц» объекта на подобных изображениях в обратном порядке – от «неделимых» до самых крупных.

Уровни сформированности контроля (внимания):

1 – ребенок не принимает задание, 2 – ребенок находит 1 – 3 различия; 3 – ребенок находит все различия.

(П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля;

Возраст: ступень начального образования (10.5 – 11 лет).

Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос.

Внимание как идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля (П.Я.Гальперин). В исследованиях П.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницкой было показано, что сензитивным периодом для формирования внимания является 3 класс, поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, а ошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера.

Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), ис­правь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, осо­бенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требует­ся знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь лю­дям. Скоро удалось мне на машине.

На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на каче­ство пропущенных ошибок: пропуск слов в предложе­нии, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *