в каком возрасте вероятность заикания риск выше ответ
Заикание у детей
Причины, симптомы
и методы коррекции
Содержание статьи:
Что такое заикание?
Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.
Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.
Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.
Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.
Основные причины заикания у детей
Единого мнения по поводу точной причины развития логоневроза нет. Но первые исследователи этого феномена уже указывали на нервно-психическую природу. В частности, об этом говорил Г.Д. Неткачев в своей работе «Заикание» 1909 года.
Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:
Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.
Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.
«Заикание: симптоматика и современные методы коррекции»
Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.
Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.
Симптомы логоневроза
Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:
Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.
Формы и типы заикания у детей
Формально принято выделять две формы заикания:
Встречаются и смешанные формы, объединяющие в себе тонический и клонический тип заикания.
По клиническим формам эта патология делится на невротический и неврозоподобный тип.Невротический тип заикания развивается на фоне эмоционального напряжения или сильного волнения, при этом когда стрессовая ситуация отсутствует, то ребенок не заикается. Это говорит о том, что мозговые структуры не нарушены, поэтому патология лучше поддается терапии. Для неврозоподобного типа характерно постоянное речевое расстройство, вызванное нарушениями психического или физического развития. В данном случае, коррекция вызывает определенные сложности.
Заикание классифицируется и по степени тяжести:
Подробнее об особенностях логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказала Елена Николаевна Садовникова на вебинаре. Подробнее ➜
Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?
Коррекция заикания у детей подразумевает привлечение детского психолога. Крайне важно выяснить точную причину патологии для составления грамотной схемы терапии. Если будет выявлена проблема в семье, то родителей могут направить к семейному психологу, ведь если она не будет решена, то ребенок вновь окажется в неблагоприятном микроклимате.
Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.
Полезные упражнения:
Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.
Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.
Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.
Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.
Занятия с логопедом
Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:
Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.
Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:
Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.
Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.
Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.
Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!
Вы научитесь:
1. дифференцировать итерации и истинное заикание;
2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.
3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;
4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.
Что такое заикание? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Черемушниковой И.И., детского невролога со стажем в 31 год.
Определение болезни. Причины заболевания
Мальчики заикаются в 2-3 раза чаще, чем девочки. С возрастом эта гендерная разница только увеличивается: мальчиков, которые продолжают заикаться, становится уже в 3-4 раза больше, чем девочек с этими же проблемами. Мужчины также заикаются чаще, чем женщины (в четыре раза).
Причины развития заикания у детей
Причины заикания делятся на две группы:
Факторы риска развития заикания у детей
Предрасполагающие причины заикания:
Провоцирующие причины заикания:
К неблагоприятным условиям относятся:
Причины развития заикания у взрослых
Симптомы заикания
Основные признаки заикания — частые повторы букв, слогов или даже слов, протяжные звуки, а также частые остановки или паузы между слогами, словами и предложениями. Всё это разрывает плавное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно заметно нарушает качество речи и длится более трёх месяцев.
Заиканию также характерны:
Патогенез заикания
Анатомия и физиология речи при заикании
В основе патогенеза заикания лежит неконтролируемое судорожное нарушение речи по типу системного нейромоторного сбоя. Оно в первую очередь связано с нарушением работы базальных ганглиев, которые регулируют длительность движений мышц и фонетической реализации элементов речи.
Механизм развития заикания
При заикании нарушается последовательность смены сигналов начала и завершения элементов речи:
Классификация и стадии развития заикания
Формы заикания
Виды заикания по форме судорог:
Дыхательное заикание является самой тяжёлой формой дыхательных судорог. Оно делится на две подгруппы:
В зависимости от патогенеза и причины возникновения бывает две формы заикания:
Виды заикания по течению:
Стадии развития заикания
Первая стадия [17] [24] [26] :
Вторая стадия [21] :
Третья стадия [25] [26] [27] :
Четвёртая стадия [10] [22] [24] :
Осложнения заикания
Заикание приводит к таким отрицательным последствиям, как [12] :
Также заикание может привести к снижению уровня качества жизни [11] [12] :
Всё это со временем может привести к ещё большему усугублению картины заикания, так как формируется порочный круг: с изменением самооценки на фоне заикания ухудшается эмоциональное состояние и нарастает стресс, что ещё больше усиливает заикание и ухудшает навыки общения.
Кроме того, психогенному заиканию часто сопутствуют другие заболевания:
Диагностика заикания
К какому врачу обращаться
Нейрофизиологические обследования
Как правило, диагноз устанавливается на основе клинической картины, однако чтобы отличить неврозоподобные и психогенные заикания от других органических причин дефекта речи нужно провести ряд нейрофизиологических обследований (по показаниям врача):
Каждый из этих методов исследования проводится для того, чтобы не пропустить органические болезни головного мозга (например, опухоль или сосудистые заболевания). В структуре таких нарушений заикание является вторичным.
С этой же целью может потребоваться консультация окулиста (биомикроскопия глазного дна и осмотр его периферии трёхзеркальной линзой Гольдмана) и генетика (кариотипирование, синдромальная диагностика).
Лечение заикания
В каком возрасте лучше начать лечение у детей
Лечить заикание нужно начать сразу после постановки диагноза.
Лечение заикания, как правило, комплексное, этапное и достаточно длительное. В нём должны участвовать несколько специалистов.
Врач-невролог или психоневролог — это врач с высшим медицинским образованием невролога, который окончил курсы психиатрии. Он назначает соответствующую медикаментозную терапию исходя из состояния нервной системы, контролирует динамику развития симптомов заболевания.
Врач-психотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается лечебным воздействием на психику человека. Он использует разные виды психотерапии, включая прямой разговор, гипноз и ряд других методик лечения заикания:
Иглорефлексотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием невропатолога или невролога, который прошёл специальное обучение по иглоукалыванию. Он воздействует на специальные точки, нервные окончания, снимая нервное напряжение.
Психолог проводит тестирование, помогает установить причину возникновения речевого дефекта и разобраться с внутренними проблемами человека, выявляя слабые стороны его характера. Для этого он использует словесные методы воздействия.
Хотя каждый специалист вносит важную неоценимую лепту в лечение заикания, ни один из них не сможет устранить его полностью самостоятельно.
Устранение заикания у дошкольников
У детей заикание проходит само по себе, даже без лечения. В данном случае следует уменьшить нагрузку на речевой аппарат малыша, а также время от времени посещать специалистов, которые проконтролируют развитие речи в динамике.
Устранение заикания у подростков и взрослых
Чем старше становится ребёнок, тем меньше шансов полностью избавить его от заикания. В подростковом возрасте заикание поддаётся коррекции с большим трудом. Основная цель лечения — обучить навыкам релаксации и умению сохранять позитивный настрой, поддерживать постоянную уверенность в себе и своих силах, использовать методики по повышению самооценки.
Взрослый человек часто уже адаптировался к собственным речевым особенностям либо научился их контролировать. Главной задачей лечения заикания является уменьшение стресса, т. к. на его фоне заикание может усиливаться.
Новые методики для лечения заикания
Примеры устройств и компьютерных программ для лечения заикания:
Прогноз. Профилактика
Так как заикание связано с неустойчивостью и дисбалансом работы полушарий головного мозга, специфической профилактики заболевания не существует.
Тактика поведения родителей при заикании у ребёнка
Чтобы создать благоприятные условия для выздоровления, нужно придерживаться следующих правил:
В каком возрасте вероятность заикания риск выше ответ
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Как бы то ни было, заикание было и остается серьезной проблемой в логопедии.
Статья:
В медицинской литературе можно найти самые разные определения заикания. Кто-то характеризует процесс как темпо-ритмическое нарушение речи врожденного, приобретенного характера. Другие акцентируют внимание на судорожном компоненте и говорят о заикании как о расстройстве речи, развивающемся на фоне внезапного, периодического напряжения и мышечного сокращения мускулатуры одного или нескольких компонентов артикуляционного аппарата. Есть еще несколько вариаций. О чем это говорит? Можно сделать два вывода:
Как бы то ни было, заикание было и остается серьезной проблемой в логопедии. Согласно исследованиям ученых со всего мира, частота патологического состояния варьируется в пределах двух процентов. От семимиллиардного населения, это почти 140 миллионов человек. И речь идет лишь о развитых странах, которые ведут четкую статистику. На самом деле количество больных, скорее всего, можно смело увеличивать в несколько раз.
Болезнь в основном развивается у детей дошкольного возраста. Затем, к несчастью, сама она не проходит. Нужно специализированное лечение. И то, гарантий восстановления никто не даст. Существуют резистентные патологические процессы, которые никак не поддаются коррекции даже при плотном, профессиональном подходе.
Состояние имеет собственный код по МКБ-10: F98.5. Есть несколько синонимов патологического процесса: логоневроз, лалоневроз как самые широко используемые. Речь идет об одном и том же. Нарушение рассматривается в качестве комплексного, психосоматического расстройства. Поскольку затрагивает оно и анатомические, функциональные структуры, и психику пациента.
Давайте поговорим, почему развивается заикание, как его выявить, лечить и что делать, чтобы патология не развилась.
Механизмы развития заикания
Если говорить о патогенезе нарушения, оно развивается по такому сценарию.
В результате, человек начинает удлинять звуки, повторять их по нескольку раз. Темп и ритм речи становится нестабильным. В основном, трудности возникают с согласными звуками.
Это основа патогенеза. Что же касается конкретных механизмов, их может быть несколько. Причем у одного и того же пациента. Если обобщить факторы становления проблемы:
Социальный механизм
Как правило, в изолированной форме не провоцирует заикания. Этот механизм касается особенностей сферы, окружения, в которой растет ребенок. Как правило, наиболее разрушительное влияние оказывают стрессовые ситуации, постоянная ругань, конфликты, наказания. И авторитарно-императивный тип воспитания в целом. Это вредно не только для поведенческой составляющей, но и для психики вообще. В том числе и в таком аспекте как развитие речевой функции молодого пациента.
Органические расстройства работы головного мозга
Патологический процесс подобного рода может быть любым. От гипоксии на фоне родовых проблем до перенесенных инфекционных болезней по типу энцефалита, менингита. Сюда же можно отнести опухолевые процессы, травмы. Интересно, что и эпилепсия порой провоцирует заикание. Причем не обязательно классическая форма с судорогами, припадками. Есть и более мягкие формы заболевания. Часто эти патологии идут рука об руку, это нужно учитывать при обследовании и обращении к врачу.
Органические расстройства функциональной активности артикуляционного аппарата
Например, врожденные нарушения структуры речевого аппарата. Пороки по типу заячьей губы, волчьего неба, даже если они были устранены в самом раннем возрасте. А уж если с лечением заболевания медлили, риски растут многократно. Встречаются и менее заметные проблемы: короткая уздечка языка, незначительные структурные изменения костей черепа, челюстей и так далее. Нужно разбираться на месте.
Особенности центральной нервной системы
Возбудимость церебральных структур у всех разная. Потому одни люди более предрасположены к заиканию, чем другие. Особенности высшей нервной деятельности проявляются в рамках темперамента, акцентуации. Потому довольно просто наперед предсказать, какова вероятность нарушения у конкретного человека. Если риски существенные, настоятельно рекомендуется придерживаться правил профилактики (о превенции речь пойдет далее).
Генетические факторы
Как ни странно, но заикание имеет четко выраженную наследственную составляющую. Это не стопроцентная гарантия того, что патология обязательно разовьется. Но риски такие на самом деле есть. Если отец, мать или старшие родственники восходящей линии страдают заиканием, вероятность повышается в несколько раз. Нужно строго следовать правилам профилактики. В несколько меньшей мере риски присутствуют, когда болеет родственник боковой ветви. Например, брат или сестра. Но определенную долю внимания состоянию уделить все же стоит. Передается ли заикание по наследству? Строго говоря — нет. Но риски — передаются от родителей к детям.
Ни один из названных механизмов не провоцирует патологический процесс сам по себе. Даже в комплексе речи о гарантии развития заикания не идет. Это всего лишь предрасполагающие факторы. Вероятность заболевания повышается. Далее, достаточно триггера, спускового механизма.
Проще говоря, заболевание имеет два аспекта: пациент предрасположен к нарушению. При определенных условиях, оно может актуализироваться или же нет.
Как было сказано, факторы часто встречаются по нескольку сразу. Например, особенности личности плюс социально обусловленные механизмы. Важно сообщить врачу-логопеду или дефектологу все сведения, которые хоть как-то относятся к ситуации. Это поможет собрать по-настоящему полный анамнез, разработать эффективную стратегию терапии патологического процесса.
Основные причины патологического процесса
Стоит конкретизировать механизмы. Причины важно знать, чтобы с одной стороны разработать грамотную стратегию профилактики. А с другой — помочь справиться с уже существующим заболеванием.
Как показывает статистика, мальчики более склонны к развитию патологического процесса в сравнении с девочками. По всей видимости, это связано с более поздним становлением речедвигательных функций. Девочки ввиду раннего развития, несут меньшие риски. Хотя вероятность патологического процесса все равно есть. Соотношение, по разным оценкам, составляет 3:1 в пользу представителей мужского пола. Есть некоторые разночтения в этих цифрах: кто-то указывает на большие показатели, пропорции.
Или, если говорить проще, повышенная подвижность центральной нервной системы. Высшая деятельность характеризуется неустойчивостью. Объективно, лабильная нервная система проявляется резкими переменами настроения. Это заметно чуть ли не с пеленок. Сейчас ребенок улыбается, а уже через секунду — плачет и капризничает. В какой-то мере все дети склонны к такому поведению. Потому определить тип нервной системы до достижения 3-5 лет довольно трудно. Диагностика может быть осложнена.
Левши мало отличаются от прочих людей. Но на фундаментальном уровне, смена «ролей» структур головного мозга приводит к выраженной дисгармонии во взаимодействии полушарий. Результатом становится недостаточно равномерное перераспределение нервного импульса. Человек, страдающий заиканием, не обязательно левша. Но левша чуть ли не в 30-40% случаев — человек с заиканием. Хотя возможны и латентные, «спящие» формы расстройства, которые ждут своего часа.
В первые несколько лет жизни формируются правильные паттерны распределения нагрузки на головной мозг, стимуляции речевого аппарата. Постепенно, движения и артикуляционные позиции становятся автоматизмами, человек принимает их без участия сознания и волевого усилия. Патологический процесс начинается, если в первые три года жизни ребенок не освоил базовые речевые навыки. Чем дальше — тем выше вероятность аномального состояния. И тем труднее будет коррекция в будущем.
Речь идет о развитии неправильных артикуляционных позиций. Дети, которые начинают говорить раньше сверстников (то есть, примерно к полутора-двум годам) не имеют достаточного опыта говорения. Зато очень любят рассказывать, общаться с родителями. Поспешность как раз и приводит к патологическому процессу.
О нем уже было сказано ранее. Генетическая предрасположенность, неблагоприятная наследственность. Вероятность развития патологического процесса изначально выше, чем у прочих людей. Нивелировать все риски можно только в том случае, если будет предпринято достаточно мер для профилактики расстройства.
В этом случае речь идет о варианте психической травмы. Молодой пациент должен иметь достаточное количество социальных контактов. Родителями дело ограничиваться не может. Нужно общение со сверстниками. Это позволяет развить социальные навыки, обеспечить достаточный речевой опыт. Еще хуже дело обстоит, если и сами родители, взрослые родственники не хотят слушать ребенка, заняты своими делами. С одной стороны, возникает сильная стрессовая ситуация. С другой — не хватает практики говорения, чтобы отработать артикуляционные навыки, натренировать речевой аппарат.
Провоцирует повышенное возбуждение центральной нервной системы. Избыточно строгие, авторитарные родители (особенно токсичная мать), которые давят на свои детей, провоцируют психологические травмы. Находясь в постоянном напряжении, центральная нервная система молодого пациента не справляется с такой непосильной нагрузкой. Заикание начинается в первые несколько лет жизни. Но может развиться и позже. Строгость, императивный подход в воспитании становится тем самым триггером, спусковым механизмом развития нарушения.
Опухоли, воспалительные процессы, врожденные аномалии и анатомические изменения. Счет возможных состояний идет на десятки. Необходимо выявить конкретную причину и устранить ее. Это будет первый шаг на пути к коррекции речевой функции.
Психосоматика заикания — это комплекс процессов. Одни касаются работы головного мозга, психики. Вторые — органических расстройств. Но не всегда происходит именно так. Порой всему виной банальная неспособность нормально произносить звуки. Например, при неравномерном развитии челюстей, асимметрии лица, короткой уздечки языка, врожденных пороков развития. Тут имеет место чисто физическое нарушение. Анатомическая аномалия. Устранять ее нужно быстрее. Поскольку потом переучить ребенка на здоровый лад будет трудно.
Психические, соматические заболевания сами по себе повышают вероятность развития патологического процесса. Но еще не гарантируют, что ребенок будет заикаться. Тут все зависит от компенсаторных факторов: социального окружения, медицинской помощи.
Билингвы более склонны к развитию заикания, что обусловлено ускоренным развитием речевой коры. Проще говоря, тело, головной мозг ребенка попросту не успевают за его социальной активностью. Потому ученые и логопеды практики настоятельно не советуют изучить с ребенком сразу два языка. Даже, если таковы социокультурные, этнические потребности родителей. Нужно дождаться необходимого момента. Хотя бы переждать первые 5-6 лет жизни.
Встречаются достаточно часто. В основном обусловлены ятрогенным фактором (действиями врача, акушера, среднего персонала).
Особенно в ранние годы, когда центральная нервная система только-только формируется и еще не может выдержать нагрузки, которые переживают взрослые. Особенно часто подобное случается при избытке впечатлений. Например, когда ребенок идет в сад. Заикание может манифестировать в первом классе из-за резкого наращивания объемов нагрузки. За состоянием ребенка нужно внимательно наблюдать. Если что — корректировать его, что называется, «на берегу».
Механизмы заикания, причины патологии у детей дошкольного и школьного возрастов примерно одинаковые.
Развивается ли заикание у пациентов старшего возраста?
Да, взрослые тоже находятся в зоне повышенного риска. Каковы же причины становления патологического процесса:
У взрослых пациентов заикание развивается исключительно редко. Причины тому всегда патологические.
Основные фазы развития заикания
В своем развитии заикание проходит 4 основных стадии или фазы.
Начальный этап формируется в самые ранние годы
Человек пока еще не осознает сути проблемы, потому не считает, что с ним что-то не так. Симптоматика пока еще скудная, но уже заметна любому наблюдателю. Проблемы списываются на ранний возраст. Но стратегия «авось само пройдет» не работает. Время движется, а самоустранения нарушения так и не наблюдается. Попытки надавить на молодого пациента приводят к еще худшему результату: заикание усугубляется.
2-я фаза формируется спустя несколько лет
Количество речевых ситуаций, которые сложны или нежелательны для человека, увеличивается. Пациент стремится заменять трудные для произнесения конструкции на что-то аналогичное по смыслу. Если словарный запас для возраста достаточен, все в порядке. Удается временно достичь компенсации патологического процесса. В зависимости от этиологии логоневроза, удается справиться с проблемой или же она продолжает прогрессировать. В некоторых случаях ребенок не понимает, что с ним что-то не так, хотя и осознает, что его речь отличается от речи других. Стойкой невротизации пока еще не наблюдается.
3-я фаза развивается в ранний подростковый период
В некоторых случаях — и того раньше. К 9-10 годам. Тут возможны два варианта движения патологического процесса. Одни пациенты так и не испытывают какой-либо неловкости в общении. Стремятся к достаточной коммуникации несмотря на стойкое закрепление аномального состояния. Другие же стесняются своей проблемы, потому стремятся по-возможности отказаться от речевых контактов. Судорожный синдром становится автоматическим. Справиться с ним уже довольно трудно. Особенно, если терапия не проводилась ранее. Предложения о лечении в первом случае пациент воспринимает со скепсисом. Во втором — не стремится к терапии, поскольку боится осмеяния со стороны врача.
4-я фаза, она же конечная
Развивается далеко не всегда. В основном, до нее «добираются те пациенты, которые стесняются своей проблемы. Формируется настоящая личностная проблема. Больной боится говорить. Всеми силами избегает речевых ситуаций. Особенно непривычных для него. Складывается стойкая боязнь говорить. Это серьезно осложняет социальную жизнь пациента. Приводит к изоляции, отказу от общества, взаимодействия с социумом кроме самых элементарных действий: сходить в магазин и прочее. Тут нужна помощь уже не только логопеда-дефектолога, но и психотерапевта. Проблема становится особенно острой в поздний подростковый период и ближе к взрослому возрасту.
Общее правило одно — лечение должно начинаться как можно раньше. Так с патологическим процессом легче справиться. Можно искоренить заикание полностью. Не стоит тянуть с коррекцией.
Классификация патологического состояния
Классификация заикания используется для того, чтобы точнее описать патологический процесс. Врачи применяют следующие способы подразделить болезнь.
По типу судорожного синдрома:
Есть и другие основания для классификации заикания. Например, подразделить расстройство можно по длительности и течению патологического процесса. В таком случае, называют такие формы отклонения:
Наконец, по этиологическому признаку различают следующие виды логоневроза. Они похожи по произношению, но сильно отличаются по сути.
Невротическая форма заикания
Лечится наиболее просто. Для нее типичен «чистый» анамнез. У человека не было ни родовых травм, ни прочих проблем. Наследственность, как правило, тоже довольно благоприятная. Нет ни психических, ни прочих факторов, которые могли бы спровоцировать расстройство. Имеет смысл искать функциональную проблему. То есть, нет ни одной формальной причины развития реального заикания.
Как правило, невротическая форма развивается внезапно в ответ на стрессовую ситуацию. Интересно, что именно этому процессу наиболее подвержены взрослые пациенты. Лечение проводится под контролем логопеда-дефектолога и психотерапевта. На полное восстановление требуется до 10-15 сеансов у грамотных врачей (каждого специалиста).
К счастью, невротические разновидности лечатся просто и не склонны к рецидивам. Патологический процесс уходит насовсем, если терапия достаточно квалифицированная и качественная.
Неврозоподобное заикание
Встречается несколько реже. Тут как раз имеет место органическое нарушение. Будь то травма или иное поражение головного мозга, расстройство со стороны речевого, артикуляционного аппарата. Имеет смысл провести полное обследование у невролога, чтобы установить этиологию расстройства.
У пациентов с неврозоподобным заиканием имеют место особенности личности: тревожность, робость, боязливость и неуверенность, нерешительность. Скорее всего, эти факторы будут усугублять процесс в будущем, если проблема не будет устранена.
Коррекция включает в себя как стандартные методики лечения, так и устранение первичного фактора-провокатора.
Все описанные классификации широко используются в медицинской практике.
Симптомы патологического процесса
Клиническая картина зависит от конкретного случая. Но в целом, всегда присутствуют одни и те же проявления. Плюс-минус. Среди них:
Вдохи становятся частыми. Причина в том, что человек набирает очень много воздуха. Так делать приходится, поскольку у заикающегося наблюдается огромный расход воздуха. Это обусловлено особенностями произношения. Вдох, как правило, шумный. Постепенно человек начинает произносить речевые конструкции и на выдохе, и на вдохе. Это своего рода компенсаторный механизм, чтобы скорректировать функциональную проблему.
Причина в том, что голосовая щель резко спазмируется. Это происходит при тонической разновидности патологического процесса особенно часто. Осиплость наблюдается как временное явление. Как только тонус локальной мускулатуры восстанавливается, голос тоже приходит в норму. Изменения отмечаются в острый период.
Встречается при клонической форме заикания. Человек повторяет один и тот же звук. Обычно — согласный. Переключиться на другой не может, как бы ни хотел, поскольку развивается повторное сокращение одной и той же группы артикуляционных мышц. Затем состояние сходит на нет, Потом снова восстанавливается. И так по кругу.
Развивается на фоне тонической формы патологического состояния. Наблюдается резкий спазм мимических мышц, структур языка, щек, губ, неба. Всех тканей и органов, которые участвуют в речи. Артикуляционный аппарат «заклинивает». Остается дождаться самоустранения симптома. Затем все сходит на нет. А потом снова повторяется.
Обнаружить этот симптом может только квалифицированный логопед. Самостоятельно обнаружить проблему невозможно.
Как следствие общественной, социальной составляющей заикания. Человек становится пугливым, боится общаться, сторонится людей. Это может продолжаться бесконечно долго. В отсутствии лечения очень скоро выливается в затворничество.
Невозможность общаться даже при большом желании. Человек старается отгородиться от мира, не уверен в себе, боится общества и людей. Такое состояние нужно лечить и как можно быстрее. Поможет психотерапевт.
Это так называемая эмболофразия. Какой степени заикания сопутствует эмболофразия? Развивается она как компенсаторный механизм, начиная со второй стадии патологического процесса. Человек составляет лишние звуки в качестве проходных конструкций. Чтобы было проще перейти из одной артикуляционной позиции в другую.
Заикание сопровождается типичными симптомами. Не заметить его невозможно.
Диагностика патологического процесса
Диагностикой заикания занимаются группа специалистов. Неврологи, логопеды-дефектологи, также психотерапевты.
Обнаружить патологический процесс довольно просто. Диагноз заикания выставляют, если человек стабильно заикается, имеет симптомы патологического процесса хотя бы на протяжении нескольких месяцев. В дальнейшем диагноз может быть пересмотрен. Серьезная проблема не в констатации факта, а в поиске причины патологического процесса. Расстройство само по себе обнаруживается по таким проявлениям:
Обнаружить происхождение патологического процесса намного труднее. Если говорить о возможных методиках обследования.
Это только часть возможных методик. Конкретный перечень мероприятия определяют врачи.
Методики лечения заикания или как справиться с патологическим процессом
Есть несколько способов качественного лечения заикания. Задача — синхронизировать речевые центры и артикуляционный аппарат. Способы подразделяются в зависимости от возраста пациентов.
Дошкольники
Методик, которые помогают избавиться от заикания, несколько. Наиболее эффективны следующие:
Коррекционная работа при заикании начинается, примерно с 2-х-3-х лет жизни. Раньше смысла не имеет, поскольку возможны преходящие формы патологического процесса.
Подростки и взрослые пациенты
Можно ли вылечить заикание у взрослого человека и подростка? Да, вполне. Но методики применяются совсем другие.
Есть и другие способы. Названные распространены особенно широко в России, в Украине и странах бывшего Союза. Они относительно простые и недорогие. Основной минус при лечении пациентов старшего возраста — это риск повторения патологического процесса. Логопедические мероприятия при рецидиве заикания будут примерно такими же: речевая практика, мотивация, психотерапия, дыхательная гимнастика.
Постепенно в логопедическую практику внедряют и инновационные методы лечения. Например:
Избавиться от заикания самостоятельно довольно трудно. К тому же, можно привить дополнительные негативные привычки. Рекомендуется сначала обратиться к врачу. Упражнения от заикания, которые пропишет врач, можно выполнять дома. Не стоит заниматься самодеятельностью. Станет только хуже.
Прогнозы и перспективы восстановления
Прогнозы зависят от первичного патологического процесса, который провоцирует нарушение. Если это функциональное расстройство, перспективы во всех случаях благоприятны. Удается справиться с ситуацией кардиально. Рецидивы встречаются реже, чем в 1% случаев. Что касается органических нарушений, тут все куда труднее. Перспективы туманные. Нужно отталкиваться от основного заболевания.
Осложнения нарушения
Среди возможных последствий:
И это лишь часть осложнений. Потому стоит начинать лечение как можно раньше.
Способы профилактики нарушения
Способов профилактики довольно много. Среди них можно назвать: