в каком возрасте в общем случае слова ребенка начинают приобретать правильную грамматическую форму

Закономерности формирования грамматического строя речи у детей в норме

в каком возрасте в общем случае слова ребенка начинают приобретать правильную грамматическую форму. 790ea0f0e80517010f4331ae6faa8863. в каком возрасте в общем случае слова ребенка начинают приобретать правильную грамматическую форму фото. в каком возрасте в общем случае слова ребенка начинают приобретать правильную грамматическую форму-790ea0f0e80517010f4331ae6faa8863. картинка в каком возрасте в общем случае слова ребенка начинают приобретать правильную грамматическую форму. картинка 790ea0f0e80517010f4331ae6faa8863. наталья шарпилова Закономерности формирования грамматического строя речи у детей в норме наталья шарпилова
Закономерности формирования грамматического строя речи у детей в норме

Закономерности формирования грамматической стороны речи у детей в норме

У детей к седьмому году жизни, отличается в целом возросший уровень речевых навыков, накопление словаря, сформированность лексико-грамматической стороны речи. Более подробно рассмотрим закономерности формирования грамматической стороны речи у детей в норме.

Предложения, включающие два слова, три и четыре слова появляются позже, к двум годам [35. С. 6].

К полутора годам ребенок использует в активной речи примерно 100 слов, к двум годам словарь значительно увеличивается – до 300 слов и более. Индивидуальные различия в развитии речи бывают очень большими, и приведенные данные, конечно, приблизительны. Но главное событие в развитие речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые малыш использует в своих предложениях, приобретают соответствующую грамматическую форму: девочка села, девочка сидит, лопатку баба деля (сделала). [10]. С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладение грамматической структурой языка.

Развитие грамматического строяв онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконина и другие. В исследованиях Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой отмечается, что формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так при формировании словоизменения ребенок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др., так как прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи, ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей, на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщение этих правил и закрепление их в собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм: слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

Замечательное исследование в этом направлении было проведено высококвалифицированным ученым-лингвистом А. Н. Гвоздевым. Это исследование нашло отражение в его работе «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка», где представляем полный и систематизированный анализ процесса усвоения ребенком родного языка. В работах А. Н. Гвоздева [10], с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка, выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи:

I. ПЕРИОД – период предложений состоящих из аморфных слов – корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев).Этот период включает в себя 2 этапа:

1. этап однословного предложения

2. этап предложений из нескольких слов – корней.

Первый этап I периода (1 год 3 месяцев – 1 год 8месяцев). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения (однословные предложения). В речи ребенка лишь некоторое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова – корни. В различных предложениях они используются в оригинальном звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие название лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, му, мяу, лепетные слова (ди, моко).

Второй этап I периода (1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев)— этап предложений из нескольких слов корней. На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, то есть в речи ребенка появляется фраза.

II ПЕРИОД – усвоения грамматической структуры предложения (1 год 10 месяцев – 3 года). Этот период состоит из трёх этапов:

1. этап формирования первых форм слов (1 год 10 месяцев – 2 года 1 месяц);

2. этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев);

3. этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 год 6 месяцев – 3 года).

Первичными грамматическими формами глаголов являются: повелительного наклонение 2-го лица единственного числа (иди, неси, дай, формы 3-го лица единственного числа настоящего времени, без чередования в основе (сидит, возвратные и невозвратные глаголы.

К двум годам появляются прилагательные чаще всего в форме именительного падежа мужского и женского рода, но без согласования с существительными.

Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматическиеотношения между словами: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет, некоторые формы управления глаголом (дай кису). Однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов.

На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-х – 4-х слов. (Таня играет кука.).

Второй этап II периода – этап исследования системы флексий для выражения связей слов (от 2-х лет 1 месяца до 2-х лет 6 месяцев). Словоизменение в русском языке характеризуется большим разнообразием флексий, которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имен существительных и спряжений глаголов.

Из-за сложности флексийной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения. Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.

В связи с этим длительное время в речи детей наблюдаются замены непродуктивных флексий окончанием –ов (ложков, ножов).

Чем больше флексий используется в языке для выражения одного и того же грамматического значения, тем труднее усваивается эти формы. Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основы различных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединение корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма (молотоком, левы, человеки).

Таким образом, на начальном этапе ребенок усваивает наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования (систему по Э. Косерну, С. И. Цейтлин, позже овладевает частными правилами, исключениями из общего правила (нормой языка, происходит дифференциация внутри системы языка. На этом этапе детской речи встречается еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, в пределах одного грамматического значения.

Среди грамматических форм существительных усваиваются беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного.

В речи детей наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменение по лицам (кроме 2-го лица множественного числа, разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского рода, женского рода и среднего рода. Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательных с существительными.

Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения уже усвоены.

В устной речи детейна этом этапе появляются некоторые семантически простые предлоги: в, на, у, с. Однако, их употребление не всегда соответствует языковой норме. Наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний. Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5-8 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные затем сложносочиненные предложения с союзами.

В речи детей на этом этапе происходит дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова.

Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы, однако в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена.

III ПЕРИОД – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3-х до 7-ми лет). В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. Значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество, так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частичными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил.

В речи детей 4-х лет иногда еще встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении (на коне, тенденции унификации основы (пени, левы). После 4-х лет такого рода ошибки исчезают из детской речи, остаются лишь нарушения чередования в основах глагола.

Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление.

По данным А. В. Соболевой и Т. Б. Филичевой «…при нормальном развитии речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа» [46. С. 23].

Таким образом, к школьному возрасту, ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.

Как отмечал А. Н. Гвоздев, «…достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является наиболее высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики,что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления». [10. С. 467].

Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка. А нарушения грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых обобщений может носить первичный характер, как при алалии, детской афазии и вторичный, как при дизартрии.

Использование игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста Выступление на педсовете. Речь — одна из линий развития ребенка. Правильная и богатая речь позволяет ребенку легко высказывать свои мысли.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР «Водные обитатели» Цели: – систематизировать знания детей и активизировать словарь по теме «Водные обитатели». Задачи: Коррекционно-образовательные: – закрепить.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР «Зима» «Зима» Задачи: систематизировать представления детей о зиме как о времени года, о жизни и приспособлении животных, птиц к зимним условиям.

Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников Самаркина Е. С. Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников. Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические.

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Советы для родителей по развитию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Овладение языком является важным условием умственного развития… А. Н. Леонтьев Уважаемые родители! У детей старшего дошкольного возраста.

Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Статья на тему: Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Подготовила воспитатель группы ЗПР Титиёва.

Особенности грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста Автор: Рожнева Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ «ДС «Снежинка», Пуровский р-н, п. г. т. Уренгой. В младшем дошкольном возрасте.

Возрастные особенности формирования грамматического строя речи Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать.

Источник

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Афонина Татьяна Михайловна

Воспитатель, МБДОО Детский сад №15, г. Саров

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Афонина Т.М. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 29.10.2021).

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система –это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система – умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильноиспользовать предлоги.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.

К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.

Игра «Один-много»

Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употребление существительных во множественном числе именительном падеже.

Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе.

Игра «Назови ласково»

Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен перекинуть мяч и назвать слово ласково.

Игра «Чего не стало»

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет.

Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.

Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названныхребенком.

Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет.

(Нет матрешки, нет самолета, и т.д.)

Игра «Сосчитай до 5»

Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными.

Упражнять детей в счете.

Ход игры: Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча…, пять мячей…

Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т.д.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….

Игра «Жадина и щедрый».

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями.

Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной.

Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? – Корова моя. Чей поросенок? – Поросенок мой».

Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? – Корова твоя (или ваша)».

Примерный лексический материал: Чья кофта? – кофта моя. Чей шарф? –

Чья книга –твоя книга; чьи игрушки –твои игрушки и т.д.

Игра «Из чего какой»

Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования относительных прилагательных.

Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет.

Примерный лексический материал: дом из камня – каменный, чашка из фарфора –фарфоровая, солдатик из олова –оловянный, мяч из резины –резиновый, ложка из дерева –деревянная и т.д.

Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова»

Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования притяжательных прилагательных.

Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она.

Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке (Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т.д.).

Примерный лексический материал: Голова кошки чья? (кошачья), уши зайца чьи (заячьи), хвост волка чей? (волчий).

Игра «Подбирай, называй, запоминай».

Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь.

Ход игры: Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.

Примерный лексический материал: Снег какой? (пушистый, белый, холодный…)

Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает…)

Лед (какой?)- холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т.д.

Лед (что делает?)- трещит, блестит, тает. Переливается и т.д.

Игра «Волшебные очки»

Цель: совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными.

Ход игры: Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки.

Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи».

Примерный лексический материал: красный мяч, красные сапоги, красноеплатье, красныйнос.Красноеокно, краснаярукаипрочие.

Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много.

Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:

Источник

Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста

в каком возрасте в общем случае слова ребенка начинают приобретать правильную грамматическую форму. a9b76d23ecfc8d590ec159dabe348284. в каком возрасте в общем случае слова ребенка начинают приобретать правильную грамматическую форму фото. в каком возрасте в общем случае слова ребенка начинают приобретать правильную грамматическую форму-a9b76d23ecfc8d590ec159dabe348284. картинка в каком возрасте в общем случае слова ребенка начинают приобретать правильную грамматическую форму. картинка a9b76d23ecfc8d590ec159dabe348284. наталья шарпилова Закономерности формирования грамматического строя речи у детей в норме Анна Степаненкова
Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Термин «грамматика»употребляется в языкознании в двух значениях:

во-первых, он обозначает грамматический строй языка,

Усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми.

Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

Формирование грамматического строя языка протекает в общем русле речевого (языкового) развития, и формы и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого развития, прежде всего этапы формирования форм речи.

Усвоение детьми грамматического строя речи по возрастам:

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.Дети часто задают вопрос: «Что это?». Ребенок способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, называть действия («Собака бегает», но развернутые фразы, как правило, еще далеко не всегда правильны.

Хотя ребенок верно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако в них все чаще появляются дополнения («Мальчик сидит на стуле»).

Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последние употребляют еще очень редко. К концу года ребенок овладевает в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь пока носит ситуативный характер. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный кубик», различать их местоположение («Поставь рядом»). Пользоваться существительными, обозначающими названия транспорта, растений, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия; прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов;

Это возраст «почемучек», бесконечных вопросов.

Совершенствуется речь ребенка. Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие «суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия,

появляются числительные, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, хороший, твердый).

Ребенок начинает шире пользоваться предлогами и союзами.

К концу года они нередко используют в своей речи притяжательные прилагательные (папин стул, мамина кофта).

Задачи: 1. Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже; 2.Употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за. 3. Учить детей употреблять в речи и различать имена существительные в форме единственного и множественного числа. Форму множественного числа существительных в родительном падеже. 4. Учить согласовывать глаголы во времени с существительными;

5. Учить понимать назначение предлогов (в, на, под, за, около)

6. Учить пользоваться разной интонацией;

7. Составлять предложения с однородными членами. 8. Отвечать полным предложением на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.

1. Продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении.

2. Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в

речи.

3. Образовывать форму множественного числа

существительных, употреблять их в именительном и родительном падежах.

4. Упражнять, правильно использовать форму множественного

числа родительного падежа существительных.

5. Употреблять формыповелительного наклонения глаголов: хотеть, лежать, ехать, бежать.

6. Учить детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

1. Совершенствовать умения детей согласовывать в предложении существительные с числительными (На столе лежат пять груш, существительные с прилагательными. 2. Образовывать множественное число существительных. 3. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (кофе, пальто, пианино, кино, какао). Познакомить детей с разными способами образования слов (сахарница, солонка, строитель, снегоход, листопад).

5. Продолжать учить детей составлять (по образцу) простые и сложные предложения.

6. Учить, при инсценировках, пользоваться прямой и косвенной речью.

1. Совершенствовать умения детей согласовывать в предложении существительные с числительными (На столе лежат пять груш, существительные с прилагательными. 2. Образовывать множественное число существительных. 3. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (кофе, пальто, пианино, кино, какао). Познакомить детей с разными способами образования слов (сахарница, солонка, строитель, снегоход, листопад).

5. Продолжать учить детей составлять (по образцу) простые и сложные предложения. 6. Учить, при инсценировках, пользоваться прямой и косвенной речью.

Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (машина грузовая и легковая, а не просто машина; одежда, обувь летняя и зимняя). Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф, пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось). У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы,которые наиболее точны: качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подбирая в них сходства и различия (белый как снег, все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Правильно изменяют и согласовывают слова в предложении; может образовывать трудные грамматические формы сущест-х, прилаг-х, глаголов. В процессе речевого общения дети употребляют, как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания. Однако нередко вместо точного названия предметов дают его описание («дерево» вместо дуб, ель, иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи.

1. Продолжать учить детей использовать в речи синонимы, существительные с обобщающим значением (строитель, листопад).

Вводить в речь антонимы.

Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.

4. Закреплять умение согласовывать существительные с числами, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными.

5. Образовывать по образцу существительные с суффиксами; глаголы с приставками; сравнительную и превосходную степень имен прилаг-ых.

6. Использовать в речи сложные предложения разных видов.

7. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *