в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. natural history mini. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще фото. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще-natural history mini. картинка в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. картинка natural history mini. Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие. Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед подростком начинают открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий».

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. book scienceforum mini. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще фото. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще-book scienceforum mini. картинка в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. картинка book scienceforum mini. Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие. Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед подростком начинают открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий».

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. 2003 image001. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще фото. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще-2003 image001. картинка в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. картинка 2003 image001. Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие. Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед подростком начинают открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий».

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. Znak natc konkurs. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще фото. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще-Znak natc konkurs. картинка в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. картинка Znak natc konkurs. Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие. Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед подростком начинают открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий».

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. diplom ruk big. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще фото. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще-diplom ruk big. картинка в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. картинка diplom ruk big. Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие. Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед подростком начинают открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий».

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. Spivak. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще фото. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще-Spivak. картинка в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. картинка Spivak. Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие. Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед подростком начинают открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий».

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. image 2003 5 600. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще фото. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще-image 2003 5 600. картинка в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. картинка image 2003 5 600. Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие. Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед подростком начинают открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий».

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. image 2003 4 200. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще фото. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще-image 2003 4 200. картинка в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. картинка image 2003 4 200. Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие. Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед подростком начинают открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий».

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ

Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие. Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед подростком начинают открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий».

Отношение к учению — понятие, которое по своему содержанию делится на три вида: положительное, отрицательное и пассивное. Любое отношение учащегося к учению характеризуется наличием у него желания учиться. Но различается это отношение по уровню активности и усердия, а также по характеру переживаний, обусловленных учением. Чтобы не изучал подросток в школе, у него всегда возникают определенные переживания, вызванные выполнением той или иной деятельности, которые отражаются в его психическом состоянии, — радость, скука или огорчение.

Безусловно, переживания, которые доставляют удовольствие, повышают успешность и результативность учебной деятельности, а также работоспособность учащихся. Все это способствует формированию положительного отношения к учению. И, наоборот, переживания, которые рождают ощущение скуки и безразличия или даже неудовольствия и равнодушия неизбежно приводят к формированию пассивного и отрицательного отношения к школе. Если же такое состояние возникает на каждом уроке, независимо от учебной дисциплины, то у учащегося формируется, а затем и закрепляется устойчивое безразличие к учению вообще. В итоге, это приводит к проблемам в знаниях, несовершенству навыков и умений. У некоторых школьников отношение к учению легко установить по проявлению эмоций, психического состояния. Однако не всегда эмоции ученика имеют отчетливое и действительно соответствующее переживанию внешнее выражение. Внешнее выражение зависит от глубины и продолжительности переживаний, темперамента, силы воли и характера школьника. Так, у меланхоликов и флегматиков внешнее выражение своих эмоций менее выразительно, чем у сангвиников и холериков. В подростковом возрасте, в пору самоутверждения и нравственного самосовершенствования, ребята пытаются скрыть, замаскировать присущие им черты характера. Например, холерики пытаются скрыть свою неуравновешенность и чрезмерную активность, а флегматики стремятся избежать вялости и равнодушия.

Также одним из источников положительного отношения к учению является значимость получаемых знаний. Знания, которые воспринимаются как бесполезные, усваиваются формально и поверхностно. Все, чему обучают в школе, тесно связано с жизнью и жизненно необходимо. Задача учителя — раскрыть учащимся научную и практичную значимость получаемых в школе знаний, умений и навыков и тем самым сформировать положительное отношение к изучаемому. Чешский педагог Ян Амос Коменский, обращаясь к учителю, писал: «… ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его ни учил, покажешь ему, какую это приносит повседневную пользу в общежитии». В передовом опыте учителей определились методы и формы работы, ведущие к глубокому и всестороннему раскрытию значимости знаний.

Главное создать ситуацию, в которой учащийся прочувствует потребность в тех или иных знаниях. Такая ситуация может быть создана как на уроке, так и во внеклассной работе. На уроке самостоятельные и творческие работы — тем более индивидуальные задания — требуют, чтобы учащийся проявил самостоятельность мысли и определенные знания и умения. Внеклассная работа же, проводимая систематически учителями школ, включает учащихся в деятельность, по своему содержанию отличающуюся от учебного труда на уроках, но в большей или меньшей степени связанную с учебными предметами имеющую легко осознаваемую общественную значимость.

Итак, отношение учащегося к учению формируется в результате взаимодействия большого числа факторов, берущих свое начало и в состоянии здоровья ученика, и в его домашних условиях, и в особенностях семейного воспитания, и во многом другом. Но главные факторы — это мотивы учения и разнообразные воздействия на личность ученика в процессе обучения и его участия в жизни классного и школьного коллективов. Положительное отношение подростка к предмету, школе, учителю проявляется в его настроении, самочувствии, в том душевном подъеме, благодаря которому учение переживается как радостная деятельность. Положительное отношение к учению, как указывает Н. Г. Морозова, является «лишь психологической предпосылкой интереса, на основе которой легче создается интерес; она необходима, но недостаточна для развития интереса». Многочисленными исследованиями доказано, что подлинный интерес возникает и развивается в условиях активной деятельности, выполнение которой требует от учащихся проявления интеллектуальной активности, самостоятельной мысли.

Формирование учебного интереса

И так, разобрав, что же такое учебный интерес переходим к той части работы, где определим какими средствами сформировать интерес ребенка к учебе и конкретно к нашему предмету.

Выделяются три уровня мотивации:

Основная задача преобразования первого уровня развития заключается в обогащении содержании мотивации, в формировании социально значимых мотивов учения и труда. У учащихся этого уровня необходимо формировать предметную направленность мотивации: увлечь занимательными фактами, историческими примерами, вызвать стремление к выполнению несложных (пока) самостоятельных работ.

Здесь можно выделить разнообразные мотивы: и узколичного плана, и долга, ответственности, осознания практической значимости знаний, социального значения труда. Однако все положительные мотивы связаны лишь с результативной стороной процесса обучения, ориентированы на успех, достижение результата. В то же время учащийся еще не способен руководить своими побуждениями, заниматься самовоспитанием, преодолевать свои недостатки, к которым относится, прежде всего, формальное усвоение ценностных ориентаций.

Цели обучения в учебном учреждении учащиеся этого уровня мотивации видят в том, что оно позволит быстро получить самостоятельность, профессию, научиться работать. Но эти цели не оказывают существенного влияния на учебную деятельность; учащееся стремятся учить только то, что, по их мнению, пригодится им на производстве.

Учащиеся, которых мы относим к третьему уровню развития мотивации, отличаются достаточной сформированностью всех компонентов мотивации. Они четко выделяют учебные предметы, которые кажутся им наиболее важными и интересными. На интересующих их уроках они активны, самостоятельны, могут помощью преподавателя ставить цели предстоящей деятельности, сознательно стремятся овладевать знаниями и умениями, работая организованно, собранно и столько, сколько нужно. Для мотивации третьего уровня характерно не только развитие таких положительных мотивов, как осознание нужности получения среднего образования и профессии. Однако учащиеся этого уровня мотивации еще нуждаются в руководстве. Задачи воспитания здесь состоят в том, чтобы развить у них умения ставить цели предстоящей деятельности, развивать познавательный интерес и потребность, формировать интерес к профессии, потребность в труде, ответственное отношение к своим обязанностям, к учению, к труду.

Учащихся четвертого уровня мотивации отличает глубокое сознание необходимости получения среднего образования наряду с профессией. Свое будущее они уверенно связывают с полученной специальностью. Они легко включаются в поисковую познавательную деятельность. Такие учащиеся глубоко изучают предмет, занимаются самообразованием. Цели учения эти учащиеся связывают с необходимостью стать квалифицированным рабочим, нужным обществу человеком, они имеют непоколебимые нравственные идеалы, служащие им ориентирами в жизни. Мотивация характеризуется четко выраженными потребностями и ценностными ориентациями, которые пронизывают учение и труд. Направленность мотивации включает потребность глубокого изучения общеобразовательных предметов, специальности, готовность к труду, стремление к самообразованию.

В целом четвертый уровень характеризуется высоким развитием всех компонентов и признаков мотивации.

Определения уровней мотивации даны условно, выделены основные доминирующие признаки и показали наиболее характерные присущие каждому уровню. Конечно, у реальных учащихся всегда имеется значительно больше оттенков в различных целях, мотивах, потребностях. Выявление уровней развития мотивации необходимо для того, чтобы педагогически обоснованно осуществлять программу воспитания и развития личности обучающихся. Эти знания позволяют фиксировать состояние, и помогают определять и ставить цели воспитания в определенной последовательности. Так, если в группе больше обучающихся первого уровня, то задачи воспитания мотивации должны быть связанны прежде всего с формированием ее предметной направленности, со стремлением преподавателя возбудить у обучающихся заинтересованность предстоящей деятельностью.

Задачи воспитания обучающихся, находящихся на втором уровне развития мотивации, уже выше: более широко проектируется развитие идейности. В этом случае необходимо постановка другой цели воспитать ответственное отношение к выполнению своих обязанностей.

Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду: формирование стремления к труду на благо общества, стремление принести пользу в соответствии со своими возможностями; воспитание уважения к правам и интересам людей труда; формирование потребности в труде у самой личности.

Источник

В каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще

Гунча Бердиева, Эгамберген Сабуров

Студенты факультета информатики, математики и физики
Шадринский государственный педагогический университет

Статья опубликована в сборнике: Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction: materials of the X international scientific conference on May 15–16, 2019. – Prague : Vědecko vyda-vatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2019.
Любые нововведения в систему образования направлены, в первую очередь, но развитие ученика, не только в плане учебы, но развитие его личных качеств. Поэтому процесс обучение должен быть как полезным, так и интересным. Для учителя одной из основных задач на уроке является построить урок таким образом, чтобы ученик шел на урок с желанием узнать что-то новое.

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. 01015488. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще фото. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще-01015488. картинка в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. картинка 01015488. Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие. Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед подростком начинают открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий».

Начиная со школьных лет, следует прививать у ребенка стремление к систематическому повышению уровня имеющихся знаний. Лучше всего это осуществлять посредством самообразования, то есть познание учащегося идет самостоятельно, и внутренне он осознает важность более углубленного изучения материала. Именно поэтому одной из наиболее актуальных проблем современного образования – формирование интереса у обучающихся. Именно, такая проблема, как целенаправленное формирование интереса к обучению у современных школьников должна быть хорошо изучена педагогами, поскольку именно интерес является обязательным условием учебной деятельности.

— избирательная направленность внимания человека;
— выражение его умственной и эмоциональной активности;
— активатор различных чувств;
— активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру;
— специфическое отношение личности к объекту, обусловленное осмыслением его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.

Основу любого обучения составляет познавательный интерес. Он понимается, как выборочный интерес к чему-то более конкретному, в последующем, его более глубокое изучение.

При системном развитии и укреплении, познавательный интерес выступает уже как основа положительного отношения к обучению и имеет поисковый характер. Когда у ребенка сформировался интерес к процессу обучения, то он начинает задавать вопросы, на которые пытается самостоятельно найти ответы, в этом и заключается поисковой интерес. Поисковая деятельность протекает совместно с увлечением. Учащийся в познавательном процессе испытывает радость от удач в проделанной работе. Сам интерес имеет многостороннюю значимость. Во-первых, воздействует на процесс познания, а во-вторых, характеризует психологические процессы – мышление, логику, память, воображение, которые в познании очень активно выражены.

Особенностью, которая отличает познавательный интерес, является его волевая направленность. Познавательный интерес характеризуется не только усердным познавательным процессом, но и достижением каких-либо результатов, а так же их индивидуальных анализ. Ведь, даже неудача или ошибка является результатом, который в дальнейшем ученик детально рассмотрит и извлечёт опыт.

Современный ученик характеризуется стремлением к реальной самостоятельности, к самопознанию. Главной чертой современных школьников считается более сильное ощущение своего «Я» в мире. Именно поэтому для формирования интереса к обучению необходима атмосфера диалога и взаимодействия педагога и ученика, регулярная самооценка и самоконтроль детьми своей деятельности.

В современном мире учащиеся проявляют огромный интерес к информационно-коммуникационным технологиям и хорошо ориентируются в них. Поэтому при использовании ИКТ у преподавателя возрастает шанс заинтересовать учеников.

На сегодняшний день у школьников изменилась позиция в отношении обучения. Это говорит о том, что учитель должен как можно чаще обращаться к практической деятельности, приводить какие-либо жизненные ситуации. Когда педагог организует сам процесс обучения, он должен вызвать у учеников интерес, а для этого требуется, чтобы были созданы благоприятные педагогические условия, позволяющие школьнику утвердиться как личности в системе человеческих отношений. Это характеризует получение независимости в мнениях, суждениях, поступках; самостоятельным определением своей позиции в проблемах, которые интересуют взрослых.

Выделим важнейший источник интересов к самой учебной деятельности. Им является содержание самого предмета изучения, и для того, чтобы оно оказало наибольшее стимулирующее воздействие, оно должно соответствовать требованиям, сформулированным в принципах обучения (научности, связи с жизнью, систематичностью и последовательность, комплексным образовательным, воспитывающим и развивающим влиянием и т.д.).

В современной педагогике выделены специальные методы и приемы, способствующие формированию интереса к обучению у современных школьников. В первую очередь, к этому относится материал, который будет для детей новым, также он должен быть актуален в настоящее время, рассказ о самых значимых открытиях в различных сферах жизни человека: социальной, духовной, политической, может быть, затронута сфера экономики как национальной, так и международной, которая касается жизни каждого. Поэтому педагогом должны использоваться конкретные примеры, достоверные факты, которые в данный момент вызывают повышенный интерес у всей общественности страны, публикуются в печати, сообщаются в средствах массовой информации. Это наглядно показывает ученикам, что нужно развиваться разносторонне, что изучение каждого предмета, хотя бы на базовом уровне, положительно скажется на их личностном интеллекте.

Также действующим методом формирования интереса к обучению является метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра с давних пор считается самым эффективным методом повышения интереса учеников к познанию, даже ученикам старших классов будет интересна такая форма обучения. Анализ практической деятельности педагогов показывает, что целесообразно использовать настольные игры с познавательным характером. Например, игры-путешествия, игра типа электровикторин, позволяющих ознакомиться ученику с животным миром определенных районов, типами самолетов, кораблей. Игры имеют огромный спектр их проведения. Если же для учащихся начальных классов, игры должны сопровождаться больше наглядным примером, например, картинки, различные сюжеты мультфильмов, видео и т.д. Для школьников старших классов можно проводить викторины с развернутым ответом, где ученики могли дискуссировать. То есть, игра может в себя включать различные методы проведения занятия, но в большей степени, это зависит от творческой личности педагога.

Помимо предыдущего метода, есть еще один эффективный метод стимулирования интереса к обучению у учеников это метод создания ситуаций познавательного спора. Как принято, что в споре рождается истина. К тому же, спор повышает интерес к обсуждаемой теме. Но не все педагоги осмеливаются пользоваться этим методом, так как ситуация может легко выйти из-под контроля, особенно у не совсем опытных педагогов. А те учителя, которые все-таки используют этот способ, они, во-первых, умело применяют исторические факты борьбы разных научных точек зрения по какой-либо проблеме, например, рассказывают о борьбе сторонников «боязни пустоты в природе» и сторонников учения об атмосферном давлении. Это вызывает интерес к изучению атмосферного явления учениками. Подобное вовлечение школьников в научные споры позволяет ученикам углубляться не только в определенные темы, но и произвольно провоцирует прилив интереса ко всему процессу обучения. Спор для одного ученика откроет что-то новое, для другого поможет удостовериться в имеющихся знаниях. В процессе спора происходит взаимный обмен информацией между школьниками, что в лучшем случае, может наладить межличностные отношения.

Ситуации спора, учебные дискуссии педагоги могут организовывать в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Для этого они предлагают детям высказать свою точку зрения о причинах того или иного явления, доказать какое-либо мнение. Традиционным здесь является вопрос «Кто считает иначе?». И если такой прием вызывает спор, то обучающиеся невольно распределяются на сторонников и противников того или иного объяснения. В итоге преподаватель должен привести ряд аргументации в сторону верного мнения, а ученики подведут итоги проделанной работы. Таким образом, учебный спор является методом формирования интереса к обучению у современных школьников.

Создание в процессе познания такой ситуации, где бы присутствовал успех для учеников, у которых возникают некие трудности в учебе, также является методом повышения интереса обучающихся. Но на самом деле у каждого метода есть два исхода, в приведенном способе: либо ученик охваченных чувством радости и гордости за себя, будет иметь желание добиваться дальнейших результатов, либо, достигнув одного положительного результата, он остановится на достигнутом (чего допустить ни в коем случае нельзя). Для этого очень важно осуществляют такой поиск заданий, чтобы они способствовали формированию интереса у учеников. Для начала, даются такие задания, которые подходят по уровню образованности для ученика, потом для учащихся предлагаются такие задания, в которых могли бы возникнуть трудности. Ну и в конце, если остается время, то детям даются задания, над которыми нужно действительно задуматься. В данном методе в первую очередь учитывается индивидуальный подход учителя к ученикам.

Источник

Формирование интереса к учебной деятельности

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. 97662bfd84572712b5cd306807ba226f. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще фото. в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще-97662bfd84572712b5cd306807ba226f. картинка в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще. картинка 97662bfd84572712b5cd306807ba226f. Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие. Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед подростком начинают открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий».

Дата публикации: 18.01.2016 2016-01-18

Статья просмотрена: 6235 раз

Библиографическое описание:

Чугунова, К. А. Формирование интереса к учебной деятельности / К. А. Чугунова, С. О. Щелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 825-828. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25301/ (дата обращения: 31.10.2021).

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности.

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы, значимость знаний.

Всякое учение должно начинаться с любви к изучаемому предмету.

Учебный интерес — это своеобразие эмоционально-познавательное отношение к изучаемым в школе учебным дисциплинам. Учебный интерес проявляется в стремлении глубже и основательнее изучать тот или иной предмет, приобретать знания и умения.

В психологической литературе наряду с понятием «учебный интерес» используется понятие «познавательный интерес», которое иногда употребляется в аналогичном значении. Важно отметить, что многие психологи понятие» «познавательный интерес» употребляют в более широком значении, чем «интерес к учению». Они считают, что «познавательный интерес» — это интерес к познанию, проявляющийся в любом возрасте и направленный на любой объект.

Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие.

Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед подростком начинают открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий».

Отношение к учению — понятие, которое по своему содержанию делится на три вида: положительное, отрицательное и пассивное. Любое отношение учащегося к учению характеризуется наличием у него желания учиться. Но различается это отношение по уровню активности и усердия, а также по характеру переживаний, обусловленных учением. Чтобы не изучал подросток в школе, у него всегда возникают определенные переживания, вызванные выполнением той или иной деятельности, которые отражаются в его психическом состоянии, — радость, скука или огорчение.

Безусловно, переживания, которые доставляют удовольствие, повышают успешность и результативность учебной деятельности, а также работоспособность учащихся. Все это способствует формированию положительного отношения к учению. И, наоборот, переживания, которые рождают ощущение скуки и безразличия или даже неудовольствия и равнодушия неизбежно приводят к формированию пассивного и отрицательного отношения к школе. Если же такое состояние возникает на каждом уроке, независимо от учебной дисциплины, то у учащегося формируется, а затем и закрепляется устойчивое безразличие к учению вообще. В итоге, это приводит к проблемам в знаниях, несовершенству навыков и умений.

У некоторых школьников отношение к учению легко установить по проявлению эмоций, психического состояния. Однако не всегда эмоции ученика имеют отчетливое и действительно соответствующее переживанию внешнее выражение. Внешнее выражение зависит от глубины и продолжительности переживаний, темперамента, силы воли и характера школьника. Так, у меланхоликов и флегматиков внешнее выражение своих эмоций менее выразительно, чем у сангвиников и холериков. В подростковом возрасте, в пору самоутверждения и нравственного самосовершенствования, ребята пытаются скрыть, замаскировать присущие им черты характера. Например, холерики пытаются скрыть свою неуравновешенность и чрезмерную активность, а флегматики стремятся избежать вялости и равнодушия.

Итак, достаточно сложно определить содержание и причину переживаний учащихся по проявлению эмоций и психических состояний.

Давно замечено, что если двое выполняют одну и ту же деятельность, то каждый делает ее по-своему, исходя из своих знаний, навыков и отношения к делу, соответственно. Когда нет нужных знаний и навыки несовершенны, то и работа выполняется малоуспешно и безрезультативно. Отношение к делу — это в первую очередь, осознание мотива деятельности, то есть то, что побуждает ее выполнять. Поэтому источником положительного отношения к учению является осознание мотивов. Как пишут психологи М. С. Лебединский и В. Н. Мясищев, «человек осознает цель деятельности и также то, почему он стремится к этой цели,- мотивы деятельности» [5, с. 15]. Известно, что от мотивов, побуждающих к деятельности, зависит отношение к деятельности.

Мотив деятельности может быть вдохновляющей силой, но также он может быть и стимулом, порождающим личность на проявление отрицательные эмоций. Учитель должен знать, что побуждает школьника к учению, это может быть и личная заинтересованность или высокоразвитое чувство долга, либо это может быть боязнь наказания в семье [1, с. 8].

Обычно, когда говорят об учебе детей, то, как правило, анализируют успешность, т. е. отметки по тем или иным учебным дисциплинам, упуская при этом изменения в мотивах учения, которые не всегда сразу отражаются в его успешности. По мнению А. А. Люблинской, «знание мотивов деятельности проливает свет на основные «механизмы» человеческого поведения и условия их формирования». Мотивы деятельности являются сложным психологическим свойством личности, поэтому их нельзя определить с достоверностью путем опроса или только исходя из качественного и количественного показателей деятельности [6, с. 25].

Как показывает исследование известных советских психологов Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой, Л. С. Славиной, учение всегда побуждается несколькими мотивами, которые обязательно взаимодействуют между собой, образуя при этом сложную систему [7, с. 42]. Но, как и в любой системе один мотив является ведущим, который более осознаваем личностью. Также системе мотивов свойственна изменчивость, динамичность. Поэтому особой задачей учителя является воспитание полноценных мотивов учения, среди которых один наиболее важный — интерес к знаниям. При высоком уровне развития учебного интереса он устойчиво проявляется как ведущий мотив учения и, закрепляясь в учебно-воспитательном процессе, становится чертой личности, выражающей ее познавательную направленность.

Интерес проявляет познавательное отношение к предмету. Цель такого отношения — изучать и познавать. Учебные интересы направлены, прежде всего, на то, что имеет для ребят значимость (термин Н. Ф. Добрынина). Разумеется, содержание значимости у детей разных возрастных этапов неодинаково.

Среди мотивов учения выделяются смыслообразующие (термин А. Н. Леонтьева), указывающие на высокую цель учебной деятельности (быть полезным Родине, чтобы получить хорошую профессию и т. д.) и мотивы — стимулы, которые непосредственно побуждают к деятельности: отметки, похвала и т. д. [3, с. 23].

В зависимости от возраста и условий воспитания подростков побудительная сила изменяется, и происходит изменение их роли внутри самой системы мотивов. На смену одному ведущему мотиву приходит другой. Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина отмечают, что развитие системы мотивов происходит не путем возникновения новых по содержанию, более высоких и исчезновения элементарных, простых по своему содержанию мотивов, а в результате изменения их характера и роли в учебной деятельности школьника [7, с. 48]. Так, «похвала родителей, как мотив учебной деятельности, не исчезает с возрастом, но становится в иное, подчиненное положение к другим мотивам учения более значимым в средних и старших классах школы».

Моральные стимулы, придающие высокий смысл учению (чувство долга, стремление быть полезным Родине и т. д.) воспитываются в школе и семье, когда достигается усвоение подростком нравственных понятий и развитие у него нравственных чувств и убеждений. Действенность моральных стимулов учения зависит от степени осознания подростками общественной и личной значимости приобретаемых в школе знаний и навыков. Чем моложе дети, тем слабее стимулирующее воздействие мотивов, ориентирующих на далекие цели (быть образованным), и тем сильнее побуждают к учебной деятельности непосредственные стимулы [7, с. 50]. И в первую очередь — отметку. Отношение к отметкам, закрепляясь, развиваясь, обобщаясь, осознается как отношение к учебному предмету. И педагогу важно понимать, что переживают и думают дети по поводу оценки их знаний, не возникло ли у них предубеждение против учителя. Многие подростки, когда считают, что преподаватель несправедлив, отрицательное отношение к нему переносится на предмет. Нередко такое отношение к педагогу возникает из-за того, что он не мотивирует отметки, не выделяет существенные особенности ответа, не развивает у подростков понимание требований, предъявляемых к их знаниям и навыкам по предмету [5, с. 20].

Мотивы учения отражают также отношение учащихся к школе. Именно характер отношений к школе зависит от многих факторов. Знать их и способствовать формированию полноценного ведущего мотива — значит создавать положительное отношение к школе и к учению. Знание мотивов позволяет проникнуть в субъективный мир ученика, понять какой смысл он вкладывает в ту или иную деятельность. Гете В. писал «в человеческих делах, как и в природе, главное внимание обращено на мотивы». Об этом же писал великий советский писатель М. Горький «ничего нет в жизни более важного и любопытного, чем мотивы человеческих действий».

Также одним из источников положительного отношения к учению является значимость получаемых знаний. Знания, которые воспринимаются как бесполезные, усваиваются формально и поверхностно. Все, чему обучают в школе, тесно связано с жизнью и жизненно необходимо. Задача учителя — раскрыть учащимся научную и практичную значимость получаемых в школе знаний, умений и навыков и тем самым сформировать положительное отношение к изучаемому.

Чешский педагог Ян Амос Коменский, обращаясь к учителю, писал: «… ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его ни учил, покажешь ему, какую это приносит повседневную пользу в общежитии». В передовом опыте учителей определились методы и формы работы, ведущие к глубокому и всестороннему раскрытию значимости знаний. Главное. Создать ситуацию, в которой учащийся прочувствует потребность в тех или иных знаниях. Такая ситуация может быть создана как на уроке, так и во внеклассной работе. На уроке самостоятельные и творческие работы — тем более индивидуальные задания — требуют, чтобы учащийся проявил самостоятельность мысли и определенные знания и умения. Внеклассная работа же, проводимая систематически учителями школ, включает учащихся в деятельность, по своему содержанию отличающуюся от учебного труда на уроках, но в большей или меньшей степени связанную с учебными предметами имеющую легко осознаваемую общественную значимость [8, с. 20].

Итак, отношение учащегося к учению формируется в результате взаимодействия большого числа факторов, берущих свое начало и в состоянии здоровья ученика, и в его домашних условиях, и в особенностях семейного воспитания, и во многом другом. Но главные факторы — это мотивы учения и разнообразные воздействия на личность ученика в процессе обучения и его участия в жизни классного и школьного коллективов.

Положительное отношение подростка к предмету, школе, учителю проявляется в его настроении, самочувствии, в том душевном подъеме, благодаря которому учение переживается как радостная деятельность. Положительное отношение к учению, как указывает Н. Г. Морозова, является «лишь психологической предпосылкой интереса, на основе которой легче создается интерес; она необходима, но недостаточна для развития интереса» [2, с. 26]. Многочисленными исследованиями доказано, что подлинный интерес возникает и развивается в условиях активной деятельности, выполнение которой требует от учащихся проявления интеллектуальной активности, самостоятельной мысли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *