в каком возрасте толстой стал вегетарианцем
Л.Н.Толстой и вегетарианство
Д есятого марта 1908 г. Толстой отвечал на вопрос редакции американского журнала Good Health: «Прекратил питание мясом около 25 лет тому назад, не чувствовал никакого ослабления при прекращении мясного питания и никогда не чувствовал ни малейшего лишения, ни желания есть мясное. Чувствую себя сравнительно с людьми (средним человеком) моего возраста более сильным и здоровым. Думаю же, что неупотребление мяса полезно для здоровья или, скорее, употребление мяса вредно, потому что такое питание безнравственно; все же, что безнравственно, всегда вредно как для души, так и для тела».
30 декабря 1901 г. Толстой писал А.П.Зеленкову о вегетарианстве:
Защитники мясоедения обычно говорят, что вопрос питания не имеет отношения к духовной жизни. Веды утверждают прямо обратное: «поедающий плоть убитых животных не может духовно развиваться».
Чтобы показать ошибочность несерьезного отношения к вегетарианству, Толстой написал статью «Первая ступень»:
Т.Л.Толстая 7 июня 1890 записала в своем дневнике: «Папа сегодня дачным поездом ездил в Тулу на бойню и рассказывал нам про это. Это ужасно, и, я думаю, довольно папашиного рассказа, чтобы перестать есть мясо».
И.И.Перпер, прочитав статью «Первая ступень» стал не только вегетарианцем, но и редактором журнала «Вегетарианское обозрение». Пятого февраля 1908 г. Толстой писал ему: «Я прочел превосходный рассказ Арцыбашева «Кровь», который своей художественностью сильнее всяких доводов может подействовать на людей в смысле привлечения их к вегетарианству или, скорее, освобождения себя от суеверия о необходимости пожирания живых существ». [Рассказ был напечатан в 1909 г.: N4 (с.30-39) и N5 (с. 25-32)]
И, смотришь, нежная утонченная барыня будет поедать трупы этих животных с полной уверенностью в своей правоте, утверждая два взаимно-исключающие друг друга положения:
Первое, что она, в чем уверяет ее ее доктор, так деликатна, что не может переносить одной растительной пищи и что для ее слабого организма ей необходима пища мясная; и второе, что она так чувствительна, что не может не только сама причинять страданий животным, но переносить и вида их. А между тем слаба-то она, эта бедная барыня, только именно потому, что ее приучили питаться несвойственной человеку пищей; не причинять же страданий животным она не может потому, что пожирает их.
Движение вегетарианства идет последние 10 лет, все убыстряясь и убыстряясь: все больше и больше с каждым годом является книг и журналов, издающихся по этому предмету; все больше и больше встречается людей, отказывающихся от мясной пищи; и за границею с каждым годом, особенно в Германии, Англии и Америке, увеличивается число вегетарианских гостиниц и трактиров.
Нельзя не радоваться этому так же, как не могли бы радоваться люди, стремившиеся войти на верх дома и прежде беспорядочно и тщетно лезшие с разных сторон прямо на стены, когда бы они стали сходиться, наконец, к первой ступени лестницы и все бы теснились у нее, зная, что хода на верх не может быть помимо этой первой ступени лестницы.
В 1893 г. статья «Первая ступень» вышла в виде предисловия к книге «Этика пищи» Х.Уильямса, изданной «Посредником» в серии «Для интеллигентного читателя». Тридцатого ноября 1895 г. Толстой писал Е.И.Попову о необходимости распространения идеи вегетарианства в народной среде: «Вегетарианская народная книга очень нужна. Если бы вы не писали, я хотел писать. Книга Попова «Вегетарианская кухня. Составлена по иностранным и русским источникам» издавалась «Посредником» дважды: в 1894 и 1895 годах. В 1896 г. в «Посреднике» вышел перевод книги Моэс-Оскрагелло «Природная пища человека и влияние ее на жизнь человеческую». Толстой писал переводчику, что «в ней есть много хорошего» и отмечал, как «радостно видеть, что вегетарьянство все больше и больше распространяется».
Вегетарианству Толстой посвятил и значительную часть своего последнего сборника «Путь жизни», как и предшествовавшего ему «Круга чтения».
Приведем только высказывания, принадлежащие непосредственно Толстому:
Неужели это кричащее противоречие не сделается явным и не остановит людей?
Толстой проповедовал вегетарианство не только печатно, но и лично обращался к тем, с кем сводила его судьба. Приведем несколько примеров:
Одиннадцатого октября 1885 г. Толстой пишет В.Г.Черткову: «Радуюсь, что вегетарианство вам пошло на пользу. Это не может быть иначе». Становится вегетарианцем и П.И.Бирюков, причем не ограничивается лишь отказом от мяса и рыбы, но перестает носить и кожаную обувь.
19 февраля 1895 г. Толстой пишет в Бутырку Н.Т.Изюмченко: «Из письма вашего узнал тоже, что вы едите мясо. Очень советую вам для вашего здоровья в тюрьме, без движения, не есть мясного. Я знал одного Декабриста (Гавриил Степанович Батенков, просидел в одиночной камере Алексеевского равелина двадцать лет.), который во время заключения отказался от мяса и вышел в 70 лет поразительно свежим и здоровым. Главное же, советую, если это не трудно в вашем положении, сделать это, потому что нравственно это должно».
В июле 1908 г. Толстой продиктовал в фонограф сказку «Волк», в которая объясняет детям необходимость вегетарианства:
Почему великие писатели, художники и ученые не ели мясо и как это повлияло на их жизнь: Гении-вегетарианцы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как Лев Толстой стал вегетарианцем в поиске духовного смысла жизни
Великий писатель пришел к идее вегетарианства в пятидесятилетнем возрасте, что стало очередным этапом в его мучительных поисках философского и духовного смысла жизни. В своей знаменитой Исповеди он говорил: «. я вдруг осознал, что не знаю, зачем мне все это нужно и зачем я живу». С этим периодом как раз связана работа на романом «Анна Каренина», в котором отражены размышления о нравственности и этике человеческих отношений.
Однажды Толстой стал невольным свидетелем того, как резали поросенка. Это зрелище настолько потрясло писателя своей жестокостью, что он решил отправиться на скотобойню, чтобы еще раз пережить свои ощущения.
По словам Толстого, именно эти события заставили его многое переосмыслить и ощутить свою вину за причастность к убийству живых существ.
С того момента на протяжении 25 лет он активно пропагандировал вегетарианские убеждения. Во многих трудах писателя прослеживается мысль о том, что этический смысл отказа от животной пищи заключается в недопустимости любого убийства. Жестокость к животным он называл признаком низкого уровня сознания и культуры. Некоторые современники Льва Николаевича связывают его идеи с увлечением ведической литературой и культурой Индии — единственной страны с многовековыми вегетарианскими традициями.
Основой ежедневного рациона Л.Н.Толстого была овсяная каша, хлеб из пшеничной муки, постные щи, картофель и компот из яблок и чернослива. При этом у писателя всегда был отменный аппетит и его никак нельзя было обвинить в излишнем воздержании. Супруга Софья Андреевна переживала за здоровье мужа и писала в дневниках, что на обед он мог употребить соленые грузди, несколько яиц (их Толстой очень любил), гречневые гренки с супом и кислый квас. И все это в больших количествах.
«Гигиеническое» вегетарианство Ильи Репина
Многие убежденные вегетарианцы дореволюционной России писали в своих дневниках, что любой поход на званый ужин сопровождался недоуменными или даже враждебными расспросами по поводу отказа от мясных блюд. Приверженцев вегетарианства в конце XIX начале — XX века было огромное множество, в том числе и среди известных людей. В этот период вегетарианство в России становится модным веянием, и прежде всего, благодаря Толстому.
Всех вегетарианцев культурного общества дореволюционного Петербурга можно назвать почитателями «культа» Толстого. К их числу относят Репина, Рериха, Ге, Лескова и других выдающихся личностей. К началу XX века в Петербурге действовали 9 столовых с вегетарианским меню. Илья Репин писал в своих дневниках, что почти в каждом таком заведении висели портреты Л.Н. Толстого «в разных поворотах и позах».
Художник Репин считается самым известным вегетарианцем того времени, вдохновленным примером Толстого и своей второй жены Натальи Нордман-Северовой. В лекциях, письмах и публичных выступлениях он рассказывал о своем привычном рационе, который включал различные салаты, приправленные оливковым маслом, фрукты, сушеные плоды, орехи и маслины. Любимым блюдом Репина был бульон из сена, кореньев и трав. Он называл его эликсиром жизни и предлагал гостям в качестве угощения.
Вегетарианство Репина можно считать скорее гигиеническим, чем этическим. Основную цель растительной диеты художник видел в оздоровлении своего тела. В переписке с И.И. Перпером он говорил, что «жиры, комками выступавшие сверх заплывших мускулов, ушли».
Несколько раз Репин отказывался от своих убеждений. В 1981 году он написал старшей дочери Толстого Татьяне: «. меня охватила такая дрожь, что наутро я решил заказать бифштекс — и как рукой сняло».
Почему Альберт Эйнштейн отказался от мяса
Приверженность вегетарианству великий ученый и Нобелевский лауреат демонстрировал на протяжении всей свой жизни. Он утверждал, что отказ от пищи животного происхождения может «благотворно сказаться на судьбе человечества». Авторству Эйнштейна принадлежит известная цитата — «ничто не принесет такой пользы человеческому здоровью и не увеличит шансы сохранения жизни на земле, как распространение вегетарианства». Переход на растительную пищу, по мнению ученого, — важный этап эволюции человеческой расы.
При этом основную часть своей жизни Эйнштейн не был убежденным вегетарианцем. В письме своему другу ученый говорил, что всегда ел мясо животных с некоторой долей вины, но на строгую растительную диету он перешел всего за год до своей смерти — в 1954 году. Отказ от мяса был острой необходимостью — у Энштейна были проблемы с желудком и аневризма в брюшной аорте, которую невозможно было удалить. Сначала врач назначил ему сбалансированную диету из мяса и простых углеводов, а спустя время полностью исключил из нее продукты животного происхождения.
Нельзя утверждать наверняка, что вегетарианская диета продлила жизнь гению, но сам ученый неоднократно заявлял об улучшении своего состоянии после перехода на растительную пищу. Спустя почти год после назначения диеты в переписке со своим сотрудником Хансом Мьюсэмом Эйнштейн рассказал, что живет без мяса, жиров и рыбы, но при этом чувствует себя хорошо. Также благодаря этому письму человечеству стала известна сакраментальная фраза великого физика — «мне кажется, человек рожден не для того, чтобы быть хищником».
Временное вегетарианство Бенджамина Франклина
Величайший политический деятель, дипломат, писатель и журналист Бенджамин Франклин был одним из самых известных вегетарианцев США. Именно он познакомил американцев с такими продуктами как сыр тофу, ревень и грюнколь (кудрявая капуста). Франклин называл мясоедение неоправданным убийством и считал, что люди едят намного больше, чем того требует природа. В своих мемуарах он описывал свое достаточно скромное меню из вареного риса, картофеля и пудинга и приводил рецепты для их приготовления.
Переход на растительную пишу, по мнению политика, имеет массу преимуществ, в том числе и снижение расходов на питание. Сэкономленные средства Франклин тратил на пополнение своей коллекции книг и призывал окружающих следовать его примеру.
Как и Эйнштейн, Франклин пришел к вегетарианству в достаточно зрелом возрасте — в 60 лет. «Ясная голова и повышенная сообразительность» — так он описывал свое состояние после отказа от животной пищи.
Позже политик все-таки изменил своим принципам и перешел на смешанное питание, добавив в рацион рыбу и мясо. С чем связано такое решение, доподлинно неизвестно.
Бернард Шоу и 69 лет его вегетарианства
Ирландского драматурга и сценариста Бернарда Шоу можно назвать одним из самых убежденных вегетарианцем в истории. Он отказался от мяса по этическим соображениям в 25 лет и до самой смерти в течение 69 лет не изменял своим убеждениям.
Писатель утверждал, что человек не должен уподобляться своим прихотям и страстям. «Животные — мои друзья, и я не ем своих друзей» — так объяснял свою позицию Бернард Шоу. Он отрицательно высказывался об охоте и цирках, нещадно критиковал учения русского физиолога Павлова, утверждая, что если для научных открытий нужно подвергать мучениям собаку, то лучше отказаться от таких открытий. Подобные эксперименты драматург называл варварскими и считал, что без сострадания к животным человечество не придет ни к чему хорошему.
Шоу никогда не пил алкоголь и не курил, употреблял в пищу супы и салаты из овощей и фруктов, крупы, пудинги, мед и орехи. В своих убеждениях он был бескомпромиссным, а иногда и фанатичным. Но, возможно, именно эти принципы помогли ему прожить яркую и физически активную жизнь, оставаясь в здравом уме вплоть до самой смерти в 94-летнем возрасте.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Лев Толстой вовсе не ел мяса, но любил яичницу
Каждый день в графском доме для большой семьи Толстых накрывался стол с простыми и сытными блюдами из русской и французской кухни. Да к тому же в хлебосольную Ясную Поляну часто съезжались гости. Рассказывает Юлия Вронская.
Каждый день в графском доме для большой семьи Толстых накрывался стол с простыми и сытными блюдами из русской и французской кухни. Да к тому же в хлебосольную Ясную Поляну часто съезжались гости. О том, когда, что и как ели и готовили в доме писателя, рассказывает Юлия Вронская, заведующая отделом международных проектов музея «Ясная Поляна».
Юлия Вронская Софья Толстая Илья Толстой
Когда в 1862 году 18-летняя Софья Берс вышла замуж за 34-летнего графа Льва Толстого, на яснополянской кухне уже «командовал парадом» повар Николай Михайлович Румянцев. В молодости он был крепостным музыкантом-флейтистом у князя Николая Волконского. Когда у Румянцева выпали зубы, его перевели в кухонные мужики. Для него это была, конечно, трагедия. Да и готовить бывший музыкант научился не сразу. Судя по дневникам Софьи Андреевны, она не всегда оставалась довольной стряпней повара Николая. В один из дней она записала: «Обед был очень дурен, картошка пахла салом, пирог был сухой, левашники, как подошва. Ела один винегрет и после обеда бранила повара». Но со временем Румянцев стал отменным кулинаром. Илья Львович, сын Толстых, вспоминает о его левашниках как о фирменном блюде. Повар начинял пирожки вареньем и надувал их с углов воздухом, за что левашники получили название «Вздохи Николая».
Так вот, когда Софья Андреевна только осваивалась в доме, однажды она зашла на кухню и увидела, что фартук повара был несвежий, посуда не очень чистая… Графиня тут же сшила для Николая белую куртку, колпак, фартук и приказала повару соблюдать чистоту на кухне. А еще Толстую шокировало, из какой посуды ела графская семья. Она сетовала, что, пока в дом не привезли ее приданого – серебряных столовых приборов, они были вынуждены есть простыми железными ложками и вилками. С непривычки юная графиня даже колола себе рот – настолько приборы были неудобны!
Софья Андреевна практически не готовила сама, но всегда только она расписывала, что нужно приготовить на день.
– Главный человек в доме – мама, – писал в своих воспоминаниях Илья Львович Толстой. – От нее зависит все. Она заказывает Николаю-повару обед, она отпускает нас гулять, она всегда кормит грудью кого-нибудь маленького, она целый день торопливыми шагами бегает по дому…
Правда, бывали случаи, когда ей самой все же приходилось становиться к плите – это происходило, когда повар напивался допьяна. Графине помогала жена Николая. Однажды они вдвоем готовили гуся, и Софья Андреевна писала: «Как же мне к концу готовки стал противен этот гусь. Я даже его и есть не могла!» Протрезвев, Николай просил прощения у Софьи Андреевны, и она, конечно же, прощала его.
Р асписание приемов пищи в доме Толстых было очень интересным. В шесть-семь утра (кто во сколько вставал) пили чай или кофе. Сытный завтрак, по нашим меркам, был очень поздним – в час дня. В это время завтракали все домашние, а Лев Николаевич выходил к столу даже позже.
Каждый день утром он ел одно и то же: яйца, овсяную кашу и простоквашу. Яйца вообще были любимым блюдом писателя. Он обожал их в разном виде.
Выпускная яичница, яйца в томате, омлет, пополам сложенный, яичница с шампиньонами, взбитая яичница с укропом, яйца всмятку, суп с омлетом. Софья Андреевна, составляя списки на закупку продуктов, помечала: Льву Николаевичу купить 20 яиц покрупнее, всем остальным – обыкновенные.
Июль, 1908 год. Лев Толстой в кругу семьи и гостей. Автор фото Карл Булла
В шесть вечера Толстые обедали, а в восемь ужинали или просто пили чай с бисквитами, медом и вареньем.
Валентин Федорович Булгаков, друг и последний секретарь Толстого, вспоминал:
– В час дня завтракали домашние. Часа в два или два с половиной, вскоре после окончания общего завтрака, когда посуда оставалась еще не убранной со стола, выходил в столовую Лев Николаевич, словоохотливый, оживленный, с видом успевшего что-то сделать и довольного этим человека. Кто-нибудь звонил или бежал сказать, чтобы подавали Льву Николаевичу завтрак, и через несколько минут Илья Васильевич Сидорков (слуга в доме Толстых) приносил подогревшуюся к этому времени овсянку и маленький горшочек с простоквашей – каждый день одно и то же. Лев Николаевич, разговаривая, ел овсянку, потом опрокидывал горшочек с простоквашей в тарелку и, топорща усы, принимался отправлять в рот ложки простокваши…
. Вечерний чай – другое дело. Свечи на столе зажигались не всегда, и сидящие за столом довольствовались обычно скудным рассеянным светом, шедшим от расположенных вдали, в других углах комнаты, керосиновых ламп. Было уютно и просто. Садились где кто хотел. Угощение обычное: сухое (покупное) чайное печенье, мед, варенье. Самовар мурлыкал свою песню. И даже Софья Андреевна не распоряжалась, предоставив разливание чая кому-нибудь другому и подсев к столу сбоку в качестве одной из «обыкновенных смертных».
У Толстого был очень хороший аппетит. Он мог выпить в день до трех бутылок кефира, несколько чашек кофе, съесть пять яиц, приличное количество овсянки, рисового пюре, пирогов. Софья Андреевна постоянно переживала за здоровье мужа, его больной желудок. «Сегодня за обедом, – писала она в дневниках, – я с ужасом смотрела, как он ел: сначала грузди соленые. потом четыре гречневых больших гренка с супом, и квас кислый, и хлеб черный. И все это в большом количестве».
1901 год. Дочь Толстого, Александра Львовна, назвала свое фото так: «За веселым завтраком»
Толстой был невозможным сладкоежкой. Софья Андреевна покупала сухофрукты, финики, орехи, курагу. И, конечно же, на чайном столе всегда красовалось и издавало божественный аромат знаменитое яснополянское варенье.
Варили его из яблок, крыжовника, абрикосов, дыни, вишни, сливы, персика. В крыжовенное и яблочное варенье всегда добавляли лимон и ваниль. В своих воспоминаниях граф писал о себе 11-летнем: «Я очень любил варенье, никогда не отказывался от него, и даже сам ухитрялся достать, когда мне не давали. Помню, раз мне дали немного варенья, но мне хотелось еще. Мне сказали, что нельзя. Я сам потихоньку пошел в буфет, где стояло незапертое варенье, и стал его таскать из банки в рот прямо рукой. Когда наелся, так у меня варенье было и здесь, и здесь, и здесь», – показывал он на себе, рассказывая эту историю детям.
Двор у дома. Экономка Дунечка варит варенье. Фото Софьи Андреевны Толстой
Все фрукты выращивали в оранжерее прямо в усадьбе. Когда в 1867 году оранжереи горели, Лев Толстой писал: «Я слышал, как трещали рамы, лопались стекла, на это было жутко больно смотреть. Но еще больнее было оттого, что я слышал запах персикового варенья».
Толстой был довольно экономным хозяином, но иногда любил делать детям сюрпризы. И в 1879 году, вернувшись из Москвы, он поставил на стол огромный короб, в котором оказались разные плоды: гранаты, ананасы, кокосовые орехи, мандарины… Когда он доставал из ящика очередной фрукт, дети громко вскрикивали, потому что такую экзотику им видеть еще не приходилось! Софья Андреевна писала: «Лев Николаевич принес ножичек и, разрезая гранаты и другие фрукты, делил их детям. Это было очень трогательно и весело. Дети долго помнили и рассказывали этот эпизод».
В Ясной Поляне очень любили гостей. Одним из частых гостей усадьбы был писатель Иван Тургенев, но он всегда заказывал простую русскую еду, например, манный суп с укропцем, пирог с рисом и курицей, гречневую кашу.
В возрасте 50 лет граф стал вегетарианцем – он полностью отказался от мяса, но не от яиц и молочных продуктов. Новый образ жизни Толстого привлекал к нему людей, которые тоже экспериментировали с питанием. Однажды в Ясную приехал некий господин, который питался по новой диете – он ел раз в два дня. И навестить семью писателя его угораздило именно в такой день, когда есть ему не полагалось. Как назло, стол в этот день ломился от яств. Чудак сидел в стороне, а когда его приглашали к столу, скромно отвечал: «Спасибо, я ел вчера!»
Что касается спиртных напитков, то в семье Толстых любили самодельные настойки, рецепты которых сохранились в «Поваренной книге» Софьи Андреевны. Например, здесь есть травник семьи Толстых и померанцевая настойка, на стол также подавали сотерн (французское белое десертное вино), белый портвейн. Есть даже исторический анекдот об отношении Льва Николаевича к алкоголю, по которому точно можно сказать, что в этом плане граф ханжой не был. Этот анекдот приводит в своих воспоминаниях Иван Бунин: «Однажды я захотел подольститься ко Льву Николаевичу и завел разговор о трезвом образе жизни. Вот всюду возникают теперь эти общества трезвости. Он сдвинул брови: – Какие общества? – Общества трезвости. – То есть это когда собираются, чтобы водки не пить? Вздор. Чтобы не пить, незачем собираться. А уж если собираться, то надо пить!»
Кулинарные рецепты в «Поваренную книгу» записывали сама графиня и ее младший брат Степан Берс. Всего в ней 162 рецепта. Чуть ли не каждый рецепт в «Поваренной книге» связан с семейными традициями, имеет свою историю. В ней мы находим: «Яблочный квас Марии Николаевны» – младшей сестры Льва Николаевича; «Эликсир от зубной боли Пелагеи Ильиничны» – П. И. Юшковой, тетки Толстого по линии отца; «Лимонный квас Маруси Mаклаковой», близкой знакомой семьи Толстых; «Пастилу яблочную Марии Петровны Фет», жены поэта Афанасия Фета и т.д.
В рукописи встречается имя Ханны Тардзей. Сергей Львович Толстой в «Очерках былого» писал, что эту молодую англичанку, дочь садовника Виндзорского дворца, родители выписали для него, Тани и Илюши. Бонна любила стряпать.
Особенно удавался ей сливочный пудинг, который готовили на Рождество. Блюдо обливали ромом, поджигали и, как пылающий факел, вносили в гостиную.
В 1870 году Толстые едут в Сальские степи, где Лев Николаевич лечится кумысом. Ему становится лучше. И Софья Андреевна, конечно же, записывает рецепт приготовления этого напитка в свою «Поваренную книгу».
Особенно интересна судьба анковского пирога. Название этого лакомства связано с доктором медицинских наук, домашним врачом семьи Берс Николаем Богдановичем Анке. Он передал рецепт пирога теще Толстого Любови Александровне Берс, а та, в свою очередь, – дочери. Софья Андреевна научила готовить анковский пирог повара Николая. И с тех пор ни одно торжество в семье Толстых не обходилось без этого блюда. По словам Ильи Толстого, «именины без анковского пирога то же самое, что Рождество без елки, Пасха без катания яиц».
Фото из архива музея-усадьбы «Ясная Поляна»
Рецепты из «Поваренной книги» Софьи Андреевны Толстой
Матлот
Возьми какую угодно рыбу или даже разнородных рыб, разрежь и положи в кастрюлю, где находится растопленное масло, подрумяненное, потом положи перцу, соли, лаврового листа и муку; залей красным вином пополам с бульоном, закрой кастрюлю и дай рыбе преть на легком огне, пока она сварится. Потом выкладывай на блюдо каждый кусок рыбы на ломтике поджаренного белого хлеба и облей все соусом.
Утка с грибами
Пирог Анке
1 фунт муки, 1/2 фунта масла, 1/4 фунта толченого сахару, 3 желтка, 1 рюмка воды. Масло, чтоб было прямо с погреба, похолоднее.
1/4 фунта масла растереть,
2 яйца тереть с маслом; толченого сахару 1/2 фунта, цедру с 2 лимонов растереть на терке и сок с 3 лимонов. Кипятить до тех пор, пока будет густо, как мед.
Степанова пирожное
1 фунт муки, ½ фунта сливочного масла, ½ фунта сахару, 3 желтка, рюмку воды, посолить. Из оного сделать тесто; выделывать стаканом крути из этого теста и посыпать их рубленым миндалем. Затем положить их на лист, смазать яйцом и поставить в печь, не очень жаркую.