в каком возрасте снижается мозговая активность

В каком возрасте снижается мозговая активность

Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Это процесс восприятия, обработки и анализ информации, запоминание и хранение, обмен информацией и построение и осуществление программы действий [1]. К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков [2].

Для исследования когнитивных функций у людей разного возраста были привлечены волонтеры от 20 до 60 лет. Всего в тестировании приняли участие 40 человек, разделенных на 4 возрастные группы: 20–30 лет – 10 чел., 30–40 лет – 8 чел., 40–50 лет – 7 чел., и группа волонтеров в возрасте свыше 50 лет – 15 чел.

Были предложены следующие психотесты: на логическое мышление, определение доминирующего полушария мозга, память на образы, память на числа, подвижность нервной системы, уравновешенность нервной системы, тест на оценку внимания и простая зрительно-моторная реакция. Данные по числу ответов на предложенные тесты приведены в таблице.

Число ответов на тесты с высоким (ВР), средним (СР) и низким (НР) результатом

в каком возрасте снижается мозговая активность. pic 22 fmt. в каком возрасте снижается мозговая активность фото. в каком возрасте снижается мозговая активность-pic 22 fmt. картинка в каком возрасте снижается мозговая активность. картинка pic 22 fmt. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Это процесс восприятия, обработки и анализ информации, запоминание и хранение, обмен информацией и построение и осуществление программы действий . К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков .

Рис. 1. Показатели логического мышления волонтеров ( % к общему числу возрастной группы)

В тесте «Логическое мышление» молодые волонтеры в возрасте 20–30 лет показали минимальное число ответов с высоким результатом – всего 20 %, но с возрастом хорошие логические способности показывает все большее число обследуемых – высокий результат показали 53 % лиц старше 50 лет (рис. 1). Средний уровень логического мышления во всех возрастных группах сохраняется на уровне 20–25 % от общего числа волонтеров, низкий уровень стабильно показывают от 30 до 50 %, независимо от возраста.

При хорошо развитом логическом мышлении также могут быть ошибки в ответах, по случайности или от усталости, либо в нестандартных случаях [3]. При среднем уровне развития логического мышления ошибки на ответы теста могут быть при нестандартных ситуациях, на которые требуется нестандартный ответ. Низкий уровень логического мышления связан в первую очередь с развитием общего мышления, жизненным опытом и изменениями активности мозговых процессов – большая часть молодых людей отличается непоследовательностью и отсутствием элементов логики в поведении [4].

В тесте «Память на образы» и «Память на числа» была обследована способность волонтеров запоминать в определенный интервал времени максимум информации. Результаты исследований показали, что молодые люди 20–30 лет обладают хорошей памятью на образы и цифры – 60–70 % респондентов показали высокий результат, 25–30 % – средний результат, 5–8 % – низкий результат. В группе лиц от 30 до 40 лет 50 % респондентов показали высокий результат на сохранность образа предмета, и только 20 % сохранили в памяти все предложенные цифры. 10–20 % лиц от 40 до 50 лет и выше сохранили образы предметов и цифры, у остальных краткосрочное запоминание объектов тестирования не проявилось (рис. 2).

в каком возрасте снижается мозговая активность. pic 23 fmt. в каком возрасте снижается мозговая активность фото. в каком возрасте снижается мозговая активность-pic 23 fmt. картинка в каком возрасте снижается мозговая активность. картинка pic 23 fmt. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Это процесс восприятия, обработки и анализ информации, запоминание и хранение, обмен информацией и построение и осуществление программы действий . К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков .

Рис. 2. Процентное соотношение респондентов в тестах «Память на образы» и «Память на цифры» с высоким (ВР), средним (СР) и низким (НР) результатом

Максимальное число респондентов с минимальным результатом сохранности образа предмета и порядка цифр, было отмечено в группе лиц старше 50 лет – 12 человек из 15 протестированных.

Показатели зрительно-моторной реакции демонстрируют уровень концентрации внимания, сенсомоторные свойства центральной нервной системы и собственно когнитивную деятельность головного мозга человека [5].

Как показано на рис. 3, процент лиц с высоким результатом в тесте ЗМР снижается по мере старения – от 40 % в группе 20–30-летних до 20 % в группе лиц старше 50 лет.

в каком возрасте снижается мозговая активность. pic 24 fmt. в каком возрасте снижается мозговая активность фото. в каком возрасте снижается мозговая активность-pic 24 fmt. картинка в каком возрасте снижается мозговая активность. картинка pic 24 fmt. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Это процесс восприятия, обработки и анализ информации, запоминание и хранение, обмен информацией и построение и осуществление программы действий . К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков .

Рис. 3. Процентное соотношение высоких (ВР), средних (СР) и низких (НР) результатов у респондентов разного возраста в тесте «Зрительно-моторная реакция»

Число лиц со средним результатом остается во всех группах на уровне 30–35 %, не зависимо от возрастной группы. В то же время процент респондентов, показавших низкий результат, наоборот, увеличивался от 30 % у молодых лиц до 50 % у лиц старше 50 лет.

Таким образом, максимальное число лиц показавших лучшие результаты в тесте «Зрительно-моторная реакция» находится в возрасте от 20 до 30 лет, с увеличением возраста уменьшается число лиц контролирующих внимание и быстро реагирующих на раздражители в силу снижения сенсомоторных ощущений со стороны анализаторов.

Данные, полученные в приведенных выше тестах, подтверждаются характеристикой типа ВНД в тесте «Оценка внимания». По результатам теста у 90 % лиц в возрасте 20–30 лет выявлен подвижный тип высшей нервной деятельности, у 10 % – инертный тип высшей нервной деятельности. В остальных возрастных группах у 90 % респондентов от 30 до 50 лет и выше, выявлен промежуточный тип между инертным и подвижным типом высшей нервной деятельности, у 10 % – инертный тип ВНД. Результаты теста показывают динамику снижения когнитивных функций от подвижного типа в сторону инертного типа по мере старения организма человека, что определяется как промежуточный тип, при этом в каждой возрастной группе число лиц с инертным типом ВНД остается одинаковым и составляет около 10 % от общего числа.

Становление межполушарной асимметрии имеет возрастные особенности и происходит в разных отделах мозга по-разному. Функциональная асимметрия – одно из проявлений парной работы больших полушарий. При наличии асимметрии оба полушария работают как единое целое, что обеспечивается морфологическими связями между ними, так называемыми комиссурами [6].

В наших исследованиях показано отсутствие асимметрии полушарий у 75 % респондентов независимо от возраста, у 18 % было выявлено доминирование левого полушария, у 7 % – доминирование правого полушария. По возрастной динамике установлено, что у 75 % молодых респондентов в возрасте от 20 до 40 лет и у 90 % лиц свыше 50 лет, асимметричность полушарий не выявлена. В возрастной группе от 40 лет до 50 лет у 4 респондентов была выявлена левосторонняя латеральность полушарий. Тем не менее у большей части респондентов было выявлено отсутствие доминирующего полушария на момент обследования.

Способность к речи, анализу событий, детализированию, сохранению образов обеспечивается левым полушарием мозга. Левое полушарие работает последовательно, обеспечивая абстрактно-логическое мышление. Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, способности к адаптации. Правое полушарие это реальный мир в полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами [7].

Отсутствие асимметрии работы полушарий отражает сбалансированный, но энергетически незатратный уровень их взаимодействия. При балансе правого и левого полушария мозга человек часто возникает рассогласование между эмоциями и разумом, человек часто сомневается, так как то, что правому полушарию кажется очень важным, не принимается в расчет левым, и наоборот. Человек часто испытывает трудности с доведением дела до конца. В то же время баланс полушарий позволяет воспринимать проблему во всем ее многообразии, видеть все детали, человек имеет отличные лингвистические способности, обладает интуицией и значительной гибкостью ума, может преуспеть в самых различных областях [8]. Доминирование полушария связано со свойствами нервных процессов, которые были определены в тестах «Подвижность нервной системы» и «Уравновешенность нервной системы».

При определении свойств нервных процессов не выявлена подвижность нервной системы у 50–60 % в каждой возрастной группе, количество лиц с умеренной подвижностью НС снижалось с 40 % в группе молодых респондентов до 23 % в группе лиц старше 50 лет. В то же время увеличивалось число лиц с инертным типом нервных процессов от 10 % у молодых до 20 % у лиц старше 50 лет (рис. 4).

в каком возрасте снижается мозговая активность. pic 25 fmt. в каком возрасте снижается мозговая активность фото. в каком возрасте снижается мозговая активность-pic 25 fmt. картинка в каком возрасте снижается мозговая активность. картинка pic 25 fmt. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Это процесс восприятия, обработки и анализ информации, запоминание и хранение, обмен информацией и построение и осуществление программы действий . К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков .

Рис. 4. Показатели состояния подвижности нервной системы у респондентов разного возраста

в каком возрасте снижается мозговая активность. pic 26 fmt. в каком возрасте снижается мозговая активность фото. в каком возрасте снижается мозговая активность-pic 26 fmt. картинка в каком возрасте снижается мозговая активность. картинка pic 26 fmt. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Это процесс восприятия, обработки и анализ информации, запоминание и хранение, обмен информацией и построение и осуществление программы действий . К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков .

Рис. 5. Показатели состояния уравновешенности нервной системы у респондентов разного возраста

При исследовании уравновешенности нервной системы тестируемых, не определился тип НС у 50–53 % лиц во всех возрастных группах, от 10 до 20 % показали умеренный уровень уравновешенности нервных процессов, при этом максимальное число составляли респонденты старше 50 лет (рис. 5).

Состояние неуравновешенности нервных процессов было выявлено у 40 % молодых 20–30-летних респондентов, в остальных группах нарушение баланса процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга показали от 32 до 27 %. В данном тесте примерно 30 % тестируемых в каждой возрастной группе отличаются дисбалансом основных нервных процессов, 20 % лиц имеют умеренный уровень сбалансированности и у половины респондентов уровень торможения и возбудимости не выявляется, также не выявлены возрастные особенности уравновешенности нервных процессов в коре больших полушарий.

Выводы

1. Высоким уровнем логического мышления обладают более половины респондентов в возрасте 50 лет и старше, 25–40 % респондентов всех возрастов имеют средний уровень логического мышления, остальные стабильно показывают низкий уровень.

2. В тестах «Память на образы», «Память на числа», Зрительно-моторная реакция», «Оценка внимания» почти половина молодых лиц от 20 до 40 лет показали высокий результат, в то время как в группе лиц старше 50 лет хорошие способности к запоминанию проявили только 20 %, то есть с увеличением возраста уменьшается число лиц контролирующих внимание и быстро реагирующих на раздражители в силу снижения сенсомоторных ощущений со стороны анализаторов и когнитивных функций.

Источник

Как сохранить умственную работоспособность и избежать деменции

в каком возрасте снижается мозговая активность. 365e3df2ea6bc5b6667a0f14dbeaba08. в каком возрасте снижается мозговая активность фото. в каком возрасте снижается мозговая активность-365e3df2ea6bc5b6667a0f14dbeaba08. картинка в каком возрасте снижается мозговая активность. картинка 365e3df2ea6bc5b6667a0f14dbeaba08. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Это процесс восприятия, обработки и анализ информации, запоминание и хранение, обмен информацией и построение и осуществление программы действий . К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков .

Высшие мозговые функции (ВМФ) обеспечивают человеку возможность полноценно взаимодействовать с окружающим миром и социальной средой. Главная задача ВМФ — обработка самой различной информации. Нарушение когнитивных функций (функций познания окружающего мира, формирования понятий, оперирования данными), которое может выражаться снижением памяти, концентрации и умственной работоспособности, приводит к невозможности получать информацию извне, правильно ее интерпретировать и использовать.

Когнитивные или корковые функции — синонимы ВМФ.

Основные когнитивные функции

В норме состояние ВМФ обеспечивает человеку полную социальную и бытовую независимость, возможность приобретать и использовать новые знания и навыки.

Развитие когнитивных функций

Как и любая функция живого организма, ВМФ требуют регулярных тренировок. Когнитивные функции — все вместе и каждую в отдельности — можно развивать с помощью специальных упражнений. Для этого сейчас существует много способов, начиная от традиционных курсов скорочтения, заканчивая игровыми приложениями категории «фитнес для мозга». В целом улучшению памяти помогают специальные приемы структурирования и заучивания важной информации (составление таблиц, списков, функции напоминания в телефоне и пр.).

Не секрет, что для работников определенных профессий существуют повышенные требования к объему кратковременной памяти и устойчивости внимания, скорости реакции. С другой стороны, определенный род занятий может развить в человеке особые способности. В истории известны примеры людей, обладавших выдающейся памятью, способных моментально запоминать сверхобъемы информации. Как правило, эти люди имели врожденные высокие задатки, и некоторые сделали демонстрацию сверхспособностей своей профессией. Для обычного человека требования к повседневной памяти и вниманию, интеллекту не такие строгие.

Как снижаются память, внимание и скорость реакции с возрастом

Для отдельных возрастных групп разработаны свои нормативы памяти, внимания и скорости реакции, скорости решения стандартизованных задач. Общая динамика такова, что с детства и до 20-25 лет отмечается рост объема памяти и внимания, ускорение процессов обучения. После 35 лет в среднем отмечается постепенное снижение когнитивных способностей, но показатели остаются в рамках популяционной нормы. Темп снижения ВМФ в первую очередь зависит от интенсивности и разнообразия повседневной умственной нагрузки — чем она выше, тем дольше сохраняется высокий интеллект. С другой стороны, депрессия, повышенная тревога, вредные привычки, хронический стресс и недостаток сна могут существенно снижать внимание, скорость реакции и объем кратковременной памяти. У людей среднего возраста именно эти причины чаще приводят к обратимому снижению когнитивных функций.

Первая когнитивная функция, которая страдает в ходе естественного старения — запоминание новой информации и усвоение новых навыков.

Это наиболее заметно у пожилых людей и проявляется в «старомодности», приверженности знакомым приборам и способам общения, трудностях освоения новых возможностей.

Снижение когнитивных функций в пожилом возрасте

Как правило, пожилой человек сам начинает замечать свои «проблемы с памятью» — на начальном этапе жалобы формулируются не только как забывчивость (фамилии, названия), рассеянность, трудности в подборе слов, но и как «тяжесть или несвежесть в голове». Иногда психологические трудности ориентации в изменчивой жизненной ситуации воспринимаются человеком как общее чувство неуверенности и даже головокружения. Пожилому человеку бывает трудно освоить новый телефон/смартфон, новую программу. Со стороны можно заметить сужение круга интересов и круга общения, нежелание смотреть и неполное понимание новых фильмов, спектаклей. Тревожным признаком может стать трудность освоения нового непривычного маршрута, ориентации в незнакомом месте. Родственники могут замечать рассеянность, забывчивость пожилого человека. По мере развития когнитивного снижения теряется и собственная критика человека. Тогда уже больше жалоб высказывают родственники пациента, которым становится очевидна его неспособность себя обслуживать. Это могут быть несвойственная ранее человеку неряшливость дома и в одежде, отказ от приготовления пищи, трудности в обращении с деньгами, невозможность самостоятельно пользоваться общественным транспортом.

Критерием развития деменции как тяжелой формы когнитивных нарушений является зависимость человека от посторонней помощи.

По тяжести симптомов когнитивные нарушения подразделяют на умеренные когнитивные нарушения (самообслуживание сохранено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения) и деменцию (самообслуживание нарушено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения) разной степени — легкой, умеренной и тяжелой.

Подробнее

Некоторые исследователи выделяют стадию мягких (легких или субъективных) когнитивных нарушений. В этом случае пациент жалуется на забывчивость, невнимательность, неспособность с чем-то справиться, но нейропсихологическое тестирование не выявляет нарушение общего когнитивного статуса. Эти симптомы могут быть проявлением депрессии, повышенной тревоги, ситуационного переутомления или первыми доклиническими признаками нейродегенеративного заболевания головного мозга (болезни Альцгеймера).

Причины когнитивных нарушений

Причиной когнитивных нарушений и деменции могут стать как неврологические, так и соматические заболевания, а также ряд хронических интоксикаций и психических расстройств. Принципиально выделяют необратимые и потенциально обратимые формы деменции.

Диагностика

Для установления факта когнитивных нарушений и определения степени тяжести деменции необходимо провести неврологической осмотр пациента и нейропсихологическое тестирование, получить и обобщить данные о его хронических заболеваниях и перенесенных медицинских вмешательствах, принимаемых препаратах, питании, физической активности, показателях давления. Исключение потенциально обратимых состояний требует проведения лабораторных, инструментальных (ЭКГ, УЗДС БЦА, МРТ) и нейровизуализационных исследований.

Иногда для подтверждения диагноза болезни Альцгеймера проводят исследование спиномозговой жидкости (ликвора). Оно имеет особую значимость на додементной стадии развития нейродегенеративного процесса, опережающей формирование деменции на 15-20 лет, и является дополнительным диагностическим критерием болезни Альцгеймера.

Инструментальные методы исследования, такие как ЭКГ и УЗДС БЦА, помогают оценить факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у пациента с деменцией.

МРТ-диагностика — один из важнейших методов исследования пациентов с деменцией, позволяющий наглядно оценить изменения, происходящие в головном мозге, их локализацию и выраженность, выявить потенциально обратимые причины деменции, такие как внутричерепные образования и нормотензивную гидроцефалию. Выраженное диффузное поражение белого вещества головного мозга подтверждает диагноз сосудистой деменции. Оценка объемов гиппокампов и оценка выраженности атрофии коры височной и теменной доли являются одним из критериев диагноза болезни Альцгеймера.

Лечение

Для лечения деменции как синдрома в настоящее время существуют 2 группы препаратов — ингибиторы холинэстеразы (галантамин, ривастигмин и донепезил) и антагонисты NMDA-рецепторов (мемантин). Лечение всегда назначается индивидуально — по результатам осмотра и обследования пациента. Главный эффект терапии такими препаратами заключается в снижении прогрессирования деменции и, соответственно, продлении жизни пациента.

Очень важное значение имеет и приверженность лечению самого пациента — регулярный прием лекарств, активное освоение новых навыков, постоянная тренировка памяти при постоянной поддержке окружающих его близких людей или родственников.

Источник

Развитие мозга ребенка. Что важно знать родителям?

в каком возрасте снижается мозговая активность. istock 000014626855medium e0abb81c407745a1d9ba01bd8308215d1cbab200 s800 c85. в каком возрасте снижается мозговая активность фото. в каком возрасте снижается мозговая активность-istock 000014626855medium e0abb81c407745a1d9ba01bd8308215d1cbab200 s800 c85. картинка в каком возрасте снижается мозговая активность. картинка istock 000014626855medium e0abb81c407745a1d9ba01bd8308215d1cbab200 s800 c85. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Это процесс восприятия, обработки и анализ информации, запоминание и хранение, обмен информацией и построение и осуществление программы действий . К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков .

Современная педагогика и психология обладает огромным арсеналом научных данных, среди которых особое место занимают нейронауки. Несмотря на то, что полного понимания процесса развития человеческого мозга у ученых пока нет, существует достаточное количество фактов, понимание которых может сильно облегчить жизнь родителей и специалистов, работающих с детьми. Сотрудники Монтессори центров «Созвездие» подготовили обзор основных фактов о работе детского мозга.

Развитие мозга до и после рождения. Почему будущая мама должна хорошо питаться и избегать стрессов, а уже состоявшимся родителям стоит серьезнее относиться к досугу малыша

Развитие мозга начинается ещё до рождения крохи, а полностью взрослым учёные считают мозг людей старше двадцати лет. Самый сложноустроенный орган человека претерпевает множественные изменения, невероятно чувствителен к внешним воздействиям, а также во многом зависит от наследственных факторов. Как же развивается мозг человека?

Что происходит до рождения?

В момент, когда ваш малыш сделал первый вдох, его организм уже проделал огромную работу и заложил основу для всего будущего функционирования крохи. Несмотря на то, что размер его мозга увеличится ещё в 4 раза до своего полного созревания, основная масса нейронов в нём уже существует, а биохимия его уже отлажена.

Тот факт, что мозг, управляющий нашими чувствами, мыслями и способностями, формируется ещё в утробе матери, накладывает большую ответственность на беременных женщин. Нельзя недооценивать научные данные о том, что образ жизни, качество пищи и даже эмоциональное состояние женщины во время беременности имеет огромное влияние на развитие малыша.

Так, например, существуют явные доказательства, что стресс во время беременности нарушает формирование структуры трактов лимбической системы, которая, в свою очередь, ответственна за эмоциональные реакции будущего человека. Прием различных лекарств, в том числе безобидного на первый взгляд парацетамола, ученым удалось связать с гиперактивностью детей, а злоупотребление сахаром во время беременности сказалось на когнитивных способностях детей.

Мозг новорожденного. Какой он?

Уникальность человека в том, что его мозг огромен относительно остального тела, поэтому для прохождения родовых путей ребенок рождается слегка недоразвитым, а почти полного размера (около 80%) мозг достигает уже к трём годам. Вы наверняка знаете о родничке, мягкой зоне на голове новорожденного. Именно эта зона ответственна за возможность рождения человека естественным путём и того самого быстрого роста детского мозга.

в каком возрасте снижается мозговая активность. cdf65a50b1 1000 0. в каком возрасте снижается мозговая активность фото. в каком возрасте снижается мозговая активность-cdf65a50b1 1000 0. картинка в каком возрасте снижается мозговая активность. картинка cdf65a50b1 1000 0. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Это процесс восприятия, обработки и анализ информации, запоминание и хранение, обмен информацией и построение и осуществление программы действий . К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков .

Итак, ребенок рождается, а перед ним огромный мир и безумно сложно устроенное общество, в котором ему необходимо научиться жить самостоятельно как можно быстрее. Мозг малыша буквально создан для выучивания огромных объемов информации, ведь синапсы (соединения нервных клеток, которые являются основой всех знаний и умений) формируются гораздо быстрее, чем у взрослых и даже подростков.

Принцип формирования синапсов простой. Чем чаще определенная информация попадает к ребенку, тем более значимой считает её организм, соединение крепнет, а навык и память в этой сфере улучшается. Так жизненно важные навыки (например, речь и ходьба) остаются с малышом на всю жизнь, а случайные события с возрастом забываются. Тот же процесс характерен и для мозга взрослых, но скорость освоения информации у них существенно ниже.

Мозг ребенка жаждет новой информации и учится сортировать её по категориям важной и неважной. Именно поэтому дошкольникам важно регулярно и много контактировать с разнообразной средой. Благодаря балансу между различными активностями (творческими и развивающими занятиями, общением со старшими и сверстниками, игрой в одиночестве, нахождении в городе и на природе, на улице и в помещении и так далее) происходит гармоничное развитие малыша, ведь его мозг регулярно встречается с разнообразными ситуациями и учится адекватно реагировать на разные стимулы и решать разноплановые задачи.

Как растёт мозг?

Структура мозга меняется не только за счёт синапсов. Целые зоны мозга и нервные клетки новорожденного ещё не до конца сформировались к моменту появления малыша на свет.

Зрительная кора

Всем известно, что зоркие глаза малыши приобретают не сразу, а рождаясь едва различают границы предметов и цвета. Это происходит из-за того, что клетки зрительной коры развиваются и учатся распознавать образы перед собой в течения первых шести месяцев!

Удивительно, что даже с такой незрелой системой зрения (даже фокусироваться новорожденные почти не умеют), они уже умеют различать самый важный образ – человеческое лицо. Именно во время визуального контакта с мамой новорожденные тренируют свое зрение и учатся видеть мир.

Развитие органов зрения и зон мозга, отвечающих за зрительную информацию, начинается с визуального контакта с матерью. Специалисты по раннему развитию рекомендуют как можно больше смотреть на ребенка и разговаривать с ним, особенно во время кормления грудью, ведь этим несложным действием вы стимулируете развитие младенца.

Мозжечок

Еще со школьного курса биологии многие помнят, что мозжечок отвечает за развитие движений, к тому же участвует в работе памяти, внимания, освоении речи и даже формировании эмоций. Несложно догадаться, что гармоничное развитие этой важнейшей зоны мозга во многом зависит от достаточной физической активности ребенка. Начиная с переворачиваний и ползания и заканчивая спортивными кружками и занятиями танцами, умеренная физическая активность стимулирует активное развитие мозжечка. Чтобы понять, насколько необходимым является движение для благополучия ребенка, следует лишь упомянуть, что мозжечок увеличивается в три раза только за первый год жизни младенца.

Мозжечок, участвующий в огромном количестве мозговых процессов, развивается только в условиях адекватной физической нагрузки. Именно поэтому родителям младенцев важно давать своим детям возможность двигаться, ползать и хватать предметы вокруг, непременно пробуя их на зуб.

в каком возрасте снижается мозговая активность. daycare 2 med 0. в каком возрасте снижается мозговая активность фото. в каком возрасте снижается мозговая активность-daycare 2 med 0. картинка в каком возрасте снижается мозговая активность. картинка daycare 2 med 0. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Это процесс восприятия, обработки и анализ информации, запоминание и хранение, обмен информацией и построение и осуществление программы действий . К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков .

Миелинизация нейронов

Если представить, что нейроны – это провода организма, то миелинизация – это их качественная изоляция. Покрытие отростков клеток специальном веществом (миелином) позволяет нервной системе быстрее и точнее передавать сигналы. Именно из-за незавершенного процесса миелинизации младенцам сложнее обрабатывать информацию и быстро реагировать на изменения в окружении. По этой же причине они не могут совершать тонкие и сложные действия.

От простого к сложному

Решение всё более сложных задач становится по силам молодому мозгу благодаря достройке всё более сложных цепочек нейронов, а также настройке и автоматизации совместной работы этих цепочек. Правило простое: чем больше отдельных операций включает в себя задача, тем позже она станет доступна мозгу. Именно поэтому малыши сначала учатся переставлять ноги, а уже потом могут использовать ходьбу для того, чтобы добраться до нужного места или предмета.

Более подробную информацию о детском мозге можно послушать у заведующего лаборатории мозга и когнитивных исследований Сергея Киселёва:

Как создать оптимальные условия для гармоничного развития мозга ребенка?

Как вы уже поняли, несмотря на роль наследственности в развитии нервной системы детей, грамотно организованная среда имеет гораздо большее значение. В данном разделе мы бы хотели уделить внимание основным характеристикам по-настоящему развивающей среды, положительно воздействующей на гармоничное развитие мозга ребенка с рождения.

Социальное окружение

Стремление быть среди других людей заложено в нас на уровне инстинктов, поэтому неудивительно, что для нормального развития ребенку просто необходим контакт с другими людьми. Наш мозг претерпел множество изменений именно благодаря появлению культуры (например, у человека особенно развиты лобные доли, ответственные за произвольность и сложную обработку информации), поэтому и для его нормального развития ребенку просто необходимо общение с себе подобными. Широкий круг знакомств и возможность общаться со взрослыми и ровесниками в различных условиях стимулирует зоны мозга, ответственные за развитие речи, самоконтроль и эмоциональный интеллект.

Исследователи, изучающие работу мозга людей, которые в детстве были изолированы от общества, отметили, что даже во взрослом возрасте их мозг сильнее реагирует на стресс, более остро реагирует на критику, а также хуже поддаётся осознанному контролю.

Посещение развивающих занятий, вечера в кругу семьи, совместные прогулки с другими семьями и любые другие формы общения необходимы даже самым маленьким детям, ведь они стимулируют развитие мозга ребенка, вследствие чего улучшаются его коммуникативные и когнитивные способности.

Сбалансированное питание

Родителям важно помнить один очевидный факт: являясь органом человеческого организма, мозг нуждается в разнообразном и сбалансированном питании. Даже взрослый мозг очень сильно зависит от качества питания, а для детского мозга здоровая диета критически важна. Мы говорим как о достаточном количестве витаминов и минералов, так и о балансе белков, жиров и углеводов. В настоящий момент неврологи активно изучают влияние различного вида диет на развитие мозга детей, но уже сейчас есть доказательства связи повышенного потребления сахара и когнитивных нарушений у детей, а также пагубного влияния ожирения на работу мозга подростков.

в каком возрасте снижается мозговая активность. videoblocks mom feeds two sons of the house porridge at the table one boy himself eats with a spoon the second child helps a woman rbwbhyfl0g thumbnail full01. в каком возрасте снижается мозговая активность фото. в каком возрасте снижается мозговая активность-videoblocks mom feeds two sons of the house porridge at the table one boy himself eats with a spoon the second child helps a woman rbwbhyfl0g thumbnail full01. картинка в каком возрасте снижается мозговая активность. картинка videoblocks mom feeds two sons of the house porridge at the table one boy himself eats with a spoon the second child helps a woman rbwbhyfl0g thumbnail full01. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Это процесс восприятия, обработки и анализ информации, запоминание и хранение, обмен информацией и построение и осуществление программы действий . К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков .

Многие родители ударяются в крайности и вместо разнообразной диеты начинают кормить детей целыми горстями витаминных и минеральных добавок. Помните, что любые пищевые добавки и лекарства следует давать детям только после консультации с врачом и по результатам анализов. Здоровый рацион, включающий овощи, крупы, зелень, животный и растительный белок, растительные и животные жиры в умеренном количестве, а также максимальное исключение ненатуральных добавок и полуфабрикатов вполне достаточно для здорового питания.

Физическая активность

Мы уже писали, что физическая активность критически важна для здоровья детей. Старайтесь прививать у детей любовь к движению уже с первых месяцев жизни, используйте гимнастику для младенцев, позволяйте малышу ползать и трогать разные предметы, знакомьте его с разными поверхностями. Чуть позже смело включайте в распорядок дня физкультминутки, прогулки на свежем воздухе, игры в детских городках, занятия танцами, гимнастикой и интересным для малыша спортом. Старайтесь быть для ребенка примером и не снижайте и собственную физическую активность!

Новые впечатления – залог здоровья!

Мы много раз писали, что для ощущения стабильности, развития чувства времени и улучшения контроля детям важен достаточно жесткий распорядок дня. Тем не менее важно понимать, что содержание занятий должно меняться. Используйте разные виды творческих материалов, посещайте разные детские площадки и парки, ходите в гости, приглашайте другие семьи к себе, разучивайте новые песни и стихи. Новая информация стимулирует образование связей в мозге: чем больше у малыша было позитивного и разнообразного опыта в раннем возрасте, тем легче ему будет справляться с новыми задачами в более взрослом возрасте.

в каком возрасте снижается мозговая активность. 1000 julia danilova 486897813c369317988d3280d22ae2da. в каком возрасте снижается мозговая активность фото. в каком возрасте снижается мозговая активность-1000 julia danilova 486897813c369317988d3280d22ae2da. картинка в каком возрасте снижается мозговая активность. картинка 1000 julia danilova 486897813c369317988d3280d22ae2da. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Это процесс восприятия, обработки и анализ информации, запоминание и хранение, обмен информацией и построение и осуществление программы действий . К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков .

В каждой новой задаче наш мозг ищет сходства со своим прошлым опытом, этим он похож на поисковые системы в интернете. Представьте, что в детстве у каждого человека складывается своя база данных, и именно от её обширности зависит качество работы поисковой системы. Новые впечатления расширяют кругозор ребенка и делают его более успешным и адаптивным в старшем возрасте.

Избегайте травмирующих ситуаций

Сотни исследований доказали, что последствия детских травм затрагивают целые зоны мозга, нарушая их связи с другими участками и препятствуя нормальному процессу переработки информации, приводя к посттравматическим расстройствам, депрессии и другим нарушениям.

Выводы

Человеческий мозг – это самый сложный орган организма, неудивительно, что для его развития требуется не один год, а качество его функционирования зависит не только от генетических факторов, но и от особенностей окружающей среды. Понимание принципов развития мозга родителями, позволяет создать для ребенка оптимальную среду.

Заключение

Развитие мозга – это сложнейший процесс, до сих пор не до конца изученный учеными. Тем не менее существует уже достаточно данных, которые позволяют специалистам по детскому развитию делать свои занятия максимально полезными для малышей. Педагоги и психологи детского Монтессори центра «Созвездие» используют только проверенные методики, основанные на научных данных о развитии детей.

в каком возрасте снижается мозговая активность. upl 1501620008 136032 0. в каком возрасте снижается мозговая активность фото. в каком возрасте снижается мозговая активность-upl 1501620008 136032 0. картинка в каком возрасте снижается мозговая активность. картинка upl 1501620008 136032 0. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Это процесс восприятия, обработки и анализ информации, запоминание и хранение, обмен информацией и построение и осуществление программы действий . К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков .

Посещение детьми дошкольных клубов и различных развивающих занятий имеет массу преимуществ: ребенок расширяет свой круг знакомств, становится самостоятельнее и увереннее, получает новый жизненный опыт и просто проводит время с пользой, а родители получают несколько часов свободного времени, которые бывают так необходимы. Специалисты наших детских клубов всегда стараются подобрать оптимальную программу для детей в соответствии с предпочтениями семьи. Приходите знакомиться с нашим детским центром на бесплатном пробном занятии, мы обязательно подберем подходящее расписание для вашего малыша!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *