в каком возрасте щенки становятся спокойнее
Форум Великолукских любителей собак. и не только.
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
6 секретов обучения собак спокойствию и вежливости
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12016-04-21 16:23:09
Импульсный контроль. 6 секретов обучения собак спокойствию и вежливости
Все мы знаем собак, которые прыгают на людей, расталкивают их по дороге к выходу, торопливо запрыгивают в машину и выпрыгивают из неё (или из клетки) или бегают по лестнице вверх-вниз. Собаки могут быть нетерпеливыми и назойливыми. Чем они меньше, тем легче хозяевам принять такие энергетические выбросы. Пятифунтовый чихуахуа, прыгающий на нас при входе в дом, определённо не доставляет таких неудобств, как стопятидесятифунтовый дог или семидесятифунтовый лабрадор. Но независимо от веса, размера и силы собаки есть ситуации, когда назойливые псины могут навредить себе. Спешка при выходе на улицу может привести к катастрофическим последствиям, если рядом находится оживлённая улица. Является ли это просто чертой характера, с котором мы должны смириться? Успокоятся ли собаки, когда вырастут, или мы можем эффективно обучить их альтернативному поведению? Контроль импульсов собаки дело вообще-то быстрое и простое, когда мы понимаем, как это работает.170132786
У людей импульсивность означает желание действовать по прихоти, имея в виду лишь немедленное её удовлетворение, а не заботу о возможных последствиях. Импульсивность играет ключевую роль в различных расстройствах, например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, биполярном расстройстве или наркологической зависимости, но она очень распространена среди детей и взрослых во всех сферах жизни. Мы иногда покупаем ненужные вещи, просто потому что увидели их в магазине. Мы балуем себя десертами, хотя знаем, насколько это нездорово. Исследования импульсивности определяют её как «плохо обдуманные, преждевременные, неоправданно рискованные и неуместные» действия (Evenden, 1999).
У собак всё точно так же. Их потребность выйти на улицу, выбраться из клетки или догнать мяч часто перекрывают всякое чувство самосохранения, комфорта — и для собак, и для находящихся рядом людей. Импульсивность может появиться в результате уменьшения серотонина в мозгу (O’Hare, 2007, Panksepp, 2012), так что, когда мы имеем дело с импульсивностью, всегда хорошо принять меры для увеличения уровня серотонина. Рекомендованы изменения в рационе, а также увеличение активности (прогулки и игры). Однако во многих случаях собак просто никогда не учили вести себя вежливо и правильно.
Собаки обычно прыгают на владельцев, сдвигают их в сторону и наступают на ноги, не обращая на это внимания. Когда собака хочет чего-то, она хочет этого СЕЙЧАС! Но как мы учим своих несмышлёных детей, которые также проявляют слабость и поддаются соблазнам, так мы можем научить Рекса и Сэди, что терпение, спокойствие и вежливость эффективнее, для того чтобы получить желаемое, чем прыжки, толчки, топот и рычание. Искусство самоконтроля должно быть, как и в случае с детьми, на вершине списка приоритетов — для блага вашей же собаки и окружающих.
Импульсный контроль, или самоконтроль, полезен почти в любой ситуации: от ожидания, пока хозяин пристегнёт поводок перед прогулкой (вместо прыжков вокруг него), до терпеливого ожидания миски с едой, броска мяча или хозяйского внимания. Применяя эти принципы в конкретных ситуациях, собаки учат шаблоны поведения и приобретают привычки, которые могут генерализоваться и помогут собакам оставаться спокойными и управляемыми в любых ситуациях:
1. Определите, чего хочет собака. Это и есть награда. В зависимости от ситуации собака может хотеть: выйти на улицу, вашего внимания, еды, игрушки или игры с другой собакой.
2. То, что собака сделает за мгновение до того, как получит желаемое, подкрепится и повторится в будущем. Если собака прокладывает себе путь к выходу и попадает наружу, это учит её, что толкаться — вот способ получить желаемое. Если приветственные прыжки дают ей внимание человека (даже если он кричит или отталкивает её), то они повторятся и в следующий раз. Выход в том, чтобы терпеливо дождаться другого поведения — такого, которого мы хотим от собаки.
Типичный пример — пристёгивание поводка к ошейнику перед прогулкой. Как только мы берём в руки поводок, большинство собак приходят в сильное возбуждение и начинают подпрыгивать. Но они не могут прыгать бесконечно, и если мы будем просто стоять и ждать, то они успокоятся. Мы также можем попросить собаку сесть и подойти к ней с поводком, когда она сидит. Если собака встаёт (что она и сделает на первых порах), мы просто убираем поводок и ждём, пока она снова усядется. Собаке не составит труда сообразить, что поводок пристегнут, только когда она будет сидеть спокойно!
3. Тренируйте терпение! Критически важно оставаться спокойным и сдержанным. Фрустрация и раздражение только подольют масла в огонь возбуждённости собаки, и ей будет труднее успокоиться. Мы не можем просить собаку замедлиться, если сами спешим получить результаты. Будьте готовы потратить время, которое требуется собаке для успокоения.
4.Выберите поведение, которое хотите поощрить, и дождитесь его. Нет такого поведения, которое собака будет делать долгое время. Она не может прыгать, лаять или топтаться по вам бесконечно. Как только собака предъявляет нужное поведение, например, ставит все четыре лапы на землю, стоит спокойно несколько секунд или сидит — поощрите это поведение, дав собаке то, чего она желает. Потребуется всего несколько повторений, чтобы собака начала предлагать альтернативное поведение взамен того, что вы пытаетесь прекратить.
5. Будьте последовательны! Обучение эффективно тогда, когда мы последовательны. Если сегодня мы позволяем собаке прыгать на нас, а завтра не терпим этого, потому что одеты в рабочий костюм, это сбивает собаку с толку и служит источником стресса. Когда мы решаем работать над определённым поведением, неважно, насколько мы устали или готовы — нужно следовать дрессировочному плану с уверенностью, что наши усилия окупятся.
6. Ищите возможности учить собаку спокойному и контролируемому поведению. Например:
— Перед кормлением просите собаку сесть и ждать сигнала.
— Прежде чем пустить собаку в машину и выпустить из неё, дождитесь, пока собака усядется и дождётся вашего сигнала.
— Прежде чем выпустить собаку из клетки, дождитесь, пока она усядется и дождётся вашего сигнала.
— Придя домой, дождитесь, когда все четыре лапы собаки окажутся на полу, и только после этого обратите на неё внимание.
— Учите собаку успокаиваться по команде.
Джанго — двенадцатимесячный жизнерадостный метис боксёра из приюта. Предыдущие хозяева отказались от него, потому что он был слишком буйным. Коротенькое видео ниже иллюстрирует, как собак вроде Джанго учат контролировать побуждения прыгать, чтобы получить желаемое.
Импульсный контроль (или самоконтроль) может быть одним из самых важных понятий в обучении любой собаки.
К сожалению, наши естественные склонности справляться с импульсивностью часто стоят на пути эффективного обучения. Мы пытаемся наказать поведение, мы часто вносим в ситуацию путаницу и хаос, мешая собаке успокоиться. Вместо этого можно просто отказать не контролирующей себя собаке в том, что она хочет, и подождать спокойного и вежливого поведения — и разница будет огромной. Собаки становятся спокойнее, сфокусированнее, ими в целом проще управлять. Ясность, терпение и настойчивость — вот ключевые элементы успеха.
Как научить щенка спокойствию
Когда в доме появляется новый щеночек, все члены семьи очень ему радуются: бегают, играются, обнимаются. И щеночек быстро выучивает главное правило этого дома – «ни минуты покоя». Он привыкает, что каждую минуту он обязательно чем-то занят. То с одним хозяином, то с другим, то с детьми, то с гостями. Единственное время, когда он не активен, – это когда он спит. Со временем эффект новизны пропадает, щеночек вырастает, времени ему уделяют все меньше, а размах его активности становится все больше – и хозяева начинают задаваться вопросом «А где же у него кнопка?». А кнопки у него нет. Потому что ее не установили.
Многие животные в процессе взросления вынуждены учиться возбуждаться (повышать активность) и тормозиться (понижать активность) по собственному желанию. От этого зависит их выживание. Если ты вовремя не побежишь за зайцем, ты останешься без ужина; если ты вовремя не затихнешь в траве, ты рискуешь сам стать ужином. Возбуждению и торможению животное обучает сама окружающая среда, предоставляя ему ту или иную награду за соответствующее поведение.
Нас обучают торможению наши родители, говоря «посиди 5 минут тихо, и я дам тебе за это конфетку (и не дам подзатыльник)». Впоследствии навык торможения развивается в школе, где дети должны 40 минут сидеть тихо и неподвижно, чтобы потом 10 минут бегать на перемене. К слову, такое чередование возбуждения и торможения называется переключением состояний и является очень полезным навыком. Чем чаще практикуется переключение между возбуждением и торможением, тем легче и быстрее происходит переход из одного состояния в другое, и тем выше шанс добыть ужин для себя и не стать ужином для другого.
Щенков торможению тоже учат родители, а потом и другие взрослые собаки. Они терпят нормальную активность щенка, а когда тот переходит допустимые границы, вначале предупреждают (языком тела сообщают, что им это уже не нравится), а потом рявкают на него или уходят. Щенок учится сдерживать свою активность и в игре с однопометниками: когда он становится слишком активным, другой щенок просто замирает, прекращая игру. Так щенок выучивает: «Когда я веду себя так, игра заканчивается. Впредь я буду сдерживаться, чтобы игра не прекращалась»
Когда функцию воспитателя выполняет сама природа, проблем не возникает. Все происходит само собой, естественным образом. Проблемы возникают тогда, когда щенка начинает воспитывать человек, поскольку люди в большинстве своем никогда не задумываются о необходимости какого-то особенного обучения возбуждению и торможению, так как оно всегда происходит «естественным образом», минуя сознание.
Самой частой проблемой является слишком высокий порог допустимого уровня возбуждения. Порог – это точка, после которой дальнейшее повышение возбуждения уже чревато. Это точка «рявканья».
Как происходит установление этого порога в мире собак? Щенок играет с мамой, прыгает, трогает лапой, кусает. В какой-то момент он становится слишком активным, и мама говорит ему прекратить. После многократных повторений щенок выучивает: «когда я возбуждаюсь до этого уровня, приходит пора прекратить и успокоиться».
Как происходит установление этого порога в мире людей? Щенок играет с хозяином, прыгает, трогает лапой, кусает. В какой-то момент он становится слишком активным, и хозяин терпит (видимо, в надежде, что щенок прочитает его мысли и сам прекратит). Щенок становится еще активнее – тут человек начинает терять терпение и говорит «все, хватит». Щенок доволен вниманием и начинает прыгать еще выше и кусать еще сильнее. Тут у хозяин начинает злиться и отталкивает щенка (или переходит к иным формам физического контакта). Щенок в восторге от игр в борьбу! Игра в борьбу становится все более грубой. Щенок взвинчен от возбуждения, хозяин взвинчен от гнева. Тут нервы последнего не выдерживают, и он рявкает на щенка. Пора остановиться и успокоиться. Что выучивает щенок после нескольких повторений такого сценария? Что возбуждаться до уровня диких прыжков и сильных укусов – это нормально, что хозяину это нравится и он отвечает взаимностью, инициируя игру в грубую борьбу. Гиперактивность – вот его порог допустимого уровня возбуждения. И что удивительного в том, что в будущем такой щенок будет бегать по стенам и потолку, тянуть как паровоз на поводке, бросаться к другим собакам и сбивать людей с ног?
Второй проблемой является выученная ассоциация. Щенок просто выучивает, что дом – это место, где мы только бегаем и играем (когда не спим). На улице мы спокойно ходим, стоим, смотрим и нюхаем, иногда бегаем и играем. А дома мы только спим, бегаем и играем. «Эй, мы же дома! Я не хочу спать, а значит, нужно бегать и играть!»
Как научить щенка спокойному поведению в доме? Во-первых, нужно научить его, что дома мы не только спим, бегаем и играем, но и просто спокойно лежим на месте, наблюдая за происходящим вокруг или жуя Конг (или другие грызушки). Для этого нужно выделить щенку несколько удобных мест в доме – это могут быть лежанки, коврики, клетка или манеж – чтобы он мог находиться с Вами в одном помещении и/или мог Вас с этого места видеть. Если речь идет о маленьком щенке, то он просто обязан находиться с Вами в одном помещении под Вашим присмотром, иначе он непременно нахватается дурных привычек. Если в качестве места отдыха Вы используете лежанку и щенок регулярно пытается ее покинуть, Вам может понадобиться воспользоваться привязью (по крайней мере на первых порах). Вы можете привязать его поводком либо к себе за талию, либо к ближайшему тяжелому предмету мебели. Не оставляйте щенка на привязи одного без присмотра!
Находясь в помещении долгое время (например, готовя ужин), заведите щенка на его лежанку (в клетку/манеж), при необходимости посадите на привязь и дайте ему занятие в виде наполненного Конга или иной жевательной игрушки. При попытке щенка уйти с лежанки, мягко верните его обратно. Будьте настойчивы и терпеливы: может понадобиться вернуть его обратно много раз подряд, прежде чем он поймет, что ему нужно оставаться на лежанке, пока его не позовут. Со временем он начнет получать удовольствие от нахождения на лежанке и будет расслабляться, только оказавшись на ней.
Во-вторых, научите щенка, какой уровень возбуждения является предельно допустимым. Как только уровень его активности станет для Вас некомфортным, не терпите, а сразу дайте ему об этом знать. Вы можете либо резко стать серьезным и прекратить с ним всякое взаимодействие (если до этого играли), уйдя заниматься своими делами, либо отвести его на его место отдыха и дать ему жевательную игрушку. Он довольно быстро выучит, что, когда он настолько завелся, пришла пора немного отдохнуть и успокоиться.
В-третьих, учите его быстрому переключению между состояниями. Для этого чередуйте периоды игры и отдыха. Бурно поиграв с щенком игрушками, отправьте его на место отдыха. Когда он успокоится и расслабится, пригласите его к следующему раунду бурной игры. И так несколько раз, заканчивая на отдыхе. При желании Вы можете ввести сигналы смены активности, например, «поиграем?» и «отдохни», произнося их перед приглашением к игре и перед отправлением на место соответственно. Со временем Вы заметите, что щенок быстро успокаивается, только оказавшись на месте, и быстро активизируется на предложение поиграть. Этот навык окажет Вам существенную помощь в будущей дрессировке.
Все щенки разные. Есть более активные от природы, есть менее активные. «Заторможенного» флегматика не нужно дополнительно учить торможению; его бы наоборот расшевелить. Зато с «возбудимым» холериком Вам, наверняка, придется попотеть, обучая его расслабляться. Помните, что Вы являетесь примером для своего щенка! Если Вы хотите, чтобы он успокоился, Вам нужно вначале успокоиться и расслабиться самому. И наоборот, чтобы разыграть флегматичного щенка, Вам нужно прийти в это активное состояние самому.
Не судите о своем щенке по другим собакам. Даже в самой активной породе встречаются неактивные щенки, и в самой спокойной породе встречаются маленькие ураганы. Даже если все Ваши предыдущие собаки были спокойными и Вам не было нужды специально учить их спокойствию, именно этот щенок может оказаться «не таким, как все». Не позволяйте проблеме возникнуть и развиться, займитесь профилактикой как можно скорее. Тем более, что упражнение на переключение между состояниями будет одинаково полезно всем щенкам: как сверхактивным, так и флегматичным. Вы можете быть хозяином собаки, способной мирно дремать на шумном празднике, – для этого Вам нужно всего лишь начать обучать своего щенка расслабляться прямо сейчас.
Воспитание щенка – принципы, методы, распространённые ошибки
Воспитание щенка – принципы, методы, распространённые ошибки.
Воспитание щенка начинается с рождения.
Принеся щенка домой, вам придётся заменить молочную маму, обеспечив самому воспитание щенка. Вам нужно чётко определить правила общежития в вашей семье. И следовать им очень-очень последовательно. С самого начала нужно объяснить щенку, что ему можно, а что нельзя. Для малыша 1,5-2 мес. возраста остаются привычными те методы, которыми пользовалась мать. Вместо вылизывания, вы примените оглаживание, добавите к этому голосовое общение и похвалу. Если нужно не поощрить, а наоборот, одёрнуть – нужно это тоже сделать голосом. Просто меняется интонация с ласковой на строгую, чуть громче. Если эффект не достигнут – также можно встряхнуть щенка за загривок. Осторожно, но чувствительно.
Воспитание щенка в новом доме.
Лишение матери, братьев, сестёр для малыша будет настоящим шоком. И вам нужно будет заменить их всех вместе взятых – одному и сразу. Это непросто.
В первую ночь не стоит заменять тепло мамы своей постелью. Конечно, даже самый удобный и мягкий коврик её тоже не заменит. Но вот тут нужно проявить твёрдость. Коврик можно временно придвинуть к месту своего сна – в пределах вытянутой руки. Под бок щенку в первую ночь можно подложить тёплую грелку.
После первых прививок щенок должен начать прогулки. Это будет означать приучение его к правильному туалету, к поводку и ошейнику. О методиках этого есть отдельные статьи. Следует также с самого раннего возраста приучать щенка к ощупыванию, осмотру зубов, находясь на руках хозяина. К 3 месяцам осмотр зубов не должен вызывать проблем.
Воспитание щенка и начальная дрессировка.
Кроме того, воспитание щенка включит в себя приучение к кличке и к основным командам. Это будет основа для будущей дрессировки собаки. Первым командам вы будете учить питомца сами. Начать следует с клички. Когда щенок к ней привыкнет, начать осваивать «ко мне» (вначале дома, а потом и на прогулках) и «фу» (или «нельзя»), «сидеть». Самые важные. Ими вы и будете оперировать в процессе будущего воспитания. К команде «место» тоже приучают с первых дней, относя туда щенка, давая при этом ему лакомство, игрушки, поощряя голосом и постепенно добиваясь, чтобы он спал там постоянно.
К кличке и команде «ко мне» следует приучать щенка, используя кормление и игру. Позднее можно приучить щенка подходить и садиться у левой ноги при помощи лакомства и поводка при выполнении команды «ко мне». Если нет уверенности в правильности обучения командам, лучше проконсультироваться у специалиста, как всё выполнить, не рискуя наделать ошибок.
Помните: дрессировка собак требует налаживания только позитивного контакта.
Примеры ошибок:
Категорически недопустимо наказывать щенка, подошедшего к вам по вашей команде! Даже если он как следует набедокурил перед этим. Хотите ЗАСЛУЖЕННО наказать – не поленитесь подойти сами.
На «месте» щенка не наказывают. Это его убежище, как бы он ни провинился в ваших глазах. Там он должен быть в полной безопасности.
Щенок не должен наказываться поводком или ошейником.
Приучая не брать угощение у чужих, недопустимо просить кого-то предложить щенку лакомство, а вместо этого ударить его. Это РЕБЁНОК! Такие методы применимы только к взрослым собакам! Можно лишь попросить отпихнуть щенка и спрятать предложенное угощение.
Грубейшей ошибкой станет подзыв щенка с лакомством, но, когда щенок подошёл – не дать ему вкусняшку. Так можно перечеркнуть недели упорных дрессировок.
Команда «фу» или «нельзя» произносится резким отчётливым суровым голосом. Команда «ко мне» — наоборот, ласково! Повторюсь: если ваш питомец что-то натворил – не нужно подзывать его к себе этой командой. Потому что, подойдя по команде, он должен получить от вас поощрение. А ни в коем случае не наказание за проступок. Это ОЧЕНЬ важный момент, который нельзя нарушить даже единожды.
Воспитание щенка для защитно-караульной службы.
Здесь есть ряд особенностей в воспитании. Нужно учесть те особенности породы, которые закреплены путём селекции. Это агрессия к другим чужим собакам. Это непримиримая защита членов семьи на прогулке. Для охранных пород – защита и охрана дома и своей территории. У охотничьих пород заложенная в них межвидовая агрессия тоже может доставить проблемы. Нельзя таких собак начать наказывать за то, что в них специально заложено. Вообще, при выборе породы своей собаки, нужно максимально познакомиться с особенностями данной породы. И решить, подходит ли это лично вам. Ошибки в таких вопросах, как правило, очень дорого стоят.
Воспитание у щенка недоверия к посторонним.
В возрасте до 6-8 месяцев даже у заведомо агрессивных пород щенки не проявляют злобы или агрессии, это появляется позже и воспитывать такие качества раньше времени нельзя. Иначе можно получить трусливую собаку или неуправляемо злобную. Воспитание щенка предполагает в этом возрасте делать упор на смелость. Подрастающий питомец должен усвоить, что ему нет повода бояться ни собак, ни людей, быть к ним безразличным. Следует стараться как уберечь его от возможных врагов, так и развивать в нём уверенность. Если пёс излишне ласков, посторонних следует попросить оттолкнуть его, не подзывать и не ласкать его самим. Если у питомца проявляются элементы агрессии – нужно сдерживать его в таких проявлениях, одёрнуть, но не наказывать. Поощрять можно лишь явную и очевидную охрану хозяина.
Следует жёстко пресекать любые проявления агрессии на хозяина и членов семьи. Только-только показал зубы – немедленно чувствительный шлепок по морде. Хозяин должен свободно брать пищу из миски во время кормления. В случае протестных агрессивных проявлений (рычание, ощеривание зубов) щенок немедленно лишается пищи до следующего кормления. Да ещё слегка дать по мордашке. Не «погладить», а именно чувствительно шлёпнуть.
Нельзя натравливать щенка на других животных или чужих собак. Злобу у щенка нельзя начинать развивать раньше, чем будет полностью освоен курс общего послушания.
Бихевиористическое воспитание щенка.
Ряд зоопсихологов придерживается методик воспитания без использования наказаний, отрицая полностью их необходимость. Воззрения спорные. Они имеют ряд своих доводов, сторонников. В каких-то случаях это может действительно работать. Но не во всех. Такие специалисты рекомендуют придерживаться ряда правил. Суть их – не наказывать, не одёргивать, не повышать голоса. Воспитание щенка должно обеспечиваться только на поощрении, на играх, лакомстве, игрушках, общении. Эта тенденция стала модной и получила ряд сторонников. Только вот результаты часто плачевные.
Понятие поведенческой модели.
Для этого есть понятия критерия, формирования и цели. Цель – та модель поведения, которую вы хотите достигнуть. Формирование – это процесс создания этой поведенческой модели. Критерии – это те признаки, по которым вы сможете судить, на какой стадии этого процесса вы находитесь. Каждый сеанс тренировки должен сопровождаться подкреплением – отрицательным или положительным. Их рациональное сочетание называется вариативным подкреплением.
Принципы воспитания.
Психофизиологические моменты воспитания щенка.
# Воспитание щенка на примере кане-корсо.
Воспитание щенка и отрицательное подкрепление.
Воспитание щенка сопровождается не только поощрениями. Для многих владельцев свойственно отругать собаку по поводу и без повода. Но эти методы, хоть и нужны, тоже работают не всегда. Поэтому есть ряд причин, почему это может не работать.
Как нельзя ругать щенка.
Собака не понимает смысла вашей произвольной речи. Ей доступно понимание отдельных слов, некоторых знакомых фраз, ряда выученных команд. А из вашей эмоциональной тирады до неё дойдёт только смысл гневной интонации. Поэтому она не поймёт, О ЧЁМ вы ей «лаете». Часто можно добиться реакции испуга. Если уж ругать – то короткими отрывистыми фразами, знакомыми собаке. Собственно, крик должен быть явлением исключительным.
Когда нельзя ругать щенка.
Частая несвоевременность ругани. Особенно, если вы пришли домой и обнаружили результаты проступка вашего щенка. Крик, ругань – щенок не поймёт, за что. Его эмоцией будет радость при встрече хозяина – он же в ответ обругает. Собака, конечно, опустит хвост и глаза, пригнёт лапы, всем видом показывая знаки примирения и подчинения. Но вовсе не признания какой-то вины! Ваш гнев в её глазах в любом случае окажется незаслуженным. И уж конечно же, не оградит вас в будущем от повторения тех же проступков. Если уж ругать – то только когда вы застигнете собаку прямо на месте преступления, причём незамедлительно.
За что нельзя ругать и наказывать.
Несоответствие наказания (ругани) поведенческим моментам. Если собака прыгает на гостя или лает на шум за дверью, к примеру. Разве гневный крик исправит её поведение? Да никогда в жизни. Воспитание щенка и ругань, как правило, несовместимы. Можно временно подавить какой-то жест, всего лишь. Ведь нужно понять, почему собака так поступает. К примеру, охранять жилище или радоваться гостям – это же естественные проявления. Можно ли ругать собаку за такие вещи? Ни в коем случае. Результатом вскоре будет, что пёс вообще перестанет реагировать на ваш окрик. При этом все ваши недовольства так и останутся нереализованными.
Гнев может увеличить страх.
Для кого-то ваш гнев, как с гуся вода. Но есть и более тонкие собачьи натуры. Таким щенкам вы реально рискуете нанести психотравму. Таким питомцам порой достаточно сердитого взгляда. Вызванная же реакция страха не будет иметь никакого воспитательного эффекта. Только будет портить психику собаки при повторении такого воздействия раз за разом. Такие собаки вместо изменения поведения будут предпочитать полное бездействие, опасаясь очередного выговора.
Ругань может поощрять вредные привычки.
Если жест, с которым вы хотите бороться криком, вызван страхом – вы рискуете только всё усугубить, вызвав ещё больший страх. Если вы решаете наорать на лающую за окно собаку – ваш крик может быть воспринят неадекватно. Как присоединение к лаю собаки, выражение солидарности с ней. Результат будет полностью противоположен вашему желанию.
Таким образом, ругань и крик – это вообще «НЕ ТЕ» методы. Воспитание щенка требует большого терпения. Да и вообще – любое отрицательное подкрепление должно очень соответствовать проступку. Этим нельзя злоупотреблять. И всегда реагировать не на проявления, а искать их причины, и думать, как их изменить.
И ещё важно: недопустимо наказание спустя некоторое время после проступка – ТОЛЬК СРАЗУ ЖЕ. Иначе малыш просто не поймёт, за что – и это будет уже не наказанием, а незаслуженной обидой, и не будет иметь никакого воспитательного воздействия. Упустили время – не наказывайте, даже голосом, как бы ни хотелось.
Воспитание щенка и положительное подкрепление.
Что такое избалованная собака.
Чаще всего так называют собак со сформированными вредными привычками. Например, отсутствие послушания, избыточная разборчивость в пище, попрошайки, облаивание прохожих. Но чаще всего это те собаки, которых неправильно наказывали: несвоевременно, непоследовательно. Пример: собака грызёт обувь. Раз утащила, два погрызла – хозяин терпит. Тапочки покусала – ладно, переживём. Но вот добралась до выходных туфель… Всё. Восстановлению не подлежат. И тут терпение лопнуло. Наказание может быть даже жестоким! Знакомый сценарий? Примерно понятна цепь поступков и реагирования на них? ДО ТУФЕЛЬ что делал хозяин? Изо всех сил баловал собаку. Дал понять, что это МОЖНО. И в итоге – за что же было наказывать? Щенку не понять, почему раньше было можно, а теперь нет. Он не увидит разницы между новыми туфлями и старыми тапками. И те, и другие ПАХНУТ ЛЮБИМЫМ ХОЗЯИНОМ! А любимый хозяин его почему-то подошвой да по морде…. Вот пример непоследовательности, несвоевременности, и даже ещё и неадекватности наказания. В итоге поведение щенка может только ухудшиться.
Как не избаловать собаку.
То есть как не создать предпосылок для возникновения проблем с поведением.
От собаки, живущей в ненормальных условиях, нельзя ожидать и нормального поведения.
Примеры провоцирования «плохих» поступков.
Часто мы сами провоцируем собак на такое поведение, которое и пытаемся при этом исправить. Не осознавая свои ошибки. Воспитание щенка превращается в нечто противоположное.
Вывод:
Воспитание щенка – задача нелёгкая и требующая ряда навыков и терпения. Чем раньше оно начинается, тем лучше эффект. От его успеха зависит вся последующая дрессировка щенка. Ну и конечно, пренебрегать помощью специалиста тоже никак нельзя. Ведь испортить щенка очень просто, а вот исправлять – в разы сложнее.