в каком возрасте рекомендуют начинать выдачу карманных денег
5 главных вопросов про детей и карманные деньги
Когда пора давать детям карманные деньги? Нужно ли платить за хорошие оценки? Эксперты портала «Дети и деньги» выбрали 5 самых распространённых вопросов родителей про деньги и рассказали, как на них правильно отвечать.
Надо ли выдавать ребёнку карманные деньги?
Отбросьте сомнения. Эксперты единодушны — выдавать ребёнку карманные деньги надо.
Только имея собственные деньги, ребёнок научится правильно ими распоряжаться.
Не даёте ребёнку карманные деньги — можете столкнуться с проблемами:
Валерия Биятто, дизайнер полиграфии:
«Мама мне давала в детстве карманные деньги с каждой зарплаты. Я была очень к ней привязана, и не тратила карманные деньги, а копила их. Потом покупала на них подарки маме. Это было даже приятнее, чем получать подарки самой. А мальчику из нашего двора не давали карманные деньги, хотя семья жила не бедно. И он начал воровать сладости в супермаркетах. Однажды его поймали. Родителям было ооочень стыдно. Весь двор знал. Так что выбор за вами».
Когда пора выдавать карманные деньги?
Эксперты рекомендуют выдавать первые карманные деньги в 5-6 лет. Дайте ребёнку небольшую сумму. Обсудите, на что он хочет её потратить. Может, он захочет положить ее в копилку и накопить на большую игрушку? Если же он хочет немедленно потратить все свои деньги на киндер-сюрприз, пусть тратит, это же его деньги.
Младшим школьникам карманные деньги обычно дают раз в день или раз в неделю, начиная со средней школы – раз в месяц.
Александра Родченкова, детский психолог:
«Мы, родители, сами знаем, когда наш ребёнок «дозрел» до получения карманных денег. Обычно это случается в 5-6 лет. В этом возрасте мы позволяем ребёнку в первый раз оплатить товар в магазине. В небольшом городке дети в этом возрасте ходят в магазин сами. Так дети начинают понимать ценность денег. Большую сумму в качестве карманных выдавать не надо. Обсудите с ребёнком заранее, что он сделает с этими деньгами (начнёт копить, купит жвачку и т.д.)».
Надежда Куликова, банкир и мама 2-х детей:
«Я начала выдавать своему ребёнку карманные деньги в 1 классе. Начались кружки и секции, поэтому нужны были деньги на воду и перекус. У меня нет традиции еженедельно выдавать определённую сумму на расходы. Обычно у ребёнка остаётся сдача после похода в магазин или остаток денег после поездки в лагерь. Я достаточно часто спрашиваю, нужны ли кому-то деньги, если ребёнок говорит, что нужны, то даю 100-200 руб. Правда, недавно открыли на ребёнка карточный счёт. А я установила на свой счёт регулярный ежемесячный перевод для ребёнка в размере 1000 руб. Пока не знаю, какой будет эффект».
Сколько денег ему давать и как часто?
Сколько денег давать ребёнку, естественно, зависит от возможностей семьи. Например, в Германии Министерство по делам несовершеннолетних ежегодно выпускает специальные рекомендации для родителей, в каком возрасте и сколько денег нужно выдавать своим чадам на карманные расходы. Например, в 4 года ребёнку рекомендуют выдавать 50 центов в неделю, первоклассники еженедельно получают 2 евро, к 18 годам сумма вырастает до 70 евро в месяц.
Даже если вы даёте ребёнку небольшую сумму, это лучше, чем ничего. Во многих семьях принято, чтобы родственники дарили деньги детям на праздники. Подростки уже могут подрабатывать. Но учтите, что на дорогую вещь или, например, образовательные курсы ребёнок вряд ли накопит одними подработками. Поэтому поощрите его самостоятельность «призовыми» от родителей.
Александра Родченкова, детский психолог:
«Выдавать деньги ребенку можно разными способами. Родители должны выбрать самый удобный для себя. Можно выдавать ребёнку деньги раз в неделю. Предупредите ребёнка, что он должен их тратить с умом. А если спустит все за раз – то до конца недели новых карманных не получит. Можно давать небольшую сумму (50-100-200 рублей) каждый день. Главное – обсудить с ребёнком, на что он получил эти деньги. Старшеклассникам (7-11 класс) деньги лучше выдавать на неделю или месяц, как стипендию студентам. Если ребёнок научится обращаться с конкретной суммой денег сейчас, то в будущем сможет грамотно распорядиться и более крупными деньгами. Но если ребёнок раз за разом спускает деньги в первые три дня, продолжайте выдавать деньги «порциями» каждый день».
М Заид Рафик, Пакистан:
«Когда я был маленьким, родители давали мне около 2$ в день на карманные расходы. А если я хорошо писал контрольные работы, то они исполняли какое-нибудь мое желание. 2$ – обычная сумма денег на карманные расходы в Пакистане, которую дают детям 5-13 лет. Обычно с возрастом сумма может увеличиваться. Я тратил свои деньги на компьютерные игры и принадлежности для игры в крикет (мячи и проч.). Моим первым желанием стал велосипед, вторым — мотоцикл, третьим – учёба за границей. Все они были выполнены».
А вдруг мой ребёнок все свои деньги потратит на сладости или, о, ужас, сигареты?
Дорогие родители, доверяйте своим детям! Не надо выворачивать им карманы и требовать бумажный чек за каждую потраченную копейку. Будете так делать – испортите отношения и самостоятельности не научите.
Если вы разрываетесь между желанием хотя бы одним глазком посмотреть, на что же тратит деньги ваш ребёнок, и желанием дать ему самостоятельность, то вот вам совет. Откройте ребёнку банковскую карту, привязанную к вашему счёту, и оставьте ваш телефон в качестве контактного. Тогда смски о сумме и месте покупок по карте ребёнка будут приходить вам на телефон.
Но, конечно, никакой контроль не сработает, если нет доверия.
Ольга Нечаева, предприниматель, мама 2 детей, автор блога «Женщина с Марса»:
«У дочери в 8 лет появилась банковская карта. У нее есть счёт, куда каждую неделю переводится 5 фунтов. Она может заходить, проверять, и покупать, что хочет. Я никогда не вмешиваюсь в то, на что и как она эти деньги тратит, на что копит – это её решение, и её опыт – именно на нем ей предстоит учиться. Дети с радостью делятся, что хотят купить, но я не планирую это за них. У сына это пока «копилка с монетами», в 8 лет появится своя карта».
Плата за оценки – это хорошо или плохо?
Большинство экспертов против товарно-денежных отношений детей и родителей.
Евгения Блискавка, директор Института финансового планирования:
«Ребёнок живёт в семье, где все заботятся друг о друге. Мама приготовила обед, папа починил кран в ванной – они же не берут с других членов семьи деньги за эту работу. Почему ребёнку за вынесенный мусор или помытую за собой посуду нужно платить? Со школой похожая история – важно учиться, потому что интересно, а не потому, что за деньги».
Однако далеко не все родители разделяют эту точку зрения.
Александр К., 36 лет, папа 7-летнего сына:
«Учить уроки – что может быть скучнее и бесполезнее, и на это ушли лучшие годы детства!», – такие чувства стала вызывать в моей неокрепшей 12-13-летней душе наша привычная школа на окраине Москвы. Замыленные фразы родителей типа «не будешь учиться, станешь дворником» никак на меня не действовали. Но родители сумели найти решение, которое не ущемляло чувство моего достоинства. Мои карманные деньги стали напрямую зависеть от успеваемости в школе. Пятерка или четверка – плюс в бюджет, тройка или двойка – минус вдвойне. Эта система оказалась настолько эффективной, что до самого окончания школы я всегда учил уроки без всяких напоминаний и нотаций. Я четко понял цену труда и цену безделья. Когда мой сын подрастёт, я буду действовать точно также».
В зарубежных странах чаще, чем в России, принято, чтобы дети зарабатывали свои карманные деньги хорошими оценками в школе или работой по дому.
Розауро Родригез, Филиппины:
«Моя 11-летняя дочь, чтобы заработать карманные деньги, выполняет работу по дому. Чем сложнее задание, тем больше она получает. Что именно она будет делать и в каком объёме, девочка выбирает сама. За вымытый пол мы плаим ей 10 филиппинских песо (прим. – это примерно 12 рублей), за мытье посуды 30 песо, за приготовление обеда – от 50 до 100 песо в зависимости от сложности блюд».
Карманные деньги детям не нужны. Или нужны? Разбираемся с экспертом
Миф № 1. Детям не нужны карманные деньги. Всё необходимое родители купят сами
У карманных средств конкретная цель — воспитать в ребёнке самостоятельность, грамотное отношение к деньгам и способность самому принимать решения. Этому нужно учить так же, как переходить дорогу на зелёный сигнал светофора и не заходить в лифт с незнакомцами.
Детям определённо стоит выдавать деньги на карманные расходы, ведь это неотъемлемая часть жизни. Уметь грамотно пользоваться деньгами, управлять ими, планировать траты — то, чему важно учиться с самого детства.
Миф № 2. Первоклашкам точно деньги ни к чему. Лучше начинать выдавать классе в 5–6‑м
Чем раньше ребёнок научится грамотно распоряжаться финансами, планировать и контролировать свои траты — тем лучше. Ни в школе, ни в вузе этому не учат. В результате многие люди, даже став взрослыми, ведут себя как дети: берут новый айфон в кредит, не расплатившись за предыдущий, спускают всю зарплату в первые дни или не откладывают на крупные покупки. Ваш ребёнок может избежать таких ошибок, если научится правильно обращаться с деньгами с детства.
В Гражданском кодексе сказано, что дети с шести лет могут совершать мелкие сделки. Например, купить мороженое в киоске или книгу в магазине.
Можно начинать выдавать деньги с этого возраста, если ребёнок уже понимает, зачем они нужны и как ими пользоваться. Проверить это легко: попросите ребёнка сходить в магазин с небольшим списком продуктов. По тому, как он разберётся в ценах, посчитает сумму покупок и сдачу, вы поймёте, насколько он готов распоряжаться своим собственным средствам.
Профи для любой задачи
Миф № 3: Нужно строго контролировать расходы ребёнка. Потратил всё на всякие глупости — больше денег не выдавать
Эффективнее не контролировать ребёнка, а дать ему возможность совершать ошибки, поступать по-своему. Задача родителя — объяснить и рассказать о том, как копить, как тратить, помочь сдерживать желания, видеть последствия трат и накоплений.
Миф № 4. Просто так давать деньги нельзя. Пускай учится на пять и ковёр в гостиной пылесосит
При помощи денег мотивировать ребёнка хорошо учиться или выполнять работу по дому — легко, но непродуктивно. Это естественные обязанности. Если поощрять детей деньгами, то рано или поздно они не захотят ничего делать бесплатно: ни учить уроки, ни мыть посуду.
Но можно подтолкнуть ребёнка делать что-нибудь полезное. Грег МакКеон в книге «Эссенциализм» рассказывает, как приучил детей больше читать.
Миф № 5. Деньги — плохой подарок для ребёнка
Ничего страшного, если на Новый год или день рождения ребёнку подарят деньги. Но когда это происходит часто и без всякой системы, дети перестают чувствовать их ценность.
Такими подарками часто «грешат» бабушки и дедушки. Объясните своим родителям, что это может навредить ребёнку. Он привыкнет, что у него постоянно при себе большие суммы, и будет небрежно относиться к деньгам.
Советы о карманных деньгах
Выдавайте регулярно. Лучше делать это всегда в один и тот же день. Первоклашкам лучше давать деньги раз в неделю — им пока сложно загадывать на долгий срок. Подросткам можно реже — раз в месяц.
Попробуйте один раз «забыть» и не выдать деньги в день «получки». Если ребёнок тоже забудет, то отложите выплату до следующего раза.
Это научит его следить за собственными деньгами и планировать расходы.
Не покупайте сразу. Если ребёнок просит что-нибудь в магазине, не покупайте сразу. Предложите записать желаемое в список, а потом выбрать, что ему нужнее. Так он научится не тратить деньги импульсивно, а планировать свои покупки.
Научите ребёнка копить. Заведите банку для накоплений. На неё наклейте бумажку с фотографией того, на что копит ребёнок, и напишите сумму, которую необходимо собрать. По мере накопления отмечайте прогресс прямо на бумажке. Можно использовать тетрадный листок, где каждая клетка будет соответствовать 50 или 100 рублям. Закрашивайте клетку каждый раз, когда ребёнок положит в банку определённую сумму, — так нагляднее.
Банка для накоплений. Каждая клетка — 50 рублей. Всего 45 клеток — 2250 рублей.
Оформите на ребёнка банковскую карту. Многие банки выпускают специальные детские карты. Они привязываются к счёту родителя, на них можно установить лимит покупок, а информацию о тратах получать на телефон. Так ребёнок научится пользоваться современными средствами оплаты, совершать покупки в интернете.
Предложите заработать. По закону трудовой договор можно заключать с 14 лет. С этого возраста дети могут начать зарабатывать — например раздавать рекламные листовки или работать курьером. Так ребёнок научится понимать цену деньгам на собственном опыте.
Когда и как начинать давать ребёнку карманные деньги (и сколько их должно быть)
Для ребёнка будут странными наши объяснения о невозможности что-то купить прямо сейчас. Другое дело, если ребёнок получает карманные деньги и понимает, как их копить и тратить. Тогда он вряд ли закатит вам истерику прямо у кассы. Юлия Рих рассказывает, почему стоит давать карманные деньги и какие проблемы это помогает решить.
Выдавать детям карманные деньги — это большая польза и для родителей, и для детей. До первой зарплаты ребёнка все его расходы — это всё равно ваши расходы. Но научить ребёнка финансовой дисциплине, объяснить, что правильно и нужно, возможно, только дав деньги непосредственно в руки. Чем раньше, тем лучше. Для родителя гораздо проще накопить на какую-то серьёзную покупку, если выделять деньги порционно, но часто. А если у вас несколько детей — то это чуть ли не единственный способ безболезненно распределить бюджет.
Культура потребления такова, что чем раньше ребёнок научится понимать ценность бюджета и возможность распоряжаться им самостоятельно, тем проще будет потом. Сравните ребёнка, которому понемногу можно что-то раньше, с тем, кто вдруг получает всё и сразу. Например, до 17 лет приходить домой надо было до девяти вечера, а после школы вдруг стало можно всё и до утра. Если вам подарили деньги с наказом «купи что-нибудь детям», вы можете отдать это ребёнку со словами «купи себе что-нибудь сам».
С какого возраста стоит давать карманные деньги (и сколько)
Обычно родители сами решают этот вопрос, исходя из бюджета и ситуации в семье. Но разумно начинать это делать, когда ребёнок уже понимает, что такое деньги, покупка и смысл слов «экономить», «копить», «собирать». Как правило, лет в шесть уже самое время для старта.
Давать карманные деньги можно каждую неделю в один и тот же день. Или один раз в месяц. Это может быть совсем незначительная (или наоборот) сумма
Некоторые родители дают по 40 рублей, а некоторые по 500 рублей в неделю. В первом случае за полгода накапливается 960 рублей, а во втором 12 тысяч рублей. На тысячу ребёнок в состоянии купить какую-то ценную для него игрушку, а за 12 тысяч — велосипед. Но механизмы получения и траты денег, вне зависимости от суммы, работают одни и те же.
Дети учатся считать, экономить, принимать решение потратить сейчас 100 рублей или позже 500, начинают соображать, целесообразна ли покупка в принципе. Буквально в одной семье один ребёнок может купить себе мороженое, а второй в этот же момент экономит и не покупает. И это их осознанное, практически взрослое решение, которое обходится без надрыва, нытья, вымогательства или всего того, что раздражает родителей.
Теперь на просьбу «купи мне это и прямо сейчас» можно смело отвечать — у тебя есть свои деньги, покупай сам. Правда, в этом случае ребёнок чаще покупает то, что вам не нравится, но это необходимый процесс обучения и получения опыта, который следует пережить и перетерпеть.
Дети также учатся адекватно реагировать на стеллажи перед кассами супермаркетов, ведь одно дело стоять и клянчить у мамы «купи мне вот этот чупа-чупс», другое — спокойно проходить мимо, потому что на свои деньги у ребёнка совсем другие планы.
Кроме того, для ребёнка значительно возрастает сама ценность денег. Их не теряют, они не валяются по квартире, к ним бережнее относятся, и дети постоянно пересчитывают свои кладовые.
Как выдавать карманные деньги
1. Регулярность. По определённым дням (определённое число или день недели) ребёнок получает карманные деньги вне зависимости от поведения и успеваемости. Обиды, плохие оценки, лень — на выделение денег не влияют. Зависимость «деньги взамен на уважение» можно было бы ввести только в переходном возрасте, когда с хамством подростка нет возможности справиться иначе. Но это, скорее, шаг назад, и пользоваться этим следует редко и осторожно. Для детей же младшего школьного возраста сама выдача денег огромная мотивация, удовольствие и значимое событие.
2. Неприкосновенность. Не стоит залезать в эти деньги вообще. Они неприкосновенны, и для ребёнка это исключительно его собственность, которой в принципе и так мало. Но лично у меня получается не всегда, и порой приходится занимать у детей. В таком случае я стараюсь вернуть всё как можно быстрее, а они регулярно свои запасы пересчитывают, и долги мои строго контролируют.
3. Свобода в расходах. Не контролируйте, на что ребёнок свои деньги тратит. Это, наверное, самое трудное условие. Сердце разрывается, когда твои средства уходят на всякую ерунду: пластиковые игрушки, которые живут один день, или фастфуд, который вы не приветствуете. Тут есть возможность ввести, например, правило, что чипсы только раз в месяц, а остальное на твоё усмотрение. Но всё-таки следует дать максимальную свободу в том, как и на что ребёнок будет тратить свой бюджет — только так можно получить личный опыт обращения с финансами.
4. Разные купюры или монеты. Получая в качестве карманных деньги разной стоимости, ребёнок научится считать быстрее. Делать ему это будет интереснее. И опять же полезно для совершения покупок: у кассы особенно нет времени зависнуть в размышлениях. Для малышей в качестве кошелька можно выделить пластиковые контейнеры с несколькими делениями, чтобы хранить разные монеты.
Как говорить с детьми о деньгах
Одновременно с решением выдавать карманные деньги, можно оповестить об этом друзей и родственников семьи. Например, рассказать, что дети на что-то копят, у них теперь есть свой бюджет, и на праздники им можно дарить наличные. Допустим, ребёнок копит на часы-телефон, на шар с молниями «Тесла» или на набор Lego, в таком случае подарок в виде денег, приближающий его к заветной цели, ребёнок обязательно оценит!
Поощряйте, если дети тратят деньги на вас лично. Купил маме шоколадку, сок, цветок — молодец! Глядишь, когда-нибудь и домик в клювике принесёт. Чем старше ребёнок, чем чётче он разбирается в деньгах и стоимости, тем приятнее будут его подарки для вас. Плюс опыт самостоятельной серьёзной покупки: поехал, выбрал, купил.
В копилку также могут идти наличные, которыми вы поощряете ребёнка. Кто-то даёт деньги за успешно оконченную четверть, кто-то — за выполнение неприятной именно для ребёнка домашней работы, кто-то — буквально за то, что тот в подростковом возрасте нехотя пошёл в театр. Это решение родителей, благодаря которому будет пополняться детский бюджет, и помогать с мотивацией одновременно. Некоторые родственники любят, приезжая, опустошать карманы от мелочи, все идёт туда же, в детскую кассу.
И помните — сумма в данном случае имеет второстепенное значение. Основную ценность представляет само действие: дать возможность ребёнку научиться ценить, копить и распоряжаться бюджетом.
Фото: Flickr (Carissa Rogers)
Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.
В каком возрасте рекомендуют начинать выдачу карманных денег
То, чему нас научили в детстве, во взрослой жизни мы повторяем автоматически – и здорово, если это будет не только умение завязывать шнурки, но и грамотно обращаться с финансами. Вот почему карманные деньги – большая польза и для детей, и для родителей.
Распоряжение собственным бюджетом учит детей покупать то, что действительно нужно, откладывать свои сиюминутные порывы, экономить, распределять. Мечта каждого родителя – поход в магазин без навязчивых просьб становится реальностью. Формируется понимание ценности денег: к ним относятся бережнее. Плюс так ребенок оттачивает навыки счета.
Умение ценить, копить и распоряжаться бюджетом формируется постепенно. Это долгая и сложная работа, поэтому начинать лучше как можно раньше. Уже с детсадовского возраста полезно давать ребенку небольшие суммы денег и конкретные задания – например, «выбери себе мороженое». А 6 лет – отличный возраст для полноценного старта.
«Выдавая карманные деньги, не пускайте дальнейшую ситуацию на самотек. Обязательно запрашивайте обратную связь: «Расскажи, как ты распорядился своим бюджетом на этой неделе». Пока ребенок маленький, он с радостью с вами поделится (особенно, если вы будете хвалить его за удачные решения). Если же затянуть и начать эту историю в подростковом возрасте, можно столкнуться с сильным сопротивлением: «Я же самостоятельный, не буду перед вами отчитываться»
Начнем с того, что это неправда. Ребенок своими глазами видит, как вы достаете кошелек, рассчитываетесь за покупки — и деньги в нем есть. Результатом станет детская истерика прямо на кассе – или просто непонимание, обида и чувство, что его интересами пренебрегли.
Чтобы грамотно выйти из этой ситуации, вспомните стратегическую цель – научить осознанно относиться к тратам. Для этого необходимо объяснить ребенку, что существуют разные категории покупок: то, что необходимо купить прямо сейчас и то, что хочется, но может подождать.
Перед походом в магазин всегда договаривайтесь, что именно планируете покупать. Если ребенок захочет что-то «сверх программы» – откладывайте покупку на другое посещение магазина. Только обязательно исполните свое обещание: пообещали пойти за шоколадками в пятницу — идите.
Зная, что время для его «хотелок» гарантированно придет, ребенок будет спокойнее относиться к идее их отложить. В будущем этот навык позволит ему не спускать всю зарплату в первые же дни, искать самое выгодное время для покупок и копить.
«Если платить ребенку за оценки, у него может выработаться убеждение «если я хорошо учусь, у меня точно будет много денег». Но это неправда: отличная учеба совсем не гарантирует, что ты станешь миллионером (и даже найдешь высокооплачиваемую работу). Не стоит воспитывать ложные ожидания от жизни, тогда не будет и лишних разочарований»
Но сама возможность подзаработать полезна. Это позволяет ребенку прочувствовать «цену денег» — понять, что они не сыплются с неба, а достаются трудом.
Придумайте специальные задания вне обычного круга обязанностей ребенка и оплатите их. Задачи должны быть посильными и соответствовать возрасту: в 7 лет можно под присмотром бабушки собрать ягоды на даче, а 13-летний подросток вполне способен самостоятельно забрать ваши вещи из химчистки.
Приготовьтесь платить каждый раз, когда нужно будет снова выполнить ту же работу! Вы заключили своеобразный трудовой договор — и нарушать его нельзя.
Будьте последовательны и не подрывайте детское доверие. Помните и о долгосрочных последствиях: вряд ли вы хотите, чтобы выросший ребенок считал, что если начальник ругается, то можно поработать спустя рукава.
Не стоит оплачивать обычную работу по дому (помыть посуду, погулять с собакой), ведь другие члены семьи не получают за это денег. Платить одному ребенку будет несправедливым.
«Когда мы слишком эмоционально реагируем на детские траты на «ерунду», ребенок становится скрытным. Никому не нравится чувствовать себя плохим: в следующий раз он вам просто ничего не расскажет. Другой вариант. Шумными разборками мы можем добиться прямо противоположного: подкрепить нежелательное поведение, которое хотите на самом деле преодолеть. Если ребенку не хватает вашего внимания, то он будет продолжать много тратить, чтобы вызвать у родителей эмоции и ощутить, что им занимаются»
Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.
Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.