в каком возрасте ребенок начинает рассуждать
Первое слово ребенка – когда начинают говорить дети?
Врачи и психологи в один голос утверждают: воспитанием ребенка нужно начинать заниматься как можно раньше, с самого его рождения. Некоторые заходят еще дальше, предлагая начать обучение во время беременности: считается, что уже в утробе матери ребенок отлично слышит все происходящее вокруг, поэтому ему нужно читать книги и включать музыку. Все это способствует более раннему развитию речи у ребенка, так как умение говорить– это приобретенный навык.
Первые осознанные, «человеческие», звуки ребенок начинает произносить примерно в полгода, однако развивать эти навыки нужно сразу после его рождения. Для полноценного развития, в том числе развития речи, маленький человек должен чувствовать заботу и внимание со стороны родителей. Рекомендуется чаще брать его на руки и разговаривать с ребенком. Таким образом, вы дадите ему и физический, и речевой контакт, что заставит его почувствовать себя в безопасности.
Рекомендуется повторять за ним те же звуки и сопровождать это улыбкой. Затем можно добавлять собственные звуки, так как дети обучаются, подражая взрослым. Еще один отличный способ развить речевые способности ребенка – это музыка. Чтобы речь развивалась правильным образом, желательно ставить ему негромкие, но ритмичные мелодии. Хорошо подойдут для этого детские песенки, в которых четко выражен ритм и отдельные звуки и слоги.
Подходящий возраст для развития речи
Нельзя сказать с точностью до одного дня, в каком возрасте ребенок точно должен начать разговаривать. Однако есть общие критерии, по которым можно оценить уровень развития речевых навыков ребенка. Например, первые раздельные слоги дети должны произносить с 7-8 месяцев. Это будут наборы простейших звуков: ма-, ба-, па-, та-, да- и т.д.
Не надо думать, что в этом возрасте ребенок ничего не понимает. Наоборот, он как никогда нуждается в общении, поэтому с ним нужно постоянно разговаривать. Рассказывайте ему о том, что происходит в доме, за окном, а также о нем самом. Объясняйте, как устроено тело ребенка, что он только что сделал, и что еще будет делать вечером. Повторяйте фразы по несколько раз, чтобы ребенок не только учился, но и тренировал собственную речь.
Для общения с малышом выбирайте простые, четкие и короткие слова. Учиться нужно от простого к сложному, поэтому дайте ему возможность повторять за собой базовые слоги.
Избегайте слов-паразитов и других слов, засоряющих речь, так как впоследствии он будет употреблять их непроизвольно. Вообще, помните, что дети подражают родителям во всем, а не только в речи – проще говоря, вы воспитываете свою маленькую копию. Не бойтесь поправлять ребенка, если какие-то слова он что-то произносит неправильно или нечетко. Важно выработать правильное произношение с самого начала, так как исправлять ошибки в более старшем возрасте намного сложнее.
Как и когда происходит формирование речи
При нормальном развитии ребенка после года он вполне сносно говорит отдельные слова или даже простые фразы из 2-3 слов. Иногда бывает и так, что в один год ребенок продолжает молчать. Сразу же бить тревогу не нужно, так как у некоторых малышей наблюдается естественная задержка речевого развития, когда он способен нормально осмысливать происходящее (то есть понимает указания родителей), но говорить пока не может. Самое главное на этом этапе – продолжать пополнять словарный запас ребенка, постоянно с ним разговаривая. Нужно добавлять в речь новые слова, а также не оставлять его без внимания.
В полтора года словарный запас ребенка насчитывает уже несколько десятков слов. Большинство из них состоит из 1-2 слогов и произносятся с речевыми ошибками. Однако намного важнее то, что ребенок говорит их к месту, то есть осознает, что он хочет сказать родителям. К двум годам словарный запас насчитывает уже 250-300 слов, что вполне достаточно, чтобы ребенок мог нормально разговаривать с родителями. В этом возрасте, как и раньше, очень важно продолжать разговаривать с ребенком, рассказывая ему обо всем, что вас окружает. Только сейчас разговор нужно вести в формате диалога, чтобы развивать у ребенка коммуникативные навыки.
Если же в речевом развитии ребенка отмечаются задержки, не расстраивайтесь, так как в каком возрасте ребенок начинает разговаривать, зависит от особенностей его организма. Врачи рекомендуют развивать мелкую моторику, поэтому делайте ребенку массаж пальцев рук, которую начинают с полугода. Если же эти и другие упражнения не помогают, тогда обратитесь к специалисту – логопеду.
Чтобы ребенок заговорил раньше, можно использовать различные методы развития речи, например логопедический массаж. Развитие мелкой моторики пальцев способствует ускорению развития речи. Рекомендуется с 6 месяцев делать массаж пальчиков ребенку, использовать развивающие игрушки можно только под присмотром родителей.
Не стоит высматривать и намеренно искать отклонения в развитии ребенка. Все дети разные и особенности развития каждого малыша зависят от его психотипа, генетических особенностей и характера. У всех людей, даже самых маленьких существуют свои методы познания мира, поэтому будьте бдительны, но старайтесь разглядеть в своей крохе, что именно ей свойственно и что будет максимально способствовать развитию малыша.
Речь ребенка развивается постепенно, поэтому не нужно ждать от него сложных предложений уже ко второму году жизни. Наоборот, первое слово ребенка вы, скорее всего, не поймете. Но это совершенно нормально: логопеды говорят, что на этом этапе достаточно отдельных слогов или звуков, в которых будет угадываться предмет, другой человек или описание явления. В возрасте одного года дети должны знать полтора-два десятка слов. Имеется ввиду, что это не полноценные «слова», а отдельные звукоподражания или слоги.
Во сколько дети начинают говорить, зависит как от природы, так и от воспитания, данного родителями. Первое слово ребенок произносит примерно в 7-8 месяцев или чуть позже. Естественно, это будет не самостоятельное слово, а только слог или пара повторяющихся слогов. Неслучайно ребенок, как правило, первым всегда произносит слово «мама». Во-первых, мама – это самый близкий ему человек, с которым он проводит большую часть времени. Во-вторых, слово «мама» содержит два простых и одинаковых слога, и произносится легче всего.
Когда ребенку исполнится один год, он должен знать около 8 слов, после чего его словарный запас будет увеличиваться. Важно понимать, что ребенок должен не просто произносить слова, а делать это осознанно. Именно «привязка» слов к конкретному объекту или ситуации и отличает разумного человека от животных. Распознать это довольно просто: если ребенок произносит одни и те же слоги (пусть и не очень внятные) только при определенных обстоятельствах – значит, развитие идет правильно.
Родители должны развивать в ребенке умение говорить. К сожалению, многие из них делают все наоборот, когда пытаются подстроиться под ребенка и тоже начинают коверкать слова – проще говоря, сюсюкаются с ним. Делать этого ни в коем случае нельзя, так как с самого начала следует обучать ребенка правильному произношению. С другой стороны, добиваться красивой речи в таком возрасте еще рано, поэтому наилучший вариант для родителей – произносить слова самостоятельно, но так, чтобы ребенок связывал слово с объектом. Например, спросите его «где кошка?», чтобы он показал пальцем на домашнее животное.
К двум годам у ребенка появляется фразовая речь: это значит, что он должен уметь связывать два-три слова друг с другом, даже если они будут лепетными. Когда ребенок начинает строить более сложные предложения, его словарный запас достигает трехсот слов. Если ребенок не говорит в 2 года, это становится серьезным поводом для обращения к врачу.
После трех лет дети активно используют в речи прилагательные и предлоги, а к пяти годам их речь становится совсем понятной для всех взрослых, а не только для родителей. В этом возрасте ребенок начинает задавать много вопросов, интересуясь окружающим миром, а взрослые должны отвечать на них, а не отмахиваться от своих детей.
Более того, родителям следует стимулировать в детях тягу к знаниям и всячески развивать их речь. Нужно не только отвечать на вопросы детей, но и задавать им свои вопросы – например, просить поделиться впечатлениями от прогулки. Нельзя запрещать детям играть или общаться с другими детьми. Также рекомендуется ежедневно читать ребенку книги в соответствии с его возрастом, а также слушать с ним музыку, петь и танцевать. Все это способствует гармоничному развитию ребенка, а не только развитию речевых центров.
Когда ребенок не говорит в 2 года простейшие фразы из 2-3 слов, нужно обратиться к логопеду и неврологу. На задержки речевого развития влияют не только патологии органов речевого аппарата, но и неврологические нарушения. Логопед проведет тесты для выявления проблем с речью и назначит специальные упражнения. Родители под руководством логопеда вполне могут обучиться им, чтобы заниматься с детьми дома самостоятельно. Самое главное в этой ситуации – не затягивать с приемом у специалиста и ежедневно выполнять корректирующие упражнения.
Развитие ребенка по месяцам до года
Давайте узнаем, какие этапы развития проходят малыши, и как родители могут поддержать этот процесс.
Чему учится малыш от 0 до 1 месяца
Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.
Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.
Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.
Вы можете завести себе дневник, куда будете заносить все достижения вашего малыша: впервые улыбнулся, начал ползать, сделал первые шаги. Это поможет и проследить динамику развития, и сохранить приятные воспоминания на всю жизнь.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Сейчас ваш малыш нуждается в особо тесном телесном и зрительном контакте с мамой и ее отклике на его нужды, что закладывает прочный фундамент психологического благополучия ребенка. В это непростое время семья проверяется на прочность и сплоченность: чтобы мама могла посвятить себя новорожденному, пусть другие члены семьи возьмут на себе все остальные заботы о доме.
Как малыш развивается к 2 месяцам
В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.
Что умеет ребенок к 3 месяцам
Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.
В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители могут замечать первые проявления характера ребенка.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый.
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.
Что умеет малыш в 7 месяцев
Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.
Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет». Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Помните: если «нет» произносится по любому поводу, малыш скоро привыкнет к этому слову и перестанет обращать на него внимание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не сможет уважать вас и ваши желания. Поэтому лучше всего пользоваться запретами только в случаях, когда необходимо защитить малыша от опасности.
Как развивается малыш в 10 месяцев
Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!
Малышу 11 месяцев: что он умеет
Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.
Подводим итоги первого года
Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.
Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.
Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.
Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!
Список использованной литературы:
В каком возрасте ребенок начинает рассуждать
Вокруг первых слов ребенка родительской суеты не меньше, чем вокруг первых шагов, ведь это два основных навыка, которыми малыш должен овладеть примерно до полуторагодовалого возраста. Какие они, эти первые слова? Во сколько дети начинают их говорить и как им в этом помочь?
ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ
Большинство из нас уверены, что первые слова малыш обязательно скажет еще до года. Особенно ждем слова «мама», как «истинно первого», сказанного ребенком. Во сколько он его скажет? Ребенок начинает говорить не одномоментно, его речь проходит несколько последовательных этапов от месяца к месяцу, а затем – от года к году, все более совершенствуясь от простого «уа» в возрасте 1 месяца до развернутых предложений или вполне связных рассказов в 2,5–3 года.
ЧТО ТАКОЕ ПЕРВОЕ СЛОВО?
Понятно, что спустя несколько лет речь станет намного совершеннее. Ребенок научится выговаривать все звуки, согласовывать члены предложения без ошибок, пересказывать, анализировать, сочинять. Но в памяти родителей навсегда останется то самое первое слово. Каким оно может быть?
Чаще всего это звукоподражания или искажения, характеризующие начало автономной речи, понятной только малышу и его родителям. Так что это точно не слово «мама». Скорее, что-то вроде «ам-ам», «ца-ца» или «дай-дай». Но разве это слово? В современной педиатрии принято называть словом тот «набор звуков», который всегда употребляется малышом в одном и том же значении, ассоциируется у него с одними и теми же предметами или действиями.
Если малыш все, что связано с едой (и сам процесс примем пищи в том числе) называет «ам-ам» — то это слово. Если «ца-ца» — это все, что красивое или нужно для наведения красоты – это слово. Самое настоящее. Устойчивая лексическая единица, употребляемая ребенком. Если нет – еще лепет. При этом первые слова обычно состоят из двух повторяющихся или разных, но простых слогов. При этом уже можно считать, что ребенок начинает разговаривать.
Во сколько малыш скажет первое слово – вопрос индивидуальный. Кто-то вовсю «строчит» уже в год, а кто-то и в два не очень-то разговорчив.
ПОМОГАЕМ ЗАГОВОРИТЬ
Обычно считается, что девочки начинают говорить несколько раньше, они более эмоциональны и непосредственны. Хотя и с этим можно поспорить: каждый малыш развивается индивидуально. Есть замкнутые девочки и активные мальчики, и предсказать, кто из них начнет говорить предложениями первый, нельзя. И дело не только в природных задатках, а еще и в том, чем, как и сколько занимаются с ребенком родители, чтобы стимулировать развитие его речевых навыков.
Что значит стимулировать? «Подталкивать» речевой аппарат, совершенствовать движения малыша и делать все, чтобы он был готов к говорению как можно раньше. Как этого достичь? Комплексно воздействовать на мозговые центры ребенка, отвечающие за развитие мелкой и крупной моторики, мышления, чувства равновесия, которые связаны с центром речи; развивать артикуляционный и понятийный аппарат. Приведенные ниже упражнения и занятия помогут в этом.
Для правильного речевого развития важно развивать и дыхание. Слабое дыхание может привести к тому, что ребенок начнет говорить слишком тихо. Или будет затихать к концу короткой фразы, добирать воздух посередине слова, говоря взахлеб.
Постановке дыхания способствуют несложные игры, в которые малыш будет играть с удовольствием:
Чтобы ваш карапуз начал говорить своевременно и правильно, всегда подавайте ребенку пример правильной речи. Постоянные сюсюкания и искажения слов по примеру малыша, на его речевом уровне, приведут к тому, что он усвоит это как норму. Пусть он говорит «мявка», а вы отвечайте: «Да, это кошечка». А то, чего он еще не понимает, объясняйте при помощи понятий, которые ему уже известны.
ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ
Стимулировать развитие речи можно, осваивая с ребенком простые жесты, которыми он будет сопровождать речь:
Но по мере овладения речью жесты должны отходить на второй план, чтобы не стать «заменителями».
Весьма полезно для развития речевых навыков играть в простые сюжетно-ролевые игры. Ребенку придется как-то называть персонажей, их действия, выражать свои эмоции. Вначале показывать игру придется маме, но постепенно малыш научится подключаться и будет принимать участие в действе.
На начальном этапе просто показывают малышу: так мишка топает, так кукла кушает, плачет. Постепенно разыгрываемые сюжеты будут усложняться, становиться все разнообразнее:
Простые сюжеты можно показывать малышу во время прогулки. Не просто «это мальчик», а «мальчик катается на велосипеде, ему весело»; не просто «птички», а «птички прыгают по асфальту и собирают крошки». По мере взросления сюжетные разговоры должны усложняться, дополняться вопросами о том, что малыш думает по этому поводу, как бы он поступил, как он к этому относится.
Речь – основной навык, который необходим человеку для постоянного общения с окружающими. Чтобы он появился и развивался своевременно, важна ежедневная целенаправленная работа. В игровой форме, но все же – работа. Правильно построенная и сопровождаемая благоприятной эмоциональной атмосферой.