в каком возрасте происходит совершенствование учебной деятельности через самообразование
Самообразование как условие профессионального роста педагога
Елена Смирнова
Самообразование как условие профессионального роста педагога
Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения.
Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого воспитателя должно стать его потребностью. Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.
Основными направлениями саморазвития личности есть самовоспитание (воспитание воли, качеств характера, определенной модели поведения) и самообразование (познание нового, осмысление информации, ее интеграция с имеющимися знаниями, интеллектуальное обогащение).
На современном этапе разные подходы в определении самообразования дают возможность рассматривать это понятие и как процесс развития интеллектуальных качеств и способностей, и как вид познавательной деятельности, и как средство саморазвития.
В процессе самообразованиявоспитатель может использовать различные источники информации: изучение литературы, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом. Интенсивное развитие информационных технологий меняет условия самообразования. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, мастер-классах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению педагогов в решении вопросов самообразования.
Самообразование педагога будет эффективным,когда: реализуется потребность личности в саморазвитии, педагог умеет оценить себя, владеет способами самопознания и самоанализа, готов к изменениям, владеет способностью к рефлексии, направленной на осознание собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности. Также важна программа самообразования, которая включает общеобразовательное, предметное, научное, психолого-педагогическое и методическое направления. В самообразовании педагогадолжны быть следующие результаты: повышение качества преподавания, педагогического взаимодействия с обучающимися, написание пособий, статей, программ, проведение исследований, разработка и внедрение новых форм, методов и приемов обучения, подготовка докладов, выступлений, дидактических материалов, тестов, методических рекомендаций и др. Работа над собой является процессом сложным, креативным, который не может быть жестко регламентирован и который требует содействия.
В начале учебного года мы, педагоги, выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения.
Каждый воспитатель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, разработки занятий и мероприятий.
Технология организации самообразования педагоговможет быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный
3 этап – практический
4 этап – теоретический
5 этап – итогово-контрольный
Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности.
В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательнойдеятельности должен формироваться банк материалов:
• списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта
• разные варианты планов работы по самообразованию
• образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности
• образцы конспектов литературных источников
• новинки психолого-педагогической литературы.
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую.
Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию
• Ежедневная работа с информацией.
• Желание творчества. Педагог — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ педагога как несовременного человека.
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в детский сад, просят определить его в группу к «лучшему» воспитателю. Никто не хочет быть плохим воспитателем!
• Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Основные принципы, направления и источники самообразования
• единство общей и профессиональной культуры
• взаимосвязь и преемственность
• перманентность перехода от низкой ступени к
• вариативность и др.
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.
• профессиональное
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения)
В личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
• результаты самообразования учителя на определённых этапах
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приёмов обучения
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядного материала
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• педагогических разработок
• обобщение опыта по исследуемой проблеме
Самообразование педагога будет продуктивным,если:
• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию
• педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности
• педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
• программа профессионального развития воспитателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности
• педагог обладает готовностью к педагогическому
• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Личный план самообразования, алгоритм его составления и примерные темы для самообразования
На основании выбранной темы воспитатель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.При оформлении работы указываются:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.
2. Творческая визитка педагога:
Ф. И. О. педагога
стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.
3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
название темы по самообразованию; цель, задачи;
предполагаемый результат; этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
4. Оценка профессиональной деятельности:
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчёта по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей.
Примерные темы самообразования воспитателей
Экологическое воспитание в семье
Интеллектуальное развитие дошкольника
Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей
Формирование творческой личности
Воспитание культуры межнационального общения
Научно-методические подходы к организации полового воспитания
Организация работы с одаренными детьми
Активные формы работы с воспитанниками
Воспитание дошкольников на основе традиций
Патриотическое воспитание дошкольников
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников и семьи
Игра как важное средство воспитания дошкольника
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные
Прикреплённые файлы:
«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников». Самообразование
Наталья Шишова
«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников». Самообразование
Предполагаемый результат
III. Диагностика уровня формирования предпосылок учебной деятельности…4
I. Актуальность темы.
В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.
Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное — отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.
Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования.
ФГОС ДО также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.
Сформировать мотивацию к учебной деятельности у детей подготовительной группы.
1. Развивать у детей познавательный интерес и познавательную активность;
2.Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация; умение рассуждать, делать простейшие выводы и умозаключения;
3. Учить решать задачи, используя простейшие формы замещения, символизации и моделирования;
4. Стимулировать развитие самостоятельности, инициативы.
5. Развивать способности к самоконтролю и самооценке.
Предполагаемый результат:
B процессе систематической работы по формированию предпосылок учебной деятельности, к началу школьного обучения у детей будет
-сформирован познавательный интерес;
— дети научатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;
-развито умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;
-сформировано умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;
-смогут сознательно подчинять свои действия правилу;
— развито умение самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;
-научатся контролировать свои действия;
-сформировано умение взаимодействовать со сверстниками.
К концу дошкольного периода у ребенка появится способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.
III. Диагностика уровня сформированности предпосылок учебной деятельности.
2) уровень произвольности воспитанников;
3)уровень развития коммуникативных навыков.
Для определения уровня развития предпосылок детям предложеныразличные игровые задания:
«Чем одна картинка отличается от другой», «Найди два одинаковых предмета», «Продолжи ряд», «Свободная классификация» и т. п.
Качество выполненного задания определяется по трем показателям:
Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого.
Результаты диагностики в начале учебного года:
высокий уровень произвольности отмечен у 12%, средний уровень у 27%, низкий уровень у 51%;
высокий уровень коммуникативных навыков выявлен у 23%, средний уровень у 62%, низкий у 15%.
Результаты диагностики на первоначальном этапе позволили в последующем выстроить работу с учетом развития каждого ребенка.
IV.План работы по теме:
Месяц Содержание работы с детьми Содержание работы с педагогами Содержание работы с родителями
Сентябрь-октябрь 1. Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.
3. Прогулка к зданию школы.
4. Знакомство с азбукой
(совместная деятельность с детьми) Тренинг «Создание предметно – развивающей среды подготовительной группы, обеспечивающей проявление самостоятельности и творческой инициативы каждого ребёнка» Родительское собрание «Скоро в первый класс»
Ноябрь 1. Д/и на обозначение предметов.
2. Игровые упражнения, направленные на сравнение («Найди такой же», «Какая фигура лишняя» и т. п).
3. Игровые упражнения, направленные на анализ и синтез (Сложи фигуру», «Составь фигуру», «Составь картинку из частей», «Из каких фигур состоит» и т. п).
4. Экскурсия в школу. Практикум по составлению картотеки игр для развития логического мышления для детей старшего дошкольного возраста
Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе»
Декабрь 1. Д/и «Найди такой же узор» и т. п.
2. Игровые упражнения, направленные на развитие умения классифицировать. («Объедини фигуры по форме, цвету, величине, «какой предмет лишний и почему?» и т. п).
4. Рисование на тему «Я и моя школа». Семинар-практикум для педагогов «Игровые упражнения, направленные на умения классифицировать» Консультация «Роль развития самостоятельности, как важного фактора в формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольников»
Январь 1. Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» и тд.).
2. Игры и упражнения на аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов.
3. Беседа «Интервью с первоклассником». Памятка «Способы развития у детей контроля и самоконтроля». Педагогическая библиотека для родителей «На пороге школы»
Февраль 1. Логические упражнения на поиск закономерностей («Продолжи ряд», «Что дальше», «Построй стенку», «Что начала, что потом» и т. п).
2. Умозаключения по аналогии.
3. Сюжетно-ролевая игра «Школа» Проведение мастер-класса для педагогов «Организация дидактических игр математического содержания, как показателя мыслительных способностей детей».
Аудиозаписи бесед с детьми «Интервью с первоклассником»
Март 1. Задачи на поиск недостающих фигур
2. Логические концовки, загадки с математическим содержанием.
(сюжетно-ролевая игра) Оформление сборника консультаций для родителей «Готовность к школе»
Видеофрагменты организации учебных видов деятельности
Апрель 1. Кодирование, декодирование.Игровые задания: «Какого котенка подарили Кате», «Какую пуговиц потерял Рассеянный»,
«Кто где живет?», «Когда приедет мама» и т. п.
2. Схематизация и моделирование
Игровые задания «Всем ли девочкам хватит конфет»,
«Почему дети грустят и улыбаются?» и т. п.
3. Беседы о школе «На уроках». Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми.
Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми.
Май 1. Итоговая диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.
2. Рисование «Я и моя школа» Выступление на педагогическом совете «О результатах
Родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни»
-Безруких, Готов ли ребенок к школе? Текст. / М. : Издат. центр Вентана-Граф, 2005.
-Подготовка детей к школе. Текст. /Под ред. A. B. Запорожца, М. : Просвещение, 1990.
Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно-прикладной деятельности Актуальность: На современном этапе развития нашего общества, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка.
Семинар для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников» Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Важнейшей задачей современной системы образования.
Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с ТНР при использовании коррекционного моделирования Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две группы: психологические и коммуникативные. Психологические предполагают достаточный.
Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).
Формирование творческих способностей у старших дошкольников с ОВЗ в процессе продуктивной деятельности Создание благоприятных условий для развития творческих способностей и потенциала каждого ребёнка – является одной из задач ФГОС. Ребёнок.
Игры-занятия для детей раннего возраста, направленные на формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности Игры-занятия для детей раннего возраста, направленные на формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности. Основной вид деятельности.
Роль игровой деятельности в формировании предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Роль игровой деятельности в формирование предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Теоретический анализ исследований.
Родительское собрание на тему: «Формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности» Дата проведения: октябрь. Форма проведения: деловая игра в нетрадиционной форме Продолжительность: 60 минут. Ц е л ь: формирование педагогической.
Самообразование «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами России» Елена Виноградова План самообразования «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами.
Технология формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности,.
Самообразование — форма обучения для тех, кому жалко тратить время на школу
Рассказываем, что такое самообразование с точки зрения закона, как старшекласснику перейти на него и каковы плюсы и минусы такого обучения.
Что такое самообразование
В широком смысле слова самообразование — приобретение знаний самостоятельно. Когда мы учимся чему-то новому своими силами, мы занимаемся самообразованием.
Юридически самообразование — отдельная форма обучения. В России получать образование можно:
В школах дети учатся очно, очно-заочно или заочно.
Вне школ обучение может проходить в форме семейного образования или самообразования. Фактически это одно и то же, потому что процесс в обоих случаях одинаковый и ответственность лежит на родителях школьника и нём самом. Термин «самообразование» применяется в отношении учеников 10–11 классов.
Самообразование — это форма обучения вне традиционной массовой школы. Перейти на эту форму могут подростки, которым уже исполнилось 15 лет, или те, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил девять классов.
Самообразование отличается от обучения в школе тем, что подросток сам несёт ответственность за процесс и результаты. Считается, что к 10–11 классу школьник уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно заниматься учёбой и осознанно выбирать форму обучения. Хотя разрешение родителей всё равно потребуется.
Как перейти на самообразование
Процедура перехода на форму самообразования такая же, как и на семейное обучение:
Пошаговое руководство по переходу на семейное образование и самообразование
Скачивайте себе на компьютер или читайте онлайн!
Как учатся на форме самообразования
Существуют разные способы организации обучения на форме самообразования. Школьник вместе с родителями может выбрать любую программу и построить учебный процесс так, как ему нравится. Можно заниматься самостоятельно по учебникам, посещать репетиторов или смотреть онлайн-курсы.
Форма самообразования позволяет как пройти за год программу сразу нескольких классов, так и двигаться вперёд не торопясь, последовательно.
В выбранной школе прикрепления вам сообщат, какие предметы обязательны для аттестации. Их так или иначе придётся проходить. Остальную программу можно составить по желанию подростка и родителей.
Кому подходит самообразование
Эту форму чаще всего выбирают старшеклассники, которые:
Плюсы и минусы самообразования
Старшеклассники, которые учатся дома, обычно говорят о таких преимуществах:
✅ Не нужно так много времени уделять непрофильным предметам. Вместо этого можно сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ и поступлению в вуз.
✅ Можно заниматься с лучшими преподавателями Москвы и Санкт-Петербурга, даже если живёшь далеко от столиц.
✅ Есть возможность пройти старшие классы ускоренно. Экстернат экономит время и даёт фору.
✅ Учёбу можно совмещать с увлечениями без потери качества знаний.
Минусы
❌ Требует дисциплины и ответственности. Без внутреннего желания и мотивации результата не будет.
В нашем экстернате вам помогут с организацией обучения в форме самообразования.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно