в каком возрасте происходит подготовка ребенка к посещению местного музея
Консультация для педагогов «Как родителям помочь подготовить детей к знакомству с музеями»
Подготовительная группа
Воспитатель Карасева И. В.
Мы живем в замечательном городе Санкт-Петербурге, богатым историческим прошлым, великолепным архитектурным наследие, огромным количеством замечательных и разнообразных музеев. И многих родителей интересует вопрос: «Когда можно знакомить дошкольников с музеями». Безусловно, что этот вопрос актуален не только для жителей больших городов, любой родитель стремиться дать своему ребенку, как можно больше знаний и впечатлений. Познавательный интерес сопровождает нас от рождения, и если не давать новую духовную пищу, новую информацию, новые впечатления, этот интерес постепенно угаснет. Вновь возродить, открыть ребенку мир познания очень сложно, а порой и не возможно. Важно не упустить этот момент, вовремя приобщить ребенка к миру прекрасного.
На сегодня в музеях нашего города есть множество различных абонементных занятий, где детей в небольших группах специалисты музеев знакомят с различными видами искусства, («Русский музей», «Эрмитаж», с народными обычаями и обрядами («Этнографический музей», «Этнографический музей народов мира», природой нашей планеты («Зоологический музей», «Музей воды», «Ботанический сад»), различными техническими средствами(«Железнодорожного транспорта», «Артеллерийский»)т. д.
Но безусловно для ребенка важно, чтобы первое знакомство с музеем состоялось вместе с родными, дорогими ему людьми, чтобы радость открытия нового он мог разделить с мамой и папой. Ребенку понадобиться собеседник, с которым он сможет поделиться впечатлениями, и обсудит вопросы которые возникнут у него от увиденного.
Планируя первое посещение, важно выбрать музей, следуя интересам вашего ребенка. Необходимо подготовить ребенка к первому посещению музея. Обязательно расскажите малышу о существовании и разнообразии музеев, их содержании и экспозициях. Разбудите в ребенке интерес к познанию. Поделитесь своими детскими впечатлениями. Малышу важно знать, что вы тоже будучи маленьким впервые испытывали разнообразные эмоции и переживание.
* Выбираем музей, просматриваем информацию о содержании экспозиций музея, выбираем, что вы хотите показать ребенку. Вы должны хорошо владеть информацией с
которой вы будете знакомить малыша, должны быть готовы ответить на любой его вопрос.
* Начинаем готовить малыша. Рассказываем ему о существовании музея, показываем открытки, альбомы с экспонатами, читаем книжки. В наше время такую информацию не сложно найти, но не сводите анонсирование музея ребенку, в просмотр этой информации на планшете или компьютере.
Обязательно познакомьте ребенка с правилами поведения в музее. Объясните, почему именно такие номы поведения приняты в залах музеев.
Малыш не должен испытать шок, попав в новую для него обстановку, все впечатления от музея будут испорчены, если вы будете постоянно делать ему замечания по поводу поведения.
* Выберете день для первого посещения музея, заранее предупредите ребенка об этом. Этот день должен быть свободен от каких-либо дел, все должно быть направлено на получения ребенком новых знаний, впечатлений и желание посетить музей в будущем.
Постарайтесь обеспечить ребенка хорошим позитивным настроением.
* Придя в музей не спешите вести ребенка в те залы, которые вами запланированы для ознакомления, дайте ребенку возможность рассмотреть все вокруг,и только потом пройдите в залы для просмотра.
Еще один важный момент. Если вы сами знакомите ребенка с экспонатами музея, ваша речь должна быть грамотной, изложение материала доступно для понимание малыша, важен также эмоциональный фон речи. Если вы испытываете трудности, лучше конечно обратиться к музейным работникам, но сделать это следует заранее. Договоритесь накануне посещения, забронируйте экскурсию с небольшой группой, сделать это можно по телефону. В музеях существует большое количество разнообразных услуг.
Просмотрев все что вы запланировали, не старайтесь пройти с ребенком по всем музейным залам, он вряд ли сможет после такой экскурсии вспомнить хоть что-то, его впечатления будут размыты. Не забывайте, что экскурсия по музею не должна превышать 30- 40 минут.
Знакомя ребенка с экспонатами не выливайте на него массу информации, преподносите эту информацию смешивая ее с игрой (игра – это самый простой и доступный способ заинтересовать и обучить ребенка) «Найди отличия», «Придумай название», «На что похоже», разнообразьте впечатления, рассматривая поочередно мелкие и крупные экспонаты, картины, скульптуры.
На ребенка произведет большее впечатление яркие, красочные экспонаты, которые он с удовольствием будет рассматривать.
В настоящее время существует множество интерактивных музее. Где с любым экспонатом можно поиграть, потрогать его. Такие музеи несут большой эмоциональный заряд, у малыша бывает переизбыток эмоций и чувств, к этому нужно подходить с осторожностью.
А начинать знакомство с музеями все же следует с классики, чтобы ребенок мог усвоить каноны поведения и культуру общения с прекрасным.
Самое главное заинтересовать ребенка так, чтобы у него возникло желания вновь и вновь прийти на свидание с прекрасным.
Консультация «Как подготовить ребенка ко сну?» Очень часто мамы жалуются, на нежелание ребенка ложится спать. Ребенок начинает капризничать, требует игр или говорит,что хочет кушать,.
Консультация для педагогов «Что рассказать родителям об умственном развитии детей дошкольного возраста» От того, какое влияние оказывают на детей родители, во многом зависит умственное развитие ребенка. Это влияние осуществляется в повседневном.
Консультация для педагогов «Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Что нужно знать родителям» Одним из главных условий всестороннего формирования личности ребенка является обеспечение его нормального физического развития. Что и как.
Консультация для педагогов «Как объяснить родителям пользу эстетического воспитания» В семье необходимо уделять внимание эстетическому воспитанию ребенка, формированию его эстетических потребностей и вкусов. В работе с родителями.
Консультация для родителей детей раннего возраста «Как помочь ребенку освоить родную речь?» Вашему ребенку уже чуть больше года. Карапуз подрос, он уже умеет ходить, учится кушать ложкой, много играет… И кажется, что самое трудное.
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе» В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь.
Консультация для родителей «Как подготовить ребёнка к занятиям в бассейне» Плавание оказывает комплексное воздействие на организм ребенка. Занятия плаванием развивает все группы мышц, формирует правильную осанку,.
Консультация для родителей «Как помочь родителям справиться с упрямством» Практически все родители, бабушки и дедушки знают, что такое упрямство детей. Каждый ищет свой подход к ребенку. Все дети разные и, исходя.
Рекомендации для родителей «Как подготовить ребёнка к первому посещению музея»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рекомендации для родителей «Как подготовить ребёнка к первому посещению музея»
Для чего нужны музеи? Чтобы знанья нам давать, Посещая их, мы будем Обо все на свете знать: Быт, религия, искусство И история Земли, Открываются музеи, Чтоб узнать мы все могли.
С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и музею? Этот вопрос вызывал и вызывает немало дискуссий.
В наше время, даже в самых маленьких городках есть краеведческие музеи.
Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.
Выделяют три вида музеев:
В соответствии с содержанием коллекций музеи подразделяются на отраслевые, комплексные, мемориальные.
Музеи – замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Приобщать детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста . Ребенок 4-5 лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развиты эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение . В 5-7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми. Пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.
Именно от первого посещения музея зависит то, как впоследствии ваш малыш будет воспринимать подобные мероприятия. У каждого человека свой круг интересов, разным людям интересны разные вещи, поэтому вести ребенка надо туда, где ему будет действительно интересно. Обязательно подстраивайтесь под интересы ребенка.
Учитывайте его природные склонности и таланты. Начинать лучше с небольших музеев, которые можно осмотреть достаточно быстро, чтобы ребенок не устал. Поэтому первые посещения музеев лучше комбинировать с прогулками. Ваша задача – так заинтересовать и настроить ребенка, чтобы он четко знал: музей – это дом, в котором интересно, красиво и необычно. Расписывая все прелести предстоящего визита, родителям надо исходить из интересов ребенка: « Сегодня мы сходим в музей, где узнаем много нового о твоих любимых животных». Или: «У тебя большая коллекция паровозов. А ведь есть музей, где можно познакомиться с ними поближе».
Малыш должен обязательно знать заранее, куда и зачем идет, что он увидит в конкретном музее, и стремиться увидеть это.
Первое посещение музея должно запомниться ребенку на всю жизнь, поэтому важно обращать внимание на детали. Прежде чем войти в музей, остановитесь и рассмотрите само здание: большое оно или маленькое, что его украшает. При этом хорошо захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествия по его залам.
Купив входной билет в музей, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе.
Заранее объясните ребенку, как вести себя в музее, а главное – почему именно так. Что в музее ничего нельзя трогать руками, особенно, если экспонаты находятся не в закрытых витринах, не отгорожены, а здесь, рядом. Приведите простой довод: каждый день в музее бывают сотни посетителей и, если каждый из них дотронется до картины (скульптуры), что от нее останется через несколько дней?
Важный момент – подведение итогов после похода в музей. Хорошо, если у ребенка будет возможность поделиться впечатлениями с близкими и друзьями, рассказать о том, что он увидел. И, скорее всего, в подобных беседах возникнет желание снова отправиться в этот же или другой музей и узнать еще что-нибудь новое и интересное. Многим детям наверняка захочется нарисовать то, что им больше всего понравилось в музее. Важно поощрять такие творческие начинания ребенка.
Если в музее возникли вопросы, на которые Вы не смогли ответить сразу, придя, домой, загляните в энциклопедию или справочник и удовлетворите интерес юного исследователя. Да и ребенок, увлекшись поисками ответа, научится пользоваться справочной литературой, что обязательно пригодится ему в жизни.
Словом, отнеситесь к посещению музеев творчески – польза от этого будет огромная не только для ребенка, но и для всей семьи. И пусть лучшей наградой вам станет вопрос ребенка: « А в какой музей мы пойдем в это воскресенье?»
Ознакомление дошкольников с музеем как часть эстетического и художественного воспитания
Раздел «Эстетическое развитие» предполагает ввести ребёнка в мир искусства, развивать его художественную культуру в условиях социо- культурной среды музея.
Понимая всю важность данного направления в деле воспитания детей, его целесообразность, мы начали поэтапную подготовку к ней.
Первым делом, в начале учебного года мы заключили договор с Национальным художественным музеем изобразительного искусства г. Якутска о еженедельном посещении детей старшей группы. Со старшим воспитателем и работником музея были обговорены условия, основные задачи и формы работы.
Занятия с детьми мы разделили на три этапа:
1. Подготовка детей в детском саду к посещению музея (проводится воспитателем).
2. Работа с детьми на экскурсиях в музее (проводится музейным педагогом – искусствоведом).
3. Работа с детьми по закреплению музейных впечатлений (проводится воспитателем и музейным педагогом – искусствоведом).
На первом этапе знакомства с художественным музеем особое значение имеет внутренняя готовность ребёнка к восприятию художественных коллекций, его эмоциональный настрой. Поэтому первые занятия по приобщению детей к миру музея мы начали ещёв группе: были проведены занятия о правилах поведения в музее, рассматривали с детьми репродукции картин, портреты художников, открытки, иллюстрации из книг, изделия мастеров декоративно-прикладного искусства, скульптуру малых форм.
Если до этого многие дети не знали, что такое музей, то уже после первых бесед,мы заметили возникший интерес: они с удовольствием самостоятельно вне занятий рассматривают репродукции, интересуются тем, кто его нарисовал и т. п. Отрадным моментом было то, что когда дети пришли первый раз в музей, то они сразу узнали и назвали картину И. К. Айвазовского, про которую мы на одном из занятий рассказывали.
В настоящее время, посещение детьми музея стало для наших дошкольников настоящим праздником. С большим интересом дети рассматривают картины разных жанров, учатся понимать, различать способы изображения (масляная живопись, гуашь, мелки, уголь, и т. п.)
В музее с детьми работала специалист – искусствовед Сизых Ольга Васильевна. Педагог по образованию, она в увлекательной форме «игр-путешествий», рассказывает об экспонатах, художниках, самом музее, обращая особое внимание на архитектуру здания, интерьеры залов.
Опираясь на знания, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, дети узнавали и называли дымковские игрушки, знакомились с каргопольскими игрушками. Рассматривая, эти два вида они сравнивали отличия и сходство росписи, формы этих фигур, что немаловажную роль играет в развитии познавательной деятельности, умении анализировать и способствует развитию связной речи.
Так же дети посетили выставочный зал Комдрагмета. Там мы познакомились с работами нашей якутской художницы – Лены Гоголевой. Дети впервые воочию увидели эскизы костюмов и сами костюмы со спектаклей «Ромео и Джульетта», «КыысДьэбилийэ» (костюмы богатырей Верхнего и Нижнего мира, костюм и маска чёрта, увидели карнавальные костюмы и костюмы к сказкам А. С. Пушкина.Впечатления от увиденного было потрясающими: я увидела в глазах детей и интерес, и страх, и радость. Думаю, что всё это ещё сильнее побудило интерес к дальнейшим посещениям музея. В следующее посещение дети познакомились с новой экспозицией, на этот раз нас ожидали работы скульптора Ксенофонта Николаевича Пшенникова. Здесь они познакомились с новым для них видом искусства – скульптурой. Интересно была подана беседа о том, как можно передавать через искусство скульптуры настроение, желание, чувство человека. Узнали,что скульптуры бывают разные: портреты-бюсты, жанровые композиции, дети опять вспомнили о скульптуре малых форм. Рассматривая и непосредственно трогая скульптурные работы, ощущая их руками, дети узнали, что делают их из разных материалов. Если из металла или камня – то они холодные, если из дерева, гипса или глины – то они тёплые. Занятие проводилось в игровой форме,дети с большим удовольствием играли: показывали мимикой настроение изображаемого в скульптуре человека, превращались в «живую скульптуру», изображая различные жанры. Они могли «рассыпаться» и «упасть», потому что были из песка, ходили тяжело – значит из металла и камня. Здесь мы ещё раз отметили для себя качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик, что такого эмоционального раскрытия ребёнка можно добиться только при зрительном (визуальном) контакте ребёнка с подлинным произведением искусства.
По системе поэтапной работы с детьми, мы проводим занятия по закреплению музейных впечатлений. Эта своеобразная рефлексия ребёнка. Наша практика работы подтвердила её целесообразность. Эти занятия мы проводим иногда в детской художественной студии при музее, в некоторых случаях в изостудии при детском саде. Занятия ведём совместно с музейным педагогом.На этих занятиях дети раскрывают свои творческие способности: рисуют, лепят из глины, теста свои впечатления от увиденного, вступают в диалог об увиденном. По результатам знаний можно судить об изменениях в эстетическом и познавательном развитии ребёнка.Темы занятий:
«Моя любимая игрушка», «Игрушка-свистулька», «Натюрморт моего настроения», «Что мне понравилось больше всего?», «Мы украшаем», «Мой пейзаж», «Моя любимая картина» и т. д. После каждого занятия дети получают домашнее задание – нарисовать или слепить любимую картину, скульптуру и рассказать своим родителям. Мы посетили выставки «Декоративно-прикладное искусство Якутии», «Старый город» и провели семейный просмотр скульптур города.
В условиях группового помещения открыли мини-музей детских работ, «Уголок русской горницы», где с детьми провожу в форме посиделок занятия по РНК, интегрированные занятия, в уголке дети с удовольствием играют в самостоятельные игры.
Вся работа ведётся, руководствуясь методической литературой из серии программы «Истоки» (авторы Л. В. Пантелеева «Музей и дети», Т. Н. Карачунская «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ»).
Итак, работая по указанной системе, подведя итоги проведённой работы уже сейчас можно сделать следующие выводы:
Непосредственное знакомство с коллекциями музея – подлинными историческими экспонатами, а так же с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это, безусловно, неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. В зрительном (визуальном) контакте ребёнка с подлинным произведением искусства – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик.
Наблюдения, беседы и анализ детских работ показали, что у детей сформировался «образ музея», развивается зрительная память, художественное мышление и воображения, заметен прогресс общего культурного уровня и обогащение изобразительной деятельности. Наши дети неоднократно принимали участие в различных конкурсах детского рисунка, где занимали призовые места.
Тяга к рисованию, к кистям и краскам сохраняется не у всех детей, но пристрастие к посещению художественных музеев, интерес к людям и предметам, чувствам и событиям, временам и странам не только обогатит душу и разум будущих инженеров, фермеров, политиков и предпринимателей, но и сделает их более полезными для своей Родины.
Более подробно о проведённом эксперименте можно прочитать в моей статье, вышедшей в журнале № 3 2006г. «Чомчуук Саас». г. Якутск Республика Саха (Якутия).
За последние 5 лет работа по направлению РНК в мини – музее «Русская горница» ЦРР «Парус» ведётся в третьем поколении детей разного возраста.
Рисунок 1 Рисунок 2
За эти годы приобретено и создано многочисленное количество материала, пособий, игрушек, сувениров. Накоплено множество литературы, как методической, так и детской для чтения, рассматривания иллюстраций, демонстративный материал.
Созданы выставки детской литературы «Русские народные сказки» по разным возрастным категориям. Собраны видео материалы для просмотра не только сказок, но и разделов устного народного творчества по возрасту детей. Открыты театральные уголки для самостоятельных инсценировок Русских народных сказок.
Проведено множество занятий, утренников, посиделок, развлечений по РНК. С одним из занятий со старшими детьми хотелось бы познакомить подробней.
Открытое занятие по теме: «Павловопосадский платок».
— Познакомить детей с Павлово – посадскими платками и шалями. Научить детей, чем отличаются платки от шалей. Продолжать знакомство с народными традициями русского народа.
— Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета. Вызвать желание больше узнать о народных традициях и ремёслах русского народа.
— Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Материал: Павлово-посадские платки и шали, слайды.
Ход занятия:
1ч.Педагог: Перед вами большие, красочные шерстяные платки. Называются они Павловопосадскими, потому, что их изготавливают в городе Павловский Посад. Посмотрите, даже на гербе города изображён край платка. Этот город находится недалеко от Москвы. Уже более 100 лет мастера Павловского Посада делают такие платки. Вот самый первый камвольный комбинат, где стали их изготавливать в больших количествах.
Сначала, очень давно, платки в Павловском Посаде делали полностью вручную. Основу ткали на ткацком станке. Ткачество – традиционное занятие русских женщин. Разрисовывали такие платки тоже вручную.
А вот таким стал камвольный комбинат в наше время. Ткацкие станки стали более совершенными. Над платками трудятся разные мастера. Ткачи ткут ткань из шерстяных ниток, красильщики красят ткань в разные тона. Краски наносят под управлением компьютера, перемешивание готовой краски – выполняется без участия человека. Художники составляют узоры, печать осуществляется на печатных станках. Самые ответственные операции осуществляются вручную.
А знаете ли вы, что в старину на Руси кусок материи называли «Плать»? Отсюда и появилось слово «платок». А вот другие изделия Павловопосадских мастеров – шали (показывает детям шаль).
Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются шаль и платок? Платок меньше по размеру, чем шаль; шаль украшена кистями, а платок нет). У кого из вас есть дома Павловскопосадские платки или шали? Кто их носит? (мама, бабушка, тётя). (Обращается к нескольким девочкам): Можете набросить себе на плечи платок или шаль. Почувствуйте, как вам тепло и уютно.
Физ.минутка: муз. Игра «Гори, гори ясно….».
2ч. А известно ли вам, как можно ещё использовать шали и платки? Оказывается, их можно стелить как скатерть, набросить для красоты на спинку кресла или дивана, украсить стену в деревенском доме или на даче.
Все Павловопосадские платки разные. Каждый имеет свой фон и свой рисунок, орнамент. Фон – это основной цвет платка, на котором располагаются элементы узора. А какого цвета фон у этого платка? А у этого? Какими узорами украшены платки? (листьями, цветами). А какого цвета цветы? Обратите внимание, весь узор расположен по краям и углам.
3ч. А сейчас мы с вами будем мастерами из Павлова Посада и для наших гостей оформим узорами основы платков. Для начала рассмотрите и выберите образцы. Аппликация. Работа детей.
Вопросы к детям: Как называются платки, которые вы изготовили? А почему вы думаете, что это платки, а не шали? Для чего нужны платки и шали? Как раньше изготавливали платки? А в наше время? Какими узорами украшали Павловопосадские платки и шали? (по окончании работы дети дарят свои платки гостям).
Павловопосадские платки и шали такие красивые и тёплые, что их с удовольствием носят жительницы разных городов России и других стран.
ФИЗО характеристика программ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ДЕТСТВО[cut=Читать далее. ] Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ РАДУГА Раздел ФИЗО В.
Из опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.