в каком возрасте приходит осознание своего я
Осознание своего «Я» у ребенка-дошкольника
Татьяна Бухарова
Осознание своего «Я» у ребенка-дошкольника
Работая в детском саду более 30 лет, я часто задумываюсь о том, как ребенок осознает сам себя, какое представление о своем «Я» он имеет. Известно, что малыши совсем не так воспринимают окружающую действительность и осознают самих себя в ней, и дело здесь не в жизненном опыте или знаниях, а в тонко-устроенном психологическом аппарате человека, который еще сложнее понять, когда в нем происходят процессы изменения, например, взросления. В такие периоды маленький человек способен совершить удивительные открытия о себе самом, понять ранее скрытые для его взгляда некоторые межличностные отношения, социальные установки, способен сравнить себя с другим и совершить рефлексию над собственным поступком. Но это только одна из сторон развивающегося сознания ребёнка, таким же важным, даже переломным, мне кажется тот момент, когда ребёнок впервые, взглянув на себя в зеркало,понимает: «А ведь это я. Мои руки, глаза, рот. Я вот такой. Как это удивительно, что я именно такой и чувствую это!».
Конечно, то, что было прямой речью ребёнка в предыдущем предложении, в процессе узнавания им самого себя не артикулируется, это цельное ощущение, которое сложно удерживать долго. Тем более, откуда я могу знать о том, что происходит с сознанием ребёнка в такой момент? Я могу основываться на своих воспоминаниях из детства, а также на рассказы моих деток. В любом случае, процесс этот неизбежен, и в каждом случае проходит примерно одинаково. Но последствия первичного самосознания являются базовыми для дальнейшего развития личности ребёнка.
Когда я прихожу к такому выводу, меня удивляет, как мало времени и усилий отведено в воспитательном и образовательном процессе развитию личности ребёнка, помощи осознанию своего «Я», взамен всё направлено на наращивание навыков и знаний малыша. Почему же это так важно — осознавать себя?
Было много сказано о такой функции «Я» как участника социальных отношений и инструмента определения своей социальной роли. Общеизвестно, что первостепенная задача образовательного учреждения — социализовать ребенка, привить ему навыки общения и послушания. Но я хочу сказать и о том «Я», которое является самым главным оценщиком, другом, подсказчиком, судьёй каждого человека, а иногда даже врагом.
Как я представляю себе психическую жизнь ребенка до осознания себя и после? Мне кажется, что до этого переломного момента (чаще всего в 3-4 года) ребенок существует в режиме «Я есть мир». Для него нет разделения на внешний мир и себя как противостоящего ему субъекта, весь мир является объектом его желания и потому сопротивление со стороны, например, взрослых его свободе воспринимается с плачем, обидой. Это не бессознательность животного, потому что человеческая психика намного более высокоорганизована в отличие от животной, но главное здесь то, что для ребенка его желание и выполнение этого желания совпадают, а каждый предмет мира вокруг служит продолжением его самого. Он осознает свои действия, они не автоматичны, они могут быть даже оправданы, но рассматриваются эти действия ребенком как естественные и единственно правильные, и т. к. у него еще нет своего «Я», он не может понять, как его действия скажутся на мире. То есть мы можем сделать вывод, что именно общество оказывает решающее влияние на возникновение у человека «Я».
После переломного этапа (который не является одномоментным, а подготавливается благодаря взаимодействию ребенка со сверстниками, взрослыми) ребенок существует в режиме «Есть Я, а есть мир». Ребенку приходится смиряться со своим нецентральным положением в мире, с существованием таких же как у него «Я» других людей. Он начинает понимать, что выполнение его желания может быть сопряжено с дискомфортом других людей, а потому невозможно. Мир становится неподконтрольным, и может стать даже враждебным при отсутствии любви и заботы со стороны взрослых. Осознание себя отделенным от мира происходит в первую очередь благодаря моральному воспитанию и усвоению правил вежливости, этикета, милосердия, помощи ближнему — то есть благодаря гуманистической социализации. Если ребенок в этот период не усвоит данных правил, есть большая вероятность, что он столкнется с трудностями в процессе жизни, т. к. он навсегда «застрянет» в фазе эгоистичного потребительского отношения к миру.
Тем самым, мы видим, что осознание своего «Я» и усвоение социальных норм неразрывно связаны, можно даже сказать, что именно благодаря жизни в обществе ребенок развивает самосознание и рефлексию. Позднее происходит надстройка «сверх-Я», которая помимо идеального образа включает в себя представление, каков я должен быть с точки зрения успешного функционирования в обществе.
Но еще одна сторона «Я», о которой хотелось сказать, это та, которая «подсказывает» человеку истинные мотивы и цели, сообразующиеся с его наклонностями, способностями. Это то «Я», которое имеют в виду, давая совет «слушай своё сердце». Если ребенку с малых лет предоставляют все возможности для раскрытия творческого потенциала и не подавляют проявления его конструктивной спонтанности, то по мере взросления его «Я» станет ему добрым помощником в выборе жизненного пути. Важным условием для этого являются самоуважение и любовь к себе, осознание, что ты вправе реализовать весь свой потенциал наилучшим образом и получить за это признание. Если ребенок воспитан в атмосфере любви, поддержки, но и в то же время прививания ответственности, то наиболее вероятным будет, что его «Я» не заглушится и громко заявит о себе. Но может быть и так, что «Я» станет самому ребенку наихудшим врагом, если изначально ребенку будут насаживаться противные или даже вредные его природе ментальные установки, если на ранней стадии ему не будет внушено доверие к миру и себе, а наоборот, его зарождающаяся личность будет принижаема и подавляема. Как воспитать ребенка с развитым самосознанием – другой вопрос, которого я не буду касаться в этом рассуждении из-за объемного теоретического изыскания, которое нужно провести для разработки оптимальной стратегии воспитания.
Остается лишь еще раз призвать коллег к осмыслению этой сравнительно новой, но животрепещущей проблемы педагогики.
«Календарь погоды» в детском саду В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь погоды. Знакомство с явлениями природы начинается в младшем.
Фотоотчет о непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах Работа с детьми увлекательное путешествие по жизни. Изо дня в день ты переживаешь с ними, новые события и открытия и от тебя лишь зависит.
Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания
В психологии
В психологии самосознание
понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».
Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. |
Основы общей психологии. — М., 1946.
Развитие самосознания
Основная статья: Развитие самосознания
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
(или этапы) развития самосознания:
На формирование самосознания влияют:
Компоненты самосознания
Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
Функции самосознания
Значение самосознания
Становление и развитие самосознания личности (стр. 1 из 9)
Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Актуальность данного исследования заключается в попытке рассмотреть q1 особенности формирования самосознания в юношеском возрасте, как важном периоде личностного и профессионального самоопределения.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности педагогов.
Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных авторов – Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др., так и зарубежных – У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.
В указанных работах рассматриваются такие вопросы как структура самосознания, динамика его развития в онтогенезе, социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др.
Предметом исследования стали особенности становления профессионального самосознания в юношеском возрасте.
Объектом исследования выступили 30 студенток первого курса и 30 студенток третьего курса отделения «Лечебное дело» Муромского медицинского колледжа в возрасте 17-19 лет.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что такие личности образования в структуре самосознания как самооценка и самоотношение влияют на процесс формирования профессионального самосознания.
1) Анализ литературы по проблеме формирования самосознания в юношеском возрасте.
2) Проведение сравнительного анализа результатов исследования студентов I и III курсов.
Исследование проводилось в период 2001-2002 учебного года на базе Муромского медицинского колледжа.
Для решения поставленных задач был использован следующий диагностический блок:
1. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. [38].
2. Методика исследования самоотношения Р.С.Пантилеева [38].
3. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [39].
4. Опросник Мегробяна по изучению эмпатии [30].
5. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко [39].
7. Сочинение «Я в профессии через 10 лет».
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы становления самосознания в юношеском возрасте.
1.1. Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры.
Проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов:
философско-методологические историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием [И.С.Кон,1978, А.Г.Спиркин 1972, А.И.Титаренко 1974] и др; общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности [Л.И.Божович, 1968; И.И.Чеснокова, 1977; С.Л.Рубинштейн, 1989] и др.;
социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности [ Л.И.Божович, 1968; И.И. Чеснокова, 1977г., С.Л.Рубенштейн, 1989г.] ;
социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей [ А.В.Захарова, 1980г.; А.И. Липкина, 1976г.; В.В.Столин, 1983г.] и др.
В литературе используется множество самых разнообразных терминов: «самсознание», «я», «я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и т.п. Авторы ряда работ пытались соотнести понятия, упорядочить терминологическое поле проблемы. (М.И.Лисина, 1980г.; В.В.Столин, 1983г.).
Понятие «самосознание» используется, как родовое, для обозначения всей области в целом, включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины «самосознание», «представление о себе» применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «Образ Я» рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон – когнитивной, эмоциональной и регуляторной. [В.В.Столин, 1983г.].
Наибольший интерес у отечественных психологов вызывает проблема возникновения самосознания, его структура и уровневая организация. И.И.Чеснокова (1977г.) предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сапостовления «Я» и «другого человека». Сначала некое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самосознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными уже в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самосознания указывается самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей. Своей общественной ценности, собственного достоинства. [И.М.Чеснокова, №49]
И.С. Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа «Я». Образ «Я» понимается, как установочная система; установки обладают тремя компонентами когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим. Нижний уровень образа «Я» составляют «неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и сам этот образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентацией личности, связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей [И.С.Кон, 1978г., №16, с.72-73].
По мнению В.В.Столина (1983г.) самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. [В.В.Столин №43].
С.Л.Рубенштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой.» [С.Л.Рубенштейн, 1989г., № 40, с.245]
Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата.
У.Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я, он рассматривал, как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознание и Я, как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая – содержание этого опыта (Я, как объект). По мысли Джемса, Я, как объект,- это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.[Р.Берис №2]
Интеракционная школа (Кули, Мид и др.) полагают, что человеческое «Я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Интеракционисты указывают на то, что самосознание и ценностная ориентация личности, как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей. Под действием механизма взаимного обогащения происходит становление Я-концепции индивида. [Р.Бенс, №2].
В теории Э. Эриксона проблематика Я-концепции рассматривается сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Формирование идентичности Я-процесс, который служит основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Эриксон рассматривает развитие личности, её самосознания как последовательную смену стадий, имеющих свои особенности. [Г.А.Цукерман, Б.М.Мастеров № 48].
К.Роджерс понимает под Я-концепцией восприятие человеком самого себя, механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида. К.Роджерс рассматривает самосознание с точки зрения развития у человека позитивного самовосприятия. [Р.Бернс № 2 с. 58, с. 367].
Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях проблема самосознания является одной из центральных. Большинство исследователей проблемы самосознания считают, что самосознание – это прежде всего процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе. “Самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе.” [И.И.Чеснокова № 49, с. 122].
В философии
В философии самосознание
есть сознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание выступает условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в этом значении оно понимается как непосредственно само
условие конституирования
мира, как сам
способ
бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.
Уровни самосознания и их характеристики
Основными функциями самосознания являются::
Чтобы понять, понимаете ли вы себя вообще, чтобы оценить свой уровень, уже давно есть несколько критериев для самосознания:
Уровень осознания делиться на четыре этапа:
Уровни самосознания делятся на:
Понятие самосознания. Самосознание как процесс самосознания. Идентичность — как изображение самого себя (я — консепция). В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и социальных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно поднимается до уровня теоретического мышления. Очень важно уметь понимать себя и оценивать себя, потому что именно это формирует нас.
Этапы становления сознания. Самосознание
Сознание и самосознание формируется у человека не сразу. Процесс формирования происходит в несколько этапов.
На первом этапе, примерно до трех лет, ребенок вполне овладевает местоимением «я» и начинает активно самовыражаться в речи.
Главную роль в процессе формирования внутреннего мира играют подражание и представление. Они разворачиваются в двух различных планах: первое — в двигательном, второе — в плане образов и символов, но имеют нечто общее, обусловленное сходством их роли. Подражание и представления позволяют осуществлять возведение впечатлений ребенка в единую вневременную структуру, не зависит от темпа развития событий во внешней среде, так называемую модель внешнего мира.
Одним из источников формирования сознания являются детские игры. К 3-4 годам это игры чаще — подражание, со стремлением копировать действия взрослого. Затем появляются ролевые игры — по правилам. Здесь ребенок начинает выполнять определенную, взятую на себя роль. В этих играх осваиваются отношения между людьми. Ребенок играет в «дочки-матери», в «магазин», принимая на себя ограничения конкретной роли. До возникновения ролевых игр дети играют рядом, но не вместе. Таким образом, в игровой действия деятельность ребенка становится самоспрямованою и сознательной, то есть приобретает характеристики собственно человеческой предметной деятельности. Ролевые игры уже представляют собой воспроизведение отношений между окружающими, которые известны ребенку и доступны его восприятию. Их можно рассматривать как упрощенную модель разнообразных социальных отношений.
Лишь в подростковом возрасте происходит становление личности, осознающей себя. Овладевая продуктивной деятельностью, человек осваивает реальные семейные, профессиональные, общественные роли. Именно они определяют дальнейший путь развития его сознания и самосознания. Побуждением к образованию «Я», стержнем которого есть совесть, служит влияние критики родителей, чаще всего она ближе к слуховых ощущений. Ребенок как бы «слышит», что сказала мама в этом случае. Затем в слуховые образы этих, погруженных в собственную психику родительских оценок включаются и оценки других значимых людей — общественное мнение. Так, совесть сначала отражает родительскую критику и порождает процесс, затем вытесняется. Поэтому человек не осознает сходства своих установок с родительскими.
В развитии самосознания в подростковом возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами, сверстниками.
Самосознания младшего подростку свойственно чувство взрослости, под которым понимается его отношение к самому себе уже как к взрослому, его представление или ощущение себя полностью взрослым. Чувство взрослости в этом возрасте не является обязательно осознанным. Однако оно является специфической для подросткового возраста формой самосознания, социальной по своему содержанию.
Первым основным ее показателем является возникновение у младших подростков потребности, чтобы окружающие относились к ним не как к детям, а как к взрослым. В случае неучитывание этой потребности воспитателем, подростки проявляют образа, различные формы протеста: непослушание, грубость, упрямство, противопоставление себя взрослым или товарищам, столкновения и конфликты.
Другим показателем чувства взрослости является наличие у подростков стремление к самостоятельности и желание защитить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых. К таким сферам относятся: взаимоотношения с товарищами, девушками или парнями, занятия в свободное время, учебные обязанности и т.д. Так, школьники протестуют против попыток родителей ограничить их общение с друзьями, противодействовать их субкультуре, новым стремлением по популярной музыки, развлечений с компьютером. Стремление подростков к самостоятельности в обучении и различных занятиях наиболее ярко проявляется в отказе от помощи и в неудовлетворении при попытках контролировать качество работы.
В подростковом возрасте происходит интенсивное формирование самосознания, самооценки, появляется острый интерес к самому себе. Стремление самостоятельности видно во всем: в учении, в труде, в выборе друзей. Подросток стремится сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мнения, суждения.
У подростка существует две системы взаимоотношений: с ровесниками и со взрослыми, в которых он по-разному проявляет себя. Да, дома подросток бывает тихим, послушным, а в кругу ровесников — лидер, инициатор и т.д.. На это следует учитывать в выработке воспитательного подхода к ребенку.
Развитие подростка — это всегда уравнение на взрослого. Подросток стремится вести и выглядеть, как взрослый, обладать теми же, что и взрослый, правами и возможностями. Это уравнение на взрослого может оказаться не непосредственно, а через подражание сверстнику, который уже усвоил какие-то стороны взрослости, или более старшему товарищу. Но есть и такой путь усвоения взрослости — в непосредственном контакте со взрослыми, в совместных с ним делах и занятиях, труда.
В старшем подростковом возрасте у человека формируется самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс. Она формируется при взаимодействии с другими людьми, главным образом с теми, с кем возникают особо значимые контакты. Однако содержание самосознания зависит не только от влияния этих контактов, но и от уровня знания о себе и отношения к себе — самооцинкы, т.е. от соотношения успехов и притязаний, от успешности деятельности человека. Сущность самосознания состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование — представление собственного «Я».
Главная функция самосознания — сделать доступными для человека проблемы и результаты ее собственных поступков, дать понять, какая она есть на самом деле оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может либо заняться самосовершенствованием, или, включив защитные механизмы, трансформировать эти неприятные сведения в более удобные для самоуважения. Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция самосознания — защитная — стремление защищать свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.
Наиболее значимые для человека в этот и весь последующий период задачи — это: стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (несмотря на воздействия, мешающих) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, необходимо мужество. По словам Грановской «Надо осмелиться полностью отдаться чему-либо, погрузиться во что-то без остатка, забыв свои позы, и, преодолев желание защиты и свою застенчивость, переживать свои порывы без самокритики. Прислушиваться к себе самому (а не только к папе, маме, учителю и авторитету). Дать возможность проявиться своей индивидуальности, то есть реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент».
Одним из характерных проявлений самосознания является рефлексия. Рефлективные рассуждения сопровождаются имитацией мыслей другого человека по такой схеме: «Я думаю, что он думает, будто я думаю, что …» Рефлексия позволяет не только предвидеть поведение другого человека и соответственно подстраивать собственное, но и влиять на ход его рассуждений, регулируя репликами течение беседы в желательном направлении. Все представления относительно самого себя, что взрослый человек принимает как нечто само собой разумеющееся, организуются в систему, делает ее поведение последовательным. При этом взаимодействие сознания и самосознания образует фундамент произвольности и целесообразности управления своим поведением.
Итак, процесс становления сознания не является одномоментным, а происходит несколько этапов. Определяющее влияние на формирование сознания выступают социальные связи личности. Именно их осложнения в подростковом возрасте позволяет сформироваться сознания в высшей форме — самосознания.
Как развивается самосознание.
Развитие самосознания — это важный этап в процессе развития ребенка. У него появляется представление о том, какие у него особенности и навыки, как видят его другие люди и, почему именно таким образом относятся к нему. Более ярко самосознание выражается в анализировании ребенком своих сильных и слабых сторон, особенностей характера и различных умений.
Строение самосознания
Этапы развития самосознания
1. От 1 года до 3 лет:
Введение
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых психология.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание психологов и философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.
С точки зрения психологии, сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически — преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.
Для философии эта проблема важна потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью.