в каком возрасте погиб гагарин
Юрий Гагарин. В чём кроется тайна гибели человека-легенды
В этом году мы отмечаем 85 лет со дня рождения первого человека, покорившего космос. О короткой жизни и о легендарном полёте Юрия Гагарина известно всем. Однако финальная страница его биографии так и остаётся загадкой века. Гибель первого космонавта на земле окутана множеством тайн и домыслов. Так почему погиб Гагарин и кто в этом виноват?
51 год назад, 27 марта 1968 года, произошла трагедия мирового масштаба. Недалёко от деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области во время учебного полёта на реактивном двухместном учебно-тренировочном самолёте МиГ-15УТИ погиб Юрий Гагарин, ставший легендой при жизни. Ему было всего 34 года. Вместе с ним в тот роковой полёт отправился герой войны, опытный лётчик и пилот — инструктор Владимир Серёгин.
Гибель космонавта номер один стала для всех шоком. Сразу появились всевозможные версии, многие из которых обросли разными домыслами. Подчас фантастическими.
наиболее вероятной причиной катастрофы стало выполнение резкого маневра для отворота от шара зонда. Резкий маневр привёл к попаданию самолёта к закритическому режиму полета и сваливанию в штопор в условиях усложненной метеорологической обстановки.
МиГ-15УТИ. Фото: www.globallookpress.com
У многих сперва возникло предположение, что Гагарин с Серёгиным живы и смогли катапультироваться. В пользу такой версии при первом осмотре места катастрофы говорило ещё и то, что были найдены ранцы без парашютов. Всем тогда хотелось верить в чудо. Но мысли о благополучном исходе мгновенно улетучились, когда там же, в воронке, образовавшейся от падения самолета, были найдены искорёженные катапультные кресла. Это означало, что лётчики не смогли или не успели вовремя катапультироваться. Сами парашюты, как выяснилось позже, срезали и утащили какие-то местные мужики, ставшие невольными свидетелями трагедии.
В том, что пилоты погибли, сомнений не было никаких. Останки лётчиков собирали практически по крупицам. Их находили повсюду — в земле, на деревьях, глубоко в сугробах. В снегу были найдены пачка сигарет полковника Серёгина «Новости» и портмоне Гагарина с деньгами. На одном из деревьев обнаружили куртку Гагарина с талонами на питание в кармане. Всё тщательно собиралось в специальные ящики и отправлялось на экспертизу.
К расследованию причин катастрофы были подключены лучшие специалисты. Внимание уделялось всем деталям. Земля в радиусе трёх километров от места падения МиГ-15УТИ была практически просеяна. Поиски фрагментов тел и разбор обломков затрудняли высокие сугробы: март тогда выдался очень снежным. Да и погода мешала: в тот роковой день она выдалась, мягко сказать, «нелётной», что и стало одной из причин катастрофы. Из-за сильной облачности не было видно земли и горизонта. Совершать полёты при таких метеоусловиях было крайне опасно. Но, несмотря на это, вылеты в 70-м особом истребительном авиационном полку отменены не были.
Место гибели. Фото: www.globallookpress.com
Арсений Дмитриевич Миронов, член лётной подкомиссии, расследовавшей причины гибели самолёта Гагарина, главный научный сотрудник Летно-исследовательского института имени М.М. Громова, в своих воспоминаниях особо отмечал недисциплинированность авиаполка. Гагарин и Серёгин должны были вылетать с аэродрома Чкаловский в Щёлково в девять утра. Через полчаса в небо на таком же истребителе должен был подняться летчик Андреев. Однако Серёгин на вылет, как выяснилось, опоздал, его задержало руководство. Поэтому интервал взлёта двух самолётов составил не полчаса, как планировалось, а всего три минуты.
Из интервью А.Д. Миронова ИА Regnum от 25 августа 2014 года.
Целью полёта была проверка готовности Гагарина к вылету на одноместном МиГ-17. Для такого полёта должна быть либо безоблачная погода, либо летать надо за облаками. А по метеосводке и по сведениям лётчиков других самолётов, которые потом получила комиссия, нижняя кромка облаков располагалась на высоте примерно 600 метров, верхняя — на 5000. У Гагарина плановая высота — 4200. У Андреева — 3000. Один интересный момент. Пересекаются две барограммы на высоте 3000 метров — Андреева и Гагарина. Здесь они могли сблизиться сколь угодно близко. Сближались они или нет, неизвестно, но объективно ясно, что могли.
По мнению Миронова, Гагарин и Серёгин, чтобы избежать столкновения с самолётом Андреева, замеченного в густой облачности, предприняли маневр и попали в закритический режим полёта. Возможно, летчики пытались вывести свой самолёт из штопора, но не смогли.
Продолжительность полета составила всего 12 минут. С момента последней связи Гагарина с землёй до падения прошла минута. Многие спустя время писали и говорили, что во всём виновата самонадеянность и чрезмерная уверенность лётчиков в себе. Гагарин — Герой СССР, первый космонавт на земле, Серёгин — тоже Герой СССР, получивший почётное звание за военные подвиги.
Указывали также в различных изданиях и на отсутствие должного опыта у Гагарина. Свой уровень лётной подготовки он начал восстанавливать в 1967 году, разрешение на самостоятельный вылет на МИГ-17 получил только в конце осени, но приземлиться с первого раза не смог. За это он даже был отстранён от полётов во избежание дальнейших инцидентов. Однако сидеть на земле без дела и упиваться одной лишь славой Гагарин не мог, его бесконечно тянуло в небо. Он добился допуска к полётам и приступил к восстановлению своих навыков. Все попытки перекинуть вину на неподготовленного Гагарина были отметены, ведь он выполнял свой учебный полёт под присмотром опытного инструктора. Однако, как отметил Арсений Дмитриевич Миронов, у Серёгина самого были очень давние сроки лётной проверки и он не отрабатывал полёты на больших углах атаки, когда самолёт уходит в штопор.
Ю. Гагарин. Фото: www.globallookpress.com
По определённому графику каждый лётчик должен регулярно летать с инструктором и проходить контрольные режимы. У него такой полёт был очень давно. Ни одного полёта на МиГ-15УТИ на больших углах и в сваливании я лично в лётной книжке Серёгина не нашёл. А за это могли погореть и офицеры, и генералы,
— из интервью А.Д. Миронова ИА Regnum от 25 августа 2014 года.
На несоблюдение правил лётной безопасности указывает, по мнению Миронова, множество фактов. Было выявлено 11 серьёзных нарушений. Это и опоздание, и вылет в неподходящую погоду, и неработающее радиолокационное оборудование на аэродроме Чкаловский, и отсутствие должной проверки кабин самолёта, и прочие.
Другое дело, что обнародование таких нюансов могло стоить многим погон и должностей. В том числе и председателю комиссии, расследовавшей гибель Гагарина и Серёгина, кандидату в члены ЦК КПСС Устинову. Он курировал одновременно и космическую отрасль, и оборонную промышленность. Но и любые мало-мальские попытки свалить вину на лётчиков, на справившихся с задачами тренировочного полёта, воспринимались бы обществом как оскорбление памяти двух Героев СССР. Тогда решено было искать внешние причины авиакатастрофы, потому как в правде заинтересованных просто не было. Замначальника НИИ ВВС лётчик-испытатель Степан Микоян предложил разработать идею с зондами. Действительно, поблизости, в Долгопрудном, был метеорологический институт, откуда их запускали. К тому же на месте крушения самолёта было обнаружено порядка 10 старых и целых зондов. Написать в заключении строку о столкновении с зондом было невозможно, потому как разбитый шар так и не нашли, поэтому, по утверждению А.Д. Миронова, решено было использовать формулировку «уклонение от зонда».
В последние годы стала также очень популярной версия лётчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Алексея Леонова, который был в тот роковой день в Киржаче на прыжках, неподалёку от места трагедии.
Фото: www.globallookpress.com
Многочисленным версиям и домыслам есть объяснение: людям очень не хочется верить в то, что гордость страны, живую легенду, первого человека, покорившего космос, банально не уберегли и что он так нелепо мог погибнуть в самом расцвете сил.
Как погиб Гагарин — тайна гибели первого космонавта
Место гибели Юрия Гагарина
27 марта 1968 года Юрий Гагарин в паре с инструктором — полковником Владимиром Серегиным выполнял тренировочный полет на самолёте МиГ-15. Вылет состоялся в 10 часов 18 минут с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щелково. Полет должен был длиться около 20 минут. За это время требовалось выполнить несколько несложных фигур пилотажа. Однако уже в 10 часов 31 минуту от Гагарина поступил запрос на возвращение на базу. После этого связь с самолётом прервалась. Произошла авиакатастрофа, в результате которой оба летчика погибли. Трагедия случилась в 18-и километрах от города Киржач, в районе деревни Новосёлово.
После того, как стало понятно, что у самолёта должно было закончиться топливо, начались поиски. На следующий день на ветке дерева обнаружили кусок летной куртки Гагарина, позже нашли его бумажник с фотографией Королёва и водительскими правами.
Версии гибели первого космонавта
Для расследования причин катастрофы создали Государственную комиссию. Комиссия сделала вывод, что самолёт сорвался в штопор, уклоняясь от посторонней цели — воздушного шара или стаи гусей.
Точные причины и обстоятельства катастрофы не выяснены до сих пор. Существует много версий случившегося, достоверность которых выяснить не представляется возможным. Как часто бывает в таких случаях, высказывались разные предположения. Начиная от преднамеренных созданий условий для катастрофы злоумышленниками, заканчивая алкогольным опьянением летчиков и вмешательством потусторонних сил. Все эти версии были отвергнуты разумными аргументами.
Из других рассматриваемых вариантов возможными кажутся версии про:
Четкого подтверждения ни одной из этих версий найти не удалось.
После гибели Юрия Гагарина в стране объявили общенациональный траур. Ранее такое случалось только в связи со смертью действующего главы государства.
Мемориал на месте катастрофы
В 1975 году на месте гибели В.С. Серегина и Ю.А. Гагарина открыли мемориал, который выполнен из красного гранита в форме крыла самолёта. На стелле высечены портреты погибших летчиков. Рядом установили самолёт МиГ-15, точную копию самолёта, на котором разбились лётчики.
Ежегодно 27 марта у мемориала проходит митинг памяти.
Прощальное письмо Гагарина
Перед первым полётом в космос 10 апреля 1961 года Юрий Гагарин, понимая ответственность и риск не вернуться, написал прощальное письмо своей семье. Полёт тогда завершился успешно, родные не получили этого письма. После авиакатастрофы под Киржачом письмо вручили Валентине Гагариной.
Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка!
Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос!
Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой.
В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества — коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолётную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать всё до конца.
Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то ещё в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полёт людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.
Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы.
Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чём-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и всё. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа Юра. 10.04.61 г.
Читайте также:
Подлинная причина гибели Гагарина: версии профессионалов
Обстоятельства смерти первого человека в космосе Юрия Гагарина, погибшего в 1968 году при крушении самолета, очень долго были окружены слухами.
27 марта 1968 года недалеко от деревни Новоселово во Владимирской области разбился самолет, который пилотировал Юрий Гагарин вместе с инструктором Владимиром Серегиным. Но о смерти любимца народа узнали только спустя два дня, а все данные о трагедии сразу засекретили. Именно эта таинственность и породила слухи о том, что катастрофа была вовсе не случайностью.
«Жалоб не было»
Позже Алексей Леонов — первый вышедший в открытый космос в скафандре человек — так вспоминал последние дни Гагарина: «Юра погиб во вторник, а за несколько дней до этого, в субботу, мы с ним решили постричься. Делали мы это обычно в парикмахерской гостиницы «Юность», около стадиона «Лужники», у одного и того же мастера по имени Игорь. И когда я постригся, присел позади рабочего кресла и наблюдал за процессом.
У Юры на шее была крупная родинка, примерно полсантиметра в диаметре. И когда Игорь стал опасной бритвой подбривать ближе к шее, я ему говорю: «Смотри, самую красоту-то не сбрей случайно!» Он не обиделся, понимал, что я шучу, и буркнул в ответ: «Да знаю я, знаю. »
Часто, когда человек умирает, мы вспоминаем что-то символичное, необычное в его поведении. У Юры ничего такого не было, никаких там дурных предчувствий. Но по прошествии времени поведение парикмахера показалось мне не таким, как всегда. Обычно после стрижки он сметал волосы с пола и выбрасывал. А в ту субботу он Юрины локоны аккуратно собрал и положил в шкафчик».
Перед полетом Гагарин, как обычно, прошел медицинский осмотр. Жалоб не было. Леонов в день аварии находился неподалеку от места катастрофы. Он сообщил, что слышал два громких взрыва.
Официальные выводы комиссии: экипаж изменил в полете направление, совершил резкий маневр и ушел в штопор. Летчики пытались вывести самолет в горизонтальный полет, но все равно столкнулись с землей. Экипаж погиб. Ни неисправности техники, ни каких-либо следов в крови пилотов обнаружено не было.
«Этот вывод выглядит правдоподобным для обычных людей, — пояснял 79-летний Леонов, — но не профессиональным». Отчёт комиссии был засекречен, и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. Причины и обстоятельства катастрофы остаются невыясненными.
Другие версии
На сегодняшний день существует огромное количество версий крушения самолета Гагарина. Приводим только некоторые из них. Существуют даже такие, согласно которым Гагарин с Серегиным перед полетом выпили водки.
Версия доктора технических наук С. М. Белоцерковского, А. А. Леонова и ряда учёных. Самая популярная версия падения самолета включает в себя целый набор факторов, начиная от плохих погодных условий и конструкторских недостатков самолета. Они могли попытаться уклониться от другого самолета или стаи птиц, попасть в след пролетевшего самолета или случайно попасть в восходящий поток воздуха.
Версия бортинженера космического корабля «Союз-22» Владимира Аксенова. Он предположил, что Гагарин и Серегин совершили ошибку в непростых метеоусловиях. «Облачность в этот день была необычной: нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землёй. Затем до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разрежениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии верхнего края, сделанные с самолёта-метеоразведчика», — отмечает Аксёнов.
Что выяснил КГБ о гибели первого космонавта
12 апреля исполнилось 60 лет со дня первого полёта человека в космос. Имя Юрия Гагарина сегодня знают все на планете, однако при этом – ну не удивительно ли! – до сих пор неизвестно главное – по какой причине погиб первый космонавт Земли. Итоговый доклад о причине катастрофы недавно вроде бы открыли. Но вместо того чтобы расставить по местам все точки, он только породил новые вопросы, на которые нет конкретных ответов. Не потому ли, что, если начать на них отвечать, вскроется слишком уж неприятная правда?
Что известно о гибели Гагарина? На первый взгляд вроде бы всё самое важное. 27 марта 1968 года в 10.19 утра майор Гагарин, выполняя тренировочный полёт, вылетел на самолёте МиГ-15УТИ с аэродрома Чкаловский вместе с инженер-полковником Владимиром Серёгиным. Спустя восемь минут Гагарин неожиданно сообщил о возвращении на базу. Спустя пять минут с самолётом пропала связь, а в 14.50 поисковый вертолёт обнаружил близ деревни Новосёлово Владимирской области обломки упавшего МиГа. Вот только что же всё-таки случилось?
О чём умолчала комиссия
Версий о причинах гибели Гагарина настолько много, что из них можно было бы составить книгу. Начиная от вполне себе правдоподобных вроде одновременной потери пилотами сознания из-за нарушения герметичности кабины по причине не закрытого до конца кислородного крана и вплоть до самых конспирологических. Типа похищения Гагарина инопланетянами (о чём говорила известная прорицательница Ванга) или имитации катастрофы с тайным помещением космонавта в закрытый дурдом, поскольку он якобы стал популярнее Хрущёва и генсека это бесило. Но вот в 2011 году архив президента РФ представил общественности рассекреченный итоговый доклад государственной комиссии, занимавшейся выяснением обстоятельств катастрофы. Казалось бы, после этого никаких вопросов остаться уже не должно. «Выводы комиссии: наиболее вероятная причина катастрофы – выполнение резкого манёвра для отворота от шара-зонда. Или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности», – сообщил начальник департамента по обеспечению деятельности архива производства президента РФ Александр Степанов.
Почему же это вполне себе официальное заявление не только не расставило по местам все точки, но и породило новые вопросы? Да хотя бы потому, что логично вытекает следующий вопрос: а что же это был за зонд, с которым столкнулся гагаринский МиГ? Зонды в той местности действительно летали, их запускали из метеорологического института. Если так, то следствие не могло не выяснить, кто и как отправлял зонд в полёт. О том, насколько грандиозными были масштабы расследования, позже рассказал экс-начальник военной контрразведки Центра подготовки космонавтов Николай Рыбкин. По его словам, одной из рабочих версий была диверсия, устроенная иностранной спецслужбой. Потому чекисты проверили не только тех, кто имел отношение к подготовке самолёта, но и всю их родню. «Копали глубоко, – писал Рыбкин. – Среди «подозрительных личностей» фигурирует жена инженера, проверявшего перед полётом герметичность систем. Донесение гласит: за много лет до катастрофы эта женщина на пристани Солнечная Поляна Химкинского водохранилища имела контакт с женой секретаря посольства США по вопросам культуры. Проверка установила: встреча была случайной».
И в этих условиях следствие говорит о каком-то неизвестно откуда взявшемся метеозонде? Да не может такого быть! Как не может быть и того, чтобы оба пилота ни слова не сообщили на Землю о столкновении. А ведь что-то явно случилось, раз Гагарин сообщил о возвращении.
Последний ныне живущий член первого отряда космонавтов Борис Волынов отказался верить в версию гибели Юрия Гагарина, в соответствии с которой авиакатастрофа произошла из-за неосторожного манёвра Су-15.
«Всё было по-другому!»
Потому неудивительно, что такой скандал вызвало в 2013 году выступление легендарного космонавта Алексея Леонова, который прямо назвал официальное заключение комиссии бредом. «На самом деле всё было по-другому, – рассказал Леонов, пояснив, что 20 лет боролся за возможность рассказать правду. – Во время пилотирования самолёта [Гагарина] в этом же районе несанкционированно оказался другой самолёт – Су-15, выполнявший полёт с аэродрома Жуковский. При этом лётчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров – а я это знаю, так как беседовал со свидетелями, – на форсаже ушёл на свой эшелон и на расстоянии 10–15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолёт, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолёт [Гагарина] совершил полтора витка и на выводе из штопора столкнулся с землёй». На вопрос, кто именно пилотировал Су-15, Леонов уточнил, что ему разрешили объявить об истинной причине гибели Гагарина только при условии, что он не назовёт имени лётчика.
Слова Леонова тут же начали опровергать. Говорили, что попадание в след другого самолёта не является критическим фактором и МиГ однозначно должен был выйти из штопора. А бывший член комиссии по расследованию причин катастрофы Арсений Миронов призвал Леонова извиниться перед лётчиками-испытателями. Полёты на Су-15, соглашался Миронов, в тот день и правда были, но раньше и позже вылета Гагарина. Версия же, что после гибели космонавта полётные листы тайно переписали, отмечал учёный, несостоятельна. Впрочем, в свою очередь, сторонники Леонова намекали, что Миронов сам был одним из начальников Лётно-испытательного института и потому его позиция вполне объяснима.
Так где же истина? Похоже, мы этого так и не узнаем. Но вот что интересно: если присмотреться, то каждая из основных версий содержит в себе кусочки истины. Собрав их, можно получить картину, весьма красочно характеризующую ситуацию, которую тот же Алексей Леонов обозначил ёмко и кратко: «Тайны в гибели Гагарина нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полётов».
«У меня сложилось впечатление, что Гагарина – конечно, ненамеренно – подвели к тому, что случилось. Не Гагарин погиб, а Гагарина не уберегли. – признавался упомянутый выше Николай Рыбкин, описывая, что выяснили сотрудники КГБ о последнем полёте космонавта № 1. – Первый тревожный звоночек: бригада, которая руководила слётом УТИ МиГ-15, была, скажем так, не на уровне. Руководитель полётов подполковник Я. из-за слабой памяти плохо усваивал задания на полёты, принимал поспешные и неправильные решения. Помощник руководителя майор Д. злоупотребляет спиртными напитками, недобросовестно относится к служебным обязанностям. 20 марта при руководстве полётами Я. не заметил снежного заряда. В условиях ограниченной видимости разрешил посадку Серёгину. Выкатывание самолёта и возможная авария были предотвращены тормозным устройством. И уже через неделю всё тот же Я. ошибается снова, когда в небе находится самолёт Гагарина – Серёгина. Через одну минуту после взлёта Гагарина он выпустил более скоростной самолёт. Из-за этой ошибки УТИ МиГ-15 вынужден был перейти в другую зону. За выполнением задания Гагариным Я. не следил. После потери связи не использовал имевшиеся средства для фиксации маршрута полёта самолёта».
С нарушением была проведена и разведка погоды: разведчик сел на аэродром всего за минуту до взлёта Гагарина. Плюс упражнение должно было выполняться в простых метеоусловиях и на самолёте без подвесных баков, а фактически выполнять его Гагарина отправили в сложных погодных условиях, а под крыльями висели баки. И главное – офицер лётной службы подполковник Ш. не произвёл радиолокационную разведку погоды, которую должен был сделать за полчаса до вылета самолёта-разведчика. Данные о разведке он внёс в журнал уже после катастрофы, выяснили в КГБ. Именно данные о высоте облачности и могли дезориентировать пилотов, когда МиГ кувыркался в штопоре то ли и правда из-за попадания в след Су-15 (эту версию, кстати, помимо Леонова поддерживал и Герман Титов), то ли по другой причине. В таком случае Гагарин и Серёгин были уверены, что у них есть ещё 200–300 метров под нижним слоем облаков. Но их по факту не было, потому как данные о погоде оказались взяты с потолка.
«Маленькие шероховатости, недоработки, недоговорки накапливались как снежный ком, – писал Рыбкин. – 27 марта 1968 года звёзды Гагарина и Серёгина сошлись в конечном пункте судьбы – как сошлось в этот день множество больших и малых небрежностей, головотяпств, дуростей…»
Если всё действительно так, то становится понятно, почему гибель Гагарина сперва засекретили, а затем решили списать на неизвестно откуда взявшийся метеозонд. Ведь позорно и стыдно признать, что первый космонавт в истории человечества погиб из-за чьей-то глупой небрежности.