в каком возрасте по ж пиаже коэффициент эгоцентрической речи достигает своего максимума
Понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Согласно учению Пиаже, эгоцентрическая речь ребенка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мысли, который, в свою очередь является компромиссом между изначальным аутизмом детского мышления и постепенной его социализацией.
В эгоцентрической речи ребенок не должен приспособляться к мысли взрослого; поэтому его мысль остается максимально эгоцентрической, что находит свое выражение в непонятности эгоцентрической речи для другого, в ее сокращенности и других ее структурных особенностях. По своей функции эгоцентрическая речь в этом случае не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии. Эта речь не выполняет никакой функции в поведении и мышлении ребенка. И поскольку она является выражением детского эгоцентризма, а последний обречен на отмирание в ходе детского развития, естественно, что ее генетическая судьба то же умирание, параллельное умиранию эгоцентризма в мысли ребенка. Эгоцентрическая речь является прямым выражением неполноты социализации детской речи.
Пиаже описал три особенности эгоцентрической речи:
1.
она представляет собой коллективный монолог, т.е проявляется в детском коллективе при наличии других детей;
2.
этот коллективный монолог сопровождается иллюзией понимания;
3.
эта речь для себя имеет характер внешней речи, напоминая социализированную речь, а не произносится шепотом, невнятно.
Эгоцентрическая речь – это речь со своей точки зрения, про себя и о себе.
Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других.
Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двух обстоятельств: от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым, и, с другой стороны, между детьми ровесниками. Там, где ребенок предоставлен самому себе, в спонтанной среде, коэффициент эгоцентрической речи возрастает. Коэффициент эгоцентрической речи зависит от типа социальных отношений ребенка со взрослым и детей ровесников между собой. В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения, эгоцентрическая речь занимает значительное место. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент эгоцентрической речи снижается. Независимо от среды, коэффициент вербального эгоцентризма уменьшается с возрастом. В три года он достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает.
Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает; она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается о том, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей.
Развитие, по Пиаже, это смена умственных позиций. Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития.
На смену эгоцентризма мышления приходит социализированное мышление, происходит переход от общего эгоцентризма через децентрацию к объективной позиции в познании окружающего и себя самого.
Развитие знаний о себе возникает у ребенка, по мнению Пиаже, из социального взаимодействия. Смена умственных позиций осуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов. Общество Пиаже рассматривает таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа: отношения принуждения и отношения кооперации.
Социальные отношения между взрослыми и ребенком, особенно, если они опираются на принуждение, не приводят к осознанию ребенком своей субъективности. Для того, чтобы осознать свое «Я» необходимо освободиться от принуждения, необходимо взаимодействие мнений.
При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу. Столкновение своей мысли с чужой вызывает сомнение и необходимость доказательства. Благодаря установлению отношений кооперации происходит осознание существования других точек зрения. Вследствие этого формируются рациональные элементы в логике и этике.
2. Феномен эгоцентрической речи, концепция детского эгоцентризма в исследованиях ж. Пиаже.
Между речью внешней, которую можно воспринимать в устном и письменном видах, и речью внутренней, воспринять которую может лишь производящий её, находится в онтогенезе речь эгоцентрическая. Эгоцентрическая речь – это речь, направленная не на партнёра по общению, а на себя. Она не рассчитана на ответную реакцию, она не предполагает обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент рядом с говорящим. Эгоцентрическая речь – это речь-размышление, обслуживающая само мышление, а не общение. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Эгоцентрическая речь имеет свои корни во внешней диалогической речи, но, в конечном счёте, она перерастает в речь внутреннюю.
1) Она не служит целям сообщения, не выполняет коммуникативных функций. Это речь не для другого, а для себя. Она протекает независимо от того, слушают ли и понимают ли её.
2) Будучи речью для себя, а не для другого, эгоцентрическая речь не учитывает точку зрения другого и не приспосабливается к ней.
3) Эгоцентрическая речь – это есть речь ребёнка о себе.
4) Эгоцентрическая речь просто сопровождает детскую активность.
Иного взгляда на судьбу и функции эгоцентрической речи придерживался Л. С. ВЫГОТСКИЙ. Он утверждал, что эгоцентрическая речь ребёнка очень рано начинает выполнять в его деятельности своеобразную роль. Л.С.ВЫГОТСКИЙ в ходе эксперимента выяснил, что у детей проявляется эгоцентрическая речь в тот момент, когда они начинают испытывать затруднения при выполнении заданий. Он сформулировал вывод о том, что затруднения или нарушения гладко текущей деятельности являются одним из главных факторов, вызывающих к жизни эгоцентрическую речь. Эта речь начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении.
ВЫГОТСКИЙ, доводя до конца тезис Пиаже о том, что социализированная речь возникает позже эгоцентрической, выдвигает ГИПОТЕЗУ, которая состоит в том, что внутренняя речь предшествует внешней. ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ – ВНУТРЕННЯЯ – ВНЕШНЯЯ (СОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ).
ПИАЖЕ считал, что детская речь эгоцентрична потому, что ребёнок говорит лишь «со своей точки зрения» и не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребёнок думает, что другие его понимают (так же как он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо. Для него важен только интерес со стороны собеседника.
ПИАЖЕ позднее пересматривал свою позицию. Он пытался уточнить смысл понятия э. р.
Он утверждал, что Э. Р. не охватывает всю спонтанную речь ребёнка. Коэффициент Э. Р. изменчив и зависит от активности самого ребёнка и от типа социальных отношений, установившихся между ребёнком и взрослым и между детьми-ровесниками. Там, где господствуют авторитет взрослого и отношения принуждения, процент Э. Р. довольно высокий. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент Э. Р. снижается. ПИАЖЕ считал, что в 3 года этот процент самый высокий – 75%, затем постепенно убывает, а после 7 лет практически исчезает совсем.
ПИАЖЕ высоко оценил точку зрения ВЫГОТСКОГО. Но подчеркнул и своеобразие собственной концепции. По мнению Пиаже, Э. Р. характеризуется тем, что субъект недостаточно осознаёт значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления.
В. Р. – беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. В. Р. является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. Посредством В. Р. происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание в определённой системе понятий, даются самоинструкции при выполнении произвольных действий, осуществляется самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Всё это делает В. Р. важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека.
Генезис В. Р. недостаточно изучен. По предположению ВЫГОТСКОГО, она возникает из эгоцентрической речи – разговора ребёнка с самим собой вслух во время игры и других занятий. Этот разговор постепенно обеззвучивается и синтаксически редуцируется, становится всё более сокращённым и предикативным с преобладанием в нём глагольных форм и в конце концов на пороге школьного возраста превращается во В. Р. – речь «про себя и для себя». БЛОНСКИЙ П.П. утверждал, что В. Р. возникает одновременно с внешней речью в результате беззвучного повторения ребёнком обращённых к нему слов взрослых, что наблюдается уже в конце первого года жизни.
В. Р. – один из этапов внутреннего программирования речевого высказывания. Порождение речи состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов: интенции (внимания, стремления, направленности сознания на предмет), мотива, внутреннего программирования и реализации.
В. Р. является необходимым этапом подготовки к внешней, развёрнутой речи. На этом этапе внутренний смысл высказывания переводится в систему развёрнутых синтаксически организованных речевых значений, происходит перекодирование схемы высказывания в организованную структуру будущего развёрнутого синтаксического высказывания. Этот процесс перевода исходного замысла в плавный процесс речевого высказывания совершается не сразу.
Известно, что В. Р. возникает у ребёнка в тот момент, когда он начинает испытывать определённые затруднения, когда возникает необходимость решить интеллектуальную задачу. Эта В. Р. появляется относительно поздно из ранее развёрнутой внешней речи. Формирование В. Р. претерпевает ряд этапов. Она возникает путём перехода внешней речи сначала во фрагментарную внешнюю, затем в шёпотную речь, и лишь после этого она становится речью для себя, приобретая свёрнутый характер.
По своему морфологическому строению В. Р. резко отличается от внешней. Она имеет свёрнутый характер, а по своей функциональной характеристике является предикативным образованием. В. Р. включает в свой состав лишь отдельные слова и их потенциальные связи. Если во В. Р. есть слово «купить», то это означает, что одновременно во В. Р. включены все «валентности» этого слова: «купить что-то», «купить у кого-то» и т. д.. Именно эта сохранность потенциальных связей элементов первичной семантической записи, имеющихся во В. Р., и служит базой развёрнутого речевого высказывания, которое формируется на её основе. Значит, свёрнутая В. Р. сохраняет возможность вновь развёртываться и превращаться во внешнюю речь.
Т. о., В. Р. является существенным звеном в процессе превращения исходного замысла, смысл которого понятен только самому субъекту, в развёрнутую, протекающую во времени, синтагматически* построенную систему значений.
*(последовательно соединённые единицы языка)
Тема внутренней речи возникла в психологии достаточно давно. Сам термин «внутренняя речь» встречается в специальной литературе уже у авторов начала 20 века – А. Бине, А. Леметра, Фр. Полана и др. Обсуждались гипотезы происхождения и природы внутренней речи.
1. АУДИТАТИВНАЯ ГИПОТЕЗА. Внутренняя речь возникает на основе слуховых образов.
2. МОТОРНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА. Внутренняя речь основывается на неполностью заторможенных речедвижениях артикуляторных органов.
3. ИДЕОГРАФИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА. У грамотного человека внутренняя речь опирается на зрительные образы слов.
В отечественной психологии Выготский рассматривал проблему внутренней речи как синтетическую.
4. ПОДХОД ВЫГОТСКОГО опирается на сближение внутренней и эгоцентрической речи. Выготский, наблюдая тенденции развития эгоцентрической речи, вывел ряд характеристик внутренней речи:
— отрывочность, фрагментарность, сокращённость;
— непонятность вне ситуации;
— предикативность с опусканием подлежащего;
— редуцированность фонетической стороны речи;
Вопросы внутренней речи изучали П.П.Блонский, Б.АГ.Ананьев, А.А.Леонтьев и др. исследователи.
Эгоцентрическая речь: структура, функции и развитие
Эгоцентрическая речь – это форма речи, которая обычно наблюдается у маленьких детей и включает в себя использование речи, не обращаясь ни к кому конкретно. В следующих разделах статьи будет рассказано больше об этой речи и ее компонентах.
Эгоцентрическая речь – это уникальная и интересная концепция, которая встречается у маленьких детей. Включение слова «эго» в термин «эгоцентрик» предположительно имеет отношение к самому себе.
Эгоцентрическая речь – это разновидность речи, которая осуществляется с самим собой, не обязательно обращаясь к кому-либо конкретно.
Этот вид речи встречается у очень маленьких детей, как правило, в возрасте от 3 до 5 лет, и она используется в качестве средства обучения речи, так как дети не знают, как мыслить внутренне, а затем говорить.
Для примера – стоит понаблюдать за маленьким ребенком во время игры. Можно обнаружить, что ребенок имеет склонность говорить с самим собой и буквально комментировать то, что он делает.
Например, когда он кормит куклу или играет с машиной, он говорит что-то вроде: «Теперь я собираюсь покормить куклу» или «Теперь машина будет ехать по полу».
По мере того, как ребенок растет, этой речи становится все меньше и меньше, а через год или два она полностью исчезает. Это происходит потому, что ребенок учится усваивать свои мысли, думать о том, что он хочет сказать, а затем говорить.
Выводы Жана Пиаже
Впервые эгоцентрическую речь выделил Жан Пиаже. Он предполагал, что по анализу детской эгоцентрической речи можно понять образ мыслей ребенка. Также он выявил, что взрослая и детская речь имеют несколько функций, при этом донесение своих мыслей до собеседника – лишь одна из них. В результате экспериментов Ж.Пиаже сделал вывод о том, что у ребенка есть два вида речи: эгоцентрическая – для себя и социализированная – для общения с окружающими.
Что такое монолог?
Монолог как эгоцентрическая речь представляет собой разговор ребенка с самим собой, подобный громким мыслям вслух. Данный вид речи не направлен к собеседнику. В такой ситуации слово для ребенка сопряжено с действием. Автор выделяет следующие следствия из этого, важные, чтобы правильно понять монологи ребенка:
Виды эгоцентрической речи
В результате психологических экспериментов с маленькими детьми Ж. Пиаже было выделено три категории эгоцентрической речи, каждая из которых является нормальной для ребенка среднего дошкольного возраста.
Эхолалия
По мнению Пиаже, феномен такой эгоцентрической речи характерен для малышей 2-3,5 лет и тождественен игре. Ребенок просто повторяет услышанные где-то звуки и слоги, ни к кому не обращаясь, не вкладывая в них особого смысла, делает это ради собственного удовольствия.
Монолог
Ребенок произносит свои мысли вслух, не рассчитывая на то, что кто-то его слушает. При наблюдении за малышом можно увидеть прочную связь между речью и действием. Например, ребенок строит башню из кубиков, приговаривая: «Теперь возьму красный кубик и поставлю на зеленый».
Действия сопровождаются словами, иногда даже бывает так, что действие не производится, если для него нет подходящего слова. Например, малыш забыл слово «приклеить», не может сказать «приклею пластилин на бумагу», и совершить действие тоже не получается.
Коллективный монолог
Этот вид эгоцентрической речи в психологии еще называется «монологом вдвоем». Когда детей двое или несколько, они выступают друг для друга как возбудители монолога. То есть, они видят сверстника, им хочется говорить, но делают они это по-прежнему для себя, не рассчитывая на то, что его слушают и ему ответят. Ж.Пиаже называл этот вид эгоцентрической речи наиболее социализированным.
Согласно теории Ж.Пиаже, в раннем и дошкольном детстве мышление ребенка эгоцентрично, поэтому он не стремится к тому, чтобы его речь поняли, и говорит сам для себя.
О чем может рассказать данное явление?
Эгоцентрическая речь проявляется в том, что, говоря, ребенок совсем не интересуется, кто его слушает и слушает ли его кто-то вообще. Эгоцентрической эту форму языка делает, прежде всего, разговор только о себе, когда ребенок даже не пытается понять точку зрения своего собеседника. Ему достаточно лишь видимого интереса, хотя иллюзия того, что его понимают и слышат, у ребенка, скорее всего, присутствует. Он также не пытается своей речью оказать какое-либо воздействие на собеседника, разговор ведется исключительно для себя.
Исследования Выготского
Отечественный психолог Лев Семенович Выготский с Ж. Пиаже был не согласен. По его теории о природе эгоцентрической речи, это – часть процесса интериоризации действий, то есть – перемещения их из внешней среды в умственную речь. На примере процесс интериоризации происходит следующим образом:
Противоречивое мнение психолога
Как считает Ж. Пиаже, речь для маленького ребенка, в отличие от взрослого человека, является не столько орудием общения, сколько вспомогательным и подражательным действием. С его точки зрения, ребенок в первые годы жизни представляет собой обращенное на себя замкнутое создание. Пиаже, основываясь на самом факте того, что эгоцентрическая речь ребенка имеет место, а также на ряде экспериментов, приходит к такому выводу: мышление малыша эгоцентрично, а значит, он думает только для себя самого, не желая, чтобы его поняли, и не стремясь понимать образ мышления собеседника.
Мое мнение об эгоцентрической речи
На самом деле, эгоцентрическая речь в несколько видоизмененном виде даже иногда встречается у взрослых людей, которые начинают выполнять новую для себя деятельность, с которой никогда не сталкивались. Например, женщина учится вязать крючком и проговаривает: «Зацепляем нить, заводим крючок под петлю…». Со временем, когда действия дойдут до автоматизма, словесное сопровождение пропадает и происходит уже в уме. У взрослых это происходит значительно быстрее, чем у детей.
Иногда эгоцентрическая речь у ребенка вызывает вопросы у родителей о нормальности его развития. Но она не должна вызывать беспокойства, так как для детей это просто период развития. Мозг еще развивается и не может удержать слишком много информации одновременно, а внешняя речь помогает выстроить структуру необходимых действий. Со временем эгоцентрическая речь сворачивается и становится внутренней, тогда ребенок начинает мыслить и рассуждать сам с собой не вслух, а про себя.
Глава II. Основные формы и виды речевых расстройств
Расстройства речи— собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможности познавательного развития и социокультурной адаптации.
Расстройства (нарушения) речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.
Основные виды речевых нарушений:Дислалия— (от греч.dis — приставка, означающая частичное расстройство, и laliо — говорю) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе. Дислалия яляется одним из самых распространенных дефектов речи (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже — пропуски).
Известны две основные формы дислалии: функциональная и органическая. Функциональная дислалия — отсутствие органического нарушения в строении артикуляционного аппарата. Органическая (механическая) дислалия – наличие анатомических дефектов органов артикуляции (зубов, челюстей, языка, нёба).
У детей, как правило, дислалия сопровождается нарушениями письменной речи.Заикание- нарушение речи, при котором речь нарушается непроизвольными повторениями отдельных звуков, слогов или целых фраз. Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью. При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание. Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту).
ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ
Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей нарушений свистящих звуков у детей дошкольного возраста. 1.1. Понятие о дислалии 6 1.2. Акустическая и артикуляционная характеристика свистящих звуков в норме и патологии 12 1.3. Обзор методик по выявлению нарушений произношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста 18 Глава 2. Опытно — экспериментальная работа по …
Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха.Афазия(от греч. a – отрицат. частица и phasis – высказывание) утрата речи – системные нарушения речи, которая уже была развита. Афазия возникает при локальных органических поражениях коры левого полушария (у правшей) в результате перенесенных травм, опухолей и т.д. Афазия затрагивает фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. Выделяется семь форм афазии: сенсорная афазия (нарушение фонематического слуха); акустико–мнестическая афазия (нарушение слухоречевой памяти); оптико–мнестическая афазия (нарушение зрительной памяти); семантическая афазия (дефекты симультанного анализа и синтеза); афферентная моторная афазия (нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов); эфферентная моторная афазия (нарушение кинетической организации речевых актов ); динамическая афазия (нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.
Развитие воображения у детей с нарушениями слуха
Федеральное Агентство по образованию и науке Российской Федерации ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: « Развитие воображения у детей с нарушениями слуха» Йошкар-Ола 2010 Оглавление Введение 1. Развитие воображения и его роль в жизни ребенка 2. Особенности развития воображения у детей с нарушениями слуха 3. Упражнения направленные на развития воображения …
Дизартрия возникает при поражениях заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. Эти поражения могут произойти во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).
Неврологические синдромы поражения коры больших полушарий
Строение Кора большого мозга (плащ) представлена серым веществом, расположенным по периферии полушарий большого мозга. Площадь поверхности коры одного полушария у взрослого человека в среднем равна 220 000 кв. мм, причем на выпуклые (видимые) части извилин приходится 1/3, а на боковые и нижние стенки борозд — 2/3 всей площади коры. Толщина коры в различных участках неодинакова и колеблется от 1,5 …
Кинестезическая моторная алексия определяется нарушением кинестезической основы речевого процесса. Возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей).
Кинетическая (эфферентная) моторная алексия, при которой нарушается кинетическая, сукцессивная организация речевого акта. Возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).
И особая форма алексии, при которой нарушается целенаправленный характер чтения, отключено внимание. Возникает при поражении коры лобных долей мозга. Также существуют два вида нарушения темпа речибрадилалия- патологически замедленный темп речи,и тахилалия- патологически ускоренный темп речи.