в каком возрасте отдавали детей в ясли в советское время
Как это было. Дошкольное воспитание в СССР
Если вспоминать главные достижения советской власти, то в первую очередь нужно говорить о системе дошкольного детского воспитания. Ни в одной стране мiра не было и тем более нет сейчас подобной реальной, эффективной помощи родителям, независимо от их положения и достатка. Становление личности человека продолжается примерно до 7 лет. После этого возможно что-то развить, приглушить или усилить, но в принципе уже ничего не изменить. Ни школа, ни армия, ни работа кардинально поменять личность человека не в силах. Вот почему так важно правильно воспитать детей до школы, а именно дать им возможность расти в максимально благоприятных условиях, чтобы они на всю жизнь получили представление о том, что такое хорошо. Радостные воспоминания детства – главное условие развития в человеке уважения к окружающим и к самому себе, любви к родителям и к Родине.
К сожалению, нянечки и медсёстры не пишут мемуаров. Очень трудно найти заслуживающие доверия воспоминания и факты о том, как воспитывали советских детей в детских яслях и садах. В огромной стране, в разные периоды её развития, условия содержания детей в дошкольных учреждениях на местах не могли быть одинаковыми. Поэтому неудивительно, что личные воспоминания, многие из которых политизированы под влиянием современной обстановки в России, разнятся от чрезмерно восторженных до крайне негативных. Не берусь обобщать, поэтому расскажу о том, что происходило конкретно со мной, в славном городе Стерлитамаке, в 1950-е годы.
Считалось, что ясельный уход и воспитание если и не превосходят домашнее, то уж точно ему не уступают, поскольку в яслях работали квалифицированные нянечки и медсёстры.
Ясли № 1 располагались на углу улиц Худайбердина и Халтурина, напротив городской бани. Бывший купеческий бревенчатый дом с нижним полуэтажом, большим двором, в прекрасном состоянии, как нельзя лучше подходил для детского учреждения. (Давно снесён).
Мои воспоминания о яслях весьма отрывочные. Тем не менее, на основании опроса бывших работников яслей, анализа фотографий и данных городской жизни тех лет, с полным основанием утверждаю, что моё поколение получило в детских дошкольных учреждениях Стерлитамака максимально комфортные условия содержания, при этом абсолютно безплатные. Эти условия и качество работы современным детским учреждениям просто недоступны. Это касается и детских учреждений в развитых странах Запада.
Начнём с главного: со здоровья детей. В Советском Союзе детские ясли относились к государственной системе здравоохранения. В них осуществлялись мероприятия по охране здоровья, физическому и психическому развитию детей. Например, грудничков ежедневно тщательно осматривали медицинские работники, взвешивали, вели записи. С первых лет образования Советского государства обслуживание детей до 3-х лет было передано Наркомздраву, а воспитание детей от 3-х до 7-ми лет — Наркомпросу, вследствие чего детские учреждения (ясли и детские сады) были подчинены различным комиссариатам (министерствам). В детских яслях выделяли 4 возрастные группы: грудных детей (до 9-ти месяцев), «ползунковую» (9 — 14 месяцев), среднюю (14 — 24 месяца) и старшую (2 — 3 года). Для каждой группы устанавливался соответствующие режим и периодичность врачебного осмотра. Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных детей направляли в санаторные детские сады. Такой санаторный детский сад, до 1957 года, находился на улице Халтурина, в её южной части.
Да, до 1957 года Старый город Стерлитамака был курортным микрорайоном! Сегодня в это трудно поверить, но климат и состояние окружающей природной среды Стерлитамака изначально были действительно курортными! Губительное дыхание Большой химии ещё не достигало Старого города. Продолжительность солнечных дней была достаточно высокая, даже больше, чем в районе Северного Кавказа. Так, количество солнечного времени в средней полосе Башкирии, в районе города Стерлитамака, больше количества солнечного времени в городе Кисловодске, составляя соответственно 2023 и 2007 часов. Для сравнения заметим, что в Москве это составляет 1560 часов или почти на 20 суток меньше.
В 1950-е Старый город Стерлитамака утопал в зелени. Полноводный, чистый Ашкадар создавал прекрасный микроклимат вдоль своих берегов. Городские власти всё это прекрасно понимали и использовали на благо жителей, в первую очередь детей. Только на улице Халтурина, к югу от улицы Садовой, располагались, кроме детских яслей: детский дом, два детских сада и санаторный детский сад. Дети росли в идеальных условиях чистого степного воздуха, освежённого речной прохладой. Движение автотранспорта было минимальным, заметного влияния на качество воздуха не оказывало, городской шум отсутствовал. Весной воздух наполнялся ароматом молодых листочков тополя бальзамического, затем цветущей сирени, акации.
Помещения обязательно проветривались, особенно во время тихого часа, дети спали на кроватках из настоящего дерева, накрывались одеяльцами из чистой шерсти. Очень много времени проводили на прогулках. Гуляли по улицам, по берегу Ашкадара. Обширный двор, залитый солнцем, с тенистыми деревьями, круглый год обеспечивал всевозможные активные игры.
В группах было не более 10 детей. На каждую группу – нянечка, иногда две. Каждого ребёнка ежедневно осматривала медсестра или детский врач. В случае необходимости, выполняли все санитарно-гигиенические и медицинские процедуры, незамедлительно! Персонал работал не за страх, а за совесть. Дети ни на минуту не оставались без присмотра. Если нянечке нужно было выйти, кто-то её подменял. Кашлящие, сопливые, чешущиеся, грязные, запачканные дети – в те годы картина немыслимая.
Все дети, независимо от статуса их родителей, получали равный уход и заботу, выглядели ухоженными, причёсанными, опрятными. Высокий уровень воспитания. Соответственно, поведение детей было достойным, без диких воплей, потасовок и рёва.
Еда была простая, но очень здоровая, экологически чистая. Свежее мясо, домашние яйца, цельное молоко, сметана, творог, овощи, фрукты. На десерт – компот из сухофруктов, кисель. Напомню, всё это было безплатно. Таких проблем, как ожирение, аллергия на продукты или, упаси Бог, недоедание, тогда просто не существовало. Пищевое отравление, если бы оно случилось, расценивалось бы как уголовное преступление.
Сейчас я понимаю, что мы, тогдашние воспитанники яслей, получили максимум заботы и благ, возможных в то время на этой грешной Земле. Ясли для детей были вторым домом. Нянечки именно так понимали свои обязанности: создать домашний уют и заботиться о вверенных им детях как о своих собственных. Поэтому в ясли дети шли охотно, никто не плакал.
У многих детей обстановка дома была намного проще, беднее. В нашем доме, например, никаких ковров тогда не было.
Каких-то специальных занятий в яслях не помню. Наверное, нам читали книжки, организовывали игры, пели песенки.
Несокрушимое здоровье и безопасность детей – вот была главная цель тогдашних яслей, это было делом государственным. В те годы забота о детях в СССР достигла наивысшей точки. Моё поколение стало одним из самых здоровых за всю историю России.
В 1958-м из яслей меня перевели в детский сад № 19. Располагался он в огромном деревянном бревенчатом угловом здании на ул. Халтурина (давно снесено). Скорее всего, это был гостевой дом на Оренбургском тракте. По этой же стороне, через дорогу переулка, который ведёт к Ашкадару, к югу, всё ещё стоит очень похожее здание старой конторы Стерлитамакского лесхоза (адрес: улица Халтурина, 64). Здание детсада было побольше, чем здание яслей, двор намного больше, территория обнесена глухим, высоким, дощатым забором.
Помещение детского сада было достаточно просторным и предоставляло возможность цивилизованного общения детей. Именно в детском саду у меня появился первый настоящий друг.
Мой интерес к живой природе находил благодатную почву на обширном дворе, где царило буйство жизни: растения, насекомые, птички. На прогулке мы были предоставлены сами себе, играли, лазили по кустам и в цокольном этаже, который был пуст.
Не помню каких-либо инцидентов, чтобы ребёнок поранился или даже ушибся. Не могу припомнить ни одного случая, чтобы меня кто-то ударил или грубо толкнул. Никакой агрессии и словесных перепалок между детьми не было. Воспитатели относились к нам весьма доброжелательно, с уважением, какие-либо наказания не практиковались, всё ограничивалось увещеваниями.
Обеды были по-прежнему вкусными. За час до обеда по территории разносились аппетитные запахи. Каждый день полагалась столовая ложка рыбьего жира, чтобы не было рахита. Вкус не очень приятный, но приемлемый. Я и сейчас не отказался бы от этой ложки. Дорогое удовольствие нынче.
Хорошо помню обязательные медосмотры, измерения роста, веса. Какие-то специальные занятия не запомнились. Читать я выучился самостоятельно, в 5 лет. Готовили утренники на Новый Год. Никакой идеологии не было, никаких стишков про Ленина.
Три года, которые я провёл в детском саду, были годами больших изменений в жизни страны, начавшихся с приходом нового правителя, Никиты Хрущёва. Законы, правила становились всё менее строгими, бюджетные расходы на воспитание детей не такими щедрыми, порядки более демократичными, точнее расхлябанными. Но принцип равного, безплатного воспитания и образования детей сохранялся незыблемым.
Фотография из моего личного архива: старшая группа детских яслей № 1 города Стерлитамака, 1957 год. Чаепитие.
Родители и дети
Сейчас многие представители определенного поколения обожают говорить о том, насколько при СССР жить было лучше, чем нынче. И вот в одном из таких споров всплыл интересный аспект «совкового счастья» — на пожухлом бланке из тех старых времен, когда крошечных советских детишек, оказывается, сдавали в ясли, буквально не вынимая из младенческих пеленок.
Соответствующая дискуссия — по вопросу о том, в каком возрасте ребенка можно (слово «нужно» здесь вообще употребляется весьма условно) отправлять в ясли, — развернулась недавно в ЖЖ. Кто-то делился собственным давним и весьма смутным опытом посещения яслей, некоторые молодые мамы примеряли советские порядки на своих детишек, но в общем и целом народ сошелся во мнении о том, что, как ни парадоксально, нынешние россиянки имеют гораздо больше возможностей продлить личное участие в воспитании ребенка, чем их предшественницы из Союза или современные жительницы некоторых западных стран.
В СССР больничный, предоставляемый женщине после рождения ребенка, заканчивался как раз по достижении им двухмесячного возраста. Матери, соответственно, пора было выходить на работу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Разумеется, многие всеми силами старались как можно дольше отсрочить отправку своего крошечного чада в ясли: родители поочередно оформляли отпуска и сидели с младенцем, сдавали ребенка на попечение бабушкам и дедушкам… Но в полгода большинство советских детей уже обретались в казенном учреждении.
Судя по комментариям в блогах, нынешним российским мамашам такое положение дел кажется звериным оскалом капитализма, вынуждающего несчастную женщину отрывать дитя от груди и идти на поклон к золотому тельцу. Хотя, как известно, оскалился капитализм в России много позже — и, тем не менее, по срокам сдачи детей в ясли сейчас ситуация отнюдь не такая жесткая, как была в СССР. Да ради бога, мамаши, можете холить и лелеять своих отпрысков хоть до школьной скамьи. В детское дошкольное учреждение берут только полуторагодовалых (по достижении ребенком этого возраста заканчивается выплата пособия), а на практике, учитывая пресловутую очередь, повезет, если удастся пристроить двухлетку. При этом про размер пособия и источники дохода в течение временного промежутка между окончанием выплат и возвращением на работу после отправки дитяти в садик лучше вообще речь не заводить — грустно до отчаяния.
«Может, ясли все-таки не такое уж и зло, а для некоторых — хороший выход: родила, больничный отсидела, потом ребенка в ясли, сама на работу? Понятно, что от хорошей жизни так никто не сделает. Но это выход, пусть и не самый элегантный«, — пишет автор блога » Мемуары будущей свекрови «.
Вопреки подозрениям скандализованных комментаторов, советские ясли не представляли собой подобие «обезьянника» с металлическими игрушками, прибитыми к полу. Был большой манеж с деревянными бортиками, где под присмотром нянечек в меру своего темперамента и прочих свойств личности резвились малолетние граждане Советского Союза. Утром родители сдавали свое чадо в ясли в своей, «домашней» одежке, потом следовало переодевание в казенное бельишко, а по окончании дня — обратный процесс. То есть, получается, частично решалась весьма актуальная для советского быта стирка пеленок (памперсов ведь тогда еще и в помине не было).
Конечно, трудно отрицать, что социализировать ребенка действительно впору лет с двух, а до этого пусть себе растет и развивается, образно выражаясь, у мамы за пазухой. Но подобные педагогические рассуждения, как показывает та же блогерская дискуссия, — удел тех, кто-либо может себе позволить пару лет не работать, либо вовсе лишен такого выбора. Запад, на который мы с постсоветских времен так полюбили равняться, живет именно по таким вот достаточно жестоким правилам: педагогические соображения схлопываются под прессом экономических, и детишки отправляются в ясли чуть ли не прямо из роддома.
Как раз так обстоит дело в прогрессивных Соединенных Штатах, где ребенка могут зачислить в ясельную группу уже с рождения, а сдавать его туда маме разрешается через несколько недель после родов. Оплачиваемого декретного отпуска как такового не существует. Получается, дошкольное учреждение выполняет функцию традиционных русских бабушек, которым особо рвущиеся на работу родительницы сплавляют своих младенцев. Конечно, казенный дом не способен заменить члена семьи, но в финансово безвыходной ситуации лучше что-то, чем ничего.
В Израиле детишек тоже принимают в ясли с трехмесячного возраста. Примерно то же самое — во Франции, на месяц позже. Как раз в это время, когда малышу стукает четыре месяца, его матери заканчивают оплачивать декретный отпуск, поэтому француженки и сами рады сдать ребенка на руки профессиональным нянькам. Следовательно, из-за колоссального спроса мест в яслях вечно не хватает, и работают такие заведения по дням, то есть младенца могут принять, скажем, на среду-четверг-пятницу. А в остальные дни маме придется сидеть с ним самой. И это значит, что устроиться на работу на полную ставку она уже не сможет. Так вот здешним родительницам попробуй скажи, что всеобщие советские ясли с двух месяцев были издевательством над институтом материнства и принципами педагогики, — как минимум не поймут, а могут и обидеться.
Говорить о том, что дети, прошедшие ясельную «школу», как-то отличаются от своих взлелеянных родителями или бабушками сверстников, было бы несправедливо — хотя именно этот аргумент пытаются приводить сторонницы семейного воспитания малышей чуть ли не до самой школы. Тут впору вспомнить давнюю дискуссию о том, что мама и домохозяйка — это тоже профессия, которую государство должно как-то оплачивать. Спор на эту тему периодически вспыхивает и быстро затухает, так ничем и не закончившись. Потому что, как ни крути, ни одно государство в мире не станет финансировать персональный детсад на дому.
Детсады: от СССР до наших дней
Детский сад в СССР
Давайте посмотрим на ясли и детские сады Советского времени. Начиная с 1959 г. в СССР начали функционировать единые дошкольные учреждения — детские ясли-сады. Основные расходы по организации детских садов в Советском Союзе и воспитанию в них подрастающего поколения, ложились на плечи государства.
Вообще, появление детских садов было одной из характерных черт советской эпохи. Государство решило снять с женщин часть забот по уходу за детьми, чтобы поставить их (женщин) к станку
Так что же особенного было в детских садах советского периода? Давайте вспоминать.
Детский сад в России
Сейчас в России действуют детские сады различных типов: муниципальные, частные, домашние.
А некоторые дети вынуждены проводить свое детство в местах не столь отдаленных, хотя они ни в чем не виноваты
Есть дети, которым не повезло с самого рождения. Они родились в тюрьмах и живут совместно со своими осужденными матерями.
Комментарии 47
не хочу никому портить ностальгическое настроение, но меня все это системно бесило )) даже то что поголовно дети ненавидели манную кашу — я за всеми доедал так нравилась…))) И вообще, вся эта уравниловка, банальность бытия, зайчики, белочки, клей ПВА… поголовные ушки бумажные и черные шортики. особенно кумарили мушкетеры на НГ… Я, мля, еще тогда в знак протеста был на НГ в костюме Папы Карло ))). Пришел в кирзачах, клетчатой какой то деревенской рубахе, шляпе дедовой и очках. с молотком в руке…
…ото ж Вы и щас, всё отрицающий «Гамлет», на банальном советском Москвиче до си рассекаете… :-))
))) постеснялся об этом сказать))) и еще, кстати, много чего есть типа такого)) например подвал-качалка для спорта у меня дома тоже оборудован в стиле моего детства)) с плакатами Вейдера и пр)))
Фотки «сиротских» садов для «золотой молодежи» доставили. Самое забавное, что деградация личности зачастую только усиливается прямопропорционально наличию дензнаков у родителей. И в итоге оказывается вовсе не важно, сколько стоил месяц занятий в этом чудо-саду.
+1.я такие «учреждения» называю крематориями человечности. не уверен, что все заложенное зализыванием детской задницы за бешенное бабло родителей потом не аукнется… а по другому
у там и быть не может — в угол там детей за «бока» не ставят. принцип «преступление — наказание» с детства не заложен.
«на Новый Год все мальчики были зайчиками» — Протестую! Я всегда был медвежонком!
А мой младший как то был крокодилом) )
целую ночь пришлось прикид ваять)
Оооооо! Ваш младший брат знает толк в Новых Годах! )))) Это в какие годы было? В наших 60-х не было такого. Зайчики были. Медвежата. Лисята были. Экзотику не помню.
Не брат а сын) и был уже 1998 год)
А прикид делался по «Домашней энциклопедии» 195х года)
Энциклопедия как Жюль Верн заглянула в будущее )))) У меня сын в самом начале 90-х был исключительно индейцем, либо ковбоем. Сказалось папино юношеское увлечение Фенимором Купером )))
Купера чли позже, но прикид был ему не интересен)
А на следующий ДР он с меня стребовал меч или мобильник.
Так как с мобилками тогда еще напряг был, то пришлось браться и делать железку)
Ох уж эти мобилки… ((( Сколько дворовых игр и развлечений потеряны с ними. Не говоря уж о живом общении!
Время другое было и у нас и у наших детей в дошкольничестве)
Более человеческое.
Как меня воспитывали, так и я своих старался головой и руками жить учить.
Сын лет до 15 нормально все принимал, осваивал разные работы, а потом в спорт ушел, а там и в массу влился, но надеюсь навыки не потерялись, молоток всегда за тот конец возьмет)
Ох уж эти мобилки… ((( Сколько дворовых игр и развлечений потеряны с ними. Не говоря уж о живом общении!
Сам очень жалею, глядя на нынешнее поколение… :(( Никаких книг не знают, порой даже не знают фильмов! Основное — это игры! Прямо-таки поколение каких-то покемонов-игроманов! :(( Если и читают, то исключительно только для того, чтобы выполнить школьную программу, и всё! Иногда даже в тупик ставят своими вопросами! 🙁
А мой младший как то был крокодилом) )
целую ночь пришлось прикид ваять)
:)) Это который Гена что ли? 🙂
Как круче, это кто же?! О_О Не могу припомнить…
Ну, не томи же, подскажи, кто это круче Гены то? :))
«на Новый Год все мальчики были зайчиками» — Протестую! Я всегда был медвежонком!
Был волком из «Ну погоди!» Папина мастерская сваяла мне маску из папье маше))))
Ну это вообще круть! )))) Даже представить не могу себе такое.
Архитекторы и не такое могут — города из бумаги строят)))
Я не сомневаюсь, просто представил себя в этой маске в д/с ))))
Был волком из «Ну погоди!» Папина мастерская сваяла мне маску из папье маше))))
Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк? )))
Я бы сейчас бы в садик вернулся))
А я в садик ходил бабушке помогать)
Надо же, хозяйственный мальчуган был… 🙂 Уважаю таких!
Деревня, трудовое воспитание)
А чем деревня хуже, чем город? В некоторых аспектах даже намного лучше!
Вот это лучше и развращает)
а у нас была окраина маленького городка) )
Сам был зайцем, и даже фотографии сохранились! 🙂
Оправдал высокое доверие, оказанное тебе? ;))
Сам был зайцем, и даже фотографии сохранились! 🙂
Эльдан, не поверишь, я был, пардон, петухом, пингвином и козлом ))) Такой вот подход к костюмам был у мамы с бабушкой. Но самая круть была в начальной школе, когда был сшит костюм гусара с золотыми эполетами и прочей атрибутикой а-ля Денис Давыдов.
Круто! :)) А случайно фотографии а-ля гусар нету? 😉 По теме — должна быть очень редкой. Не каждый родитель придумает такое оформление своему чаду. Особенно в те времена. Твои — были оригиналами, в хорошем смысле этого слова. 🙂
Надо пошукать, вполне возможно, что и есть )
Я думал что заячьи уши были только у нас в саду :), а оно оно чё … 🙂
Детсад — одно из немногих учреждений, которые не сильно отличаются от ныне существующих, а вот школа и институт уже не те, что раньше…
Главное благо, которое дают детские сады детям — это социализация. Способность жить в коллективе — это большая ценность. Детский сад готовит ребенка к будущей жизни — готовит жить в коллективе.
Образование, воспитание — то же ценно. Сейчас практически 99% детей идут в 1-й класс, зная грамоту, умея читать, писать. Странное дело — в программы детсадов входит такое задание, как чтение на скорость.
Плюс ко всему — это корректирующие группы, логопедические группы и т. п.
А о патриотическом воспитании я вообще молчу — нынче это наверное находится на еще более высоком уровне, чем при СССР.
дети — это своего рода пластилин. Они впитывают все, что им дают. И у них вырабатывается правильное отношение к жизни, к происходящему, к историю.
Помню себя в детсаду — я там просто отбывал время. Но мой сын — нет. там происходит что-то гораздо большее, чем мы можем представить.
Пример: мой сын 9 мая проснулся в 8-00, и попросил включить телевизор. Я спросил — зачем? Он собрался смотреть парад! Парад начался через 2 часа, но для него это было важно!
Я его расспросил о том, почему он так рано встал, зачем ему надо смотреть парад. оказалось, что корни идут из детсада — там ему объяснили, что это такое, что это нужно смотреть, и что там будет что-то важное и интересное. И он-таки смотрел.
Про пенитенциарную систему РФ. Как по мне — в России она была самая совершенная и самая продуманная.
Законодатель, еще с советских времен, оберегал материнство и детство — это сейчас в угоду чему-то в Конституции появилось понятие «отцовство». На Руси всегда высшей ценностью считалась мать.
Вот, даже в МЛС предусмотрено, что в первые годы жизни, даже у матерей-преступниц есть возможность быть матерью, в полном смысле этого слова. Законодатель, вне зависимости от тяжести преступления, не лишил женщину материнства, а ребенка матери. В иных случаях предусмотрена отсрочка приговора. И это — большое благо. Мало того, для женщины-преступницы — это стимул к УДО.