в каком возрасте можно наказывать ребенка и как
«Оценивайте не ребенка, а поступок»: 8 вопросов детскому психотерапевту
Советы соавтора телеграм-канала «Детская психиатрия» Елизаветы Мешковой
Мы пригласили детского психотерапевта Елизавету Мешкову ответить на вопросы читателей, которых беспокоит поведение и развитие их детей.
Родителей больше всего интересовали темы детских истерик и агрессии, страхов и фобий, а также повседневные конфликты, обиды и чувствительность детей. Собрали в первую подборку ответы на вопросы о взаимоотношениях ребенка с окружающими — другими детьми, родителями, взрослыми, — которые будут полезны всем родителям.
Как помочь ребенку, если у него нет компании в школе?
Сыну 10 лет, большие проблемы в школе: не может найти общий язык с детьми своего возраста. Общительный, веселый, разносторонний мальчик, но почему-то сверстники к нему не тянутся, а наоборот, сторонятся, обзывают. Повышенное чувство справедливости — не может сдержаться, когда что-то нечестно или неправильно в его понимании. Имеет свое мнение и часто его высказывает. Друзей нет, очень хочется ему помочь обрести друга. Очень расстраивается, что он одинок.
Иногда действительно приходится искать для детей среду, где им будет комфортно. Если ребенка обижают и обзывают — это однозначно повод защитить его от обид и нападок и попробовать найти для него компанию ребят со схожими интересами. Это может быть кружок, спортивная секция или же группа общения под руководством психолога. На всякий случай почитайте материалы про травлю. Например, на портале « Травли-нет ». Буллинг очень негативно сказывается на развитии детей.
Ребенок не уверен в себе и стесняется общаться с детьми, как быть?
Сыну шесть. Неуверенный в себе, на занятиях в саду и кружках боится отвечать. Стесняется новых людей и детей тоже. Часто с детьми играть как будто боится, но видно, что хочет. При этом не трусливый, и в детском саду есть трое друзей. Как развивать в ребенке уверенность в себе?
Пожалуй, только вашими усилиями. Ребенку важно понимать, что в него верят самые близкие — его родители. Хвалите чаще, рассказывайте о своем детстве, о том, как преодолевали трудности, сомневались, в какие ситуации попадали. Говорите, что он хороший независимо от того, много у него друзей или нет. Если действительно есть потребность в большем общении — начнет общаться.
У ребенка напряженные отношения с приятелем, надо ли помочь?
Сыну шесть с половиной лет. Ребенок общительный, разносторонний, к нему тянутся как большие дети, так и маленькие, конфликтные ситуации не провоцирует. В его окружении есть мальчик-ровесник — назовем его К. — из полной семьи, но видно, что внимания родителей ему очень не хватает. У родителей высокие, даже скорее завышенные требования и ожидания в отношении К. Во время встреч они часто хвалят моего сына на глазах у К., а потом при случае К. задирается и обзывается.
Находить решения таких сложных проблем ребенку в шесть лет не под силу. В этом возрасте он должен опираться на родителей, которые четко дают понять, что с ним так нельзя. Вы имеете полное право защищать своего ребенка, говорить ему, что поведение приятеля не нормально, а если потребуется — провести беседу с воспитателями: именно они в ответе за ребенка, когда он в саду.
Ребенок обижается на критику, как правильно делать замечания?
Девочка, семь лет, осенью пойдет в первый класс. Очень остро реагирует, когда ее ругают. Сразу начинает рыдать от любой критики, говорит, что ее постоянно ругают, — это не так, ругаем только за дело. И она всегда сама понимает, что так нельзя было делать. Говорит, что ее постоянно наказывают и что она нас боится. Абсолютно непонятно, почему она так говорит, никогда серьезно не наказывали, максимум стояла в углу пару раз.
Не ругать детей невозможно, бывают ситуации, на которые нужно как-то реагировать, но она рыдает от любого повышения тона. Впереди школа, где тоже не будут только хвалить все 11 лет.
Настораживает, что в семь лет ребенок совсем не готов к конструктивному диалогу по поводу своих ошибок. Я бы все-таки сходила на прием к психологу, тем более что впереди школа. Вы можете оценивать не ребенка, а поступок и стараться по максимуму использовать я-сообщения: «Я вижу, что здесь разбросаны игрушки, мне очень горько, что я не могу пройти, не наступив на острые детальки „Лего“. Будет здорово, если мы будем все убирать за собой»; «На улице уже вечер, пора ложиться. Да, я понимаю, что ты не успела сделать уроки, я уверена, что в следующий раз ты послушаешь взрослых и сядешь за занятия чуть раньше, чтобы все успеть».
Как выстроить спокойные отношения с ребенком без ссор?
Дочке девять, иногда ведет себя как подросток: дерзит, повышает голос, игнорирует просьбы. Бывало, озвучивала, как ей тяжело, что ее никто не понимает. Хотя мы и пытаемся поддерживать рассказами про себя, это не всегда работает, тогда приходится давить по поводу учебы и уборки за собой. Понимаю, что нас ждет сложный период. Как выстроить спокойные отношения без ссор?
Ребенка критикуют другие дети, и он переживает, как помочь справиться?
Непросто растить чувствительного ребенка. У вас не получится научить ее не обращать внимания на критику, увы. Но если вы будете каждый день говорить ей, какая она у вас хорошая, добрая, умная, как вы ее цените и любите независимо ни от чего, то постепенно она поймет, что ее ценность никак не зависит от ее вещей и игрушек, а обращаться с ней плохо нельзя никому.
Учить ребенка постоять за себя или пусть зовет родителей при конфликте?
Дочке пошел четвертый год. У нас с женой разные мнения по поводу ситуаций, когда ребенка обижают другие дети. Жена настаивает, что дочь должна в таких случаях искать кого-то из своих родителей или взрослого сопровождающего и ему жаловаться. И уже взрослый должен обратиться к родителям или сопровождающим обидчика, и те в свою очередь должны его нравоучать.
Я скорее соглашусь с вашей женой. Ребенок в три года еще маленький и нуждается в помощи и защите взрослого. А защищать себя сами дети учатся именно тогда, когда рядом есть пример большого и сильного родителя, который дает понять, что с ребенком нельзя обращаться плохо.
Сын боится других детей на детской площадке и бежит к родителям, это норма?
Сыну полтора года, боится детей, которые на детской площадке громко кричат либо подходят к нему вплотную. Начинает паниковать, бежит к маме. Ранее его мальчик ударил по голове, когда тот просто сидел и играл, после этого случая стал бояться детей. Взрослых не боится, машет при встрече, коммуницирует. Через месяц есть возможность пойти в садик, беспокоимся, что будет бояться сверстников. Как бороться со страхом малыша, стоит ли сейчас идти в садик или нужно подождать?
Все делаете верно. Ребенок очень маленький — конечно, он бежит за утешением к самым близким. Утешайте, подходите вместе к детям играть, ходите в гости к знакомым с маленькими детьми.
Насчет сада вопрос сложный. Но если вы не чувствуете уверенности в том, что ребенку туда нужно, то слушайте себя. Лучше родителей ребенка никто не знает.
AMA. Эксперты и герои Т—Ж отвечают на вопросы о чем угодно
Родителям – о правах и обязанностях детей
Если ваш ребенок гуляет допоздна или планирует путешествие без взрослых, решил устроиться на работу или хочет заняться предпринимательской деятельностью и самостоятельно заключать сделки – узнайте, что ему позволено по закону и кому придется отвечать за его проступки
Правоспособность: какие права ребенку гарантирует закон?
С момента рождения ребенок становится носителем субъективных прав. Они изложены, например, в ст. 18 Гражданского кодекса.
Граждане РФ с рождения имеют право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, могут избирать место жительства, иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать его, заниматься предпринимательской деятельностью, создавать юридические лица, участвовать в обязательствах (заключать договоры, быть акционерами и т.д.), могут иметь авторские права и др.
Правоспособность человека прекращается с его смертью.
Может ли ребенок заключить сделку без участия родителей?
Права малолетних предусмотрены ст. 26 и 28 Гражданского кодекса. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не могут быть самостоятельными участниками крупных сделок. Для этого им нужны представители – родители, опекуны или усыновители. То есть ребенок не может распоряжаться недвижимостью, автомобилем, дорогой аппаратурой и бытовой техникой.
Несовершеннолетние 14–18 лет совершают крупные сделки с письменного согласия представителей. Сделки будут действительны также при последующем письменном одобрении представителей.
При этом малолетние начиная с 6 лет могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки – купить еду, тетради и учебники. Приобретаемая вещь должна удовлетворять каждодневные потребности ребенка в пище, одежде, обучении и т.п.
Без участия взрослых можно совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или госрегистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом. То есть речь идет о мелких покупках, подарках, обмене. Также самостоятельно несовершеннолетний может вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими.
Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут родители. Это значит, что если ребенок причинил вред, то пострадавший обратится в суд с иском к родителям. Компенсация будет выплачена из их заработной платы или взыскание будет обращено на их имущество.
В каком возрасте ребенок может устроиться на работу?
С 14 лет ребенок может привлекаться к легкому труду с письменного согласия родителей. Работа не должна быть сопряжена с вредом здоровью и влиять на процесс обучения. Подросток может работать в театре, участвовать в цирковых представлениях и концертах. Договор за ребенка подписывает родитель.
Если один из родителей выступает против заключения трудового договора с подростком, то учитываются позиция органа опеки и попечительства и мнение ребенка.
При этом заключение трудовых договоров, в которых на детей возлагается полная материальная ответственность, запрещено законом.
С 16 лет несовершеннолетние могут заключать трудовые договоры без согласия родителей.
(О правах несовершеннолетнего работника читайте в статье «Устраиваем на работу подростка».)
Может ли подросток заниматься предпринимательской деятельностью?
Условием для самостоятельного занятия предпринимательской деятельностью является наличие полной дееспособности. Это способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме гражданин приобретает по достижении 18-летнего возраста (ст. 21 Гражданского кодекса).
То есть несовершеннолетние могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь с согласия родителей. Оно не потребуется только эмансипированным гражданам и тем, кто вступил в брак до 18 лет.
Для осуществления предпринимательской деятельности нужно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе (ст. 23 Гражданского кодекса). Однако приобретение статуса ИП не позволит несовершеннолетнему самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью. До достижения им 18 лет в отношении сделок будут применяться ограничения, предусмотренные Гражданским кодексом. Сделки, не упомянутые в п. 2 ст. 26 Гражданского кодекса, он должен будет совершать с письменного согласия родителей. При отсутствии такого одобрения сделка впоследствии может быть признана судом недействительной (ст. 175 Гражданского кодекса).
Этого можно избежать, если добиться признания подростка полностью дееспособным до исполнения ему 18 лет. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится с согласия обоих родителей по решению органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия – по решению суда. Для этого несовершеннолетний, приобретший статус ИП, должен обратиться в орган опеки и попечительства или в суд с соответствующим заявлением.
(В статье «Как несовершеннолетнему заняться профессиональной деятельностью и уплачивать налоги?» можно прочитать о том, что нужно предпринимателю, не достигшему 18 лет, и несовершеннолетнему без статуса ИП для ведения профессиональной деятельности, как уплачивать налоги и накажут ли за налоговое правонарушение.)
Должно ли учитываться мнение ребенка о местожительстве при разводе родителей?
После расставания родителей нередко возникает вопрос, с кем из них ребенок останется после развода. Его мнение в суде будет учтено, если ему исполнилось 10 лет (ст. 57 Семейного кодекса). До достижения этого возраста решение за ребенка примет суд на основании заключения органов опеки и экспертизы, если в ней возникнет необходимость.
В путешествие – только с мамой или папой.
Отправиться в путешествие с малолетним ребенком без второго родителя стало проще в прошлом году. С 12 июня 2019 г. при выезде несовершеннолетнего за рубеж с одним из родителей документального подтверждения согласия на выезд от второго родителя не требуется.
А вот чтобы официально запретить вывоз ребенка, необходимо обратиться с заявлением в территориальное подразделение МВД, занимающееся вопросами миграции. Данные о ребенке занесут в единую базу. По ней будет вестись проверка на всех пограничных пунктах паспортного контроля. После поступления заявления о несогласии на вывоз ребенка от одного из родителей несовершеннолетнего гражданина не выпустят из страны независимо от того, кто будет его сопровождать.
(В статье «Как дать согласие или заявить о несогласии на выезд ребенка за границу» можно прочитать о том, в каком случае нужно согласие родителей на выезд ребенка из страны и как его оформить; как заявить о несогласии на выезд ребенка из России; сколько будет действовать ограничение на выезд и как его оспорить.)
В дальний путь – без родителей?
Нет возможности отправиться с ребенком к родственникам или в оздоровительный лагерь? Сейчас практически все перевозчики предлагают услугу сопровождения несовершеннолетнего во время поездки или перелета. Компания-перевозчик возьмет на себя ответственность за безопасное путешествие ребенка. Однако вам откажут в сопровождении ребенка, если ему меньше 5 лет.
Заказать услугу может только родитель или опекун. То есть дядя или тетя, дедушка или бабушка не смогут воспользоваться таким сервисом.
Для путешествий за границу понадобится нотариально заверенное разрешение от каждого родителя. Если супруги в разводе, достаточно будет разрешения только одного родителя.
Ребенок оказался в опасности – родителей лишат родительских прав?
Летом 2019 г. в Москве прошли не согласованные с властями митинги в поддержку незарегистрированных кандидатов на выборы в Мосгордуму. В акциях приняли участие две семьи – Петр и Елена Хомских с дочерьми, Ольга и Дмитрий Проказовы с годовалым сыном. Позже прокуратура обратилась в суд с иском к супругам о лишении их родительских прав. Ведомство посчитало, что дети находились в опасности. Однако суды приняли решение не лишать супругов родительских прав.
Попробуем разобраться в ситуации. В данном случае не было вовлечения детей в участие в митинге – они оказались там с родителями по малолетству. Наказывать родителей за то, что они берут на собрание ребенка, – нельзя. Однако они могут понести ответственность в случае, если участие малолетнего ребенка в таком собрании сопровождалось опасностью для его здоровья и жизни.
Можно привести и другие примеры, когда ребенок оказался в опасности, за что родителей могли лишить или даже лишили родительских прав. Довольно часто встречается ситуация, когда дети пришли с родителями в ресторан. Взрослые заказали алкоголь, и впоследствии их поведение вынудило соседей по столикам вызвать полицию, несмотря на нежелание персонала ресторана вмешиваться в ситуацию. Один из подобных случаев закончился составлением протокола. После этого родителей с детьми посадили в такси, и те поехали домой. После инцидента органы опеки начали работу с семьей. Позже они вмешались в ситуацию, когда те же родители пытались выгнать детей 5 и 13 лет из дома, потому что те не давали им спокойно отмечать какое-то событие. Это стало поводом для лишения их родительских прав в отношении старшего ребенка и для ограничения прав в отношении младшего.
Чаще всего, если семья привлекла внимание полиции, то велика вероятность, что она окажется на особом контроле у органов опеки. Если действия родителей в дальнейшем создадут опасность для жизни и здоровья детей, то их могут лишить родительских прав.
Возрастные ограничения: куда не пустят с ребенком?
К слову, благодаря этим же поправкам родители могут рассчитывать на то, что информационная продукция, запрещенная для распространения среди детей, не будет продаваться на расстоянии менее чем 100 м от школ, садов и других детских организаций. Хотя тут нужно сделать оговорку: регионы вправе уменьшить это расстояние, но не более чем на 50 м.
За поздние прогулки ребенка родителей оштрафуют?
Однако местные власти в любом из регионов имеют право: изменять время начала и окончания действия «недетского часа»; отменять его по случаю всероссийского или муниципального праздника, организованного администрацией округа; вносить корректировки, касающиеся возраста несовершеннолетних; определять список запрещенных для посещения детьми мест. Например, в Башкирии подросткам разрешено появляться на улице без взрослых до 00:00.
Несоблюдение ребенком режима комендантского часа считается неисполнением родителями обязанностей по воспитанию детей – ст. 5.35 КоАП РФ. Если ребенок при этом совершил противоправные деяния, наказание для него или его родителей может последовать по статьям Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса.
На родителей ребенка-нарушителя будет наложен штраф. Его размер в зависимости от нарушения и серьезности последствий может составить как 300 руб., так и 50 тыс. руб. Например, подросток, будучи пьян, оказался за рулем автомобиля и протаранил несколько машин. Родителям был присужден штраф в размере 30 тыс. руб.
Но наказание не может назначаться матери и отцу, не проживающим вместе с ребенком после развода или лишенным родительских прав, поскольку в их обязанности воспитание детей не входит. Исключение составят случаи, когда ребенок был временно передан им на законном основании.
Кто ответит за ошибки ребенка?
Родители отвечают за проступки своих детей, в первую очередь материально. В ряде случае может быть наложено административное взыскание вплоть до лишения родительских прав – например, если ребенок причинил тяжкий вред здоровью человека или совершил убийство и выясняется, что преступлению способствовало поведение родителей.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность, т.е. должны компенсировать причиненный ими вред. Родители привлекаются к ответственности только в случае отсутствия у ребенка доходов и иного имущества для возмещения вреда, если не докажут, что он был причинен не по их вине. Но на практике они отвечают чаще, чем дети этой возрастной группы.
Если ребенок объявлен полностью дееспособным, родители не несут ответственности по его обязательствам, в частности возникшим вследствие причинения им вреда.
Если несовершеннолетний из-за отставания в психическом развитии не мог осознавать общественную опасность своих действий или руководить ими, он не несет уголовной ответственности.
В исключительных случаях человек, достигший возраста 18–20 лет, может рассматриваться как несовершеннолетний. Такое решение по уголовным делам суд может принять исходя из характера совершенного им деяния и данных о его личности.
(В каких случаях за вред, причиненный ребенку, к ответственности привлекут провинившегося ученика и его родителей, а не школу – читайте в статье «Кто ответит за травмы школьника?»)
1 Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 557-ФЗ «О внесении изменения в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
2 Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3 Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”».
Как можно и как нельзя наказывать ребенка?
Автор: Мария Кравчук
Любить нельзя наказывать. (запятую поставьте сами). Наверное, любой родитель хотя бы раз сталкивался с вопросом — наказывать или нет своего ребенка. Если да, то как, если нет, тоже как? Как быть в том или ином случае и как разобраться, какая стратегия верная? Маленьких наказывать нельзя, а больших?
В этой статье вы найдете ответы на самые сложные для родителей вопросы: наказывать или не наказывать ребенка? Если наказывать, то за что и как? А если не наказывать, как добиваться послушания? Почему вообще возникает необходимость в наказании? К каким результатам и последствиям приводят разные способы наказания?
Не прошло и ста лет с тех времен, когда телесное наказание было естественной частью воспитательного процесса. Детей пороли розгами, ремнем и всем, что попадало под руку, ставили на колени на сухой горох, драли за уши, закрывали в тесном чулане. Причем не только дома, но и в школе. Все это было нормой и всячески поощрялось обществом и самими родителями.
Сейчас физически наказывать ребенка запрещает Закон. Но это не означает, что все родители перестали «шлепать» своих чад. А во многих семьях физическое наказание заменяется психологическим давлением, которое может быть еще страшнее и разрушительнее шлепков и подзатыльников.
К сожалению, мудрых родителей, способных правильно и эффективно использовать наказания в воспитательном процессе, мало. Я очень надеюсь, что моя статья поможет семьям, которые стремятся прийти к этому, найти нужные ответы.
Почему родители наказывают детей
Начну с главного вопроса — почему вообще возникает вопрос о наказании детей? Когда я на консультациях спрашиваю об этом родителей, чаще всего слышу ответы вроде:
Все эти ответы по сути означают одно — ребенок ведет себя не так, как хочет родитель. То есть, его поведение не удобно для мамы или папы. Вместо того, чтобы понять, почему сын или дочь капризничает, делает что-то нежелательное, родители прибегают к самому простому способу изменить ситуацию — наказывают.
Крикнуть, пригрозить, шлепнуть по мягкому месту проще, чем разобраться в мотивах поступка или поведения, доходчиво объяснить, почему так поступать нельзя, предложить конструктивную альтернативу. Плюс наказание обычно дает моментальный результат, а эффекта от объяснений приходится ждать долго.
Выдержки для этого хватает не у всех родителей. Особенно, если самих их воспитывали по методу «кнута и пряника», никто не вел с ними разъяснительных бесед. Родители просто не знают других способов воспитания, и не особо хотят узнавать их: «Меня в детстве родители пороли и ничего, нормальным человеком вырос». Хотя, в вопросе «нормальности» таких родителей не все однозначно.
Но давайте будем справедливы — иногда возникают ситуации, в которых наказать ребенка действительно необходимо. Вот только способ наказания нужно выбирать очень осторожно и обдуманно.
У конструктивного наказания может быть только одна цель — показать ребёнку, что у каждого действия есть последствия. К сожалению, в большинстве случаев родители наказывают детей, даже не задумываясь о цели. По сути, они просто вымещают злость из-за собственного бессилия и разочарования.
Как же понять, за что наказывать ребенка, а за что нет? Каким должно быть наказание? Как не усугубить ситуацию, не нанести вред любимому чаду? Разберем на конкретных примерах.
3 вещи, за которые нельзя наказывать ребенка
Сюда относится почти всё, что родители считают опасным для своих крох. «Не открывай ящик — придавишь пальцы». «Убери руки от огня — обожжешься». «Не трогай вазу — разобьешь». «Не лезь на тумбочку — упадешь». Сделав такие и подобные замечания 2-3 годовалому ребёнку несколько раз и, естественно, не получив результата, большинство мам не выдерживают и шлепают малышей.
Не всегда, но в некоторых случаях это срабатывает и ребенок перестает делать «то, что не нужно». Но какой при этом вывод делает малыш? Вместо того, чтобы понять, почему опасно проделывать все эти штучки, он усвоит: за любопытство наказывают.
Разобранный вентилятор, разрисованные обои, разрезанное на лоскутки новое платье, размазанная по зеркалу губная помада — все это также проявления детского любопытства. Вместо того, чтобы наказывать ребенка за подобные шалости, объясните, почему не нужно больше так сделать, предложите альтернативу и понадежнее прячьте «ценные» вещи.
Виктория, моя клиентка, на консультации вспоминала, как в детстве мама наказывала её за любой, даже незначительный или случайный проступок. В памяти девушки отпечаталась сцена, где за случайно разбитую тарелку из сервиза её, восьмилетнюю девочку, на 2 недели лишили всех развлечений. А в 15 лет за опоздание с вечерней прогулки на полчаса, мама обстригла выше плеч её длинные волосы. А девушка всего лишь заболталась с подругами и забыла о времени.
Совершенно неадекватные и несоизмеримые случайным проступкам наказания сделали свое дело — Виктория выросла человеком с психологией жертвы, вышла замуж за абьюзера. И лишь по счастливому стечению обстоятельств ей удалось вырваться из этих отношений.
О том, к чему приводят неадекватные наказания детей, я подробнее расскажу ниже, а сейчас просто повторю: никогда не наказывайте детей за что-то, сделанное случайно, без умысла или из-за неправильной оценки последствий.
Например, дочка хотела помочь маме с сервировкой праздничного стола, но взяла больше тарелок, чем способны удержать детские ручки. Уронила тарелки и большая часть из них разбилась. Естественно, у мамы возникает сильное желание отругать «помощницу» за ущерб и лишние хлопоты. Но делать этого категорически нельзя. Единственный урок, который в этом случае ребёнок усвоит на всю жизнь — инициатива наказуема.
Наказание не сделает ребенка более внимательным, аккуратным, ответственным. Но точно превратит его в невротика, который боится родителей, не доверяет им и не рассчитывает на их поддержку.
Неспособность что-то сделать
Можно ли ругать детей за плохие оценки, неумение постоять за себя, или любые другие вещи, которые он не может выполнить? Нет. Как и за другие его «неспособности». Например:
Помню, как несладко приходилось моей школьной подруге Жене, мама и папа которой работали преподавателями на физмате. У неё не было особых способностей к точным наукам, но отец и мать были уверены, что дочь просто ленится. По их мнению, понимание математики и физики было в дочке «заложено генетически». А бедная Женя кое-как вытягивала их на тройки, за что сурово наказывалась. Когда весь класс на каникулах ходил в турпоходы, ездил на экскурсии и в театры, она сидела и зубрила формулы, абсолютно не понимая, что они означают.
Если у сына или дочери что-то не получается, наказание не поможет им «стать лучше». Только поддержка, понимание, доброжелательность и принятие могут дать положительный эффект.
За что можно наказывать ребенка
Объективно, список ситуаций, в которых родители могут наказывать ребенка, ограничивается двумя пунктами:
Например: вы идете в супермаркет, сын просит купить игрушку, вы отказываетесь и он устраивает истерику — громко кричит, сбрасывает с полок товары. Вам приходится извиняться перед сотрудниками, оплачивать испорченные продукты. Вы возвращаетесь домой и проводите с сыном серьезную беседу, объясняете, что его поведение недопустимо. Что на деньги, которыми оплатили ущерб, вы должны были купить еду, и теперь не можете приготовить вкусный ужин. Вы видите, что ребенок осознает свой проступок и его последствия, однако, спустя некоторое время ситуация повторяется. Это повод добавить к воспитательной беседе соответствующее наказание.
То есть, наказывать ребенка можно лишь в ситуациях, когда он понимает, что поступает плохо, знает, что его действия могут повлечь определенные негативные последствия, но все равно совершает их.
За что еще нельзя наказывать ребенка
По большому счету, все, что не вписывается в сценарии из предыдущего пункта, не должно влечь наказания. Разве логично ругать ребенка за нарушение правил, о существовании которых он даже не подозревал? Или за поступок, последствия которого не мог представить, оценить? Но это огромная работа для родителей — проанализировать ситуацию, разобраться в ней. Не все хотят или умеют с ней справляться.
Лайфхак для родителей, которые хотят научиться правильно наказывать своего ребенка: в следующий раз, когда возникнет желание отругать или шлепнуть неслуха за очередную выходку, попробуйте действовать так:
Если проанализировав поведение сына (дочери) вы убедились, что совершая проступок он (она) понимал, что нарушает правила и что будут последствия, подумайте, как правильно наказать ребенка.
Допустимые способы наказания детей в разном возрасте
Как наказывать маленького ребенка? Мой ответ — никак. До 3 лет дети не способны давать даже более-менее объективную оценку своим действиям, поэтому требовать от них ответственности за какие-то поступки или поведение просто не честно. В этом возрасте задача родителей — давать ребёнку сигналы, что он что-то делает неправильно, ведет себя недопустимо.
Сделать это можно только показывая образец правильного поведения. Например, на игрушках. Малыш кусается, щипается, дерется — повторите эти действия на его любимом мишке и сымитируйте реакцию — боль, плач, обиду. А затем покажите, как успокоить мишку, попросить у него прощения.
Допустимым наказанием для 3-4 летнего малыша может быть:
Все эти наказания заключаются в создании неприятных эмоций, чувств, волнения. Они доставляют ребёнку психологический дискомфорт и мотивируют в будущем избегать ситуаций, которые могут повлечь такое наказание.
Важное условие — длиться такое наказание должно недолго, иначе дискомфорт может перейти в серьезный стресс.
Наказания ребенка 5-7 лет
В 5 лет ребенок уже способен оценивать свои действия и представлять их последствия. Поэтому требований к его поведению у родителей уже больше. Чтобы помочь сыну или дочери научиться формировать правильные цепочки «действие-последствие», за выбор неправильного решения можно применять следующие наказания:
Как наказать ребенка 8-9 лет
В 8 лете ребенок способен полностью осознавать свои поступки, просчитывать возможные последствия. У него также должен быть сформирован эмоционально-волевой контроль. То есть, умение между «хочу» и «нужно» выбирать второе, если первое противоречит установленным в семье или обществе правилам. Например, «хочу ещё поиграть с друзьями в прятки, но нужно идти домой и делать уроки».
Как наказать ребенка 10 лет и старше
Это возраст, когда дети активно «проверяют на прочность» границы дозволенного и любые наказания воспринимают как унижение, даже если полностью осознают свою вину. Единственный эффективный способ воздействия — договариваться и строго соблюдать условия договора.
Например: вы договорились, что сын не включает игры на компьютере, пока не сделает уроки и не выгуляет собаку. Если он нарушает договор, вы на неделю отключаете интернет. Чтобы ребенок-подросток чувствовал себя полноправным участником договора, можно предложить ему самому выбрать себе наказание за его нарушение.
Как точно нельзя наказывать детей
Вопрос, нужно ли наказывать детей физически, никогда не должен возникать у родителей. Физическое наказание недопустимо ни при каких обстоятельствах. Ведь объективно это не наказание, а истязание ребенка.
Серьезные психологические наказания не помогут в воспитании ребенка, но могут нанести тяжелую травму детской психике.
Чего никогда нельзя делать, чтобы не навредить психическому здоровью любимого чада:
Варвара: в детстве за проступки отец наказывал её, заставляя смотреть, как он избивает её любимую собаку. Однажды во время такой экзекуции он сломал животному лапу и обвинил в этом Варю.
Марина: когда, будучи ребенком лет 7-8, она «расстраивала маму», та на следующий день брала её с собой на работу в дом престарелых и заставляла выносить «утки» из-под больных лежачих стариков. Для Марины это было худшее из возможных наказаний.
В обоих случаях «воспитательные меры» действительно имели эффект, правда, совсем не тот, который должен быть у конструктивного наказания. У Варвары сформировался огромный комплекс вины, который буквально превратил её жизнь в бесконечную «отработку кармы». Марина, насмотревшись на немощных стариков, «обзавелась» геронтофилией — патологическим страхом старости. На этой почве к 35 годам у женщины было 3 попытки суицида.
7 правил эффективного наказания — советы психолога
Правильное наказание должно стимулировать ребенка обдумать свой поступок или поведение и сделать соответствующие выводы, но ни в коем случае не унизить его, вызвать обиду, злость на родителей или чувство вины. Добиться этого можно, соблюдая следующие правила:
Воспитание детей — это огромный труд, немыслимая ответственность. Для многих семей эта задача становится неподъемной ношей, поскольку никто не учил их делать это правильно, осмысленно. Если вам кажется, что в воспитании ребенка вы зашли в тупик, никакие педагогические методы не работают, приходите ко мне на консультацию. Вместе мы разберемся, где допущены ошибки, найдем причину «плохого» поведения вашего сына или дочери. И обязательно найдем подход, который поможет вам стать мудрым родителем, воспитывающим счастливого ребенка.