в каком возрасте можно дать апельсин ребенку
Рацион ребенка в возрасте 9-12 месяцев
К 9 мес. основные продукты прикорма уже введены, поэтому продолжается расширение и рациона ребенка. Важно знать, что в этом возрасте должна меняться консистенция продуктов от гомогенизированной переходим к мелко- и крупноизмельченной.
Мясное блюдо для ребенка старше можно предложить в виде фрикаделек, что разнообразит рацион ребенка и стимулирует формирование навыков жевания. Мясные консервы промышленного выпуска для детей старше 8 мес. — крупноизмельченные, в них могут быть добавлены специи и пряности (белый перец, сельдерей, петрушку, укроп, лук, базилик, чабрец).
Объем рыбного пюре увеличивается до 60 г в день к 12 мес. Рыба дается 2 раза в неделю в отварном виде без бульона (вместо мяса).
В этом возрасте можно предложить ребенку детскую вермишель.
Увеличивается количество детского печенья и сухариков до 10-15 г в день (2-3 печенья).
К году полезно в различные блюда добавлять мелко нарезанную свежую огородную зелень (укроп, петрушка), что существенно обогащает рацион витаминами и минеральными веществами.
Примерный рацион ребенка в возрасте 12 месяцев:
завтрак 8 часов | Безмолочная или молочная каши* Сливочное масло Желток вареного куриного яйца Фруктовое пюре | 150-200 г около 1 ч.л. 1/2 шт 50 г |
обед 12 часов | Овощное пюре Растительное масло Мясное пюре (фрикадельки) или рыба Хлеб/сухарик Компот | |
полдник 16 часов | Грудное молоко (кефир или йогурт)** Творог Фруктовое пюре Детское печенье | 100 г 50 г 50-70 г 2 шт |
ужин 20 часов | Овощи или каша** Мясное пюре Растительное масло Фруктовый сок | 180 г 20 г 1/2 ч.л. 50 мл |
перед сном 23 часа | Грудное молоко (ДМС)*** | 200 мл |
* — безмолочную кашу следует разводить грудным молоком или детской молочной смесью, которую получает ребенок. Молочную кашу разводят водой.
** — суточный объем кефира или йогурта может быть до 200 мл,
*** — детская молочная смесь
Примерный рацион ребенка 12 месяцев с аллергией к белкам коровьего молока:
завтрак 8 часов | Безмолочная каша* Растительное масло Фруктовое пюре | 150-200 г около 1 ч.л. 50 г |
обед 12 часов | Овощное пюре Растительное масло Мясное пюре/фрикаделька Хлеб/сухарик Компот | 180 г около 1/2 ч.л. 50-70 г 10 г 50 мл |
полдник 16 часов | Грудное молоко или лечебная смесь для детей с непереносимостью белков коровьего молока Фруктовое пюре Сухарик | |
ужин 20 часов | Овощи или безмолочная каша** Растительное масло Мясное пюре Фруктовый сок | 180 г около 1/2 ч.л. 30-40 г 50 мл |
перед сном 23 часа | Грудное молоко или лечебная смесь для детей с непереносимостью белков коровьего молока | 200 мл |
* — безмолочную кашу следует разводить грудным молоком или лечебной смесью для детей с непереносимостью белков коровьего молока.
** — можно как чередовать кашу или овощи, так и предлагать смешанное блюдо – каша с овощами.
Материалы подготовлены сотрудниками лаборатории питания здорового и больного ребенка ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России и основаны на рекомендациях, приведенных в «Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации», утвержденной на XVİ Съезде педиатров России (02.2009 г.)
Можно ли детям апельсины, с какого возраста
Цитрусовые несут в себе множество полезных элементов, но фрукты данного вида являются сильными аллергенами. Поэтому вводить в питание малыша апельсины нужно осторожно. С какого возраста можно апельсин ребенку? Об этом далее в этой статье.
Польза и вред апельсинов
Состав фрукта славится обилием витаминов и минералов, но больше всего в нем витамина С, Е и В, калия и магния. Прием апельсинов несколько раз в неделю способствует насыщению клеток полезными аминокислотами и пектином.
Польза апельсина для детей выражается в следующем:
Но продукт имеет и негативные стороны. В его составе достаточно много сахара (фруктозы) и кислот, которые губительно действуют на эмаль зуба. В дальнейшем это вызывает у ребенка кариес и может спровоцировать патологии слизистой оболочки рта.
Апельсин считается высокоаллергенным продуктом, в детском возрасте у детей особенно часто возникает реакция гиперчувствительности именно на этот фрукт.
Поэтому женщине, которая кормит своего ребенка грудью, не разрешается есть апельсины в течение 4-5 месяцев. Обусловлено это тем, что аллерген проникает к ребенку через грудное молоко матери.
С какого возраста можно апельсин ребенку
Если у матери отсутствует аллергическая реакция на апельсины, то она может кушать этот фрукт, начиная с 4-5 месяца грудного вскармливания. Насчет того, когда можно давать фрукт ребенку, мнения разделяются: некоторые врачи считают, что лучше подождать 3-х летнего возраста, другие — разрешают есть апельсины с 10 месяцев.
Оптимальным вариантом будет дать попробовать ребенку половину дольки апельсина в 1 год, после чего внимательно проследить за его реакцией.
Если самочувствие никак не изменилось, то фрукт можно включать в рацион, постепенно увеличивая его количество. В том случае, если после употребления апельсина появилась сыпь, рвота или понос, нужно обратиться к врачу и временно не давать фрукт ребенку.
Ввиду особенностей иммунной системы у ребенка часто случается так, что с возрастом аллергические реакции проходят. В этом случае можно есть цитрусовые спокойно и без вреда для здоровья.
Как выбрать апельсины?
Для того, чтобы фрукт принес организму только пользу, его нужно правильно выбрать. Ведь аллергическая реакция может случиться не на сам фрукт, а на вещества, которыми апельсин обрабатывают для улучшения его внешнего вида.
Где лучше покупать
Место покупки не имеет особого значения: хороший апельсин для детей можно найти как на рынке, так и в продовольственном магазине. Важно ориентироваться на критерии, которые позволят выбрать хороший плод.
Критерии выбора
Взглянув на апельсин, можно сразу определить, стоит его брать или нет. Существуют определенные критерии:
После того, как нужный фрукт куплен, его нужно хорошо помыть в домашних условиях. На кожуре могут находиться химикаты, бактерии и другие токсичные вещества, а организм ребенка нужно от этого оградить.
Кожура, напичканная консервантами, на ощупь обычно выглядит очень блестящей и гладкой. Это должно настораживать при покупке, такой фрукт лучше оставить на прилавке.
Общие рекомендации по употреблению
Апельсины детям не следует употреблять до еды: кислоты в составе попадают в желудок и оказывают негативное влияние на слизистую органа.
Апельсиновый сок, особенно концентрированный, лучше пить через соломинку для предотвращения поражения зубной эмали. Лучше перед употреблением сок разбавлять.
В кашу или творог ребенку можно добавлять пару долек апельсина, время суток особой роли не играет. Но лучше давать фрукт с утра.
Как усилить иммунитет у ребенка?
Главная / Блог / Как усилить иммунитет у ребенка?
Особенности работы иммунной системы у детей
Как усилить иммунитет у ребенка – это вопрос волнует каждую маму, которая подвержена влиянию рекламы из телевизора или Интернета, которая ежедневно пугает, что ей и ее малышу просто необходимо приобретать и употреблять различные лекарственные средства, витамины, пищевые добавки, йогурты, и другие продукты, которые мгновенно «усилят» иммунитет ребенка. В этой статье мы рассмотрим, как работает иммунная защита у детей, что на нее влияет и в каких случаях нужно что-то делать, чтобы ее «усилить», а в каких — нет.
Дети, иммунитет и простуда
Абсолютное большинство родителей искренне желает самого лучшего своим детям и, прежде всего, здоровья. Но дети все равно, как назло, постоянно болеют. И самая частая болезнь у малышей — это обычная простуда (ОРЗ или ОРВИ), особенно у тех, кто посещает ясли или детский сад. Такие дети могут переносить до 8-10 острых респираторных вирусных инфекций за год, и даже больше. Хотя простуды, даже частые, редко приводят к серьезным осложнениям, они, безусловно, вызывают серьезный дискомфорт не только у самого малыша, но и папы с мамой, из-за недосыпания и вынужденных пропусков работы или учебы. Поскольку такие болезни, как простуда, очень распространены у детей до среднего школьного возраста, нет недостатка в родителях, которые ищут способы предотвращения высокой заболеваемости детей.
Сколько раз болеть?
В реальности ребенок будет страдать простудными заболеваниями достаточно часто (в норме до 8-10 раз в год до младшего школьного возраста, и до 4-5 раз в год в средней школе). Высокая заболеваемость связана с постепенным развитием защитной иммунной системы и ее последовательным «знакомством» с различными штаммами вирусов, которые вызывают простуду. Лишь «запомнив» определенные виды вирусов, иммунитет способен эффективно бороться с возбудителями, предотвращая или смягчая тяжесть течения заболевания.
Однако родители, искренне желая своим детям лучшего, постоянно ищут средства и способы «усилить иммунитет» у ребенка, тем более что реклама настойчиво внушает, что это действительно возможно с помощью витаминов, пищевых добавок и «волшебных» йогуртов или напитков.
Рекламируемые средства для «усиления иммунитета» у детей
За прошедшие годы появилось множество «стимулирующих иммунитет» добавок, витаминов и других средств из серии «съешь меня». Однако, когда ученые проверили все заявленные в рекламе свойства с позиций доказательной медицины, оказалось, что почти все «иммуностимулирующие» свойства не имеют статистически значимого подтверждения,
Также на рынке представлено множество пищевых добавок и «суперпродуктов» («суперфуд»), которые, как утверждает реклама, способны усиливать иммунную систему тем или иным способом. Откуда взялся этот термин «суперпродукты», зачем они нужны? В некоторых странах действительно из за развития «рафинированных» продуктов наблюдается дефицит ежедневного употребления витаминов и микроэлементов. При этом, сначала врач должен зафиксировать такой дифицит, и лишь потом – определить ежедневный рацион тех или иных обогащенных продуктов и добавок. К сожалению, «Больше да лучше» — это лишь маркетинговая стратегия. Конечно, некоторые продукты более питательны или калорийны чем другие, но не существует такой пищи, которую нужно просто есть, чтобы защититься от простуды. Очевидно, что организму необходим достаточный запас питательных веществ для борьбы с инфекциями — но не больше, чем можно получить, придерживаясь обычной диеты, состоящей из разнообразных органических продуктов. Фактически, из всех пищевых добавок и продуктов лучшим средством, дающим какую-либо пользу иммунной системе, являются пробиотики. Эти полезные бактерии, которые живут в кишечнике и участвуют в биохимических реакциях, синтезируют витамины и участвуют в усвоении питательных веществ.
Хороший сон и снижение уровня стресса способны улучшить иммунную систему. Но это просто решения для поддержания здорового образа жизни и сохранения общего физического и психического здоровья: достаточное количество сна и минимум стресса способны поддержать работу иммунной системы, но не могут ее стимулировать.
Так что же делать родителям? Как «укрепить иммунитет» ребенка, если добавки и витамины не способны этого сделать? А вдруг ничего «укреплять» вообще не нужно? Что бы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как работает иммунитет у детей.
Как работает иммунная система?
Каждый день организм ребенка подвергаются постоянному воздействию вирусов, бактерий, грибков и паразитов. Подавляющее большинство этих микробов (или патогенных микроорганизмов) никогда не попадают в организм, потому что они задерживаются кожным барьером, слизистыми оболочками или разрушаются в желудке соляной кислотой. По иронии судьбы, еще одним фактором, который защищает малыша от инфекций, являются его же собственные бактерии, с обоюдной пользой сосуществующие с человеком, которые живут на коже и в желудочно-кишечном тракте. Они помогают предотвращать инфекции, конкурируя с посторонними возбудителями за питательные вещества и жизненное пространство. Эти начальные уровни защиты от инфекций очень эффективны. Пусть покажется странным, но маленькие дети не плохо защищены природой от бактериальных и вирусных атак. А дети, находящиеся на грудном вскармливании – и подавно, ведь вместе с молоком матери они получают от нее еще и иммунные клетки. Те патогенные микробы, которые все-таки пробираются через эти барьеры, должны быть обезврежены, прежде чем они смогут размножаться и отравлять организм.
Иммунная «армия» которая защитит ребенка
Иммунная система, как и настоящая армия, состоит из множества компонентов, каждый из которых играет уникальную роль в защите организма от нападений «врага». Существует несколько разновидностей лейкоцитов, которые циркулируют в крови, а при необходимости проникают (мигрируют) в ткани организма, чтобы выполнить свои защитные функции. Когда эти клетки обнаруживают бактерии или вирусы, они вырабатывают химические сигналы «тревоги», известные как цитокины. Эти химические вещества призывают другие белые кровяные клетки присоединиться к борьбе с возбудителем, и контролируют другие аспекты иммунного ответа, такие как лихорадка и увеличение притока крови в область возникновения инфекции, что вызывает реакции воспаления: отек, покраснение и боль.
Некоторые лейкоциты вырабатывают антитела — белки, которые связываются с определенной частью возбудителя инфекции, оставляя на нем метку-мишень для его уничтожения. Когда иммунная система борется с новой инфекцией, она создает антитела против этого конкретного возбудителя. После окончания инфекции иммунная система обычно продолжает вырабатывать эти антитела в течение многих лет или десятилетий в будущем. Именно эта функция «памяти» иммунитета предотвращает повторное заражение такими заболеваниями, как ветряная оспа или корь. На этом же эффекте «иммунной памяти» основана профилактическая иммунизация с помощью вакцинаций.
Некоторые другие инфекции (чаще всего бактериальные или грибковые) стимулируют лишь кратковременный иммунный ответ, в результате чего длительная невосприимчивость к инфекции становится невозможной, а перенесший такие определенные заболевания ребенок может заболеть повторно. Кроме того, некоторые возбудители имеют несколько штаммов, каждый из которых настолько отличается от другого, что приобретенный иммунитет к одному штамму не способен защитить от других. Именно поэтому ребенок может болеть простудой или гриппом снова и снова. Как в настоящей армии, все клетки человеческого организма носят «знаки отличия», которые позволяют иммунной системе отличить их от «интервентов-захватчиков». На внешних поверхностях клеток организма есть знаки — белки, которые помогают иммунной системе различить собственные клетки организма и патогенные микроорганизмы, которые необходимо уничтожить.
Аутоиммунные заболевания
Но иногда процесс «опознания» знаков различий клеток нарушается. В этих случаях возникают аутоиммунные заболевания — состояния, при которых иммунная система атакует собственные клетки организма, как если бы они были чужеродными, что приводит к широкому спектру заболеваний, таких как диабет 1 типа, заболевания щитовидной железы, волчанку и ревматоидный артрит.
Еще один способ, которым иммунная система может нанести ущерб организму ребенка — это чрезмерная реакция на воздействие извне, которое не представляет никакой реальной угрозы. Например, нет причин, по которым организму нужно защищаться от кошачьей перхоти или цветочной пыльцы. Но иногда иммунная система выходит из-под контроля, создавая антитела ко многим видам неопасных веществ. Эти нарушения работы иммунной системы является причиной таких заболеваний, как аллергические реакции, астма и экзема. Для большинства людей эти условия просто причиняют неудобства, а в некоторых случаях реакция может быть смертельной. Это как раз является примером абсолютно зря «усиленного» «чрезмерного» иммунитета.
Поэтому искусственное «усиление» иммунитета – не совсем то, чего должны хотеть родители. Для здоровья всегда достаточно обычной нормы: без «усилений», но и без дефицита или недостаточности!
Когда иммунитет в дефиците
Многие из таких детей действительно нуждаются в «усилении» иммунной системы. Но сделать это возможно только врачу-иммунологу, который внимательно изучит причины и характер иммунных нарушений, выяснит текущий уровень иммунитета и только после этого займется лечением нарушений иммунитета. Врач будет использовать такие методы, как введение антител, полученных от доноров, введение факторов роста для стимуляции выработки белых кровяных клеток, или даже прибегнет к трансплантации костного мозга. Для людей с истинным иммунодефицитом было бы опасно (и потенциально смертельно) полагаться на витамины, добавки или «суперпродукты» для «усиления» иммунитета, вместо проведения медикаментозного лечения, нацеленного в первую очередь на устранение причины иммунодифицита.
Как же «помогать иммунитету» ребенка?
В первую очередь нужно освободиться от внушений рекламы, призывающей родителей «укреплять» детский иммунитет. Помните, что такая реклама основана на порождении естественного чувства родительской тревоги и беспокойства.
Если вы считаете, что ребенок болеет слишком часто, у него часто развиваются инфекционные осложнения, то, прежде всего, покажите его педиатру!
Если врач сочтет, что у ребенка действительно может быть иммунодефицит или связанное с нарушением работы иммунной системы заболевание, он назначит соответствующие анализы и исследования, и направит малыша на консультацию к иммунологу.
Если проблем с иммунитетом не будет выявлено, то родителям необходимо усвоить, что нормально работающая иммунная система ребенка способна справляться с самыми разными патогенными микроорганизмами. Для подавляющего большинства детских болезней не требуется никакой «стимуляции» иммунитета. Простуда, желудочно-кишечная вирусная инфекция и другие легкие инфекции, как правило, проходят самостоятельно через несколько дней. Иммунная система может справиться со многими бактериальными инфекциями, такими как насморк или ангина. Но при ряде инфекционных заболеваний иммунитету действительно требуется помощь. Но не в виде «иммуностимуляторов», в виде использования антибактериальных или противовирусных препаратов, которые могут облегчить течение заболевания и, даже, спасти жизнь.
Другой вариант помощи иммунитету – это вакцинация.
Это действительно отличный и вполне «естественный» способ укрепить иммунную систему специфичным и эффективным способом. При вакцинации организм ребенка подвергается воздействию части патогенного микроорганизма или его ослабленной версии, этим стимулируется формирование специфического иммунного ответа, на конкретное заболевание, против которого создана вакцина. Такой иммунитет будет активен длительное время за счет выработки специфических антител. Некоторые люди утверждают, что иммунитет, обеспечиваемый вакцинацией, не такой длительный и сильный, как «естественный» иммунитет. Во многих случаях это действительно так. Но давайте не будем забывать, что для «естественного» иммунитета (например – пожизненного), надо инфекционным заболеванием переболеть, что в случае опасных инфекций может кончится печально. На наш взгляд, для приобретения иммунитета, все-таки, не стоит заболевать. Иммунизация — это один из самых безопасных и эффективных инструментов, которые можно использовать для снижения риска развития у ребенка определенных инфекций, многие из которых могут быть действительно опасными для жизни.
Так что же делать с «иммунными йогуртами»? есть или нет? Подводим итоги:
Если иммунная система вашего ребенка работает нормально — реагирует должным образом на инфекции и не проявляет признаков гиперреактивности, то ничего специального делать не нужно. Нужно лишь перестать смотреть рекламу и постоянно неоправданно беспокоиться «об иммунитете», приняв тот факт, что как бы мы ни старались — дети будут заболевать, а как бы не старались патогенные микроорганизмы – дети будут выздоравливать.
По поводу «йогуртов» — пищевой продукт предназначен для питания и не более. Естественно, что питаться – полезно, а не питаться – вредно. Йогурт ничего не лечит, лечат правильно назначенные врачом лекарственные препараты, продающиеся в аптеке.
Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка действительно есть проблемы с иммунной системой, поговорите с педиатром или проконсультируйтесь у иммунолога.
Вместо поиска «волшебной таблетки» для «усиления иммунитета» научите ребенка очень часто мыть руки, любить прогулки и закаливание, и проводите плановую вакцинацию. Эти простые меры принесут гораздо больше пользы.
Рацион ребенка в возрасте 4 — 6 месяцев
Вашему малышу уже исполнилось 4 месяца. Он заметно подрос, стал более активным, интересуется предметами, попадающими в его поле зрения, внимательно разглядывает и тянется к ним. Значительно богаче стали эмоциональные реакции ребенка: он радостно улыбается всем людям, которых часто видит все чаще, издает различные звуки.
Вы до сих пор кормите малыша грудью или пришлось перейти на смешанное или искусственное вскармливание. Ребенок активно растет, и только с грудным молоком или детской молочной смесью он уже не всегда может получить все необходимые питательные вещества. А это значит, что настала пора подумать о прикорме.
Оптимальное время для начала его введения – интервал от 4 до 6 месяцев, независимо от того, что получает малыш – грудное молоко или смесь. Именно в это время дети наилучшим образом реагируют на новые продукты. До 4 месяцев ребенок еще не готов воспринимать и переваривать какую-либо другую пищу. А при позднем введении прикорма — после 6 месяцев, у детей возникают уже значительные дефициты отдельных пищевых веществ и, в первую очередь, микронутриентов (минеральных веществ, витаминов, длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот и др.). Кроме того, малыши в этом возрасте нередко отказываются от новых продуктов, у них задерживается развитие навыков жевания густой пищи и формируются неадекватные пищевые привычки. Важно знать, что, как это не покажется на первый взгляд странным, при отсроченном назначении продуктов прикорма на них чаще возникают аллергические реакции.
В каких случаях целесообразно дать прикорм уже в 4 месяца, а когда можно подождать до 5,5 или даже 6 месяцев? Чтобы решить этот вопрос обязательно посоветуйтесь с педиатром.
Как правило, в более раннем возрасте (4 – 4,5 мес.) прикорм вводится детям из группы риска по развитию железодефицитной анемии, а также детям с недостаточной прибавкой в весе и с функциональными расстройствами пищеварения.
Оптимальным временем для начала введения прикорма здоровому малышу является возраст 5 – 5,5 месяцев.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует детям, находящимся на грудном вскармливании, вводить прикорм с 6 месячного возраста. С точки зрения отечественных педиатров, которая основывается на большом практическом опыте и проведенных научных исследованиях, это возможно лишь в тех случаях, когда ребенок родился в срок, без гипотрофии (поскольку в этих случаях запасы минеральных веществ очень малы), он здоров, хорошо растет и развивается. Помимо этого мама также должна быть здорова, полноценно питаться и использовать либо специализированные обогащенные продукты для беременных и кормящих женщин, либо курсами витаминно-минеральные комплексы. Такие ограничения связаны с истощением запасов железа даже у абсолютно здорового ребенка к 5 – 5,5 месячному возрасту и значительным повышением риска развития анемии при отсутствии продуктов прикорма богатых или обогащенных железом. Возникают и другие дефицитные состояния.
Первым продуктом прикорма может быть овощное пюре или каша, пюре из фруктов лучше дать малышу позже – после вкусных сладких фруктов дети обычно хуже едят овощное пюре и каши, часто вовсе отказываются от них.
С чего же лучше начать? В тех случаях, когда у ребенка есть склонность к запорам или он слишком быстро прибавляет в весе, предпочтение следует отдать овощам. При большой вероятности развития анемии, неустойчивом стуле и малых прибавках в массе – с детских каш, обогащенных микронутриентам. И если Вы начали введение прикорма с каш, то вторым продуктом будут овощи и наоборот.
Если первый прикорм вводится в 6 месяцев – это обязательно должна быть детская каша, обогащенная железом и другими минеральными веществами и витаминами, поступление которых с грудным молоком уже недостаточно.
Еще один важный продукт прикорма – мясное пюре. Оно содержит железо, которое легко усваивается. А добавление мяса к овощам улучшает усвоение железа и из них. Мясное пюре целесообразно ввести ребенку в возрасте 6 месяцев. Только ежедневное использование детской обогащенной каши и мясного пюре позволяет удовлетворить потребности малышей в железе, цинке и других микронутриентах.
А вот соки лучше вводить позже, когда ребенок уже получает основные продукты прикорма – овощи, каши, мясо и фрукты. Ведь прикорм нужен для того, чтобы малыш получил все вещества, необходимые для роста и развития, а в соках их, в том числе витаминов и минеральных веществ, очень мало.
Соки следует давать не в перерывах между кормлениями, а после того как ребенок съел кашу или овощи с мясным пюре, а также на полдник. Привычка пить соки между едой приводит в дальнейшем к частым перекусам, прививается любовь к сладкому, у детей чаще возникает кариес и повышается риск развития ожирения.
С началом введения прикорма ребенок постепенно переводится на 5-разовый режим кормлений.
Правила введения прикорма:
Вводя новый вид прикорма, попробуйте сначала один продукт, постепенно увеличивая его количество, а затем постепенно «разбавляйте» этот продукт новым. Например, овощной прикорм можно начать с чайной ложки пюре из кабачка. В течение недели давайте малышу только этот продукт, постепенно увеличивая его объем. Через неделю к кабачковому пюре добавьте чайную ложку пюре из брокколи или цветной капусты и продолжайте каждый день увеличивать общий объем. Оптимальным будет овощное пюре из трех видов овощей. Порция должна соответствовать возрастной норме. Со временем можно заменять введенные овощи на другие уже быстрее.
После введения одного овоща (доведя его объем до необходимого количества) можно перейти к приему каши, а разнообразить овощной рацион позже.
Если блюдо пришлось ребенку не по вкусу, например, брокколи, не отказывайтесь от задуманного и продолжайте предлагать этот овощ в небольшом количестве – 1-2 ложечки ежедневно, можно даже не один, а 2-3 раза перед едой, и через 7 – 10, а иногда и 15 дней малыш привыкнет к новому вкусу. Это разнообразит рацион, поможет сформировать у малыша правильные вкусовые привычки.
Кормить с ложечки нужно терпеливо и осторожно. Принудительное кормление недопустимо!
В рацион здоровых детей каша, как правило, вводится после овощей (исключение составляют здоровые дети на грудном вскармливании, когда прикорм вводится с 6 месяцев). Лучше начинать с безмолочных безглютеновых каш — гречневой, кукурузной, рисовой. При этом важно использовать кашу для детского питания промышленного производства, которая содержит комплекс витаминов и минеральных веществ. Кроме того она уже готова к употреблению, необходимо лишь развести ее грудным молоком или той смесью, которую получает малыш.
Детям, страдающим пищевой аллергией прикорм вводится в 5 – 5,5 мес. Правила введения продуктов такие же, как для здоровых детей, во всех случаях он вводится медленно и начинается с гипоаллергенных продуктов. Обязательно учитывается индивидуальная переносимость. Отличие состоит лишь в коррекции рациона с учетом выявленных аллергенов. Из мясных продуктов вначале предпочтение следует отдать пюре из индейки и кролика.
Рационы питания на различные возрастные периоды
Объяснить, как можно составить рацион, лучше на нескольких примерах, которые помогут сориентироваться в составлении меню именно для вашего ребенка.
С 5 месяцев объем одного кормления составляет в среднем 200 мл.
Вариант 1.
Если ваш ребенок начал получать прикорм с 4 — 5 месяцев, то в 6 месяцев его рацион должен выглядеть так:
I кормление 6 часов | Грудное молоко или ДМС* | 200 мл |
II кормление 10 часов | Безмолочная каша** Докорм грудным молоком или ДМС* | 150 г 50 мл |
III кормление 14 часов | Овощное пюре Мясное пюре Растительное масло Докорм грудным молоком или ДМС* | 150 г 5 – 30 г 1 ч.л. 30 мл |
IV кормление 18 часов | Фруктовое пюре Грудное молоко или ДМС* | 60 г 140 мл |
V кормление 22 часа | Грудное молоко или ДМС* | 200 мл |
* — детская молочная смесь
** — разведенная грудным молоком или ДМС
Вариант 2.
Еще один вариант рациона питания ребенка 6 месяцев, если прикорм ввели с 4 — 5 месяцев:
I кормление 6 часов | Грудное молоко или ДМС* | 200 мл |
II кормление 10 часов | Безмолочная каша** Фруктовое пюре | 150 г 20 г |
III кормление 14 часов | Овощное пюре Мясное пюре Растительное масло Фруктовый сок | 150 г 5 – 30 г 1 ч.л. 60 мл |
IV кормление 18 часов | Фруктовое пюре Грудное молоко или ДМС* | 40 г 140 мл |
V кормление 22 часа | Грудное молоко или ДМС* | 200 мл |
* — детская молочная смесь
** — разведенная грудным молоком или ДМС
Вариант 3.
Примерный суточный рацион для ребенка в 6,5 месяцев на грудном вскармливании, если прикорм начали вводить с 6 мес.:
I кормление 6 часов | Грудное молоко | |
II кормление 10 часов | Безмолочная каша** Докорм грудным молоком | 100 г |
III кормление 14 часов | Овощное пюре Мясное пюре Растительное масло Докорм грудным молоком | 100 г 5 – 30 г 1 ч.л. |
IV кормление 18 часов | Грудное молоко | |
V кормление 22 часа | Грудное молоко |
** — разведенная грудным молоком
До 7 месяцев следует увеличить объемы каши и овощного пюре до 150 г и ввести фруктовое пюре.
Материалы подготовлены сотрудниками лаборатории питания здорового и больного ребенка ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России и основаны на рекомендациях, приведенных в «Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации», утвержденной на XVİ Съезде педиатров России (02.2009 г.)