в каком возрасте мальчик попал в монастырь
Викторина по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Данная викторина проводится после изучения поэмы, поможет учителю обратить внимание детей на детали произведения, а ребятам вспомнить важные эпизоды произведения.
Просмотр содержимого документа
«Викторина по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».»
Викторина по поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри».
История героя Мцыри примечательна тем, что Лермонтову было суждено встретится с ним вживую. Об этом событии вспоминали сразу два родственника поэта – его двоюродный брат А. П. Шан-Гирей и родственник по материнской линии, А. А. Хастатов. По их словам, в 1837 г., путешествуя по Военно-грузинской дороге, поэт повстречался с пожилым монахом, вернее с монастырским служкой. Они разговорились. Так Лермонтов узнал о жизни монаха – тот был последним из монастыря поблизости Мцхете. Совсем маленького, его привез в монастырь русский генерал Ермолов. Мальчик был болен и не смог продолжать путь. Когда монах вырос, он не раз пытался сбежать, потому что тосковал по дому. Одна из таких попыток едва не стоила ему жизни. После долгой болезни монах все же смирился и принял решение остаться при монастыре.
1.Что говорит поэт о месте расположения монастыря?
«Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
В каком возрасте мальчик попал в монастырь?
«Он был, казалось, лет шести…»
К какому событию готовился Мцыри?
«Уже хотел во цвете лет
изречь монашеский обет…»
При каких обстоятельствах был совершён побег из монастыря?
«И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Где и в каком состоянии был обнаружен беглец?
И вновь в обитель принесли…»
Какую клятву дал себе Мцыри в детстве?
«Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной…»
Боится ли Мцыри смерти?
«Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
Но с жизнью жаль расстаться мне…»
Какие воспоминания посетили Мцыри во время его пребывания на свободе?
«И вспомнил я отцовский дом…» (и далее по тексту).
Как долго отсутствовал Мцыри в монастыре? Что, по его словам делал он в это время?
«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей».
Как описывает Мцыри природу после дождя?
«Вокруг меня цвёл божий сад…» (и далее по тексту).
Как описывает юноша молодую грузинку, встретившуюся ему?
«Держа кувшин над головой…» (и далее по тексту).
12. Как и почему заблудился Мцыри?
«Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал…»
Почему заблудившийся юноша не желал помощи людей?
«Я был чужой для них навек».
14.С каким зверем встретился юноша? Как Мцыри описывает его?
«То был пустыни вечный гость –
15.При помощи какого орудия была одержана победа над барсом?
«Надёжный сук мой, как топор,
Могучий лоб его рассек…»
16.С чем и почему сравнивает себя Мцыри?
«Таков цветок темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых…»
17.О чём сожалеет юноша перед смертью?
«Меня печалит лишь одно:
Мой труп холодный и немой
Не будет тлеть в земле родной…»
18.Какова последняя просьба Мцыри?
«Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…»
19.Что для Мцыри кажется милее грядущего рая?
Мцыри: краткое содержание и анализ поэмы Лермонтова. О каких горах идет речь в произведении?
«Мцыри» рассказывает о мальчике-горце, который во время Кавказской войны попал в плен к русским, а затем рос в грузинском монастыре. Уже юношей он сбегает из обители в надежде добраться на родину.
«Мцыри» считается одним из последних образцов классического романтизма в русской поэзии.
«Мцыри»: кратчайшее изложение поэмы М.Ю. Лермонтова
Русский генерал во время Кавказской войны возвращается из похода и везет с собой пленного мальчика. Ребенок болен, и его оставляют на попечение монахам в неназванном грузинском монастыре.
У главного героя нет имени, по заглавию поэмы его называют Мцыри («послушник» по-грузински). Мальчик все время томится воспоминаниями о родине, воспринимает монастырь как тюрьму. О себе он говорит:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Перед смертью юношу тяготит то, что он так и не повидал родной край:
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
Мцыри просит похоронить его в дальнем углу монастырского сада, где на его могилу будут взирать горы Кавказа, и обещает, что это принесет ему успокоение.
Слушать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в формате аудиокниги:
Что значит «мцыри» по-грузински? Перевод на русский
О каких горах идет речь в произведении Лермонтова?
В поэме Лермонтова «Мцыри» речь идет о горах Кавказа. Сам автор указывает конкретное место:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
Очевидно, что Лермонтов вдохновлялся храмом Джвари, расположенным близ Мцхеты, у впадения Арагви в Куру.
В конце произведения Мцыри называет горы, на которые будет смотреть его могила:
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Рассказ старого монаха. Был ли Мцыри на самом деле?
Если верить первому лермонтовскому биографу П.А. Висковатову, Лермонтов якобы услышал историю о побеге молодого послушника на Кавказе в 1837 году, во время первой ссылки.
Путешествия по Военно-грузинской дороге, поэт «наткнулся в Мцхете на одинокого монаха», сообщает Висковатов. И «узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. »
Что касается история о схватке Мцыри с барсом, то это отражение грузинского фольклорного сюжета. Известны полтора десятка вариантов древней песни «Юноша и тигр», этот же сюжет использовал в поэме «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели.
«Мцыри»: анализ произведения
Таким образом, автор смотрит на происходящее с высоты вечности. И это примиряет читателя с жизненной трагедией, дает успокоение.
Если вы хотите глубже понять поэму «Мцыри», послушайте, как вдохновенно о ней рассказывал ведущий советский лермонтовед Ираклий Андроников:
В каком возрасте мальчик попал в монастырь
Ответ:
1) Ему было шесть лет. «Он был, казалось, лет шести…»
2) Причиной побега из монастыря явилось то, что будучи свободолюбивой личностью, мальчик мечтал быть независимым, а неволя, которая тяготила его в монастыре, стала для Мцыри невыносимым испытанием.
«И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал…»
3) За юным беглецом посылают погоню, которая не дала никаких результатов. Его совершенно случайно находят лежащим без сознания в степи в окрестностях монастыря.
«Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли…»
4) «Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной…»
5) Мцыри заблудился в лесу и, зная, что он один, позволил себе заплакать от отчаяния. Проснулся он на лесной поляне от шума: из чащи выскочил могучий барс.
«Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал…»
6) У него было некое недоверие к людям. он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе.
«Я был чужой для них навек».
7) В последней своей просьбе он просит, чтобы после смерти его перенесли.
«Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…»
Не знаю, нужны ли цитаты, но я добавил.
За лучший ответ спасибо 🙂 Удачи!
Монастырские мальчишки
Когда речь заходит о детстве святых, многие представляют себе неземное создание, которое играм со сверстниками предпочитает чтение духовных книг, богомыслие и молитву. Это создание только и думает, как бы сделать какое-нибудь богоугодное дело, и своим кротким поведением и сметливым умом радует взрослых.
На самом деле многие известные святые были в детстве отчаянными сорванцами, которые школе предпочитали игры и проказы, а к домашним обязанностям порой относились спустя рукава. Святого праведного Иоанна Кронштадтского едва не выгнали из семинарии за прогулы и неуспеваемость. И как он вспоминал потом, только благодаря молитве матери и тому, что она держала его в ежовых рукавицах, он стал священником.
Преподобный Амвросий Оптинский был резвым мальчиком, любил шумные игры и проказы
В 12 лет его отдали в семинарию, где он быстро стал душой компании, первым заводилой на разные проказы. Хотя учеба давалась ему легко, о выборе монашества он совсем не думал. «В монастырь я не думал никогда идти… – вспоминал сам старец Амвросий, – впрочем, другие почему-то предрекли мне, что я буду в монастыре, что впоследствии и случилось».
С монастырскими мальчишками, которые приходили ко мне в редакцию в Боровском монастыре, тоже не соскучишься. Их родители вместо разных лагерей отдыха привозят на каникулы в монастырь, где им полное раздолье. Во-первых, потому что они здесь как взрослые: не баклуши бьют, а прислуживают в алтаре, помогают, и с ними считаются. А это, когда тебе двенадцать, дорогого стоит. Пока их друзья спят до обеда, а потом мультики смотрят или по улице скучая слоняются, эти вместе с настоящими монахами идут на братский, а потом вместе со взрослыми прямо в алтарь – на Литургии помогать. И не просто стоять, ушами хлопать, а молиться с отцами-монахами, подавать святые книги, разжигать кадило, выходить со свечами… А потом что-нибудь другое, не менее интересное, настоящее и нужное. Это как читать книжку про удивительные путешествия, а потом раз – и оказаться в самом их интересном месте!
Жаль, у меня такого в детстве не было. В моем детстве храмы нашего города стояли заколоченные и оскверненные. В главном городском соборе Покрова, памятнике архитектуры XIX века, в те времена сначала был склад, а потом просто свалка мусора. А храм Александра Невского на главной городской площади вообще взорвали. Его народ на свои деньги построил прямо напротив городской ярмарки, куда со всей области съезжались, а советские власти его взорвали. А еще пригласили по этому случаю столичных фотографов и это безобразие со всеми подробностями сняли. Понаделали потом открыток и туристам раздавали: вот, мол, смотрите, как у нас хорошо – мы тут храмы взрываем! приезжайте к нам еще!
Помню, как мой дядя, увидев у меня на груди крестик, смеялся: «Вот темнота!»
Первый храм, куда меня привели родители, с виду был вовсе не храм, а избушка на краю города, где верующие устроили настоящую церковь. За веру тогда можно было реально пострадать, и чтобы ходить в храм, нужно было быть готовым на многое. Например, что тебя запросто могут уволить с работы или ребенка в садик не взять. Помню, как мой дядя, известный ученый, который изучал тяжелые металлы и писал научные книги, увидев на груди у меня крестик, стал смеяться. «Ха-ха! Ты знаешь, что поклоняешься орудию казни? – хохотал образованный дядя, тыча пальцем мне в крест на груди. – Вот темнота!» Как просвещенный человек своего времени, дядя обливался «по Иванову», гнал на сделанном у себя в лаборатории аппарате «живую» и «мертвую» воду и увлекался уринотерапией. Когда он над крестиком у меня на груди смеялся, обидно было до слез. Я стоял и молчал, потому что был мальчиком, а он – известным ученым, но знал, что крест у меня на груди – это главное сокровище, которое больше всех богатств на свете.
А сейчас храмы не взрывают – их строят, открывают и восстанавливают.
Я завидую монастырским мальчишкам. Вот если бы у меня были такие каникулы, как у них! Если бы вместо пионерлагеря с его дурацкими барабанами и горнами, купаньем по свистку и выкладыванием шишек на клумбе у меня был монастырь, как у них, я бы был самым счастливым мальчиком на свете! Ты живешь в настоящей келье, где монахи 500 лет молились, несешь послушания как взрослый, и к тебе такое же, как ко взрослому, уважительное отношение. Здесь живут не как в миру, где все только и думают, как бы кого обмануть или подсидеть, – здесь люди любят и уважают друг друга.
Мальчишкам в монастыре нравится. Тут и река, и лес, а главное – тут подвизался святой Пафнутий Боровский!
Помню, первый раз захожу в алтарь, никого не знаю, стесняюсь, всем мешаю, куда встать, не знаю, чувствую себя неловко. Высокий мальчик-алтарник смотрит на меня с улыбкой, потом подходит, обнимает и говорит: «Давай с тобой дружить. Меня зовут Илья!» Илья из Москвы. Он и его старший брат Антон с мамой приезжают в монастырь уже много лет, снимают на лето дом неподалеку. Мама помогает в трапезной, а братья алтарничают. Мальчишкам в монастыре нравится. В Москве летом скучно и жарко, а здесь – совсем другое дело. Здесь река Протва, где водятся голавли и лещи, лес, где море ягод и грибов, а главное – монастырь, где подвизался великий святой – преподобный Пафнутий Боровский, чудотворец, возле которого они служат Богу почти каждый день: ходят на братский молебен вместе с монахами, а еще в алтаре помогают. Здесь они живут как взрослые, и это ребятам нравится. Трусом, лентяем и вруном быть легче легкого, а вот жить по заповедям и быть добрым, смелым и ответственным совсем непросто. Но по-другому не получится стать настоящим мужчиной. Мальчишкам об это настоятель сказал, и они его слова запомнили и стараются им следовать.
После службы ко мне в редакцию первыми приходят Власик и Димка. Я говорю: «Ну что, малыши, идем купаться?!» Власик, когда я их малышами назвал, даже обиделся: «Ты думаешь, мы малыши? Сам ты малыш! А я уже взрослый! Ты, давай, того, не бузи!» «Бузить» у них любимое слово и подходит к любому случаю. Например: «Пойдем на речку бузить» – это значит: купаться, рыбачить и загорать. Или: «Старшие алтарники бузят на нас!» – значит, не взяли мальчишек служить куда-нибудь на приход или в другой монастырь. – А отец Феофилакт не бузит! Он научил нас четки плести и в лес с нами ходил за ягодами! А еще мы с ним поймали форель в монастырском пруду! Вот такую!» Власик широко разводит руки и смотрит мне в глаза, а потом на Димку, который, улыбаясь, качает головой. «Не веришь? Ну, не совсем такую, поменьше. Но знаешь, как она сопротивлялась? Чуть удочку не сломала, но мы ее все равно вытащили! А потом в трапезную отдали, чтобы нам ее пожарили! Знаешь, как вкусно!»
Власик из моего родного Екатеринбурга. Когда-то его мама болела, и по всем законам медицины он не должен был появиться на свет. Но его родители много молились, а потом приехали к отцу Власию. Тот помолился и отправил их куда-то на святой источник, а через год раз – и у них родился мальчик, которого в честь батюшки Власием и назвали. Родители решили, что, когда Власик вырастет, пойдет учиться в семинарию, а потом станет священником. Будет служить Богу, как батюшка Власий.
А его друг Димка из Курска думает стать монахом, как преподобный Сергий Радонежский, которого Димка очень любит. Знает его житие наизусть и икону его в келье на самом видном месте держит. Его папа – настоящий кузнец. У него своя мастерская. Он может выковать хоть ворота, хоть цветок. Для монастыря он выковал беседку, увитую виноградными гроздьями. У них свой дом. Там и курочки, и индюки, и утки. И яблоневый сад. Есть там и белый налив, и «семеренко», и даже яблони со святой горы Афон, которые привез дедушка, когда туда в паломничество ездил. А еще у них есть настоящая пасека. «Знаешь, сколько в этом году мы собрали меда для монастыря? Две тонны! Он очень полезный, собранный с разных трав и теперь продается в монастырской лавке». Димкины родители – православные христиане, и дедушка с бабушкой – православные христиане, и младшая сестра – тоже православная христианка. Димка рассказывает, а потом смотрит на Власика и говорит мне: «Давай мы сразу купаться на речку не пойдем, ты что-нибудь полезное еще поделаешь, а мы на твоем компьютере в игры поиграем! Давай, пожалуйста, поиграем, а то никаких сил уже нет, как играть хочется!»
«Жизнь длиною в три дня». Урок-викторина по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» 8класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» 8класс
Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри» Задачи:
понять исповедь героя, почувствовать его стремления и выявить в них главное – любовь к свободе, жизни;
способствовать формированию эстетического вкуса учащихся; продолжать работу над развитием речи, памяти; умению анализировать и систематизировать материал;
способствовать воспитанию высоких эстетических чувств учащихся, идеалов красоты, поиска гармонии в мире природы; осознание понятия, что родина для человека – это свобода и счастье.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Оборудование: цифровые ресурсы в виде звукового фрагмента (дудук) и слайдовой презентации, компьютер, медиапроектор, песочные часы. На столах соотв. цвета конверты с заданиями.
На столах: карточки с заданиями, кластеры
Оформление доски : эпиграф, портрет Лермонтова, иллюстрации к «Мцыри», рисунки детей, мультимедиа, горы, магнитные флажки
Методы:
словесный (рассказ учащихся);
наглядный (работа с иллюстрациями);
частично-поисковый (работа над заданиями)
метод критического мышления (РАФТ)
декламирования (выразительное чтение и наизусть (домашнее задание))
Все учащиеся делятся на команды: 1- жюри (это учащиеся-знатоки поэмы), остальные делятся на три команды по жребию.
Количество учащихся в команде – 5-6 человек.
Организация пространства: количество игровых столов – 3 + стол для жюри.
Вопросы задаются поочередно командам. Команда имеет право ответить один раз на свой вопрос. Если дан неправильный ответ, то право ответа имеет команда соперников.
Каждый правильный ответ – 1 балл.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материала урока (отборочный тур – мозговой штурм)
3. Этап закрепления изученного (раунды викторины)
4. Оценка урока учащимися.
Добрый день, ребята! Пусть он действительно будет для нас сегодня добрым.
Пусть урок принесёт вам радость познания!
Слово учителя . Кто такой для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик его стихов? Почему его стихи, проза, его личная судьба воспринимаются миллионами людей как личное переживание? Я думаю, потому, что в Лермонтове много созвучных струн с каждым, кто задумывается о смысле жизни.
“ Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”, – писал известный литературовед Ираклий Андроников.
Поэтический мир Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств. Мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А всё творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу.
Лирика Лермонтова – это во многом автопортрет. Для поэта и его лирического героя важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов. Так же бросает вызов судьбе и Мцыри.
И сегодня, ребята, я приглашаю вас к участию в литературной викторине по поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”.
Победит тот, кто был внимательным и любознательным при изучении темы “Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова”
Нам надо сформировать 3 команды. Для этого проведем Блиц-опрос, за правильный ответ вы получаете жетоны-капсулы.
Вопрос 1. Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова (1814-1841) — 3 (15) октября 1814, Москва 15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области
Вопрос 2. Сколько лет было Лермонтову, когда он лишился матери? (3 года)
Вопрос 3. Как звали бабушку, воспитавшую поэта? (Елизавета Алексеевна Арсеньева, в девичестве Столыпина)
Вопрос 4. Как называлось имение бабушки, в котором прошли детские годы поэта? (Тарханы)
Вопрос 7. Назовите жанр произведения «Мцыри (поэма)
Вопрос 8. Что такое поэма? (-крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом)
Вопрос 9. К какому литературному направлению можно отнести произведение «Мцыри»? (романтическое)
Вопрос 10. Эпиграф к произведению М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из: Библии
Вопрос 13. Как вы считает, какие слова исповеди можно выделить как главные? («Я мало жил, я жил в плену».)
Вопрос 14. А что подразумевает Мцыри под словом плен? (Плен –жизнь в монастыре)
Вопрос 16. Как ответил Мцыри монаху на слова: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил!»
Вопрос 17. В переводе с грузинского Мцыри : неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак
Вопрос 19. Что или кого можно назвать символом свободы в произведении? барса
Вопрос 20. Кульминацией произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри» является: схватка Мцыри с барсом. Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя.
Вопрос 22 Для чего в поэму введены картины природы? ( чтобы показать, как могучая природа Кавказа сродни мятежной натуре Мцыри)
Вопрос 23. А что видит Мцыри в монастыре? (Одно и то же изо дня в день: однообразие монастырских сводов и келий; тусклое мерцание свечей; постоянный полумрак.)
Ребята, а сейчас рассаживаемся за столы, соответственно цвету капсулы, которая в ваших руках. (на столах конверты по цветам.)
Раунд 1 «Знатоки высказываний (цитат)» 5-7мин
Слово учителя : Викторина – это игра в вопросы и ответы. На столах у вас лежат пронумерованные конверты, возьмите №1 и соберите пазлы- эпиграфы, которые выражают основную мысль поэмы. Объясните смысл данного высказывания. На выполнение задания отводится не более 3х минут (песочные часы )
Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Армянская пословица, которая гласит: что к аждый человек должен быть свободным, только тогда он будет счастлив. Эта пословица как нельзя лучше выражает стремления и желания нашего героя. Мцыри задыхается в монастыре: там нет свободы для него, а значит, нет и жизни. Вернее, там есть жизнь – жизнь «на коленях». Но такая жизнь не для нашего героя.
… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!
Мцыри — любимый идеал поэта, «отражение в поэзии тени его собственной личности». Герой готов сражаться за родину, и Лермонтов с симпатией воспевает воинственные мечты Мцыри. В снах являются Мцыри сражения, где он победитель. Мечты зовут его в «чудный мир тревог и битв». Тоскуя о родине, юноша говорит, что мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов».
Обратимся к эпиграфу поэмы «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». Как вы понимаете эпиграф к поэме? (Лучше три дня жизни на воле, чем многолетнее заключение в монастыре, где человек не живёт, а существует. Э пиграф подчеркивает жизнелюбие Мцыри, выражает недоумение, почему должен погибнуть человек). В чем заключается смысл эпиграфа? восстание против судьбы Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался.
Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.
Вывод: поэма Лермонтова ставила и ставит перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой прекрасной, какой она открывалась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных». Появление поэмы в условиях реакции говорило о решительном протесте Лермонтова и других передовых людей того времени против условий жизни, созданных в России. Монастырь, где томился Мцыри, воспринимался как символ России времен Николая 1.. подняться на гору
Раунд 2 «Что? Где? Когда?» 5мин
Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе – строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма.
На столах лежат конверты. Возьмите конверт №2. Достаньте карточку. Восстановите последовательность эпизодов в поэме. Проставьте номера от 1до 15.
Команды работают с карточкой
Я вырос в сумрачных стенах
Воспоминания о родном крае, о близких
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли
Команды заполняют карточку, результат вывешивается на доску (по 5 карточек лежат на столах у каждой команды)
Раунд 3 Поэма «Мцыри» в иллюстрациях 5мин
Возьмите конверт №3. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры:
«Мцыри в детстве» глава 2
«Мцыри в монастыре» глава 2
«Мцыри на свободе» глава с 3 до
(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)
Работа проводится в группах, по окончании работы представитель группы защищает кластер. Работы анализируются и выделяются черты, заложенные природой, характерные всем трем состояниям : могучий дух, гордость, сила воли.
Вывод. В натуре Мцыри жило тончайшее восприятие природы и способность сливаться с нею, он как бы участвовал в её жизни: ему «свыше было дано» разгадывать «думы тёмных скал», хотя без слов ему «был внятен разговор» шумящего потока, его «немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней…»
Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим . восхождение на гору
Раунд 4 «Угадай –ка». 5-7 мин
Что говорит поэт о месте расположения монастыря?
«Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
В каком возрасте мальчик попал в монастырь?
«Он был, казалось, лет шести…»
К какому событию готовился Мцыри?
«Уже хотел во цвете лет
изречь монашеский обет…»
При каких обстоятельствах был совершён побег из монастыря?
«И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Где и в каком состоянии был обнаружен беглец?
«Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли…»
Какую клятву дал себе Мцыри в детстве?
«Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной…»
Боится ли Мцыри смерти?
«Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине,
Но с жизнью жаль расстаться мне…»
Какие воспоминания посетили Мцыри во время его пребывания на свободе?
«И вспомнил я отцовский дом…» (и далее по тексту).
Как долго отсутствовал Мцыри в монастыре? Что, по его словам делал он в это время?
«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей».
Как описывает Мцыри природу после дождя?
«Вокруг меня цвёл божий сад…» (и далее по тексту).
Как описывает юноша молодую грузинку, встретившуюся ему?
«Держа кувшин над головой…» (и далее по тексту).
Как и почему заблудился Мцыри?
«Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал…»
Почему заблудившийся юноша не желал помощи людей?
«Я был чужой для них навек».
С каким зверем встретился юноша? Как Мцыри описывает его?
«То был пустыни вечный гость –
При помощи какого орудия была одержана победа над барсом?
«Надёжный сук мой, как топор,
Могучий лоб его рассек…»
С чем и почему сравнивает себя Мцыри?
«Таков цветок темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых…»
О чём сожалеет юноша перед смертью?
«Меня печалит лишь одно:
Мой труп холодный и немой
Не будет тлеть в земле родной…»
Какова последняя просьба Мцыри?
«Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…»
Что для Мцыри кажется милее грядущего рая?
«… за несколько минут
Между крутых и тёмных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял».
Как относится Мцыри к смерти и людям? Обвиняет ли он кого-нибудь в том, как сложилась его жизнь?
«И с этой мыслью я усну
И никого не прокляну».
Молодцы, еще одну вершину мы покорили, двигаемся дальше.
Запасной вариант средства художественной выразительности по 3-5 примеров
Анализ с художественных средств в поэме.
— Работа с сигнальными карточками (метафора, эпитет, олицетворение, гипербола, сравнение).
«О, я как брат// Обняться с бурей был бы рад!// Глазами тучи я следил, // Рукою молнии ловил…» (гипербола);
— «Я грыз сырую грудь земли…» ( метафора);
«Я сам, как зверь, был чужд людей//И полз и прятался, как змей» (сравнение);
«Он был, казалось, лет шести;/ Как серна гор, пуглив и дик…» (сравнение);
«…сердце вдруг/ Зажглося жаждою борьбы…» (метафора);
«Сама земля дышала мне…» (олицетворение).
«Груды скал» (метафора).
«Объятья каменные» (эпитет).
— Какую роль играют данные средства художественной выразительности в поэме? ( ^ Тропы показывают страстность, силу характера Мцыри, который жаждет жизни, стремится слиться с тем, что он считает для себя родным).
Вывод. Все изобразительные средства направлены на то, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека, умеющего понимать прекрасное. Только человек с богатым внутренним миром может так восхищаться природой, а любоваться природой он мог только на свободе.
Белинский с глубоким проникновением писал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри. Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».
VII . Оценка урока учащимися. Беседа.
—Актуальна ли поэма для нас, живущих в XXI веке?
—Так ли в наше время стремятся люди к своей малой родине?
—Видим ли мы красоту природы? Ценим ли ее?
—Умеете ли вы так же восхищаться и сопереживать? Преодолевать преграды?
—Можно ли столкнуться с подобными проблемами в наши дни?
— Какое настроение у вас после урока?
О чём уже заставила задуматься поэма?
Подведение итогов игры, определение команды–победителя и самого эрудированного игрока.
Оценивание: восхождение состоялось
1. Предлагаю составить синквейн, главное слово – Мцыри.
Страдает, мечтает, борется,
Стремится увидеть родину, слиться с природой-
2. письменное размышление на тему:
«В чём для Мцыри состоит смысл жизни?»
“ А душу можно ль рассказать?”.
Примерный план раздается всем учащимся.
Что значит слово «свобода»?
Истоки и проявление свободолюбия.
Черты характера, заложенные природой.
Мцыри – человек с любовью к свободе и жаждой деятельности.
Чуткость души через понимание природы.
Бой с барсом – гимн силе. Мужеству.
Мцыри – человек, жаждущий любви.
Для Мцыри настоящая жизнь – это жизнь вне мрачных стен и тесных келий, на свободе.
«Кем стал для меня Мцыри?»
: «Образ Мцыри и художественные средства его создания».
«Герои поэм Лермонтова» («Песня про. купца Калашникова, «Мцыри»).
«Мцыри – победитель или побеждённый?»
«Мои размышления по поэме «Мцыри»
Обе́т — обязательство, добровольно налагаемое на себя человеком или общиной ради избавления от мора, болезней, неурожая, стихийных бедствий и т. п., а также предмет или жертвенное животное, приносимые по обещанию в церковь или иное почитаемое место.
Алта́рь (лат. altarium) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы; от altus — высокий)
Чадра́ (перс. چادر — палатка) — лёгкое женское покрывало белого, синего или чёрного цвета. Надевается при выходе из дома и закрывает фигуру женщины с головы до ног. Носится многими женщинами-мусульманками из культурно-религиозных соображений.
ТЕРНО́ВНИК , терновника , муж. (бот.). Низкий колючий кустарник (ср. терние) с синими съедобными, терпкими на вкус, плодами.
Мона́х (греч. μοναχός — одиночный, единичный), жен. мона́хиня — обычно — член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины (братии), либо в одиночестве, отшельничестве.
Монасты́рь — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
И́споведь — в авраамических религиях (иудаизме, христианстве и в исламе) признание в своих совершенных грехах перед Богом. Исповедь подразумевает раскаяние и решение в дальнейшем не грешить. Покаяние или исповедь – это таинство, во время которого человек устно открывает свои грехи Богу в присутствии священника.
Исповедь – 1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. 2. Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
Ау́л (от тат. агыл) — традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа.
(в это время играет Симфоническая поэма Мцыри Тактакишвили Омара Васильевича)
— Цитирование высказываний критиков о поэме Лермонтова.