в каком возрасте к ребенку приходит понимание пола
Психосексуальное развитие личности: от младенчества до раннего подросткового возраста
Психосексуальное развитие – это процесс полового созревания и самосознания человека, которое сопровождается формированием его сексуальной ориентации и принадлежности к определенному полу. Этот процесс начинается еще утробе матери и заканчивается примерно к 25 годам.
Первым теорию о психосексуальном развитии человека и его этапах описал известный ученый Зигмунд Фрейд. Он поделил период сексуального становления личности на несколько фаз, каждой из которых характерны определенные изменения в самосознании и поведении ребенка, а потом и взрослого человека.
От начала жизни до трех лет
В отличии от представления некоторых родителей, психосексуальное развитие ребенка начинается отнюдь не в подростковом возрасте. Этот процесс зарождается еще во внутриутробном периоде, когда определяется пол ребенка и формируются половые органы.
После рождения, психосексуальное развитие младенца продолжается в тесном взаимодействии с родителями, поведение и отношение которых, как уже было сказано, сильно влияет на становление его личности.
В этом периоде очень важен физический контакт с матерью. Ученые сходятся во мнении, что чем больше мама берет малыша на руки, обнимает, тем больше у него будет доверия к окружающему миру и людям. Также подобный контакт положительно влияет на восприятие ребенка самого себя, воспитывает чувство уверенности в себе и принятии своего тела.
«Кто я: мальчик или девочка»: от года до трех лет
В этот период ребенок постепенно осознает свою половую принадлежность. Он начинает понимать, кто он – мальчик или девочка и что взрослые делятся на «дядей» и «тетей». Если полуторагодовалый карапуз может еще равнодушно относиться к тому, что взрослые неправильно называют его пол, то трехлетка – скорее всего уже будет сердиться.
Трехлетка уже не только понимает свою гендерную принадлежность, но и принимает ее как единственно правильную. Мальчик начинает стремиться быть «как папа», девочка – «как мама». Именно с этого возраста уже важно, чтобы с ребенком проводил время и потихоньку включал в какую-то помощь родитель одного с ним пола.
Кроме того, малыша интересуют его половые органы, он начинает изучать их: рассматривать, трогать. Это нормально, если вы не будете специально заострять на этом внимание – это скоро пройдет.
«Как я появился на свет»: период с 3 до 5-7 леТ
Примерно с трех лет ребенок начинает активно интересоваться, как устроено его тело и тела его друзей. Он может задавать вопросы, почему же половые органы мальчиков и девочек разные. Почему мама и папа спят вместе, а он или она – одни. Также – как они появились на свет и почему происходит именно так.
Следует понимать, что любопытство детей носит чисто поверхностный характер, а не сексуальный или эротический. Чтобы удовлетворить его, нужно давать четкие, правдивые ответы и ребенку этого пока будет достаточно.
Удовлетворить свое любопытство насчет строения тела, дети могут и сами, играя в игры, которые позволяют сделать это беспрепятственно. Например, в «доктора», когда на «приеме» нужно раздеваться. Становясь более взрослыми, ребенок выбирает игры, в которые играют дети одного с ним пола. Мальчики – «войнушки», «стрелялки», девочки – куклы.
При этом, мальчики могут не принимать в свои игры девочек, мотивируя это тем, что эти игры не для них. А девочки – прогонять от себя мальчиков. Но чаще дошкольники еще достаточно лояльно относятся к общению с детьми и своего, и противоположного пола. Так, например, для игры «в семью» девочки могут привлекать мальчиков в качестве пап и сыновей.
Что важно: родителям нужно помнить, что отношение к половым органам у ребенка формируется такое же, как относятся к ним они сами. Поэтому, разговаривать на эту тему лучше без жеманства, заминок и ни в коем случае не пренебрежительно. Негативное высказывание родителей к гениталиям, разговор на эту тему, как о чем-то «грязном» и «недостойном», может привести к тому, что ребенок будет негативно относится к своему телу. Во взрослой жизни это чревато глубокой неуверенностью в себе, а в сексуальном плане – фригидностью или импотенцией.
С другой стороны, если ребенок не задает подобных вопросов, это еще не значит, что они его не интересуют. Следует понимать: если эти вопросы задаются не родителям, то существует вероятность, что ребенок задает их кому-то другому и получает на них ответы.
Родителям на заметку: важно присматриваться к детям во время игры, к тому, какие роли они выбирают. Ведь для детей игра – это возможность проявить себя, для них она не отличается от действительности. Если мальчики выбирают женские роли и модели поведения, а девочки – мужские, это может свидетельствовать о нарушении полоролевого развития. Если же и в повседневной жизни они просят называть их именами противоположного пола, мальчики – считать их девочками, а девочки – мальчиками, это уже может говорить о нарушении половой аутентификации.
Период с 7 до 12 лет: формирование полоролевого поведения
Психосексуальное развитие продолжается. Мальчики все больше идентифицируют себя с мальчиками, девочки – с девочками. Закреплению этих ролей способствуют игры и каждодневный быт семьи. Мальчики усваивают модель поведения мужчины благодаря отцу, девочки – модель женщины благодаря матери.
Дети на этом этапе могут стать более стыдливыми, осознавая, что они нравятся противоположному полу. Но в этот момент они уже обращают внимание на свою внешность, беспокоясь о том, насколько она соответствует эталонам, принятым в кругу их сверстников.
В период младшего подросткового возраста (9-12 лет) может появиться первая детская влюбленность. Это значит, что ребенок вступает в платоническую стадию психосексуального развития. Дети учатся знакомиться, обращать на себя внимание, находить общий язык с противоположным полом.
В таких отношениях еще нет сексуальной составляющей. Дети общаются на разные темы, изучают интересы друг друга. Мальчики учатся ухаживать за девочками, а девочки – принимать ухаживания мальчиков. Эта стадия во многом формирует эмоциональную и чувственную сторону будущих серьезных отношений.
Родителям на заметку: вышеописанные варианты поведения – норма для подобного периода, но могут быть и отклонения. Например, чрезмерно кокетливое поведение девочек 5-10 лет, поцелуи с мальчиками могут сигнализировать о повышении сексуального влечения, что для детей этого возраста не характерно. У мальчиков такое отклонение может проявляться в желании прижаться к телу родственниц, посторонних женщин, часто притрагиваться к гениталиям.
Но такое поведение может быть обусловлено и нехваткой внимания. Шокирующие выходки, за рамками приличий, обязательно вызывают резонанс и позволяют быть замеченными. Второй психологической причиной вроде бы отклоняющегося сексуального поведения может быть не умение соблюдать личные границы окружающих, недостаточно четкое понимание того, как можно и как нельзя себя вести в отношении других людей.
Поэтому первый специалист, к которому имеет смысл обратиться, если что-то настораживает вас в отношениях ребенка со сверстниками или его психосексуальном развитии – детский психолог. Его консультация позволит разобраться в причинах нарушения и определить, какого рода помощь нужна в каждом конкретном случае. Своевременное обращение к психологу позволит скорректировать ситуацию и не допустить формирования отклонений сексуального поведения в будущем.
Как видите, каждый этап психосексуального развития привносит свои изменения в характер и становление личности ребенка. Важно знать их, наблюдать за своими детьми, а при необходимости не бояться обращаться к специалисту.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
«Такое, что природа ошиблась с полом, встречается редко». Психолог Наталья Искра — о гендерной идентичности у детей
Что это такое — гендерная идентичность, и стоит ли волноваться, если малыш говорит о себе в чужом роде? Может ли воспитание повлиять на половое самоопределение ребенка? Что, как и когда формирует гендерную принадлежность? Обсудили эти вопросы с психологом Натальей Искрой.
Наталья Искра — детский и семейный психолог. Ведет блог в «Инстаграм».
Половая идентичность: возрастные рамки
— Как и когда малыш начинает понимать, что он мальчик или девочка?
— Существует много теорий на тему формирования гендерной идентичности. Самая известная и первая — Зигмунда Фрейда. Согласно ей половое развитие детей в раннем возрасте разделяется на оральную, анальную и генитальную стадии. И в районе 7 лет ребенок уходит в латент, то есть, приобретя свою половую роль, временно, до подросткового возраста, перестает интересоваться вопросами пола. Но это узкая психоаналитическая теория. Если говорить об общепризнанном в психологии, считается, что плюс-минус в 1,5 года ребенок начинает осознавать свой пол. И это связано не столько с телесным, биологическим началом, сколько с тем, как его родители или люди, которые за ним ухаживают, обращаются с ним. Даже когда массажист приходит делать массаж 2–3 месячному ребенку, он может сказать: «Посмотрите, мужичок лежит, спина треугольником». То есть во многих бытовых ситуациях ребенку проговаривают, что он мальчик или девочка. Это происходит постоянно. Также различия в полах часто подчеркивается с помощью цвета и формы одежды, голубого и розового, платьев и брюк. То есть до 1,5 лет — это отражение представлений взрослого окружения о том, как должен выглядеть мальчик, и как — девочка.
— А что происходит после?
— К 3–4 годам дети уже понимают, какого они пола и начинают догадываться, что это незыблемо. В таком возрасте они могут задавать вопросы на эту тему. Например, мальчик спрашивает: «Если я надену платье, буду ли я девочкой?». Это нормальные вопросы, которые проверяют устойчивость пола, его неизменность. И третий этап — 6–7 лет, когда дети понимают, что их биологический пол неизменен.
То есть к 4 годам ребенок уже должен идентифицировать себя с конкретным полом. И если в этом возрасте и старше он хочет настойчиво ходить в одежде противоположного пола, тогда стоит задать себе вопрос, с чем это может быть связано, что заставляет его/ее отрицать свой биологический пол.
— Какие варианты могут быть?
— Надо наблюдать. Бывают просто очень артистичные дети, которым нравится наряжаться, тогда это нормативная история. А если ребенок говорит, что он хотел бы быть другого пола, это повод проконсультироваться с психологом.
Пол и воспитание: что будет, если.
— Если родители ждали мальчика, а родилась девочка, и они пытаются воспитывать девочку как мальчика?
— Это может отразиться на отношении к себе. Но нельзя сказать, что 100% это влияет на половую самоидентификацию. В 2–3 года мальчики могут примерять на себя роль девочки, надевать платьица, и это нормально. В то же время мы знаем, что изначально мальчики и девочки воспитываются не совсем в равных условиях. Ведь мамы, няни и бабушки — женщины. То есть девочка идентифицирует себя по прямому типу, она воспитывается человеком одного с ней пола. Папы, конечно, могут сидеть с малышами, но это скорее редкость. Мальчика часто тоже воспитывают женщины. И сначала ему надо идентифицировать женскую фигуру и модель поведения, а потом противопоставить себя — не вести себя как женщина, как девочка. То есть он не присваивает себе мужскую модель, а отрицает в себе женскую.
— А если у мальчика нет примера мужчины в близком окружении? Есть мнение, что мальчики, воспитанные только женщинами, могут вырастать в инфантильных мужчин…
— Все зависит от того, насколько психологически правильно или неправильно выстроено воспитание. Ничего криминального в том, что мальчика воспитывают мама и бабушка, нет. Они все равно между собой неизбежно распределят роли: кто-то будет занимать условно мужскую позицию, станет добытчиком, а кто-то — заниматься хозяйством. Здесь имеет значение другое. Например, в послевоенные годы, когда часто женщины растили мальчиков без мужей, считалось нормальным применять физическое наказание. Тогда это было одной из ведущих стратегий воспитания. Мальчики к тому же более активны, более хулиганистые, рискованные. Матери, не имея рядом отца ребенка, который мог бы сказать: «Да, ладно, дерется и хорошо, я тоже дрался», вынуждены были как-то с этим справляться. Как вариант — при помощи физических наказаний. А когда женщина физически наказывает мальчика, это очень травматично сказывается на его психике. Особенно если наказание жестокое. Это нарушает его полоролевую идентификацию и влияет на то, как он будет выстраивать отношения с женщинами. Скорее всего, у него возникнут серьезные трудности с этим по причине глубинного страха и недоверия к представительницам женского пола.
Кроме того, когда женщина воспитывает ребенка одна, без помощи тех, на кого она может опереться, у нее появляется много тревожности и, как следствие, растет потребность опекать, обезопасить его от «ужасов мира», все предусмотреть. Это неизбежно способствует инфантилизации ребенка. И уже не важно, мальчик это или девочка. Ребенок не учится нести сам за себя ответственность, за него все решается. И чем больше опеки и контроля, тем больше инфантильность.
— Если родители одевают и обращаются с ребенком нейтрально, не подчеркивая пол, это хорошо?
— Психологи сегодня говорят, что не существует сугубо женского и мужского гендера. Выделяют вплоть до 10 типов разного гендера с преобладанием женской и мужской роли в разном соотношении. По исследованиям подчеркнутая нейтральность в выборе игрушек и одежды ребенку в настоящем, в будущем приводит к тому, что он пытается идентифицироваться через стремление ярко выражать свою гендерную роль. В целом, любая крайность, как в жизни, так и в гендерном воспитании, может иметь крайние последствия. Поэтому лучше придерживаться средней позиции.
Отказ от своего пола и другие особенности поведения
— Почему маленький ребенок может пробовать отказаться от своего пола?
— Такое, что природа ошиблась с полом, встречается очень редко. Это около 2% случаев. Чаще всего причина в травматичных для ребенка ситуациях в семье. Например, произошел развод, и сын остается с мамой. А у той очень много гнева на папу, который она может вымещать на ребенке. Тогда мальчик может хотеть не быть вот этим «плохим мужским» для своей мамы. Он же понимает, что не выживет, если мать его ненавидит. И в такой ситуации обязательно надо работать с психологом.
— А если маленький мальчик просто говорит о себе в женском роде, а девочка, наоборот, в мужском… Какие тут могут быть причины?
— Все зависит от конкретной ситуации и обстоятельств, ее сопровождающих. Поэтому рекомендация здесь может быть только одна — обсудить с детским психологом поведение ребенка для понимания причин происходящего.
— Что еще важно знать про особенности поведения маленьких детей в контексте осознания своего пола?
— Если все же ребенок увидел что-то такое?
— Надо обсудить с ним, то, что он увидел, и объяснить, что это только для взрослых людей. Ребенок даже в дошкольном возрасте может видеть вокруг себя сексуальные отношения. Например, если летом бывает на даче или в деревне, он видит собачек, слышит котов, а если есть аквариум, то видит, как делают это рыбки или улитки. И здесь можно спокойно, рассказать, что вот улитки сейчас соединились, и это надо для того, чтобы получились детки. Тогда это такой естественный разговор, в котором нет травматизации. Ребенок понимает, что примерно так же происходит и у людей.
В каком возрасте дети начинают осознавать свой пол?
К возрасту это сложно привязать. Но, если говорить в общем, впервые с вопросом пола субъект человека сталкивается примерно в 3-4 года. Или, говоря психоаналитическим языком, когда ребенок выходит на эдипальную сцену, сталкивается более осознанно с родительскими фигурами и осознает свою гендерную идентичность на контрасте с ними.
Ребенок начинает задаваться этим вопросом, проявлять внимание к гениталиям мальчиков и девочек, например, в детских садах и яслях. Также ребенок проявляет внимание к своим родителям касательно вопроса пола и гениталий. Интерес проявляется к этим темам не просто как к удовлетворительным функциям (грудь у матери, которая служит функцией питания), а именно в контексте идентичности.
На этой эдипальной сцене закладываются основные понятия о себе. В дальнейшем они могут развернуться в более устойчивую картину, когда человек может полноценно о себе сказать, что он мужчина, женщина или вне этой бинарной системы.
Что такое эдипальная сцена? Условно, это когда ребенок «сталкивается» со своими родителями. Причем неважно, будет ли это мать или отец: это может быть мать-одиночка, отец-одиночка, две матери или два отца. Речь идет о столкновении материнской или отцовской функции, которая к полу не привязана, но разграничивает психику на категории запретного и желаемого: что можно и что нельзя. Материнская функция выполняет функцию желания ребенка и отвечает на вопрос, чего я хочу, от кого я могу это получить. В отцовской функции речь идет, скорее, о запрете, запрет на инцестуозное желание. Не в сексуальном смысле, а на чрезмерную близость желания матери. Когда ребенок рождается, он становится объектом материнского желания. Чтобы из него выйти и начать выстраивать свою идентичность, в том числе гендерную, необходима отцовская функция, которую может выполнить не только мужчина или отец в биологическом смысле, но и любой другой человек. Это может быть даже хобби и увлечение, которым мать немного отодвинула ребенка, позволив ему выстраивать свою идентичность. И эдипальная сцена — процесс, когда происходит столкновение с функциями, которые тесно связаны с вопросами пола, гендера своего. Ребенок, оказываясь в поле матери/отца, становится более предрасположенным к ощущению себя в плане гендера.
Осознание ребенком своего гендера — это многосторонний процесс. С одной стороны, ребенок сам приходит к ощущениям своей сексуальности, гендера. С другой стороны, родители могут ввести его в такой символический порядок, представив ему доступный набор идентичности. В нашем российском обществе пока это бинарная система, выбор возможен из двух категорий, М и Ж. Родители объясняют, что существуют мальчики и девочки, есть особенности и различия, и конечно, это очерчивает предел возможных идентификаций у ребенка.
Все бы хорошо, если бы не те внутренние конфликты, которые возникают на почве столкновения первого вектора, самоопределения с теми моделями, которые вводят родители. Как раз здесь все драмы и разыгрываются в дальнейшем. Не всегда именно так происходит: зачастую это ложится синхронно и совпадает с ощущением. Но, конечно, родители здесь играют важную роль: гендерная идентичность во многом закладывается ими. Сегодня много литературы по гендерному воспитанию. Целые учебники направлены на то, чтобы воспитать «настоящего мальчика», «настоящую девочку», и модель воспитания строится на конструировании гендерной идентичности. К сожалению, эта теория оказалась несостоятельной: по экспериментам, это конструирование идентичности все равно исходит от родительского желания, которое зачастую вступает в противоречие с субъективными влечениями. И чем сильнее натиск втискивания в рамки, тем сильнее потом может возникнуть конфликт, симптомы и даже психические расстройства.
Евгений Шорыгин
Психоаналитик (Восточно-Европейский институт психоанализа), сексолог (Российское научное сексологическое общество).
Аспирант Университета Лобачевского, член ЕКПП, автор более 30 научных публикаций.
Сферы интересов: фрейдо-лакановский психоанализ, квир-теория
«Мама сказала, что я девочка» Почему в США детям позволяют менять пол и к чему это может привести
«Я девочка», — говорит на камеру маленький мальчик. «Кто тебе так сказал?» — спрашивает отец. Сын отвечает: «Мамочка. Она одевает меня в платья, красит мне ногти и говорит, что я девочка». Герою ролика на момент съемки всего три года. Несколько лет спустя этот ролик разойдется по соцсетям, программам крупнейших американских телеканалов и станет доказательством в судебном процессе. Дело семилетнего техасца Джеймса Янгера, которого мать считает девочкой, в 2019 году стало поводом для очередного скандала, расколовшего американское общество. «Лента.ру» разобралась, почему дети все чаще решают сменить пол и как, а главное — зачем взрослые поощряют такое решение.
Родители Джеймса развелись, когда он и его брат-одногодка Джуд были совсем малышами. Опеку над детьми разделили между отцом, Джеффри Янгером, и матерью, терапевтом Анной Георгулас. Конфликт между ними начался после того, как мать решила, что Джеймс страдает от гендерной дисфории — то есть что его физиологический пол не соответствует внутренним ощущениям, и на самом деле сын считает себя девочкой.
По словам Георгулас, впервые она задумалась об этом, когда мальчик выбрал в «Макдоналдсе» девчачью игрушку. Затем она стала замечать, что ребенку нравятся женские персонажи в любимых мультфильмах, и в играх он порой берет на себя их роль. Она проконсультировалась с несколькими коллегами, и совместно они пришли к выводу, что Джеймс на самом деле хочет быть девочкой. После этого Анна стала называть сына женским именем, одевать в платья, в том числе в школу, и другими способами показывать, что принимает его идентичность, не совпадающую с биологическим полом.
Отец счел, что мать навязывает ребенку такое решение, но убедить бывшую жену пересмотреть подход к воспитанию сына ему не удалось, и он организовал широкую общественную кампанию. «Я забочусь об интересах своего сына Джеймса», — написал Джеффри на специально созданном сайте «Спасем Джеймса».
Когда он со мной, он не показывает никаких признаков того, что хочет быть девочкой, хотя выбор у него есть
Янгер подчеркнул, что если мальчик в итоге отправится на терапию, останавливающую половое созревание, то лишится того, о чем пока не способен задумываться всерьез — способности иметь детей. А именно к гормональной терапии привели бы в итоге решения Георгулас. Но Джеффри удалось добиться освещения ситуации в крупнейших СМИ и получить поддержку консервативных американцев. Причем не только публичную — его группа в Facebook собрала больше 25 тысяч подписчиков, — но и финансовую: на ведение тяжб ему пожертвовали около 45 тысяч долларов.
А была ли девочка?
«Эти родители не могут сойтись даже на том, какого пола их ребенок», — такой фразой прокомментировал дело адвокат, представлявший сторону Джеффа Янгера. Суд рассмотрел все показания свидетелей, в том числе соседей и прихожан церкви, в которую ходила семья. Соседи рассказали, что Джеймс, регулярно бывавший у них в гостях, вел себя как стереотипный мальчик, но жаловался, что мама не позволяет ему коротко стричь волосы. Когда Анна на Хэллоуин одела сына в костюм принцессы, он спрятался в углу и плакал, а потом отказывался говорить об этом даже спустя несколько месяцев.
Джеймс Янгер c отцом
Присяжные тем не менее вынесли вердикт в пользу матери ребенка — 11 из 12 человек решили, что опеку и все решения о его дальнейшей гендерной терапии стоит доверить только ей. По этому поводу в консервативных медиа поднялась буря негодования, но продлилась она недолго. Судья Ким Кукс не согласилась с вердиктом коллегии и постановила, что решения о будущем Джеймса должны устраивать обоих родителей. К тому же она наложила на бывших супругов так называемое правило молчания — запретила им публично высказываться на эту тему.
На громкое дело обратили внимание многие консервативные политики. Губернатор Техаса республиканец Грэг Эбботт сообщил об особом рассмотрении дела Джеймса Янгера, а сын американского президента Дональд Трамп-младший назвал действия Георгулос «жестоким обращением с детьми» и призвал людей «выступить против этого дерьма». Большинство реакций на эти сообщения в соцсетях — слова поддержки от сторонников Республиканской партии.
Политический вопрос
Совсем иначе на это дело смотрят оппоненты республиканцев. Демократическая партия США еще со времен правления президента Барака Обамы обращает особое внимание на права трансгендеров — чего стоит только его скандальное распоряжение урезать финансирование школам, где не предусмотрены гендерно-нейтральные уборные. Это решение, как и ряд других — о службе в армии, размещении в тюрьмах и защите от дискриминации — отменила нынешняя американская администрация.
В преддверии новых президентских выборов 2020 года кандидаты от демократов показывают, насколько им претит политика Трампа. Один за другим они предлагают прогрессивные новации. Среди них и защита прав юных трансгендеров. Так, на публичный разговор с сенатором Элизабет Уоррен пришел ребенок, представившийся «девятилетним трансгендерным американцем». Такое представление вызвало бурную реакцию аудитории: зал буквально взорвался аплодисментами.
На вопрос ребенка о том, позаботится ли возможный президент-демократ о таких, как он, Уоррен ответила жестко и утвердительно. По ее словам, оказавшись у руля, она поведет себя совсем не так, как Трамп: уволит нынешнего секретаря по образованию и найдет на эту позицию человека, который обеспечит права и безопасность «для каждого нашего ученика». Пока, однако, нынешнему американскому лидеру прочат второй срок — а значит, этот вопрос, как и многие другие, вряд ли окажется под контролем либеральных политиков.
Гендерная поддержка
Впрочем, нельзя сказать, что консервативные избиратели на самом деле влияют на курс американского государства. Оно и сейчас не всегда отказывает ребенку в праве менять пол — часто все происходит наоборот. Так, в феврале 2019 года журнал The Federalist сообщил, что законодатели штата Южная Дакота отказались от поправки, которая позволила бы родителям иметь решающий голос в назначении ребенку гормональных препаратов, подавляющих половое созревание.
Глава Американского колледжа педиатров доктор Мишель Кретелла рассказала изданию о своем опыте работы с такими семьями: из семи случаев, с которыми она сталкивалась в 2016-2017 годах, шесть касались девочек-подростков, у которых гендерную дисфорию диагностировали после развода родителей. В седьмом случае фигурировала мать-психолог с тройняшками мужского пола, одного из которых она считала девочкой и с двухлетнего возраста одевала в платья. Все тяжбы, о которых рассказала Кретелла, закончились одинаково: родителю, который был против смены пола, отказали в праве голоса по медицинским проблемам ребенка.
По решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с 2019 года гендерная дисфория не считается психическим расстройством. Сторонники прогресса уверены: медицина на их стороне, а родители, которые не поддерживают трансгендерных склонностей своих детей, — ортодоксы, идущие против научных фактов. Они считают, что «исследование подростками гендерных рамок» непременно следует поощрять, а с определенного возраста (часто еще до достижения 18 лет), если потребуется, назначать им блокирующие половое созревание гормоны, чтобы затем хирургически изменить их первичные половые признаки и удалить вторичные.
Распространяя свои идеи, активисты встречаются не только с судьями и сотрудниками ювенальной юстиции. Они проводят уроки на тему трансгендерности для дошкольников и организуют особенные смены в летнем лагере, где дети могут проявлять себя как захотят, не боясь осуждения и насмешек. Их идентичность, представление о себе как о «рожденных в неправильном теле» считаются первичными по отношению к физиологии.
Джон или Джоанна
Исследования медиков в области проблем трансгендерности начались десятилетия назад. Изначально они были направлены в основном на проблему социализации детей, которые не имели возможность стать полноценными мужчинами и женщинами вследствие гендерной дисфории.
Знаковым признан случай канадца Дэвида Реймера. В прошлом веке его описал известный в то время новозеландский доктор Джон Мани. В 1965 году в семье Реймеров родились близнецы, которых назвали Брюсом и Брайаном. Из-за неловкости врачей во время обрезания в полугодовалом возрасте Брюс практически полностью лишился гениталий. Родители не знали, как растить искалеченного ребенка, и обратились за советом к Мани, увидев его по телевизору: он рассказывал о возможности поменять пол ребенка с помощью гормонов и хирургии.
Мани еще с 1950-х годов развивал теорию о том, что гендер человека не привязан к его биологическому полу — и история Реймеров стала звездным часом его изысканий. Двухлетнего Брюса хирургическим путем превратили в Бренду, назначили ему гормоны и стали растить как девочку — одевать в платья, покупать соответствующие игрушки. Женскую социализацию, хоть и с оговорками, можно было признать успешной.
Эксперимент, из соображений анонимности названный «случаем Джона/Джоанны», стал известен на весь мир. Феминистки, медики и психологи годами использовали его как показательный пример того, что гендер формируется исключительно воспитанием, а Мани выпустил о нем книгу и выступал с лекциями на эту тему вплоть до 1980 года.
Причина, по которой он перестал комментировать случай Реймера, открылась лишь в 1997 году: оказалось, что в 14-летнем возрасте «Бренда» отказалась принимать эстроген и потребовала у родителей объяснений. Когда все открылось, подросток не рассердился, а ощутил облегчение. «Впервые все вдруг стало ясно, и я понял, кто и что я есть», — рассказывал позже мужчина, взявший имя Дэвид.
Изменчивые настроения
Именно подобного исхода и боятся противники ранней смены пола — юные трансгендеры, выросшие бесплодными от гормональной терапии, могут пересмотреть свое решение, а возвращение к прежнему половому развитию для них будет уже невозможно. По соответствующему запросу в YouTube можно найти десятки видео взрослых трансгендеров, которые делятся с подписчиками своими переживаниями. Они рассказывают, что прошли точку невозврата до того, как пожалели о смене пола, или после многих лет терапии поняли, что их ожидания от нее были преувеличены.
Немаловажен и другой фактор: даже если меняющий пол человек находится в дружелюбной среде, где его не осуждают и не презирают, ему сложнее общаться с людьми и устраивать личную жизнь. Даже в Канаде, население которой сложно назвать нетерпимым, 87 процентов респондентов заявили, что не стали бы встречаться с трансгендером.
Консервативные СМИ, освещая проблему, часто ссылаются на исследование 2014 года, авторы которого изучили большое количество случаев гендерной дисфории у детей и пришли к выводу, что часто это явление временное. В отличие от взрослых трансгендеров, которые чаще всего не могут избавиться от ощущения пребывания в чужом теле, большинство детей — от 73 до 88 процентов девочек и от 77 до 94 процента мальчиков — во взрослом возрасте не сообщали о подобных проблемах. Авторы исследования отмечают, что большинство наблюдавшихся с гендерной дисфорией в детстве в итоге оказались гомосексуалами, просто в детском возрасте это проявлялось именно так.
Одна из ключевых проблем в этой области, подчеркивают ученые, в том, что любые рекомендации по терапии не имеют более серьезных оснований, чем мнение и опыт отдельно взятого эксперта или коллегии, а их пациенты часто еще недостаточно взрослые, поэтому неизвестно, что ждет их в будущем.
В связи с этим многие специалисты предлагают родителям, дети которых не принимают свой пол, занять наблюдательную позицию — не вмешиваться в естественное развитие ребенка и посмотреть, сохранится ли такое поведение в дальнейшем. Именно так, не запрещая, но и не поощряя, хотел воспитывать сына Джеффри Янгер, но мать Джеймса смотрит на этот вопрос более прогрессивно.
Фото: Peter Steffen / DPA / Globallookpress.com
Рожденные не в том теле
И в своей позиции Георгулас не одинока: не только активисты и политики, но и многие ученые, рассматривающие проблемы гендера, в последние годы склоняются к тому, что лучший способ работать с дисфорией у детей — поддерживать их во всем. В США появляется все больше клиник, которые готовы прописывать гормоны в самом начале переходного возраста и проводить полноценные хирургические операции с 15 лет. Спрос на такие услуги в последние годы резко вырос и продолжает увеличиваться.
К слову, о своем опыте открыто говорят не только те, кто сожалеют о переходе, но и те, кто доволен своим выбором, — и их голоса многочисленней и звучат громче. Пример популярных блогеров безусловно вдохновляет их подписчиков, но даже такие, как женщина-трансгендер Блэр Уайт (Blair White), которая считает свою «смену пола» правильным решением, не всегда поддерживают гормональную терапию в детском возрасте. Правда, по словам Блэр, в транс-среде говорить об этом в целом не принято, и большинство не согласно с ее мнением.
Мы правильно делаем, что не позволяем детям делать татуировки и пирсинг. Так почему же мы готовы разрешить им радикально поменять на всю жизнь свою физиологию? Не все трансгендеры, совершившие переход во взрослом возрасте, довольны своим решением — как же мы можем ожидать взвешенного выбора от подростков?
Сторонники нового взгляда на гендер считают, что он не сводится к двум или даже трем вариантам. По их мнению, гендер представляет собой «спектр», или «поле», в котором каждый волен выбирать свое место (или не выбирать никакого), вместо того чтобы соответствовать ожиданиям общества от мужчин и женщин. Такую точку зрения разделяют более половины молодых американцев, многие из которых уже стали родителями. И в некоторых случаях они специально «не навязывают» детям мужской или женский пол.
Прогрессивные медики обычно знают как о разочаровании переживших операции, так и об исчезающей с возрастом гендерной дисфории, но уверены: со временем отпадет сама необходимость определять пол, а значит, «возвращаться» и жалеть ни о чем не придется. По мнению врача-трансгендера Эрики Андерсон, не нужно требовать от детей подчиняться обществу — «нужно учить общество новым нормам». И подобный взгляд на эту проблему становится на Западе все более популярным.