в каком возрасте дети осваивают орудийные действия
Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста
«Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста»
В раннем возрасте у детей при повседневной практике действий с игрушками и бытовыми предметами складываются представления об их функциональном назначении, но они еще не владеют способами действий с ними.
Заботясь о полноценном психическом развитии маленьких ребят, я стараюсь помочь им овладеть способами действия и применения предметов-орудий.
Деятельность с предметами – орудиями формирует координацию движений: дети оценивают зрительно пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим начинают действовать. Действия их становятся более четкими, развивается глазомер. Игры-занятия с предметами-орудиями способствуют умственному развитию детей, воспитывают настойчивость, направленность деятельности, способствуют обогащению словаря, стимулируют общение детей друг с другом и с воспитателем.
В группе создана предметно – игровая среда для развития орудийных действий малышей в совместных и самостоятельных играх, обогащается их игровой опыт.
Центр развивающих игр
Игры – занятия с водой и песком знакомят детей со свойствами воды и песка, создают у них хорошее настроение, вызывают радость.
Играем в игры: «Достань колечко, шарик», «Ловись, рыбка», «Игры с мельницей», «Плыви ко мне кораблик», «Насыпаем-высыпаем», «Делаем ямки», «Отыщи шарик», «Пересыпание сухого песка через воронку», «Забавное ситечко».
Игры – эксперименты «Что тяжелее», «Как растения пьют воду», «Дождь идет!»,
«Насыпаем горку для мышки».
Дети начинают понимать, что палочкой, ложкой или иным подходящим предметом можно достать другой отдаленный или труднодоступный.
Игры «Что в трубочке лежит», «Действия с деревянным молоточком»,
«Достань палочкой автомобиль», «Забей шарик в ворота», «Открой ключиком дверцу».
Удочки с магнитом на конце лески. Игры «Поймай рыбку для кота», «Лягушки».
Уголок изобразительной деятельности
Дети учатся владению карандашом, кисточкой, клеем – карандашом.
Игры с музыкальными инструментами «Бей барабан!», «Звонкий металлофон», «Деревянные ложки», «На чем играл зайка».
Зона двигательной активности
Игры с физкультурным оборудованием «Забей гол!», игрушки на веревочках, палочках.
Обогащение жизненного и игрового опыта детей
Игровая «Жилая комната»
Играя вместе с детьми, подключаясь к их действиям, наводящими вопросами, предложениями стимулирую их на использование или на поиск необходимых игрушек, поиску новых игровых задач и способов их решения. Формирую у детей навыки их общения с взрослыми и друг с другом.
Игры «Достань корзинку с ягодами», «Шарик в ложке», «Варим кашу», «Наташины друзья».
Игра «Раскатаем тесто». Используют скалку, предмет – заместитель любая трубочка.
Сюжетные игры «Больница», «Салон красоты».
Игра является жизненной потребностью ребенка и средством всестороннего развития. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Общаясь с детьми, ребенок учится играть вместе, уступать, помогать товарищу, делиться игрушками.
При усвоении орудийных операций для ребенка само орудие возникает как новая реальность, которой можно овладеть. Он начинает действовать одним предметом для получения другого, использовать специфическое движение для получения какого-то другого результата.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры Актуальность «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра». Джон Дьюи Действительно, в настоящее время.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется.
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.
Формирование познавательных действий у детей первой младшей группы через экспериментирование с материалами и веществами Актуальность темы. Дошкольное детство – очень короткий отрезок жизни человека, в который интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Формирование сенсорных представлений у детей группы раннего возраста ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, В ГРУППЕ№2 «НЕПОСЕДЫ» Воспитатель, Семашкова Н. М Сенсорное развитие.
Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игр-драматизаций Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 152» Выступление на районном методическом объединении.
Игры и задания для детей раннего возраста по развитию практических и орудийных действий Цель. Учить детей координировать свои движения и движение предмета по скорости и направлению; учить различать предметы. Суть в том, что.
Конспект НОД по ознакомлению с предметами личной гигиены во второй группе раннего возраста «К нам в гости пришел Мойдодыр» Конспект НОД по ознакомлению с предметами личной гигиены во второй группе раннего возраста «К нам в гости пришел Мойдодыр». Добрый день,.
Конспект НОД по развитию действий с предметами во второй группе раннего возраста «Весёлое путешествие» Конспект НОД по развитию действии с предметами во второй группе раннего возраста «Весёлое путешествие» Цель: эмоционально вовлечь детей.
Педагогический совет «Формирование привычки к ЗОЖ у детей раннего и дошкольного возраста» «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.
Овладение орудийными действиями
Четкое различение между двумя видами предметных действий — рунными и орудийными — было введено П. Я. Гальпериным. В первом случае предметом действуют так, как действуют самой рукой; предмет становится своеобразным удлинением или просто придатком руки. Во втором случае рука подчиняется требованиям орудийных приемов, как бы подстраивается под предмет-орудие. Именно при усвоении орудийных операций для ребенка возникает само орудие как та новая реальность, которой можно овладеть. Он начинает действовать одним предметом для получения другого, использовать специфическое движение не для простого функционального удовольствия, а для получения какого-то другого результата.
Действия с одним и тем же предметом могут быть то ручными, то орудийными. Это хорошо можно видеть на примере овладения таким простым и в то же время сложным орудием, как обыкновенная ложка. Овладение ложкой как орудием для приема пищи оказывается для ребенка вовсе не простым делом и дается ему не сразу.
Вот как описывает этот процесс П. Я. Гальперин: «Прежде всего ребенок старается захватить ложку возможно ближе к ее рабочему концу. Он, не стесняясь, лезет пальцами в ее углубление, лишь бы часть, которой непосредственно орудуют, по возможности сливалась с его кулачком. Целесообразность такого намерения становится тотчас очевидной. После того как няня заставляет его взяться за ручку ложки и они вместе зачерпывают кашу, ребенок резким движением поднимает ложку ко рту косо внизу вверх – и большая часть содержимого вываливается. Ложка с функциональной стороны является не более чем продолжением его руки, и конец ее тем верней попадает в рот, чем ближе он к самой руке. Простая «орудийная логика» ложки требует, чтобы наполненная ложка все время находилась в горизонтальном положении, была сначала поднята вертикально до уровня рта и только после этого по прямой направлена в рот. Эта простая логика не выступает перед ребенком. Ложка в его руке еще не орудие, а вынужденное замещение руки, как таковое плохое замещение. Лишь после довольно длительного обучения ребенок усваивает основные приемы пользования ложкой: не прямо в рот, но сначала вверх и все время горизонтально» (1980, с. 197-198).
В этом примере четко выступает смена ручных операций орудийными. Характерно, что этой смены не происходит у высших обезьян. Известно, что многие обезьяны используют различные вспомогательные средства (например, достают палкой нужный предмет), но при этом они всегда действуют вспомогательным предметом так же, как и рукой: средство становится для них как бы придатком или простым удлинением руки. У человеческого ребенка движения руки перестраиваются в той мере, в какой они противоречат логике орудия.
Эта перестройка происходит не под влиянием физических свойств орудия, а под влиянием того образца, который предлагает взрослый. Ребенок подчиняет свои движения не логике орудия как физического предмета, а логике образца использования этого предмета, принятого в данном обществе.
Линия присвоения образца при освоении орудийных действий в раннем возрасте была наиболее полно и интересно разработана Д. Б. Элькониным. Он обратил внимание на тот очевидный факт, что на самом «…предмете не написаны ни его общественная функция, ни способ его рационального использования, принятый в данном обществе. Ребенку безразлично, как держать ложку — ближе к рабочему концу или за ручку. Ему даже удобнее держать ближе к рабочему концу. Образец рационального способа дает ребенку взрослый. Он в совместной деятельности с ребенком изменяет положение его руки, и ребенок не приспосабливается к физическим свойствам предмета, а включает предмет в образец его правильного использования. Таким образом, кажущееся приспособление к физическим свойствам орудия в действительности является опосредованным через образец действия, в который и включается орудие» (1989, с. 134).
Итак, главное в овладении орудийными действиями — это совместная деятельность ребенка со взрослыми, в процессе которой последние постепенно передают ребенку общественно выработанные способы употребления предметов. Ни один ребенок второго года жизни самостоятельно не откроет способ пользования ложкой, чашкой или горшком. Тем не менее большинство детей в этом возрасте хорошо овладевают этими и другими предметами. Это происходит потому, что они овладевают ими не самостоятельно, а вместе со взрослыми. В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций:
В предметном действии Д. Б. Эльконин выделяет две стороны: смысловую и техническую. В сформированном действии взрослого эти две стороны слиты и существуют в неразложимом единстве: операционально-техническая сторона действия как бы закрывает, снимает и функции орудия, и смысл самого действия. В действиях ребенка раннего возраста эти два аспекта возникают не одновременно.
Д. Б. Эльконин приводит пример из наблюдений за своим внуком Андреем.
«Андрей любит нести и ставить на стол, а затем убирать со стола тарелки и чашки. Неся тарелку или чашку, он все время оборачивался и смотрел на шедшего за ним взрослого, что нередко приводило к всевозможным “авариям”. Его поведение производило при этом впечатление раздвоенного: с одной стороны, он был занят предметом и действием с ним, а с другой — взрослым, ради выполнения поручения которого и поощрения он производил действие» (1989, с. 136).
В этом примере наглядно выступает важное обстоятельство: смысл производимого ребенком действия заключается в том, что оно производится ради выполнения поручения взрослого и совместно с ним. Но этот общий смысл может быть реализован только в том случае, если действие выполняется так, как показывал взрослый. В своих действиях ребенок реализует образец, данный взрослым, и постоянно подстраивается под него. Таким образом происходит освоение операционально- технического состава действия. Сначала ребенок выделяет общую функцию предмета, которая задает смысл совершаемого действия, и лишь затем на этой основе овладевает технической стороной действия. Это утверждение иллюстрируется следующими примерами: «Андрей играет небольшим мячиком. Мячик закатывается под шкаф. Он ложится на пол и пытается достать мячик рукой, после неудачных попыток внук обращается за помощью. Мы берем длинную палку, оба ложимся на пол, пытаемся выкатить мячик и достаем его. После этого, как только мячик или какой-нибудь другой предмет оказывается вне не посредственной досягаемости, Андрей бежит ко мне со словами: “Дедик, палку!” Получив палку, он ложится на пол и пытается достать предмет. Его попытки еще очень несовершенны и часто заканчиваются безрезультатно. После нескольких попыток он обращается ко мне: “Дедик, сам!” — то есть я должен достать предмет. Мы вместе, держась за палку, достаем предмет».
В другом примере Д. Б. Эльконин описывает, как его внук учился за водить ключиком игрушечный автомобиль. «Он брал в одну руку автомобильчик, а в другую ключ и направлял его в отверстие, все время поглядывая на меня. Вставив ключ, он не мог его повернуть, и тогда обращался ко мне: “Дедик, сам!”… Долгое время это действие производилось так, что Андрей выполнял все до завода пружины, а затем бежал к кому-нибудь из взрослых и, подавая автомобиль со вставленным ключом, просил завести его».
Консультация для родителей «Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитии детей второго года жизни»
евгения агафонова
Консультация для родителей «Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитии детей второго года жизни»
Консультация для родителей
Значение игр-занятий с предметами-орудиями
в развитии детей второго года жизни.
Психологи выделяют возраст от 1 года до 3 лет как период, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет предметная деятельность. Занятия с предметами – орудиями оказывают существенное воздействие на умственное развитие ребёнка. Он учится выполнять какую – либо практическую задачу, используя подручные средства (палочка, молоточек, рычажок, сачок и пр., воздействуя одним предметом на другой. Например, придвигать к себе игрушку палочкой, доставать из воды рыбку сачком, насыпать песок в формочку совочком.
В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок, когда он встречается с новым для него предметом, начинает интересоваться, для чего этот предмет, как его можно употребить. Но не все действия, которые он усваивает, однотипны, не все одинаково значимы для его психического развития. Психологи считают особо значимыми для развития ребенка, в раннем возрасте так называемые соотносящие и орудийные действия – с пирамидками, матрешками и другими сборно-разборными материалами. Правда, если малышу дать только образец действия, многократно разбирая и собирая пирамидку у него на глазах, скорее всего он запомнит место, на которое попадает каждое кольцо при разборке. Важнее, если пирамидку он будет разбирать сам. Тогда и запомнит, куда следует класть кольца, и постарается нанизать их снова точно так же. Возможен и другой вариант – взрослый обращает внимание на ошибки и на их исправление. В этом случае он начнет действовать путем проб, замечая допущенные ошибки и исправляя их.Но есть и третий способ: можно научить ребенка предварительно примеривать кольца, выбирать самое большое из них. Тогда малыш научиться подбирать нужные кольца и надевать их не стержень по порядку. Этот способ оказывается наиболее отвечающим цели, он позволяет выполнять действие в самых разнообразных ситуациях.
Почему же этот вид деятельности так необходим для развития интеллекта ребенка?
Психологи отвечают: ребенок, который при выполнении различных практических задач использует предметы – орудия целесообразно, не только совершенствует «ручную» умелость, но и расширяет возможности мышления, памяти и восприятия. А орудия становятся средством достижения положительного результата. Действия с предметами-орудиями оказывают наиболее существенное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Осваивая деятельность с предметами, ребенок никаких мыслительных задач самостоятельно не решает. Но очень важно, чтобы он волей-неволей обращает внимание на то, что между предметами, с которыми он действует, между предметом и орудием может быть установлена связь. Это важная ступень в развитии мышления ребенка.
В раннем детстве образное мышление еще весьма ограниченно в своих возможностях. Ребенку под силу только самые простые задачи. Усложняются условия – приходиться прибегать в помощи внешнего действия, внешних проб.
Когда же появляются первые орудийные действия?
Вспомним, в начале жизни ребенок совершал преимущественно простейшие манипуляции с предметами: перекладывал их из руки в руку, ощупывал, рассматривал, поглаживал. Затем появляются новые действия, в которых ребенок использует внешние свойства предметов. Постепенно его начинает интересовать, для чего тот или иной предмет служит, как его можно использовать. Самостоятельно понять, как используется данный предмет, малыш не в состоянии. Предметные действия не могут возникнуть спонтанно, ребенок не может «изобретать» их. Поэтому назначение предметов он усваивает, подражанием взрослому, который передает ему опыт социальной жизни в практическом освоении. И в этом смысле малыш является наследником материальной и духовной культуры общества. Заботясь о полноценном психологическом развитии маленького ребенка, взрослый должен помочь ему овладеть способами применения прежде всего предметов быта: посуды, постели, одежды
В результате ко второму году жизни предметные действия ребенка уже отличаются от простейших манипуляций, приобретают характер, соответствующий свойствам предметов: коляску катает, а не стучит ею, как раньше; куклу сажает за стол или укладывает в кровать, а не бросает на пол; из кубиков или кирпичиков пытается сложить дорожку, заборчик и т. д.
Одновременно в конце первого и – в большей степени – на втором году жизни в деятельности детей наблюдаются попытки воздействовать предметом на предмет с тем, чтобы вызвать их перемещение, звучание и т. п. Именно к этому виду деятельности относится использование таких предметов орудий, как палочки, ложечки, совочки, и др. Осваивая их и другие предметы обихода, малыш совершенствует движения кисти руки, что является основой формирования трудовых, изобразительных умений и навыков письма.
Выполнение практической задачи преследует две цели: практическую – овладеть далеким предметом с помощью палочки, познавательная – познакомиться с внутренними свойствами предмета, обогатить свой опыт, понять, как нужно действовать, каковы назначения и практический смысл этих действий.
На втором году жизни речь ребенка еще не достаточно развита, и его опыт постижения мира вещей закрепляется не столько в слове, сколько в способах действия. Постепенно способ действия становится хорошо знакомым ребёнку: он обобщает накопленный опыт и применяет его в различных условиях. Так, например, научившись палочкой доставать закатившийся под диван мячик, малыш использует этот способ, чтобы достать машинку или притянуть к себе колечко и т. п. Конечно, такой «перенос» действия в новую ситуацию способствует развитию сообразительности, формирует самостоятельность в выборе средств достижения цели. Ребенок стремится к повторению удачных действий, самостоятельно добиваться нужного результата. Практическое установление связи между действием и его результатом помогает умственному развитию малыша.
Игры – занятия с предметами – орудиями способствуют развитию таких личностных качеств ребенка, как настойчивость, целеустремленность и т. п. Показав способы употребления определенного предмета, мама побуждает малыша пользоваться им самостоятельно. Важно проявление не только самостоятельности, но и индивидуальности ребенка. Мама не должна натаскивать его, формировать действия по строгой принятой схеме. Пусть он сам добьется желаемого результата, испытывает радость «победы», удачного действия, что рождает эмоциональный «всплеск».
С детьми от 1 года 6 месяцев проводятся игры – занятия с простейшими вспомогательными предметами: «Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Достань шарик», игры с песком. Обстановка игры, форма игрушек, их размещение в сочетании с занимательным показом и пояснениями взрослого формируют умения занять себя, используя предметы – орудия. Большое значение имеют не только участие мамы в игре, но и общение с другими детьми. Например, играя в песочнице, малыш с интересом наблюдает за тем, как сосед «печет» куличики, и пытается повторить эти игровые действия.
Для интеллектуального развития полезны любые «орудийные» игры с колокольчиками, с колпачками, с кругами, кольцами, кубиками, требующие использования наглядно-действенного мышления. Например, можно игрушку машинку поставить на стол так, чтобы ребенку трудно было дотянуться до нее рукой; через колечко на машине продернуть веревку так, чтобы оба ее конца свисали со стола. Ребенок должен догадаться, что тянуть надо не за один конец, а за два сразу.
Очень полезны для развития наглядно-действенного мышления задания с конструкторами или мозаикой. Сначала ребенок может строить что-то с помощью взрослого по задуманному образу, затем переходит к самостоятельным постройкам, что требует от него умения анализировать свойства разных строительных деталей, опробовать их и решать конструктивную задачу.
Вспомним, что в народной педагогике издавна существовали декоративно выполненные игрушки –забавы: петрушка, медведь – кузнец, рыбак, обезьянка – акробат и др. Демонстрация этих игрушек позабавит малыша и вместе с тем поможет ему связать воедино целый ряд впечатлений. Часто ребенок становится свидетелемсмекалки и умелости взрослых: видит, «как дядя стучит молотком – чинит забор», «как тетя красит забор краской и кистью» и т. п. Как правило, использование предметов в качестве вспомогательных средств для решения практических задач очень часто сопровождает деловую жизнь взрослых, а ребенок, подражая, выполняет похожие игровые действия с помощью игрушек (действует молоточком, совочком и т. д.).
Мама должна обращать внимание ребенка на происходящее в окружающем – совместные наблюдения расширяют его кругозор. В процессе наблюдений и игровых действий активизируется речь ребенка.Он слышит новые слова: достань, придвинь, сделай, лови, обозначающие действия с конкретным предметом – орудием, начинает понимать простые предложения: «Достань кольцо палочкой», «Придвинь к себе коляску» и т. п.
Ученые установили: чем насыщеннее жизнь ребенка при ознакомлении с окружающим, тем более развиты его игровые действия.