в каком возрасте дети начинают бояться темноты
Путешествие на территорию страха. Что делать, если ребенок боится темноты?
Почему дети боятся темноты?
Страх темноты – это один из «возрастных страхов». Ребенок около 1,5–2 лет может ощущать тревогу в темноте. В возрасте 4–5 лет страх может проявляться сильнее, потом затихать.
Около 7 лет может быть «обострение». Ребенок перестает ходить по темному коридору, боится оставаться в комнате один, спать без ночника. Иногда дети боятся закрывать глазки, «потому что там темно».
После проявления страха темноты, буквально через три месяца – полгода ребенок может начать задавать вопросы о смерти (и нам важно к этим вопросам подготовиться). Это возраст активного развития фантазийной сферы. Время «гиперактивности» правого полушария мозга, которое различает «все сигналы», все видит, все слышит, а для анализа и объяснения ему еще не хватает функций левого полушария мозга.
Итак, страх темноты:
– может быть возрастным,
– может быть последствием родового стресса,
– может быть приобретенным, если в темноте ребенка испугал громкий звук или какой-то предмет, либо кто-то из взрослых испугал его «бабаем», серым волчком или наказал, оставив в темной комнате,
– страх бывает наследственным.
Увиденные, «созданные кем-то» герои книг, мультфильмов могут становиться источником страха. Идеально, если в книжках для дошкольников страшные герои описываются, но явно не рисуются. Так ребенок, каждый раз читая книгу, по-разному представляет образ страшного героя, каждый раз его трансформирует, не фиксируясь на нем. А родители чередуют чтение книг с разглядыванием иллюстраций, с чтением, когда ребенок сам может фантазировать, какой мир и герои описываются в книге.
Чего нельзя делать, когда ребенок отказывается спать без ночника и жалуется, что в темноте «кто-то есть»?
Нам важно помнить, что ребенку бесполезно говорить: «тут нечего бояться», «ты же взрослый мальчик/девочка». Страх ребенка не имеет пола и возраста, нелогичен для взрослого, но совершенно реален. И работаем с любым страхом уважительно, как с реально существующим в его мире.
Опасно ребенка любого возраста и пола стыдить или над ним смеяться. Он перестанет не бояться, а доверять нам свои страхи и свою уязвимость.
Работа со страхом может вестись на «территории» страха, а именно – на территории «правого полушария» – пространства игры и творчества.
Как помочь ребенку победить страх и «превратить темноту в друга»?
Важно помнить, что ребенок боится не темноты, а того, ЧТО в ней. И нам важно конкретизировать – что же именно пугает, что может произойти самого плохого в темноте. Так мы постепенно «включаем» левое полушарие и нам легче понять природу страха и подобрать способ трансформации (в темноте кто-то может жить, кто-то может испугать, могут быть монстры и прочее).
Наша задача – пойти на территорию страха и превратить темноту в «инструмент» или друга. В этом нам может помочь:
Проявление страхов, тревог, фантазий, истерик, болезней – совершенно естественная часть взросления детей. У самых лучших родителей дети болеют, иногда боятся и вредничают. Благодаря тому, что ребенку безопасно и надежно с нами развиваться, а также его опыту уважения и поддержки, некоторые «симптомы» будут проходить сами. Иногда важно сопровождение специалиста. Часто – мы сами можем стать таким «проводником» в путешествии на территорию страха для его трансформации.
Боязнь темноты у детей
Почти все дети боятся темноты. Чаще всего этот страх развивается у детей в возрасте от 2 до 5 лет, а именно этот период очень важен в росте и развитии ребенка. Часто страх перед темнотой возникает в результате каких-либо событий в жизни малыша. Ребенок начинает вести себя по-другому. Если раньше он спокойно реагировал на выключение света, то потом вдруг начинает просить, чтобы свет оставляли включенным или дверь в комнату не закрывали.
Ребенок может просыпаться среди ночи и пугаться темноты. Воображение малыша начнет рисовать ему картины, пугающие его. Вполне вероятно, что он расскажет родителям о том, чего боится или сделает признание, что темнота его пугает.
Даже если родители всячески ограждали своего ребенка от страшных вещей, историй или сказок, наподобие «Волка и семерых козлят». Но сказки лишь подпитывают воображение малыша, в основе страхов может лежать что угодно, даже тени на стене и шумы за окном.
Родители могут предпринять несколько действий, чтобы обеспечить своему ребенку здоровый и спокойный сон. Ничего страшного нет в том, если малыш некоторое время будет спать с включенным в комнате светом. Когда он проснется посреди ночи, то сразу поймет, что находится дома, в своей кровати. Это поможет ему быстрее успокоиться и снова заснуть. Есть еще один несомненный плюс в освещенности детской комнаты: когда малыш уже обходится без подгузников, он может самостоятельно найти горшок, а в темноте ему это будет сделать намного сложнее. Тем не менее, свет в детской комнате должен быть слабым, достаточно ночника. По прошествии периода страхов ребенка следует приучать выключать свет на ночь. Так малыш лучше будет ориентироваться в дневных и ночных интервалах. По мере взросления, ребенок, скорее всего, уже сам будет выключать ночник, предпочитая спать в темноте.
Нужно поговорить с малышом о его страхах. Когда ребенок просыпается посреди ночи, нужно брать его на руки и попытаться непременно успокоить. Можно обойти с ребенком комнату и показать ему таким образом, что в помещении никого нет. Ни в коем случае нельзя поднимать ребенка на смех, всячески подшучивая над ним. Нежелательно говорить с малышом о причинах его страхов, только о самих страхах. Необходимо объяснить ему, что не только он боится темноты, через этот период проходили все, и с возрастом боязнь исчезнет. Родителям нельзя показывать, что их пугают страхи ребенка. Нужно говорить о том, что страхи исчезнут сами собой со временем, когда он станет сильным и большим.
В таком случае, ребенок постепенно научится засыпать в темноте. Он будет знать, что родители рядом и ничего плохого с ним не случится.
Ребенок 6-10 лет боится темноты: причины и советы детского психолога, как быстро избавиться от страха
Внутренний мир ребенка полон фантазий и эмоций, которые формируют привычки, симпатии, особенности поведения. Мысли крохи не всегда безоблачны, а эмоции положительны, ведь многое во взрослом мире малыш не может объяснить для себя. В результате появляются безотчетные страхи, один из которых – боязнь темноты. С ним сталкиваются около 90% детей 3-10 лет.
Со страхом темноты сталкивается подавляющее большинство детишек
С наступлением сумерек мир теряет краски, очертания становятся размытыми, а тени от домашних предметов – зловещими. В это время в полной мере проявляется детская фантазия. Ребенка пугает не темная комната, а то, что она скрывает. После того как мама выключила свет, любимая детская, наполненная яркими игрушками, наполняется в его воображении пришельцами, ведьмами, монстрами. Такое происходит обычно, когда малыш спит один. Получается, что страх тьмы – это страх одиночества.
Причины страха темноты у детей
В какой период малыш начал пугаться плохо освещенных мест? С рождения? После того как родители заперли его в комнате одного, не реагируя на плач? После того как старшие смотрели фильм ужасов, игнорируя присутствие младших членов семьи в комнате? После неосторожно сказанных взрослыми фраз, направленных на запугивание чада? Понять это очень важно, чтобы быстро успокоить ребенка и не допустить подобных действий в дальнейшем.
Одним из источников возникновения страха темноты являются неосторожные фразы родителей. Устав от детских проказ или после трудного дня, они невольно произносят фразы: «Не будешь слушаться, отдам тебя злому волшебнику» (иному отрицательному персонажу). Вероятно, малыш поверит в это не сразу, но может наступить время, когда ему будет казаться, что в каждом углу его поджидает что-то страшное, и он откажется оставаться один в комнате с выключенным светом.
Причиной появления страха могут стать даже неосторожные слова мамы или папы
Распространенных причин детских страхов перед тьмой немало. Дитя может испугаться, пережив одну из таких ситуаций:
Практика показала, что страха темноты можно избежать, если родители следят за темой разговора и тоном в присутствии младшего поколения. Невольно подслушанные или подсмотренные истории также могут произвести сильное впечатление и стать источником фобий. Игнорировать их неправильно, важно найти причину проблемы и решить ситуацию, не давая ей развития.
Иногда ребенок может невольно увидеть или услышать что-то, что его испугает
Ребенок признался, что боится оставаться один в темноте: чего не стоит делать родителям?
Основная ошибка родителей – высмеивать опасения ребенка или пытаться объяснить, что темнота ему ничем не угрожает. Страх перед ней иррационален, малыш не всегда может обосновать, что его тревожит. Пытаться объяснить пугливому чаду, что в темной комнате безопасно, бессмысленно. Он может замкнуться и перестать делиться своими опасениями.
Высмеивать страхи ни при каких обстоятельствах нельзя. Они никуда не уйдут, но возникнет недоверие к родителям, нежелание в дальнейшем делиться с ними своими чувствами.
К чему может привести страх темноты?
Страх тьмы не позволяет ребенку контролировать чувства и эмоции. При необходимости действовать дитя теряется и не может сконцентрироваться на главном. В будущем из него могут развиться социальные фобии: боязнь неудач, одиночества, ответственности.
Во взрослой жизни «внутренние монстры» порождают низкую самооценку, ощущение собственного бессилия, опасения не соответствовать ожиданиям близких. Эти чувства могут передаваться в дальнейшем и новому поколению. Потому родители, чьи дети испытывают страх перед плохо освещенным пространством, должны обратиться к своему прошлому. Возможно, детям передались их опасения и страхи?
В будущем детские страхи могут трансформироваться в низкую самооценку
В каком возрасте малыши начинают бояться темноты?
Около 80% мам ребят 3-10 лет выносят страх темноты на первое место. Он может появиться в любом возрасте – в 3 годика, когда малыш уже может высказать свои чувства, и в гораздо старшем периоде под влиянием определенного момента. Избавиться от негатива можно совместными усилиями семьи, при необходимости важно вовремя подключить психолога.
Страх темноты в 3 года
В трехлетнем возрасте мир для ребенка расширяется за границы дома, детской площадки и маминых рук. Он поступает в сад, где общается с ровесниками, потихоньку учится себя обслуживать, обходиться какое-то время без опеки родителей. Подросшему детке часто выделяется отдельная комната, где он играет и спит. Когда родители гасят свет и уходят, пожелав ему приятных снов, он зовет их вновь, боясь остаться в одиночестве.
Решить проблему детских страхов в этот период позволит любимая мягкая игрушка, которую можно обнять вместо мамы. Не следует брать малыша к себе в кровать, оставлять включенным верхний свет. Однако когда он сильно плачет, лучше переночевать в его комнате.
“Защитником” ребенка может стать любимая мягкая игрушка
Страх темноты в 4-5 лет
Четырехлетние ребята впечатлительны. Они ухватывают и хорошо запоминают все увиденное, услышанное, оценивают ситуации со своей точки зрения. Когда 4-х летний ребенок боится темноты, отказывается засыпать один, маме важно поговорить с ним, выяснить причину тревог (конфликт со сверстниками, угрозы воспитательницы, услышаны страшные истории). Диалог легче вести в процессе игры. Если взрослые будут чутки и терпеливы, малыш «раскроется» и расскажет, что его беспокоит.
Страх темноты в 6 лет
Развитое воображение ребенка 5-6 лет позволяет ему представлять, что во тьме скрываются фантастические существа, злые герои из сказок. Он чувствует себя беспомощным, паникует и зовет взрослых. Задача родителей – объяснить малышу, что темное место не всегда таит опасность, осветить все затемненные участки и продемонстрировать ему это.
Можно рассказать историю, как они тоже пугались в детстве тьмы, теней от стульев, комода, придумать веселое окончание. Нередко выходом становится перестановка в детской. Следует закрыть углы и постараться расставить предметы мебели так, чтобы не было бликов и участков, которые могли бы напугать ребенка при выключенном свете.
В воображении ребенка темнота может скрывать чудовищ
Страх темноты в 7 лет
В этот период подросшее чадо идет в школу, сталкивается с новым и неизвестным, которое только предстоит изучить. Он уже может определить свои предпочтения, оценить происходящее вокруг. Вечером в темной детской первоклассник остается один со своими мыслями. В это время могут возникнуть новые фобии или вернуться страхи из прошлого.
Страх темноты в 8-10 лет
Как правило, к этому возрасту малыши перерастают страхи. Однако сигналы, когда малыш плачет ночью, утверждает, что на него кто-то смотрит, просит спрятаться в родительской кровати, не следует игнорировать. Столкнувшись со страхом темноты у подросшего ребенка, родители обычно впадают в две крайности. Первая – игнорирование проблемы, убеждение самих себя, что «малыш перерастет». Это ведет к тому, что чадо замыкается, а вопрос страха перед темнотой остается нерешенным.
Вторая крайность – чрезмерная опека. Она заключается в том, что взрослые начинают советоваться по вопросу страхов со всеми своими знакомыми, водят ребенка к экстрасенсам, пробуют новомодные методики, успокаивая самих себя. Однако дитя при этом все равно чувствует одиночество и не гарантировано, что его страхи со временем уйдут.
Что предпринять родителям?
Игнорировать боязнь темноты нельзя, но и акцентировать все свое внимание на этой проблеме неправильно. Этот страх возникает у эмоциональных, чувствительных детей. Видя, что родители обсуждают его проблему с чужими людьми, слушают их советы, дитя замыкается и перестает доверять родным. Задача мамы и папы – разговорить малыша, понять, что и почему его тревожит. Сделать это желательно в процессе совместных игр или творчества.
Почему подросший ребенок вдруг стал бояться темноты?
Случается, что страх темноты появляется у детей 7-10 лет, которые ранее не боялись ничего. Они опасаются спать одни, входить в неосвещенную комнату, придумывают истории о том, что кто-то прячется на темном балконе. Это связано с ростом и изменениями психики. Лучшее, что могут сделать родители – выслушать, пройти вместе по дому, заглянуть в каждый уголок и показать, что никого нигде нет.
Не исключено, что подобные «обходы» придется делать не один раз. Когда ребятам снятся плохие сны, стоит задуматься о том, как на них влияют телевидение и интернет. Иногда они боятся спать одни после просмотра передач про привидений, инопланетян, домовых. Важно заменить просмотр телевизора прогулками на воздухе перед сном.
Лучше всего заканчивать день семейной прогулкой на природе, которая успокоит ребенка и подготовит ко сну
Как побороть страх темноты?
Справиться со страхами перед наступлением ночи у ребенка родителям помогут внимание и терпение. Прежде всего, следует приобрести ночник, который светит приглушенным, «лунным» светом. Его стоит расположить в изголовье кровати и держать включенным всю ночь (малыш может проснуться и испугаться отсутствия света).
Не менее важно исключить компьютерные игры, просмотр телепередач, чтение книг со страшными героями. Лучше записаться в бассейн или спортивную секцию, посещать ее в вечерние часы. Никогда нельзя смеяться над опасениями детей, упрекать их в трусости, оставлять детку одного в квартире в вечернее время (страх может перерасти в ужас перед тем, что скрывает соседняя неосвещенная комната). Успешно преодолеть проблему позволят:
Игротерапия для ребят
Хороший эффект в борьбе со страхами дает рисование. Изобразив мотивы беспокойства на бумаге, добавив на картинке веселых мотивов, обговорив с мамой ситуацию, малыш вскоре перестает бояться. Не менее эффективны коррекционные игры, направленные на то, чтобы ребенок смог воспринимать темноту не как потенциальную угрозу, а как элемент игры. Они помогут избавить от проблемы незаметно, в скором времени фобии отступят. Мальчикам и девочкам одинаково интересны такие виды игр:
Когда следует обращаться к психологу?
Страх темноты – неизбежный этап взросления. Пережить его приходится практически всем детям, а поддержка родителей играет в преодолении немалую роль. Если страхи не отступают к 8-9 годам, стоит побеспокоиться о профессиональной консультации психолога. Подросшие дети отличают вымысел и реальность, когда рассказы об опасностях, похищениях, страшных существах повторяются – это должно стать поводом для беспокойства.
Стоит принять меры, если ребенок очень боится темноты, просыпается в ужасе, плачет, утверждает, что ему хотели причинить физический вред. Нередко это свидетельствует о скрытых проблемах малыша или о сложном психологическом климате в семье. Возможно, коррекция поведения потребуется и взрослым.
Боязнь темноты – не прихоть ребенка. Родителям важно понимать, что гиперопека или полное игнорирование проблемы – кратчайшие пути для закрепления фобий. Преодоление опасений всей семьей поможет побороть проблему быстрее, чем на сеансах у психотерапевта. Однако когда ребенок испытывает ужас от одной мысли о том, что наступит ночь, боится малейших проявлений темноты (закрытой кладовки, сундука, прикрытой тумбы), консультация специалиста неизбежна.
Детские страхи от 1 года до 3 лет
Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и, более широко, с чувством человеческой общности.
Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями, при отсутствии постоянных семейных конфликтов. Тогда семья становится для малыша надежной защитой и позволяет в полной мере развить и реализовать свои способности и умения.
Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы осознать их отношения. Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз, когда неожиданно меняется поведение взрослых. Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии.
Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.
До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками. При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его «я». В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей от 1 до 2 лет, выполняющую одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования «я» и своеобразного ритуала, предохраняющего от чувства беспокойства (тревоги), которое возникает, как мы знаем, в ситуациях неопределенности, непредсказуемого изменения отношений с близкими людьми.
Пример. Когда мальчик испугался, оставшись один при родившейся сестре, мать сразу заволновалась, окружила повышенным вниманием, и он все чаще стал бояться оставаться один, чтобы опять не оказаться в новой, травмирующей для него ситуации эмоционального забвения.
Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности. Таким образом, ночное беспокойство выступает в качестве тонкого диктатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.
Когда нервно и соматически ослабленного ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества.
Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса, как и произошло с мальчиком 2 лет и 10 месяцев, помещенным в ясли. Он скучал без матери, молча сидел в углу, отказывался от пищи и не мог заснуть. Дома, наоборот, становился возбудимым, капризным, нетерпеливым, чересчур обидчивым и боязливым, то есть требовал к себе повышенного внимания.
В 2 года стал бояться темноты и сказочных персонажей, не отпускал мать от себя, плакал и требовал ее постоянного присутствия. В итоге непереносимого эмоционального перенапряжения ухудшилась речь и появилось заикание.
Осознавая свое «я», отделяя себя от окружающих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства.
Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже «неопасных опасностей», рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.
Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: тих, «забит» дома и агрессивен со сверстниками или дома «тиран», а вне пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.
Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, «нет» произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно.
И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны (потребность все «пробовать на язык» естественна в этом возрасте). Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.
В рассматриваемом возрасте, тем не менее, созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.
Перенесенный и не осознаваемый ребенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.
Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и состоит умение матери создавать малышу эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше, чем когда-либо.
Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни. Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях образы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.
Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями. В таком случае и сон будет легкий, светлый.
Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он перевозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется с возрастом в сторону укорочения.
Представляет интерес и проведенный нами опрос 200 матерей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек). На втором месте находится страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.
В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники).
К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.
Полученные данные показывают повышенную чувствительность детей преддошкольного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.
Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я».
Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся «я» ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.