в каком возрасте дети могут находиться в детском саду раннего развития
Структура дошкольной образовательной организации
Основной структурной единицей дошкольной образовательной организации является группа. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В таких группах осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
При необходимости могут быть организованы также:
В группы могут включаться воспитанники как одного, так и разных возрастов (разновозрастные группы).
См. также:
Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы дошкольного образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Дошкольное образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!
ГБДОУ детский сад №22
Колпинского района СПб
Сведения об ОО
Жизнь сада
Баннеры
Ранний возраст
Последовательность раздевания детей раннего возраста.
Платье. Футболка. Рубашка. Джемпер
Тянет за ворот руками вперед и вверх. Высвобождает голову. Тянет рукава по очереди вниз(за край рукава). Берет платье (футболку, рубашку…) за плечевые швы. Вешает на спинку стула подолом вниз.
Помогает расстегнуть пуговицы. Направляет движение рук ребенка. Показывает, как взять платье за плечевые швы.
Садится на стул и отстегивает замочки на обуви. Снимает обувь и ставит ее между ступнями ног. Не вставая со стула, задвигает обувь под стул.
Помогает расстегнуть замочки на обуви. Показывает, как задвинуть обувь под стул.
Последовательность одевания детей раннего возраста
Платье. Футболка. Рубашка. Джемпер
Встать за спинкой Влезть в платье, не снимая его со спинки стула (просунуть голову в ворот, затем поочередно руки в рукава).
Помогает ребенку сделать правильное движение.
Садится на стул и выдвигает обувь из под стула. Ставит обувь между ступнями ног. Ставит ноги в обувь и застегивает замочки.
Взрослый: Показывает, как выдвинуть обувь. Помогает застегнуть замочки.
Готов ли ребенок к детскому саду?
В большинстве случаев поступление ребёнка в детское дошкольное учреждение сопровождается проблемами его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребёнка так называемого является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и педагоги, параметрами готовности ребёнка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к ясельному.
Вопрос же о том, в какой мере ребёнок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для него социальных норм и правил поведения, ни родителями, ни персоналом детских садов даже не обсуждается.
Более того, нередко родители, отмечая у своего ребёнка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая зачастую оборачивается тяжёлыми переживаниями самого ребёнка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.
Опыт показывает, что ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к поступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к чужому для него взрослому или другому ребёнку.
В целом проблема психологической готовности ребёнка раннего возраста к из семьи представляется ничуть не менее важной, чем проблеме готовности к школьному обучению. Игнорирование её и порождает в дальнейшем так называемого (а потом и ) ребёнка, не могущего и не желающего принять иные, более жёсткие, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические и нервные заболевания.
Адаптация детей к детскому саду
Вопрос о помещении ребенка в ясли, как правило, встаёт перед родителями в связи с окончанием оплачиваемого отпуска матери по уходу за ребёнком, а именно по достижении им возраста 1,5 лет. Но с психологической точки зрения именно этот возраст наименее благоприятный для столь радикальной перемены. Ребёнок этого возраста чрезвычайно привязан к матери, болезненно реагирует на её отсутствие. Попав в руки других взрослых, он испытывает беспокойство даже при самом благожелательном отношении к себе (что тоже наблюдается далеко не всегда). Первоначальное возбуждение ребёнка по происшествии некоторого времени, сменяется заторможенностью эмоциональных и познавательных процессов, что чревато общим замедлением темпа психического развития.
Поскольку активность и эмоциональность человека во многом определяется условиями воспитания в раннем детстве, такие дети в последствии демонстрируют недостаточную инициативность и активность. В эмоциональном плане это усугубляется повышенной тревожностью, склонностью к страхам, навязчивым действиям и другим невротическим симптомам. Таким образом, отчасти решив свои бытовые проблемы, родители рискуют столкнуться с иными проблемами — психологическими.
С психологической точки зрения вопрос о помещении ребёнка в дошкольное учреждение является остро дискуссионным. Даже некоторые приверженцы идеи общественного воспитания издавна замечали, что в раннем возрасте семейное воспитание имеет для ребёнка исключительное значение и общественное воспитание может выступать ему далеко не равноценной заменой. Такой точки зрения придерживается и большинство специалистов в области детской психологии. Практика служит явным подтверждением настороженного отношения к дошкольному общественному воспитанию. Особенно это касается раннего помещения детей в ясли.
Значительная часть детей раннего возраста плохо адаптируется к такой перемене в своей жизни. В первые дни пребывания в непривычной среде многие дети демонстрируют возбуждение и беспокойство, а потом становятся вялыми и заторможенными. Это происходит вследствие острой эмоциональной реакции на отрыв от матери, столкновение с неизвестными людьми, смену всего распорядка жизнедеятельности. Нередки вспышки заболеваемости у детей. Отчасти это объясняется инфицированием от сверстников. Но главная причина — эмоциональный шок, который резко снижает защитные силы организма.
Если семейные обстоятельства диктуют необходимость помещения ребёнка в ясли, отдавать его туда следует не ранее, чем по достижении 2-х летнего возраста. У двух летних детей привязанность к маме уже не сопровождается обострённой зависимостью от неё, а страх пред незнакомыми взрослыми отсутствует или, по крайней мере, выражен слабее, чем раньше. Поэтому адаптация к условиям детского сада происходит без серьёзных осложнений. Но это не касается физически и нервно ослабленных детей; их помещение в ясли вообще едва ли целесообразно.
В трёх летнем возрасте поступление в детский сад не столь однозначно. Отрицательное для ребёнка событие. Это объясняется особенностями психического развития детей дошкольного возраста. В раннем возрасте потребность в общении со сверстниками ещё отсутствует или слабо выражена. Игровые действия ребёнок предпочитает осуществлять индивидуально, и даже когда несколько детей играют одновременно, это скорее «игра рядом», а не «игра вместе».
В дошкольном возрасте характер ведущей деятельности приобретает сюжетно-ролевая игра, в которой необходимо взаимодействие со сверстниками. В условиях семейного воспитания возможности общения со сверстниками у ребёнка довольно ограничены. В детском саду ребёнок постоянно находится в коллективе сверстников, общается и играет с ними, и это позитивно сказывается на его развитии. Кроме того, в детском саду регулярно проводятся развивающие занятия, формирующие у детей готовность к школьному обучению. Роль этих занятий особенно важна в связи с тем, что далеко не все родители уделяют достаточно внимания познавательному развитию ребёнка.
Таким образом, принимая решение, какое воспитание — общественное или исключительно семейное — получит ребёнок в дошкольном возрасте, родителям в любом случае необходимо осознавать положительные и отрицательные стороны того или другого варианта, максимально использовать первые и стараться компенсировать вторые.
Как подготовить ребенка к детскому саду
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло — скоро он сможет ходить в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей радости, гордитесь своим ребёнком, ведь он уже большой и скоро будет ходить в детский сад.
Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок, когда пойдёт в сад.
Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он сможет обратиться за помощью, как это сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойти к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните ему, что в группе будет много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет сразу одеть всех детей, тебе придётся немного подождать». Попробуйте поиграть с ребёнком во все эти ситуации дома.
Приготовьте вместе с ребёнком «радостную коробочку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребёнка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани, книжки с картинками и т.д.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к нам по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребёнок отлично чувствует, когда сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам. Поощряйте обращение вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.
Совершенных людей нет, будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через воспитателей.
В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребёнка.
Если через месяц ваш ребёнок не привык ещё к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.
Одежда для детского сада
Это надо знать!
Собирая малыша в детский сад, подумайте о том, удобно ли ему будет самому одеваться, удобно ли будет это делать воспитателям, которые собирают на прогулку целую группу детей. Молнии и «липучки» предпочтительнее пуговиц; вязаная манишка удобнее и надежнее, чем шарф; рукавички, пришитые к резинке, не потеряются, а шапочка-шлем плотно закроет уши.
Чтобы избежать перегревания во время сборов на прогулку, детей в детском саду приучают одеваться последовательно: вначале «низ» — колготки, брюки, носки, ботинки; затем «верх» — свитер, шапка и в последнюю очередь шарф и куртка.
Одежда для пребывания в группе должна быть максимально удобной, не сковывающей движения ребенка. Мягкие трикотажные брюки удобнее, чем жесткие джинсы и джинсовый комбинезон. Футболка или трикотажный джемпер предпочтительнее, чем рубашка. Эластичные подтяжки опасны – при движениях металлические или пластмассовые застежки могут расстегнуться и травмировать голову ребенка. Кроме того, подтяжки и лямки комбинезонов затрудняют переодевание ребенка и создают неудобства при посещении туалета.
Если ребенок склонен к потливости, собирая его в детский сад, нужно захватить с собой запасную футболку, чтобы воспитатели могли его переодеть.
На каждой одежде ребенка должен быть карман для чистого носового платка.
Особенности работы ДОО с детьми раннего возраста
Гузель Юлдашбаева
Особенности работы ДОО с детьми раннего возраста
Ранний возраст (от 1 до 3 лет) имеет исключительно важное значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и многие другое. Все эти способности не возникают сами по себе как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные качества характера, определяющие дальнейшее развитие. Такие как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги у детей дошкольного и школьного возраста (сниженная познавательная активность, неуверенность в себе, нарушения в общении, гиперактивность детей и т. д., нужно искать именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих трудностей в более позднем возрасте если и является возможной, то представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем их предотвращение. Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОО необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.
Характерные особенности детей раннего возраста.
Главное отличие психологии ребенка заключается в том, что внутренний, психологический план (ценности, представления, мотивация и т. д.) у него только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Это порождает характерные особенности детей раннего возраста. Прежде всего, это поглощенность текущим моментом. Жизнь малыша происходит преимущественно в настоящем времени. Сознание не направлено в будущее (ничего не предвидит) и не учитывает прошлого (не опирается на опыт других и даже на свой собственный). Вся жизнь, все радости и огорчения происходят «здесь и сейчас». Поведение маленького ребенка целиком определяется воспринимаемой ситуацией, тем, что он видит и слышит, — то есть является ситуативным.
Мышление в раннем возрасте проявляется как умение устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации. Психологические особенности детей раннего возраста для маленького ребенка — не значит думать или вспоминать, а значит действовать «здесь и сейчас», с конкретными, воспринимаемыми предметами. Эмоции и аффекты в этом возрасте тоже крайне ситуативные и проявляются преимущественно в момент сиюминутного восприятия чего-либо, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать из-за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой. Он радуется новой игрушке, энергично бросает ее на пол и совершенно не боится ее сломать или потерять. Столь явная ситуативность ребенка связана с тем, что восприятие и эмоции еще не отделены друг от друга и вызывают непосредственное действие в ситуации. Именно притягательная сила вещей, эмоциональная заряженность каждой вещи таит в себе источник притяжения для ребенка. Этим объясняется чрезвычайная впечатлительность малышей, их восприимчивость к окружающему, яркость и быстротечность их эмоций. Быстрый переход от смеха к слезам и обратно — типичная черта ребенка одного-двух лет. Маленького ребенка легко привлечь к чему-то, но столь же легко он переключается на что-то новое. Соображения о будущей пользе или вреде не имеют значения и не меняют действий и переживаний малышей. Эту особенность детства никак нельзя рассматривать как недостаток, который нужно исправлять. Взрослым с трудом удается отключиться от давления «ошибок прошлого» или ожидания очередных неприятностей. Всё это порождает напряженность, скованность, тревожность, а иногда и невротические проблемы.Взрослым всегда некогда: они торопят, подгоняют детей, приводят стимулирующие или устрашающие доводы (не будешь есть — совсем похудеешь, не оденешься — замерзнешь, или вовсе гулять не пойдем и т. д.). Но на маленького ребенка эти доводы не действуют. Он ведет себя так вовсе не из вредности и не из желания похудеть или задержать родителей, а потому что ему нравится то, что он делает здесь и сейчас. И каждое мгновение его жизни наполнено особой радостью и смыслом. Гибкость и консерватизм — две стороны психической жизни ребенка.
Еще одна важная особенность маленького ребенка — необычайная гибкость, пластичность и открытость всему, что он воспринимает вокруг. Все его желания, действия и мысли так или иначе определяются наличной, воспринимаемой ситуацией. Поэтому предпочтения детей быстро меняются и крайне неустойчивы. Сейчас он больше всего хочет катать машинку, через час — строить из кубиков, а потом — просто бегать по комнате. Поэтому рассчитывать на самостоятельный, сознательный и ответственный выбор занятий со стороны маленького ребенка не приходится. Это опять трудно представить взрослому человеку. Нередко взрослые ставят малыша в ситуацию выбора, спрашивая его, например, что он будет кушать, куда хочет пойти гулять, с чем хочет играть.Они как бы перекладывают ответственность за эти действия на ребенка: «Ты же сам это выбрал». Но чтобы самому выбрать из нескольких альтернатив, нужно представить эти альтернативы и их последствия (на языке психологии — совершить мыслительную операцию «во внутреннем плане», понять свои желания и, главное, — иметь эти устойчивые и определенные желания.
Ребенок даже в дошкольном возрасте выбирает стихийно и случайно — в зависимости от того, что он видит перед глазами, или что первым предложит взрослый, или что придет ему в голову. Поэтому очень часто выбранное занятие или игрушка совершенно не интересуют его. В то же время нормального ребенка обычно достаточно просто увлечь новым занятием или новой игрушкой. Ему нравится то, что показывает значимый взрослый. Ребенку нравится прежде всего то, что узнаваемо и адресовано ему лично, с чем можно что-то делать — играть, манипулировать, строить и т. п. Яркость и сенсорная привлекательность предмета не столь важны, как возможность действия или использования, показанная близким взрослым. В то же время, несмотря на гибкость и открытость, в некоторых вещах дети демонстрируют непонятный для взрослых консерватизм и стремление к постоянству. Все новое (обстановка, люди, пища и т. д.) принимается с трудом.
Известно, что дети с большим трудом пробуют новую еду, а потом привыкают к ней, и она даже становится любимой. Иногда они отчаянно протестуют против смены одежды или перестановки мебели в комнате. Потеря любимой игрушки может вызвать у ребенка острое горе и даже от- чаяние.Часто малыши боятся всего нового и непривычного: незнакомые звуки, животные, даже безобидные мухи или комары, если они незнакомы, могут вызвать панический страх. Всё это нарушает целостность и устойчивость образа мира и себя самого. Для ребенка очень важна предсказуемость ожидающих его событий. Привычный порядок дня, привычная обстановка, знакомые близкие люди создают уверенность в себе и ощущение спокойствия и устойчивости своего существования.
Другое дело, когда какое-либо изменение внешнего мира производится самим ребенком — когда он сам что-то строит или разрушает, склеивает или разрывает на мелкие части, — это приносит ему максимальное удовольствие. Персонажи и события сказок также воспринимаются не отстраненно, а в связи с собственным опытом. Для родителей удивительно, что дети могут по 20–30 раз слушать одну и ту же сказку или смотреть один и тот же мультфильм. Для взрослых главное — узнать, что будет дальше и чем всё кончится, и если мы уже знаем, что будет дальше, то теряем к произведению интерес. У детей всё наоборот. Чем лучше они знакомы с со- держанием сказки, тем с большим удовольствием ее слушают. Для них главное не сюжет произведения, не его финал, а сам процесс восприятия и узнавания знакомых слов и событий. Такое узнавание дает чувство собственной компетентности, уверенности в себе, устойчивости окружающего мира. То, что для взрослых скучно, для детей становится источником ярких эмоций и впечатлений.
Специфика работы ДОО с детьми раннего возраста.
Возрастные особенности детей, с одной стороны, открывают широкие возможности и резервы раннего возраста, которые могут быть реализованы только при участии взрослого. Однако, с другой, — особенности детей раннего возраста существенно осложняют работу воспитателя и предъявляют массу требований к нему. Очевидно, что работа педагога предполагает, прежде всего, ориентацию на возрастные особенности детей и на понимание тех трудностей, с которыми сталкиваются воспитатели. Остановимся на основных особенностях и проблемах работы с маленькими детьми.
Особенность первая. Необходимость включения в детскую деятельность.
Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Одной из распространенных ошибок воспитателей ясельных групп является устранение от детской деятельности. Воспитатель дает малышам игрушки и предлагает самостоятельно поиграть с ними. Но далеко не всегда малыши сами могут придумать интересную и полезную игру, тем более — совместную. Они начинают «цепляться» за игрушки, отбирать их друг у друга, прятать или вообще не знают, что с ними делать. Только взрослый может показать, как можно играть с игрушками. Только взрослый может организовать и поддерживать интересную для малышей игру.Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий с другими и, конечно же (если ребенок по-настоящему включен в нее, приносит эмоциональное удовлетворение. Вместе с тем применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые определяют содержание педагогической работы с детьми раннего возраста. Это развитие предметной деятельности, речи, пространственной координации движений и т. д. Но все эти способности и качества возникают не в ситуации специальных упражнений или занятий, а в свободной, непосредственной форме игры, когда ребенок не догадывается, что его учат или специально развивают. Разделение занятий на разные «предметы» — на сенсорику, моторику, речь и т. п. — в раннем возрасте неэффективно и нецелесообразно. Дети воспринимают целостные предметы, в которых еще не выделяют отдельных характеристик. Выделение отдельных качеств происходит не на специализированных занятиях, а в естественной детской деятельности — прежде всего в предметной или сюжетной игре.
Особенность вторая. Необходимость личной обращенности к ребенку.
Еще одной особенностью работы педагога с детьми раннего возраста является необходимость личной обращенности к ребенку. Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, — всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае малыш может принять и понять предложения воспитателя. Между тем воспитатели часто пытаются объяснять что-то всем сразу или руководить целой группой малышей. Они показывают какой- либо способ действия с игрушками или объясняют что-то новое. Но в этих условиях малыши не воспринимают новую информацию. Они могут действовать, подражая другим, заражаясь общей активностью, но новое содержание они при этом не усваивают.
Особенность третья. Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания.
Важнейшая особенность работы с детьми раннего возраста — неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными.Между тем взрослым гораздо проще использовать объяснительную стратегию воздействия: они призывают к послушанию, рассказывают, как правильно себя вести, что нужно делать и т. п., а дети как бы не слышат этих слов и не слушаются взрослых. Даже не потому, что еще плохо их понимают, а потому что до трех-четырех лет малыши не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками. Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей. Задача же воспитания в этом возрасте состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Для этого совершенно недостаточно сообщать детям новую информацию или демонстрировать нужные способы действия. Здесь необходимы эмоциональное вовлечение детей в тот или иной процесс, создание общего смыслового поля при эмоциональной включенности взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребенку интерес к новой деятельности, привлечь к ней, увлечь ею и вызвать его собственное желание что-то делать. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Поведение воспитателя должно быть предельно выразительным, эмоциональным и «заразительным». Здесь требуется повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Прежде всего, необходимы естественность и непосредственность в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, они быстро угадывают ложь, недоброжелательность, равнодушие. Нужно показать ребенку, что вы присутствуете в ситуации общения неформально, что вас интересуют мысли и переживания маленького партнера по общению, что вы отзываетесь на них свободно и открыто.
Особенность четвертая. Необходимо принимать ребенка.
Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает. Оно означает полное признание человека без всяких условий, типа «Я люблю тебя только тогда, когда ты делаешь всё правильно». Это требование принять достаточно сложно. На первый взгляд оно вступает в противоречие с предыдущим принципом, согласно которому воспитатель должен быть искренним, а значит, — выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие другого относится к восприятию личности в целом, но не к одобрению неправильного поведения малыша. Ребенок должен быть свободен в общении со взрослым; ему необходимо чувствовать, что взрослый открыт для его жизни, опыта.Он должен быть уверен: что бы он ни сделал, что бы ни сказал, его не отвергнут. Взрослый постарается понять его и помочь. Другими словами, вы можете выражать по отношению к ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеете права оскорблять его личность.
Особенность пятая. Необходима эмпатия.
Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Это качество, которое позволяет войти во внутренний мир другого человека так, как будто мы и есть этот другой. Оно дает нам возможность лучше понять чувства ребенка. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает малыша, раскрывает ему свое понимание его переживания и ищет подтверждения своей правоты. Эмпатическое общение включает в себя последовательные остановки в ходе взаимодействия для уточнения того, правильно ли взрослый понял переживания ребенка, и если нет, то как строить дальнейшее общение. Признаком того, что такое общение состоялось, являются облегчение и удовольствие, которые испытывают от беседы оба партнера. Все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако применительно к раннему возрасту они приобретают особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план. Именно в этой сфере педагоги сталкиваются с рядом специфических трудностей.
Знакомство ребенка с ДОО – первый и очень важный шаг, от которого во многом зависит успешность всего адаптационного периода ребенка. Опосредованное знакомство (через маму, игрушку, куклу и т. п.) позволяет в игровой форме, не навязывая собственную персону ребенку, установить контакт взрослого с ребенком. Ни один из взрослых, находящихся в группе не навязывает свое общение ребенку, пока ребенок сам не выбрал себе объект для общения. Тот педагог, которого выбрал ребенок, и начинает знакомить ребенка с помещением групповой комнаты, с детьми и персоналом, следя за тем, чтобы не перегружать ребенка информацией.Вопрос о возможности пребывания ребенка в детском саду решается совместно: родители и педагоги детского сада.
Подводя итог, можно отметить, что основным условием развития ребенка раннего возраста является его общение с близким взрослым. Именно в общении с взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. Питер, 2009.
2. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М. : Мозаика-Синтез, 2003.
3. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б,, Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2006.
5. Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник. Питер, 2009.
6. Смирнова Е. О, Мещерякова С. Ю., Ермолова Т. В., Игры и игрушки для детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей) / Изд-во МЕППУ, 2004.
7. Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. М. : Мозаика-Синтез, 2007.
Организация работы с детьми раннего возраста Сообщение: «Организация работы с детьми раннего возраста»Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция.
Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста» Здоровье сберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.
Консультация для воспитателей «Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми младшего дошкольного возраста» Сказка — одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет.
Организация логопедической работы с детьми раннего возраста Современные исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического и.
Особенности работы учителя-дефектолога с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителями Особенности развития детей младшего дошкольного возраста: быстрый темп развития, имеющий скачкообразный характер. При таком.
Примерный план работы с детьми раннего возраста по театрализованной деятельности Уважаемые коллеги, предлагаю Вам примерный план работы с детьми раннего возраста по театрализованной деятельности на квартал. Декабрь.
Методы и приемы работы с книжными иллюстрациями с детьми раннего возраста Методы и приемы работы с книжными иллюстрациями с детьми раннего возраста Объект исследования: [/b]развитие речи детей раннего возраста.
Система работы с детьми раннего возраста в адаптационный период Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 96 ОАО «РЖД» СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ.