в каком веке возникла адвокатура в россии
Рустам Чернов → История Российской Адвокатуры. Людологический обзор.§ 2. История российской адвокатуры до 1864г.
§ 2. История российской адвокатуры до 1864г.
Великий отечественный юрист второй половины XIXв, присяжный поверенный (адвокат) В.Д. Спасович, рассуждая о происхождении российской присяжной адвокатуры в результате судебной реформы Александра II заявлял: «Зоологи доискиваются, но пока не доискались, а верят в первичное самозарождение организма (spontane e generatio). У нас именно имеется пример такого самозарождения. Ничего подобного не было на Руси. Мы все не ex ovo, мы не вылупились из скорлупы, мы без роду и племени».
Не оспаривая данного утверждения, следует отметить, что мода очернять все отечественное в истории, как непригодное к современному использованию давно прошла. Нижеследующий материал должен помочь осознать всю богатую историю профессионального представительства в России, которое во многом не только не уступает истории адвокатуры Рима, но в некоторых отношениях превосходит ее. Прежде всего в анализе отечественной истории следует отказаться от линейного, прогрессивного учета времени (автор Г.В.Ф. Гегель), любой народ развивается в известной степени самоизолированно, несмотря ни на какую глобализацию ( теория локальных цивилизаций О. Шпенглера, Дж. Тойнби, В. Данилевский). Развитие институтов права необходимо тем более рассматривать вне оценочно — прогрессивного сравнительного временного анализа, так как само по себе их наличие еще не гарантирует ничего, а историческая целесообразность усматривается порой только в длительной перспективе планирования (если бы таковое имело место в управлении человеческом).
Исследуя Российскую правовую систему (необходимым элементом которой является адвокатура,) необходимо помнить, что Россия (“Гардарика”) до татаро- монгольского вторжения, в его период, после него подвергалась и подвергается постоянным социальным экспериментам и реформам, которые не могут не оставлять свой след не только в качестве тех или иных институтов, но и в самой методологии проектирования, управления тех или иных социальных систем (в том числе и правовых).
Первое нормативно- правовое регулирование суда (противостоящие обычному праву), представительства в нем, обнаруживается в втором договоре князя Олега с греками (Византия) от 911 г, ставшего результатом удачных совместных военных операций с варягами, он весьма подробно регламентирует пребывание русских на территории Византии, их территориальную подсудность, международное обязательство возвращать имущество греков, потерпевших кораблекрушение, взаимного выкупа, ходатайства за другое лицо (дог. Олега,4 Иг. 13) и возвращения в отечество рабов и пленников. В дальнейшем у Византийцев был позаимствован Судебник царя Константина (или Закон судный людям), который подвергся переработке, послужив основой, в частности, для церковных уставов русских князей, содержащих более подробную регламентацию судопроизводства и в дальнейшем образовавших знаменитую «Русскую правду» (завершенная редакция 1284г). Именно в ней мы впервые находим аналогию римской пары «патрон — клиент», речь идет византийском заимствовании — постановление об ответственности господина за преступление своего холопа (Кар. 131-132), которым по выбору предоставляется два варианта защиты и возмещения (собственными силами или без защиты — выдачей холопа головою). Следует помнить, что архаичный закон не знал разделения на процессуальное и материальное право.
В договоре Новгородцев 1307 г прямо указывается на необходимость судебного представительства аналога римского патрона на суде: «А холопа и половника не судити твоим судьям без господаря».
Новгородская судная грамота середина XV уже более детально регламентирует вопросы представительства в суде, кооптируя ранее принятые в этой области нормативно — правовые акты (вечевые постановления, договорные грамоты), например: «… судите владыке Алексею в правду по номоканону, на суд поняти двема истцом дву бояринов со стороны… ». Суд в России знает в этот период инстанционность (пересуд и доклад) и коллегиальность (судья, представители общины, «судьи, назначенные сторонами», княжеские чиновники) — ср. с синдиками городских общин в Риме. Поверенных (именуемых ответчиками) к суду, вместо себя, могла привлечь любая сторона (ст. 15, 19, 82).
Как и в Риме, помимо представителей непосредственно участвовавших в суде, в России в Московский период истории России имеется упоминание о профессиональных консультантах, имеющих статус, как сегодня сказали бы, «независимого наблюдателя» — так называемые «судные мужья» и «целовальники» (Царский судебник 1550г). При этом они так же как и юристы в Риме не состояли на государственной службе, не получали никакого жалования, были инструментом общественного контроля(Суд. Царский 1550 ст. 62, 70,72, Уст. Важс. грам).
Следует отметить, что Москва, получая свою власть от Ордынских ханов не признавала действия ни Новгородской, ни Псковской судной грамоты, обретала себя в собственных законодательных актах, которые тем менее только дополнили и расшили институт профессиональных представителей (наймитов). Так, по Судебнику Великого Князя Ионна Васильевича 1497г в ст. 52 — 54 подробнейшим образом регулируется условия участия в форме полного замещения стороны представителем (наймитом), условия выплаты наймиту вознаграждения, отказа от выплаты вознаграждения. Таким образом, в России так же складывается институт, как вербального представительства (консультации, высказывание мнения, обеспечения гласности и публичности — судные мужи, целовальники), так и непосредственного участия в суде — наймитство. Может испугать сама форма древнерусского судопроизводства — поединок, прочие формы испытаний (ордалии), но с точки зрения истории развития правосудия (не забудем теорию локальных цивилизаций) — это была совершенно адекватная форма снятия социальных противоречий, обеспечивающая баланс интересов в обществе, путем тождественности частного интереса в его налично- заданной действительности к общему (государство, выражающее свою воли правовым образом).
При этом отечественная юриспруденция развивается классически. Изначально (до судебников) всякий процесс был обвинительным, но затем появляется деятельность государства по изобличению «лихих» людей («облихованные») — установление их связей, соучастников, опрос общин и прочее. Процесс разделяется непосредственно на сам суд и на розыск. Государство становится профессиональным представителем потерпевшего, устраняя из суда функцию поединка (ордалии) для пойманного с поличным, короткая процедура казни превращается в процесс, представителем потерпевшего является государство.
Далее, государство Московское впервые обнаруживая необходимость к преодолению значительного пространства в области управления (территориальное единство), вынуждено создать унифицированные органы по отправлению правосудия. Изменяется институт представительства и самого судопроизводства. Если ранее государство предоставляло сторонам лишь условия для решения спора (т. н. процедура «поля» — ордалия в форме поединка), то с ростом необходимости снятия социальных противоречий (целевая функция любого правосудия) на всей своей территории, государство все больше вмешивается в сферу идеального бытия правосудия, внедряя процедуры усечения возможных противоречий- подчиняет правосудие строгим ритуалам, участие в которых должно исключить возможность любого умышленного или неумышленного отклонения от сформированного идеального бытия. Данные управленческие изменения опять находят свою коммуникацию с обществом в существенном изменении судебного представительства.
Так, например, появилась возможность полного отсутствия в суде самого представляемого, действия через представителя без явки в суд, но с условием, что в случае обжалования решения суда оно безусловно отменяется (Уложение царя Алексея Михайловича от 16 июля 1648г. глава Х ст. 108, 109, 149, 156, 157, 185, так же Указной земский приказ от 1622-1648 г V, XII 3 и 12). Эта норма совершенно аналогична норме когниторства в Риме, участие которого требовало одобрения с противоположной стороны и последующего одобрения Доверителем (cautio de rato). При этом следует отметить, что российский законодатель допускал к судебного представительству опять же самый широкий круг лиц, обеспечивая тем самым возможность общества влиять на правосудие (Указная книга судных дел 1588 г гл. ХХ предусматривала специальную возможность для холопов так же быть профессиональными представителями в суде). При этом система допуска к участию в деле, аналогично Римскому праву ( negotiorum gestor’a см. п. 555), была фактической, не требующей, вплоть до 1690 г, специального полномочия (доверенности).
Правило доминирования процессуальной формы является естественным следствием допуска неперсонифицированного круга лиц к правосудию. Процессуальная форма древнего права по сути сегодня осознаваемая нами как ненужная, обременяющая судопроизводство игровая ритуальность, гарантировала и обеспечивала выполнение задач правосудия, форматируя любого участника судопроизводства в необходимом качестве приписывая ему данность качественности особого рода. Равенство всех перед судом рождается вовсе не революционным путем во Франции, а эволюционно вытекает из существа любого судебного процесса, доподлинно преследующего цель восстановления нарушенного социального баланса (снятие возникающего противоречия). И в России, в Московском периоде, государство так же по своему усмотрению вносит некоторые новации в институт процессуальной формы. Так Судебники строго очерчивают те составы преступлений, по которым может проводиться поединок («поле»), это: насильственные преступления («бой»), мошенничество, не возврат займа ( «заемное дело»), уничтожение чужого имущества («пожог»), убийство («душегубство»), бандитизм («разбой»), кража («татьба») — см. Судебник 1497 г ст. 4-7, 69, Судебник царский 1550г — ст. 13- 14, а так же Указная книга судных дел 1588 г V ст. 15. Более того, государство стремится решить таким образом не только вопрос факта, но и вопрос процессуальной допустимости доказательств, новеллой является положение о том, что в случае если свидетели («послухи») одной стороны противоречат в своих показаниях другой стороне между ними назначается поединок, по результатам которого и будет отдано предпочтение показаниям (там же).
Отмена поединка свела функцию представителя к риторике, при этом государство компенсировало допустимость доказательств возможностью представителя участвовать в судебном испытании вместо представляемого (возможность замены при присяге в церкви- «Крестное целование»). В этом проявляется прежде всего заинтересованность снять социальное противоречие немедленно, государству не интересен непосредственно человек как индивидуум, он интересен и необходим в качестве элемента общей системы правосудия, как субъект парадигмы в целом. Об этом же, в принципе, говорит и то, что судебные решения того времени носят вне текстуальный характер. В этом же периоде государство отнимает у потерпевшего право наказания («выдача головою» осужденного, отсюда — уголовная ответственность), становясь само его исполнителем. Впервые в вводится пожизненное заключение (Уставная книга разбойного приказа 1617г, ст. 12).
Как видим, уровень развития юстиции в России, несмотря на Литовское вторжение на Западе, монгольское на всей остальной части, ни в чем в самостоятельности своего развития не уступал Римскому праву, а в некоторых случаях, с учетом количества времени, затраченного на развитие (6 веков русской истории против 22 Римской) превосходил его. Неизвестно чем бы кончилось дело и каких высот достигла бы отечественная юриспруденция, все шло к тому, что судебные решения постепенно бы приобрели обязательный текстуальный характер и поверенным волей- неволей пришлось бы участвовать, как и римcким юристам, в их письменном толковании, если бы не реформы Петра I.
Петру I “не нравились сложные и состязательные формы суда; ему не нравились свобода сторон в назначении цены иска, наем поверенных («нанимают за себя в суд… ябедников, воров и душепродавцев»)». Подобная точка зрения была естественна для самодержца, задумавшего проектирование и внедрение новых социальных систем. В отличии от Римских императоров Петр I не имел возможности положиться на частных юристов представителей в суде, как на авторитет. Если Римское государство вобрало в себя полисное устройство Греции и расширяло свое влияние за счет учреждения сети городов на завоеванных территориях, являясь в этом отношении агрессором (наследие пиратской культуры Греции), экономическое выживание которого зависело от успешности военных действий (естественное основание приобретения рабов в Греции и Риме военное пленение, а в России — наем на службу, холопство), то Россия в то время не могла в такой форме повторить путь Греции и Рима, так как была подвержена внешней агрессии, развивалась в отсутствии повальной грамотности народа (имеется в виду возможность читать и писать), а, соответственно, не могла работать с такой вещью как закон и суд, требующих умения читать, писать от подавляющего большинства населения (в Греции и Риме ситуация совершенно обратная, свидетельство тому многочисленные автографы пиратов Эгейского моря по всему Средиземноморскому побережью, памфлеты на стенах публичных Римских бань). Ничего этого в России при Петре I не наблюдалось.
Развитие института профессиональных судебных представителей с 1716 г (кооптирование в Воинский устав приложения «Краткое изображение процессов») замирает, введение учения о формальном значении доказательств, тайность судопроизводства вместо судоговорения (двухкратный обмен сторонами бумагами) приводит к бюрократизации аппарата государственного управления, который нет возможности ликвидировать по настоящее время, все ритуальные (игровые) процедуры судопроизводства отменяют. Единственное исключение — «очистительная присяга» при недостаточности улик, но и ее заменяют на «оставление в подозрении» (фактически третий вид судебного решения наряду с «виновен-невиновен»).
В 1723 г вводится Устав судопроизводства «О форме суда», который пытается соединить отсутствие игровых ритуалов правосудия с формальной состязательностью, но уже при Екатерине II Указом 27 июля 1765 года отменяется «судоговорение» в суде вообще, вводится исключительно письменное производство, судебный процесс в России окончательно принимает инквизиционный характер (профессиональное представительство трансформируется в «судную комиссию», учреждаемую за счет обвиняемого).
В дальнейшем вплоть до реформы Александра II развития процессуальных полномочий профессионального представителя в судопроизводстве не наблюдается, суд вообще перестает быть делом обычным, становится источником страха для населения и формой реализации властных полномочий высшей государственной власти. Это естественно в связи с боязнью революционных процессов Франции, расширением территории Российской империи. Законодатель идет по пути регулирования статуса и административно- хозяйственной деятельности представителей, которые теперь именуются «стряпчими» (Указ Екатерины от 1775 «Учреждения в губерниях»), их функция больше похожа на функцию вольнонаемных писцов Древнего Египта- составление бумаг по строгой форме, требуемой законом. Ритуал переходит из непосредственно судопроизводства — на бумагу (русская пословица — «бумага все стерпит»- рождается именно в это время). Таким образом, участие неперсонифицированного круга лиц в отправлении правосудия совершенно прекращается, в ХIХ веке рост коррупции таков, что министру юстиции для того, чтобы решить дело своей дочери в суде приходится давать взятку. Дела рассматриваются годами, власть чиновника, в особенности судейского — безгранична и напоминает опять же Восточную деспотию. В предреформенный период законом от 14 мая 1832 вводится понятие «присяжный стряпчий», который нормативно регулирует ничтожное положение профессионального представителя, объединяя в его лице функции профессионального попрошайки от правосудия(«ходатай по делам»), почтальона, писаря, другими функциями закон его не наделяет.
Вместе с тем в ХIХ веке, в предреформенный период, благодаря сохранившимся многочисленным источникам усматривается огромный социальный запрос общества на коммуникацию с властью. Необходимо понимать, что в Новейший период развития западной цивилизации государство приобрело функцию стандартизации любого социального процесса (мера дозволенного), а Уголовный закон — это вообще мера негативно- возможного отношения между государством и обычным человеком. Сообщая определенное управленческое воздействие государство не может руководствоваться исключительно возможностью организованного насилия, мощью своего аппарата, оно обязано надлежащим образом коммуницировать с неперсонифицированным кругом лиц, как в области идеального бытия в возможности (просветительская деятельность в области правого регулирования, развития грамотности и так далее), так и в области действительного (отправление должного правосудия, где сознание лица, обратившегося в суд, определенным образом кооптируется в государственный механизм управления, чем обеспечивается непосредственное бытие государства, его ценностей).
Указанный социальный запрос на общение с государством общества выразил себя в распространении т. н. «уличных адвокатов». Это было фактически повторное зарождение частных юристов (по тому же механизму, что и в Древнем Риме, Греции).
Таким образом, в предреформенный период, в России исходя из практики политического управления, назрела объективная необходимость структурирования сбалансированной социальной системы, позволяющей вернуть суду функцию снятия социальных противоречий, устранив его от репрессий как таковых, вернув тем самым государственной власти первейший метод принуждения — убеждение.
Адвокатура в Российской Федерации
Учебник освещает проблемы адвокатской деятельности и адвокатуры в России, ее исторического развития, принципов и организации, ораторского искусства и этнических основ профессии адвоката, методов адвокатского расследования. Изложены стандарты адвокатов по конкретным категориям дел, даны практические рекомендации по участию адвоката во всех видах судопроизводства на базе нового законодательства РФ по состоянию на 15.06.2002, а также нового Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Рекомендуется для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, научных работников, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов, а также всех, кто интересуется работой адвокатов и деятельностью адвокатуры в России.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Адвокатура в Российской Федерации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
История развития адвокатуры в России
2.1. Адвокатура России в период до судебной реформы 1864 г.
Впервые о поверенных (прообраз современного адвоката) в письменной форме упоминается в Псковской и Новгородских судных грамотах (законодательные акты XV в.). По Псковской грамоте услугами поверенных могли воспользоваться женщины, старики, инвалиды и монахи.
Облеченные властью не могли быть поверенными (уже тогда адвокат не мог состоять на государственной службе), чтобы исключить их влияние на суд.
По Новгородской судной грамоте услугами поверенных мог воспользоваться любой желающий.
Это положение так же закреплено в судебнике 1497 г., а уже в судебнике 1550 г. были определены правила проведения судебного поединка и запрещалось посторонним в него вмешиваться, под угрозой наказания.
Соборное уложение 1649 г. развивает права поверенных упоминая о них в нескольких статьях.
Причем во всех этих документах говорится о институте поверенных как о существующем, так что он не был создан этими документами, а действовал до их появления.
Слово «адвокат» как термин в России впервые был употреблен в 1716 г. в Воинских уставах Петра I. Одна из глав именовалась «Об адвокатах и полномочных» и определила их полномочия и задачи.
С этого периода и до судебной реформы 1864 г. законодатель предпринимал меры по упорядочению деятельности профессиональных ходатаев и эти меры шли по различным направлениям. К ним относятся:
1) адвокатура Западного края;
2) институт депутатов при следствиях;
3) введение института присяжных стряпчих при коммерческих судах в 1832 г.
Рассмотрим эти институты более подробно.
2.1.1. Адвокатура Западного края
Западным краем в Российской Империи XIX — начала ХХ в. именовались девять губерний западной части европейской России — 6 белорусских и литовских (Северо-западный край) и 3 украинских (Юго-западный край), присоединенных в конце XVIII в. от Речи Посполитой.
В западных губерниях адвокаты находились при всех судах: главных (губернаторских) и низших (уездных и городских), и не только при светских судах, но и при духовных.
Адвокатура была организована и действовала на основе польских конституций 1726 и 1764 г. и литовского Статута.
Требования к адвокату были следующие:
— адвокат должен быть природным дворянином;
— не быть замеченным ни в каком пороке;
— выполнять данную присягу.
Молодые люди, которые посвящали себя адвокатуре назывались аппликатами (учениками) и готовились к званию адвоката под непосредственным руководством старших, опытных адвокатов (меценатов). Меценаты брали на себя ответственность за своих учеников перед судом и законом, имели право брать их с собой в суд. В отдельных случаях меценаты имели право посылать вместо себя в суд способных учеников, но под свою ответственность.
Этот институт просуществовал до 1840 г.
2.1.2. Институт депутатов при следствиях
В соответствии с Законами Российской империи по делам, в которых обвиняемые были лицами духовного или воинского звания, купцы и т. п., т. е. люди, принадлежавшие по своему званию к какому либо ведомству то в качестве лиц их представляющих, могли допускаться депутаты от этих ведомств. Помещики могли быть депутатами своих крестьян. При депутатах должны были производится допросы и все следственные действия. В виде исключения без депутата проводились:
1) первоначальные следственные действия;
2) исследование происшествия по «горячим» следам.
Депутаты делились на постоянных и временных.
Постоянные депутаты — депутаты от лиц духовного звания, мещанства и купечества, выделяемые этими структурами для постоянного присутствия при следствиях. Остальные были временно назначенными лицами для проведения определенного следствия и с его окончанием утрачивали свои права.
Постоянные депутаты вызывались следователями повесткой, а временные, через руководство своих ведомств.
Если по прибытии на место следователь не находил депутата, то вызывался местный волостной голова или старшина, который оставался при следствии до конца следствия или прибытия депутата.
Права и обязанности депутатов регламентировались законом, согласно которого они наблюдали за следствием его полнотой и правильностью и удостоверяли это своей подписью. В случае несогласия с каким либо действием имели право изложить свое мнение, которое приобщалось к делу. Депутаты присутствовали при производстве как уголовных так и гражданских дел.
2.1.3. Присяжные стряпчие при коммерческих судах
Указом от 14 июля 1809 Правительствующего Сената была введена обязательная регистрация стряпчих, т. е. профессиональных ходатаев по коммерческим спорам. Так как в Российских городах где особенно была развита торговля, возникало множество споров по коммерческим делам, то для их разрешения были созданы коммерческие суды.
Коммерческие суды по закону от 14 мая 1832 г. первоначально были учреждены в С-Петербурге и Москве, а затем в некоторых других городах (Одессе, Варшаве и ряде др.).
Согласно закона поверенными по делам между частными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в Список присяжных стряпчих.
Для внесения в список присяжных стряпчих при коммерческом суде, желающие должны были подать в соответствующий суд прошения, а также аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства.
Суд, по рассмотрении представленных документов, свидетельств, и по делам «в том суде производящимся, внеся лицо в список, или объявлял претенденту устно отказ, не обязуясь при этом входить ни в какие изъяснения о причинах отказа».
Лица, внесенные в список, давали присягу по установленной форме.
Стряпчий, внесенный в список, мог быть из него исключен по усмотрению суда даже без всяких объяснений с обозначением в протоколе причин исключения.
Число присяжных стряпчих не определялось. Они не имели государственного содержания и существовали от гонораров.
Кроме перечисленных категорий следует упомянуть юрисконсультов. Юрисконсультами до 1864 г. как правило называли лиц, которые занимались частной адвокатской практикой.
Однако существовал и официальный институт юрисконсультов. Так, согласно Положения о должности юрисконсульта императорских заводов от 7 ноября 1858 г. соответствующая должность устанавливалась «для попечения о правах собственности императорских заводов, в случаях, когда они представляют предмет следственного, полицейского или судебного производства».
В обязанности юрисконсульта входило: рассмотрение передаваемых на его заключение заводским начальством претензий заводского ведомства к другим ведомствам и лицам, а также претензий к ведомству императорских заводов; наблюдение за течением дел, возникающих в различных государственных органах, по искам заводского ведомства к сторонним лицам и искам к самому ведомству; защита при следствии и во всех государственных органах прав императорских заводов всеми мерами, какие установлены законом.
Юрисконсульт мог занимать должности и в других местах, помимо ведомства императорских заводов. Данному лицу полагалось жалование, размер которого определял управляющий заводами, количество мест где мог работать юрисконсульт не ограничивалось.
Все перечисленные категории в связи с бурным ростом экономики после отмены крепостного права уже не могли удовлетворить общество и нуждались в реформе.
2.2. Адвокатура России в период с 1864 до 1917 г.
В настоящем разделе мы подошли к описанию судебной реформы 1864 г. в той ее части, которая касается организации и деятельности адвокатуры. Фундаментом реформы и гарантом демократических принципов организации судопроизводства стал суд присяжных, который обеспечивал непосредственное участие населения в отправлении правосудия и был более демократичной формой судоустройства, что позволило России уйти от инквизиционной системы процесса, господствовавшей до 1864 г. к демократической, на принципах которой действуют суды демократических государств и в настоящее время.
В виду стремительного развития новых экономических отношений (бурный рост промышленных предприятий и др.), в результате отмены крепостного права в России правительством Александра II в середине 60-х гг. XIX в. был осуществлен ряд реформ, судьбоносных для России, во всех практически отраслях жизнедеятельности деятельности общества. Это военная реформа, крестьянская, земская, печати, школьная и др.
В этом ряду судебная реформа 1864 г. заняла достойное место, оказавшись самой прогрессивной и более последовательной, т. к. введенные ею преобразования просуществовали с небольшими изменениями до 1917 г.
Эта стабильность объясняется сознанием общества в необходимости создания адвокатуры, как института необходимого для обеспечения реальной независимости суда и поддержания принципов законности в ходе судопроизводства как гражданского, так и уголовного.
И до 1864 г. и после адвокатура существовала в нескольких формах и ее деление на присяжную и частную очень условно. Просто судебными уставами 1864 г. была введена присяжная адвокатура. В организационном отношении это была высшая форма организации из существовавших в России. До этого мы уже останавливались на различных формах адвокатуры в России, но ни одна из них не смола выполнить свою роль и обеспечить общество защитниками.
Положение о присяжных поверенных было впервые опубликовано 30 сентября 1862 г. в дополнении № 78 «Сенатских ведомостей» для всеобщего обсуждения было представлено около 400 замечаний, которые опубликовали в 6-и томах. Далее была создана комиссия из чиновников гос. канцелярии, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Правительствующего сената, представителей губернских судебных учреждений и др. Всего 30 человек. В период с 26 ноября 1862 г. по 12 сентября 1864 г. комиссия рассмотрела все предложения и, обобщив их, внесла предложения утвердить Положения в виде второй главы раздела о судебных установлениях, что и было исполнено.
Введение в действие судебных уставов произошло в торжественной обстановке 17 апреля 1866 г. Именно в этот день торжественно открылись новые суды и 27 присяжных поверенных были утверждены в этом состоянии. Имена многих из них вошли в золотой фонд Российской адвокатуры. Это Д.В. Стасов, К.К. Арсеньев и др. Число присяжных поверенных постоянно росло и к 1913 г. их было коло 6000 человек. Имена многих из них прославили не только адвокатуру, но и Россию в целом — В.Д. Спасович, А.И. Урусов, П.Н. Александров, С.А. Адриевский, Н. Плевако, А.Я. Пассовер, Н.П. Карабчивский и др.
Рассмотрим более подробно структуру, состав, правила приема и работу присяжных поверенных по ставам 1864 г.
Присяжные поверенные состояли при судах для следующих целей:
1) по избранию и поручению лиц обратившихся к ним за юридической помощью;
2) по назначению в случае необходимости советом присяжных или председателем суда.
Кто мог быть присяжным поверенным?
1. Имевшие дипломы университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержанных экзаменах по этим наукам (экстернат).
2. Прослужившие не менее 5-и лет по судебному ведомству на должностях позволяющих приобрести практические навыки в производстве судебных дел.
3. Помощники присяжных поверенных, бывших таковыми не менее 5 лет.
Первое время Положение «О введение в действие судебных уставов 20 ноября 1864 г.» в гл. 5 допущено в число присяжных и лиц не соответствовавших вышеперечисленному, но если они соответствовали следующим условиям:
1) не имеющие должность о юридическом образовании, но окончившие курс юридических наук в высших учебных заведениях, если они прослужили в судебном ведомстве не менее 4 лет или 5 лет вели дела в качестве поверенных;
2) лица, окончившие курс в высших учебных заведениях, хотя и не по юридическому факультету, или же не получившие воспитания в высших учебных заведениях, но прослужившие по судебному ведомству не менее пяти лет и в течение этого времени занимавшие не менее года должность секретаря Сената или прочие должности не ниже 7-го класса, где могли приобрести практические сведения в производстве и решении судебных дел.
В соответствии с Положением существовали условия, при которых человек не мог стать присяжным поверенным. Перечислим их.
2) иностранцы, т. е. не российские подданные;
3) объявленные несостоятельными должниками;
4) состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья;
5) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
6) состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, состояв под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами;
7) исключенные со службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
8) те, кому по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.
Чтобы стать присяжным поверенным, необходимо было подать прошение в совет поверенных, указав в нем необходимые, в соответствии с законом, сведения.
К прошению прилагались документы, подтверждающие образование, стаж и другую необходимую информацию о претенденте.
Совет присяжных поверенных, рассмотрев представленные лицом документы и «приняв в соображение все сведения, которые признает нужными», выносил постановление или о принятии просителя в число присяжных поверенных, о чем выдавалось ему надлежащее свидетельство, или же отказывал в этом.
В случае принятия в присяжные поверенные приносилась присяга по правилам вероисповедания принимаемого.
После того, как лицо было приведено к присяге, принятый в число присяжных поверенных вносился в список поверенных, о чем делалась соответствующая надпись на свидетельстве, выданном ему советом. Сообщение о принятии лица в присяжные поверенные публиковалось.
Кандидатура утверждалась или не утверждалась министром юстиции, его решение могло быть обжаловано в Сенате.
2.2.1. Права и обязанности присяжных поверенных
Присяжные поверенные имели право принять на себя ведение нового дела, как уголовного, так и гражданского во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они были приписаны. При этом, по желанию клиента, присяжный поверенный мог продолжить ведение дела даже не в округе к которому он приписан, но при этом он должен был подчинятся совету присяжных поверенных того суда, где слушалось дело.
В уголовных делах присяжные поверенные принимали на себя защиту подсудимых:
1) по соглашению с лицом;
2) по назначению председателя судебного места.
Присяжный поверенный, назначенный для производства дела советом или председателем судебного места, не мог отказаться от исполнения данного ему поручения, без уважительной причины.
Гражданские дела присяжные поверенные могли производить на основании:
1) доверенности, данной им тяжущимся;
2) объявления, поданного тяжущимся в суд;
3) по назначению советом присяжных поверенных по просьбе тяжущихся;
4) по назначению председателя суда.
Доверитель имел право обозначить, доверяет ли он присяжному поверенному хождение по своему делу во всем его объеме до полного его окончания или уполномочивает его только на определенное какое-либо действие. Не воспрещалось иметь по одному и тому же делу нескольких присяжных поверенных.
Оплата определялась соглашением сторон в письменной форме. Если соглашение не было достигнуто, или возникали разногласия в процессе работы, то оплата проводилась по таксе.
2.2.2. Правила обязанные к исполнению присяжными поверенными
Присяжный поверенный не мог действовать в суде в качестве поверенного против своих родителей жены, детей, родных братьев, сестер, дядей и двоюродных братьев и сестер. Это положение строилось на основе норм нравственности и морали и строго соблюдалось.
Присяжный поверенный не мог не только быть в одно и то же время поверенным обеих спорящих сторон, но и переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой.
Присяжным поверенным запрещалось покупать или иным образом приобретать права своих доверителей по их тяжбам как на свое им, так и под видом, приобретения для других лиц. Все сделки такого рода признавались недействительными. При этом присяжные поверенные подвергались дисциплинарной ответственности, по решению совета.
Присяжный поверенный не должен был оглашать тайн своего доверителя не только во время производства его дела, но и по окончании.
Каждый присяжный поверенный был обязан вести список дел, порученных ему, и представлять этот список в совет поверенных по первому требованию.
Нет прав без обязанностей и нет полномочий без ответственности.
Какой же ответственности подлежали присяжные поверенные?
Уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной.
Рассмотрим их в порядке тяжести.
Уголовная ответственность. Если присяжный совершил умышленные действия во вред своему доверителю, то он подлежал суду в следующих случаях согласно статьям уложения о наказаниях Российской империи:
1) злонамеренное превышение пределов полномочий и злонамеренное вступление в сношения или сделки с противниками своего доверителя во вред ему;
2) злонамеренная передача или сообщение противнику своего доверителя документов;
3) злонамеренное истребление или повреждение, присвоение, утайка или растрата документов или имущества доверителей.
За оскорбление умышленное членов суда или участников процесса присяжный, поверенный мог также быть привлечен к суду.
Гражданско-правовая. За пропущенные по вине присяжного поверенного сроки и другие нарушения установленных правил и форм тяжущийся имел право, если потерпел от этого какой-либо ущерб, взыскать с поверенного свои убытки через тот суд, в котором велось дело.
Таким образом, гражданско-правовая ответственность наступала в тех случаях, когда присяжный поверенный совершил деяние, нанесшее материальный ущерб доверителю.
Дисциплинарная ответственность — возлагалась на присяжного поверенного советом присяжных поверенных и могла быть в виде следующих нападений за нарушение принятых присяжным поверенным обязательств:
3) запрещению отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока, но не более одного года;
4) исключению из числа присяжных поверенных;
Был определен законом определенный порядок привлечения те дисциплинарной ответственности (истребование от привлекаемого к ответственности объяснений, его явка на заседание совета, наличие кворума на заседании, возможность обжалования постановления совета), обеспечивающий объективное рассмотрение дела о проступке.
В тех округах, где не существовало совета присяжных поверенных или его отделения дисциплинарная власть над присяжными поверенными принадлежала местному окружному суду.
Таким образом мы видим, что присяжная адвокатура строго следила за выполнением закона своими членами: через совет, который был органом самоуправления присяжной адвокатуры и создавался при судебной палате. Он мог создаваться, в случае если в данном округе судебной палаты было не менее двадцати присяжных поверенных. Присяжные поверенные такого округа ходатайствовали перед палатой с просьбою о разрешении им избрать совет. Вследствие такой просьбы палата назначала одного из своих членов для председательствования в общем собрании присяжных, поверенных при выборе членов совета (ст. 358).
Назначенное палатой лицо созывало всех присяжных поверенных округа на определенный день в судебную палату. По прибытии не менее половины их избирались председатель, товарищ председателя и члены совета. На каждую должность выборы проводились отдельно.
Избрание совершалось по простому большинству голосов. При равенстве голосов, полученных несколькими кандидатами на одну и ту же должность, избранным считался тот, кто был ранее внесен в список присяжных поверенных.
Число членов совета, включая председателя и товарища председателя, могло быть не менее пяти и не более пятнадцати, по усмотрению общего собрания.
Совет присяжных поверенных избирался ежегодно. Перед выборами членов совета общему собранию предоставлялся отчет о действиях совета за минувший судебный год.
В соответствии с законом к обязанностям и правам совета присяжных поверенных относилось:
1) рассмотрение прошении лиц, желающих приписаться к числу присяжных поверенных или выйти из этого звания, и сообщение судебной палате о приписке их или отказе им в этом;
2) рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных и наблюдение за точным исполнением ими законов, установленных правил и всех принимаемых ими на себя обязанностей;
3) выдача присяжным поверенным свидетельств в том, что они не подвергались осуждению совета;
4) назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности;
5) назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, обратившихся в совет, с просьбою о назначении им таковых;
6) определение вознаграждения поверенному по таксе в случае несогласия по данному предмету между ним и тяжущимся или когда не заключено между ними письменное условие;
7) распределение между присяжными поверенными процентного сбора;
8) наложение дисциплинарных взысканий на поверенных как по собственному усмотрению совета, так и по жалобам, поступающим в совет.
В судебных округах, где не было совета присяжных поверенных или его отделения, права и обязанности совета принадлежали местному окружному суду.
Все вышеперечисленное позволило присяжным поверенным стать довольно сложной пориорацией и, несмотря на ряд проблем стоящих перед ними выполнить задачу, для которой они были созданы. Но в полном объеме заполнить собой всю правозащитную нишу они не могли, и мы рассмотрим далее другие формы адвокатуры просуществовавшие до 1917 г. Продолжала развиваться так называемая «подпольная» адвокатура. Высокий ценз присяжной адвокатуры не позволял многим профессиональным ходатаям стать ее членами. Да и у многих не было такого желания, т. к.
членство в присяжной адвокатуре кроме прав накладывало, много обязанностей и деятельность присяжных поверенных сильно контролировалась советом или судом. В соответствии со сводом законов Российской империи таким «подпольным» адвокатом мог стать любой кому закон это не запрещал. Но была категория лиц кому согласно разъяснения правительствующего Сената запрещалось осуществлять защиту по уголовным следующей категории лиц:
1 — нотариусы, за исключением защиты ближайших членов их семейств;
2 — лица, лишенные по судебным приговорам всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ;
3 — лица, которым ходатайство воспрещено по судебному приговору; отлученные от церкви; исключенные со службы по суду или из духовного ведомства за пороки или же из среды общества и дворянских собраний по приговорам сословий, к которым они принадлежали;
4 — лица, исключенные из сословия присяжных поверенных;
5 — лица, исключенные из числа частных поверенных по распоряжению министра юстиции или по судебному определению;
6 — лица, устраненные из частных поверенных уездными съездами;
7 — частные или присяжные поверенные, которым временно в дисциплинарном порядке запрещалось заниматься адвокатской практикой;
8 — лица, допрошенные на предварительном следствии в качестве свидетеля, если они вызывались в суд противной стороной.
К этим 8 категориям следует добавить лиц, которым запрещалось быть поверенными по уголовным делам в мировых судах:
1 — секретари мирового съезда и судебные приставы — в съезде, при котором они состояли;
2 — письмоводитель мирового судьи, у которого разбиралось дело;
3 — местные мировые судьи и товарищи прокурора — в мировых учреждениях того округа.
Таким образом, мы видим, что адвокатом вообще мог выступить практически любой желающий.
Рассмотрим далее институт частных поверенных.
25 мая 1874 г. утверждены «Правила о лицах, имеющих право быть поверенными по судебным делам».
В соответствии с этими правилами по делам производившимися как в общих так и в мировых судах поверенными (кроме присяжных поверенных) могли быть лица получившие особые свидетельства на право ходатайствовать по другим делам. Форма свидетельства устанавливалась министерством юстиции.
Свидетельства на право ходатайства по чужим делам выдавались мировыми съездами, окружными судами и судебными палатами. Свидетельства эти давали право на ходатайство лишь в том судебном месте, из которого они выданы, за исключением, например, случая, когда поверенный, принявший на себя хождение по делу, производящемуся в мировых судебных установлениях, окружном суде или в судебной палате, по желанию тяжущегося или подсудимого, ходатайствовал по тому же делу и в Кассационных департаментах правительствующего Сената.
Желающий получить свидетельство на право быть поверенным должен был подать прошение в соответствующий суд с приложением документов, удостоверяющих его личность, подтвердив в прошении, что для получения права быть поверенным нет препятствий. Если впоследствии выяснялось, что препятствия имелись, то у лица отбиралось свидетельство и он привлекался к уголовной ответственности, в соответствии с законом. Если суд отказал в выдаче свидетельства, то это решение можно было обжаловать в вышестоящей судебной инстанции.
О лицах, получивших свидетельство на право быть поверенными, суд доводил до сведения министра юстиции и публиковал имена этих лиц в местных губернских ведомостях.
Дисциплинарную власть за частными поверенными осуществляли суды, при которых состояли лица, получившие свидетельства. В случае «неправильных и предосудительных действий» этих лиц, суды рассматривали их действия и могли подвергать частных поверенных следующим дисциплинарным взысканиям: а) предостережению или замечанию; б) выговору; в) запрещению отправлять обязанности поверенного на время свыше одного года; г) исключению из числа поверенных.
Этим же законом 25 мая 1874 г. было предоставлено право по делам производившимся у мировых судей, допускались к ходатайству в качестве поверенных и лица, которые не имели свидетельства (не являлись частными поверенными), «но не более как по трем делам в течение года, в пределах того же мирового округа».
Перед допущением к судебному разбирательству такие лица спрашивались судьей: не ходатайствовали ли они уже в том году в пределах мирового округа по чужим делам, и если ходатайствовали, то сколько раз. За ложное показание по этому вопросу виновные подвергались уголовной ответственности.
Закон от 25 мая 1874 г. являлся ничем иным, как попыткой легализовать деятельность «подпольных» адвокатов, поставив их под контроль государства, но оказался неудачным, т. к. не смог содержать присяжную и частную адвокатуру вверенное целое на благо обществу.
Среди других категорий можно упомянуть присяжных стряпчих при коммерческих судах, но существенного влияния на роль адвокатуры они не оказали.
Все перечисленные формы просуществовали до 1917 г. и были упразднены Декретом № 2 «О суде» 1917 г..
2.3. Советский период в истории адвокатуры России (1917–1991)
22 ноября 1917 г. Декретом № 1 пришедшее к власти правительство
В.И. Ленина (Ульянова) упразднило институты частной и присяжной адвокатуры, без какой либо замены. В соответствии с терминологией употреблявшейся в этот период времени в роли защитников по уголовным делам или поверенным по гражданским мог выступить любой человек пользовавшийся гражданскими правами. Таким образом, адвокатура стала свободной профессией, как и была до судебной реформы 1864 г.
Период с 1917 по 1991 г., т. е. развитие советской адвокатуры условно делится на следующие этапы:
1) с 1917 по 1922 г.;
2) с 1922 по 1939 г.;
3) с 1939 по 1962 г.;
4) с 1962 по 1991 г., т. е. на четыре периода, каждый из которых является исторический вехой развития нашей страны.
Рассмотрим их более подробно.
1. Период с 1917 по 1922 гг.
Условно данный период именуется переходным от старого строя к новому в условиях гражданской войны бушевавшей в России.
Первой попыткой воссоздать адвокатуру была Инструкция о революционных трибуналах от 19 ноября 1917 г. В соответствии с этой инструкцией при революционных трибуналах должны были быть созданы коллегии защитников, куда принимали лиц по рекомендации местных советов. Декрет № 2 «О суде» от 15 февраля 1918 г. гласил что при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов создавались коллегии правозас-тупников, т. е. лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты. В эти коллегии могли вступать лица, избираемые и отзываемые Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
По Положению о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 года стали учреждаться коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе.
Они создавались, как указывалось в Положении «для содействия суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе». Так же, как и коллегии правозаступников, они учреждались при Советах рабочих и крестьянских депутатов. Этот законодательный акт уже содержал отдельные положения, касающиеся новой организации судебной защиты, обвинения и представительства, соответствовавшей духу времени.
Члены коллегии избирались Советами рабочих солдатских и крестьянских депутатов и были должностными лицами, получавшими содержание в размере оклада, устанавливаемого для народных судей. При этом плата за участие в процессах членов коллегии определялась и взималась с обвиняемых и сторон судом и зачислялась в доход Республики по смете Народного комиссариата юстиции.
Таким образом, адвокатура была фактически инструментом нового государства, и ни о какой самостоятельности и речи быть не могло. Но даже в таком усеченном виде она не устраивала новую власть, т. к. по пути своей не подходила для тоталитарного государства.
11 мая 1920 г. Совнарком издал постановление «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием». Эти лица в 3-х дневный срок с момента опубликования постановления должны были зарегистрироваться в отделах по учету и распределению работ силы местных советов и их должны были в порядке отбывания трудовой повинности направляться в учреждения нуждающихся в юристах. В случае отказа от регистрации они объявлялись дезертирами и подлежали суду.
21 октября 1920 г. ВЦИК принял дополнение к Положению о народном суде РСФСР, которым коллегии правозащитников были упразднены.
2. Период с 1922 по 1939 гг.
В ходе заседаний 25–26 мая 1922 г. Всесоюзный центральный исполнительный комитет принял Положение об адвокатуре определившей общие черты корпорации и функции коллегий защитников. 5 июля 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников.
В соответствии с данным положением коллегии защитников создавались в каждой губернии при губернских судах. Коллегия защитников являлась общественной организацией. В ее состав не включались лица, работавшие в государственных учреждениях и предприятиях, за исключением занимавших выборные должности, а также профессоров и преподавателей высших учебных заведений. Положение не устанавливало образовательного ценза для вступления в коллегии адвокатов.
Руководство коллегией должно было осуществляться президиумом, избираемым общим собранием. Президиум имел широкий круг полномочий по приему и исключению членов коллегии, рассмотрению дисциплинарных дел, организации юридических консультаций.
Надзор за деятельностью коллегии осуществлялся судами, прокуратурой и исполкомами местных советов. Члены коллегий сначала избирались исполкомами, а затем утверждались предприуматии. Стенограммы заседаний коллегий передавались в губернский суд и копия в прокуратуру.
7 июня 1923 г. Постановлением ВЦИК Положение о коллегии защитников было внесено в Положение о судоустройстве в начале отдельной главой.
20 июня 1928 г. решением НКЮ РСФСР губернским и окружным судом было дано право устанавливать предельное число членов коллегий защитников.
В 1927 г. решением центральных партийных органов адвокатам-членам ВКП(б) запрещалась частная практика. Долго шел спор можно адвокатам заниматься частной практикой. В проектах Положения об адвокатуре 1934 г. и 1937 г. это то разрешалось, то не разрешалось и частная практика рассматривалась как альтернатива деятельности адвокатов в коллегиях. Период закончился принятием 16 августа 1939 г. Положение об адвокатуре СССР.
3. Период с 1939 по 1962 гг.
В соответствии с Положением об адвокатуре в СССР от 16.08.1939 г. для оказания юридической помощи населению в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов.
Организация коллегии адвокатов и общее руководство их деятельностью осуществлялось Народным комиссариатом юстиции СССР через народные комиссариаты юстиции союзных и автономных республик и управления НКЮ союзных республик при областных и краевых советах депутатов трудящихся.
Юридическая помощь населению оказывалась путем:
а) дачи юридических консультаций (советов, справок, разъяснений и т. п.);
б) составления заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и предприятий;
в) участия адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей интересов ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц
Коллегиям были даны права юридических лиц.
В соответствии с новым законом членами коллеги адвокатов могли быть лица:
а) имеющие высшее юридическое образование;
б) окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года;
в) не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов.
Кроме этого заниматься адвокатской деятельностью могли лица, не состоявшие в коллегии адвокатов. Однако они допускались к Занятию адвокатской деятельностью с разрешения Народного комиссара юстиции союзной республики в порядке, определяемом инструкцией НКЮ СССР.
Не могут стать членами коллегии адвокатов лица ранее судимые, лишенные избирательных прав, находящиеся под следствием и судом.
Исключение из коллегии адвокатов также производилось президиумом коллегии адвокатов. Основанием к исключению могло быть:
а) совершение преступления, установленного приговорим суда;
б) совершение проступков, порочащих звание советского адвоката;
в) нарушение правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов.
Решение президиума коллегии адвокатов об отказе в приеме в ее члены или об исключении из коллегии адвокатов могло быть обжаловано Народному комиссару юстиции соответствующей союзной или автономной республики.
Решение Народного комиссара юстиции автономной республики могло быть обжаловано Народному комиссару юстиции соответствующей союзной республики, а решение Народного комиссара юстиции союзной республики — Народному комиссару юстиции СССР, решение которого являлось окончательным.
Народному комиссару юстиции СССР и Народному комиссару юстиции союзной республики принадлежало право отвода принятых в коллегию адвокатов.
Прием в адвокатуру находился под постоянным контролем властей и постоянно усиливался. 22 апреля 1941 г. издан приказ № 63 Народного комиссариата юстиции «О контроле за приемом в адвокатуру СССР». Подобные приказы издавались неоднократно. Особенно следили за политической подготовленностью адвокатов.
Дисциплинарная ответственность адвокатов полностью находилась под контролем НКЮ СССР. 11 апреля 1940 г. была утверждена инструкция о порядке рассмотрения дисциплинарных дел членов коллегий адвокатов. Приказ № 70 от 8 мая 1941 г. определил порядок наложения дисциплин партийных взысканий.
Положение об адвокатуре в СССР 1939 г. действовал до 1962 г. т. е. более 20 лет. Но в этот период существовали значительные изъятия из нормального судопроизводства.
Во-первых это период репрессий.
1 декабря 1934 г. было принято постановление ЦИК СССР, установившее особый порядок судопроизводства по делам о террористических организациях и террористических актах. 14 сентября 1937 г. новым Постановлением ЦИК СССР был определен особый порядок судопроизводства по делам о контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Этим постановлением адвокаты не допускались к участию в процессах.
Во-вторых Великая Отечественная война 1941–1945 гг. положила свой отпечаток на работу адвокатов. Так в соответствии с Положением от 22 июня 1941 года всем военным трибуналам было предоставлено право рассмотрения дел по истечении 24 часов после вручения обвиняемому обвинительного заключения. Президиумы коллегий адвокатов и юридические консультации согласно Письму НКЮ СССР № 16-А от 25 декабря 1941 года должны были выделять адвокатов при условии получения от суда извещения накануне дня слушания дела.
Количество адвокатов уменьшилось в связи с их уходом в ряды армии на фронт.
Одной из важных задач для коллегий адвокатов в период военного времени было оказание юридической помощи военнослужащим, членам их семей и инвалидам Отечественной войны. Юридическая помощь этим лицам по определенным категориям дел оказывалась бесплатно. Наркомат юстиции СССР Письмом №Д-21 от 6 марта 1943 г. обязал президиумы коллегий для оказания такой помощи выделять наиболее квалифицированных адвокатов.
Адвокатура стала изменяться и был необходим новый закон об адвокатуре.
4. Период с 1962 по 1991 гг.
В соответствии с принятым в СССР законом о судоустройстве коллегии адвокатов должны были действовать с основанием положений утвержденных Верховными советами союзных республик.
Положение об адвокатуре РСФСР было утверждено Законом РСФСР от 25 июля 1962 г.
В соответствии со ст. 1 Положения коллегии адвокатов определялись как добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в городах Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов создавались в целях осуществления защиты на предварительном следствии и на суде, представительства по гражданским делам в суде и арбитраже, а также для оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и колхозам в РСФСР.
Адвокатской деятельностью могли заниматься только лица состоящие членами коллегий адвокатов.
Организация, руководство и контроль за деятельностью коллегий адвокатов осуществлялись Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся. Общее руководство коллегиями адвокатов в РСФСР и контроль за их деятельностью осуществлялся Министерством юстиции РСФСР.
Размер платы, взимаемой за оказание юридической помощи, а также порядок оказания платной юридической помощи определялся инструкцией Министерства юстиции РСФСР, утвержденной Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 февраля 1966 года № 15 5 97 была утверждена Инструкция о порядке оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, совхозам, колхозам и другим организациям.
Произошли изменения в требованиях, предъявляемых к претендентам в адвокаты. В соответствии со ст. 9 Положения членами коллегии адвокатов могли быть граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. В виде исключения с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся в члены коллегии могли приниматься лица, не имевшие высшего юридического образования, при наличии стажа работы по специальности юриста не менее 5 лет.
Государство продолжало осуществлять контроль за поступавшими в коллегии. О каждом приеме в члены коллегии адвокатов президиум коллегии был обязан в семидневный срок доводить до сведения Совета Министров автономном республики, исполнительного комитета краевого, областного Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся.
Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся в течение месяца со дня сообщения о приеме нового члена в коллегию адвокатов был вправе отчислить вновь принятого.
Государство контролировало адвокатуру по ключевым вопросам. Во всем остальном коллегии были самоуправляемыми организациями. Адвокатура вместе со всей страной продолжала совершенствоваться.
XXIII съезд КПСС и сентябрьский (1965 года) Пленум ЦК КПСС провозгласили курс на совершенствование экономических отношений. В связи с этим важность роли юристов в управлении народным хозяйством стала признаваться более открыто. В декабре 1970 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали совместное постановление «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве». Адвокатура несла значительную нагрузку в правовом обслуживании предприятий, учреждений, организаций, совхозов и колхозов, в которых отсутствовала юридическая служба.
Наряду с участием в судах по рассмотрению уголовных и гражданских дел адвокаты вели консультационную работу.
Конституция СССР 1977 г. включала статью, в которой говорилось об адвокатуре (ст. 161). 30 ноября 1979 года был принят Закон СССР об адвокатуре.
20 ноября 1980 года, на основе данного Закона было принято Положение об адвокатуре РСФСР.
Новое положение усовершенствовало положение от 1962 г., но, в общем, организационно его повторяло и существовало как до 1991 г. т. е. до распада СССР, а после распада СССР существовало в новой суверенной России еще 10 лет в период становления российской государственности на принципах демократии и признания прав человека приоритетными задачами государства.