в каком веке возник французский термин finance означающий наличность доход платеж
Финансы, деньги, кредит. Шпаргалка
Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Финансы. Деньги. Кредит.». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы, деньги, кредит. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. История развития финансов
Финансы — историческая категория, поскольку они имеют стадию возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним, поэтому сущность финансовой сферы деятельности и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.
Во время первобытно-общинного строя не было классов, государства. При расслоении общества на классы появилось первое рабовладельческое государство, затем феодальное в докапиталистических формациях. Основная часть потребностей такого государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных платежей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. С развитием капитализма все большее значение приобретают денежные доходы и расходы государства, пришедшие на смену натуральным сборам. Капиталистическое хозяйство является товарно-денежным и, следовательно, формирование доходов государства осуществляется в денежной форме. Другими словами, финансы — это всегда денежные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство.
Впервые термин «финансы» появился в Италии в XIII–XV вв. и вначале обозначал «любой денежный платеж». Сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин.
Слово «финансы» происходит от латинского «financia» и означает «наличность, доход». Термин «финансы» восходит к латинскому «finis», означающему «конец, предел». В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице князя или короля, это слово означало завершение платежа, или окончательный платеж.
Во Франции этот термин применялся в XVI в. уже в более широком смысле как совокупность публичных доходов и расходов.
Несколько позднее как в русском, так и во всех западноевропейских языках, появился термин «публичные финансы», оно означало совокупность доходов и расходов.
От другого латинского слова «fiscus» произошел термин «fisc» («казна»). Этим словом в латинском языке называли плетеную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, получаемые государством от населения в качестве налогов.
Таким образом, термин «fiscus» получил новое содержание и стал обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагает государство.
На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и его главы.
Монархи располагали средствами страны как своей собственностью, и лишь с выделением казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия «государственные финансы» и «государственный бюджет».
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИНАНСОВ
ТЕМА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ И ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ
Финансы возникают с появлением денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т. е. самовозрастающей стоимостью, стоимостью, приносящей прибыль доход. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений, как части производственных отношений.
Термин «финансы» происходит от латинского слова finis, означающего конец, окончание, финиш.
В древнем мире и в средние века термин finis применялся в денежных отношениях, возникающих между государством (в лице короля, судей и т.п.) и населением. Он выражал окончательный расчет, т.е. означал завершение денежного платежа.
Лица, уплатившие взносы в пользу судьи, короля различных государственных органов, получали на руки документ, называемый fine.
Впоследствии от названия этого документа произошел термин financia, который на латинском языке означал денежный платеж.
В XVI в. во Франции латинский термин financia превращается во французский термин finance, означающий наличность, доход. Этот термин используется в смысле как совокупность публичных (т.е. государственных) доходов и расходов и постепенно трансформируется в современное понятие финансов.
Как историческая категория финансы являются продуктом цивзации. Они возникают с появлением торговли и как производное от торговли. Разделение труда и расчленение первобытного общества на отдельные классы привело к разложению родового строя и замене его государством. Домашняя утварь и стада животных из родовой (семейной) собственности переходят в частную собственность и становятся предметом обмена, т. е. превращаются в товар. Появляются деньги как знак обмена. Большую роль в обществе стали играть те, у кого много денег, что способствовало появлению купцов и капитала. Развитие процесса купли-продажи товара за деньги вызвало появление денежных займов и обменных пунктов (лавка менялы), и вместе с ними появляются процент, ростовщичество и банки. Государству для выполнения своих функций требуются денежные ресурсы, которые формируются в добровольной, а еще больше в принудительной форме с помощью сборов и налогов. Все это способствовало созданию финансов и финансовой системы государства, причем сначала появляются финансы граждан и на их основе возникают финансы государства как общественного института.
В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата; строительство общественных сооружений (храмов, каналов для оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами являлись: поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами); военная добыча, дань с покоренных народов; натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.
С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.
На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (16-17 вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.
Государственные финансы послуж мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в 16-18 вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались в производительных целях для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.
В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.
Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением мтаризации экономики. В конце 19 в. почти во всех капиталистических странах затраты государства на военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата — парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.
Двадцатый век характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. Государство не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.
Каковы предпосылки возникновения финансов? Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его. Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство.
Третья предпосылка. Налоги в денежной, форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения — часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение — формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т. е. изменяются во времени.
Можно выделить два основных этапа развития финансов. Первый этап — неразвитая форма финансов. Она характеризуется непроизводительным характером финансов; т. е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Второй характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена — бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны сформированием и использованием бюджета. По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.
В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того иного государства, финансы вступ в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику большим разнообразием финансовых отношений. На этой стадии финансы становятся одним, из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
Финансы, деньги, кредит. Шпаргалка
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
1. История развития финансов
Финансы – историческая категория, поскольку они имеют стадию возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним, поэтому сущность финансовой сферы деятельности и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.
Во время первобытно-общинного строя не было классов, государства. При расслоении общества на классы появилось первое рабовладельческое государство, затем феодальное в докапиталистических формациях. Основная часть потребностей такого государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных платежей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. С развитием капитализма все большее значение приобретают денежные доходы и расходы государства, пришедшие на смену натуральным сборам. Капиталистическое хозяйство является товарно-денежным и, следовательно, формирование доходов государства осуществляется в денежной форме. Другими словами, финансы – это всегда денежные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство.
Впервые термин «финансы» появился в Италии в XIII–XV вв. и вначале обозначал «любой денежный платеж». Сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин.
Слово «финансы» происходит от латинского «financia» и означает «наличность, доход». Термин «финансы» восходит к латинскому «finis», означающему «конец, предел». В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице князя или короля, это слово означало завершение платежа, или окончательный платеж.
Во Франции этот термин применялся в XVI в. уже в более широком смысле как совокупность публичных доходов и расходов.
Несколько позднее как в русском, так и во всех западноевропейских языках, появился термин «публичные финансы», оно означало совокупность доходов и расходов.
От другого латинского слова «fiscus» произошел термин «fisc» («казна»). Этим словом в латинском языке называли плетеную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, получаемые государством от населения в качестве налогов.
Таким образом, термин «fiscus» получил новое содержание и стал обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагает государство.
На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и его главы.
Монархи располагали средствами страны как своей собственностью, и лишь с выделением казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия «государственные финансы» и «государственный бюджет».
2. Финансы как экономическая категория
Наука о финансах является одной из важных и сложных наук. Финансы играют исключительно важную роль в жизни любого общества независимо от его общественного строя.
Финансы – неотъемлемая часть рыночных отношений. В современной России огромную роль играют финансы, являясь важным инструментом в государственной финансовой политике и организации общественного производства. Поэтому важно знать природу финансов, разбираться в особенностях их функционирования, предвидеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Все то, что происходит в сфере финансовой деятельности, тесным образом связано с личным благополучием каждого.
Содержание финансов как экономической категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.
Изучение финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые в виде налогов и сборов у граждан и предприятий доходы, какова цена акций, облигаций, каковы отчисления на пенсии, какой размер налогов, следует ли реформировать налоговую систему, следует ли дальше дотировать убыточные предприятия или не препятствовать их банкротству, каковы причины бюджетного дефицита.
Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязи между функциями макроуровня и финансами микроуровня. Кфинансам макроуровня относят государственный и муниципальный бюджет, которые образуются на финансовом потенциале предприятий.
Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация. Поэтому важным фактором является:
1) определение принципов организации и функционирования финансов позволяет выявить направления воздействия финансов на развитие государственного сектора экономики и выработать критерии его функционирования;
2) финансы должны опираться на информационные потоки, потому что принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решений, так и в процессе контроля над ходом его выполнения. Эту информацию можно найти в:
а) оперативной и статистической отчетности;
б) договорах и соглашениях;
в) расчетных документах и т. п.;
3) финансы должны иметь целевую ориентацию, потому что они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества, хотя во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.
3. Авторы сочинений о финансах XVII–XVIII вв. в России
Первым русским автором сочинений о финансах был Иван Семенович Пересветов (при царе Иване Грозном). Он выступал за увеличение доходов казны с целью усиления военной мощи государства, за централизацию ресурсов государства. Он предлагал сокращение расходов на наместничество. С XVII в. до нас дошли работы Юрия Крижанича и Григория Катошохина.
Юрий Крижанич свои взгляды на усовершенствование финансовой системы России изложил в ряде работ, главной из которых является «Разговоры о владельстве». Основное внимание он обращает на различные способы обогащения государства, которые делит на две группы: правильные сборы и неправильные сборы (доходы от кабаков, от порчи монеты, от государственной монополии).
Он предлагал для обогащения государства развивать земледелие, ремесла и государственное хозяйство.
Сочинения Григория Катошохина «О России царствования Алексея Михайловича» (1664 г.) содержится большой фактический материал о России XVII в.
Наиболее крупным теоретиком финансов начала XVIII в. был Иван Тихонович Посошков, основной работой которого являлась «Книга о скудности и богатстве». И. Т. Посошков предлагал:
1) не разорять неплательщиков при взимании недоимок, а брать с него письменное обязательство о сроках платежа, а по просьбе плательщика предоставлять отсрочку, при этом взимая дополнительные проценты;
2) исключить из расходов казны расходы по содержанию судебных органов;
3) установить льготное взимание пошлин для русских купцов, а для ввозимых товаров поднять ставки пошлин для стимулирования производства на Руси;
4) брать царские поборы с крестьян с количества обрабатываемой земли и в удобное для крестьянина время.
Не занимаясь специальными финансовыми исследованиями, интересные мысли о финансах сообщает Василий Никитич Татищев. В своих работах он впервые в отечественной науке дает классификацию сборов и предлагает установить между прямыми и косвенными налогами равновесие, так как увеличение одних приведет к уменьшению доходов от других форм налогов. В. Н. Татищев указывает на необходимость соизмерения государственных доходов и расходов и требует единообразия в размерах налогов.
В научный обиход термин «финансы» ввел первый русский профессор права Семен Ефимович Десницкий, в его работе дается первое в отечественной науке определение финансов. Свой анализ финансовой системы он начинает с государственных расходов, считая, что без них финансовая система не может существовать, делит расходы на содержание органов управления; поддержание внутреннего порядка; общественные нужды; охрану государства от врагов.
4. Необходимость финансов
Финансы – неотъемлемый элемент воспроизводства на всех уровнях хозяйствования, они необходимы и самому низкому звену т. е. предприятиям, организациям, и самому государству. Необходимость финансов обусловлена существованием товарно-денежных отношений, в процессе которых возникают финансовые отношения.
Финансовые отношения – это такие отношения, которые обладают признаками, по которым их можно выделить из разряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование, распределение и использование фондов денежных средств для решения экономических, политических и социальных задач. Финансы представляют собой экономические денежные отношения, которые возникают в процессе производства.
Финансы имеют своей природой денежные отношения, однако одно только движение денежных средств между объектами не раскрывает всей сущности финансов. Для этого нужно рассмотреть свойственные финансам отношения, также возникающие между объектами.
В жизни постоянно возникают денежные отношения между:
1) предприятиями (в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг);
2) государством и предприятиями (в виде уплаты налогов в бюджет);
3) государством и населением (как уплата налогов с физических лиц);
4) предприятиями и страховыми компаниями;
5) предприятиями и банками;
6) предприятиями и внебюджетными фондами;
7) бюджетами различных уровней.
Отсюда можно вывести, что финансы охватывают отношения двух сфер, при которых:
1) денежные отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулированных в бюджете и внебюджетных фондах;
2) денежные отношения опосредствуют кругооборот денежных фондов предприятия. Кроме того, финансам свойственны три признака, действующие только в совокупности: денежные отношения; отношения перераспределения уже распределенного валового внутреннего продукта; денежные отношения, вызванные фактором наличия государства как органа управления.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Общее значение финансов сводится к следующим факторам:
1) экономической стабилизации;
2) адаптации к рыночным преобразованиям;
3) стимулированию инвестиционной активности.
5. Функции финансов
Финансы – экономическая категория, их сущность проявляется в выполняемых ими функциях. Функции показывают, как реализуется общественное назначение этой экономической категории. Изучение функций необходимо для реализации государственной финансовой политики.
В соответствии с природой финансов им присущи две основные функции: распределительная и контрольная.
Многие экономисты выделяют также стимулирующую функцию.
Распределительная функция (распределение национального дохода) заключается в создании так называемых основных или первичных доходов, их сумма равна национальному доходу.
Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Основные доходы делятся на заработную плату работников, служащих, занятых в сфере материального производства; доходы предприятий в сфере материального производства.
Однако распределение национального дохода не ограничивается лишь распределением его между участниками материального производства.
Государство имеет и сферу непроизводственного назначения, где не создается национальный доход, но государство все равно обязано заботиться и об этом, не приносящем доход производстве.
Сущность распределительной функцией финансов заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами.
Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную, откуда доходы не поступают. Целями финансового контроля являются рациональное и бережное расходование материально-трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводственных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Финансовый контроль осуществляется федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований и (или)уполномоченными ими органами, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.
Сущность стимулирующей функции состоит в том, что государство с помощью специальных финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении.
Известно, что финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе его распределения. Имея такой экономический рычаг, который распределяет денежный доход, и умело управляя им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса.