в каком веке появился феминизм
История феминизма
Феминизм зародился еще в XVIII веке, но наибольшую силу это движение набрало в середине XX столетия. За время своего развития оно успело оказать значительное влияние на многие сферы жизни общества, поспособствовав укреплению политических, экономических, социальных и личных прав женщин. Выделяют три этапа в истории феминизма, которые называют первой, второй и третьей волнами этого движения.
Зарождение феминизма
Именно XVIII век можно считать временем появления феминизма. В это время женщины начали активно участвовать в жизни общества.
Первая волна феминизма
Первая волна пришлась на XIX и первую половину XX веков. Она была осуществлена во многом усилиями движения суфражисток. Их главной целью являлась борьба за предоставление женщинам избирательных прав. Также они выступали за предотвращение любой другой дискриминации женщин в политической и экономической жизни общества.
Феминистическое движение суфражисток было наиболее сильным в Великобритании и США. Его представительницы проводили демонстрации и одиночные пикеты, а также устраивали акции гражданского неповиновения — садились на рельсы, приковывали себя к воротам и так далее.
В 1893 году право голосовать было предоставлено жительницам Новой Зеландии, которая в то время входила в состав Британской империи. Впоследствии, в первой половине XIX века, избирательные права получили женщины в Европе и США.
Феминизм второй волны
Вторая волна феминизма приходится на 60-90-е годы XX века. Ее представительницы боролись уже не за закрепление прав на законодательном уровне. Их целью было предотвращение фактического неравенства мужчин и женщин.
Феминистки этого времени занимались вопросами, связанными с условиями работы, сексуальностью, семьей и репродуктивными правами. Один из самых известных лозунгов этого времени — «Личное — это политическое». Он был придуман писательницей Кэрол Ханиш, которая была активисткой движения. Феминистки 60-90-х годов XX века стремились донести до женщин мысль, что политика сильно влияет на личную жизнь каждого человека, а культурное неравенство тесно связано с политическим.
Третья волна феминизма
Третья волна феминизма началась в 90-х годах XX века. Активистки этого движения продолжают деятельность своих предшественниц, выступая за изменения в изображении женщин в медиа, обозначении их в языке и отказ от некоторых стереотипов. Феминистки и феминисты третьей волны уделяют внимание многим аспектам, которые не попадали в поле зрения движения ранее — таким, как расовые вопросы. В конце XX-начале XXI века появилось множество течений феминизма — индивидуалистский феминизм, киберфеминизм, экофеминизм и другие.
Считается, что третья волна продолжается до сих пор. Феминистки не намерены останавливаться на достигнутом и выступают за дальнейшие изменения в положении женщин в обществе и в отношении общества к ним.
Краткая история гендерного активизма: как на Западе появился феминизм и к чему он пришел
В издательстве Ad Marginem вышла серия иллюстрированных книг «The Big Idea. Введение в XXI век», одна из них — труд Салли Хайнс «Может ли гендер меняться?». «Афиша Daily» публикует фрагмент из главы об истории гендерного активизма.
В каком‑то смысле гендерный активизм существует столько, сколько существует гендерная вариативность. Гендерные вариации, о которых шла речь в предыдущих главах, всегда находили поддержку отдельных людей и организаций по борьбе за свободу гендерного самоопределения.
Но большинство современных гендерных общественных движений уходит корнями в историю развития феминизма (с конца XVIII века в Европе и США) и движения за права трансгендеров (с конца XIX века связаны с первыми движениями за права ЛГБТК и сексологией).
В конце XVIII века Мэри Уолстонкрафт, Олимпия де Гуж (1748–1793) и другие женщины выступали за равноправие между мужчинами и женщинами. Де Гуж, чья «Декларация прав женщины и гражданки» «Декларация прав женщины и гражданки» написана Олимпией де Гуж в 1791 году и основана на «Декларации прав человека и гражданина», принятой Национальным учредительным собранием Франции и ставшей одним из первых в мире официальных документов по правам человека. Своей работой де Гуж показывает, что Французская революция не признала права женщин. вышла в свет в 1791 году, за год до эссе Уолстонкрафт «В защиту прав женщин», призывала мужчин «изучать природные характеристики пола, чтобы убедиться, как они повсюду пересекаются в гармонии и сотрудничестве». В своих многочисленных трудах де Гуж описывает права женщин как часть естественных прав человека.
Борьба за гендерное равенство никогда не ограничивалась деятельностью западных белых женщин высшего класса, даже на самом раннем этапе развития.
Интерсекциональный подход имел особое значение в текстах черного и постколониального феминизма, поскольку рассматривал пересечения гендера и расы. Чернокожие феминистки привлекли внимание общественности к дискриминации женщин по расовому и гендерному признаку на рабочем месте. Многие из первых феминисток участвовали в борьбе за отмену рабства и в движении за социальную справедливость.
История Соджорнер Трут Соджорнер Трут (около 1797–1883) — псевдоним женщины, рожденной в Нью-Йорке и сбежавшей из рабства еще до его отмены в штате в 1828 году. Сыграла значительную роль в раннем движении за права женщин. проливает свет на то, как в результате пересечения гендера и расы возникают неблагоприятные условия. Самую известную свою речь «Разве я не женщина?» Трут произнесла во время выступления на собрании по правам женщин в Огайо в мае 1851 года: «Вон тот мужчина говорит, что женщинам нужно помогать садиться в экипажи, переносить их через канавы, уступать им везде лучшие места. Никто никогда не помогает мне садиться в экипажи или перешагивать через лужи, не уступает мне лучших мест. А разве я не женщина? Посмотрите на меня! Посмотрите на мои руки! Я пахала и сеяла, я собирала урожай, и ни один мужчина не мог сделать работы больше меня! Разве я не женщина? Я могу работать и есть столько же, сколько мужчина, когда есть что поесть, и выдержать не меньше ударов кнутом! Разве я не женщина? Я родила тринадцать детей и видела, как большинство из них были проданы в рабство, а когда я оплакивала их своим материнским горем, никто, кроме Иисуса, меня не слышал! Разве я не женщина?»
Активистка за права женщин Соджорнер Трут часто позировала для портретов, которые потом отпечатывали и распространяли под девизом «Пожертвую тенью ради истинного содержания». Эти фотографии подтверждали статус Трут как «свободной женщины и хозяйки собственного образа».
Студийный портрет аболиционистки Гарриет Табман в молодости во время Гражданской войны в США; 1868–1869 годы.
Бьюла Фейт, до войны работавшая продавцом в универмаге, настраивает оборудование токарного станка на Объединенной авиастроительной компании; Форт-Уорт, Техас, 1942 год.
Трут заявляет о своей гендерной идентичности, снова и снова задавая риторический вопрос: «Разве я не женщина?» Но она показывает, что в глазах белых мужчин и женщин ее женственности не существует.
Благодаря усилиям таких женщин, как Трут и Харриет Табман (около 1822–1913) в конце XIX и начале XX века в Европе и Северной Америке стало набирать силу движение суфражисток, боровшихся за женские избирательные права.
Традиционные гендерные роли изменились во время Первой и Второй мировых войн, когда женщины вынуждены были трудиться в промышленности и торговле вместо при званных на службу мужчин. Ожидалось, что в мирное время они вернутся к домашним делам, но опыт женской независимости в военные годы положил начало переменам, которые подорвали незыблемость гендерных ролей и перестроили представления о гендере. В Британии женщины старше 21 года получили право голосовать в 1928 году.
Обложки журнала Transvestia, посвященного, как гласит издание 1963 года, «людям с нормальной ориентацией, которые обнаружили существование [sic] своей «другой стороны» и стремятся ее выразить».
Что такое феминизм — в пяти терминах
Феминизм
Это политическое движение, цель которого — борьба женщин за равные с мужчинами права.
Термин возник в начале XIX века. Изначально под ним понимали совокупность традиционно женских, феминных черт и противопоставляли мужественности. Ближе к концу XIX столетия появилось слово «феминистка» — так начали называть активисток суфражистского движения, а слово «феминизм» постепенно приобрело привычное нам значение.
В истории феминизма выделяют несколько периодов:
Гендер
Важно различать понятия «пола» и «гендера». Пол — набор врожденных биологических характеристик, которые отличают мужчин от женщин. Биологический пол определяют по первичным и вторичным половым признакам — в основном к ним относятся видимые отличия в гениталиях.
Гендер же — это набор социальных норм, которые не являются врожденными и существуют только в рамках культуры. Например, женщина — «хранительница очага», а мужчина — «добытчик», которому к тому же нельзя плакать. Вокруг гендера сформировалось множество стереотипов. Некоторые считают, что женщины хуже мужчин справляются с решением логических задач, а мужчины с рождения интересуются техникой. На самом деле это не так, и нейробиологи давно опровергли популярные гендерные стереотипы.
Если биологический пол совпадает с внутренним самоощущением и человек принимает предписываемую гендерную роль, его называют цисгендером (то есть, «по эту сторону» гендера). Но это не единственный вариант. Например, есть интерсекс-люди — те, чьи первичные или вторичные половые признаки не вписываются в стандартные представления о мужском или женском теле. Например, форма гениталий может быть мужской, а репродуктивная система — женской. Кроме того набор хромосом у интерсекс-человека может отличаться от типичных XY для мужчин и ХХ для женщин. В норме возможны вариации XХY, XХYY и другие. Из-за этого «генитальный пол», который определяют акушеры по внешним признакам, может отличаться от хромосомного или гормонального.
Интерсекциональный феминизм
Это направление феминизма, в основе которого лежит интерсекциональность. Эта социологическая теория предполагает, что человек может подвергаться дискриминации по нескольким критериям одновременно и такая дискриминация будет более сильной. Например, белую цисгендерную женщину будут угнетать только на основе пола. А чернокожая транс-персона вдобавок столкнется с расизмом и трансфобией. Поэтому невозможно добиться равноправия, если отстаивать только права женщин. Необходимо также бороться с другими проявлениями дискриминации — гомофобией, расизмом, экономической дискриминацией.
Создательницей интерсекциональной теории считают Кимберли Креншоу — юристку, защитницу гражданских прав, философа. Хотя интерсекциональные идеи обсуждались еще с конца XIX века, именно Креншоу первой занялась научным обоснованием концепции и дала ей название в 1989 году.
Радикальный феминизм
Радикальный феминизм (часто используют сокращенный вариант — радфем) рассматривает общество как патриархальную систему, где мужчины систематически угнетают женщин.
По мнению радфем, в патриархате мужчинам по умолчанию принадлежат власть и экономические привилегии. С помощью социальных институтов мужчины держат женщин в подчиненном положении и контролируют их сексуальность.
Поскольку патриархат основан на общности мужчин, радфем видит женское единство наиболее эффективным способом борьбы с угнетением. Некоторые радикальные представительницы движения считают, что освобождение возможно только в изоляции от мужчин.
Также в отличие от интерсекциональных, радикальные феминистки считают, что поскольку ребенок неизбежно проходит гендерную социализацию, то в одной культуре все люди одного пола сталкиваются с похожими проблемами в процессе взросления. Девочек одевают в розовое, хвалят за послушание и ругают за излишнюю агрессию. Поэтому, пока существует сексизм как наиболее фундаментальная форма угнетения, радфем концентрируются только на женщинах, оставляя прочие проблемы с равенством другим активистам — например ЛГБТ+ или Black Lives Matter.
Стеклянный потолок
Что такое феминизм: 5 главных принципов феминизма
Приветствую Вас, друзья!
Если ответить на вопрос простыми словами, то феминизм — это борьба за права женщин. Однако, такого ответа не достаточно, чтобы понять всю значимость феминизма для современного мира. Давайте более подробно разберемся с тем, что такое феминизм, на каких принципах он построен и как появилось это движение.
Что такое феминизм?
Феминизм (от лат. femina — женщина) – это совокупность движений и идеологий, цель которых — ликвидировать неравенство по половому признаку между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни. Термин был введен французским философом и социологом Шарлем Фурье в 1940-х годах.
Суть феминизма состоит в борьбе за предоставление женщинам тех же прав и свобод, которыми наделены мужчины. Феминистское движение привело к важнейшим общественным и политическим изменениям, и многое стало возможно главным образом благодаря ему. Это касается таких аспектов как:
Принципы феминизма
Несмотря на то, что в различные времена цели и задачи феминизма отличались, неизменными всегда оставались основные принципы феминизма:
Как зародился феминизм?
Отголоски феминизма встречаются еще в Античные времена. Например, в своих трудах Платон развивал мысль, что талантливая эрудированная женщина должна обладать равными правами с талантливым эрудированным мужчиной. Следы этих суждений прослеживаются и в Средние века, и в эпоху Возрождения.
Первой известной феминисткой принято считать Мэри Уолстонкрафт. В 1872-м году она выпустила книгу «Защита прав женщин», где осветила вопросы о различиях между мужчинами и женщинами, достоверность гипотезы, что уровень женского интеллекта ниже, чем мужского, влияние домашнего быта и материнства на жизнь женщины. Также Уолстонкрафт выразила позицию, что женщина вольна сама распоряжаться своей жизнью, чем подняла волну общественных возмущений.
Россия всегда была известна своими патриархальными устоями, отводящими женщине второстепенную роль в жизни общества. «Женские вопросы» поднимались в разные времена, но официально права женщин были признаны только в 1917 году! И при этом, считается, что Россия – одна из первых стран, поддержавших идеи феминизма.
Развитие феминизма в России
Изменения в отношении к женщинам появились с приходом к власти Петра I, которого можно назвать не иначе как иконой русского феминизма. До этого положение женщин было крайне сложным, общественные нравы следовали принципам «Домостроя».
Образ типичной жены того времени: молчаливая, покорная, трудолюбивая. Она должна была жить на отдельной «женской половине» дома и не имела права выходить в люди без сопровождения мужа.
Избиение женщин мужчинами считалось нормой и никак не порицалось. Если же случалось убийство супруги, нерадивый муж мог отделаться церковным покаянием, в то время как за убийство мужа, женщине полагалось жестокое наказание – закапывание в землю живьем согласно «Новоуказным постулатам» 1669 года.
И хоть морально общество было готово перейти на новый уровень, жизнь начала меняться только с введением законодательных постулатов Петра.
И вот что сделал Петр I:
Можно сказать, что своими реформами Петр I положил начало развитию феминизма как философии. Феминизм как движение стал складываться в России в 1850-х годах.
У его истоков стояли жительницы больших городов, принадлежащие, как правило, к высшим слоям общества. Они требовали обеспечить женщинам возможность получения высшего образования и доступ к профессиональной занятости. Общество также реагировало на происходящие изменения: появляется ряд публикаций с призывом о необходимости наделить женщин правами. Самые яркие из них: статья Н. Пирогова «Вопросы жизни» (1857 г.) и статья М. Михайлова «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» (1860 г.)
Тем не менее, требовать политического равноправия женщины 19-го века все еще не могли, так как в то время большая часть населения страны была политически бесправной. Поэтому первый митинг с требованием политических прав состоялся только в революционном 1905 г.
20-й век в России связан с расцветом двух феминистских течений – марксистского и либерального. Марксистки требовали наделения женщин такими же правами, какими обладают мужчины, либералки в свою очередь сосредоточились на просвещении, благотворительности и социальной помощи.
Российское женское движение оказалось довольно успешным – в конституции 1918 года женщины были признаны равноправными с мужчинами на юридическом уровне. Они фактически первыми в мире добились получения избирательного права, декриминализации абортов и возможности сохранять девичью фамилию при вступлении в брак.
Однако впоследствии ранняя советская эпоха значительно исказила эти достижения. Формально женское население обладало правами, которыми их наделили, но все еще доминирующие патриархальные устои сильно ограничивали присутствие женщин в публичной среде. Идеалом того времени становится работающая женщина и мать. Ситуация стала меняться в 80-х годах прошлого столетия, когда феминистки начали возрождать движение за провозглашение гендерного равенства.
Развитие феминизма на Западе
Феминизм – это движение, которому свойственно цикличное развитие. На Западе это проходило в 3 этапа (волны), каждый из которых обладает своими особенностями.
Первую волну феминизма олицетворяет движение суфражисток начала 20-го века, выступающих за предоставление женщинам политических и избирательных прав. Они руководствовались либеральными лозунгами: пол не должен влиять на права человека.
Суфражистки своими выступлениями значительно повлияли на политику, например, с их помощью в США в 1920-м году было провозглашено равенство полов при участии в политической жизни. Казалось бы, что на этом феминистские движения должны были остановиться, ведь своей главной цели они добились, а остальные проблемы должны были решаться на политическом уровне. Но на 60-е годы 20-го века пришлась вторая волна феминизма и ознаменовала собой необходимость более глубоких изменений.
Если раньше борьба шла за равенство политических прав, то теперь встал вопрос о пересмотре общественных устоев касательно социальной роли женщины. Отсутствие политической дискриминации не означало равенство во всех остальных аспектах жизни. Как оказалось, угнетение женщин на бытовом уровне было не меньшей проблемой.
Феминистки второй волны критикуют устоявшиеся представления о женщине, как о матери, хранительнице очага, отказавшейся от карьеры в пользу поддержания уюта в доме и воспитания детей. Они выступали резко против сложившегося мнения, что у женщин не должно быть стремления реализовывать себя вне «женского мира».
В 90-е годы 20-го века ключевой темой было осознание самой сущности мужчин и женщин. Они задавались вопросом, как формируются гендерные роли и каковы критерии этого подразделения. Стал вопрос, что понятия «мужское» и «женское» не более чем ярлыки, созданные социумом, и помимо привычных гендеров могут быть какие-то другие. Тогда же и зародилась квир-теория, которая занимается исследованием разнообразия гендерных идентичностей.
Феминизм третьей волны провозглашает свободу не только от предрассудков и угнетений настоящего, но и стремится избавиться от ограничений, наложенных феминистическими движениями ранее.
Женщина теперь представлялась не просто освобожденной от угнетения, а сильной, самодостаточной, обладающей талантом и лидерскими качествами, которая не только не хуже мужчины, но может даже превосходить его. В это же время реабилитируется макияж и яркая одежда, каблуки, считавшиеся ранее атрибутами сексуальной объективации и угнетения женщин мужчинами.
Разновидности феминизма
Как мы уже поняли, феминизм – это борьба за равноправие полов, но при этом направлений феминистских движений очень много и ни одно из них не дает абсолютного представления о том, что такое феминизм. Каждое направление выдвигает свои постулаты и имеет свой вектор движения. Давайте познакомимся с основными из них.
Либеральный феминизм
По канонам либерального движения мужчины и женщины равны как личности и поэтому должны обладать равными правами во всем. Считается, что проблема угнетения женщин сложилась исторически из-за совокупности воспитательных и правовых ограничений, которые должны быть устранены.
Либеральный феминизм провозглашает индивидуальную свободу личности и ее первостепенное значение. Он транслирует стремление женщины добиться равноправия и свободы выбора во всех областях жизнедеятельности, избавившись от необходимости подчиняться воле мужчины. За это либеральный феминизм критикуется представителями некоторых других феминистских течений, которые считают, что индивидуалистический подход не учитывает проблемы женщин разных рас, культур и классов и игнорирует многие другие формы ущемления прав женщин.
Марксистский феминизм
Последователи марксистского феминизма видят причину неравенства и ущемления женщин в расцвете капитализма и частной собственности, которые положили начало классовому неравенству, политическому и бытовому противостоянию полов.
Согласно этой теории, зависимая позиция женщины не была заложена биологически, а возникла в результате социальных отношений. Стремление мужчины взять женщину под контроль укрепилось, и было возведено в Абсолют посредством института семьи. Капиталистическое общество, в свою очередь, поощряет доминирующее положение мужчины рабочего класса с целью укрепления позиций правящего класса.
Также марксистки поднимали вопрос о неоплачиваемом домашнем труде женщин, поддерживаемом патриархальным укладом общества, как доказательстве эксплуатации женского труда. Положить конец угнетению прав женщин, по их мнению, могло только упразднение капиталистической экономики.
Радикальный феминизм
Сторонницы радикального феминизма считают, что угнетенное положение женщин вызвано не правовыми системами (как либералки) и не классовой борьбой (как марксистки), а в патриархальных гендерных отношениях, под которыми понималось доминирование мужчин на экономическом, культурном и политическом уровнях.
Радикальные феминистки считают, что общество – это тотальный патриархат, где мужчины угнетают женщин. По их мнению, женщины должны отказаться от бесплатного бытового и сексуального обслуживания мужчин и обособиться от патриархального института.
Конечной целью радикального течения является ликвидация привилегий мужчин и половых различий: гендерные различия в конечном итоге не должны играть никакой роли в социальных отношениях.
Заключение
Сейчас немногие задумываются о важности рассмотренного явления и на вопрос: что такое феминизм, могут ответить лишь парой утрированных клише, не понимая важности и ценности движения.
Только задумайтесь, если бы когда-то «женский вопрос» не был поднят, то сейчас женское население мира не обладало бы такими очевидными вещами как право на образование, трудоустройство, свободу выбора.
Краткая история феминизма: что нужно знать о движении за права женщин?
111 лет назад, в январе 1909-го, в мире прошла первая женская автогонка. Маршрут пробега – из Филадельфии в Нью-Йорк и обратно. В связи с этим знаковым событием мы решили вспомнить основные вехи в развитии феминизма и борьбы женщины за право быть увиденными и услышанными – не только на кухне.
Краткая история феминизма: что нужно знать о движении за права женщин?
Профессор истории Дартмутского колледжа Аннелиз Орлек, рассуждая о феминизме, настаивает: исторически на отношение к людям влияли не только их личные достоинства и недостатки, но и биологический пол, а значит, и существующие в конкретный момент времени гендерные нормы. Это выражалось (и выражается) в неравенстве зарплат, доступе к ресурсам и политической власти, в проявлении насилия и многом другом.
Вряд ли получится остановиться на одной дате, которую можно считать днем рождения феминизма, учитывая количество разнообразных предпосылок. Но можно говорить об исторической эпохе, когда движение в эту сторону началось: речь идет о периоде распада феодального общества. Тогда женщин стали нанимать на работу и они сами смогли зарабатывать себе на жизнь.
С чего все началось
В 1519 году философом Генрихом Корнелиусом Агриппой было написано вполне феминистское сочинение «О величии и превосходстве женского пола». В XVII–XVIII вв. в Великобритании выходят книги авторства Афры Бен и Мэри Эстел (считающихся первыми правозащитницами в Англии), Мэри Уолстонкрафт («Защита прав женщины», 1792 г.) и другие труды, провозглашавшие идею необходимости равноправия женщин. Среди авторов отметились и известные мыслители-мужчины.
Так, француз Пулен де ля Барр писал, что неравноправное положение женщин – результат главенства грубой мужской силы, а не «предписание природы» (эссе «О равенстве обоих полов»). Вольтер указывал на несправедливость «женской доли». Монтескье отмечал, что женщина должна участвовать в общественной жизни, а Гельвеций доказывал, что гражданская непросвещенность женщин «есть только следствие ее неполного и неправильного воспитания».
Если начало XVIII в. было отмечено отступлением от идеи равенства и популяризацией культа женской «слабости» (до сих пор выражающегося в расхожем стереотипе «слабый пол»), то уже в середине столетия жительницы Европы начали принимать активное участие в общественной жизни, обретали экономическую независимость, пытались вмешиваться в политику, отстаивая право на гражданскую жизнь, образование и т. д. Правда, здесь важно отметить, что подобным активизмом занимались привилегированные женщины из светского общества.
Тем не менее уже в 1793 году ее деятельность запретили, а Олимпию де Гуж казнили. Кстати, ей принадлежит известная фраза: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент».
Читайте также
Во Франции незадолго до Великой революции 1789 года начали выпускать первый журнал о борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы. Однако принятая в 1791 году Конституция отказала женщинам в избирательном праве. В этом же году активистка Олимпия де Гуж представила Национальному собранию Декларацию прав женщины и гражданки с требованиями полного социального и политического равноправия женщин. Тогда же появляется первая женская организация «Общество женщин – революционных республиканок». Тем не менее уже в 1793 году ее деятельность запретили, а Олимпию де Гуж казнили. Кстати, ей принадлежит известная фраза: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент».
Переломный XIX век
Если рассматривать историю США, то первые ростки феминизма появляются там в 1830-х годах, когда Штаты сотрясали социальные беспорядки. Американский феминизм вырос из нескольких движений, одним из которых стало движение за права фабричных рабочих, отстаивающее увеличение прожиточного минимума не только работающих мужчин, но и женщин, а также безопасные условия труда и уменьшение продолжительности рабочего дня в Массачусетсе и других городах Новой Англии.
Первой американской феминисткой многие называют Эбигейл Смит Адамс, автора знаменитой цитаты: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов». Несколько фем-активисток появилось также в движении за отмену рабства – в пику заявлениям о том, что выступать с трибуны «противоестественно» и «не по-женски». Поэтому Ангелине и Саре Гримке приходилось не только отстаивать освободительные идеи, но и вступать в полемику со «своими», говоря о том, что женщины имеют право высказываться наравне с мужчинами. К ним же примкнули женщины, освободившиеся от рабства.
Важнейшим историческим событием, которое многие считают официальным днем рождения организованного женского движения, стало составление и принятие «Декларации чувств», или, как ее часто называют, «Декларации прав женщин», в рамках съезда, прошедшего в 1848 году в Сенека-Фоллз (Нью-Йорк) под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными».
Первой американской феминисткой многие называют Эбигейл Смит Адамс, автора знаменитой цитаты: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов».
Англичанка Эммелин Панкхерст была одной из основательниц суфражизма (англ. – «право голоса»). В 1868-м она создала организацию в защиту общественных и политических прав женщин. За год Панкхерст привлекла в нее более пяти тысяч сторонников. После того как члены сочувствующих организаций стали подвергаться арестам, одной из форм протеста женщин стала голодовка. И это привлекло внимание к жестокости законодательства. В итоге в 1894 году благодаря активистам английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, закрепив за ними и право голоса, но только на местных выборах.
Параллельно с Великобританией в США в 1869 году были созданы две похожие организации, которые в 1890-м объединились в Национальную американскую ассоциацию «За женское избирательное право». Благодаря ей женщины были допущены к голосованию, но соответствующий закон в Америке был принят лишь в 1920-м, а в Великобритании право на участие в парламентских выборах замужние женщины получили лишь в 1918 году, а в полном объеме – в 1928-м.
Кстати, первыми в мире женщинами, получившими избирательное право, стали имущие жительницы Новой Зеландии в 1893 году. Постепенно подтянулись и остальные: Австралия – в 1902-м, Финляндия – в 1906-м, Норвегия – в 1913-м, Дания и Исландия – в 1915-м, Россия – в 1917-м…
Наше время
После Второй мировой войны одной из основных задач женского движения становится борьба за фактическую реализацию прав, ранее прописанных в законодательстве разных стран. В 1945 году в Уставе ООН впервые на международном уровне было прописано равенство мужчин и женщин как основополагающее право человека. В 1979-м в ООН приняли конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Параллельно набирает обороты «вторая волна» феминизма, и движение приобретает все более массовый характер.
Теперь требования феминисток распространяются не только на избирательное право, но и на возможность самим войти во власть. Одной из родоначальниц и теоретиков «второй волны» становится Симона де Бовуар. Появляются первые научные исследования и работы, посвященные критике патриархата и проблемам женщин. Критикуются патриархальные паттерны в культуре, политике, в семейных и сексуальных отношениях. Именно на гребне «второй волны» появляется лозунг: «Личное – это политическое».
С тех пор избранными главами государств и правительств женщины становятся все чаще. Первая, кто возглавил правительство, стала Сиримаво Бандаранаике в Шри-Ланке в 1960 году. Первой женщиной-президентом стала в 1974-м Исабель Перон (Аргентина). Впервые в результате выборов женщина возглавила страну в 1980 году (Вигдис Финнбогадоттир, Исландия). В мусульманских странах впервые возглавила правительство Беназир Бхутто (Пакистан, 1988 год).
Также с 1970-х происходит масштабный пересмотр роли и позиции женщины в искусстве. Всему виной – кризис доверия к культуре модернизма, в которой доминировали мужчины. Феминистское искусство сегодня – одно из полноправных направлений contemporary art.
В 1990-х годах на Западе формируется «третья волна» феминизма. Выдвигаются требования, связанные с проблемами насилия, доступа к контрацепции и репродуктивными правами. К ним добавляется дискуссия о привилегиях и объединение различных феминистских движений.
Критикуются патриархальные паттерны в культуре, политике, в семейных и сексуальных отношениях. Именно на гребне «второй волны» появляется лозунг: «Личное – это политическое».
В конце XX – начале XXI века появляются такие новые направления феминизма, как индивидуалистский феминизм, киберфеминизм, экофеминизм и так далее. С развитием соцсетей трендом становится медиаактивизм – появляется множество блогов, посвященных феминизму и правам женщин как в целом, так и более узконаправленных. Стремительно формируются предпосылки для «четвертой волны» феминизма, в основе которой лежит понятие горизонтальных связей и полного ухода от иерархичности как одного из «китов» патриархального общества. «Любой вклад важен», – говорят активисты, будь то уличная акция, пост в соцсетях или научный труд.