в каком веке появились цыгане
КАК ЦЫГАНЕ ОКАЗАЛИСЬ В РОССИИ
КАК ЦЫГАНЕ ОКАЗАЛИСЬ В РОССИИ
Цыгане — народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.
ПОЧЕМУ ЦЫГАНЕ — «ЦЫГАНЕ»? Цыгане не называют себя так. Их самое распространённое самоназвание — «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространённое «ромале» — звательный падеж от этнонима «рома».
Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).
Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians — «египтяне»), в Испании — gitanos, во Франции — bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого — τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.
Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.
ОТКУДА ПРИШЛИ ЦЫГАНЕ. В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.
Карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.
Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.
Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований — одна из особенностей нынешней индийской культуры.
ПЕРВЫЕ ЦЫГАНЕ В РОССИИ. Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.
Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:
«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».
Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами» (то есть жили они здесь уже не первое поколение).
Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии — молдавские цыгане, после присоединения Крыма — крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.
НА РАВНЫХ ПРАВАХ. В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.
Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».
Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.
В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.
В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства — браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.
Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.
К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.
В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.
журнал "История", ноябрь 2016, № 9
Новое в блогах
История цыганского народа
Цыгане. Кто они? Откуда?
По всему миру разбросан этот многочисленный народ. Но он так и не смог создать своего государства, и даже попыток к этому у них не было. Кто они, откуда пришли?
Посмотрим что на эту тему написано в разных справочниках.
В Большой Советской Энциклопедии:
В Советской Исторической Энциклопедии (повторения я не буду писать)
Цыгане – Язык Ц сохраняет близость с санскритом и новоиндийскими языками. Предки Ц покинули Индию в конце 1-го тыс.н.э. Поводом к переселению послужили нашествия мусульман в Индию. Первоначально Ц осели в Иране, потом значительная часть поселилась в Египте, поэтому длительное время в Европе их считали египтянами.
А сейчас я напишу свою версию истории цыганского народа.
В связи с тем, что язык цыган сильно похож на многие индийские языки и имеет в своем составе много слов из санскрита (древнеиндийского языка) можно считать, что в древности цыгане были частью большого индо-иранского народа. В древности (примерно в 2000-1900 г.днэ) арии (индо-иранцы) были кочевниками и обитали в степях и лесостепях южного Урала и севера Казахстана. Примерно с 1800-1600 г.днэ древнеиндийские племена стали продвигаться на юг и к 1500-1450 году днэ достигли северных границ Индии. Проникновение их в Индию происходило волнами, и прекратилось полностью примерно в 1200-1100 г.днэ. ( с этого времени на юг двинулись древнеиранские племена).
Пришедшие в Индию древние индийцы нашли на Северо-Западе Индии развитую цивилизацию земледельцев – дравидоидов, которые основали в долине Инда еще 2300 г.днэ развитую Хараппскую цивилизацию. Это была цивилизация земледельцев с большим количеством городов. К моменту прихода туда индийцев эта цивилизация клонилась к упадку (о причине которого надо писать совсем другую статью). Индийцы поселившись там стали быстро превращаться в оседлых земледельцев и ремесленников. Стали создаваться первые государства, особенно быстро они создавались на севере Индии. Классовое государство было основано на кастовой системе, эту систему поддерживала и религия древних индийцев – брахманизм.
Предки цыган пришли в Индию последними, к их приходу вся система управления в Индии уже сложилась. Они оказались лишними и стали самой низкой кастой. Поэтому они и жили в Индии хуже всех других индийцев и дравидов. Их привлекали только на самую грязную обслуживающую работу. Жили они бедно и многим их них приходилось воровать, мошенничать. По этой причине из часто изгоняли из разных частей Индии. Сразу уйти в Иран они не могли, там расселялись сильные племена древних персов, мидийцев, с которыми у цыган уже сильно отличался язык, но возможно персы уже знали о цыганах много и не желали их пускать к себе в соседи. В таком состоянии цыгане жили в Индии долго.
С 8 века н.э. в Индию начали вторгаться арабские и мусульманские завоеватели, которым хотелось подчинить богатые индийские земли. Если правящие круги и высшие касты индийского общества часто откупались от захватчиков, то цыганам приходилось хуже всех, у них отнимали все. Именно в это время цыгане стали понимать, что если сменить вероисповедание, то можно жить среди мусульманских народов и покинуть Индию, где их роль быть самой низшей кастой невыносима. Именно с этого времени они начали принимать мусульманскую веру и переселяться на территорию Ирана и далее на восток – в Египет. Именно с этого времени цыгане поняли, что можно жить среди других народов если соблюдать религию местного народа, зная их язык и культуры. Но зная язык, культуру и вероисповедание местного народа, они все сохранили свой язык и свои традиции так как были подвижным народом (коневодство оставалось их главным занятием, а среди арабских и мусульманских правителей специалисты в коневодстве очень ценились).
Последняя волна исхода цыган из Индии произошла в 1399 году, когда Томерлан под предлогом истребления идолов покорил северо-западную часть Индии и учинил погромы над цыганами, которые массово после этого сбежали из Индии. Цыгане долгое время жили на просторах Ирана, Египта, Турции. Хотя турецкий султан Баязет изгнал всех цыган из своего государства, их многочисленные семейства остались в Малой Азии, Сирии, Палестине, Египте. Постепенно цыгане расселились по всем мусульманским государствам, включая Испанию. Оттуда они стали проникать в Европу. Другим путем проникали они в Европу через Турцию и Балканский полуостров.
Когда более пятисот лет назад европейцы впервые встретились с этими незнакомыми смуглолицыми людьми, они услышали, как те не без гордости называли себя потомками египетских фараонов. При этом вожаки цыганских таборов именовали себя герцогами и графами Малого Египта. Загадочное племя, будто в поисках земли обетованной, бродило из страны в страну, преодолевало моря и океаны, проникало в Австралию и Африку. Где бы ни появлялись цыгане, они колдовали, гадали, пели и плясали до упаду, заклинали змей, занимались ремеслом коновалов и кузнецов. И всегда, словно инопланетяне, они были совершенно равнодушны к снедавшим цивилизованных обитателей земли заботам.
Появлению цыган в Европе, таким образом, предшествовал примерно тысячелетний период их обитания в Средней и Малой Азии и в Египте. Любопытны первые сведения о проникновении цыган в Центральную Европу, появившиеся в 18 веке в Британской энциклопедии. Осенью 1417 г. у ворот Люннебурга неожиданно выросла толпа из 300 странников, «черных, как татары, называвших себя секани». Впереди в роскошных одеждах ехали величавые всадники, позади шла пестрая толпа в ярких лохмотьях. В повозках, запряженных ослами, ехали женщины и дети. Цыгане имели охранную грамоту императора римской империи Сигизмунда и папы. Они рассказывали о покаянии, наложенным на них римскими епископами: странствовать во искуплении грехов.
В России никогда не существовало законов об изгнании цыган. Наверное, именно это им и позволило так быстро расселиться на территории нашей страны. В России цыган впервые увидели в южных и западных областях. Под Москвой и Петербургом цыганские таборы появились только в 18 веке. Но уже через несколько лет появления цыган в центральной России таборы раскинули свои шатры в Архангельской губернии, Сибири и на других окраинах империи, вплоть до Охотского моря. В России цыгане не только не испытывали на себе никаких гонений, напротив, шел процесс закрепления вольного племени на земле. Цыганам предоставлялось одинаковое со всеми право жить, где пожелает, и вступать в сословие сельское или городское. «Приписанные» обязывались платить подати. В нашей стране цыгане кочевали вплоть до середины 20 века, пока 5 октября 1956 г. не был принят указ, запрещающий цыганам бродяжничество. Выполнялся он со всей строгостью, и в итоге цыган без прописки не стало. Все они согласно документам стали иметь определенное место жительства. Цыганские таборы редко кочевали по всей территории страны. Зачастую их передвижение ограничивалось пределами определенного региона. Таким образом, таборы, кочевавшие по Уралу, перешли к оседлому образу жизни именно на данной территории в соответствии с вышеупомянутым указом.
Цыгане приобрели репутацию воров, которая сопутствует им и по сию пору. Это – следствие цыганских представлений о мире. Они верили, что деревья и цветы, птицы и звери созданы для всеобщего удовольствия. И поэтому, когда цыган шёл по дороге и видел яблоню со спелыми плодами, он думал, что нет ничего плохого в том, чтобы остановиться и насладиться этим щедрым даром. Скажем, кролик или фазан были таким же наслаждением, предоставленным богами. И никто не может владеть единолично тем, что боги дали людям в свободное пользование. Неудивительно, что столь наивные представления цыган не вызывали одобрения населения. Позже (и в наши дни) воровство стало для них способом выживания.
Про цыган в Европе известно еще с XV века. Но откуда появились синти и рома и почему говорят на таком необычном языке, мало кто знает.
Откуда пришли цыгане?
Откуда именно произошли цыгане или, как их называют сегодня, ромы, ученые спорят до сих пор. Установить это со 100% точностью почти невозможно — поскольку у народа долгое время не было собственной письменности, то не сохранились и документы, которые могли бы пролить свет на их происхождение. Устные предания отражают историю лишь нескольких поколений.
Тем не менее ученые разработали несколько теорий происхождения цыган. Самая правдоподобная из них гласит, что представители племени рома когда-то давно отделились от своих индийских предков и отправились кочевать. Впервые эта гипотеза появилась в конце XVIII века, когда немецкий ученый Грельман сравнил физические особенности цыган и их язык с внешним видом и языком жителей Индии и обнаружил немало общего. Постепенно к нему стали присоединяться и другие исследователи. Наиболее распространенной версией считается появление цыган на северо-западе Индии. Другие же ученые считают, что предки цыган были родом из центральной Индии и перебрались на север лишь в V веке н. э.
Индийские цыгане
Родство цыган с индийскими народами ученые доказывают, например, сходством их культуры с традициями индийских кочевых племен. Например, наты до сих пор продают лошадей, водят по селам медведей и обезьян и показывают фокусы. Банджары кочуют от одного поселка к другому и занимаются торговлей. Саперы знамениты благодаря своим трюкам по заклинанию змей, бади — музыке, а бихари — цирковому искусству. Все эти племена или касты и внешне похожи на цыган, но многие исследователи считают, что на самом деле никакой генетической связи между ними и народом рома нет. Такие племена называют «цыганоподобными».
Происхождение названия
Теория происхождения цыган от одной из низших каст Индии тем не менее не лишена смысла. На нее, указывает, например, самоназвание народа «ром» или «рома» (также «дом» или «лом» в других вариантах). Лингвисты считают, что это слово восходит к индоарийскому «d`om», где первый звук может произноситься по-разному. Вероятно, это название имеет еще более древние корни. Ученые предположили, что оно происходит от слова «ḍōmba», которое в классическом санскрите означало человека из низшей касты. Но есть и другая версия, согласно которой самоназвание цыган произошло от санскритского слова, означающего «барабан».
В русском языке цыгане получили свое название из «Жития святого Георгия Афонского». Правда, ученые до сих пор спорят, кто именно имелся в виду в документе XI века. Возможно, «аттингами» автор называл вовсе не народ рома, а распространенную секту. Как бы то ни было, название в языке закрепилось.
В других языках, например, в английском или испанском, цыган называют похожими словами, которые происходят от Egyptians — египтяне. Такое название появилось неспроста. Дело в том, что впервые появившись в Европе, цыгане заявили, что они пришли из Египта. Темная кожа и необычный язык убедили европейцев, и они стали звать народ рома египтянами, а позже — «gitanos» или «Gypsies». Однако есть и другие варианты названий — например, французы именуют рома «богемцами», а во многих языках прижилось название, происходящее от слова «черный».
Цыгане в Европе
Цыгане вовсе не обманывали европейцев, говоря, что они пришли из Египта. Вероятно, на севере Африки они оказались по пути из Индии в Европу. Около X века небольшая группа людей, как считают истории, не больше 1000, отправилась кочевать с севера Индии в сторону Старого Света. Почему именно племя решило покинуть насиженное место, наверняка неизвестно. X век в Индии был неспокойным, полным смут и набегов. Устав от притеснений и нападений предки цыган решили отправиться кочевать в поисках лучшей жизни.
В западной Европе цыгане впервые появляются в начале XV века. Собрав большое войско, цыгане отправились из Румынии по Дунаю и добрались до Пешта. Оттуда они рассеялись дальше по всей Европе. Спустя буквально десяток лет после первого появления цыган уже можно найти в Италии, Франции, Англии и Испании.
Религия и язык
Первое время цыган принимали неплохо. Дело в том, что они быстро адаптировались под условия жизни в новой стране и с легкостью перенимали ее религию, становясь католиками в Испании, православными в России и мусульманами в Турции. Соответственно изменялся и язык — в говоре современных цыганских племен можно найти отголоски диалектов тех стран, где они жили и живут. Например, в речи цыган из России встречаются заимствования из греческого, румынского, славянских языков. У севернорусских цыган в говоре проскальзывают черты греческого, болгарского, сербского и даже немецкого и польского. Кроме того сегодня народ рома встречается еще и в Азии, Америке и Австралии.
Другие теории
Индийская теория происхождения цыган сегодня доказана почти наверняка. Благодаря новым методам генетических и лингвистических исследований удалось установить связь народа рома и современных индийских племен. Однако истории известны еще несколько теорий, которых придерживались ученые в разные времена. Например, некоторые историки предполагали, что цыгане произошли от немецких евреев. Одна из самых удивительных легенд и вовсе утверждала, будто цыгане являются потомками жителей затонувшей Атлантиды. Довольно распространенной считается идея происхождения цыган из Передней Азии. Так их связывают с племенем сигиннов, о которых говорил еще Геродот.
Материалы по теме
А вот ещё:
Наибольшим авторитетом среди отечественных воров пользовались карманники. Что же отличало этих «аристократов» и как они «работали»?
Еще в дореволюционной России во дворах бедных городских районов можно было застать такую идиллическую картину. Седобородый дед играет с дворовыми мальчишками: он повесил старое пальто на ветку дерева, прицепил к нему множество больших и маленьких жестяных колокольчиков, застегнул на все пуговицы, а во внутренний карман положил бумажную ассигнацию. Она достанется тому, кто сумеет вытащить ее из кармана, не звякнув ни одним колокольчиком.
«Зачем я стану убивать? Я природный карманник»
Карманный вор – преступная профессия, которой может научиться не каждый. Ее задатки проявляются еще в детстве, именно поэтому старые воры выбирали будущие воровские кадры среди мальчишек, привлекая их вышеописанной игрой или впечатляющими «фокусами». «Профессора воровского мира показывали тут же на площади, с какой ловкостью надо это сделать: вынимали у проходящих из карманов табакерку, нюхали табак и клали её снова в карман проходящего, а тот шёл, ничего не замечая», – такую историю приводит правовед-криминалист Леонид Белогриц-Котляревский.
«Карманником экстра-класса нужно родиться. Нужно получить от природы определенного склада нервную систему, мгновенную, точную реакцию, соответствующее устройство пальцев, ладоней, локтей и плеч, а также необходимую артистичность», – ]]> пишет ]]> исследователь преступного мира Александр Кучинский. И это только задатки, которые нужно было развивать годами тренировок, не менее сложных, чем тренировки фокусников или карточных шулеров. Кстати, когда о русских ворах говорят «гнуть пальцы», это как раз намек на тренировки пластичности пальцев, которыми воры занимались в тюрьме.
«Научить этому невозможно, – ]]> рассказывает ]]> Заур Зугумов, в прошлом – вор-карманник, – и тем не менее, за решеткой делились опытом. В лагерях, в рабочих зонах мы делали чучело, навешивали на него колокольчики — так и набивали руки в воровстве. На «тренировках» я с каждым разом старался приблизиться к моменту, когда не зазвенит ни один колокольчик».
Хитров рынок в Москве – биржа труда и центр московской преступности.
А зачем таким людям артистичность? Первые карманные воры появились в России, когда появились бумажные ассигнации и богатые нательные украшения – то есть, в XIX веке. «Работали» они прежде всего в местах скопления богатого народа – в театрах, банках, дорогих магазинах. Чтобы сразу же не вызвать подозрения своим видом и манерами, воры должны были выглядеть как аристократы. «Если бы кто-нибудь из читателей увидел такого вора, он с трудом поверил бы, что перед ним профессиональный преступник, – ]]> писал ]]> известный юрист-криминалист начала XX века Григорий Брейтман. – Такой вор скорее похож на доктора, адвоката, агента страхового общества: у него благообразная наружность, прекрасные манеры; на нем великолепный костюм, всегда от лучшего портного. Понятно, что такой вор, в особенности если он сидит в театре в первом ряду, не возбуждает ничьих подозрений».
В XIX столетии «аристократы» и полиция часто бывали знакомы. Города ещё не были такими большими, воров было не так много, к тому же карманники, как правило, работали в известных местах и участках. «Между этими ворами, – пишет Брейтман, – не наблюдается той общей испорченности, как среди других преступников. Почти каждый имеет свою семью, живет своим домом, воспитывает детей и бывает, что у многих из них дети вырастают порядочными людьми». В полиции на известных воров была заведена картотека, и к тому же их знали в лицо «филёры» – полицейские в штатском, работавшие на транспорте и в местах скопления народа. Но почему же тогда карманников не ловили?
Ширмачи, щипачи, рыболовы
Будучи образованными людьми и зная букву закона, воры понимали, что «взять» их можно только на месте преступления, в момент, когда они вытаскивают деньги из кармана жертвы. Если «филёр» или полицейский пропустит этот момент, он не сможет доказать, что деньги не выпали из кармана. А найти бумажник у самого вора через пару секунд уже невозможно – он или скидывает его на землю, мгновенно вынув деньги, или передает своему помощнику, который спокойно уходит. Вор же остаётся на месте и может даже с усердием помочь только что обворованному искать пропажу. Если же его заподозрят, «аристократ» начнёт артистично возмущаться, и действительно, при обыске у него ничего не найдут. Поэтому полиция царской России в основном задерживала карманников для предупреждения их преступлений. Вора могли после этого разве что выслать из города, но его «профессия» позволяла ему «гастролировать» в любых местах.
Конечно, многих все же ловили на горячем. Брейтман описывает, как сыщик задержал известную воровку-карманника «Анютку-Ведьму». В одном из петербургских театров за один вечер были совершены четыре карманных кражи. Сыщики сбились с ног, отыскивая мужчину-преступника, пока один из них не заметил подозрительно снующую в толпе пожилую даму.
«Он увидел, что дама запустила руку в карман одного господина. Обрадованный сыщик мигом схватил руку воровки и задержал ее в кармане. Господин в свою очередь набросился на сыщика и крикнул: «Вы забрались ко мне в карман!» «Извините, сударь, — ответил сыщик, — прошу посмотреть на мои руки». Присмотревшись, господин увидел, что рука сыщика поверх его платья сжимала находившуюся в его кармане руку прилично одетой дамы, которая делала напрасные усилия освободить свою кисть. «О! Сударыня!» — мог только воскликнуть изумленный господин».
Сотрудники городской милиции на Каменноостровском проспекте. 2 апреля 1917 года.
После Февральской революции Временное правительство амнистировало узников царского режима – на свободу вышли множество воров самых разных профессий. Кроме того, условия изменились – появился общественный транспорт, расширилась сеть железных дорог, мест скоплений людей стало гораздо больше, а народ – беднее. Изменились и карманники – они по-прежнему были аристократией преступного мира, так как не вредили своим жертвам физически. Но методы и масштабы стали другими.
«Щипачами» и «верхушниками» в воровском мире презрительно назывались те, кто воровал из карманов верхней одежды. «Они выходят на дело целой группой, – пишет Александр Кучинский, – и предпочитают массовые мероприятия – демонстрации, гуляния, рыночную торговлю. Пока одни щипачи отвлекают жертву, другие обирают ее карманы и сумки. Затем «команды» меняются ролями. При «шухере» карманные воры могут оттеснить возмущенную жертву, отвлечь внимание и даже организовать комедию с криками: «Держи вора!»
«Ширмачи» накрывали сумку или карман жертвы «ширмой» – свернутым плащом или букетом цветов, и той же рукой, в которой «ширма», доставали деньги, пока свободной рукой передавали билетик в транспорте, размахивали газетой, жестикулировали, отвлекая внимание жертвы. Тут, как встарь, требовался хороший «пант», артистичность. Зугумов вспоминает, как воровал пачку денег у рабочего, получившего зарплату. Деньги были в кармане штанов, надетых под рабочие брюки. «Как только подошел трамвай, я вместе с жертвой поднялся в салон. Убедившись, что деньги действительно имеются, стал «работать». Был момент, когда он заговорил со мной. Представьте мое положение: левая рука почти до запястья в ширинке у жертвы, кончики пальцев этой руки держат упаковку десятирублевок за уголок, и я, мило улыбаясь потерпевшему, веду с ним диалог. »
Существовали даже карманники-«рыболовы», поддевавшие рыболовными крючками на лесках кошелек из кармана или сумки. Они часто работали в поездах дальнего следования, забравшись на верхнюю полку и запуская крючок в карманы сумок и одежды соседа снизу.
Руки – это мой хлеб
Высшей кастой карманников стали «писари», которые разрезали (на жаргоне – «расписывали») в толпе одежду или сумку жертвы, чтобы стянуть содержимое. «Где-то до 70-х годов, – вспоминает Зугумов, – для этого затачивали полукругом 20-копеечную монету, четвертинкой этой монеты и «работали». Ее легко можно было спрятать во рту. Порой, забывая, с ней и ели, и спали».
Зачем прятать монету во рту? Советские законы стали более совершенными в отношении привлечения воров к ответственности – появилось понятие «кражи с применением технических средств». Заточенная монета – техническое приспособление для кражи, и при её обнаружении вору могло «светить» до десяти лет тюрьмы. Кстати, воры-«рыболовы» придумали способ избежать этой статьи, на глазах милиции раздвигая свои воровские удочки в полноценные удилища для ловли рыбы и утверждая, что с кражей это не связано. Их действия могли квалифицировать только как обычную кражу (до 5 лет тюрьмы).
Но главными инструментами вора были его психика и его руки. Поэтому враг вора – вредные привычки и старение. «Обильные застолья и бессонные ночи, проведенные в дамском обществе или за партией в преферанс, притупляют реакцию и бдительность, – пишет Кучинский. – Курение и переедание сказываются на чуткости пальцев. Старость ко всем перечисленным неудобствам прибавляет еще и закостенелость движений».
Конечно, больше всего воры боялись заключения в тюрьме или исправительно-трудовом лагере. Там испортят и психику, и руки. Советская исправительная система не носила оттенков благородства, как дореволюционная полиция. В 1920-е годы, времена разгула карманной преступности, карманникам могли просто сломать пальцы.
Тяжелая работа на строительстве ДнепроГЭСа или Беломорканала, плюс ужасные условия жизни в тюрьме – все это безнадежно портило пластичность пальцев, поэтому профессиональные карманники стали «уходить в отрицалово» – принципиально отлынивать от лагерной работы. Были разработаны «воровские понятия», одним из главных среди которых стал запрет для воров на любой физический труд, а впоследствии и на труд вообще. Так карманные воры продолжали оставаться элитой воровского мира и в XX веке, возглавив по сути тюремное движение против любого сотрудничества с администрацией.
Заур Зугумов, в прошлом отбывавший тюремный срок за воровство, ныне – писатель.
Методы карманников оставались примерно одинаковыми за всю историю профессии – менялись лишь виды добычи и места (а значит, и способы) краж. Сегодня, когда есть безналичный расчёт, а кража банковских карточек бессмысленна, «бизнес» карманных воров испытывает понятные трудности – по-настоящему крупных сумм с собой почти никто не носит.
«Карманников по большому счету — раз-два и обчелся. Верхушники одни, – не скрывает своего сожаления Заур Зугумов. – Воруют в основном у молодежи телефоны. Летом из задних карманов джинсов, зимой из верхних карманов курток. Затем их отдают за бесценок спекулянтам. Может, дело в том, что просто времена изменились. »