в каком веке появились штаны
История появления брюк
Мужчины-римляне относились к этому предмету гардероба, как сегодня мы — к юбке из пальмовых листьев: приличному мужу полагалось носить «платье» и сверкать гениталиями. Штаны же считались атрибутом всяких дикарей вроде скифов или хунну. Рассказываем историю этого важного предмета одежды.
Еще несколько тысячелетий назад мужчина в штанах был позором семьи и вообще фриком. Конечно, речь идет о европейской цивилизации. А так-то брюки изобрели еще в каменном веке. В знаменитом захоронении Сунгирь во Владимирской области найдены скелеты возрастом около 34 000 лет, покрытые тысячами бус из костей мамонта. По этим «нашивкам» археологи и установили, как выглядел костюм наших предков. Правда, то были не совсем штаны, а что-то вроде мехового комбинезона. Но общий принцип брюк сложился уже тогда.
Считается, что штаны в современном понимании изобрели кочевники (а вот когда именно — неизвестно), чтобы уберечь промежность во время верховой езды. Из-за этого, видимо, почтенные мужи Рима, носившие тоги (длинные отрезы ткани) так не любили этот предмет гардероба, называя приезжих в брюках «гентиум бракториум», то есть «племя в штанах». Но спустя века сыны Вечного города постепенно начали-таки облачаться в позорную варварскую одежду. Старшее поколение презрительно фыркало и называло их «бракатусами». Конфликт отцов и детей существовал всегда!
Но их можно понять — в мире древних цивилизаций штанов не носили. Вообще. Разве что на барельефах Месопотамии можно увидеть сшитые снизу посередине юбки. Какие-то странные премудрости творили и древние индийцы со своими набедренными повязками (получалось нечто вроде шорт). Нельзя не вспомнить и персов, которые изобрели шальвары, перекочевавшие в русский язык как шаровары. Периодически что-то вроде брюк изобретали и представительницы прекрасного пола, но только за тем, чтобы уберечься от нескромных посягательств сильного пола.
Даже после того, как «цивилизованные» европейцы оценили удобство такой одежды, презренные брюки прятали правдами и неправдами — под плащами и платьями всех форм и размеров. Другая крайность — когда штаны притворялись чулками (все что угодно, но только не походить на грубых кочевников или работяг-мужланов, копошащихся в хлеву).
Во Франции чулки называли шоссами, в Италии — кальцони. Так их и носили — на веревочках, прикрепленных к чему-то вроде панталон, которые назывались брэ. А чтобы чулки лучше обтягивали ногу, их надевали мокрыми. После высыхания нога до такой степени была стянута плотной тканью, что причиняла ее носителю настоящие страдания. На верхнюю часть тела надевали короткий плащ (вероятно, чтобы продемонстрировать всю красоту мужских ног). Правда, наклоняться мужчине надо было очень аккуратно. Если в тот момент сзади оказалось бы значимое лицо или, к примеру, церковь, штраф неминуем — за оскорбление взора видом брэ (нательного белья. — Прим. ред.).
Потом кто-то догадался, что брэ и чулки можно сшивать вместе. И все равно брюки не принимали. В эпоху Возрождения в аристократических кругах носили лишь короткие штанишки (что-то вроде бриджей) вместе с теми же чулками. И только после Французской революции мужчины всех классов (кроме духовенства и гусар, которые по-прежнему отдавали предпочтение обтягивающим кальсонам), наконец, облачились в «нормальные» брюки. По сути, впервые со времен варваров. Впрочем, знатных детей мужского пола вплоть до XX века по-прежнему рядили в платья с бантиками, а отпрысков простых людей — в длинную рубаху. Брюки стали предметом настоящей мужской инициации — мальчику покупали их лишь в 11–13 лет.
Для женщин же брюки были табу вплоть до прошлого века, надевать их разрешалось лишь во время верховой езды.
Брюки придумали мужчины! или Из истории популярного предмета гардероба
Брюки придумали мужчины! Да-да, именно мужчины придумали такую любимую нами, женщинами часть нашего гардеробчика! А вы что думали? И ход был сделан конем. Вернее, ради коня и был сделан этот ход — когда человеку приспичило оседлать коня, ему сразу понадобилась брюки. А посему первые брюки придумали кочевники.
И в Древнем Египте, и в Месопотамии, и в Элладе, и Риме мужчины (и женщины) прекрасно обходились без брюк. Да и зачем им брюки — ходить пешком и управлять колесницей в тунике или юбке вполне комфортно, а вот попробуйте сесть верхом на лошадь голой попой. О, ощущения, непередаваемые, поверте на слово и не пытайтесь это повторить. Во избежание, так сказать 🙂
Скифы и сарматы — дикие степные кочевники, первыми в истории человечества севшие на спину лошади, были вынуждены придумать штаны. Для того чтобы не отказываться от возможности иметь наследников.
Вслед за скифами удобство верховой езды в штанах оценили и персы, и германцы и гунны. Кстати, именно гунны дали штанам самое распространённое на сегодняшний день название — «брюки».
В Древнем Риме штаны считались варварской одеждой… До тех пор, пока римляне не пошли завоёвывать северную Европу. Тогда-то легионеры и оценили всю практичность этого предмета мужского туалета. Но, опасаясь быть не понятыми и осмеянными в метрополии, легионеры носили короткие штанишки, чтобы не выглядывали из-под традиционной туники.
В 397 г. императоры Гонорий и Аркадий даже запретили ношение в Риме штанов, виновные наказывались изгнанием и конфискацией имущества. Не помогло. Брюки уверено и победоносно шествовали по всему цивилизованному миру
Тоже самое и в Китае — только с появлением собственной кавалерии китайцы перестали воротить нос от варварской одежды и с удовольствием приняли штаны в обязательный мужской гардероб. И даже женщины в Китае стали носить брюки вместо юбки, в отличие от женщин Ближнего Востока, где брюки использовались женщинами только в качестве женского белья и назывались шальварами.
В средневековой Японии широкие штаны — хакама — запрещалось носить простолюдинам — для них была дозволена только набедренная повязка. Поскольку штаны фактически являлись показателем социального статуса, то помимо самураев и придворных их носили также и прекрасные представительницы высшей аристократии.
Славяне оделись в порты уже в 11 веке. Термины «штаны» (для исподнего), появились в России во второй половине 18 века. Термин «брюки» — в Петровскую эпоху вместе с голландскими матросами и первоначально означало матросские штаны.
Брюки, как таковые, вошли в мужскую моду около середины 19 века.
В Европе очень долго порты — штаны — брюки были мужской одеждой. У женщин длинные панталоны в качестве нижней одежды появились в 16 веке, но только в начале 20 века получили всеобщее распространение. Что соответствует жизненным условиям того времени — женщины сидели дома и вышивали занавески. Мужчины охотились за добычей — в виде дичи, пойманной в лесах, и рухляди, отнятой у побеждённого противника.
Когда женщина пожелала сесть на лошадь, для неё, дабы не нарушать традиций, придумали дамское седло, в котором женщина сидела боком, и в брюках необходимость опять-таки не возникала.
И только в середине 20 века брюки появились в гардеробе женщины на законном основании.
В наше время женская мода активно эксплуатирует элементы одежды сильного пола: шляпы, галстуки, пиджаки, брюки.
20 век принес с собой массовую занятость женщин в процессе общественного труда, а также сравнительно высокие заработки молодежи. И то, и другое повлияло на моду прямо-таки революционным образом!
Работающие женщины отбросили излишние и неудобные рюши, турнюры и кринолины. Смелое уменьшение длины женских юбок до колен, отказ от корсета и короткая стрижка положили начало новому отношению к форме одежды, и в целом к гардеробу…
Молодые люди, впервые получившие возможность не зависеть материально от родителей, и имеющие желание и возможность потратить самостоятельно заработанные деньги, также способствовали созданию новых моделей одежды. И девушки активно включались в общественную жизнь, менялись их представления о жизненных ценностях, менялся их внешний вид. Мода следовала за потребителями — в моду вошли элементы утилитарной, удобной мужской одежды.
То, что ниже пояса. Из истории мужских брюк
В современном мире мы уже привыкли к брюкам как к естественной части не только мужского гардероба. Но так было не всегда. Мы предлагаем вам пройтись по истории мужских штанов.
Мало кто знает, что штаны в привычном виде в Европу принесли кочевники, сами европейцы при этом носили разные виды двух отдельных штанин или, проще говоря, — чулок. Отголоски степного влияния видны даже в крое русских портов. Но об этом ниже. Свое внимание мы сосредоточим в основном на материалах различных этнографических групп староверов.
Как уже было сказано, поясная одежда называлась «порты», что происходит от названий ткани — «порть» или «портно». Так могли называть, в том числе, и одежду вообще.
Другие употребляемые в народной среде названия — портки и штаны. В южнорусских губерниях узкие штаны, называвшиеся голенцами.
На Русском Севере и в старообрядческой среде — надрагами и остегнами, эти слова заимствованы из церковной лексики. Порты, носимые как нижнее белье, во многих местах назывались подштанниками, исподничками, низиками. Для широких штанов употреблялось общерусское название «шаровары» и локальное, в Оренбуржье и Сибири, — чембары(чамбары), оба слова имеют тюркское происхождение…
Более поздний тип мужской поясной набедренной одежды — брюки — появился в крестьянском быту во второй половине XIX века. Брюки были элементом городской культуры, и поэтому воспринимались в деревнях и селах как предмет щегольства. Их приобретали в городах или шили по городским образцам. Их, как и порты, обычно носили заправленными в сапоги.
Покрой портов отличался простотой: они состояли из порточин, ширинки (мотни) из двух клиньев. Верхний край портов подворачивался, образуя «кулиску» (опушку), в которую вдергивали шнурок — «гасник»/ «гашник».
Крой 1
Также существовали порты иного кроя — «с широким шагом» — сложной вставной детали между штанинами, образующей шестиугольник или ромб. Очень распространен такой крой был у алтайских староверов, а сами штаны называли «чамбарами».
Крой 2
Несимметричность составляющих мотню клиньев, обусловливающая подчас некоторую неравномерность движения ног, породила в некоторых местах Алтая такое шутливое название портов, как «косожопки». Иногда встречаются и порты для детей, в которых отсутствует одна из деталей, чтобы ребенок мог ходить в туалет, не снимая портов.
Шаровары по крою схожи с чамбарами, различаются лишь тем, что мотня пришивается почти у конца штанины, увеличивая, таким образом, объем в несколько раз.
Шаровары и Чамбары
К началу XX века порты стали шить на пояске с пуговицей, наподобие городских брюк. Это связано и с модой, и с тем, что мастерство швей выросло. Для изготовления рабочих (а иногда и повседневных) портов использовали белый холст, штанную пестрядь с продольными полосками — «полосушку», которая становится основной тканью для портов начиная с середины XIX века; льняную или шелковую ткань особого плетения, похожей на восточную — «кежовину». Они были распространены на Урале и в Сибири в качестве праздничных, а назывались «киковыми», «абровыми», «икатные», «кежовые» штаны.
Кежовые порты, фонды Каменск-Уральского Краеведческого музея. КУКМ
В начале XIX века порты из холста или пестряди носили купцы и мещане, заводские и сельские жители. Преимущественно, они были светлых оттенков, поскольку технологии домашнего окрашивания в эту эпоху были плохо развиты. С появлением штанов, сшитых из фабричных тканей, холщовые порты сохраняются в качестве рабочей одежды. В некоторых районах Свердловской области и в начале XX века кежовые штаны употребляются как праздничная одежда. Праздничные кежовые порты могли украшаться вышивкой по краю кармана. Довольно часто порты из обычной полосушки украшены вышитым или отстроченным «клапаном» — карманом.
Вышитые карманы. Алапаевский район Свердловской области
Вышитые карманы. Алапаевский район Свердловской области
Вышитые карманы. Алапаевский район Свердловской области
Зимние штаны — «сермяжники», «суконники» шили из домашнего пониточного сукна. Упоминаются также «стеженки» — стеганые штаны и штаны, сшитые из телячьих шкур. Нижние штаны — нижники, исподники — шили из неокрашенного холста, идентичными по крою верхним штанам — портам.
Во второй половине XIX века в употребление входят шаровары (плисовики) — более широкие штаны, сшитые из плиса (хлопчатобумажного бархата).
Плисовые шаровары на приискателе Енисейской губернии
Шаровары считались праздничной одеждой. Как особо модные, плисовые шаровары и штаны (сшитые по крою, приближенному классическим брюкам) зафиксированы во многих районах Урала.
Плисовые штаны, с. Н. Катарач Талицкого района Свердловской области
«Плисовые штаны» даже входят в местный фольклор. У Алтайских староверов встречаются и вышитые праздничные чамбары.
Вышитые чамбары Алтайских староверов
Они украшены разноцветной вышивкой в технике тамбур. Встречаются и варианты аппликативного орнамента. Такие чамбары нередко носили на выпуск, поверх голенища сапога.
По обычаю казаков-некрасовцев первые шаровары молодому человеку шьет мать тогда, когда он начинает «бурлачить», то есть ухаживать за девушками, отличительной особенностью является использование декоративных швов.
Некрасовцы
Некрасовцы 1
В южнорусских губерниях, в Прикамье как праздничные широко бытовали порты из синей ткани «крашенины» с белым рисунком разнообразных вариантов.
Варианты набойки портов. Смоленский музей, работы Мариониллы Саламатовой
Варианты набойки портов. Смоленский музей, работы Мариониллы Саламатовой
В некоторых локальных традициях праздничные (особенно свадебные) порты шили из полотна и шелка красных оттенков. В фондах РЭМ хранятся такие штаны из Пермской губернии, Ставропольского края и Области Уральского казачьего войска.
Режевские порты
Режевские порты с карманом
Особым, по сравнению с включением в повседневный или праздничный крестьянский костюм, было надевание промысловых штанов чембар в Оренбуржье, Приуралье, Сибири. Чембары, очень широкие порты на гашнике, изготавливали обычно из некрашеного толстого холста грубой выделки, сукна, кожи. Способ их ношения, который назывался «причамбариться» или «подшаровариться», заключался в том, что полы длинной верхней одежды — тулупа или стеганного на вате халата — закладывались внутрь штанов. Это обеспечивало, прежде всего, тепло, а также удобство при ходьбе, верховой езде, работе.
Уральский казак. Гравюра
Нельзя не упомянуть и об использовании мужской поясной одежды женщинами. Во-первых, у донских и кавказских казаков «шароварцы» входили в женский комплекс одежды, повторяя, вместе с заимствованиями и моду местных народов.
У староверов Алтая и Бухтармы женщины использовали чамбары в качестве рабочей одежды. Туда заправляли сарафан. Объяснялось это необходимостью защиты ног во время работы. К тому же, необходимость частой верховой езды сделала чамбары ездовой деталью одежды для женщин.
Бухтарминские староверы верхом
Исследователь Н. П. Гринкова считает, что штаны вошли в комплекс староверок от местных народов, а исчезновение штанов из состава женской одежды связывает с изменением покроя сарафана («полукруглый» и «круглый» сарафаны имели ширину по всему подолу около 4–5 м, что позволяло в седле не подбирать сарафан вовсе: он не стеснял движения и полностью закрывал подол рубахи и ноги женщины). Кроме того, в обиход старообрядок вошли нижние юбки, которые в некоторой степени заменили штаны.
История брюк
Ученые полагают, что история брюк началась еще во времена первобытного человека и связывают это с постепенным переселением людей в более прохладные климатические условия. Это подтверждает и найденная в Альпах мумия Эци – человека, который жил в эпоху халколита.
Первыми на территории Евразии носить брюки начали кочевники. Они по достоинству оценили удобство такой одежды для верховой езды. По этой же причине большое распространение брюки получили среди скифов и персов, чуть позже их достоинства оценили германцы и гунны.
Каждая штанина в те времена считалась предметом обособленным, поэтому слово «брюки» в большинстве языков относится к существительным, которые имеют только множественное число.
Древние римляне, считая штаны атрибутом варваров, относились к ним пренебрежительно. Но пытаясь найти хоть какое-то средство, чтобы спастись от пронизывающего холода, легионеры Римской империи, участвующие в продолжительных войнах, все же начали использовать брюки. Остальное население, в итоге переняло этот обычай. Так как штаны, чаще всего, были короткими, традиционная римская одежда могла скрывать их, делая не слишком заметными.
История брюк на Руси началась в XI веке. В то время их называли портки, порты или шаровары. К концу XVIII века появилось слово «штаны», а понятие «порты» стало относиться к обозначению нижнего белья. Термин «брюки» пришел в Россию во время реформ Петра I и является прочитанным на русский манер нидерландским словом «broek», которое можно перевезти как «штаны моряка».
История женских брюк, кстати говоря, началась не в XX веке, как многие могут подумать, а намного раньше. С древних времен на Востоке брюки носили как мужчины, так и женщины. Представительницам слабого пола брюки заменяли нижнее белье, они надевали их под юбки или платья.
Жителям Древнего Китая штаны не сразу пришлись по нраву, лишь только с появлением кавалерии, брюки прижились в качестве униформы. Кстати, женщинам в Китае брюки разрешалось надевать без юбки, в отличие от стран Средней Азии и Ближнего Востока.
В Средние века в Японии брюки (хакама) могли носить лишь представители знати, придворные и самураи, простолюдины должны были ходить лишь в набедренных повязках. Исключение делалось лишь для торжественных случаев, например, свадебная церемония. Поскольку брюки позволялось носить не всем, то по их наличию всегда можно было определить, к какому социальному слою относился человек.