в каком веке появились дуэли

Дуэль в истории России

Есть разные версии появления дуэли (поединка) как радикального способа решения межличностных проблем в ходе рыцарских поединков и турниров. Особенно преуспела в этом в прежние времена Западная Европа, где было немало странствующих рыцарей со своими доморощенными правилами поединков в защиту своей чести, жизни и личного достоинства.

В те годы даже монархи использовали своё право на поединок, если была затронута их честь и достоинство. Ярким примером может служить история личного конфликта между императором Священной Римской империи Карлом V и французским королем Франциском I. В 1526 году император назвал короля бесчестным человеком. В ответ Франциск I вызвал обидчика на дуэль. Поединок не состоялся, но авторитет французских дуэлянтов значительно вырос. Как считают, именно в те годы берёт свое начало история дуэли как поединка в защиту чести и личного достоинства.
Число дуэлей росло из года в год. Во второй половине XVI века во Франции происходило ежегодно до тысячи дуэлей со смертельным исходом. А общее число дуэлей в отдельные годы доходило до 20 тысяч. Поединки стали обыденным явлением во французском обществе, а затем и в других европейских странах.

Как появилась дуэль в России

В Россию поединок в форме западноевропейской дуэли пришёл во второй половине XVII века, когда в Москве на правом берегу реки Яузы возникла знаменитая Немецкая слобода. Здесь жили выходцы из многих стран Европы, сохраняя верность традициям и привычкам своей родины. По данным переписи 1665 года почти 2/3 дворов принадлежали иноземным офицерам. Год спустя в этой московской слободе состоялся, как принято считать, первый на Руси поединок по европейским правилам. Поводом для него стала хмельная ссора на застолье в честь именин царя Алексея Михайловича. А затеяли весь этот переполох два иноземца. Ссора случилась между командиром Бутырского полка полковником шотландцем Гордоном и английским майором Монтгомери. Дуэль обошлась без тяжёлых последствий. Однако отвечавшие за порядок и спокойствие в Немецкой слободе десятские получили наказ не допускать впредь поединков, смертоубийств и драк. Кстати, эти строгости и ограничения на вспыльчивого Гордона не подействовали. Следом он вызвал на дуэль генерал-майора Трауернихта, который осмелился поучать полковника как ему командовать полком. После вмешательства царя поединок не состоялся. На карьере будущего соратника Петра I дуэльные истории не сказались. Гордон спустя время получил чины генерала и контр-адмирала.

Есть и иная версия появления дуэлей на Руси. По мнению А. Богданова, иностранцы, приезжавшие в нашу страну в начале XVII века, сами удивлялись большому количеству поединков среди обитателей Немецкой слободы. Правда, в ту пору там собирались иноземцы-авантюристы из многих европейских стран. Публика была та ещё. Всех их привлекали выгодные условия русской службы и почтительное отношение к выходцам из других стран. Русских же не смущало, что среди них было немало иноверцев и носителей другой культуры, порой, чуждой по своим традициям, обычаям и правилам поведения.

Строгость наказания дуэлянтов не останавливала

Стремясь перенять в Европе всё лучшее и передовое, царь Петр I старался пресечь проникновение в русскую жизнь существовавших там негативных порядков и правил. Такие ограничения в полной мере относились и к дуэлям. В принятом в 1706 году «Кратком Артикуле» под страхом смертной казни запрещались любые поединки.

Артикулом было определено, что сами дуэлянты, их секунданты и даже случайные свидетели, если они не сообщили вовремя о поединке, приговаривались к смертной казни. В 1715 году был издан «Устав Воинский», куда вошли «Патент о поединках и начинании ссор» и «Артикул Воинский». Эти документы предусматривали, что приготовление к дуэли и само участие в ней карались смертной казнью через повешение. Наказанию подвергался даже погибший в поединке – его подвешивали за ноги. Царь-реформатор пресекал дуэли ещё тогда, когда они не укоренились в обычаях русского общества. Среди «поединщиков» ещё не встречались русские фамилии, а уже принимались законы, запрещающие дуэль под страхом смертной казни. Впрочем, как часто случалось на Руси, тяжесть наказания компенсировалась неисполнением закона. История подтверждает, что ни при Петре Великом, ни после него никто не был осуждён к смертной казни за убийство противника в поединке и уж тем более за какое-либо участие в дуэли. Хотя вся правовая база для этого уже существовала.

Постепенно дуэли стали причинять всё больше беспокойства для власти. В 1787 году Екатерина II вынуждена была обнародовать «Манифест о поединках». Дуэли прямо были названы «чужестранным насаждением» и причислены к военно-уголовным преступлениям. В случае ранения или гибели дуэлянтов они подвергались наказанию за умышленное убийство или причинение ран и увечья. Если же поединок завершался бескровно, обидчику полагалась ссылка «на вечное поселение» в Сибирь. Позже ссылку заменили разжалованием в рядовые и заключением в крепость. На всех участников, включая секундантов, налагался крупный денежный штраф.

Суды обществ офицеров как регулятор взаимоотношений

В Российской империи существовали разные взгляды и оценки дуэлей, как общественных явлений. При этом было немало сторонников точки зрения, что дуэль есть не что иное, как «самосудная расправа». Такое толкование имело под собой и некоторые юридические основания. Во-первых, поединки (дуэли) были официально запрещены законодательством империи. Во-вторых, они носили противоправный характер, поскольку проводились, как правило, тайно и сам факт поединка скрывался от официального правосудия. В-третьих, все дуэльные кодексы, а также применявшиеся регламенты, порядки и правила проведения поединков имели неофициальный статут. Лишь в период правления императора Александра III были утверждены «Правила разбирательства ссор, случившихся в офицерской среде» (введены приказом по Военному ведомству N18 от 20 мая 1894 года). И только с той поры в Российской империи впервые были легализованы поединки среди офицеров.

Даже цари избегали задевать честь офицера

Известен курьезный случай вызова на дуэль самого Николая I, о котором написал Н. Эйдельман. В один из новогодних дней царю доложили о полученном письме. Подписал его некто Александр Сыщиков. В письме он опорочил самодержавие и вызвал императора на дуэль. Стараниями III-го отделения выяснилось, что Александр Сыщиков — это настоящее имя тамбовского дворянина. Он получил образование за границей и вернулся на Родину, по словам Николая I, «с духом критики». Сыщикова доставили к императору. Сам Николай I описал этот разговор в письме И. Ф. Паскевичу-Эриванскому. Дуэль, понятное дело, не состоялась. Царь простил мятежного дворянина и отпустил его. Спустя время Сыщиков при сомнительных обстоятельствах был убит на дуэли неким Василием Ивановым.

Или другой показательный случай. Будущий император Александр III в свою бытность наследником престола оскорбил одного из офицеров. Наследник грубо говорил с ним во время аудиенции, а, придя в гнев от ответов офицера, и вовсе не литературно его обругал. Офицер не мог вызвать на дуэль высокородного обидчика. Он написал ему письмо, где пригрозил покончить с собой, если цесаревич не извинится за нанесённое оскорбление. Но наследник над этим только посмеялся. Офицер застрелился. Узнав об этом происшествии, император Александр II посчитал поведение сына недостойным и приказал ему сопровождать гроб с телом офицера в последний путь.

Все члены царской фамилии по мужской линии по традиции находились на военной службе и хорошо знали значение и цену чести и благородного достоинства офицера русской армии.

Заложники чужих решений

Суды чести, по замыслу их создателей, должны были рассматривать все обстоятельства ссор и оскорблений в офицерской среде, снижая накал страстей и, по возможности, разрешая конфликт миром. Иными словами, главная цель перед судами чести ставилась уменьшить число дуэлей среди офицеров, происходивших, порой, по недоразумению, из-за неверно истолкованных слов или по незначительным поводам. Это была важная государственная задача по сохранению жизней дворян, состоявших на военной службе. Военно-профессиональная и общая подготовка офицера требовала немало времени и обходилась казне достаточно затратно, чтобы нести небоевые потери на поединках в мирное время.

Поединок по решению суда чести офицеров

По свидетельству ротмистра В.М. Кульчицкого, в числе поступков офицеров, разбиравшихся в полковом суде чести, могли быть: «драка между офицерами, заем денег в долг у нижних чинов, игра с нижними чинами в карты, на бильярде, привод в офицерское собрание лиц сомнительного поведения, писание анонимных писем, нечестная игра в карты, отказ от уплаты карточного долга, двусмысленное ухаживание за женой товарища по полку, появление в общественном месте в нетрезвом или неприличном виде и т.п.».

Большинством голосов полковой суд чести мог принять в отношении призванного к ответу обер-офицера следующие решения:
1) об оправдании привлечённого к ответственности и «восстановлении чести офицера»;
2) об удалении офицера, нарушившего «правила нравственности, чести и благородства» из полка;
3) об объявлении офицеру общественного порицания, когда «честь лишь подвергается опасности оскорбления»;
4) о проведении дуэли для восстановления честного имени и отмщения за нанесённое оскорбление. При этом суд чести в своем решении обычно отмечал, что «поединок является единственным приличным средством удовлетворения оскорбленной чести офицера». Однако здесь существовали некоторые законодательные ограничения. Во-первых, решение об обязательности дуэли для защиты оскорблённой чести и достоинства принимались лишь в отношении офицеров, состоящих на действительной службе. Во-вторых, осудить к поединку могли лишь обер-офицера и только своего полка. Отказавшегося от поединка по решению суда чести офицера по ходатайству командира полка увольняли со службы без прошения.

При этом суду чести в 2-х случаях подлежали и офицеры запаса: 1) при прикомандировании к войскам; 2) при призыве или мобилизации в армию. Однако эта категория военных чинов не могла быть принуждена судом чести к дуэли в защиту чести и достоинства. Отличительной чертой дуэлей того времени стала готовность офицера скорее сложить голову в смертельном поединке, чем потерять честь и уронить своё благородное достоинство.

Решение суда общества, подписанное председательствующим и всеми членами, немедленно объявлялось привлекаемому к ответственности офицеру и затем представлялось полковому командиру. Жалобы на решение суда общества офицеров не допускались. Однако обвиняемому офицеру предоставлялась возможность в течение 30 суток со времени объявления ему решения суда чести подать командиру полка жалобу в случае нарушения процессуальных правил. Например, если суд собрался без разрешения командира полка или же обвиняемый офицер не был вызван для объяснений. Командир полка имел право отклонить решение суда чести, если признает жалобу справедливой либо сам обратит внимание на допущенные нарушения. Тогда суд общества офицеров вновь рассматривал это дело.

При увольнении со службы по приговору суда чести офицеров жалобы тоже не принимались, как и просьбы о предании суду чести для доказательства своей невиновности. Если суд признавал необходимость удаления офицера из полка и вообще с военной службы, то полковой командир представлял донесение об этом корпусному начальству с приложением приговора суда чести. При этом в документах об отставке офицера, как правило, не объяснялись причины его увольнения и не упоминалось, что офицер уволен по приговору суда общества офицеров. Исключение составляли те случаи, когда «само общество офицеров по свойству проступка признавало необходимым означить в приказе, что офицер уволен по приговору суда» с указанием причины увольнения. Офицер, уволенный с военной службы по приговору суда общества офицеров, не мог быть вновь принят на службу иначе, как с особого высочайшего разрешения.

Дуэльные трагедии по недоразумению

Пожалуй, наиболее полное изложение действовавшего в конце XIX века законодательства о судах общества офицеров и дуэлях в армии с толковыми комментариями написал военный следователь Петербургского военного округа полковник П. Швейковский. Эта книга, по мнению современников, вполне могла служить руководством в службе и повседневной жизни для каждого офицера. При этом автор с сожалением отмечал, что с введением в армии закона о поединках, появились «прискорбные случаи дуэлей по ничтожным поводам». И основания для такого вывода давала сама жизнь.

О другом нелепом случае сообщил корреспондент «Степного Края» летом 1895 года. Речь шла также о ссоре двух офицеров-приятелей, возвращавшихся из увеселительного заведения. Всё бы обошлось, но кто-то не вовремя вспомнил о циркуляре военного министерства о дуэлях. Приятелей, кстати, даже живших в одной квартире, заставили стреляться и один из них был убит наповал.

«Честь имею» мог сказать не каждый

Русский Дуэльный кодекс и негласные правила поединка

Поскольку поединки среди офицеров были официально разрешены, то возникла необходимость упорядочить условия и правила их проведения. С этой целью разными авторами были написаны сразу несколько дуэльных кодексов: графа Василия Дурасова (1908), Алексея Суворина (1913), генерал-майора Иосифа Микулина (1912) и другие. Наиболее полным и подробно прописанным считался Дуэльный кодекс графа Дурасова. При этом следует напомнить, что официально единый дуэльный кодекс в Российской империи так и не был разработан.

Повод для дуэли находился всегда

Опять же, несмотря на то, что обычно на дуэль вызывали равных себе, со временем появились исключения в связи с разрешением дуэлей с гражданскими лицами из дворян. К примеру, Дуэльный кодекс разрешал в случае публикации оскорбительной для офицера статьи вызвать на дуэль журналиста-автора или редактора издания. Более того, можно было вызвать на дуэль по «секретным мотивам», не сообщая их даже секундантам.

Интересна статистика поединков на рубеже конца XIX и начала XX веков. По подсчётам И. Микулина, сделанным по документам, за период с 20 мая 1894 года по 20 мая 1910 года в армии по приговорам судов чести произошло 322 поединка: 251 — между военными, 70 — между военными и штатскими, один раз у барьера сошлись военные врачи. Среди дуэлянтов было 4 генерала, 14 штаб- офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 поручиков, подпоручиков и прапорщиков. Один поручик участвовал в 3-х дуэлях, четыре поручика и один подпоручик дрались дважды. По два раза дрались с военными и двое штатских.

В пяти случаях рубились на шашках, в двух использовались эспадроны. Остальные 315 дуэлей происходили на огнестрельном оружии, на них погибли 15 человек и 17 получили тяжёлые ранения. На самом деле дуэлей в армии было, конечно, больше. По некоторым подсчетам, примерно треть поединков проходила в обход суда общества офицеров. Случалось, что у барьера сходились противники, накануне приговорённые судом чести к примирению.

Русские особенности офицерских поединков

В русской армии была распространена дуэль, получившая по не вполне понятной причине название американской. В этом случае поединок как таковой заменялся самоубийством по жребию одного из противников. В Европе в ту пору такой способ дуэли часто называли русским. Одна из наиболее известных «американских дуэлей» произошла между двумя драгунскими капитанами Леоновым и Прохоровым. Они были друзьями и оба влюбились в актрису бродячего цирка. Решить спор уговорились «американской дуэлью». Роковой жребий выпал Леонову. Офицер, верный слову чести, пустил пулю себе в сердце.

Дуэльные сюжеты в русской литературе

Завершился поединок печально. Ромашов получил смертельное ранение и погиб. Из-за коварства любимой женщины? Или защищая свою честь? Или за доброе имя жены своего сослуживца, в которую он посмел влюбиться? Об этом среди современников было много споров.

Дуэль была выбрана главной темой и в некоторых других литературных произведениях. Достаточно лишь перелистать «Испытание» А.А. Бесстужева-Марлинского, «Выстрел» А.С. Пушкина, «Большой свет» В.А. Соллогуба, «Ятаган» Н.Ф. Павлова, «Бретёр» И.С. Тургенева, «Поединок» Е.П. Ростопчиной или «Дуэль» А.П. Чехова. Помимо этого, дуэли описывались как отдельные сюжетные эпизоды во многих повестях и романах. Иной раз к дуэли приводила чёрная зависть к успеху другого человека. Таков, например, Сильвио у Пушкина и Лучков у Тургенева.

А повесть графа Соллогуба «Большой свет» в светском обществе была воспринята как основание для вызова М.Ю. Лермонтовым автора на поединок. Ведь современниками он легко угадывался в образе молодого армейского офицера Михаила Леонина, прикомандированного в столице к одному из гвардейских полков. Но у поэта и офицера нашлись силы устоять перед злословьем и коварством высшего света, который, в конечном счёте так и не принял его в свои ряды. Дуэльной схватки великосветские злопыхатели и завистники так и не дождались.

В книгах и в жизни на дуэлях дрались добропорядочные дворяне и откровенные подлецы, наивные романтики и хладнокровные убийцы. Безответственные забияки втягивали в дуэльную схватку случайных людей, оказавшихся волею судьбы не в том месте и не в то время. Здесь было бы уместно вспомнить размышления Герцена по поводу дуэлей в «Былом и думах», которые привели его к выводу о том, что дуэль «оправдывает всякого мерзавца или его почетной смертью, или тем, что делает из него почетного убийцу».

Среди офицеров в разных чинах и должностях было немало тех, кто осуждал поединки в армейской среде и не скрывал своих взглядов, несмотря на преобладавшее в обществе и в русской армии одобрение узаконенных убийств на дуэлях. Горячие споры вокруг снятия запрета на поединки в офицерских кругах начались после мая 1894 года. Они проходили в острых дискуссиях не только в офицерских собраниях в войсках, но и на страницах военной печати. Например, достаточно часто этот вопрос обсуждался в считавшемся офицерским журнале «Разведчик». В числе открытых противников дуэлей был такой известный военный авторитет как генерал от инфантерии М.И. Драгомиров. Свою точку зрения он изложил в изданной в Киеве в 1900 году специальной брошюре «Дуэли». Это было актуально, поскольку после того, как офицерам было разрешено драться на дуэли с гражданскими лицами дворянского сословия, возникли новые очаги напряжения в обществе.

Дуэли между дамами

Случались женские дуэли и на международном уровне. В истории известен громкий русско-британский скандал. Близкая подруга императрицы Екатерины II и её соратница княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова в 1770 году была в поездке в Англию. В лондонском доме русского посла при встрече с герцогиней Фоксон между ними произошёл горячий спор. Перепалка двух известных интеллектуалок из рамок дискуссии переросла в острый конфликт. Англичанка в присутствии жены русского посла графини Пушкиной словесно оскорбила Дашкову. Та влепила ей пощёчину. Между аристократками началась банальная драка. Обе соперницы потребовали шпаги и вышли в сад на поединок. Международный скандал завершился лёгким ранением Дашковой в плечо.

К дуэлям приводили разные, порой, нелепые случаи. Так, борясь за внимание молодого человека, на поединке от выстрела из дуэльного пистолета погибла молодая актриса Мариинского театра А. Малевская. Имя её такой же юной, но более меткой соперницы никто и не запомнил, поскольку в столице она была проездом.
Пикантных ситуаций возникало немало. Бывали даже поединки между мужчинами и женщинами. Но это считалось уже вовсе дуэльной экзотикой.

Про дуэли вспоминают и в наши дни. Поединок, как инструмент для отстаивания своих прав, а также как ответ на какие-то обидные слова или оскорбительные публикации выбирают, порою, и наши современники. Они также публично бросают вызов своему противнику или сопернику. К счастью, дальше слов дело не заходит. Видимо, дуэльные традиции в России остались в далёком прошлом и теперь они являются лишь эпизодами отечественной истории.

Источник

в каком веке появились дуэли. userinfo v8. в каком веке появились дуэли фото. в каком веке появились дуэли-userinfo v8. картинка в каком веке появились дуэли. картинка userinfo v8. Есть разные версии появления дуэли (поединка) как радикального способа решения межличностных проблем в ходе рыцарских поединков и турниров. Особенно преуспела в этом в прежние времена Западная Европа, где было немало странствующих рыцарей со своими доморощенными правилами поединков в защиту своей чести, жизни и личного достоинства.masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Слово «дуэль» произошло от латинского «duellum», которое было архаичной формой слова «bellum». Duellum в средневековой латыни означало судебный поединок, хотя в наше время дуэлью называют почти всегда поединок внесудебный и даже тайный. Так, в Statute of Wales (Edw. I., Act 12) писалось: «…Placita de terris in partibus istis non habent terminari per duellum». Трудно сказать, были ли такие дуэли в Древней Греции и Риме, но они безусловно были знакомы германским племенам (об этом упоминали Тацит, Diodorus Siculus и Velleius Paterculus) в качестве одного из видов ордалий, а также викингам.

Если мы начнем перечислять русских писателей, в чьих произведениях мотив дуэли оказывается в центре внимания, то в нашем перечне окажутся имена Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Тургенева, Л.Толстого, Чехова, Куприна – и этот перечень оказывается далеко не полным. Дворянские поединки были одним из краеугольных элементов культуры поведения и занимали важное место в жизни знати.

Понимая все это мы, как правило, ничего не знаем о дуэли. А, зря. Зная минимум о благородных поединках, произведения великих наполняются дополнительным смыслом.

Леон Мария Дансарт Дуэль Противники встречались без свидетелей.

Необязательно этих лиц именно два. Дуэльный кодекс вполне допускал коллективные бои; скажем, вызывающий и вызванный приводили с собой сколько-то друзей, секундантов. Если изначально секундант был свидетелем боя, гарантирующим честность поединка, то в XVII веке считался скорее дополнительным участником или, в крайнем случае, тем, кто готов заменить дуэлянта в случае, если тот сбежит или по какой-то объективной причине не сможет драться.

У Дюма, большого любителя дуэльной темы, мы видим немало примеров таких коллективных дуэлей: например, в «Трех мушкетерах» — дуэль д’Артаньяна с лордом Винтером (в которой участвовало по четыре человека с каждой стороны), трое на трое сражаются в «Графине де Монсоро». По некоторым данным, дуэль миньонов из «Графини де Монсоро» — первая дуэль, в которой секунданты участвовали вместе с самими дуэлянтами, и именно после нее этот обычай стал популярен.

Истоки дуэлей обычно ищут в судебных поединках, или испытании боем. Такой способ решения судебного дела был широко распространен в средние века как в Западной Европе, так и на Руси; вплоть до XVI века он время от времени применялся в высших слоях общества. Хотя законы в Европе писали на основе римского права, эта идея с ним ничего общего не имела: ни римляне, ни иудеи или ранние христиане таких обычаев не практиковали. По-видимому, они происходят из законов германских племен (первые законы таких поединков встречаются в «Кодексе бургундов» V-VI века), а на Русь принесены варягами.

На первый взгляд, судебный поединок еще не дуэль, потому что исход его разрешает не частный спор, но спор с законом. Однако часто он оказывался боем обвинителя с обвиняемым. Главное, что победитель в таком бою считался автоматически правым, а проигравший — виновным; эта идея надолго остается стержнем дуэльных обычаев. Впоследствии от нее отошли, полагая, что убитый в поединке «защитил свою честь».

Кроме того, разрешение на судебный поединок должен был давать самолично король. Из этого часто делают вывод, что «божий суд» был призван служить противовесом самоуправству вассалов, которые в своих владениях творили что хотели.

Германские кодексы также жестко регламентировали защитное снаряжение. Как правило, допускалась кожаная куртка, штаны и перчатки, но никакой брони; голова и ступни должны были оставаться непокрытыми. В Польше и на Руси порой допускались кольчуги, но никаких шлемов.

Техника «судебного» боя активно преподавалась в фехтовальных школах; именно это в конце XV века послужило причиной отказа от обычая. Дескать, негоже, если прав всегда тот, кто больше тренировался. Вера в то, что судебный поединок решается волей божьей, как-то ослабела. Кое-где встречался обычай выставлять за себя другого бойца; он был далеко не так популярен, как в романах, но иногда такое позволялось.

Для горожан судебный бой был желанным развлечением — куда интересней казни. Гладиаторских боев христианские законы не дозволяли, а тут такое «шоу». На него собирался весь город. Во многом именно поэтому законы о судебном поединке продержались куда дольше, чем предрассудки, на которых они были основаны. Ради зрелищности порой даже пренебрегали правилами и здравым смыслом; так, известен случай судебного поединка. человека с боевым псом. Далеко ли тут до тех самых гладиаторских боев

Принцип «суда божьего», конечно же, состоял в том, что господь защитит правого и поразит виновного. Женщины, больные, дети и старики юридически тоже участвовали в судебных поединках — фактически выставляя вместо себя чемпиона-защитника. Судебный поединок был очень торжественной церемонией, и, как пишет Хаттон в книге «Меч сквозь столетия», изначально разрешение на него всегда давал только король, который во время боя играл роль арбитра. Можно предположить, что практика судебного поединка изначально поддерживалась королевской властью в качестве ограничения судебной власти вассалов. Во Франции этот порядок был отменён Генрихом II в 1547 году после дуэли Жарнака и Ля Шастеньере, хотя истинность «суда божьего» подвергалась сомнению и раньше. Например, в 1358 году в присутствии Карла VI проиграл поединок и был повешен некий Жак Легре, а вскоре был схвачен другой человек, который сознался в преступлении, приписанном этому несчастному. Но не будем забегать вперёд.

Из всех законов, содержащих нормы о дуэли, самым ранним считается Кодекс Бургундов, принятый в конце V — начале VI века при короле Гундобальде, а введение судебного поединка датируется 501 годом. Положения этого кодекса содержат и искреннюю веру в истинность божьего решения («…Господь будет судьёй…»), и пожелание спорящим не избегать боя («…если кто-либо открыто говорит, что знает правду и может дать клятву, он не колеблясь должен быть готов сразиться…»). В дальнейшем почти в каждой стране появились похожие нормы. Хотя, например, в Англии поединки не были в ходу до норманнского завоевания, а по закону Вильгельма Завоевателя они применялись только в спорах между норманнами, и только в дальнейшем стали всеобщей практикой.

Часто издавались и особые запреты. Например, «Божье перемирие», объявленное Церковью в 1041 году, запретило дуэли и турниры на время празднеств в честь церковных таинств. Светские власти не отставали — Людовик VII в 1167 году запретил судебные поединки по всем делам, где сумма спора не превышала 5 су.

Другой прародитель дуэли — хольмганг, популярный у викингов способ разрешения споров.

Тут уже не требовалось никакого конкретного обвинения; годилось и оскорбление, и просто «не сошлись во мнениях». Не требовалось и равенства социального статуса; простой воин имел право вызвать ярла. Вопреки горячей натуре скандинавов (а может, именно из-за нее, чтобы хольмганги не опустошили край) бой никогда не проводился тут же на месте; законы требовали, чтобы прошло хотя бы три дня, лучше — неделя, а буйные головы успели одуматься.

Чаще всего в хольмганге участвовало по нескольку человек с каждой стороны. Бой проводился на заранее выбранном месте, вокруг брошенной на землю шкуры (возможно, при зарождении традиции животное перед боем приносили в жертву). Законы шведов требовали для боя перекрестка трех дорог; а раньше, судя по всему, бились на маленьком островке, чтобы никто не мог сбежать, — ведь само слово «хольмганг» означает «пройтись по острову».

Отказаться от хольмганга — не только бесчестие, но и преступление. Зато можно привлечь друзей и союзников. Так что викинг-«бретер», понадеявшийся на свой меч и неопытность противника, мог жестоко ошибиться. Существует мнение, что секунданты на дуэлях — в какой-то мере наследие обычаев хольмганга и противовес бретерству.

Вот что говорит о хольмганге шведский «Языческий закон»:

Оружие для хольмганга предполагалось обычное, и никто не регламентировал, сколько его и какое. Чем воюешь, с тем и приходи, сказано же в законе: «драться всем оружием».

Однако пока франки ужесточали свой дуэльный закон, переходя от дубинки к булаве, кровожадные скандинавы его смягчали. Начали входить в обычай поединки до первой крови; а уже в XI веке норвежцы и исландцы стали запрещать хольмганг. Виной тому, как считается, были берсерки, которые фактически играли роль бретеров, да и смерти в боях с ними стали уж слишком часты.

Воспетый Вальтером Скоттом и Артуром Конан Дойлом рыцарский поединок, хотя на первый взгляд очень похож на дуэль, на самом деле отстоит от нее много дальше, чем судебный бой и хольмганг. Поскольку не предполагает никакой личной вражды между соперниками и вообще, строго говоря, представляет собой состязание, а не поединок насмерть.

Поскольку техника безопасности у этого «соревнования» была так себе, на нем нередко погибали или получали тяжкие увечья; бывало даже, что от турнирной раны умирал правитель, как, например, Генрих II Французский (осколки турнирного копья угодили ему в глаз). И тем не менее смертельной схваткой турнир не считался.

К началу Возрождения поединки становятся настолько обычным делом, что наступает пора формализовать это занятие уже не для судебных, а для частных целей. Как и у скандинавов, дуэлянт этого времени в особых причинах не нуждается, а оскорбление может быть сколь угодно минимальным. Хоть даже «по поводу одного места из блаженного Августина, по которому мы не сошлись во мнениях», как говорил шевалье д’Артаньян.

Жером, Жан Леон — Дуэль после маскарада

Дуэли Ренесанса

Этот вид дуэлей во Франции исчез в XVI веке после вышеуказанного запрета Генриха II Валуа — вместо боя под надзором государственной власти вошли в обычай дуэли в парках и на окраинах монастырей. Как справедливо указывал Хаттон, королевский запрет привёл не к исчезновению поединков, а наоборот к увеличению их количества, причём теперь в ход пошли спрятанные под рубашкой кольчуги и нападения нескольких на одиночку. Именно тогда появляются секунданты — как гарантия против подлости. Начиная со знаменитой «дуэли миньонов», секунданты тоже стали драться между собой.

Составлялись подробные сборники правил проведения частных дуэлей, первым из которых считается итальянский Flos Duellatorum in Armis of Fiore dei Liberi (около 1410). В дальнейшем в Италии появилось ещё больше кодексов и учебников, и на них впоследствии французы основывались, создавая свои «восемьдесят четыре правила» и Le Combat de Mutio Iustinopolitain (1583). Самым известным кодексом на английском языке был ирландский Code Duello или «двадцать шесть заповедей», составленный на Clonmel Summer Assizes (1777 год) джентльменами-представителями пяти ирландских графств. Чтобы никто не мог ссылаться на незнание его правил, каждому предписывалось держать копию кодекса в своём ящике с дуэльными пистолетами (хотя допускались и дуэли на шпагах). Распространённость этого детального свода правил связана с тем, что он широко применялся в Америке, где затем был переработан в 1838 году отличным юристом и заядлым дуэлянтом, экс-губернатором Южной Каролины Джоном Лайдом Уилсоном (Wilson, John Lyde. The Code of Honor: or, Rules for the Government of Principals and Seconds in Duelling. Charleston, S.C.: J. Phinney, 1858).

Даже прекрасные дамы сходились в дуэлях, что видно и на гравюрах. Это было, конечно, редкой практикой, но всё же имело место — есть свидетельства даже и о дуэлях женщин против мужчин, иногда даже двое женщин дрались против одного мужчины.

А вот использование дуэлей на войне в качестве гуманной замены столкновения армий, что предложил Гуго Гроций в своём знаменитом труде De Iure Belli Ac Pacis (1642) (примером такого боя в Средние века считали схватку Давида и Голиафа), не получилось, хотя многие короли в Средние века и позже предпринимали попытки организовать дуэль с со своим врагом — дело ни разу дальше слов не пошло. Многочисленные примеры вызовов на такие дуэли даёт Йохан Хёйзинга в речи «Политическое и военное значение рыцарских идей в позднее Средневековье»: «Ричард II Английский предполагает вместе со своими дядьями, герцогами Ланкастером, Йорком и Глостером, с одной стороны, сразиться с королём Франции Карлом VI и его дядьями, герцогами Анжуйским, Бургундским и Беррийским, с другой. Людовик Орлеанский вызвал на поединок Генриха IV Английского. Генрих V Английский послал вызов дофину перед началом битвы при Азенкуре. А герцог Бургундский Филипп Добрый обнаружил почти неистовое пристрастие к подобному способу разрешения споров. В 1425 году он вызвал герцога Хамфри Глостерского в связи с вопросом о Голландии. …поединок так и не состоялся. Это не оградило герцога, двадцатью годами позже, от желания разрешить вопрос относительно Люксембурга посредством поединка с герцогом Саксонским. А на склоне жизни он даёт обет сразиться один на один с Великим Туркой. Обычай владетельных князей вызывать на дуэль сохраняется вплоть до лучшей поры Ренессанса. Франческо Гонзага сулит освободить Италию от Чезаре Борджа, сразив его на поединке мечом и кинжалом. Дважды Карл V сам по всем правилам предлагает королю Франции разрешить разногласия между ними личным единоборством».

Дуэли под ЗАПРЕТОМ

Энтузиазм Селдена разделяли не все, и часто замечалось, что на дуэлях погибает больше дворян, чем в сражениях («Из убитых на дуэлях можно составить целую армию», замечал писатель XVII века Теофиль Рено, а Монтень говорил, что даже если поместить трёх французов в ливийскую пустыню, то не пройдёт и месяца, как они перебьют друг друга). И надо сказать, что если уж судебные поединки были под пристальным наблюдением государства, то к тайным дуэлям оно было совсем нетерпимо.

В том же направлении действовала и Церковь. Ещё Трентский Собор (1545 —1563) в своём 19-ом каноне запретил государям устраивать судебные поединки под угрозой отлучения («Отвратительный обычай дуэлей, произошедший от самого Дьявола, чтобы одновременно погубить душу и тело, должен быть полностью выкорчеван с христианской земли») и объявил отлучёнными ipso facto всех участников, секундантов и зрителей дуэлей. Однако, во Франции положения Собора никогда не были признаны, во многом из-за этого самого канона. Французское духовенство всё равно продолжало нападать на практику дуэлей, призывая всех священников проповедовать против этого непотребства, и громовые проклятья не стихали на протяжении XVI и XVII веков. Даже в XIX веке папа Пий IX в своём «Constitutio Apostolicae Sedis» от 12 октября 1869 года провозглашал отлучение от церкви всех, кто вызывает или соглашается драться на дуэли.

Государственные запреты во Франции приняли вид «суровости на словах и снисходительности на деле». Соответствующие законы принимались всё чаще и чаще, начиная с эдикта Карла IX 1566 года, но, например, Генрих IV и Людовик XIII издавали не только эдикты против дуэлей (например в 1602, 1608 и 1626), но и многочисленные помилования дуэлянтов — один Генрих IV даровал семь тысяч таких помилований за девятнадцать лет. Организованный в 1609 году суд чести, в который следовало обращаться вместо прогулок на Пре-о-Клер, популярности не снискал. При Людовике XIV было введено как минимум одиннадцать эдиктов, ограничивающих дуэли, пока он не пришёл к необходимости издать Edit des Duels (1679), который грозил дуэлянтам и секундантам смертной казнью и конфискацией имущества. Тем не менее, Луи XIV, как и его предшественники, был непостоянен в обеспечении исполнения собственных законов и нередко смотрел сквозь пальцы на явные нарушения. Число дуэлей во Франции, как вы догадываетесь, не особенно уменьшилось, несмотря на то, что в преамбуле к своему эдикту 1704 года король утверждал обратное. Последний эдикт был издан в 1723 году, а затем уже пришла Революция, которая запретила дуэли в качестве одной из привилегий дворян. К тому времени, отношение к дуэлям уже начало меняться, а уж со стороны менее благородных лиц и вовсе сыпались насмешки над дуэлянтами. Как говорил Камиль Демулен в ответ на вызовы и обвинения в трусости «Я лучше докажу своё мужество на других полях, чем в Булонском лесу».

В Англии дуэли всегда считались нарушением по общему праву (впрочем, до начала XVII века их вообще почти не было, а в дальнейшем дуэли всё равно были редки, разве что в период возвращения Карла II возникла мода). Таким образом, в соответствии с принципом соответствия наказания преступлению, дуэлист, который вызвал другого, считался совершившим подстрекательство к преступлению; дуэлисты, которые дрались, но оба остались в живых, обвинялись в нападении с оружием; а если один погибал, второй отвечал за умышленное или неумышленное убийство. Подход общего права приводил к намного большему количеству обвинений и приговоров, чем в континентальной Европе, где дуэль рассматривалась как отдельное преступление. Но и тут частенько право нарушалось и дуэлянтами-аристократами, и государственными чиновниками, которые должны были бы их наказывать.

В 1681 дуэли запретил император Священной Римской Империи и Австрии Леопольд I. По законам Марии Терезии должны были быть обезглавлены все, кто принимал какое-либо участие в дуэли. При императоре Иосифе II дуэлянтов наказывали так же, как убийц. Фридрих Великий особенно не переносил дуэлянтов среди своей армии и наказывал их немилосердно. В XIX веке по уголовному кодексу Австрии за дуэли сажали в тюрьму, а по уголовному кодексу Германии — заключали в крепость.

Чезаре Беккариа в своей работе о преступлениях и наказаниях (Dei Delitti e Delle Pene (1764)) указывал на бесполезность ограничения дуэлей в Италии, даже если участие запрещалось под страхом смертной казни. По его мнению, это связано с тем, что вопросы чести, из-за которых скрещивали шпаги, в сердцах мужчин доминируют над обычными законами и опасностью наказания.

Его современник, великий английский юрист Уильям Блэкстоун (1723 — 1780) относился к дуэлям бескомпромиссно: «…в случае умышленной дуэли, когда обе стороны встречаются по договорённости с умыслом на убийство, считая это своим долгом, как джентльменов, и своим правом, чтобы играть своей жизнью и жизнями своих друзей, без какого-либо разрешения от какой-нибудь власти, божеской или человеческой, но в прямом противоречии с законами Бога и человека, таким образом, в соответствии с правом они совершают преступление и должны нести кару за убийство, они и их секунданты». Сделав такое заявление, Блэкстоун признал и неспособность одних лишь законов контролировать дуэли: «Строжайшие запреты и наказания, установленные правом, никогда не смогут полностью искоренить этот несчастный обычай, до тех пора, пока не будет найден способ заставить изначального обидчика предоставить потерпевшему иное удовлетворение, которое в глазах мира будет считаться таким же достойным» (Blackstone, William. Commentaries on the Laws of England. 1765). Сходное мнение высказал и Грэнвиль Шарп в своём A Tract on Duelling (1790). Интересно, что хотя многие другие юристы начиная с правления Елизаветы проводили мысль, что дуэль в глазах закона не должна отличаться от убийства (Коук, Бэкон, Хэйл), общественность имела другую точку зрения, и трудно было найти такое жюри присяжных, которое бы решило применить к дуэлянтам драконовские наказания, чему удивлялся Бентам и другие великие юристы.

В итоге так и случилось, как говорил Блэкстон: вовсе не законы стали причиной исчезновения дуэлей — а изменения в обществе и морали (другая версия — это влияние сообщества юристов, которые стремились заменить дуэли менее скоротечными, а потому более прибыльными судебными процессами). Вот пример истинности слов Гегеля, что право только опосредует общественные отношения, существующие в стране, и не может их кардинально изменить. К сожалению, слишком многие законодатели этого не понимают.

Но, несмотря на все запреты, дуэлей меньше не становилось. Наоборот.

Дуэли холодным оружием

Шпага того времени совсем не похожа на спортивную рапиру и «тыкалки» из всевозможных фильмов про мушкетеров. Это узкий, но довольно-таки тяжелый меч, у которого, помимо острого конца, есть вполне убедительная режущая, можно даже сказать — рубящая кромка.

Хотя бы Келюс вспомнил, — сказал он, — о том контрударе, который я показал ему: парировать шпагой и ударить кинжалом.

(А. Дюма, «Графиня де Монсоро»)

Вместе с появлением формализованной дуэли начинают появляться и школы фехтования.

Постепенно фехтовальщики отказываются от рубящих ударов в пользу колющих, а шпага, соответственно, начинает превращаться в рапиру. То есть в чисто колющий легкий клинок системы «вязальная спица». Одновременно с этим понемногу вымирают дуэльные щиты. К концу XVI века практически все дуэли идут на шпагах и кинжалах; а XVII постепенно входит в моду драться только на шпагах, со свободной левой рукой. Только в Италии кинжал дуэлянта сохраняется до конца XVIII века.

На заметку: то, что обычно по-английски называют rapier, — как раз шпага. А рапиру, когда хотят выделить этот класс клинка, называют smallsword. Многочисленные рапиры, например, в играх по D&D — типичная ошибка перевода.

Не забудем и о том, что главнейшие причины смертности на дуэлях той поры — несвоевременное оказание помощи, заражение крови, а также низкая квалификация медиков (французских врачей той поры не случайно высмеивал Мольер — на тот момент корпоративные традиции порядком возобладали над здравым смыслом). Редко противник так-таки бывал убит на месте; но если раненому дать часик полежать на сырой земле, занести грязь в рану, а потом еще (бывало и такое!) врач пропишет кровопускание, шансы на благополучный исход. несколько снижаются.

Кому интересна эта тема, читайте продолжение поста на сайте ИНФОГЛАЗ.РФ по ссылке http://infoglaz.ru/?p=40582

Напомню вам, где можно подробнее почитать про Дамские дуэли

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *