в каком веке начали впервые использовать линейчатые нотоносцы
Эволюция
Распространённая сегодня почти повсеместно (кроме разве что записи некоторых видов этнической музыки) система нотации — с пятью линейками, чёрными и белыми нотками с «хвостами» и без, с ключом в начале строки и так далее — возникла далеко не сразу. Давайте проследим, как это происходило.
Есть свидетельства, что музыку пытались записывать ещё в Вавилоне (клинописью) и в Древнем Египте (иероглифами). Последние якобы предназначались для певцов-хирономистамов, которые одновременно с исполнением текста «дирижировали» — жестами рук показывали музыканту-аккомпаниатору, что и как нужно играть. Но, повторим, это не более чем предположение, и музыкальную нотацию тех далёких эпох не представляется возможным прочесть.
Первые музыкальные записи, которые худо-бедно поддаются расшифровке, — это древнегреческие, на основе греческих и финикийских букв. Если требовалось записать не только мелодию для голоса, но и сопровождение для музыкального инструмента, использовались разные наборы знаков — впрочем, древние греки не жаловали полифонию. Один из наиболее древних образчиков — надгробие на могиле некоего Сейкилоса, найденное в окрестностях современного турецкого города Айдын и датируемое II в. до н. э. — I в. н. э. Высеченная в камне песня (так называемая «Эпитафия Сейкилоса») призывала радоваться жизни, такой короткой, и помимо собственно текста содержала буквы, обозначающие высоту исполнения каждого слога, — чтобы любой прохожий мог не просто прочесть, но и пропеть написанное. К слову, кроме высоты нот, древнегреческий способ записи музыки не мог фиксировать больше ничего.
В раннем Средневековье греческие буквы в «сейкилосовой» системе нотации были заменены на латинские, а направление записи нот сверху вниз — на обратное (как это принято сейчас). До сих пор ноты кое-где обозначаются буквами: любой, кто пробовал учиться играть на гитаре, вспомнит, что Am, Dm, C и так далее — это обозначения аккордов, образованных от соответствующих нот.
В христианской музыке раннего Средневековья возникла невменная нотация. Невмы — графические значки, проставляемые над текстом, — были не более чем напоминанием для исполнителя (предполагалось, что мелодию в целом он знает) о выразительности и способах опевания тех или иных слогов. Ни высоты, ни продолжительности звуков невмы поначалу не передавали. В разных регионах использовались разные наборы невм. Через Византию эта система записи музыки пришла на Русь (крюковое письмо) и в Армению (хазы).
Однако музыка развивалась, и для её записи прежних значков уже не хватало. Невмы стали записывать сперва на двух, а затем и на четырёх линейках, обозначая тем самым разную высоту звуков друг относительно друга. Четыре линейки, а также музыкальный ключ и «почти современные» названия нот — заслуга человека по имени Гвидо Аретинский. Этот итальянский монах, живший в XI веке, много времени посвящал обучению хоровому пению и, чтобы упростить запоминание, додумался назвать ноты по первым слогам строк, составляющих гимн Святому Иоанну. Каждый из этих слогов исполнялся на ступень выше предыдущего. Правда, первая нота у Гвидо называлась «ут» (в «до» её переименовали существенно позже), а нот поначалу было всего шесть, поскольку большинство церковных мелодий той эпохи укладывалось в шестиступенный звукоряд (ноту «си» добавили несколько столетий спустя, назвав по «инициалам» адресата гимна, чьё имя поётся седьмой строкой).
Сам Папа Римский был в восторге от системы нотации Гвидо Аретинского, и всё с нею было хорошо, если бы не одно «но»: невмы совершенно не были пригодны для обозначения длительности звука, поэтому записать ритм — важнейший элемент музыки — не представлялось возможным. Впрочем, в те времена ритм был важен скорее для народной музыки, а культовые песнопения, по сути, представляли собой не более чем одноголосую декламацию священных текстов.
Церковная музыка становилась всё сложнее, появились сложные мелизмы, полифония, — и на смену невменной нотации пришла мензуральная, то есть «размеренная». Начало ей положил живший в XIII веке теоретик музыки Франко Кёльнский. Он ввёл обозначения для нот четырёх различных длительностей, каждая из которых была вдвое или втрое короче преды дущей. Они назывались «максима», «лонга», «бревис» и «семибревис» и обозначались чёрными ромбами и прямоугольниками разной формы. В XIV веке французский композитор и теоретик Филипп де Витри добавил к системе мензуральной нотации четыре ещё более короткие длительности: «миниму», «семиминиму», «фузу» и «семифузу». Они обозначались ромбами с вертикальными штилями и горизонтальными флажками (как на современных нотах).
Другая заслуга Филиппа де Витри — это введение наряду с распространённым ранее трёхдольным («перфектным») делением нот двухдольного («имперфектного») и упорядочение их соотношений. Эта система была значительно сложнее принятой сегодня; не вдаваясь в подробности, скажем только, что четыре символа тактового размера, предложенных де Витри, соответствовали сегодняшним 2/4, 3/4, 6/8 и 9/8.
Ещё столетие спустя ноты приобрели более знакомый нам вид: если раньше все значки были чёрными (закрашенными), то теперь чёрными остались только самые короткие длительности. Впрочем, головки нот по-прежнему были квадратными или ромбическими. Примерно в это же время появились отдельные обозначения для пауз, отдалённо напоминающие современные. Интересно отметить, что одно время где-то пользовались старым четырёхлинейным нотным станом, а где-то — пятилинейным, более «нотоёмким».
В XV веке музыкальная нотация использовалась для записи уже не только духовной, но и светской музыки, с которой в дальнейшем связано развитие нотной записи. В XVI веке появились первые печатные издания нот. Умение читать музыку с листа и играть на каком-либо музыкальном инструменте получило весьма широкое распространение как среди людей знатного происхождения, так и среди их прислуги. И неудивительно: радиоприёмников и магнитофонов тогда ещё не изобрели, и если человек хотел услышать музыку, то должен был исполнять её друг или найти кого-нибудь, кто ему сыграет.
В XVII–XVIII веках ноты из квадратных стали округлыми, и система записи музыки в целом приняла современный вид. Однако этого было недостаточно. Музыка как явление постоянно усложнялась и изменялась, появлялась необходимость фиксировать на бумаге какие-то хитрые приёмы звукоизвлечения, характерные для тех или иных инструментов, обозначать особенности звучания нот, громкость, экспрессию… Как сказал Ференц Лист, главное в музыке нельзя записать нотами. И на нотном стане, и вокруг него появлялось всё больше символов и надписей. Этот процесс продолжается и по сию пору.
В XX–XXI веках, особенно с появлением компьютеров, в обиход начинают входить совершенно новые системы музыкальной записи, без всяких нот, а то и без линеек. Гитаристы наверняка вспомнят табулатуры, где на линиях цифрами проставляются зажимаемые на грифе лады. Компьютерные программы для создания музыки предоставляют собственные символьные системы, не предназначенные для использования на бумаге, но очень удобные на экране. Например, ноты (или даже целые семплы) складываются там, как кирпичики, на временновысотную сетку. Да и сама музыка с появлением компьютеров становится зачастую всё менее пригодной для записи на разлинованном бумажном листе, — но это уже тема для другой статьи…
История возникновения нотации
Когда я был маленьким, то задумывался о том, как появились ноты. В 7 лет я поступил в школу искусств на музыкальное отделение. Прочитав историю нот в учебниках, словаре, энциклопедии я понял, что судьба нотного письма очень непростая. В этой работе я хочу рассказать, как появились ноты и совершенствуются ли они в наше время.
ГВИДО АРЕТИНСКИЙ – РЕФОРМАТОР НОТНОГО ПИСЬМА
(992-1050)
На первый взгляд всё кажется очень просто: в любом музыкальном словаре можно прочитать о том, что нотацию придумал Гвидо из Ареццо. Гвидо Аретинский – итальянский музыкант, теоретик. Он был монахом, получил образование в монастыре Помпозы, близ Феррары. Там же началась его деятельность в певческой школе, где он руководил детским хором. Однако из-за завистников он покинул монастырь. В начале XI века Гвидо нарисовал первые линеечки, по которым «побежали» нотные знаки. Сначала эту систему нотации не приняли (впрочем, как и все хорошие изобретения). Но после того, как сам папа Иоанн XIX (1024-1033) одобрил эту систему, Гвидо сразу же ознакомил музыкантов со своей нотацией. Монах с гордостью говорил, что папа не просто выслушал его, но и спел по его системе, и лично поблагодарил изобретателя.
Музыканту и учителю пения из города Ареццо надоело, что маленькие певцы путались в невмах (невмы это-разные “закорючки”, по которым пели в те времена). И именно поэтому он придумал НОТЫ (от латинского notatio-записывание).
Гвидо начал рисовать звуки овалами и присоединять к ним палочки (штили). Монах размещал их не на 5 линейках, а на 4. После Гвидо количество линеек возрастало до 18. Но всё-таки в длительной борьбе «победил» пятилинейный нотоносец. Гвидо долго думал как назвать ноты. Для того, чтобы певцам легче было петь, он ввёл шестиступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов (гексахорд). Назвал ступени гексахорда по начальным слогам молитвы святому Иоанну (по легенде Иоанн – покровитель певцов): Ut(do), Re, Mi, Fa, Sol, La. Со временем добавилась Si. После этого Гвидо приписывали разные заслуги вплоть до изобретения музыки. В наше время Гвидо считают реформатором в области музыки средневековья. Его нотная письменность стала основой современной нотации. А были ли ноты до Гвидо?
ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ НОТАЦИИ
Создание нотации оказалось очень трудной задачей. Чтобы её решить потребовалось много столетий. Сначала она появилась в Древнем Египте. В период Древнего и Среднего царства возникла пиктографическая нотация (рисуночная). Затем попытка создания нот была сделана в Месопотамии. Схожие с невменной системой нотные знаки существовали в древних культурах Индии, Палестины, Сирии, Персии, Армении.
Древние греки изобрели буквенную нотацию. Они обозначали ступени музыкальных ладов определёнными буквами алфавита. Когда она возникла? В музыкальном словаре сказано, что развитие древнегреческой музыки охватывает около 20 столетий: от 2 тыс. до н. э. – 5 в. н. э. Можно сделать вывод, что буквенная нотация возникла до 5 века н. э. В Средние века (началом этого периода считают 6 век нашей эры) буквенная нотация была почти забыта. Музыканты стали пользоваться значками-подсказками, которые назывались невмами и были более наглядны, чем старая нотация.
Слово это обозначает «мимический жест» или «кивок головы».
В 10 веке вновь появилась буквенная нотация, только она была более усовершенствована: уточнялись мелодические, ритмические и темповые особенности.
Первые памятники невменной нотации появились в 9 веке.
Невмы похожи на черточки, палочки, крючочки. Они показывали направление мелодии: вверх или вниз. Показывали украшения и количество звуков, приходящихся на один слог. Их использовали в работе только вокалисты. Что не могли сделать невмы? Показать точное соотношение звуков по высоте. Певцам очень много приходилось импровизировать, то есть придумывать самим. Это было неудобно: во-первых, музыка, сочинённая композитором теряла первоначальный смысл, а во-вторых, невмы не показывали точную протяжённость звуков. Поэтому возникали трудности в расшифровке записей напевов. Певцы должны были заучивать наизусть и помнить все песнопения.
В Западной Европе различались многочисленные местные разновидности невменного письма. Например: беневентанская (центр которой был г. Беневенто в Южной Италии), среднеитальянская, северофранцузская, немецкая,санкт-галленская (центром которой был г. Санкт-Галлен в Швейцарии), англосаксонская и др.
НОТНЫЙ СТАН
Многое изменилось с появлением линий для невм над текстом. Впервые нотная линия была применена в конце 10 века в монастыре Корби. Сначала высота её не была постоянной. Позднее за ней закрепилась высота звука f малой октавы. За первой линией появилась вторая – c. Линия f прочерчивалась красным цветом, а линия c – жёлтым. Гвидо из Ареццо усовершенствовал эту нотацию. Он применил четыре линии в терцовом соотношении. Высота каждой из них определялась цветом или ключевым знаком в виде буквенного обозначения. Четвёртую линию Гвидо помещал сверху или снизу, в зависимости от необходимости.
КВАДРАТНАЯ И ГОТИЧЕСКАЯ НОТАЦИИ
Ноты стали размещать на линиях и между ними. Изменились и сами невмы, стало развиваться квадратное нотописание. За этой системой закрепилось название хоральная нотация ( имела две разновидности – римскую и немецкую). Она появилась на рубеже XII-XIII веков.
Готическая система появилась в XIII веке в восточно-немецких, позднее в примыкающих к ним славянских и венгерских землях. Знаки в ней располагаются по системе (4-5) линий, иногда снабжённой ключом; фиксируют каждый звук мелодии. Готическая нотация представлена 2 основными разновидностями-немецкой и мецской. Её характерный знак похож на подкованный гвоздь. Готической нотацией записывались западно-европейские песнопения, а также духовные и светские песни.
В XV-XVI веке в неё были введены обозначения длительностей.
Системы нотации, сходные с невменным письмом, имелись в Болгарии, Сербии, Армении, России ( крюковое или знаменное письмо и кондакарная нотация).
ДРЕВНЕРУССКАЯ НОТАЦИЯ
Крюки, знамёна – знаки древнерусской безлинейной нотации. Музыкальная письменность досталась Древней Руси от Византии. Знаменная нотация имела три этапа – ранний (XI-XIV в. в. ), средний (XV-нач. XVII в. в. ) и поздний ( с сер. XVII в. ). Её ранний период связан с кондакарным пением. Мелодии записывались в певческих книгах, которые назывались кондакари.
Нотация первых двух периодов пока не расшифрована. Древнерусское нотное письмо применялось в православном церковном пении. Знаки обозначали отдельные интонации или мотивы. Они не указывали точную высоту и долготу звука. Зато показывали повышение, понижение голоса, замедление, ускорение, остановку. Знаки, уточнявшие высоту звуков назывались киноварные пометы. Сохранились древнейшие азбуки знаменного пения. Наиболее совершенная азбука появилась в 1604 году, она называлась «Ключ знаменной». Её автор – инок Кирилло-Белозёрского монастыря Христофор. Христофор даёт толкование нескольким сотням знамён и попевок.
В начале XVII века в России произошёл постепенный переход от крюкового письма к 5-линейной нотной системе с применением квадратных нот и цефаутного ключа.
Различные виды ключа С применялись в России в это время. И в их числе – цефаутный ключ, название его происходит от системы сольмизации, по которой на звук до (С) приходились названия fa и ut. С помощью цефаутного ключа записывались все звуки церковного звукоряда. Они соответствовали сначала диапазону мужских голосов, а со временем и женских. Цефаутный ключ похож на квадратную ноту со штилем. Он ставится на з-й линии нотного стана. Соответствует ноте «до» первой октавы. Впервые о нём рассказано в «Азбуке простого нотного пения по цефаутному ключу».
С появлением нотного стана невменная нотация исчезла из употребления.
Очень долго ноты не имели чётких длительностей. Решение этой проблемы связано с развитием полифонии (многоголосия). В полифонии несколько мелодий должны были согласовываться по времени. Поиски способов записи привели к возникновению Мензуральной нотации (от лат. mensura – мера).
МЕНЗУРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ
— это система нотного письма, применявшаяся около 1250-1600 г. г. Она определила длительность каждого звука. Мензуральную нотацию разрабатывали и описывали в научных трактатах Франко Кёльнский (XV в. ), Филипп де Витри, Маркетто Падуанский (XIV в. ), Йоханнес Тинкторис (XV-XVI вв. ) и др.
1) brevis и semibrevis – трёхдольные (отвечают современным размерам 9\4,9\8);
2) brevis – трёхдольный, semibrevis – двухдольный (отвечает современным размерам 3\4, 3\8);
Были разработаны и некоторые другие правила ритмической организации звуков.
1450 – 1600 годы – период «белой» мензуральной нотации, в которой ноты изображались чёрным контуром, кроме наименьших длительностей. К концу XVI века утвердилось соотношение длительностей 1:2 и округлая запись нот. Так совершился переход к современной системе нотного письма.
СОВРЕМЕННОЕ НОТНОЕ ПИСЬМО
Много веков шли поиски создания удобной нотации. Было выработано современное нотное письмо. Эта музыкальная письменность понятна и доступна для музыкантов любой страны мира.
Что входит в состав современного нотного письма?
1. Пятилинейный нотный стан.
3. Нотные знаки, их длительности.
4. Знаки альтерации при ключе и при нотах (случайные).
6. Дополнительные знаки (точка, фермата, лига).
7. Объединение нескольких нотных станов.
8. Система дополнительных обозначений (темповые, динамические, указывающие характер выразительности).
Современное нотное письмо стало фиксировать музыку более точно.
Придуманы ли новые способы нотной записи, или значительно изменённые?
Придуманы. Например, для слепых изобретена специальная нотная система. В 1839 году её придумал французский музыкант и педагог Л. Брайль. Она применяется и нынче при обучении музыки слепых.
Думаю, и в будущем будут возникать всё более точные и удобные нотации.
Вот такой получилась история создания нотного письма. Теперь я знаю, когда, где и как появились ноты.
В каком веке начали впервые использовать линейчатые нотоносцы
Знаки нотного письма, «невмы», существовали издавна, но проставлялись они прямо над словесным текстом. Идея нотной линейки впервые была воплощена в 986 году в монастыре Корби, вскоре к ней присоединилась вторая линейка (одна прочерчивалась красным цветом, другая жёлтым).
Но всё же концепция нотного стана по праву приписывается Гвидо д’Ареццо. Он родился между 990 и 995 годами и поступил монахом в обитель Помпоза в дельте реки По. Этот монастырь можно посетить и сегодня; там же находится и базилика, где Гвидо додумался до своего изобретения. Теперь это главная местная достопримечательность, но в то время монахи не одобряли фокусничеств брата-музыканта. Гвидо покинул Помпозу, как он сам писал, «подавленный кознями завистников», и перебрался в бенедиктинский монастырь в Ареццo, где возглавил детский хор кафедральной школы. Там же был им написан трактат «Краткое слово об изучении искусства музыки», в котором он предложил новую систему нотной записи. Его нотный стан представлял собой четыре линейки (добавленные им две имели чёрный цвет), между которыми и размещались невмы. В начале каждой линейки стояла латинская буква, означающая высоту тона (позднее буквы развились в обозначения ключей). Хотя ныне линеек делают пять, григорианский хорал по традиции до сих пор пишется на четырёх, как при Гвидо.
Второе его изобретение состояло в «гексахорде», то есть выборе шестиступенного звукоряда как образца для запоминания мелодии.
Соотношение между ступенями должно было оставаться неизменным. В письме к своему другу, монаху Михаилу, Гвидо предлагал некое мнемоническое правило для запоминания нот. Состояло оно вот в чём: около 770 года Павлом Диаконом был написан латинский гимн в честь Иоанна Крестителя, считавшегося патроном хорового пения. «Дабы твои слуги могли воспевать дивные твои дела своими слабыми голосами, сними грехи с их нечистых уст, о святой Иоанн!» Скромное семистрочное стихотворение всего из пятнадцати слов было на слуху у любого певчего: существовало поверье, будто оно служит магическим заклинанием от хрипоты. Гвидо предложил обозначить ноты по первым слогам первых шести строк: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эти обозначения просуществовали вплоть до начала XVII века, когда Ut ради удобства пения заменили на Do, а в качестве седьмой ноты было добавлено Si, являвшееся сочетанием первых букв двух слов, составлявших последнюю, седьмую строку стихотворения Павла Диакона.
Но всё это произошло потом, когда вместо гексахорда стала рождаться октава. А пока Гвидо в письме к Михаилу похвастался, что благодаря его мнемонической системе мальчики из хора смогли за несколько дней разучить то, на что обычно уходят недели. Ещё одной удачной находкой Гвидо стало использование суставов и кончиков пальцев левой руки для более легкого чтения нот. Этот метод и по сей день называется «Гвидонова рука».
В 1026 году Гвидо вызвали в Рим, к самому папе Иоанну XIX. Понтифик перелистал записанную по гвидоновой методе книгу песнопений, «словно какое-то чудо». На счастье, папа оказался музыкально одарённым человеком: он с успехом спел по нотам незнакомую мелодию и пришёл и полнейший восторг. Новая система получила таким образом высочайшее одобрение и стала быстро распространяться по Европе.
В XII веке, когда стандартизировалось изображение невм, нотный стан приобрёл тот вид, к которому мы привыкли. А ну как папе Иоанну не понравилась бы система Гвидо? Кто знает, как назывались бы сегодня ноты».
Иванов С.А., 1000 лет озарений: история вещей, М., «Слово», 2002 г., с. 16-17.
Современный нотный стан (нотоносец) имеет 5 горизонтальных «линеек» для написания нот на линейках, а также над, под и между ними.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор.
К 900 году н.э. придумали более удобный способ. Знаки стали писать на определенном расстоянии выше или ниже горизонтальной красной черты, которая означала по высоте звука ноту «фа». Такая запись показывала, где нужно петь высоко, а где — низко.
У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма.
Невмы передавали только музыкальное направление произведения и точная высота звука не указывалась. Они обозначали число звуков в одном слоге и незначительное украшение мелодии, а все детали музыкального произведения исполнитель мог придумывать сам. Такой нотной грамотой записывали только вокальную музыку. Невмы напоминали точки, запятые и разные черточки, в беспорядке разбросанные по бумаге и певцы нередко путались из-за неразборчивости символов.
Вся эта путаница прекратилась в начале XI века. Итальянский монах, музыкант и учитель пения Гвидо Аретинский — Гвидо д’ Ареццо нарисовал линии, на которых разместились ноты.
Статуя Гвидо Аретинского во Флоренции неподалеку от галереи Уффици
Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050). Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.
Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.
Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.
Ut queant laxis,
Resonare fibris,
Mira gestorum,
Famuli tuorum,
Solve polluti,
Labii reatum,
Sancte Ioannes!
(В переводе с латинского:
чудные деяния твои,
с наших опороченных уст,
Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.
Об этой деятельности Гвидо свидетельствуют четыре трактата, дошедшие до нас: «Микролог», «Пролог к Антифонарию», «Правила в стихах» и «Послание о незнакомом пении».
Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо. На ней изображены квадратные ноты.
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Этот переход традиционно приписывается итальянскому теоретику музыки Дж.Б. Дони в его труде (на французском языке) «Nouvelle introduction de musique» (1640). Последняя нота октавы, si – сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes. В англоязычных странах название ноты «си» заменили на «ти», чтобы не путать с буквой С, также используемой в нотной записи.
Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.
Гвидо также неточно приписывается изобретение, названное в честь него — гвидонова рука – механический способ облегчить чтение нот, обозначив их названия на суставах и конечностях пальцев.
Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен».
Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.
Давайте вспомним еще какие нибудь истории создания чего либо: давайте вспомним, кто сделал Первый в мире пароход, а так же Когда что появилось в автомобиле. Ну и интереснейшая История знаков