в каком веке изобрели рюкзак
История возникновения рюкзака: как появился первый и кто его придумал
В наши дни рюкзак – незаменимый предмет. Им пользуются абсолютно все: дети и взрослые, школьники и студенты, путешественники и домохозяйки. Он обладает неоспоримыми преимуществами перед сумками, портфелями и чемоданами. Рюкзак удобен, так как оставляет свободными руки. Он позволяет распределить нагрузку равномерно по всей спине, тем самым более безопасен для здоровья человека. Благодаря наличию нескольких отделений и карманов, в рюкзак помещается большое количество вещей самых разных размеров.
Происхождение слова «рюкзак»
Слово «рюкзак» созвучно на разных языках. Например, в Великобритании используется название «rucksack», в США есть слово «knapsack» для обозначения заплечевой сумки, в Нидерландах «rugzak», в Дании – «rygsæk», в Швеции – «ryggsäck».
Кто же придумал такую универсальную вещь как рюкзак?
История возникновения этого приспособления уводит нас в далекое прошлое. Оказывается, первому предку современного рюкзака уже более 5000 лет. Выяснилось это не так давно. В 1991 году в альпийском леднике Симилаун немецкими туристами был найден доисторический человек, который отлично сохранился. Ученым удалось определить его примерный возраст. Человек пролежал в вечной мерзлоте 5300 лет. При нем был обнаружен мешок из кожи, натянутой на деревянную рамку. По внешнему виду эта конструкция напоминала современный рюкзак. Таким образом, первым изобрел данную вещь еще древний человек.
Заплечные мешки разных народов
Многие народы быстро пришли к выводу, что удобнее носить груз на спине, чем в руках. В Древней Руси повсеместно использовались котомки и мешки, изготовленные из бересты. Во Франции переносили товары в плетеных корзинах, которые вешались на спину. Многочисленные разновидности рюкзаков из кожи животных, натянутой на деревянный каркас, можно встретить и у европейских, и у азиатских народов. А вот американские индейцы изобрели необычный вариант заплечной сумки для переноски грузов. Она состояла из широкого ремня, прижимавшего тюк к спине и одевавшегося на лоб.
На протяжении нескольких веков конструкция заплечных мешков и сумок постоянно изменялась и совершенствовалась. Разновидности рюкзаков можно встретить по всему миру, но принцип их устройства у всех примерно одинаков.
Армейские ранцы
Именно солдатам были необходимы вместительные и прочные рюкзаки, чтобы чувствовать себя комфортно и в походных условиях, и на привалах. История армейского ранца начиналось с простых плетеных корзин, используемых воинами Древней Греции и Египта. Римляне крепили кожаные сумки на длинный шест, а средневековые рыцари переносили свой скарб в мешках с деревянным каркасом.
Начиная с 17 века для изготовления солдатских ранцев наряду с кожей стали использовать прочное сукно и брезент. Такие конструкции держались на спине при помощи двух лямок, но были не совсем удобны, так как под тяжестью груза лямки впивались в тело воинов, чем причиняли им боль и дискомфорт.
Солдатские ранцы усовершенствовались постоянно: использовались разнообразные каркасы, твердые короба менялись на мягкие мешки, прямые лямки заменялись скошенными. В 19 веке в российской армии появился первый непромокаемый вещмешок, сшитый из парусины. Его отверстие затягивалось ремешком. Он оказался очень удобным и дожил до наших дней без каких-либо существенных изменений.
В начале 20 века норвежец О. Берган впервые изобрел рюкзак со стальной рамой. Он был намного легче и прочнее деревянного. Кроме того, у него имелась возможность подстройки в соответствии с ростом и телосложением владельца. Чуть позже появился популярный «аляскинский рюкзак» Нельсона, который благодаря доработкам прочно вошел в обиход не только охотников и альпинистов, но использовался в качестве снаряжения в американской армии.
Школьные рюкзаки
Рюкзак, как школьный атрибут, играет особую роль и рекомендован педиатрами во всем мире. Школьный рюкзак позволяет распределять груз во время его ношения, сохраняя правильную осанку у ребенка.
Школьные рюкзаки массово начали использоваться в Европе только в 50-х годах 20 века. После Первой мировой войны заплечевые сумки носили в армии, туристы, спортсмены, но детьми они не использовались. История говорит, что после внесения в свои коллекции данного аксессуара Миуччей Прада, рюкзаки стали появляться в обиходе школьников.
Эволюция рюкзака
С появлением новых материалов и прогрессивных технологий началась современная история заплечных сумок.
В 1951 американец Д. Келти внес в конструкцию рюкзака инновационные изменения: алюминиевый каркас, частично вшитый в ткань, и ремень, закрепляющийся на талии. Именно он впервые использовал прочную парашютную ткань. Все это позволило перераспределить нагрузку и сделать рюкзак легче и удобнее. Через год Келти организовал успешный семейный бизнес по производству своего фирменного снаряжения для туристов и альпинистов. Усовершенствованная конструкция рюкзака Келти использовалась и в армии США.
В СССР долгое время выпускались оригинальные туристические рюкзаки, не имеющие каркаса. В народе их называли «колобками». Изготавливались они из брезента и обладали большой вместительностью. Впоследствии россиянин В. Абалаков усовершенствовал конструкцию «колобка» боковыми карманами и большим клапаном.
В 70-е годы 20 века заплечные сумки прочно вошли в обиход. Сначала легкие и красочные рюкзаки начала использовать молодежь, а позднее они вытеснили школьные портфели и ранцы.
Современная история рюкзака
В конце 20-го века начали появляться простые и удобные рюкзаки из капрона, сшитые частными мастерами, иногда — по индивидуальному заказу. В их конструкцию были внесены:
По бокам они затягивались специальными шнурками. Позднее многие из этих умельцев открыли собственные прибыльные фирмы по изготовлению рюкзаков, соответствующих самым взыскательным вкусам.
Современные рюкзаки все чаще вытесняют неудобные женские сумки, планшеты и барсетки. Они выпускаются из высокопрочных и водостойких материалов и имеют самую непредсказуемую форму и цветовую гамму. Их берут с собой на прогулки и на работу, в походы и на учебу.
Еще одно современное и удобное приспособление – рюкзак для переноски маленьких детей. Такие изделия имеют все необходимое вплоть до специальных защитных козырьков, чтобы малыш чувствовал себя в нем комфортно.
Но это еще не конец истории. С большой уверенностью можно сказать, что устройство и внешний вид рюкзаков будут и далее усовершенствоваться, еще будет придуман не один лайфхак, который сделает рюкзак более практичным, удобным и красивым.
Как человек научился носить вещи на спине
История рюкзака насчитывает тысячелетия: она, как и многие другие человеческие истории, развивалась нелинейно. В разные эпохи изобретатели и ремесленники придумывали свои версии сумки для ношения вещей за плечами. Старые идеи забывались, однако сама человеческая биология приводила к тому, что люди на разных континентах возвращались к одному и тому же концепту. Мы проследили весь путь — от первого деревянного до технологичного современного рюкзака.
Рюкзак Эци (Тирольского ледяного человека) — 3300 до н.э.
Более 5300 лет назад в Эцтальских Альпах в Тироле жил мужчина, который, по всей видимости, был пастухом. К сожалению, его жизнь оборвалась в 45 лет весьма трагическим образом: уже пожилого по меркам того времени человека подстрелили из лука и он истек кровью на склоне горы. Тело вмерзло в ледник, где его в таком виде и нашли в 1991 году два немецких туриста.
Вместе с другими обломками, найденными рядом, получается более полная картина. Возможно, к сохранившемуся каркасу крепился истлевший за тысячелетия мешок из шкур, в котором Эци и переносил свои нехитрые пожитки.
Реплика находки, восстановленная до состояния рюкзака, выставлялась в Музее естественной истории Дортмунда. У нее есть основное отделение и кожаные ручки. Но, самое главное, догадка о рюкзаке подтверждается тем, что в Альпах существуют традиционные заплечные деревянные «сумки». Их делают и поныне, а называются такие приспособления Kraxe.
От корзин до Kraxe
Античные империи и государства не особенно жаловали кожаные рюкзакоподобные сумки. Одним из самых популярных средств переноски вещей и грузов были дешевые в производстве корзины. Они были в каждом древнеегипетском доме, и именно в корзинах рабы носили провизию и личные вещи за греческими гоплитами. Вытекающие из этого логистические трудности служили основной причиной того, что войны заканчивались быстро.
Солдаты римской империи уже носили локулусы — ранцы, которые крепились к походному шесту. Часть снаряжения подвешивалась уже к самой сумке. В результате имущество имперского воина болталось в «котомке» за его спиной и над головой.
В средние века в Европе появились приспособления, куда больше напоминающие современный рюкзак. Корзины с лямками вешались за спину для работы в поле и переноски товаров. К XIX веку (возможно, даже ранее) в Германии и Франции работали многочисленные носильщики, которые перетаскивали грузы на традиционных деревянных каркасах, произошедших от рюкзачка Эци. Альпийский вариант, вышеупомянутый Kraxe, отличался характерной деревянной полкой.
Подобные каркасы стали общепринятыми и на скандинавском полустрове. Один из наиболее хорошо сохранившихся европейских рюкзаков хранится в Норвегии. Он относится примерно к 1880 годам и состоит из двух частей: рамы из ясеня и кожаной сумки-котомки. Рюкзак называется Sekk med Meis и является частью коллекции Норвежского музея леса.
«Поняги» да «рогульки»
Перенесемся из Европы в Азию, а именно — в азиатскую часть России. Коренным народам Сибири тоже были нужны мешки для добычи и вещей, которые было бы удобно использовать в непростых таежных условиях. Поэтому в регионе получили распространение каркасные «рюкзаки», отдаленно напоминающие экипировку Эци: поняги и рогульки. Их делали столетия назад, и продолжают делать в наши дни.
Поняга представляет собой наиболее сложное в изготовлении приспособление. Основой служит черемуховый, ивовый, тальниковый прут, изогнутый дугой и соединенный верхней перемычкой и полочкой. Получившаяся рама обтягивается берестой, гладкая сторона которой должна прилегать к спине. Груз к раме привязывается ремешками, так что у поняги фактически нет ограничения по объему. Выступающее сверху полукольцо рамы служит ручкой такого «рюкзака» для переноски в руках. Все же главным образом поняга носится на спине на двух кожаных лямках. Одна из лямок обычно надевается на колышек внизу и держится силой натяжения, в случае необходимости ее легко ослабить и быстро скинуть ношу.
Рогульки — это каркас для переноски тюка, сделанный из двух веток с симметричными развилками. К одной из них крепились перемычки и лямки. Груз зажимается между двумя «рогатками», которые связываются друг с другом веревками. Получившийся «рюкзак» очень удобно лежит на спине, меньше оттягивает плечи благодаря высокому центру тяжести, и легко восстанавливается в случае поломки.
Разные варианты рогулек встречались по всей Сибири и Азии. К примеру, во Владивостоке в конце XIX века работали «рогульщики», носильщики-кули.
В Корее похожую конструкцию называли 지게 («чигэ»). Первое письменное упоминание о ней относится к концу XVII века, но с большой уверенностью можно сказать, что такие деревянные рюкзаки активно применялись на полуострове в VII веке.
А в остальной части России, особенно на русском севере, довольно активно применялись берестяные котомки — плетеные и сшитые вместе еловыми корнями. В целом, традиционный каркасный рюкзак и корзина с лямками в том или ином виде встречаются по всему земному шару, на всех континентах.
Бремя белого человека
Если мирным жителям Европы и Азии для переноски грузов вполне хватало корзин и «рогулек», то солдатам определенно требовались более удобные, стойкие и практичные сумки. Особенно это стало заметно после XVI века, когда применение наемников пошло на спад и европейским армиям потребовалось унифицированное снаряжение. Натуральная эволюция солдатского багажа привела к тому, что в XVIII–XX веках широко распространились армейские ранцы.
Отдаленно ранец напоминал римский локулус, только его сняли с шеста и повесили на солдата за две лямки. Сверху к ранцу нередко привязывали дополнительный груз — например, свернутую шинель. Материалом сумки служили либо долговечная кожа, либо дешевые брезент и сукно. Подобные ранцы были частью обмундирования английских и французских войск, ими пользовались и в армии Российской империи. В последней в 1882 году был введен в обращение еще и непромокаемый парусиновый вещмешок, который по наследству перешел в Красную, а затем в современную российскую армию.
В европейских колониях в Северной Америке и молодом американском государстве военные тоже использовали армейские ранцы. Во время гражданской войны 1861–1865 годов в ходу были два типа таких сумок: жесткие и мягкие. И те и другие не отличались удобством, лямки впивались в грудь и доставляли марширующим солдатам серьезный дискомфорт.
Поэтому после завершения конфликта, в 1866 году, полковник Генри С. Мерриам запатентовал новый тип армейского ранца: с жесткой деревянной рамой, которая бы перераспределяла нагрузку. Эта же рамка должна была служить основой для маленького тента.
Изобретателю долгое время не удавалось запустить производство и сбыт своей разработки. Однако в армии существовал запрос на более удобные сумки, так что ранец Мерриама стал достаточно массовой и умеренно известной военной моделью.
Спустя двадцать лет норвежский инноватор и предприниматель Оле Берган разработал уже «гражданский» рюкзак с жесткой рамкой из легкой трубчатой стали. Норвежец считал, что сумку нужно подстраивать под рост и форму тела ее владельца.
Берган добился такого эффекта за счет максимально простого по форме каркаса, который отдаленно базировался на историческом Sekk med Meis. Продукция марки «Берганс» обрела всемирную славу, а компания существует и в наши дни.
Следующая инновация в развитии рюкзачной индустрии связана с явлением, которое в современных США расценивается крайне негативно: с коммерческой культурной апроприацией. В 1920-х годах американский охотник Ллойд Ф. Нельсон путешествовал по Аляске с традиционным каркасным рюкзаком из дерева и тюленьих шкур, позаимствованных им у инуитов.
Поскольку удобство у инуитской котомки было не самым высоким, предприимчивый траппер доработал ее, запатентовал и наладил массовое производство «Индейского рюкзака Траппера Нельсона». В отличие от прототипа, улучшенная модель эффективнее распределяла вес по спине. Позднее разработку Нельсона стали называть «Аляскинским рюкзаком»; так намек на оригинальных изобретателей каркасного багажа исчез даже из его названия (на фоне этой истории становится понятна современная битва американской Apple за авторские права на форму смартфона).
«Аляскинский рюкзак» позднее был принят на вооружение армией США.
Дорогу молниям, нейлону, туристам и школьникам
Хотя XX век начался для рюкзака не лучше и не хуже, чем предшествующие столетия, именно в это время сумки с лямками по-настоящему пошли в массы. Как вы могли заметить, прото-рюкзак в основном находил применение у тех, кто работал в лесу, переносил тяжелые грузы, или — служил в армии. Но не у обывателя.
В 1938 году ветеран американской 10-й горной дивизии Джеральд Каннингем одним из первых догадался добавить к рюкзакам застежки-молнии, появившиеся за пару десятилетий до того. Это знаковое событие стало одним из серьезных переломных моментов в истории рюкзака. Удобная застежка позволяла использовать совсем другие формы и более эффективно распределять вес, чего раньше добиться было невозможно. Позднее Каннингем основал собственную компанию по производству туристического снаряжения.
Другой важной вехой в истории рюкзаков стал нейлон. Синтетический материал впервые синтезировали в 1935 году в лаборатории американской компании DuPont, почти десятилетие потратившей на инновационные химические исследования. Начиная с 1938 года новый материал — «прочный, как сталь, тонкий, как паутина» — начал активно применяться в производстве потребительских товаров, от зубных щеток до чулков и одежды. С 1942 года и до конца Второй мировой войны весь нейлон уходил на военные нужды: из него шили парашюты и делали паракорд.
Как и в случае с другими технологиями, война открыла новые области применения нейлона и послужила ему отличной «маркетинговой кампанией». Когда настала пора вернуться к «гражданскому» производству, компания DuPont не могла справиться с возросшим спросом — поэтому женщины резали старую «парашютную» ткань и тенты, чтобы шить из них одежду. Одной из этих швей была калифорнийка Нена Келти. Ее муж, турист-энтузиаст Дик Келти, придумал, как улучшить армейские рюкзаки с рамой. В 1952-е они вместе запустили домашнее производство новинки: Дик паял рамы, Нена шила все остальное.
«Гаражный» бизнес супругов Келти в итоге превратился в серьезный бренд туристического снаряжения. Именно с таким рюкзаком команда альпинистов Нормана Диренфута и Джима Уиттакера в 1963 году покорила Эверест. Затем популярную конструкцию доработали и улучшили в американской армии — получился проект A.L.I.C.E. («Универсальное легкое индивидуальное транспортное оборудование»).
Интересно, что именно в эти десятилетия рюкзаки начали использовать в повседневной жизни. Пожалуй, первыми это сделали школьники. До 30-х включительно дети связывали учебники кожаными ремнями и носили их в таком виде, но уже в 40-е на смену ремням пришли школьные портфели и ранцы. Строгий образ характерной школьной сумки оформился в 50-е и продержался почти неизменным вплоть до 80-х.
Яркая мода 70-х и расцвет эпохи хиппи привели к тому, что рюкзаки тоже расцвели. Усилиями в том числе Джерри Каннингема и открывшейся в 1967 году компании Jansport появились легкие повседневные рюкзачки для «свободных духом» молодых людей. Сшитые из нейлона, винила и кожи, с обязательными молниями, яркого цвета и без жестких структур, характерных для прочных туристических и военных моделей, эти демократичные сумки мог носить и грязный хиппи, и студент колледжа.
В 80-е годы впервые набрали популярность яркие детские сумки с рисунками. Уже в 90-е годы сшитый из синтетики школьный рюкзак стал самой привычной вещью. В следующие годы он постепенно увеличивался в размерах по мере возрастания школьной нагрузки, буквально разбухая на глазах от учебников и тетрадей. Дедовскому портфелю определенно было не вместить все нужные учащемуся начала XXI века вещи.
Современность рюкзака выражается в двух серьезных трендах, один из которых обращен в будущее, а другой — в прошлое. Последний выражен в дорогих “винтажных” повседневных моделях, сшитых из кожи и натуральных материалов, с претензией на особый, «ностальгический» стиль.
«Футуристический» тренд куда интереснее. Он воплощен в специализированных высокотехнологичных рюкзаках для туризма, путешествий, повседневного использования и переноски гаджетов. Как правило их производят из самых новых, водостойких и прочных материалов, от сверхплотной «Дайнемы» до кевлара. Нередко встречаются встроенные солнечные батареи, повербанки, GPS-датчики и разные сенсоры.
Самые важные изменения, как и прежде, затрагивают форму и основные функции рюкзака. Следующим важным фронтиром стала безопасность переноски имущества.
Ответом на этот вызов стали вделанные в лямки стальные и титановые тросы, проволочные сетки и замки (в том числе кодовые).
Но замок на рюкзаке относится к разряду экзотики, потому что пользоваться им постоянно неудобно. В поисках альтернатив особенно отличился голландский бренд XD Design. Его дизайнеры первыми догадались перекроить основное отделение рюкзака так, чтобы молнию скрывала толстая складка ткани и благодаря этому она становилась недоступной для чужих рук. Удачный концепт сначала обрел признание на краудфандинговой платформе Kickstarter, где в 2016 году собрал порядка 800 000£, а затем и во всем мире. Успех проекта, получившего название Bobby, привел к целой новой волне «антиугонных» рюкзаков.
Эти идеи и инновации существуют на фоне тысяч изделий, производимых на китайских фабриках, готовых в любой момент затопить весь мир разноцветным рюкзачным цунами — был бы спрос.
Мы пропустили какой-то важный этап в развитии индустрии рюкзакостроения? Обязательно поделитесь своим мнением на этот счет в комментариях!
История возникновения рюкзаков: как они появились и откуда произошло название
Первый рюкзак появился более 5000 лет назад. Уже тогда люди задумывались, как переносить грузы, чтобы руки остались свободными. По ходу истории конструкция менялась и совершенствовалась. Ее адаптировали под крестьян, военных, туристов, альпинистов, охотников и не только. Несмотря на это, даже сейчас производят модели, прототипом которых стала заплечная сумка, найденная пять тысяч лет назад.
Откуда произошло название «рюкзак»
Современное слово «рюкзак» пришло в русский язык из немецкого — Rucksack — означает «заплечная сумка». В дословном переводе Rücken — «спина» и Sack — «мешок».
Близкое по значению слово «ранец» тоже заимствовано из немецкого языка. Ranzen — в переводе «заплечный мешок» или «сумка» (используют, когда речь идет о походных аксессуарах).
Это современные интерпретации слова. Кроме них, в истории значится много других названий: локулус, пестерь, поняга, чигэ и т.д.
Первый рюкзак в истории человечества
В 1991 году на западе Австрии в Эцтальских Альпах (федеральная земля Тироль) археологи нашли во льдах мумию человека. Ей дали название Этци, а рождение этого человека эпохи халколита датировали примерно 3300 лет до н.э.
Рядом с Этци нашли детали первого в мире рюкзака. Конструкция бала рамная: тонкая рама из орешника и лиственницы, на которую вешали меховой мешок. Внутри обнаружили: тетиву из жилы, клубок бечевки, острие оленьего рога, травяную сеть, два берестяных туеска, несколько зерен, терновую ягоду и «походную аптечку» (два гриба, обладающие антисептическим действием).
В различных источниках Этци называют по-разному: крестьянином, ремесленником, который занимался производством орудий труда из меди, и даже первым, известным истории альпинистом.
Ученые могут спорить о том, чем именно занимался Этци. Ясно одно — даже 5000 лет назад люди разрабатывали принадлежности, которые помогают переносить груз на себе так, чтобы руки оставались свободными для решения каких-то других задач.
Реконструкция рюкзака Этци.
Рюкзаки в быту разных народов мира
Во времена нашей эры по миру встречаются конструкции, которые по принципиальному исполнению мало отличаются от рюкзака тирольского человека Этци. Они представляют собой деревянную раму с мягкими заплечными лямками. На нее крепится сумка, короб или мешок.
Например, в XIX веке во время полевых работ в Германии и Франции активно использовали плетеные корзины на каркасе.
В норвежском музее сохранилась заплечная сумка Sekk med Meis, изготовление которой относят к XIX в.
В Корее подобные изделия называли «чигэ». Они упоминаются в летописях XVII в.
Принципиально отличалось по конструкции приспособление ацтеков — cacaxtli, которое датируют XIV-XVI вв. Это была традиционная рама, но ремень был один. Его надевали на лоб.
Рюкзак Sekk med Meis. Рюкзак ацтеков — cacaxtli.
История появления военных рюкзаков
Первые армейские модели были такими же, как и гражданские. Часто они представляли собой плетеную корзину на лямках (даже без крышки).
В I-III вв. н.э. в Римской империи появился военный кожаный портфель — локулус. Чаще всего такой рюкзак носили на походном шесте. А еще у него была одна шлейка через плечо.
В XVII-XIX вв. в Российской империи, Европе и Англии военных оснащали ранцами из брезента, натуральной кожи или сукна. При Александре I ранцы для российских солдат делали из черной яловичной кожи, а чуть позже из телячьей.
В XIX в. на смену ранцам пришел заплечный армейский вещмешок. Он был легче и практичнее. В 1882 году в российской армии начали использовать вещмешок из парусина. В отличие от предшественников, он не промокал — содержимое всегда оставалось сухим. Но такие конструкции были не очень удобны, когда нужно было нести с собой что-то тяжелое.
В 1866 году американский полковник Генри Мерриам оформил патент на армейский рюкзак с жесткой рамой и упором в поясницу, который должен был перераспределять нагрузку. Но модель получилась не очень удобной. Большей популярностью пользовалась разработка норвежского предпринимателя Оле Бергана, которая вышла в производство в 1908 году.
Рамная конструкция Оле Бергана.
Какими были рюкзаки в старину на Руси
Широкое распространение на Руси получили поняга и рогулька. Использовали их преимущественно в Сибири.
Устройство рогульки значительно проще. Она представляет собой две ветки: одна ветка — развилок, вторая — короткая веточка с сучком. Их специальным образом связывали. Лямками обычно служило полотенце, а к внешней части привязывали тюк, мешок или короб. Такое приспособление легко было изготовить даже в походных условиях.
История возникновения туристических рюкзаков
Американцы знают толк в рекламе и маркетинге. Альпинист и охотник из США Ллойд Нельсон в 1924 году запатентовал свою модель каркасного рюкзака. Базой послужила сумка индейцев Аляски, которая представляла собой деревянный каркас, обтянутый тюленьими шкурами. Шкуру он заменил тканью и наладил продажи. Новая модель стала очень популярной у туристов.
Аляскинский рюкзак «Охотник Нельсон».
В Советском Союзе в это время наладили серийный выпуск бескаркасных моделей рюкзаков. Они были вместительнее, чем привычные армейские вещмешки. Получили название «Колобок».
Заслуженный мастер альпинизма СССР Виталий Михайлович Абалаков доработал «Колобок» — добавил по бокам карманы, а сверху широкий клапан, который защищает содержимое от дождя. Усовершенствованная модель получила название «Абалаковский рюкзак» и стала очень популярной у туристов в 50-90-е гг.
В 70-е годы модель претерпела еще одно изменение — добавили боковую шнуровку и изменили крепление лямок. Называть такие рюкзаки стали «Яровскими».
Советские туристические рюкзаки.
Веховым стал 1938 год. Ветеран американской армии Джеральд Каннингем впервые предложил использовать в качестве застежек молнии. Благодаря этому туристическое снаряжение стало легче и практичнее.
В 1952 году супруги Дик и Нена Келти начали выпускать рюкзаки собственного производства. Они делали их из парашютной ткани и строп — эти материалы после войны были в избытке. Для каркаса использовали авиационный алюминий. В этих моделях впервые появился поясной ремень для снижения нагрузки на спину.
Принципиально новой для Советского Союза туристической моделью стал станковый рюкзак «Ермак». В нем тоже были металлический каркас и разгрузочный поясной ремень.
Сейчас в производстве рюкзаков используют десятки и сотни новых технологий. Только время рассудит, какие из них войдут в историю. Возможно, потом мы напишем про них еще одну обзорную статью.