в каком месте снимались в крыму пираты 20 века
Все места съемок кино «Пираты ХХ века» в Крыму
Молодежь, знающая советское киноленты понаслышке, бывает уверена, что в те времена снимали лишь военные или скучные пропагандистские фильмы. Опытный зритель в курсе, что ситуация в корне иная. Кино СССР богато и прекрасными комедиями, и запутанными детективами, и даже шикарными приключенческими боевиками. При этом ни о каких особых спецэффектах речь не шла – люди в кадре работали вживую, что было известно! Вот и стояли очереди в кассы кинотеатров, а 40 лет спустя туристы в Крыму идут полюбоваться объектами, где снимали фильм «Пираты ХХ века».
Ялта – город приключений
Для кинопрома СССР было почти традицией отправлять группы для съемок приключенческого кино в Ялту – это одна из важнейших причин известности и популярности ялтинского «кораблика». Но фильм о нападении пиратов на морской транспорт и победе моряков над грабителями требовал не только моря, но и экзотических пейзажей. Соответственно, команде режиссера Б. Дурова было некуда деваться, кроме как в Крым направляться – там нетрудно найти все необходимое.
Плюс к этому в курортной столице работали хорошие каскадеры и мастера «спецэффектов по-советски», а они тоже были необходимы. Из-за согласований рабочих графиков съемочному коллективу даже пришлось специально отправляться из окрестностей Судака на Тарханкут – ради создания отдельных сцен, требовавших участия узких специалистов.
Основные места съемок находились у Нового Света. Однако отдельные эпизоды снимали в Массандре, в Коктебельской гавани, на Карадаге и в Ялте. Выбор полуострова в качестве «декорации» понятен – разнообразие пейзажей Тавриды до этого уже позволяло ему «играть» дикий Запад, джунгли Южной Америки, карибское побережье, Африку…, да буквально что угодно.
«Пираты XX века»: места съемок
Особых экскурсий по ним сейчас не водят, но любознательные туристы легко могут опознать приметные крымские достопримечательности в кадре:
«Звездой» экрана стал также бассейн гостиницы «Ялта» в Массандре. Там был снят эпизод на тонущем судне, когда персонаж Н. Еременко геройски спасал с него женщин. Мастера соорудили и погрузили в купель макет внутренней части корабля – ради безопасности. Деревянные составляющие норовили всплыть – их дополнительно крепили болтами. И все равно герой донырялся до сильных перепадов давления и носовых кровотечений.
Обеспечили успех фильму и крымчане. Туземцев, порабощенных пиратами на тропическом острове, играли студенты Мединститута Крыма.
Военный конфуз
Не обошлось во время съемок фильма и без проблем, причем серьезных – с солдатами и боевым флотом. Связано дело было с деревянными макетами морских мин, использовавшихся для изображения пиратских заграждений.
Специалист по спецэффектам В. Павлотос во время съемок «Пиратов» работал возле Тарханкута над другой картиной, как следствие, группе Дурова пришлось отправляться к нему. «Мины» были готовы и лежали на палубе, но тут случился шторм. Один «боезапас» оказался плохо закрепленным и его смыло за борт.
Из-за активности моряков у крымских берегов конфуз получился серьезный. Об утере «мины» было заявлено властям, которые пришли в ярость. Ее целенаправленно разыскивали, но обнаружить не удалось. Хорошо хоть, что навредить она не могла никому – разве напугать.
Географические несостыковки
Они встречаются почти во всех фильмах – редко удается найти все подходящие виды в одной точке. Отзывы зрителей, валом валивших на «Пиратов 20 века» в 1980 году, никаких замечаний не содержали. Впрочем, посмотрев кино раз эдак в десятый, хорошо знающие Крым киноманы определили: места, где снимали фильм «Пираты ХХ века», находятся на большом удалении друг от друга.
Но все эти детали – результат технической необходимости в подборе подходящих пейзажей и условий. Географические неточности не помешали посмотреть фильм 90 млн. людей за год – абсолютный рекорд для тогдашнего кинематографа. Да и в обрамлении уникальных видов органично смотрелись кавказский напор каскадера Епископосяна, утонченная азиатская жесткость Талгата Нигматулина, славянский размах Еременко и экзотическое для СССР карате.
А среди современной молодежи все больше появляется таких личностей, что с удовольствием смотрят старые фильмы и заявляют, что они убедительней современных компьютерных иллюзий. Для советского кинематографа в этой убедительности немалую роль сыграл Крым. «Пираты ХХ века» обязаны полуострову немалой частью своего успеха. В заключение – смотрите, собственно, киноленту, приятного просмотра!
40 лет назад в Крыму сняли самый успешный фильм советского кино, который мы разобрали с реальным механиком, оказавшимся в плену у пиратов
40 лет назад в Крыму сняли самый успешный фильм советского кино, который мы разобрали с реальным механиком, оказавшимся в плену у пиратов
В плену у нигерийских пиратов. Фото из архива В. Драпова.
Крымская экзотика
Стармех Сергей (Николай Ерёменко) и боцман Матвеич (Тадеуш Касьянов), какдр из фильма.
На пляже Тихой бухты, рядом с посёлком Орджоникидзе, кадр из фильма.
Кораблекрушение в бассейне
К природе экзотического острова добавлены и черты западного побережья Крыма. Эпизод с выходом «Меркурия» из бухты и всплытием мин снимали уже на Тарханкуте.
Матрос Стеценко (Виктор Жиганов) и Сергей Сергеевич (Николай Еременко) в тоннеле Малого Атлеша на Тарханкуте, кадр из фильма
Рабочий момент съёмок на Малом Атлеше, фото из архива В. Павлотоса.
«Пираты ХХ века» бороздят морские просторы у Тарханкута, кадр из фильма.
Валерий Павлович Павлотос конструировал подводные декорации в бассейне гостиницы «Ялта-Интурист», фото М. Львовски.
Там же, на западе Крыма, сняты красивая картинка со сквозным 98-метровым тоннелем Малого Атлеша, по которому проходит пиратский катер, и эффектные прыжки с «Меркурия» Николая Еременко и Тадеуша Касьянова.
Актриса Наталья Хорохорина в декорациях затонувшего теплохода, фото из архива Н. Хорохориной.
Николай Еременко в декорациях в бассейне «Ялта-Интуриста», кадр из фильма.
Вердикт Брежнева
Пираты ХХI века
Стармех Валерий Драпов дома в Севастополе после возвращения из плена, фото М. Львовски.
На переднем плане дремлет капитан Роберт Хьюз, фото В. Драпова.
Вооружены и непредсказуемы
Первую неделю Валеру вместе с товарищами по несчастью каждую ночь перевозили из лагеря в лагерь. Базы повстанцев затеряны на многокилометровых просторах джунглей, разрезанных мелкими речками. Сориентироваться там непросто даже аборигенам. А для поисковых групп обнаружить заложников вообще представлялось делом безнадежным.
Матрас для белых с антимоскитным балдахином, фото В. Драпова.
За людей с «Blue Ocean» сепаратисты поначалу запросили у компании-судовладельца 25 млн долларов.
Время в плену севастополец коротал в компании с моряками из ЮАР и Великобритании, фото из архива В. Драпова.
Валера, как механик экстра-класса, починил в деревне всё, что было выведено из строя. Запустил генератор, перебрал двигатели для лодок. Говорит, что сами работу искали, потому что без дела сидеть было тоскливо.
Валера с мамой в день встречи после его злоключений, фото И. Драповой.
«Пираты ХХ века»
Этот фильм был первым советским боевиком. Первым отечественным блокбастером. По словам специалистов – самый кассовый и самый разруганный фильм за всю историю советского кино. За первый год проката киноленту «Пираты ХХ века» посмотрели почти 90 миллионов зрителей.
Сложный путь фильма к зрителю
Фильм был закончен в 1979 году. Его сразу же показали руководству ЦК ВЛКСМ. Картину назвали «идеологически вредной». Она «легла на полку». Неизвестно, сколько бы она там пролежала, если бы кто-то из работников Госфильмофонда не отправил ленту на дачу к Брежневу. Генсек так распереживался за советских моряков, что посоветовал поскорее выпустить фильм на широкий экран. Зритель пошел в кинотеатры валом.
Кадр из фильма Пираты ХХ века
Голубая бухта
Из воспоминаний Еременко: «Не знаю, как удалось выбраться. Прыгнул рядом с бортом, а вынырнуть не могу… Травмы, полученные на тех съемках, сказывались долго. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные, и работали без дублеров».
Крымские местности в фильме «Пираты ХХ века»
Мыс Тарханкут
Примечательный профиль массива Караул-оба, ограничивающий бухту с запада мелькает в фильме много раз. Дозорные пиратов сидели на новосветовском мысе Капчик, с этого же мыса прыгал Еременко на пиратский корабль, в его нишах укрывались советские моряки в свою первую ночь на острове…
Грот в скале – это уже не Новый свет. За натурой режиссер поехал на другой конец Крыма – на мыс Тарханкут. Здесь, в урочище Атлеш снимались кадры подводных погонь и проход для пиратского вельбота через огромный скальный грот.
Лагерь туземцев из фильма Пираты ХХ века — Тихая бухта под Коктебелем
А вот лагерь туземцев, который оккупировали пираты и где держали в заложниках советских женщин – снова восточный Крым. За бутафорскими пальмами и тростниковыми хижинами сначала трудно узнать Тихую бухту под Коктебелем. Но стоит в кадре предательски скользнуть очертаниям мыса Хамелеон, разделяющего Коктебельскую и Тихую бухту, как все становится ясно.
Грузовой порт Ялты в фильме Пиратв ХХ века
Еще съемки проходили под Севастополем и в Гурзуфе. Крым с его природой остался в сердце актеров на всю жизнь. Наталья Харахорина, исполнительница роли буфетчицы вспоминала: «Месяц мы жили в Судаке, …все это так надоело – и жара, и солнце, и трудные съемки. А прошло время, мы собрались на студии, смотрели на экране на всю эту красоту и жалели о том, что стремились оттуда уехать…».
Краеведение. Рефераты. Туризм
Познавательные маршруты по родному краю: теория, методика, практика
Пираты XX века: где в Крыму и на Азове снимали первый советский боевик
«Пираты XX века» стал рекордным во всех отношениях, можно сказать, что и крымский кинотуризм начался по инициативе судакских экскурсоводов с рассказов о съемках этого кино, потому что драки и прочие драматические события были уж очень реальными и привлекали к себе всеобщее внимание во время киносъемок.
Самый популярный капитан-гид в Новом Свете, пиратский стиль
Сейчас самое главное и популярное место кино-экскурсий по местам съемок фильма «Пираты ХХ века» это Новый Свет рядом с Судаком. И действительно, все организовано четко!
Прогулка на катере из Нового Света в Разбойничью Бухту. Поймать рапанов и тут же зажарить и съесть после прыжков в чистейшую воду
В Крыму снято, в Крыму и одобрено
Фильм «Пираты XX века» был завершен в 1979 году. Его сразу же показали руководству ЦК ВЛКСМ. Эту картину назвали «идеологически вредной». Она «легла на полку». Неизвестно, сколько бы она там пролежала, однако кто-то из работников Госфильмофонда отправил ленту на крымскую дачу Леонида Ильича Брежнева. Генеральный секретарь ЦК КПСС был рад успехам советских моряков и дал команду показать фильм советскому народу.
Кадр из фильма Пираты ХХ века
Основа фильма это соединение двух реальных историй.
Сценарист и режиссер Станислав Говорухин сразу же загорелся идеей снять фильм, в котором бы советские моряки противостояли морским «джентльменам удачи». Конечно, финал должен был быть оптимистичным, доказывающим, что советские матросы справятся с любым мировым злом.
Голубая бухта Нового Света к западу от города Судак
Кадр из фильма «Пираты ХХ века», снят на Карадаге, Феодосия, Восточный Крым
Из воспоминаний Еременко: «Не знаю, как удалось выбраться. Прыгнул рядом с бортом, а вынырнуть не могу… Травмы, полученные на тех съемках, сказывались долго. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные, и работали без дублеров».
Мыс Тарханкут
Примечательный профиль массива Караул-оба, ограничивающий бухту с запада мелькает в фильме много раз. Дозорные пиратов сидели на новосветовском мысе Капчик, с этого же мыса прыгал Еременко на пиратский корабль, в его нишах укрывались советские моряки в свою первую ночь на острове…
Грот в скале – это уже не Новый свет. За натурой режиссер поехал на другой конец Крыма – на мыс Тарханкут. Здесь, в урочище Атлеш снимались кадры подводных погонь и проход для пиратского вельбота через огромный скальный грот.
Лагерь туземцев из фильма Пираты ХХ века — Тихая бухта под Коктебелем
А вот лагерь туземцев, который оккупировали пираты и где держали в заложниках советских женщин – снова восточный Крым. За бутафорскими пальмами и тростниковыми хижинами сначала трудно узнать Тихую бухту под Коктебелем. Но стоит в кадре предательски скользнуть очертаниям мыса Хамелеон, разделяющего Коктебельскую и Тихую бухту, как все становится ясно.
Грузовой порт Ялты в фильме Пираты ХХ века
Еще съемки проходили под Севастополем и в Гурзуфе. Крым с его природой остался в сердце актеров на всю жизнь. Наталья Харахорина, исполнительница роли буфетчицы вспоминала: «Месяц мы жили в Судаке, …все это так надоело – и жара, и солнце, и трудные съемки. А прошло время, мы собрались на студии, смотрели на экране на всю эту красоту и жалели о том, что стремились оттуда уехать…».
В каком месте снимались в крыму пираты 20 века
История создания фильма « Пираты 20 века»
История картины началась в конце 1970-х годов с газетной публикации о том, что морские пираты в водах Средиземного моря напали на итальянское судно. Разбойники похитили груз — 200 тонн урановой руды — и уничтожили экипаж.
Прочитав заметку, режиссёр Станислав Говорухин задумал сценарий будущего фильма, только в нём фигурировали советские моряки. Он позвонил коллеге Борису Дурову, с которым в середине 1960-х работал над фильмом « Вертикаль». Борис загорелся идеей: «Слушай, здорово! Я даже, кажется, знаю, как нашим морякам удастся отбиться. Ты что-нибудь знаешь о карате?»
Цензоры настаивали на том, чтобы в фильме было как можно меньше драк, особенно с применением приёмов карате. Этот вид борьбы в Советском Союзе развивался почти подпольно. Каждую сцену авторы защищали с боем. Дурова и Говорухина консультировал известный каратист Тадеуш Касьянов. Потом он сыграл в фильме боцмана, а его друзья-спортсмены — пиратов и советских моряков.
Если вы смотрите « Пиратов XX века», неважно, в десятый раз или впервые, вглядитесь в самую первую сцену. Музыка Максима Дунаевского. Мирное советское судно « Нежин». Боцман в исполнении Тадеуша Касьянова развлекает свой экипаж: показывает на палубе приёмы карате. Матросы удивляются, женщины восхищаются. За бортом — море. Это Азовское море. И мариупольский борт. Начало фильма « века» снимали на пятом причале Ждановского порта ( теперь Мариупольский торговый порт) в мае 1979 года.
Белоснежный корабль « Нежин», который половину фильма честно служит советской команде, а потом трагически гибнет в огне, в реальности тоже мариупольский. Это сухогруз « Фатеж» Азовского морского пароходства. Конечно, его не сжигали, корабль потом много лет прослужил в пароходстве, был капитально отремонтирован в 1985 году, затем перешёл в Черноморское пароходство и «переехал» в Севастополь.
«Вся погрузка вещества, из-за которого и разыграется вся трагедия, от начала до конца снята в нашем порту! Там « сновали машины самых разных марок, слышалась непонятная речь, ходили люди в броских одеждах. Все это имело нездешний и несколько загадочный вид.
Разумеется, требовалась ежедневная помощь работников порта. Все, что не потребуется, нам любезно предоставляют. Поэтому мы искренне благодарны руководству пароходства и порта», — говорил директор картины Л. Грубман в интервью газете « Азовский моряк» в мае 1978 года.
Критики вовсю ругали « проамериканских» «Пиратов» вообще и Ерёменко лично, а зрители были в восторге. До самой своей внезапной кончины артист ощущал это бремя « пиратской» славы. А ведь он сам его на себя и взвалил: Николай настойчиво предлагал себя на роль Сергея, хотя брать его изначально не предполагалось. Борис Дуров ( режиссёр) и Станислав Говорухин ( соавтор сценария, снимать фильм сам он не смог — был в запуске к/ф «Место встречи изменить нельзя») выступали против: у Ерёменко после Сореля из «Красного и чёрного» по Стендалю была репутация красавчика-любовника, а не благородного героя-спасителя.
Но, придя на пробы, артист скинул рубашку, продемонстрировав накачанный торс, крутанул сальто — и был утверждён!
Все трюки и драки с приёмами полузапретного тогда карате актёры исполняли сами. Плавали, ныряли, молотили друг друга по 7−8 часов в день и при этом ещё активно занимались с тренером по карате. Один эпизод чуть не стоил Ерёменко жизни: он должен был прыгнуть со скалы на палубу пиратского корабля, но промахнулся, упав в море рядом с ним. И чудом не попал под лопасти винтов судна. Во время драк Ерёменко с Нигматулиным так убедительно применяли приёмы карате ( этюды к ним, сами того не зная, они отрабатывали ещё студентами во ВГИКе на уроках по движению), что съёмочная бригада пугалась: как бы друзья не покалечились. В самых сложных сценах Дуров планировал задействовать каскадёра, но Ерёменко упросил режиссёра обойтись без дублёра. А буквально через несколько дней чуть не погиб. Эпизод, когда Сергей Сергеич прыгает со скалы на палубу корабля пиратов, снимали одним из первых, в Крыму, возле мыса Капчик. Когда включили камеру, Еременко с разбега прыгнул вниз и… ушёл под воду — не долетел до борта судна. В воде его потянуло под работающие лопасти винта. Как потом признавался актёр, его спасло чудо — из последних сил он вынырнул и отплыл от корабля.
Пострадала на съемках и Наталья Харахорина, сыгравшая буфетчицу Машу, заложницу пиратов.
Сцену, в которой Салех избивает Машу палкой, снимали в Коктебеле. После первого дубля стало понятно, что удары понарошку не выглядят убедительными. «Давайте я буду бить её по-настоящему, — предложил Нигматулин после репетиции. — Ударю вполсилы, но Наташе всё равно будет легче сыграть боль». Актриса не возражала — и режиссёр дал добро. Но велел, чтобы под одеждой на спине Натальи закрепили подушки.
На втором дубле Талгат так вошёл в образ, что у Харахориной потекли слёзы.
« Стоп! Гениально!» — закричал режиссёр. А Харахорина побрела к морю. Переоделась за ширмой в купальник. А зайдя по колено в воду, услышала позади: «У тебя же вся спина — сплошной синяк! Маме не показывай…» Это был Пётр Вельяминов, сыгравший в «Пиратах…» капитана. От него же о синяках узнал и Талгат.
— Пришлось мне его утешать, — признается актриса. — Я же понимала, что он разошёлся не со зла. Не рассчитал удары. А я ради хорошего результата жаловаться не стала.
Между Натальей и Талгатом завязалась дружба.
Как-то после съёмок они отправились в прибрежное кафе, где просидели до ночи.
Талгат рассказывал, как в детстве ( а рос он в Киргизии) переболел рахитом. Однажды в пионерском лагере девочка отказалась с ним танцевать, потому что он «некрасивый и кривоногий». Мальчик убежал далеко в степь, чтобы никто не видел, как он плачет. Тогда он поклялся, что станет сильным и больше никто не посмеет ему отказать. Нигматулин занялся танцами, лёгкой атлетикой, а потом увлёкся карате…
В тот вечер Талгат поведал Наталье, как учился русскому языку — переписал два тома « Войны и мира»! Потом рассказал о неудачном романе с Ириной Шевчук ( «А зори здесь тихие»), который случился во времена учебы во ВГИКе.
— А ещё Талгат признался, что я ему нравлюсь, вспоминает Наталья. — Я честно сказала, что не могу ответить на его чувства и уважаю его как друга. После этого разговора у нас сложились прекрасные приятельские отношения.
Харахорина не смогла признаться актёру, что он тоже ей нравился, т.к. женатый мужчина для неё табу. А Талгат в то время состоял в браке с выпускницей ВГИКа Халимой Хасановой, которая увела его у первой жены, солистки группы « Ялла» Ларисы Кандаловой.
— Талгат зверствовал только на экране, за кадром это был добрый, милый, спокойный и дружелюбный человек, — рассказал Георгий Мартиросян, сыгравший Клюева, члена команды корабля « Нежин». — А ещё Нигматулин умел гадать по руке и иногда в перерывах между съёмками предсказывал будущее кому-нибудь из членов группы.
Эпизод спасения женщин из библиотеки был снят в бассейне гостиницы « Ялта-Интурист», где были установлены декорации судовых коридоров и лестниц, затопленных после взрыва.
Николай Ерёменко-младший, исполнитель роли стармеха Сергея вспоминал о съёмках этой сцены:
« Кажется, что всё это несколько длиннее, чем есть на самом деле. Ничего там страшного нет, страшно было другое — что снимали это неделю в бассейне. По семь часов я сидел в воде и не просто сидел, а всё время надо было нырять, нырять, нырять… И тогда уже из носа кровь шла не искусственная, а моя личная, и часто прекращали съёмку, чтобы остановить мне кровь. А мои друзья, коллеги издевательски шутили: «Ну, ты, Коля, как закончишь — подходи к нам, отдохни. Мы тебя будем ждать в соседнем бассейне, вместе поныряем».
Актёр также рассказывал, что принимавший фильм министр кинематографии перед погружением Сергея под воду набирал в лёгкие воздух и задерживал дыхание на всё время, что длился эпизод.
Николаю Ерёменко, как он потом вспоминал, даже не заплатили как каскадёру — за трюки. На гонорар он смог купить только цветной телевизор « Рекорд» и пакистанский ковёр. Зато после премьеры Еременко проснулся знаменитым. Однажды, когда Москву украшали афиши с рекламой фильма, Н. Ерёменко проехал на своих « жигулях» на красный свет. Его остановил работник ГАИ: «Нарушаем, гражданин. Ваши документы!» — «Отпустите, пожалуйста, очень спешу. Больше не буду нарушать, — упрашивал Николай. — Ну, посмотрите на меня. Вы меня не узнаете? Сейчас идет фильм « века», я там играю главную роль». Инспектор ГАИ выписал штраф cо словами: «Ты и ездишь, как пират!»
Случались и казусы: во время шторма с палубы « игрового» корабля смыло бутафорскую мину и пришлось срочно предупреждать Черноморский флот!
После выхода фильма молодежь заболела карате. Повсюду создавались секции — сначала в спортзалах ПТУ, а потом в школах и вузах.
Нет в живых красавца Николая Ерёменко — ушёл из этого мира в 52 года. «Боцман» Тадеуш Касьянов жив и занимается в Москве своим любимым делом — карате. По жизни он не актёр, а тренер и общественный деятель.
Спустя четыре года после шумного триумфа « Пиратов XX века» при толком невыясненных до сих пор обстоятельствах погиб Талгат Нигматуллин — «Салех». Лидеры религиозной секты, которые как раз массово « входили в моду» в 80-е годы, убили его, когда он отказался подчиняться. Боялись за свой авторитет перед « паствой»… Всю жизнь Нигматуллин играл отрицательных героев.
Играл мастерски — взять хотя бы садиста Салеха из этого фильма, выдрессированного убийцу без нервов. Внешность мрачного восточного красавца не позволяла иного. В жизни же был абсолютно светлым человеком, мечтателем, философом и поэтом…
Фильм стал самым кассовым за всю историю российского кино ( 87 миллионов зрителей за первый год демонстрации). А Николай Ерёменко, исполнивший главную героическую роль, на долгие годы превратился в кумира молодёжи и подростков.
В 2000 году Тадеуш Касьянов ( ныне — президент Всероссийской федерации рукопашного боя) и Николай Ерёменко решили снять продолжение « века». Съёмки отложили из-за проблем с финансированием. А в 2001 году не стало Николая Ерёменко.
— Наверное, к лучшему, что фильм не состоялся, — говорит Тадеуш Рафаилович. — Продолжение популярных картин почему-то редко бывает удачным. Вряд ли мы смогли бы переплюнуть прежних « Пиратов…». И нам точно не хватало бы Талгата…
Последней работой Нигматулина в кино стал фильм Семёна Арановича « Противостояние». После окончания съёмок актёра спросили, не боится ли он погибнуть, поскольку на площадке часто рискует жизнью. «Нет, — ответил актёр. — Но если погибну, надеюсь, люди меня не забудут и кто-нибудь в память обо мне зажжёт свечу».
В 1980 году картина Пираты XX века была отмечена Почётным дипломом за своеобразное решение фильма приключенческого жанра на Всесоюзном кинофестивале в Душанбе.
Интересные факты о фильме Пираты XX века:
— В саундтреке фильма использованы две известные композиции иностранных исполнителей — «Love You Till I Die» группы « Baccara» и битловская « Lady Madonna».
— По данным сотрудников киностудии имени Горького, реальное количество зрителей, посмотревших « Пиратов XX века», намного превышало официально опубликованные цифры и составляло 103 миллиона человек.
— В фильме называются координаты острова, на котором обосновались пираты: 7 градусов 8 минут северной широты, 138 градусов 1 минута восточной долготы. Однако на самом деле в указанной точке нет никакой суши, она находится посреди Тихого океана, а ближайшая земля, остров Рождества ( Кирибати), располагается примерно в 1500 милях.