в каком коллективе люди чувствуют себя комфортно
Вопросы на собеседовании со скрытым смыслом
Зачастую, отвечая на вопросы работодателя, кандидаты говорят то, что должно представить их в хорошем свете. Чтобы узнать о соискателе больше, чем он хочет сказать, рекрутеры могут задать специальные хитрые вопросы.
Многие соискатели перед собеседованием изучают возможные вопросы и готовят на них ответы. Но работодатель может не просто задать вопрос напрямую, а сделать это так, что кандидат не поймет его истинных намерений. Рекрутер может так же начать разговор с общих тем, чтобы получить ваше расположение, а затем с помощью хитрых вопросов узнать достоверную информацию. Представляем вашему вниманию примеры таких приемов, их значение и последствия ответов.
Самооценка
При анализе кандидата важно знать уровень его самооценки. Это может служить отправной точкой для прогноза его дальнейшего поведения на работе. Но каждый человек считает, что оценивает себя правильно. А специальные вопросы могут дать рекрутеру более достоверную информацию:
Причины увольнений
Причины, по которым кандидат менял места работы, определяют очень многое — его ценности, степень конфликтности и т. п. За прямым вопросом последовал бы социально приемлемый ответ — отсутствие карьерного роста, например. Поэтому рекрутер может пойти другим путем:
Помните, что прежде всего работодатель оценивает именно вас, как бы он этого не делал. Это далеко не весь перечень возможных вопросов со скрытым смыслом, но это даст вам общее представление о намерениях и способах, к которым может прибегнуть интервьюер.
Ориентация на процесс или результат
Как известно, могут быть сотрудники ориентированные на результат и на процесс. Ориентация на результат подразумевает, что плоды труда можно количественно и качественно измерить. Ориентироваться на результат прежде всего нужно руководителям среднего и высшего звена, PR- и HR-менеджерам, маркетологам, менеджерам по продажам, агентам по недвижимости и другим сотрудникам, чей оклад зависит от совершенных сделок. Сотрудники ориентированные на процесс больше расположены к выполнению повторяющихся операций. Они больше мотивированны на стабильность, предпочитают определенный график.
Считается, что быть ориентированным на результат — престижнее, хотя это не всегда верно. Поэтому на прямой вопрос рекрутера: «Что для вас важнее: процесс работы или ее результат?» соискатель ответит, что результат, хотя, это может быть и не так. Но у работодателей есть и другие варианты:
Конфликтность
Как кандидат налаживает отношения к коллегами и начальством? Склонен ли он к конфликтам? Не трудно предположить, как на подобные прямые вопросы ответит соискатель. Но опытные рекрутеры знают, как правильно спросить:
Помните, что с вами вполне могут говорить и на отвлеченные темы, но ответы смогут многое сказать о вас, как о личности. Как бы не строились вопросы, работодателя интересуете только вы, а не насколько плох ваш бывший руководитель.
Россияне предпочитают работать в смешанном коллективе
Как показал опрос, проведённый Исследовательским центром портала SuperJob.ru 8-9 августа 2008 года, наиболее комфортно россияне чувствуют себя, работая в смешанном коллективе.
Коллектив, в котором работают как мужчины, так и женщины, предпочитает 52% наших соотечественников. По их словам, в таком коллективе «более здоровая атмосфера», а работать веселее и интереснее. Женщины отмечают, что «присутствие мужчин заставляет больше следить за собой, а среди коллег-женщин могут появиться настоящие подруги». Мужчины, придерживающиеся аналогичной точки зрения, считают, что «красота и сила должны идти вместе», но при этом некоторые из них уточняют, что «девушек должно быть больше».
Работа в мужском коллективе по душе 19% россиян. Любопытно, что среди женщин эта цифра достигает 27%, тогда как мужчин, предпочитающих работать в окружении представителей своего пола, заметно меньше – 10%. Мужской коллектив привлекает женщин прежде всего потому, что мужчины «чётко формулируют задачи», «более стабильны, меньше сплетничают», «менее эмоциональны», «с ними проще договориться», тогда как в женском коллективе подчас кипят нешуточные страсти: «Женщины менее терпимы. Более агрессивны. Мстительны. Завистливы. Склонны плести интриги».
Несмотря на перечисленные недостатки женского коллектива, работать в окружении дам предпочитают 6% наших сограждан. В окружении «симпатичных и добрых» представительниц прекрасного пола комфортно себя чувствуют 8% мужчин. Среди женщин эта цифра меньше – 3%.
Для 23% россиян не важно, в каком коллективе работать – в мужском или женском. На состав коллектива не обращает внимания 31% мужчин и 18% дам, по мнению которых «ценны человеческие качества сотрудников, их профессиональные навыки, а не половой признак, хотя это не освобождает женщин от обязанности хорошо выглядеть, а мужчин – быть джентльменами».
А в каком коллективе комфортнее работать жителям Украины? Смотрите результаты исследования, проведённого на SuperJob.ua.
Место проведения опроса: РФ, все округа
Время проведения: 8-9 августа 2008 года
Исследуемая совокупность: экономически активные россияне старше 18 лет
Размер выборки: 1800 респондентов
Вопрос:
«В каком коллективе Вам комфортнее работать?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа | Все | Пол | Возраст, лет | |||||
муж | жен | до 19 | 20-29 | 30-39 | 40-49 | 50 и старше | ||
В мужском | 19% | 10% | 27% | 16% | 21% | 19% | 15% | 12% |
В женском | 6% | 8% | 3% | 7% | 6% | 4% | 5% | 7% |
В смешанном | 52% | 51% | 52% | 55% | 51% | 52% | 53% | 53% |
Мне всё равно | 23% | 31% | 18% | 22% | 22% | 25% | 27% | 28% |
Некоторые комментарии респондентов:
«В смешанном» – 52%
«Только в мужском работать опасно – соблазн велик, а только в женском –сплошная конкуренция и зависть».
«Смешанный коллектив дисциплинирует. »
«Но девушек должно быть больше!»
«Общий язык я нахожу со всеми».
«Смешанный коллектив дружнее».
«Красота и сила должны идти вместе!»
«Более здоровая атмосфера».
«Всегда приятно и комплименты послушать, и сплетни».
«В мужском» – 19%
«В женском намного чаще появляются поводы для ссор и зависти. Испытала на себе».
«На мой взгляд, мужчины более чётко формулируют задачи».
«Мужчины более стабильны, меньше сплетничают, с ними легче договориться, они менее эмоциональны».
«Нет склок, пересудов и зависти».
«В женском коллективе слишком ярко развито чувство соперничества, зависти. Каждый так и норовит сделать какую-нибудь гадость. Нет сплочённой команды и работы. А в мужском коллективе, если правильно себя преподнести, можно реально работать».
«В мужском несколько проще. Меньше подводных течений и интриг».
«Иначе слишком много времени будет уходить на разглядывание девушек!»
«Они не такие конфликтные, как женщины, с ними легче работать!»
«В женском» – 6%
«С симпатичными и добрыми».
«Мой муж ревнует меня».
«Без женщин жить нельзя на свете, нет!»
«Мужчине с женщинами всегда проще найти общий язык!»
«Мне всё равно» – 23%
«Самое главное, чтобы был сплочённый и дружный коллектив».
«Главное, чтобы была хорошая атмосфера в коллективе».
«Мне хорошо в коллективе, где люди относятся ко мне доброжелательно, а если я им не симпатизирую, то не лицемерят, а говорят всё в глаза, то есть честны со мной».
«Лишь бы коллектив был дружный».
«Я не опасаюсь выглядеть глупо. В мужском я часть целого. В женском – затейник. В смешанном – работаю».
«В целеустремлённом».
«Ценны человеческие качества сотрудников, их профессиональные навыки, а не половой признак, хотя это не освобождает женщин от обязанности хорошо выглядеть, а мужчин – быть джентльменами».
8 способов заставить уважать себя на рабочем месте
Причин, почему тебя не уважают коллеги, может быть много. А ведь работа — это место, в котором мы проводим большую часть своего времени, и нам хочется чувствовать себя как минимум комфортно. Как научиться ладить с коллегами и даже заслужить их уважение — полное руководство в следующих пунктах.
1. Следи за манерой общения
Это первостепенная задача любого человека, который работает в коллективе. Каким бы хорошим специалистом ты ни был, неумение общаться с окружающими обесценивает тебя. Если ты избегаешь разговоров с коллегами, в момент, когда тебе что-то рассказывают, отвлекаешься на работу, используешь в речи много слов-паразитов и не умеешь поддержать беседу — неудивительно, что к тебе относятся «прохладно». Коллеги — это люди, с которыми ты по иронии судьбы видишься гораздо чаще, чем с родными и друзьями. Так делай эти встречи приятными для всех вас.
Улыбайся, интересуйся состоянием их дел, постарайся узнать, кто и чем увлекается. Если тебя зовут посидеть где-нибудь после работы — не отказывайся. Это отличный шанс познакомиться поближе и чувствовать себя комфортно на рабочем месте. В общем, прокачивай навыки общения и будь чуточку приветливее и дружелюбнее.
2. Старайся быть отзывчивым
Больше всего людей бесит равнодушие к их проблемам. Так что, чтобы заслужить уважение коллег, тебе придется быть более отзывчивым. Никаких «обратись к кому-нибудь другому» или «я слишком занят» — найди минутку, чтобы выслушать человека и дать ему совет. Будь внимателен к просьбам других, и это стопроцентно окупится.
3. Всегда помни о цифровом этикете
Зависаешь в телефоне, в то время когда к тебе обращаются с просьбой? Прерываешь встречу из-за внезапного звонка? Молчишь в рабочем чате, когда тебя о чём-либо спрашивают? Это неуважение, и карается оно ответным неуважением со стороны коллег или, того хуже, начальства.
4. Не сокращай дистанцию
Да, работа — это второй дом, но всё же не спеши переносить свои домашние привычки на рабочее место. Не будь неряхой, не чавкай за обедом, не ковыряйся при коллегах зубочисткой во рту, не нагружай окружающих рассказами о своей семье и своих проблемах.
Поверь, это неинтересно, даже если коллеги реагируют на такие беседы (монологи) с притворной вежливостью. Работа объединяет вас всех, но не стоит вести себя так, будто ты дома. Не сокращай дистанцию: многие твои привычки отталкивают.
5. Не поддавайся на провокации
Практически в любом коллективе есть те, кто любит устраивать скандалы на пустом месте, при этом сохраняя свою непричастность. Такой тип людей называют пассивно-агрессивным. К примеру, ты можешь разговаривать с коллегой, пытаясь убедить его в чём-либо, а он лишь сохраняет режим непробиваемости (начинает переспрашивать тебя, задавать глупые вопросы, усложнять диалог). Конечно же, это тебя раздражает, и ты теряешь контроль над собой, понимая, что вот-вот скажешь ему что-то резкое. Но в такой момент в скандале будешь обвинен ты, ведь твой собеседник не хотел ничего плохого. Он просто уточнил, а ты взорвался.
Разумеется, доказать, что тебя спровоцировали, не так-то просто. Поэтому вот тебе совет: любой ценой сохраняй невозмутимость. В таком диалоге от тебя ждут не участия, а негативных эмоций — так не давай окружающим повода решить, что ты агрессор, а твой собеседник — святой человек.
6. Цени возможность работы в команде
Любые успехи, которых вы добиваетесь командой, — это ваш коллективный результат. Так же как и любые неудачи. Плохие результаты говорят о вашем неумении договориться и вашей безответственности.
Не будь индивидуальным игроком. Не перетягивай на себя внимание в случае победы и не пытайся уклониться от ответственности в случае поражения.
7. Адекватно реагируй на критику
Если тебя критикуют — это не значит, что тебя хотят задеть. Критика — это хорошо, особенно когда ты адекватно ее воспринимаешь. Это значит, что ты можешь исправить все свои косяки и недостатки и использовать критику как пинок для роста.
Согласись, гораздо комфортнее работать в коллективе, который может указать тебе на твои ошибки или просчеты, нежели быть окруженным коллегами, которые притворно улыбаются тебе в лицо, а за спиной обсуждают твою работу.
8. Имей свое мнение
Старайся отстаивать свою позицию и убеждения в важных вопросах, но делай это не агрессивно, а вежливо и аргументированно. Тебе нужно уважать чужое мнение, при этом не отказываясь от своего. Так твои коллеги поймут, что тобой не так-то просто манипулировать.
К человеку, которым можно помыкать, вряд ли будут относиться с уважением. А если ты еще не до конца определился со своей точкой зрения, лучше не встревать в спор и обсуждения.
Психологический климат в коллективе: как это влияет на прибыль?
Бывает, что атмосферу в офисе чувствуешь кожей: стоит гнетущая тишина, в воздухе летают молнии. Сотрудники заняты сплетнями и интригами больше, чем прямыми обязанностями. Коллеги гнобят друг друга за малейшие ошибки, о взаимопомощи нет и речи. В этой статье поговорим о том, что влияет на психологический климат в коллективе, как его улучшить, повысить прибыль.
Дружный коллектив, увлечённый общей целью — важная составляющая успешного бизнеса. Команда, где приветствуется взаимопомощь, передача знаний, доброжелательное общение, быстрее справляется с задачами.
Подковёрные интриги, наказания как способ мотивации, грубость начальства, внутренняя конкуренция, моббинг вынуждают сотрудников тратить силы на защиту собственной безопасности, выяснение отношений. Мотивация и производительность, качество товаров и услуг снижаются, прибыль падает. Недовольство клиентов, текучесть кадров, количество прогулов и опозданий растёт.
Создание и поддержание благоприятной психологической атмосферы на рабочем месте — задача руководителя. Нужно сделать так, чтобы каждый сотрудник был заинтересован в достижении результата, мотивирован на совместную деятельность, с радостью торопился на работу.
Благоприятный и неблагоприятный психологический климат
Аналитики HeadHunter выяснили, что большинство работников ценят здоровую атмосферу в коллективе выше, чем зарплату. Опрос проводили в 2016 году среди 2418 сотрудников российских компаний. Несогласованность работы между отделами и коллегами как главную причину снижения мотивации указали 54% опрошенных. На втором месте антирейтинга — низкая заработная плата, на третьем — отсутствие реализации потенциала компании, на четвёртом и пятом — отсутствие поощрений и пренебрежительное отношение руководства к подчинённым.
Признаки здоровой команды
Признаки нездоровой атмосферы в коллективе
Что определяет социально-психологический климат в коллективе
Глобальная и локальная макросреда
Макросреда — экономические и политические, культурные и технические, социальные и экологические факторы, которые влияют на климат в организации.
Пандемия коронавируса оказалась стихийным, непредсказуемым фактором макросреды. Предприниматели из разных областей рассказали «Другому Агентству», как карантин подействовал на атмосферу в их компаниях.
Таня Коэн, главный редактор и со-основатель журнала «НОЖ», отметила повышение тревожности сотрудников во время карантина, рост стресса из-за сокращения инфоповодов, тем для статей — их поиск стал занимать больше времени. Руководство журнала старалось не давить на людей из-за результатов, мягко указывать на ошибки, убедить работников в их ценности.
Егор Гурьев, CEO и основатель PlayKey, рассказал о конфликтах при переходе на удалёнку из-за снижения продуктивности, оперативности решения вопросов, разных биоритмов и графика. Для мягкого привыкания к новому формату сотрудникам разрешили взять из офиса всё необходимое, вплоть до принтеров и стульев, чтобы обустроить комфортное рабочее место дома. Для каждого члена команды создали план работы, обозначили точки контроля. Перешли от общения в мессенджерах к созвонам. Договорились о часах, когда каждый должен быть на связи. Придумали способы общения коллег вне работы.
Локальная макросреда — организация, в которой формируется коллектив, её характеристики: штатная численность, половозрастной и этнический состав, принципы и справедливость оплаты труда, степень централизации власти, привлечение сотрудников к планированию.
Психологическая совместимость и сплочённость
Психологическая совместимость — оптимальное сочетание личностных качеств сотрудников, которые помогают в совместной работе. В её основе лежит сходство либо различие характеристик, дополняющих друг друга: особенности системы органов чувств, темперамента, мотивов и типов поведения, согласованность социальных ролей и установок, ценностей и интересов.
Похожие люди легче налаживают взаимодействие. Они чувствуют себя уверенно и безопасно в компании друг друга. Немногословному интроверту проще ужиться с таким же «молчуном». С экстравертом, которому как воздух нужно общение на работе, ему будет труднее сойтись. Холерик и флегматик выполняют одни и те же задачи в разном темпе, что приводит к напряженности в отношениях.
Коллеги с разным характером могут отлично сработаться, если испытывают межличностную симпатию, а их характеристики взаимодополняемы. Импульсивному сотруднику подойдёт уравновешенный напарник. Человеку, ориентированному на подчинение, будет проще работать с тем, кто нацелен на доминирование.
Сработанность — результат совместной деятельности коллег, которые психологически подходят друг другу. Люди эмоционально едины: чувствуют подъём и спад каждого члена команды и вовремя подставляют плечо, вместе выкладываются во время аврала, вместе отдыхают и радуются результатам. Сотрудникам с разными ценностями придётся тратить слишком много усилий, чтобы договориться о простых вещах. Рост производительности пострадает. Сработанный коллектив направляет всю энергию на выполнение задач.
Удовлетворенность работой
Стили управления
Отношения между сотрудниками, их отношение к работе во многом зависит от стиля руководства. Демократическое, авторитарное, либеральное управление персоналом в чистом виде практически не встречается. Лидеры комбинируют методы того или иного стиля в зависимости от личных качеств, опыта, профессиональных навыков, бизнеса.
При директивном (авторитарном) стиле руководитель сосредотачивает власть в своих руках: единолично принимает решения, отдает приказы, контролирует их выполнение. Он не учитывает мнение коллектива, негативно относится к инициативе работников, делегированию своих полномочий. Среди методов мотивации преобладают материальные и административные наказания и поощрения: премии, штрафы.
Зацикленность руководителя на собственной точке зрения как единственно верной, нежелание разделить с подчиненными ответственность за общее дело приводит компанию к застою, к снижению инициативности и самоконтроля работников. Сотрудники считают общение с авторитарным начальником нервной и неприятной частью работы.
Бизнес-тренер Владимир Моженков пишет о том, что оскорбление сотрудников, урезание заработной платы за незначительные ошибки, свойственные авторитарному стилю управления, нельзя считать эффективными средствами мотивации. Такие меры приведут к конфликтам, не доброжелательному отношению между коллегами, которое переносится на клиента.
Директивный стиль управления оправдывает себя, когда у лидера достаточно способностей и знаний, чтобы отдавать правильные приказы. Власть не кружит ему голову, не превращает в тирана.
Руководитель, который придерживается либерального стиля управления, минимально вмешивается в работу подчинённых, передает им полномочия в принятии многих решений. Его роль сводится к наставничеству, предоставлению условий для успешного решения рабочих задач. У сотрудников складывается положительное отношение к работе, появляется чувство вовлеченности. Либеральная модель руководства работает успешно, если члены команды обладают высокой мотивацией, квалификацией, самодисциплиной.
Высокая степень автономии может навредить коллективу, если сотрудники привыкли к чётким указаниям и распределению обязанностей, контролю «сверху». Самоуправление может привести к падению производительности, подковёрным интригам и превратиться в попустительство.
Либеральный подход практикуют в IT-компаниях, например, «Apple», творческих студиях, семейном бизнесе.
При демократическом стиле руководства начальник координирует задачи, направляет и вдохновляет подчинённых. Лидер советуется с членами команды по поводу принятия решений, приветствует конструктивную критику. Он использует поощрения как основной метод мотивации. Начальник-демократ поддерживает неформальное общение между коллегами, заботится о создании дружественной атмосферы в коллективе, организует корпоративные мероприятия.
Как руководителю создать благоприятную атмосферу в коллективе
Сплетник
Сплетник тратит рабочее время на обсуждение личной жизни окружающих, подмечание их недостатков. Таким поведением он маскирует неуверенность в себе, отвлекает внимание от собственных нелицеприятных качеств. Занятый сплетнями, работник не растёт как профессионал и как личность, снижает собственную продуктивность. Перемывание косточек коллегам и руководству создаёт напряжение, нездоровую атмосферу в офисе.
Лидеру команды следует напомнить токсичному сотруднику, что работа — не место для сплетен, постараться сместить фокус его внимания на рабочие вопросы, выполнение трудовых обязанностей.
Контролер
Сотрудник, помешанный на контроле, старается уличить коллег в некомпетентности, не доверяет им, перепроверяет чужую работу. Он считает своё мнение единственно верным, не слышит других. Постоянное вмешательство контролера раздражает и демотивирует работников.
Если человек искренне хочет успеха для команды, стоит показать, что коллеги заинтересованы в достижении цели не меньше его, и в их компетентности не стоит сомневаться. Может помочь четкое разграничение зон ответственности между коллегами.
Пессимист
Он выливает свой негатив на коллег, вовлекая их в водоворот дурного настроения. Пессимист ищет повод, чтобы пожаловаться, не слышит обратной связи на свою «критику». В рабочем процессе он видит сплошные проблемы и нерешённые задачи, зацикливается на сравнении с конкурентами не в пользу своей компании, на отрицательных отзывах. Такой взгляд вредит команде, снижает мотивацию коллег, затормозит их на пути в цели.
Руководителю полезно побеседовать с пессимистом о его отношении к жизни, выяснить, какие обстоятельства повлияли на его настрой, порекомендовать психотерапевта. Если сотрудник не захочет или не сможет «исправиться», придётся с ним расстаться.
Умение создавать в коллективе здоровую атмосферу — полезный навык, который приобретается в процессе обучения на специальных курсах, самообразования, наблюдения за подчиненными, применения на практике различных методов управления персоналом, анализа результатов. Он необходим руководителю для повышения мотивации и продуктивности сотрудников, увеличения прибыли. Люди дорожат теплой, поддерживающей атмосферой на рабочем месте. Они стараются выложиться на 100%, чтобы не подвести команду, продолжить работу в компании.