в каком классе учат считать в столбик
Как объяснить ребенку деление столбиком во 2-3 классе
Как объяснить ребенку деление столбиком? Как дома самостоятельно отработать навык деления в столбик, если в школе ребенок что-то не усвоил? Делить столбиком учат во 2-3 классе, для родителей, конечно, это пройденный этап, но при желании можно вспомнить правильную запись и объяснить доступно своему школьнику то, что понадобится ему в жизни.
xvatit.com
Что должен знать ребенок 2-3 класса, чтобы научиться делить в столбик?
Как правильно объяснить ребенку 2-3 класса деление столбиком, чтобы в дальнейшем у него не было проблем? Для начала, проверим, нет ли пробелов в знаниях. Убедитесь, что:
Как объяснить ребенку смысл действия «деление»?
Попросите разделить что-либо между членами семьи или друзьями. Например, конфеты, кусочки торта и т.п. Важно, чтобы ребенок понял суть — разделить нужно поровну, т.е. без остатка. Потренируйтесь на разных примерах.
Допустим, 2 группы спортсменов должны занять места в автобусе. Известно сколько спортсменов в каждой группе и сколько всего мест в автобусе. Нужно узнать, сколько билетов нужно купить одной и второй группе. Или 24 тетради нужно раздать 12 ученикам, сколько достанется каждому.
Удобно показать взаимосвязь деления и умножения на примере таблицы.
Например, 3 умножить на 4 равно 12.
3 — это первый множитель;
4 — второй множитель;
12 — произведение (результат умножения).
Если 12 (произведение) разделить на 3 (первый множитель), получим 4 (второй множитель).
Компоненты при делении называются иначе:
12 — делимое;
3 — делитель;
4 — частное (результат деления).
Как объяснить ребенку деление двузначного числа на однозначное не в столбик?
Нам, взрослым, проще «по старинке» записать «уголком» — и дело с концом. НО! Дети еще не проходили деление в столбик, что делать? Как научить ребенка делить двузначное число на однозначное не используя запись столбиком?
Возьмем для примера 72:3.
Все просто! Раскладываем 72 на такие числа, которые легко устно разделить на 3:
72=30+30+12.
Все сразу стало наглядно: 30 мы можем разделить на 3, и 12 ребенок легко разделит на 3.
Останется только сложить результаты, т.е. 72:3=10 (получили, когда 30 разделили на 3) + 10 (30 разделили на 3) + 4 (12 разделили на 3).
72:3=24
Мы не использовали деление в столбик, но ребенку был понятен ход рассуждений, и он выполнил вычисления без труда.
После простых примеров можно переходить к изучению деления в столбик, учить ребенка правильно записывать примеры «уголком». Для начала используйте только примеры на деление без остатка.
Как объяснить ребенку деление в столбик: алгоритм решения
Большие числа сложно делить в уме, проще использовать запись деления столбиком. Чтобы научить ребенка правильно выполнять вычисления, действуйте по алгоритму:
213:3
213 — делимое
3 — делитель
Рассуждаем так: 2 не делится на 3, значит — берем 21.
21 разделить на 3 — берем по 7.
7 умножить на 3 — получаем 21. Записываем.
На этом этапе рассуждений научите ребенка проверять себя. Важно, чтобы он понял, что результат вычитания ВСЕГДА должен быть меньше делителя. Если вышло не так, нужно увеличить выбранное число и выполнить действие еще раз.
Дальше можно взять пример посложнее, чтобы убедиться, что ребенок усвоил правильную запись и алгоритм рассуждений.
Как правильно рассуждать, чтобы научить ребенка 2-3 класса делить столбиком
Как объяснить ребенку деление 204:12=?
1. Записываем столбиком.
204 — делимое, 12 — делитель.
2. 2 не делится на 12, значит, берем 20.
3. Чтобы разделить 20 на 12 берем по 1. Записываем 1 под «уголком».
4. 1 умножить на 12 получим 12. Записываем под 20.
5. 20 минус 12 получим 8.
Проверяем себя. 8 меньше 12 (делителя)? Ок, все верно, идем дальше.
6. Рядом с 8 пишем 4. 84 разделить на 12. На сколько нужно умножить 12, чтобы получить 84?
Сразу сложно сказать, попробуем действовать методом подбора.
Возьмем, например, по 8, но пока не записываем. Считаем устно: 8 умножить на 12 получится 96. А у нас 84! Не подходит.
Пробуем поменьше… Например, возьмем по 6. Проверяем себя устно: 6 умножить на 12 равно 72. 84-72=12. Мы получили такое же число, как наш делитель, а должно быть или ноль, или меньше 12. Значит, оптимальная цифра 7!
7. Записываем 7 под «уголок» и выполняем вычисления. 7 умножить на 12 получим 84.
8. Записываем результат в столбик: 84 минус 84 равно ноль. Ура! Мы решили правильно!
Итак, вы научили ребенка делить столбиком, осталось теперь отработать этот навык, довести его до автоматизма.
Почему детям сложно научиться делить в столбик?
Помните, что проблемы с математикой возникают от неумения быстро делать простые арифметические действия. В начальной школе нужно отработать и довести до автоматизма сложение и вычитание, выучить «от корки до корки» таблицу умножения. Все! Остальное — дело техники, а она нарабатывается с практикой.
Будьте терпеливы, не ленитесь лишний раз объяснить ребенку то, что он не усвоил на уроке, нудно, но дотошно разобраться в алгоритме рассуждений и проговорить каждую промежуточную операцию прежде, чем озвучить готовый ответ. Дайте дополнительные примеры на отработку навыков, поиграйте в математические игры — это даст свои плоды и вы увидите результаты и порадуетесь успехам чада очень скоро. Обязательно покажите, где и как можно применить полученные знания в повседневной жизни.
Уважаемые читатели! Расскажите, как вы учите ваших детей делить в столбик, с какими сложностями приходилось сталкиваться и какими способами вы их преодолели.
Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:
Конспект урока по математике на тему «Способ сложения столбиком» 2 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Способ сложения столбиком
Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями)
Цель урока: создать условия для знакомства с алгоритмом записи сложения в столбик
Сформировать умение записывать сложение в столбик.
Познакомить с алгоритмом записи сложения в столбик.
Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Способствовать выполнению пробного учебного действия – запись в столбик.
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Развивать умение работать с разными видами информации.
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради.
Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Работать над осознанием ответственности за общее дело
Встаньте ровно. Проверьте всё ли готово к уроку.
Чтобы у нас всё получилось на уроке проговорим хором
Презентация слайд 1
Мы – отлично учимся,
У нас всё получится!
Итак, ребята начнём работать.
Я тетрадочку открою
и с наклоном положу,
я друзья от вас не скрою,
ручку я вот так держу.
Ножки ровно, спинку прямо,
между грудью кулачок,
все задания сегодня
Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась! Что это за цифра? (9)
Оцените свою работу. Если вам нравится как вы написали, поставьте на листке оценивания карандашом +, если не очень –
Поднимите руки, у кого получилось хорошо… Молодцы!
— Ребята, сегодня у нас будет необычный урок! Мы отправимся в путешествие по деревне! А её название вы узнаете, расположив числа в порядке возрастания.
— Итак, мы отправляемся в Простоквашино к героям мультфильма.
— Нам необходимо сесть на ближайший поезд. У нас есть билеты. Давайте занимать свои места. Узнаем номер вагона.
— Все заняли свои места. Поехали.
— Пока мы в пути давайте напишем друзьям письмо.
— Отступите вниз две клеточки, поставьте точку, где начнёте писать. Слушайте внимательно, повторяю два раза…
— Запишите число в котором 2 дес и 5 ед.; 4 дес и 7ед.; 5 дес, а ед на 3 больше; 8 дес., а ед на 2 меньше, 3 дес. и 0 ед., 4 дес. и 5 ед.
Поменяйтесь с соседом тетрадями. А теперь проверьте записи с доски.
Кто не допустил не одной ошибки, поднимите руки… Молодцы, поставьте на листах оценивания + (2-ой)
Если допустили две ошибки – Будьте внимательнее.
Знания состава числа нам понадобятся сегодня на уроке.
— Уважаемые пассажиры, вот мы и прибыли с вами на станцию «вычисляйкино».
— Рассмотрите записи на доске.
32+54= (записано столбиком)
— Какая запись отличается? (незнакома последняя запись в столбик)
— Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок?
— Правильно, тема урока Тема урока: «Запись сложения в столбик»
— А как вы думаете, что надо знать, чтобы решить выражения в столбик?
— А что вы уже знаете по решению таких примеров?
— А что бы вы хотели узнать?
— Чему будете учиться на уроке?
— Кто назовёт цель урока?
Научиться записывать и решать выражения в столбик
— Итак, а теперь вернёмся к нашим выражениям.
— Кто сможет записать выражение 32 + 54 в столбик и решить его?
— А какие существуют правила записи сложения в столбик? Может кто-нибудь знает?
— Надо соблюдать определённые правила.
— Давайте вместе попробуем составить алгоритм.
— Как нужно записывать слагаемые?
— Куда запишем единицы, десятки?
Ставим знак + на пересечении клеточек. Чем заменяем знак равно?
— С какого разряда начинаем складывать?
— Не пропуская клетки пишем под ед. 9,
— Что складываем дальше?
Как удобнее складывать в столбик или в строчку?
— Итак, а теперь давайте назовём алгоритм!
Пишем первое слагаемое 32.
Не пропуская клеточки пишем второе слагаемое 54.
Единицы под единицами, десятки под десятками.
Черта ручкой аккуратно.
Складываем ВСЕГДА! сначала единицы 2+4 равно 6
Молодцы ребята. Вот мы и добрались до станции «Простаквашино». По пути мы встретили почтальона Печкина. У него перемешались все письма. Давайте поможем разложить их по номерам домов
Работа парами. У какой пары правильно поставьте + (3-ий)
— Вот мы и нашли с вами дом Дяди Фёдора. Давайте поможем ему сделать домашнее задание. (Самостоятельная работа) Поставьте + (4-ый)
Дядя Фёдор очень рад, что вы помогли ему с выполнением домашнего задания. А теперь нам пора возвращаться обратно домой.
— Итак, мы прибываем на станцию «РЕШАЙКИНО»
— Давайте откроем тетрадь стр. 19. № 4(1) Будем работать в группе.
Сначала запишем краткую запись на доске. А решение будете делать в группах.
— Молодцы! Поставьте + (5-ый)
— Ребята, по какой теме мы сегодня работали?
— Что нового вы узнали?
Какую цель ставили перед собой на уроке?
Удалось нам научиться записывать столбиком сложение?
Молодцы, вы хорошо поработали, но чтобы ещё лучше запомнить Дома необходимо потренироваться в решении выражений и выучить алгоритм сложения в столбик.
— Ребята, откройте дневники и запишите д/з
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДБ-1246417
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Деление в столбик
Как правильно делить в столбик
Делить столбиком проще, чем высчитывать в уме. Этот способ наглядный, помогает держать во внимании каждый шаг и запомнить алгоритм, который впоследствии будет срабатывать автоматически.
Рассмотрим пример деления трехзначного числа на однозначное 322 : 7. Для начала определимся с терминами:
Шаг 1. Слева размещаем делимое 322, справа делитель 7, между ставим уголок, а частное посчитаем и запишем под делителем.
Шаг 2. Смотрим на делимое слева направо и находим ту часть, которая больше делителя. 3, 32 или 322? Нам подходит 32. Теперь нужно определить сколько раз наш делитель 7 содержится в числе 32. Похоже, что четыре раза.
Проверяем: 4 × 7 = 28, а 28
Шаг 3. Остаток равен 4. Для продолжения решения его нужно увеличить. Мы сделаем это за счет следующей цифры делимого. Приписываем к четверке оставшуюся двойку и продолжаем размышлять.
Шаг 4. Сколько раз делитель 7 содержится в числе 42? Кажется, шесть раз. Проверяем: 7 × 6 = 42, 42 = 42 — все верно. Записываем полученное число к четверке справа — это вторая цифра частного. Делаем вычитание в столбик 42 из 42, в остатке получаем 0. Значит, числа разделились нацело.
Мы закончили решать пример и в результате получили целое число 46.
Как выглядит деление в столбик с остатком
Это такое же деление, только в результате получается неровное число, как получилось в примере выше.
Примеры на деление в столбик
Давайте закрепим знания на практике. Для этого разделите столбиком примеры ниже, а после проверьте полученные цифры — чур, не подглядывать!
Математика. 5 класс
Конспект урока
Сложение и вычитание чисел столбиком
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— сложение натуральных чисел в столбик;
— вычитание натуральных чисел в столбик
Сложение – арифметическое действие, посредством которого из двух или нескольких чисел получают новое, содержащее столько единиц, сколько было во всех данных числах вместе.
Сумма – результат сложения.
Сложение столбиком предполагает последовательное сложения цифр первого и второго числа, складывают числа справа налево, начиная с единиц, потом десятки, сотни и т.д.
Разность чисел a и b – это такое число, которое при сложении с числом b даёт число а.
Чтобы найти разность методом «вычитание столбиком» (другими словами, как считать в столбик или столбиком вычитание), необходимо следовать таким шагам:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
При сложении и вычитании чисел в пределах 20 удобно использовать таблицу.
Многозначные числа складывают и вычитают по разрядам, используя переместительный, сочетательный и распределительный законы.
Например, сложим 32 и 24. Разложим эти числа на разрядные слагаемые. Получим сумму тридцати, двух, двадцати и четырёх. Сложим попарно десятки и единицы, в результате получим сумму 50 и 6. Сложив эти числа, получим 56.
32 + 24 = 30 + 2 + 20 + 4 = (30 + 20) + (2 + 4) = 50 + 6 = 56
Рассмотрим разность 58 и 33. Представим эти числа в виде суммы разрядных слагаемых. Получим (50 + 8) – (30 + 3). Вычтем одноимённые разряды. От 50 отнимем 30, от 8 отнимем 3, сложив результаты, получим двадцать пять.
58 – 33 = 50 + 8 – 30 – 3 = (50 – 30) + (8 – 3) = 20 + 5 = 25
Обычно сложение и вычитание многозначных чисел выполняют столбиком, записывая числа друг под другом так, чтобы цифры одинаковых разрядов стояли друг под другом, и начинают вычислять с разряда единиц.
Если сложение в каком-либо разряде даст в результате число, большее или равное 10, то десять единиц этого разряда заменяют единицей следующего разряда, прибавляя эту единицу к цифре следующего разряда (справа налево).
Начинаем сложение с разрядов единиц: восемь и семь в сумме дают пятнадцать. Записываем в ответе цифру пять в разряд единиц, а единицу прибавляем к сумме разрядов десятков. Получаем восемь – эту цифру записываем в ответе в разряд десятков.
В итоге получили ответ – восемьдесят пять.
Если при вычитании в каком-либо разряде цифра уменьшаемого меньше цифры вычитаемого, то нужно «занять» одну единицу в следующем (справа налево) разряде уменьшаемого.
Запишем это выражение в столбик и начнём вычитание с разряда единиц. Нам надо от 2 вычесть 9, это сделать нельзя, поэтому «займём» у семёрки 10, в итоге теперь нам надо от 12 вычесть 9, получаем 3, записываем это число в ответе в разряд единиц. Затем нам надо помнить, что у семёрки мы заняли один десяток, итого у нас осталось 6. Теперь из 6 вычитаем 1. Получаем 5. Записываем это число в разряд десятков.
Значит, разность 72 и 19 равна 53.
Разбор решения заданий тренировочного модуля
№ 1. Вычислите значение выражения 65789 + 45607.
Решение: запишем это выражение в столбик и выполним сложение по разрядам:
№ 2. На рынке в течение первого дня было продано 54 тонн фруктов, а завезено 76 тонн. Во второй день продали 65 тонн, а завезли 48 тонн. Увеличилась или уменьшилась масса фруктов на рынке, и на сколько? Выберите правильный ответ.
Как научить ребенка считать в столбик
Сегодня в большинстве случаев дети осваивают простейшие математические действия еще в дошкольном возрасте. Родители стараются самостоятельно обучить малышей основам математики, чтобы при поступлении в школу у них уже была сформирована небольшая, но основательная база знаний. Одним из навыков, которые можно легко изучить дома, является счет в столбик.
Подготовка к обучению
Прежде чем начать изучение счета в столбик, родителям необходимо удостовериться в готовности ребенка к занятиям. В первую очередь юный математик должен без проблем считать от 0 до 10 и легко различать все эти числа на письме. Если навык еще не закреплен или вообще не освоен, нужно обязательно заняться восполнением пробела. Наиболее эффективные методики представлены в статье «Учим ребенка устному счету».
Кроме того, ребенок уже должен понимать принципы простых математических действий, а именно сложения и вычитания. Тренироваться следует ежедневно, оттачивая навыки на находящихся рядом предметах — игрушках, конфетах, яблоках, счетных палочках Как только ребенок будет достаточно уверенно складывать и вычитать однозначные числа, можно переходить к более сложным задачам.
Считаем в столбик
Понятно, что сложение и вычитание однозначных чисел в столбик бессмысленно — эти действия ребенок, как правило, выполняет в уме. Сложности же возникают при работе с двузначными числами — начинающему математику трудно сконцентрироваться и просчитать все без визуального представления. В этом случае на помощь ребенку приходит проверенная несколькими поколениями методика — счет в столбик.
Конечно, учителя математика знают, как научить ребенка считать столбиком, а вот родители чаще всего даже не представляют, с чего начать занятия. А начинать надо с базы — объяснения такого математического понятия, как разрядность. Ребенку важно понимать, каким образом составляются двузначные (а затем — и трехзначные) числа и как они записываются при счете столбиком. Сразу же можно выполнять очень простое, но эффективное упражнение — запись в столбик однозначных и двузначных чисел. Задача такого упражнения — научить ребенка правильно располагать числа с разной разрядностью друг под другом. Малыш должен понимать, что единицы пишутся под единицами, десятки — под десятками, сотни — под сотнями
Освоив этот базовый навык, ребенок может переходить к следующему этапу — непосредственно счету. Необходимо объяснить малышу, что складывать и вычитать числа нужно по разрядам — единицы с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями. Причем счет нужно вести обязательно от единиц, справа налево.
Некоторые трудности возникают при сложении чисел, цифры которых в сумме дают больше «10», например, 24 + 18. Ребенку нужно рассказать, что в данном случае сумма единиц — «4» и «8» составляет «12». При этом под единицами в итоговой сумме записать нужно тоже только единицу, «2». А десятки — «1» — необходимо «оставить в уме». При сложении уже десятков — «2» и «1» в данном примере — нужно обязательно добавить и «оставленную в уме» десятку, «1». В итоге сложение десятков выглядит как 2 + 1 + 1 и дает в сумме «4». Конечная сумма составляет «42». Аналогичные действия необходимо совершать и при вычитании, когда цифры уменьшаемого меньше цифр вычитаемого. Например, 41 — 15. Только в этом случае нужно «оставленные в уме» цифры не добавлять, а отнимать.
Общие советы для занятий
Итак, сама по себе методика обучения ребенка счету в столбик достаточно понятна. Но помимо нее, родителям следует ознакомиться с общими советами, которые помогут сделать занятия с малышом более эффективными:
Важно понимать, что умение считать в столбик не определяет готовность ребенка к школе. Поэтому не стоит предъявлять к малышу высокие требования — он обязательно сможет самостоятельно выполнить математические действия столбиком, когда сам будет к этому готов.