в каком классе сдают тест на никотин
В России предлагают ввести проверки школьников на курение
Отчаянный писк «смокелайзера», прибора, который может всего за 15 секунд вывести любого курильщика на чистую воду, вскоре может ворваться в жизнь миллионов российских школьников. Протокол правительственного совета по попечительству в социальной сфере наделал немало шума в родительских чатах. И даже разделил пап и мам на тех, кто точно хочет знать «табачную правду» о своем ребёнке, и на тех, у кого появились недоумённые вопросы.
Сейчас в программе обязательной диспансеризации школьников в старших классах и так есть флюорография и детский психиатр, и ещё присутствует тест на употребление наркотиков. Но тут обязательно согласие родителей, даже если сами дети против. С курением как раз может возникнуть такая коллизия.
Педагоги тоже считают, что тема крайне деликатная: с одной стороны, профилактику курения надо начинать уже со школьной скамьи, а с другой – тестирование без возможного согласия родителей может стать прямым нарушением прав ребёнка – с 15 лет он может сам определять, соглашаться ли ему на медосмотры и тесты или нет. Даже если курит тайком на переменах за углом школы.
Вот тот самый прибор, а это – Александр, он нам объяснит, как это школьники будут делать. Они должны выбрать тест: либо ребенок, либо взрослый.
В том же поручении правительству есть ещё один любопытный пункт: об увеличении штрафов с родителей курящих детей по статье «Неисполнение обязанностей по воспитанию».
Впрочем, и в Минздраве признают: есть огромная лазейка для тех, кто использует популярные у молодёжи устройства.
Ну и стоит ли тогда тратить на всё это время школьников, бюджетные деньги и нервы родителей? Вопрос, так пока и остающийся без ответа.
Школьников хотят проверять на курение на медосмотрах
После заседания Голикова также поручила минздраву разработать меры, чтобы запретить аренду электронных устройств для употребления никотина детьми, а также выкладку вейпов, кальянов и прочей продукции на прилавках магазинов, которые работают в радиусе 100 метров от школ и вузов.
В протоколе по итогам заседания также упоминается поручение минпросвещению, минюсту и МВД к маю следующего года проработать усиление мер ответственности родителей, если во время медосмотра выяснится, что их ребенок употребляет в каком-то виде никотин. Речь идет об увеличении штрафов по статье 5.35 КоАП «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».
Процент курильщиков в России, по данным ВОЗ, в прошлом году составил 25% по сравнению с 39,4% в 2009 году, доля детей в нем неизвестна.
Как вам это?
О том, что курить плохо, знают все. То, что школьники частенько покуривают за углом школы, а то и в туалетах, тоже ни для кого не секрет. Нужно ли проверять детей «на дым» и как?
Татьяна Суздальницкая, член экспертно-консультативного совета родительской общественности при столичном департаменте образования и науки:
— Мне совершенно не нравится, когда школьники курят, но от этого, увы, не уйти. Для многих это способ почувствовать себя взрослым, некое лихачество и протест. На мой взгляд, единственной мерой профилактики здесь могут быть доверительные разговоры с детьми, хорошие отношения с родителями. Никакими карательными способами отучить ребенка от курения невозможно. Если еще ко всему прочему в школе ввести проверки через трубочки и предлагать детям «дыхнуть», это будет воспринято как очередное ограничение их свободы, сильный административный нажим, который может вызвать обратный эффект.
Беслан Беков, директор школы № 1, Сунжа:
— Поддерживаю инициативу! Курить не только вредно, нередко это еще и первая ступень к наркомании. Лучше предупредить, чем лечить. Можно ввести для родителей курящих школьников штраф в 500-1000 рублей, при повторном выявлении увеличить его вдвое. Не вижу в этом нарушения прав. Наоборот, таким образом школа будет бороться за право детей на здоровую жизнь.
Татьяна Кочкарева, бабушка двух школьников, Пушкино:
— Считаю, что сначала нужно обсудить эту инициативу с родителями. И вообще это дело семьи, а не школы. Если и начинать что-то вводить в школе для сохранения здоровья детей, то лучше довести до конца борьбу с наркотиками.
Не стоит детей травмировать, встречая их на пороге школы со смокелайзерами. Они должны с радостью бежать в свои классы.
Алина Федоренко, мама девятиклассника, Н.Новгород:
Мария Симонова, замдиректора по воспитательной работе школы № 79, Екатеринбург:
— Проблема курения актуальна, я думаю, во всех школах. Мы ведем профилактическую работу. Если ребенка поймали за каким-то правонарушением, в том числе курением, он встает на внутришкольный учет. Проводим беседу с ним и родителями. Ну выдаем какие-то задания воспитательного характера, например, провести акцию или подготовить реферат.
Александра Светлова, мама двоих школьников, Санкт-Петербург:
— Устраивать проверки? Не вижу смысла в их целесообразности, еще одна дополнительная нагрузка на медработника, который и так один на всю школу.
Проверку школьников на курение анонсировали на декабрь
Проверять школьников на наличие никотина в крови из-за повального увлечения электронными сигаретами могут начать уже в декабре текущего года. Также будет запрещаться сдавать в аренду вейпы и электронные сигареты несовершеннолетним. С такой инициативой выступила вице-премьер Татьяна Голикова. Она также сказала, что будет наложен запрет и на выкладку никотиносодержащих смесей для вейпов менее чем в 100 метрах от школ.
Аренда сигарет — это что-то анекдотичное, вроде глаженых шнурков или штопаных презервативов. Наверное, поэтому запретить на законодательном уровне аренду сигарет или даже гаванских сигар раньше никому в голову не приходило. Кальян, по идее, арендовать можно, но для подростков это уже не модно, зашквар полный. Иное дело электронные орудия курения (или парения, как говорят мастера и любители). Они — штука лойсовая, годная. Электронной сигарой или вейпом легко можно поделиться, пуская ее по кругу, как индейскую трубку мира с веселящими бобами. Тут даже мундштуков не требуется, протер тряпочкой, новую жидкость залил — и порядок. В некоторых кафе и ресторанах действительно появилась услуга «аренда вейпов». Возникли и сайты, предлагающие такую опцию в Интернете.
Ведь если сама электронная сигарета стоит в среднем 1500 руб., а жидкость на неделю потянет еще рублей на 150, а еще же нужны стильные футлярчики, чехольчики. Час «парения» в кафе как дарение стоит всего стольник. И позволить его себе может любой школьник, кому дали денег на пирожки. Чуть накладнее будет «парить» в аренду через сайт: час стоит 150–500, оптом, понедельно, — дешевле.
Может, в связи с такой беспримерной легкостью «вейпования» чиновники и взялись за малолетних курильщиков-парильщиков всерьез?
Но самое непонятно-мутное из предложенного — это профилактические медосмотры, «исследования на употребление никотиносодержащей продукции». Кто будет осматривать школьников, если даже обычной медсестры в школах не сыщешь? Как станут замерять уровень никотина в детских организмах, в каплях или в лошадиных дозах? И насколько это вообще законно?
Пока законотворцы формулируют запрос на аренду сигарет, а вейперы-арендодатели ломают голову над тем, как бы перевести свой товар на эзопов язык, больше никто на эту тему не «парится». Потому что при желании можно и зайца научить курить, а вот ребенку запретить сигареты невозможно. Всегда на помощь придет проверенный способ «дяденька, дай сигаретку». Или в очереди окажутся «помнящие молодость» отзывчивые граждане, надо их только как следует попросить. Или почти у каждого найдется товарищ немного постарше. Кажется, что обойти запреты на аренду или даже на продажу вейпов подросткам проще, чем купить обычные сигареты. Все-таки вейп — это такое полувиртуальное, «ненастоящее» курение: то ли стимпанк, то ли видение в клубах сизого дыма. Не слишком ассоциирующееся с никотином и вредными смолами в принципе. Так что, наверное, эффективнее всяких запретов может быть обычное информирование. В тех же школах, благо сообщений о вреде «электронного» дыма довольно много, риски вейперства названы и обоснованы. К тому же курит или парит вейпы поколение Z вовсе не поголовно. Зато каждый из них рожден с серебряной гарнитурой во рту и смартфоном в руках.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Скажу откровенно, больших исследований по вейпу пока не проводилось, серьезных публикаций уровня журнала The Lancet нет, — рассказывает врач-педиатр клиники им. Семашко Ольга Попрова. — Это связано с тем, что врачебные исследования вещь консервативная и для того, чтобы результат был доказан, требуется время. А эти самые вейпы появились несколько лет назад, исследователи просто не успели. Но как практик могу сказать, что постоянное курение вейпов может вредить легким. Особенно в формирующемся детском организме. Вейп или электронная сигарета — это же, по сути, ингалятор, устроен по принципу небулайзера. Например, если у ребенка насморк и он курит вейп — вполне может докуриться до гайморита. А если человек здоров, то разогретый пар, постоянно доставляемый в нижние дыхательные пути, разжижает слизистую, вызывает усиленное кровообращение, то есть готовит хорошую почву для проникновения бактерий и инфекций. Кроме того, смеси для электронных сигарет содержат глицерин, пропиленгликоль, отдушки. Все это проникает не только в ротовую полость и гортань, но и в бронхи. В США уже есть данные о том, что даже безникотиновые смеси для вейпа провоцируют так называемые «попкорновые легкие». Это такой обширный бронхит, который возникает на фоне того, что вещества, вдыхаемые вместе с паром, частично забивают воздуховыводящие пути в легких. Кроме того, постоянное воздействие влажного пара — серьезная нагрузка на сердечно-сосудистую систему ребенка. Также в США уже есть исследования, которые связывают болезни сердца и вейп. И даже обычный домашний небулайзер строго противопоказан людям с заболеванием сердца».
Не ради наказания: эксперт об идее тестировать школьников на курение
Маринэ Гамбарян, глава Центра профилактики и контроля потребления табака ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России по курению, прокомментировала для РЕН ТВ инициативу Татьяны Голиковой тестировать российских школьников на курение.
Напомним, Голикова поручила Минздраву проработать вопрос проверок до конца года.
По словам Гамбарян, инициатива Голиковой поможет выявить тех школьников, которые курят «классические сигареты», но не их аналоги – вейпы или системы нагревания табака. Определить курение последних по предложенной тест-системе не удастся, так как они при использовании не выделяют продуктов горения. Для того чтобы выявить факт курения таких изделий, нужна проверка мочи на никотин.
В то же время число потребителей таких устройств среди школьников невелико, хотя и растет.
Тем же, кто курит «обычные» сигареты, тестирование поможет избавиться от вредной привычки и нивелировать неативные последствия курения. Цель инициативы, по словам Гамбарян, не в наказании детей.
«Инициатива явно направлена на выявление курильщиков-школьников, которые курят сигареты, чтобы во время профилактических осмотров выявлять факт курения и оказывать помощь профилактическую и помощь в отказе от курения, если это имеет уже системный характер. Если мы говорим о профилактических осмотрах, то здесь говорить о санкциях не приходится. Профилактические осмотры нужны для того, чтобы выявить факторы риска и начальные проявления каких-то заболеваний и дальше с ними что-то делать. Они не направлены на то, чтобы найти виновного и как-то наказать его», – рассказала РЕН ТВ эксперт.
Она подчеркнула, что о санкциях в отношении детей-курильщиков говорить не приходится.
В то же время она отметила, что для борьбы с курением среди детей нужно работать не только с самими детьми, но и с табачными компаниями.
«Подражание сверстникам, подражание звездам – это имеет место, но, конечно, угроза исходит от табачной индустрии и от тех маркетинговых стратегий, которые они применяют при распространении своей продукции. Стратегии направлены на детей и подростков», – подчеркнула Гамбарян.
Дать хоть немного свободы: почему проверка школьников на курение бессмысленна
В рамках заседания Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере вице-премьер Татьяна Голикова предложила проверять учащихся на употребление никотина. По задумке чиновников, процедуру могут включить в программу профилактических медицинских осмотров. Выявлять курящих школьников планируют с помощью смокелайзера — прибора для определения угарного газа в выдыхаемом воздухе.
Мария Зеленова — клинический и кризисный психолог, руководитель психологической службы программы «Травли.Net» фонда «Журавлик» — объясняет, почему контроль не всегда помогает решить проблему и что родители, школы и государство могут сделать для того, чтобы помочь подросткам заботиться о своем здоровье.
Школы уже давно перестали выполнять одну лишь образовательную функцию. Учителя сегодня приходят в класс не только чтобы вести уроки, но также учить детей дружить, конфликтовать, строить отношения с миром. Это те люди, у которых есть авторитет, влияние, возможности и, самое главное, есть контакт с учениками. Соответственно, учителя действительно могут повлиять на подростков — об этом важно помнить, рассуждая о попытках контролировать разные сферы жизни школьников.
Инициативы по проверке на наркотики и сигареты существуют во многих школах, особенно в частных, но пока такие методы не являются обязательными. Насколько эффективен дополнительный контроль со стороны учебных заведений — вопрос для обсуждения. Ведь школа должна не столько контролировать детей, сколько учить их самостоятельности. Контроль же учит лишь подчинению. Если ребенок живет в среде, которая очень жестко его контролирует, где у него нет никакой возможности проявить свою самостоятельность и отстоять свое мнение, защитить свои границы, то в большом мире — вне стен дома и школы, — ему будет очень сложно выстраивать отношения с другими людьми и с самим собой.
Как работает психология подростка
Когда ребенок маленький, весь его мир сводится к тому, чтобы потихонечку учиться делать все самостоятельно: есть, ходить, отдельно спать, правильно держать ложку. Он учится этому у родителей, которые в первые годы жизни ребенка являются единственным ориентиром того, что такое хорошо, и что такое плохо. На этом этапе все общение с ребенком идет с авторитетной точки зрения: как взрослый сказал, так оно и есть. У ребенка нет выбора, как ему жить и что ему делать. У него есть выбор подчиняться, либо бастовать какое-то время, но потом все равно делать так, как от него хотят. Но постепенно его собственный мир расширяется, и он сам становится готов осваивать новые навыки, брать на себя больше ответственности.
Несмотря на все усилия, на весь контроль и на самые жесткие меры пресечения, подростки все равно будут экспериментировать
В предподростковом возрасте (9-10 лет) ребенок начинает понимать, что тоже может на что-то повлиять: в какие кружки и секции ходить, с кем общаться, на какие предметы в школе делать упор. Именно через эту возможность попрактиковаться, посмотреть, что еще есть в жизни, он создает свое «Я», так появляется его самостоятельность. Родители часто паникуют, когда дети вступают в переходный возраст, потому что теряют контроль. Дети меньше разговаривают со взрослыми и не так резво бегут за помощью. Поэтому взрослые — и родители, и учителя — периодически пробуют вернуть этот контроль старым способом — через запреты, через свой авторитет. Но с подростком это уже не работает. Как и у взрослых людей, у них уже есть свои взгляды на мир и свои потребности.
Люди, которые, не имели возможность пройти этот переходный этап, найти свое «Я», позже сталкиваются с тем, что они не знают, кто они есть на самом деле. У них нет своего собственного понимания себя и мира, а есть только установки взрослых, родителей, общества. Они часто могут чувствовать растерянность, неудовлетворенность жизнью и стыд, если их собственное «Я» не соответствует знакомым им нормам, если их желания противоречат желаниям родителей. Часто все это выливается в кризис среднего возраста.
Вот почему так важно давать подросткам хоть немного свободы. Конечно, когда дело касается вредных привычек, не нужно пускать все на самотек. Совершенно естественно, что родители и школа беспокоятся о здоровье детей. Но здесь важно понимать: несмотря на все усилия, на весь контроль и на самые жесткие меры пресечения, подростки все равно будут экспериментировать. С вредными привычками можно и нужно бороться. Но ужесточение правил, на мой взгляд, это признак какого-то отчаянного недоверия и невозможности замотивировать детей на другое времяпрепровождение, нежели алкоголь и курение. Это невозможность донести до них идею о том, что нужно следить за собой — любить и уважать, а не разрушать.
Поддержка вместо контроля
Алкоголь, наркотики, курение — это элементы самоповреждения. Подростки часто недолюбливают себя. В ходе большого исследования подростков из России и США была выявлена прямая взаимосвязь между ощущением одиночества и вероятностью саморазрушающего поведения. Поэтому в школах нужно заниматься профилактикой одиночества и глобального неприятия себя: мотивировать детей заниматься спортом, давать стипендии и баллы за спортивные, социальные и творческие достижения, пропагандировать здоровое питание, любовь к себе, давать возможность получать поддержку и обращаться за ней.
Это намного эффективней, нежели контроль, запреты и наказания за то, что уже совершилось. Теплые взаимоотношения с учителями и школьными психологам, поддержка со стороны семьи сильно снижают риски употребления психотропных веществ.
Алкоголь, наркотики и сигареты — еще не самое страшное, с чем может столкнуться подросток, если пойдет за информацией «в поля»
Эта профилактика должна быть социально-общественной. Пожалуй, два главных направления работы здесь — предоставление профессиональных штатных психологов (и расширение штата, чтобы каждому ученику уделялось время и внимание) и создание специальных программ поощрения. Например, в американских школах, где с начальных классов действуют программы психологической поддержки учащихся, процент детей, которые бросают школу в старших классах гораздо ниже.
Сегодня, к сожалению, у школьных психологов зачастую главная задача — «сохранить» детей для сдачи ЕГЭ и ОГЭ, максимум — помочь школьникам пройти профориентацию. Очень мало внимания уделяется подростковым проблемам, личностным изменениям (в том числе, физиологическим) и «запретным темам». Поэтому подростки ищут возможность узнать эту информацию там, где получается: в соцсетях, друг у друга или и у тех людей, которые готовы — с радостью и по своим собственным соображениям — им обо всем рассказать. Алкоголь, наркотики и сигареты — еще не самое страшное, с чем может столкнуться подросток, если пойдет за информацией «в поля».
У родителей, школы и государства должна быть общая готовность сместить фокус с контроля на здоровье школьников и на понимание того, что человеку важно и нужно быть в безопасности, чтобы быть счастливым и гармоничным. Охранники или завуч Мария Ивановна, которая как цербер следит за учениками, не должны быть контролирующими органами. Чем сильнее дисциплинарная власть в школе, тем больше вероятность, что ученик потеряет интерес к учебе и начнет избегать школу в целом. В таких учебных заведениях процветает буллинг и агрессия.
Школьники совсем не хотят жить унылой, депрессивной жизнью, ведущей к саморазрушению. Они хотят быть счастливыми
С поддержкой и мотивацией со стороны взрослых подростки сами начнут интересоваться своим здоровьем, потому что любая психика изначально настроена на самосохранение. Школьники совсем не хотят жить унылой, депрессивной жизнью, ведущей к саморазрушению. Они, как и все, хотят быть счастливыми. Просто это не всегда возможно в тех условиях, которые есть.
Им нужны не добровольно-принудительные мероприятия, а поощрения и возможности: олимпиады, проектные работы, марафоны, перспективы в будущем. В канадских школах, где в систему школьного образования интегрировали дополнительные активности, ученики стали счастливее и общительнее. А в Финляндии, где в средней школе нет системы оценок, 75% учеников ежедневно читают ради удовольствия. В Америке же при поступлении обязательно рассматривается все личное дело человека, а не только баллы по SAT (аналогу ЕГЭ). Такие практики позволяют выходить за рамки успеваемости и видеть подростков шире, чем мы их рассматриваем сейчас.