в каком классе проходят запятые
Пунктуация. Справочник для 5-11 классов
Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.
Автор раздела: Кутырева Н. А., Кутырев Ю. В.
Введение: Что такое пунктуация?
§1. Значение термина пунктуация
§2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
§3. Какую роль играют знаки препинания?
Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие
Точка, вопросительный и восклицательный знаки
Многоточие в конце предложения
Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой
§1. Запятая
§2. Точка с запятой
Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие
Зачем нужно двоеточие?
Двоеточие в простом предложении
Двоеточие в сложном предложениии
Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире
§1. Тире
§2. Двойное тире
Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки
Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым
Тире ставится
Тире не ставится
Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах
§1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
§2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом
Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением
§1. Обособление согласованных определений
§2. Обособление несогласованных определений
§3. Обособление приложений
Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством
Обстоятельства обособляются
Обстоятельства не обособляются
Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.
§1. Уточнение
§2. Пояснение
Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями
§1. Предложения с вводными словами
§2. Предложения с вводными предложениями
§3. Предложения со вставными конструкциями
Глава 12. Пунктуация при обращении
Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи
Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах
§1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
§2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные
Глава 14. Пунктуация при прямой речи
§1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
§2. Пункуационное оформление диалога
Глава 15. Пунктуация при цитировании
Способы оформления чужой речи при цитировании
Глава 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении
Знаки препинания ставятся
Знаки препинания не ставятся
Глава 17. Пунктуация сложноподчинённого предложения
§1. Знаки препинания, используемые в сложноподчинённых предложениях
§2. Случаи постановки запятых в предложениях с несколькими придаточными
§3. Случаи, когда запятые не ставятся
Глава 18. Пунктуация бессоюзного сложного предложения
Запятая в бессоюзном предложении
Точка с запятой в бессоюзном предложении
Двоеточие в бессоюзном предложении
Тире в бессоюзном предложении
Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи
Сложные случаи пунктуации в предложениях с разными видами синтаксической связи:
сочинительный и подчинительный союзы, стоящие рядом
подчинительные союзы, стоящие рядом
Ознакомление младших школьников с пунктуацией
I — II классы — начальный этап обучения пунктуации, которая, как известно, представляет собой совокупность правил употребления знаков
препинания. В начальных классах предметом
изучения являются четыре знака препинания:
точка, вопросительный знак, восклицательный
знак, запятая. Употребление последней ограничено простым предложением с однородными членами. Несмотря на то, что количество
пунктуационных правил, изучаемых в начальных классах, незначительно, учителю необходимо в каждом классе систематически работать над пунктуацией, исходя из ее функции в речи и основ, на которых базируется постановка знаков препинания
Основное назначение пунктуации, как это отмечается в лингвистической литературе,— «указывать на смысловое членение речи». Кроме того, знаки препинания, наряду с другими языковыми средствами, передают смысловые оттенки, свойственные отдельным частям высказывания, раскрывают «взаимоотношение тех частей предложения, между которыми они стоят» (Абакумов С.)
Тем самым пунктуация способствует точной передаче и правильному восприятию мыслей. Например, точка в конце предложения указывает на законченность предложения и его повествовательный тип по цели высказывания. Восклицательный знак в конце предложения также указывает на завершенность предложения и на отношение говорящего или пишущего к своему высказыванию.
При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель, прежде всего, обращает внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения, т. е. как для того, кто пишет, так и для того, кто читает написанное другим. (Элементарный прием ознакомления с ролью точки — чтение текста, не поделенного на предложения. Чтение и понимание такого текста затруднено.)
В русском языке пунктуация строится на смысловой, синтаксической и интонационной основах. Все три основы между собой взаимодействуют. Смысловая сторона речи обусловливает и структуру предложения. Поэтому при обучении школьников пунктуации нужно ориентировать их на единую семантико-синтаксическую основу, определяющую постановку знаков препинания в том или ином предложении.
Практическое ознакомление первоклассников с употреблением точки, вопросительного и восклицательного знаков начинается в период обучения грамоте. Учитель обращает внимание учащихся на то, что при произношении (в устной речи) одно предложение отделяется от другого паузой, голос в конце предложения понижается. Дети по заданию учителя делят небольшие тексты (в 3—4 предложения) на предложения и убеждаются, что пауза между ними помогает лучше понять содержание рассказа, так как отделяет одну мысль от другой. Учащиеся упражняются в правильном произношении предложений. Так создается смысловая и интонационная основа для ознакомления с постановкой в конце предложения точки. Это можно сделать еще до чтения, используя графическую схему предложения. Например, дети устно составили предложение (Мы любим петь), подсчитали в нем слова и каждое слово обозначили черточкой (— — —). Учитель говорит: «В устной речи одно предложение от другого мы отделяем паузой. (Произносит предложение.) А в книгах, в газетах используется особый знак — точка, которая показывает, что предложение закончилось, нужно голос понизить и сделать паузу». Через несколько уроков первоклассники начинают читать предложения. Они воспринимают точку как знак конца предложения и сигнал для понижения голоса и паузы. При составлении предложений из разрезной азбуки обязательно используется карточка с точкой. При записи предложений на уроках письма учащиеся объясняют, почему нужно ставить точку. Отсутствие точки в конце предложения считается ошибкой и подлежит исправлению.
Более углубленная работа по употреблению точки, вопросительного и восклицательного знаков проводится в процессе изучения раздела «Предложение» во II классе. Именно в этот период происходит осознание синтаксической основы постановки знаков препинания в конце предложения. Изучение членов предложения, связи слов в предложении делает осознанным вычленение предложения из потока речи, а следовательно, и постановку знаков препинания в конце предложения.
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. Например, предложение Летом мы отдыхали в Крыму по цели высказывания является повествовательным, а по интонации может быть восклицательным и невосклицательным в зависимости от чувства говорящего. Спокойный тон передачи мысли диктует поставить точку. Стремление подчеркнуть радость обусловит постановку в конце предложения восклицательного знака. Особенно наглядно для учащихся своеобразие типа предложения проявляется в тексте с повторяющимся предложением, например: Дети ждали приезда отца. Маленькая Ира каждое утро спрашивала у брата: «Папа приехал?» Увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!» Вечером девочка сообщила своим подружкам: «Папа приехал». Повторяющееся в тексте предложение Папа приехал является разным по цели высказывания: во втором предложении оно вопросительное, а в третьем и четвертом — повествовательное. Однако в третьем предложении оно произносится с особым чувством радости, поэтому по интонации является восклицательным.
Следует постоянно обращать внимание учащихся на произносительную сторону предложения, учить соблюдать логическое ударение, повышать или понижать голос в определенной части предложения, делать паузу между предложениями и т. д.
При изучении в IV классе предложений с однородными членами учащиеся знакомятся с интонацией перечисления и с функцией запятой при перечислении.
Постановка запятой в отличие от точки не свидетельствует о конце предложения, а, наоборот, указывает на его незавершенность. Учитель путем сравнения двух предложений показывает разницу в интонации точки, т. е. произношения конца предложения, и интонации запятой. Например: Льдины плыли по реке. (Голос понижается. Делается пауза.) Льдины плыли по реке, сталкивались, натыкались на берега. (После слов по реке, сталкивались голос понижается незначительно, чувствуется, что сообщение будет продолжено.)
В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся и с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над постановкой указанных знаков препинания чрезвычайно важна.
На уроках русского языка при выполнении упражнений, связанных с классификацией слов, учитель знакомит второклассников с использованием двоеточия или тире при перечислении, а также с употреблением запятой. При этом сообщается название указанных знаков препинания, и дети постоянно начинают пользоваться ими без напоминания учителя (безусловно, если на начальном этапе работы по учебнику «Русский язык» учитель неоднократно на конкретных примерах показывал, что перед перечислением ставится двоеточие, каждое слово отделяется запятой). Перед записью текста предупреждаются ошибки не только орфографические, но и пунктуационные. Это необходимо помнить учителю, и развивать у учащихся пунктуационную зоркость.
Учитель должен обращать внимание на сложные предложения, употребляемые учащимися в устной и особенно в письменной речи. Практически он знакомит младших школьников с некоторыми особенностями сложных предложений, в частности наличием в таких предложениях двух частей: 1) две самостоятельные части объединены в одно предложение, например: Наступил сентябрь, а дни стояли по-летнему жаркие; 2) в предложении одна часть зависит от другой, например: В поле мы видели, как комбайн убирает подсолнечник. Учащиеся находят в каждой части подлежащее и сказуемое и убеждаются в том, что два предложения объединены в одно. Элементарные наблюдения над сложными предложениями позволяют сообщить детям об употреблении запятой в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Так, например, в процессе анализа изложений и сочинений, а также при подготовке к написанию разного вида творческих работ нужно сказать о запятой в сложном предложении перед словами который, если, потому, что, так как.
Для формирования пунктуационных умений в методике выделяют разнообразные упражнения: 1) членение текст на предложения и наблюдения над интонацией при членении текста; 2) расстановка знаков препинания в предложения, напечатанных без них; 3) объяснение имеющихся в тексте (расставляемых или расставленных самими учащимися) знаков препинания; 4) объяснение знаков препинания в тексте, написанном под диктовку учителя (воспринятом на слух); 5) составление графических схем пунктуационных правил.
Одним из важных условий, обеспечивающих эффективность работы над элементами синтаксиса и пунктуации, является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформлять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса, как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. И как бы ни были элементарны знания младших школьников о предложении, именно эти знания обеспечивают осознанное владение предложением в устной и письменной речи.
Изучение знаков препинания в школе.
ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ШКОЛЕ
Все мы умеем писать и, в общем-то, делаем это без особого труда, просто и естественно.
При оформлении письменной речи большую роль играет правильная, осмысленная расстановка знаков препинания.
Перед преподавателем ставится важнейшая задача: научить учащихся грамотно обращаться со знаками препинания, уяснить, что является основанием для их использования. При этом приемлемо придерживаться мнению великого Ломоносова, в его «Российской грамматике», что знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам. То есть довести до учащихся о необходимости прежде всего определить смысловую сторону предложения и затем его структуру.
Знаки препинания составляют целую систему. Называется эта система-пунктуация. Пунктуация – это и раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
Всего в русской пунктуации десять основных знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки.
В начальной школе даётся общее представление о каждом из этих десяти знаков препинания.
При изучении знаков препинания в начальных классах на уроках целесообразно применять сказки, миниатюры, рассказы, весёлые стихи, лингвистические задачи. Они более доходчивее дадут возможность ученику приобрести сведения о синтаксисе вообще и знаках препинания в частности.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
Предлагаю также совместную работу с моим учеником 9 класса « Сказку о знаках препинания.»
В стране «Пунктуация» живут весёлые знаки препинания. Весело пляшут Кавычки, Восклицательный Знак жонглирует Точками, а Вопросительный важно выступает во фраке с тоненьким хлыстиком, дрессируя непослушных Тире, Двоеточия показывают фокусы… Они крепко дружат со Словами.
Однажды ученики отказались от знаков препинания. И что же было? Ученики стали бояться сложных предложений, начали искать фразу попроще. Отказавшись от Восклицательного знака, начали говорить тихо, без интонации, без эмоции. Также перестали задавать всякие вопросы, потеряли любопытство, не могли объяснять свои поступки, разучились мыслить.
Мне стало жалко этих учеников и решила объяснить им о пользе знаков препинания. Этим я ещё защитила знаки препинания.
Вопросительный Знак согнут в дугу и не может разогнуться. Он всем вопросы задаёт: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Когда? Какая? Отчего? О ком? Что? Кому? Который? Чья? Какие? В чём?
Восклицательный Знак. Он знак с бурными чувствами и пылким нравом. Он выражает восхищение, возмущение, волнение, тревогу, победу, торжество. Он противник тишины и часто кричит.
Точка самый маленький знак – крупинка. Всегда стоит в самой малой строчке. Она оканчивает фразу.
Тире лежит палочкой на строчке: «Проходите по мосточку». Применяется, когда события в предложении меняются, возникают противоречия. Иногда заменяют сказуемое.
Кавычки – две завитушки парами хозяйничают нижними и верхними строчками. Любят подслушать то, что другие говорят…
Точка с Запятой выступают в паре, когда внутри частей предложения уже имеются Запятые.
Ребята, надеюсь, вы теперь поняли, для чего нужно дружить со знаками препинания. Запомните: чтобы правильно поставить знаки препинания, необходимо определить смысл и структуру предложения.
Берегите знаки препинания!
В средних и старших классах учащимся доводится о том, что знаки препинания делятся на отделительные, разделительные, выделительные и для чего каждый из них служат в предложении.
К отделительным знакам препинания относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Они служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для оформления отдельного предложения как законченного. Выбор отделительных знаков определяется смыслом и интонацией предложения.( Ты жива ещё, моя старушка? (С.Есенин.) )
К разделительным относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Эти знаки служат в простом предложении для обозначении границ между однородными членами, в сложном для разделения простых предложений, входящих в его состав, для разделения слов автора и прямой речи, для отделения друг от друга реплик в диалоге. Они определяются морфологическими,
синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями. ( Лес рубят – щепки летят.(Пословица.) )
К выделительным знакам относятся запятая, двойные запятые, тире, двойные тире, восклицательный знак, двойные скобки, двоеточие и тире, двойные кавычки. Они служат для обозначения границ для смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), прямую речь, обращения, междометия, чужую речь. Выделительные знаки определяются синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями. (Голубушка, как хороша! (И.Крылов.) )
Изучая тему знаки препинания предусматриваются выполнение упражнений с грамматическим заданием, с анализом постановки знаков препинаний в предложении, составление предложений и текстов с их применением, составление схем с условными обозначениями, выполнение тестов, самостоятельных и проверочных работ. Эти же работы и являются и подготовкой учащихся к ГИА, ЕГЭ.
Задание: расставьте знаки препинания в предложении.
1.Мы вернулись после экзамена совершенно обессиленные но счастливые. 2.Перед матчем Петя спал как убитый зато его соперник очень нервничал.
В7. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Например,(1) опишите вьющийся куст этих красных цветов,(2) которые тянутся через ограду,(3) хотят заглянуть в комнату,(4) посмотреть через стеклянную дверь,(5) что мы тут с вами делаем…
Свое слово хочу завершить стихами:
Нельзя кое-как положась на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки.
Каждое дело «просит» проверки.
Итак, изучение знаков препинания и правила их употребления на письме имеет важное значение в формировании культуроведческой компетенции учащихся.
1.Баранов М.Т. Справочник для учащихся Русский язык.-М. Просвещение.1984. 2.Волина В.В. Я познаю мир: Русский язык.-М. Изд.АСТ.1998.
3.Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников».-М. Школьная пресса. №2 2008.
4.ФИПИ Цыбулько И.П. ГИА 2013 Типовые экзаменационные варианты Русский язык.-М. Национальное образование. 2012.
5.Учебники Русский язык 1-11 классов К.Г.Рамзаева, Л.З.Шакирова, Н.А.Андрамонова.