в каком классе проходят тараса бульбу
Изучать ли в школе “Тараса Бульбу”?
Не исключено, что, прочтя мою статью, против меня восстанут ревнивые литературоведы и ценители гоголевского таланта: “Как! Он поднял руку на самого Гоголя!” Успокойтесь, дорогие ревнители и ценители! Боже упаси меня поднимать руку на великого творца, на замечательного писателя, жившего в другое время, в иных условиях. Речь пойдёт, как следует из заголовка статьи, лишь о конкретной проблеме.
Н иколай Васильевич не обойдён школьными программами: его произведения детально изучаются в каждой параллели — с пятого по девятый класс. Повесть “Тарас Бульба” рассматривается в 7-м классе (по программе М.Б. Ладыгина — в 6-м). В учебнике-хрестоматии для 7-го класса (составитель В.Я. Коровина) нет отрывков из “Тараса Бульбы”, ученикам даётся задание самостоятельно прочесть повесть целиком, без сокращений.
Что же прочтёт и как воспримет это современный двенадцати- или тринадцатилетний подросток? Разумеется, ему поможет педагог заметить патриотические речи и мужественные поступки героев, великолепные описания, изумительный язык и другие безусловные достоинства героико-романтической повести. Но вдумчивый читатель, изучающий текст, не может не обратить внимание и на другие стороны, прежде всего морального порядка, ибо едва ли можно рассматривать “Тараса Бульбу” как исторический роман (Н.Степанов) или иллюстрацию к реальным событиям хотя бы уже потому, что Гоголь, прекрасно знавший историю России и Украины, почему-то отнёс описываемые события к XV веку, тогда как они могли происходить лишь в XVI веке, на что указал ещё Белинский (Александр Слонимский считал это ошибкой писателя). Следовательно, здесь главное — не историческая достоверность, а воспитательный заряд, в первую очередь ради которого и включается творение Гоголя в школьную программу. Посмотрим с этой точки зрения на некоторые высказывания автора и действующих лиц, на поступки героев. Заранее приношу извинения за обилие цитат, без которых мои утверждения могут показаться голословными.
Кто такие запорожцы и что их объединило, по словам Гоголя? Это разношёрстный народ, включающий и свободолюбивых борцов, мастеров на все руки, умельцев, и уголовников, и разного рода халявщиков, выражаясь по-современному. А объединяла их “общая опасность и ненависть против нехристианских хищников”. Однако в повести описываются не завоевательные действия “нехристей”, а борьба казаков против поляков. Поляки — католики, протестанты — те же христиане, славяне. И, между прочим, “короли польские. поняли значенье козаков и выгоды таковой бранной сторожевой жизни. Они поощряли их и льстили сему расположению”. Так в чём же дело? А в том, во-первых, что запорожцы по определённым причинам кругом в долгах и ощущают потребность в поисках какого-то способа, чтобы расправиться с кредиторами и таким образом не только избавиться от долгов, но и мародёрски нажиться, грабя и кредиторов, и неповинное мирное население. “Ещё и теперь у редкого из них не было закопано добра — кружек, серебряных ковшей и запястьев. ” “А сколько всякий из них пропил и прогулял добра, ставшему бы другому на всю жизнь, того и счесть нельзя. ” И, во-вторых, дело в том, что казаку по природе непременно нужна война, причём среди запорожцев немало было тех, кому “всё равно, где бы ни воевать, только бы воевать”. Войну затевает и раздувает сам Тарас Бульба: “Он всё придумывал, как бы поднять Сечь на отважное предприятие. ” Мирная жизнь не устраивала Тараса, но воевать с иноверцами — с турками, татарами, — нельзя: заключён мирный договор, казаки связаны клятвой (кошевой: “Мы обещали султану мир”.
Бульба: “Да ведь он бусурман: и Бог, и Святое Писание велит бить бусурманов”).
Разными уловками, хитростями, демагогией Тарасу удаётся добиться отстранения миролюбивого и честного кошевого и разжечь войну с “бусурманами”. Запорожцы празднуют избрание нового предводителя: “Винные шинки были разбиты; мёд, горелка и пиво забирались просто, без денег; шинкари были уже рады и тому, что сами остались целы”. Увы! Веселящиеся пьяные громилы перекочевали и в XX, да и в XXI век. Но вернёмся к запорожцам. Новый кошевой в “красноречивой, витиеватой речи” (В.Белинский) поддакивает Бульбе: “без войны не можно пробыть”, ибо “почти всё пропили” казаки. Решение принято, но прежде всего собравшиеся кидаются расправиться с евреями (как всегда, во всём виноваты они), а уж потом устремляются в Польшу — “отмстить за всё зло и посрамленье веры и козацкой славы, набрать добычи с городов, зажечь пожар по деревням и хлебам. ” Война пойдёт не столько с войском польским, сколько с мирным населением.
Для Тараса Бульбы врагов определяли в первую очередь национальность и вера. На протяжении повести мелькают выражения: “татарва”, “рассобачий жид”, “нечистый жид”, “проклятые недоверки”, “перевешать всю жидову”, “перетопить их всех, поганцев, в Днепре” — и это не только из уст запорожцев, а и в авторской речи: “побуждаемые сильною корыстию жиды, армяне и татары”; “высокий и длинный, как палка, жид, высунувши из кучи своих товарищей жалкую свою рожу, исковерканную страхом”, “позорное владычество жидовства на христианской земле”, Янкель “сильно означил своё жидовское присутствие в той стране”; “силился подавить в себе вечную мысль о золоте, которая, как червь, обвивает душу жида”; говорят евреи “на своём тарабарском наречии”. Если всего этого мало, то ещё одна цитата: “. толпа ринулась на предместье с желанием перерезать всех жидов. Бедные сыны Израиля, растерявши всё присутствие своего и без того мелкого духа, прятались в пустых горелочных бочках, в печках и даже заползывали под юбки своих жидовок; но козаки везде их находили”. Не поздоровится “сынам Израиля” от этих саркастически хлёстких описаний, характеристик, выражений. Зато какой бальзам для души черносотенцев всех времён и благодарность от них авторам программ и учебников!
В статьях о повести Гоголя, как правило, приветствуется (и справедливо) идея братства русского и украинского народов, но не будем забывать, что Россия всегда была и остаётся многонациональным государством и возвышать одни народы, унижая и оскорбляя другие, непозволительно. Взаимоотношения народов России и бывшего Союза — острая злободневнейшая проблема, и призыв Тараса, “чтобы по всем свету разошлась и везде была бы одна святая вера, и все, сколько ни есть бусурманов, все бы сделались христианами”, звучит в наши дни как опасное подстрекательство.
Л.Н. Толстой в статье “О Гоголе” заметил: “Но как только хочет он писать художественные произведения на нравственно-религиозные темы или придать уже написанным произведениям несвойственный им нравственно-религиозный поучительный смысл, выходит ужасная, отвратительная чепуха. ”
Однако погромы, садизм, издевательства — всё это коснулось не только евреев: “Пожары обхватывали деревни; скот и лошади, которые не угонялись за войском, были избиваемы тут же на месте. Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу. ” И во всех этих злодеяниях, не знающих меры и предела, ведущую роль играет герой повести Тарас Бульба, для которого “один из главных достоинств рыцаря” были подвиги “в ратной науке и бражничестве”.
Невозможно без содрогания читать о средствах, которыми пользуется непримиримый и агрессивный полковник Бульба, воюя с жителями городов и деревень. Он и прежде “самоуправно входил в сёла. сам с своими козаками производили расправу”, а после гибели Остапа “даже самим козакам казалось чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость”. Вот уже закончилось противоборство: казаки заключили мир с поляками. Страсти утихли, и лишь один наш герой со своим полком продолжал бесчинствовать. Последняя цитата из повести: “А Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костёлов. разграбил богатейшие и лучшие замки; распечатали и поразливали по земле козаки вековые мёды и вина, сохранно сберегавшиеся в панских погребах; изрубили и пережгли дорогие сукна, одежды и утвари, находимые в кладовых. “Ничего не жалейте!” — повторял только Тарас. Не уважили козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя”. Неужели ко всему этому читающие дети останутся равнодушными и должны будут сладко воспевать героического Тараса?
Вот некоторые очень существенные стороны изучаемого в 6-м или 7-м классе произведения. Если учесть, насколько талантливо оно написано, то отпадут сомнения в том, что ни одно слово Гоголя, ни одна мысль не останутся незамеченными при сосредоточенном чтении. А так как на приведённых мною описаниях и рассуждениях обычно методисты и учителя не фиксируют внимание, то подростку приходится самому переживать прочитанное, иногда прибегая к помощи родителей, которые далеко не всегда в состоянии верно расставить нравственные акценты.
Когда-то Пушкин, отвечая на критику, воскликнул: “Как будто литература и существует только для 16-летних девушек! Вероятно, благоразумный наставник не даст в руки ни им, ни даже их братьям ни единого из полных сочинений классического поэта, особенно древнего. На то издаются хрестоматии, выбранные места и тому подобнее. ” Пушкин отстаивал всего лишь право на лёгкую эротику. Мы ведём речь о более серьёзных вещах. Конечно, не для нынешних шести- или семиклассников писал и Гоголь своего “Тараса Бульбу”, и не ему сейчас адресован мой упрёк, а тем “наставникам”, которые, подчиняясь традициям, из творений великого писателя выбрали для воспитания ребят эту повесть.
Н асилие, разжигание войн, непомерная жестокость, средневековый садизм, агрессивный национализм, ксенофобия, религиозный фанатизм, требующий истребления иноверцев, непробудное пьянство, возведённое в культ, неоправданная грубость даже в отношениях с близкими людьми — те ли это качества, без явного осуждения представленные в повести, которые помогут пробудить добрые чувства у детей и без того не слишком ласкового XXI века? Дайте срок — ребята подрастут и авось дозреют до собственного осмысления “Тараса Бульбы”. А пока следовало бы сказать школьнику (почти по Гоголю): “А поворотись-ка, сын. к другой книге”.
Разработка урока русской литературы. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». 8-й класс
Разделы: Литература
Класс: 8
Тема урока: Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”.
Тип урока: урок – творчества.
Методы: Интерактивные, информационно-коммуникативные, частично-поисковые, беседа. (Стратегии “Вопросы на стикерах”, “Углы”, многоуровневые вопросы.)
Формы работы: индивидуальная, в паре, групповая.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад. Ученики встают в круг.
– Ребята, я предлагаю вам пожелать друг другу удачи и успеха, так как вы являетесь не только одноклассниками, но ещё и друзьями. (Пожелания учащихся друг другу) (1 мин)
– Спасибо! Вот с такими хорошими пожеланиями и хорошим настроением мы начнём урок.
Пробуждение интереса.
Распределение в группы по иллюстрациям повести (В каждой группе по 5 участников). Объяснить иллюстрацию.
1 группа – Казнь Тараса.
2 группа – Тарас Бульба.
3 группа – Остап Бульба.
4 группа – Андрий Бульба (3 мин).
Вопросы к иллюстрациям:
Опрос домашнего задания.
Усвоение содержания материала. Работа в группах. Слово учителя. Объявление темы урока, определение целей работы. ИКТ.
– Вот мы с вами ответили на простые вопросы, которые требовали от вас быстрого ответа. Теперь мы продолжим работу над повестью Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, и, чтобы вы настроились на последующую работу, давайте посмотрим отрывок из одноименного фильма режиссера Владимира Бортко (Казнь Тараса).
Взаимооценивание по следующим критериям:
a) содержание;
б) творческий подход к передаче своих мыслей;
в) умение выступать и защищать свой проект.
В группах выбираются спикеры, таймкиперы (следит за временем)
Работа в группах.
Учащиеся в группах (в каждой группе по 5 учеников) знакомятся с содержанием экспертных листов. Сначала работают индивидуально (в тетрадях (3 мин)), затем работа в паре – обмен информацией 2 мин, работа в группе – оформление постера 8 мин.
Выступление спикеров групп.
Выслушать ответы (5 мин).
– Мы постарались совместными усилиями создать характеристику главных героев, проведя интересную и важную работу, заполнили постеры. Теперь я бы попросила вас оценить работу свих одноклассников.
Рефлексия (5 мин)
Поменяться постерами по часовой стрелке и написать своё мнение на презентациях друзей по образцу 2 звезды, одно пожелание.
Работа над оценочным листом. Подвести рейтинг участия.
Структурная дискуссия (3 мин)
Ученики спорят на тему “Прав ли Тарас Бульба, убивший сына?”. Свои точки зрения по данному вопросу высказали при помощи стратегий “Углы”.
6. Домашнее задание.
Урок литературы в 7-м классе на тему «Тарас Бульба — народный герой. «Тарас Бульба» — героическая повесть»
Разделы: Литература
Ход урока
— Кем был Тарас Бульба? Как он выглядел?
— Почему Гоголь не дает подробный портрет героя?
— Почему Тарас Бульба так быстро принял решение об отъезде вместе с сыновьями в Запорожскую Сечь?
— Почему Тарас, несмотря на успехи сыновей в воинском искусстве, не был доволен жизнью Запорожской Сечи? О чем он мечтал?
(Тарас был храбрым и глубоко убежденным в том, что воинская доблесть у молодых казаков воспитывается в битвах и набегах. Так думал не только старый Тарас, но и большинство запорожцев. Поэтому без большого труда удалось Тарасу уговорить их выступить против турок.)
Одним из средств создания характеристики литературного героя являются его высказывания. Наиболее яркой у Тараса Бульбы является его знаменитая речь о товариществе.
(Чтение заранее подготовленным учеником речи о товариществе в сокращении)
— В какой фразе заключена основная мысль Тараса Бульбы? («Нет уз святее товарищества»)
— А как вы понимаете, что такое товарищество? А Тарас? (Единение с народом, общность, «братство»)
— Как речь Тараса Бульбы характеризует героя?
(Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, что объединяет и подбадривает людей говоря метко и вовремя, но и потому, что ему хотелось высказать все, что было у него на сердце в этот напряженный и трудный момент. Речь Тараса свидетельствует о его мудрости, патриотических чувствах, гордости, мужестве, об огромном жизненном опыте и страстной убежденности в правоте своего дела. Он выступает в этот момент как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков.)
— В чем особенность текста?
(Много обращений. Восклицательные интонации выражают глубину чувств Тараса. Это речь лидера.)
Единение Тараса с казаками проявляется в борьбе за родину.
— В каких эпизодах проявился талант Тараса-полковника?
(Мудрость Тараса, его талант полководца раскрываются главным образом в последнем бою под Дубно, когда приказывает он устроить курени в три табора, устроить засаду и покрыть часть поля острыми кольями, обломками копьев, чтобы погнать на них неприятельскую конницу.)
— Как вел себя Тарас – полковник во время боя?
Тарас Бульба не только полковник, но и отец. Героический характер его проявляется не только на поле боя, но и в эпизодах казни его сыновей.
-Чем отличаются эти эпизоды?
(Тарас не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Он проявляется непреклонность по отношению к предателю. То, что предал его собственный сын, предмет отцовской гордости и надежд, лишь усугубляет его гнев и стремление покарать негодяя. Тарас поступает бескомпромиссно, он не желает понять, что заставило Андрия сделать такой выбор: для него любые причине несостоятельны, если речь идет о предательстве. Гоголь называет его сыноубийцей, после расправы Тарас Бульба не прощает Андрия, навсегда вычеркивая его из своей памяти.
б) присутствие на казни Остапа?
(С риском для жизни пробирается он на место казни, не боясь, поддерживает Остапа в самый трудный его час, хотя ничего не может быть горше для отца, чем гибель сына. Тарас страдает, но и гордится Остапом. Тарас не может забыть его безвременной в нечеловеческих страданиях смерти и до конца собственной жизни мстит за сына. Помнит о нем всегда.)
Найдите в 10 главе описание Тараса Бульбы. Сравните описание Тараса Бульбы в первых и десятой главах. Как изменился герой?
(В последних главах повести описывается трагедия Тараса. Наступило, как писал В. Г. Белинский, «омертвение могучей души, оглушенной двукратным потрясением, потерею обоих сыновей». Изменилось и выражение его лица:
«. три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него».
Из жизнерадостного, общительного человека, каким был Тарас, он превращается под влиянием пережитых страданий в замкнутого и мрачного. Это уже не удалой казак, готовый пуститься в пляс. Невозможно развеселить теперь Тараса: «Сурово и равнодушно глядел он на всех, и на неподвижном лице его выступала невыносимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой» Остап мой!».
Всё пережитое сделало Тараса особенно осторожным, зорким, научило предугадывать события. Поэтому Тарас Бульба не поверил полякам, как многие его товарищи, и не стал заключать с ними перемирия, а ушел с частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его: «В виду всего воинства уходил полк, и долго еще оборачивался Тарас и всё грозил». Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин.
Казнь Остапа, свидетелем которой был Тарас, потрясла его. С этого момента не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце. Даже товарищи его, не раз участвовавшие в сражениях и много видавшие на своем веку, поражались: «Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением».
— Повлияли ли изменения в характере Тараса на его дальнейшую судьбу? (Жестокость Тараса и его казаков вынудила польское правительство)
(Ненависть Тараса Бульбы к ляхам была до того сильна, что даже любимую трубку не хочет оставить он на земле, на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в плен.)
Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.
— Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?
Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов и арендаторов и защищает униженных и оскорбленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя,-«точно необыкновенное явление русской силы». Его отличали, пишет Гоголъ, «умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам». И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он «любил простую жизнь казаков» и ничем не выделялся из них.)
2. Задание классу: «Сформулируйте и запишите в тетрадь характерные черты Тараса Бульбы».
— Чем особенно дорог Тарас Бульба автору? Почему повесть названа «Тарас Бульба»?
Прочитайте записанное на доске определение повести и подумайте, какой смысл в определении повести как жанра добавляет слово «героическая»?
(После прослушивания ответов учеников читается и записывается в тетрадь определение героической повести)
Слово «героический» соотносят с действиями, выдающимися по своему общественному значению, отвечающими интереса многих людей и требующими от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.
— Почему Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» можно назвать героической?
(Повесть вполне можно назвать героической, так как в ней идет речь о мужественной борьбе украинцев против засилья польской шляхты и католической веры.)
3. Заключительное слово учителя.
Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его — подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».
4. Домашнее задание
Подготовить связный рассказ о Тарасе Бульбе.
Конспект урока литературы в 7 классе «Тарас Бульба»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе «Тарас Бульба»»
Разработка урока литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Тема урока: Тарас Бульба – характер, рожденный временем ( по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).
Цель урока: выявить, в чем проявляется сила характера Тараса Бульбы.
образовательные: сформировать представление об особенностях характера главного
героя через словесный и психологический портрет.
Совершенствовать навыки анализа текста и навыки монологической речи, показывая своеобразие характера литературного героя.
Воспитывать патриотизм, товарищество, доблесть, отвагу.
Дедуктивный (от частного к общему)
Компьютер, проектор, экран, иллюстрации Е. Кибрика, кинофрагмент смерти Т. Бульбы, рисунки учащихся.
Эпиграф: Нет у нас никого, равного ему в доблести… Н.В.Гоголь.
1.Организационный момент. Определение темы и цели урока.
Работа с эпиграфом
— Обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете слова Гоголя?
— Как вы думаете, как эпиграф связан с нашим уроком?
— Чтобы раскрыть тему, какую цель мы перед собой поставим?
(выяснить, действительно ли характер рожден временем?).
-Что мы должны сделать, чтобы достичь цели?
— Вспомнить характеристику эпохи.
— Вспомнить эпизоды, в которых закалялся характер Тараса Бульбы.
— Какие нравственные качества должны были свойственны сильному характеру?
— Вспомним, в какое время жил Тарас Бульба.
(Подготовленный ученик рассказывает об эпохе).
Украинская казаческая эпопея, длившаяся на протяжении более двух столетий (XVI — XVII), — одно из героических событий мировой истории. Огнем и мечом пыталась шляхта покорить и ополячить украинский народ. Повсюду на Украине насаждалась польская администрация. Она грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавшими на них людьми.
Крестьяне ожесточенно сопротивлялись и спасались бегством на юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто «не привыкли невольничьей службе». Так возникло казачество, «Запорожская Сечь».
— Какое это было время? ( Тяжелое и суровое время).
— Есть такое утверждение, что «Суровые времена порождают сильные характеры».
— Согласны ли Вы с этим суждением?
— Выясним, какими качествами должен обладать человек с сильным характером, собрав из слов пословицы. (Пословицы рассыпаны на слова и словосочетания).
Тот герой, кто за Родину стоит горой. Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдёт. Сам погибай, а товарища выручай.
— О каких качествах характера пословицы? (О смелости, отваге, стойкости, товариществе, патриотизме).
— На уроке будем обсуждать, какие качества сильного характера воплотились в образе Тараса Бульбы.
Будем составлять кластер.
Работа по образу Тараса Бульбы.
Тарас – (от греч. «Tarasso)- «беспокойный», «бунтовщик», «смутьян» ; Существует и другая менее распространённая версия происхождения имени — имя происходит от названия города Тарас в Великой Греции (сейчас итальянский город Таранто). Город же получил своё имя в честь Тараса, сына бога Посейдона и нимфы Сатирион.
-Есть ли доказательства этому в повести? В каких эпизодах об этом говорится? Зачитайте. (В 1 главе Гоголь, представляя нам своего героя, пишет: «Бульба был упрям страшно. », «Вечно неугомонный он считал себя законным защитником православия»…Самоуправно входил в села… Сам с своими казаками производил расправу…»).
— Какими словами и словосочетаниями Н.В.Гоголь описывает внешность героя? Зачитайте. («Крепкий, как дуб,очи хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней…»).
— Какие выразительные средства использует Гоголь в портретной характеристике Тараса? Какова роль эпитетов? ( указывают на возраст).
Обобщение учителем:( во внешности автор сравнивает Тараса с горой, с богатырем, Тарас – это исполинская натура).
Рассмотрим портрет Тараса Бульбы на иллюстрации Е.Кибрика.
— Сравним, что общего подчеркивают в портрете Тараса Бульбы художник и писатель?
(крепкого телосложения, закаленный в боях казак, зрелый, богатырская натура.)
-Учитель: вспомним эпизоды, где проявляется сильный характер Тараса.
— Какие это эпизоды? (Тарас Бульба в кругу семьи, в отношении с товарищами, в бою, во время казни Остапа и смерти).
— Расскажите, каким видим Тараса Бульбу в кругу семьи?
— Как он относился к сыновьям? (К своим сыновьям Тарас Бульба относится как к товарищам по ратному делу. Тарас хотел видеть своих сыновей сильными и мужественными, он смотрел и не мог налюбоваться ими. Оценивает их личные качества, как отец и как полководец. Счастье для Тараса, как сыновья проявляют себя в бою).
— Почему Тараса Гоголь показывает в кругу семьи?
— Зачем раскрывает его буйный характер? (Тарас не любил негу, по отношению к жене проявлял жестокость, не думал о ее чувствах, суров с сыновьями)
-. Почему он такой? (Потому что время суровое).
Обобщение учителем: Тарас Бульба создан для бранного времени.
— Как понимаете значение слов «бранное время»? (битва, военные походы, постоянная разлука с родными).
— Поэтому не случайно Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь, чтобы сделать из них настоящих казаков, храбрых и мужественных.
— Можно ли это назвать убийством? (это казнь).
— Как вы оцениваете поступок Тараса? Какие черты характера проявляет?
— Обратимся к тексту.
…Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.
— Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!- сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье……..
Тарас выстрелил….. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. А какой бы казак был!
— Какие качества проявляет Тарас в этой сцене? (твердость характера, судит сына не как отец, а как полковник).
— Почему Тарас долго глядит на бездыханный труп убитого им сына? (иллюстрация на слайде).
— Как художник и писатель передал трагическое состояние Тараса, какие новые черты характера
раскрываются в герое? (Гоголь передает невыносимое горе Тараса, ему очень жаль сына, но
товарищество, Родина дороже, он не смог простить предательства, поэтому сам вершит казнь.).
— Расскажите, как ведет себя Тарас, увидев своего сына на плахе? Почему он пришел на казнь и какие качества характера проявляет в этой сцене? ( смелость, главное поддержать сына морально, духовно).
— Значит, что главное выделяет Гоголь в Тарасе? (духовное единство отца и сына)
(- Сыновья Тараса – это отражение самого отца.).
— Где еще себя проявляет Тарас Бульба,? В каких сценах раскрывается сильный характер Тараса? (в бою и в отношении к товариществу).
— Что ценит, прежде всего, в людях Тарас Бульба?
— Какой еще эпизод свидетельствует о большом полководческом искусстве Тараса Бульбы? (в последнем бою Тараса на берегу Днепра (глава XII), в полную силу проявились героизм и сила патриотизма казаков, вступивших в смертельную схватку с неприятелем ).
— Как оценивают его казаки: «Дай, Боже, чтобы таких полковников было побольше на Украине».
Учитель: Казак дает высокую оценку полководческому таланту Тараса.
Закройте глаза, представьте то, о чем мы сейчас с вами говорили.
— Что изменилось в Тарасе после гибели его товарищей и Остапа? Каким его видим в повести, расскажите.
(Тарас остался один. Он воодушевлён только ненавистью к врагам. После смерти сына Тарас
становится очень жестоким, даже среди запорожцев, его девиз теперь: « Ничего и никого не жалейте!».
Учитель: «Шесть дней уходили казаки проселочными дорогами от преследований, но
Потоцкий на сей раз настиг их на берегу Днестра. Суд над Тарасом был скорый.
Просмотр видеофрагмента «Смерть Тараса Бульбы».
Цель: просмотреть кинофрагмент и сделать вывод о том, как режиссеру
Владимиру Бортко удалось показать силу характера Тараса Бульбы во время
— Расскажите, какие черты сильного характера раскрыл режиссер в Тарасе?
(Тарас проявляет истинное величие: он не думает о себе, все его мысли о
товарищах, о Родине, смерти не боится. Так он сам следует словам,
сказанным когда-то о товариществе).
Учитель: Много было в истории России трагических событий: борьба за независимость Украины, война с Наполеоном 1812г., 1 мировая, война с фашистской Германией. Были суровые времена. А суровые времена порождали сильные характеры. Не случайно в 1942 году К.Симонов написал стихотворение «Тарас Бульба».
— Послушайте стихотворение и подумайте, почему поэт обратился к образу Тараса в годы ВОВ? Учитель читает наизусть.
Тарас Бульба
К концу уже близок геройский рассказ.
Багровое солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикованный к дубу стальными цепями.
Хрипит волосатая грудь на костре.
До грузных плечей добралось ему пламя.
Он смотрит туда, где на синем Днепре
Гуляет по ветру казацкое знамя.
Сквозь пламя и дым куренным он велит
Рубиться весь век с басурманскими псами,
И ветер степной над огнём шевелит
Готовыми вспыхнуть седыми усами.
Мы вспомним Тараса и песню споём,
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьём.
Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе.
Я знаю: Отчизна им силу дала,
Им службу Тарасова кровь сослужила.
Я знаю: она в это время текла
В их чёрных, от пламени вздувшихся жилах.
Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало, и с нами бывает…
Горит над стремниною старый Тарас,
И пламя седые усы обвивает.
Учитель: Таким видят Тараса Бульбу писатель.Гоголь и поэт К.Симонов.
— А какое впечатление произвел на Вас этот герой?
Пятиминутка свободного письма.
— Изложите свои мысли о Тарасе Бульбе на письме.
.-Чем может быть интересен герой? В чем проявляется сила характера Тараса Бульбы?
Проверка эссе. Обобщение учителем.
— Можно ли Тараса назвать настоящим героем? Но народным героям воздвигают памятники.
— Какой памятник поставили бы вы Тарасу Бульбе?
Домашнее задание было по группам выполнить проект памятника Тарасу Бульбе.
Защита проектов. Итог урока.
Учитель: вернемся к нашей цели урока: в чем же проявилась сила характера Тараса Бульбы?
-Достигли мы цели урока, выполнили ли задачи, которые поставили?
— На примере образа Тараса Бульбы, какие нравственные качества можно воспитать в себе?
(обобщение по кластеру).
О бобщение учителем: Суровые времена рождают сильный характер. Человек,
закаляя свой характер, становится решительным, смелым и мужественным.
В образе Тараса Бульбы Гоголь воплотил самые яркие и сильные черты характера: возвышенную,
бескорыстную любовь к Родине, верность православной вере, готовность к подвигу, преданность
товариществу и широту души, лучшие черты
Рефлексия: оцените работу на уроке.
— Что знали до этого о герое? Что нового узнали о герое?
— Как я работал на уроке? Отметить на шкале из 6 делений.
Домашнее задание: составить план сочинения по теме на выбор: « Над чем заставила задуматься
повесть «Тарас Бульба?», «Нужны ли современному обществу такие характеры?»