в каком классе проходят союзы
Союзы в русском языке
Всего получено оценок: 745.
Всего получено оценок: 745.
Данная статья, предназначенная для учеников 7 класса, рассмотрит, что такое союзы, какие они имеют особенности, каковы бывают виды союзов по значению и по строению.
Определение
Союз – служебная часть речи, которая служит для связи членов предложения или простых предложений в составе сложного предложения.
Союз – неизменяемая часть речи, которая не выполняет в предложении никакой синтаксической функции.
Союзы следует отличать от похожих сочетаний слов (например: зато он сделал; ушел за то дерево). В русском языке существуют различные правила правописания союзов.
Виды по значению
Союзы в русском языке по значению делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительными союзами называют те, что связывают однородные члены и простые предложения в составе сложносочиненного предложения.
Подчинительными союзами называют те, что связывают простые предложения в составе сложноподчиненного предложения.
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы бывают соединительными, противительными и разделительныи.
Соединительные сочинительные союзы имеют общее значение соединения. Список союзов: и; да (в значении и); ни..ни; тоже; также; не только, но и; не столько, сколько; не то чтобы, но; не то чтобы а и др.
Противительные сочинительные союзы имеют общее значение противопоставления. К ним относятся союзы а, но, зато, да (в значении но), однако (в значении но) и др.
Разделительные сочинительные союзы имеют общее значение разделения: или, либо, то – то, не то – не то, или – или и др.
Подчинительные союзы
Подчинительные союзы бывают: времени (когда, едва, пока, как только, лишь и др.), причины (потому что, так как, ибо, оттого что и др.), цели (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.), условия (если, раз, если бы, коли), уступки (несмотря на то, что; хотя, пускай), сравнения (словно, будто, как, как будто и др.), следствия (так что), изъяснительные (что, чтобы, как, будто).
Виды по строению
Виды союзов по строению: простые, составные и двойные.
Простые союзы состоят из одного слова (и, а, да, но, или, что, чтобы, когда, будто, словно, однако, зато, если, потому, поэтому, тоже, также).
Все составные союзы состоят из двух и более слов (потому что, потому как, как будто, оттого что, ради того чтобы, так как, для того чтобы, то есть, но и, несмотря на то что, в силу того что, благодаря тому что, в силу того что и др.)
Двойные союзы состоят из двух частей (не только, но и; как, так и; не столько, сколько; если, то; когда, то; чем, тем и др.).
Выделяют также повторяющиеся союзы, которые состоят из двух и более одних и тех же союзов.
С делением по строению связано правило: простые союзы пишутся слитно, раздельно пишутся составные и двойные союзы.
Что мы узнали?
Союз – служебная часть речи, которая служит для связи членов предложения или простых предложений в составе сложного предложения. Союзы по значению делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложносочиненного предложения (соединительные, противительные, разделительные), противительные союзы связывают простые предложения в составе сложноподчиненного предложения (времени, причины, цели, условия, уступки, сравнения, следствия, изъяснительные). По строению союзы бывают простыми (одно слово), составными (два и более слова), двойными (две части) и повторяющимися (повторение одного союза).
Союз как часть речи в русском языке
Союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, части сложных предложений и фрагменты текста.
Союз как часть речи изучают в 7 классе. Союз имеет характерные признаки. В отличие от самостоятельных частей речи союз не обозначает предмет, как имя существительное (дом, огонь), признак предмета (горячий, дедушкин), как имя прилагательное, действие или состояние (бродить, волноваться), как глагол. Союз не изменяется, не имеет лексического значения и грамматических признаков.
Что такое союз?
Как лингвистический термин слово «союз» появилось в 17 веке. Оно было воспринято из старославянского языка. Это слово образовано с помощью приставки съ-, что по-русски значит «со-«, как и в словах «совладелец», «содружество», «согласие». Его этимологическими родственниками являются слова «узы», «связь», «вязать». В русском языке союз выступает в роли связующего звена между отдельными словами и предложениями.
Понаблюдаем:
Слова «пчелы» и «шмели» обозначают предмет, отвечают на один и тот же вопрос кто? и принадлежат сказуемому «вьются». Это однородные члены предложения, которые соединяются между собой союзом «и». Этот же союз может связывать более крупные объединения слов, выражающие законченную мысль, — простые предложения в составе сложного.
Сравним:
В этом сложном предложении содержится две грамматические основы:
Два простых предложения оформлены в одну законченную мысль с помощью союза «и«.
Союз обладает уникальной способностью соединять не только отдельные слова и части сложного предложения, но и предложения в тексте.
Нас окружает огромный мир зеленый растений. Еще первобытные люди интересовались растительным миром. Без растений человек не смог бы существовать на Земле. И люди всегда проявляли большой интерес к изучению растений.
Понаблюдав за ролью союза, дадим ему определение:
Союз как служебная часть речи является средством связи между различными компонентами словосочетаний и предложений.
Какие бывают союзы?
В русском языке союзы очень разнообразны. С точки зрения происхождения укажем непроизводные и производные союзы.
Непроизводные союзы не связаны с другими частями речи:
Производные союзы образованы от слов других частей речи:
По структуре различаем союзы:
По наиболее общим категориальным значениям и сфере синтаксического использования союзы делят на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы соединяют разные компоненты высказывания на основе их равноправия, не указывая на зависимость одного из них.
По выражаемым им значениям сочинительные союзы делят на группы.
Подчинительные союзы
Подчинительные союзы используются для связи неравноправных частей сложноподчиненного предложения. Они указывают на зависимость одной части от другой.
Чувствуется, (что?) что здесь никто давно не был.
По значению подчинительные союзы делятся на группы.
Пунктуация
Перед сочинительными противительными союзами независимо от того, что они соединяют, однородные члены или простые предложения в составе сложных, ставится запятая.
Я слышал об этом много раз, а все же решил спросить у неё снова.
В постановке знаков препинания следует быть наиболее внимательным, если используется соединительный союз «и» или разделительные союзы «или», либо» и пр. Перед этими союзами запятая как ставится, так и не ставится в зависимости от синтаксической ситуации.
Запятая не ставится, если одиночный союз соединяет два однородных члена предложения или попарно соединенные члены.
Солнце и море привлекают сюда отдыхающих.
В этом лесу растут земляника и черника, брусника и голубика.
Настенька, ты хочешь яблоко или грушу?
В сложноподчиненном предложении перед союзами «и», «или», «либо» на границе двух равноправных частей поставим запятую.
Раздался шорох, и из зарослей выбежал охотничий пес Кузьма.
Снег заметает дорогу, или вьюга кружит в чистом поле.
В сложноподчиненном предложении перед союзами ставится запятая, чтобы разделить главную часть от зависимой.
Примеры
Послышался громкий хлопок, как будто лопнула шина автомобиля.
Я выключил телефон, прежде чем открыть дверь.
Стемнело быстро, так что пришлось идти почти на ощупь.
Застучал дождь по металлической крыше, словно палочки барабанщика
Видеоурок «7 класс. Союз как часть речи. Морфологический разбор»
Урок русского языка в 11 классе по теме «Служебные части речи.Союзы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: Служебные части речи: союзы. Повторение изученного.
Цель: Повторить и систематизировать изученный материал по теме «Союзы».
— образовательная: закрепление материала о различиях между союзами и союзными словами, отработка навыка нахождения и употребления союзов (служебных частей речи); повторить правописание союзов и употребление их в речи.
-развивающая: продолжить развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;
— воспитательная : воспитывать культуру речи; способствовать развитию интереса у учащихся к русскому языку.
Тип урока: повторение изученного материала.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
I Орг.момент: приветствие, запись числа на доске.
Проверим домашнего задания (выборочная).Что было задано на дом? Обязательно проверяю предложения 8,9,10.Уточняю окончание.
II Актуализация знаний:
Ответ: Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. На 2 группы по значению делятся все союзы: сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи однородных членов предложения и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложного. Подчинительные союзы – это союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения. В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
Учитель: Верно. Какими бывают сочинительные союзы, на какие 3-и группы делятся? Приведите примеры.
Ответ: 1) соединительные: и, да в значении и, ни…ни, тоже, также, не только … но и, как…так и; 2) противительные: а, но, да в значении но, однако, однако же, зато; 3) разделительные: или, либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли.
Учитель: Перечислите разряды подчинительных союзов, уже вам известные.
Ответ: Подчинительные союзы бывают:
а) временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др.;
б) причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др.;
в) целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.;
г) условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др.;
д) уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др.;
е) сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др.;
ж) следственные (указывают на следствие): так что ;
Учитель: Запишите три предложения под диктовку. Ваша задача, определить каким является союз, расставить знаки препинания.
А) Вдали ещё гудит трамвай , но затихают переулки , и потухает неба край. ( Соед.)
Б)Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто. (Соч.разделит) Когда же на запад умчался туман урочный, свой путь совершал караван.(подч.времен)
Учитель: В русском языке есть союзы, которые омонимичны самостоятельным частям речи. (на доске пишу).Эти союзы можно проверить так.
ТОЖЕ = И (И переносится на другое место)
ТАКЖЕ=И.(Заметим,что частица ЖЕ,как и БЫ,ЛИ никогда не пишется через дефис).
ЧТОБЫ (БЫ можно опустить)= ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ
ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО- это наречное выражение, состоит из шести частей, которые пишутся раздельно.
Если это союз, то пишется слитно. Частицы и предлоги пишутся раздельно с наречиями и местоимениями.
Как отличить, где союз, а где местоимения с частицей?
Союз отвечает на вопрос?является членом предложения? Если в предложении является, то это местоимение или наречие.
1.Ребята спрятались за то дерево. (за какое?за то)Это указательное местоимение. Его можно опустить, к нему можно поставить вопрос- это член предложения).Яблоки мелкие, зато сладкие (зато=но).
2.Что бы мне сделать, чтобы мы помирились.(В первом случае местоимение ЧТО- член предложения, частицу БЫ можно опустить. Во втором случае ЧТОБЫ-подчинительный союз, он равен союзу ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ).
3.Сделайте то же задание, что и ваш сосед.
4.Так же, как и вчера, на площади собрался народ.
5.Я очень устал,мои друзья тоже держались из последних сил. (И мои друзья)
Работа с учебником. Открываем учебники, п.60, стр.228.Читаем п.5,6,7.
(Пока читают, я пишу на доске)
ИТАК = означает СЛЕДОВАТЕЛЬНО
ПРИЧЁМ (ПРИТОМ) = ВМЕСТЕ С ТЕМ
Учитель: Чем интересен союз «итак»? Как узнать, что это союз, а не наречие? Что можете сказать про союзы «притом», «причём».
Вода была тепла, но не испорчена, притом ее было много.
Ученикам раздали листочки с задачами и притом предупредили, что на решение их даётся два часа.
Работа с тестами. Мы вспомнили союзы, узнали что-то новое, а для закрепления я вам предлагаю сделать тесты. Аналогичные задания есть и в вопросах ЕГЭ.
Спасибо молодцы! Я ваши работы проверю и выборочно выставлю оценки.
Рефлексия: Метод 5 пальцев
Домашнее задание: п.60, упр.361 (первых 3 абзаца),стр.230.
Итог: Мы сегодня на уроке вспомнили, что такое союзы, повторили правописание союзов и отличие их от самостоятельных частей речи.
На уроке хорошо поработали. (оценки с разъяснением).Еще оценки выставлю, когда проверю тесты.
Тесты по теме «Правописание союзов»
1. В каком варианте необходимо слитное написание?
1)Что(бы) мы ни делали, мы всегда в ответе за свою работу.
2)У правды язык суров, за(то) душа добрая.
3 Птица так(же) рада весне, как и дитя матери.
4 Лицемерие и ложь одно и то(же).
2. В каком варианте необходимо раздельное написание?
1)(За)чем пойдешь, то и найдешь.
2)Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
3)Он был неправ, (при)чем еще спорил.
4)(И)так, она звалась Татьяной.
3. Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)же молчала».
1) тоже — всегда пишется слитно;
2) то же — всегда пишется раздельно;
3) тоже — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
4) то же — здесь местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.
4. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.
Девочки в рёв требовали, ЧТО(БЫ) их посадили рядом с Сашей.
1) ЧТО(БЫ) – всегда пишется слитно;
2) ЧТО(БЫ) – всегда пишется раздельно;
3) ЧТО(БЫ) – здесь это подчинительный союз, поэтому пишется слитно;
4) ЧТО(БЫ) – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно.
5. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Глаза ломило, будто КТО(ТО) нажимал на них (ПО)ВЕРХ век пальцами.
2) (В)ДАЛИ шёл теплоход, и (ОТ)ТУДА доносилась тихая музыка.
3) Подбородок его выступал очень далеко вперёд, ТАК(ЧТО) он всякий раз закрывал его платком, ЧТО(БЫ) не заплевать.
4) Молчаливо и КАК(ТО) иначе, чем днём, стояли (МНОГО)ОКОННЫЕ дома с их обитателями.
6. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Папа попросил, ЧТО(БЫ) она (С)НАЧАЛА поздоровалась с Софьей Филипповной.
2) Потом до самой ночи (НЕ)МОГ он унять в теле (НЕ)ПОНЯТНУЮ эту дрожь.
3) (ВО)ВРЕМЯ путешествия скучать (СО)ВСЕМ не приходилось.
4) Она старалась НИ(О)ЧЁМ не думать, но воспоминания плыли ей (НА)ВСТРЕЧУ.
7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) Матросы с удовольствием (ИЗ)ДАЛИ наблюдали (НЕ)УЛОВИМО быстрые катера.
2) Совесть нам (НЕ)ПОЗВОЛИТ, ЧТО(БЫ) слово и дело шли по разным дорогам.
3) Хотя до переднего края оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ двух километров, разведчики продолжали идти всё ТАК(ЖЕ) осторожно.
4) Но ЕДВА(ЛИ) Василий Васильевич сознавал ВСЁ(ТАКИ), что думает.
8. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ЗА)ТО я досыта надумалась (ВО)ВРЕМЯ болезни.
2) Он повернулся, ЧТО(БЫ) (С)НОВА бежать в трюм.
3) (ЗА)ТЕМ он разбил КАКОЕ(ТО) стекло, пробежал через столовую и сказал, что уходит.
4) ВРЯД(ЛИ) он сможет прийти (ВО)ВРЕМЯ.
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?
1) Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и ТИХО(ТИХО) вышел из хаты; (НА)ВСТРЕЧУ мне шёл слепой мальчик.
2) Фамилии не возникали в (ОДНО)ЧАСЬЕ, в КАКОЙ(ЛИБО) определённый момент.
3) Никита (С)НОВА лежал в купе с (ТЁМНО)СИНЕЙ лампочкой.
4) Снега стали (НЕЖНО)ГОЛУБЫЕ: это (ПО)ВЕСЕННЕМУ яркое небо отражается в их зеркале.
Урок русского языка на тему «Союз – служебная часть речи». 3-й класс
Класс: 3
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с союзом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
Формирование УУД:
Оборудование: учебник для 3 класса «Русский язык» (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.), индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; лист самооценки, компьютер, медиапроектор, экран, авторская компьютерная презентация (Приложение 1).
Деятельность учащихся
Слайды
1. Мобилизирующий этап урока
– Ребята, вы заметили надпись на двери нашего класса.
– Чем занимается наука лингвистика?
– Сегодня наш урок пройдет в лингвистической лаборатории. А мы будем сотрудниками этой лаборатории.
На двери надпись «Лингвистическая лаборатория»
Работа с толковым словарем.
2. Актуализация знаний. Формулирование темы, цели и задач урока
Тему нашего урока прислали по электронной почте. К сожалению, файл поврежден вирусом. Помогите её прочесть.
Тема: Союз – служебная часть речи.
Цель урока вы узнаете, прочитав, задание упр. 192 (выяснить, узнать)
Цель – вывести понятие, что такое союз.
Задачи:
На доске:
Доказать: какой частью речи …
Выяснить: для чего …
Проверить: как …
Сегодня уроке вы будете изучать служебную часть речи союз.
Прослушивание сообщения о происхождении слова СОЮЗ. (С.118)
Звукобуквенный разбор слова СОЮЗ (устно)
– В каких науках ещё встречается это слово? Что обозначает?
– Мы с вами изучаем раздел «Части речи», сейчас мы проведем графический диктант и выясним, умеете ли вы их различать? Перед вами листы оценивания, выполняем №1.
Графический диктант:
сущ. прил. гл.
– Посмотрите, что у вас получилось?
– У кого пучилась буква «У», тот УМНИЦА – отлично справился с заданием и безошибочно определил части речи. Я думаю, что вы также отлично будете работать на протяжении всего урока.
– Оцените графический диктант в листе самооценки.
Лист оценивания №1
3. «Развитие» знания. Преобразование знаний
– С какими частями речи вы только что работали? Какие это части речи? (самостоятельные). Назовите известные вам самостоятельные части речи.
– А какие части речи вы еще знаете? (служебные)
– Поработаем в парах.Перечислите все признаки:
1 вариант: самостоятельных частей речи.
2 вариант: служебных частей речи
В.I – самостоятельные части речи
В.II – служебные части речи
– Оцените работу в паре. По каким критериям мы оцениваем знание правила?
Работа в паре
Эти слова получили такое название, так как могут употребляться в речи без служебных слов.
Оценивают работу в парах:
– правильность;
– полнота;
– пример.
Лист самооценки №2
Для того чтобы добиться цели, научные работники должны работать слажено, прислушиваться к мнению друг друга.
Ведь недаром в народе говорят:
Тот, кто с товарищем дружен, вдвое умней и сильней.
– А теперь, уважаемые сотрудники лингвистической лаборатории, вспомнимте этапы научной работы.
– Опираясь на задачи урока, давайте выдвинем 1 гипотезу.
1 гипотеза. Союз – служебная часть речи.
Проведём опыт.
– На примере данного высказывания, определите союз это самостоятельная или служебная часть речи.
– Итак, сделайте вывод.
Вывод: да, мы доказали, что союз – служебная часть речи.
– Итак, первую гипотезу мы с вами подтвердили.
– Давайте прочитаем 2 задачу урока. Сформулируйте гипотезу.
– Раз они служебные, значит они для чего то служат. Для чего служат союзы?
2 гипотеза. Союз служит для связи частей предложения.
– Попробуем её доказать или опровергнуть.
РАБОТА В ГРУППЕ. (Каждая группа собирает пословицу правильно и выстраивается лицом к классу, другие учащиеся проверяют правильность составления пословиц)
– Какую пословицу составили ребята каждой группы?
– Как вы понимаете эти пословицы?
– Какой союз использовали, чтобы соединить части предложения?
– Какой вывод можно сделать?
Вывод. Союз служит для связи частей предложения.
– Итак, мы подтвердили 2 гипотезу.
Группе даётся задание: собрать пословицу из разрезанных частей.
Взаимопроверка (сверка со слайдом)
Лист самооценки №3
Физкультминутка: Как гласит народная мудрость: «Делу – время, потехе – час»:
Кто пришёл сюда учиться? Хлопайте в ладоши!
И кто посмотреть, послушать? Хлопайте вы тоже!
Кто уже устал немного? Топайте ногами!
И кто вовсе не устал, повторяйте с нами!
Кто всё знает о предлогах? Быстро приседайте!
Ну, кто знает и не всё, тоже начинайте!
Кто готов урок продолжить? Правильно садитесь!
И кому не хочется, к нам присоединитесь!
– Давайте, вернемся к задачам урока и сформулируем 3 гипотезу.
3 гипотеза. Смысл предложения изменяется при использовании разных союзов.
Учебник стр. 118 упр. 206 (работаем в парах – устно)
– Сделайте вывод. Меняется ли смысл предложения при использовании разных союзов?
– Итак, какой вывод мы с вами сделали? 3 гипотеза также подтвердилась.
4. Закрепление знаний и способов действия
Учебник стр. 119 упр. 207
5. Самостоятельное применение знаний (формирование осознанности изучаемого материала).
– Чтобы решить задачи урока, мы с вами выдвинули гипотезы, которые все подтвердились и на основе подтвержденных гипотез, давайте сформулируем понятие, что такое союз.
Определение.
Союз – это … часть речи, которая служит для … частей предложения. При использовании разных союзов смысл предложения … Союз со словами пишется …
– Обменяйтесь работой с ребятами с соседней парты. Сверьте со слайдом.
– Оцените свою работу в листе самооценки.
Работа в паре
Сверка со слайдом (Проверка – сверить
с другой парой)
Лист самооценки №4
6. Рефлексия (оценка качества работы класса и отдельных учащихся)
Дифференцированное задание
1 уровень: по карточкам.
2 уровень: стр. 118 упражнение № 205 (а)
1 вариант: 1-2 предложение
2 вариант: 3-4 предложение
Самопроверка
Лист самооценки №5
7. Итог урока
– Давайте вспомним, как звучала цель нашего урока.
(вывести понятия «союз»)
– Мы достигли цели? Что такое союз?
– В листе самооценки подсчитайте количество баллов за каждый вид задания.
У кого
23-25 баллов – это отметка «5»,
19-22 баллов – отметка «4».
13-18 баллов – отметка «3».
Домашнее задание.
Стр.119 упражнение
№208 (а) – 1 уровень.
№208(б) – 2 уровень.
№208 (в) – 3 уровень, для «Банка заданий» придумать карточки по теме «Союз».
– Какое задание вызвало у вас затруднение?
Дорисуйте смайлик.
Рисуем носик (! – всё понятно), (? – остались вопросы)
Дорисуйте смайлику ротик.