в каком классе проходят садко

В каком классе проходят садко

Автор: Осадчева Ольга Александровна

Организация: МБОУ «Школа №15»

Населенный пункт: г. Нижний Новгород

Интегрированный урок литературы по былине «Садко»

Цели:

показать своеобразие былины «Садко»;

совершенствовать навыки устной речи и анализа текста;

познакомить учеников с историко-литературным комментарием к произведению.

Оборудование: презентация

Подготовительная работа: класс делится на четыре группы со своими домашними заданиями (историки, знатоки текста былины, лингвисты, чтецы).

Ход урока

1.Организационный момент. Звучит музыкальный фрагмент (гусли).

2.Вступительная часть.

Учитель Эпиграф к сегодняшнему уроку – слова Леонида Андреева: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти». А говорить мы будем о произведении УНТ- былине «Садко».

Былина о Садко принадлежит к наиболее совершенным созданиям русского эпоса. «Это один из перлов русской народной поэзии», — так отозвался о ней В.Г.Белинский. Пусть прозвучит в начале урока этот древний текст.

Проверка Д.З. для группы чтецов . Выступают чтецы с выразительным чтением наизусть отрывков из былины.

3. Постановка проблемного вопроса и выдвижение гипотезы.

Почему былина о Садко при всех своих литературных достоинствах считалась одной из самых редко упоминаемых и исполняемых?

В ходе обсуждения формулируется гипотеза: былина связана с историческими событиями, память о которых была нежелательна.

4. Обсуждение гипотезы с привлечением домашнего задания.

Языческие обряды славян непременно сопровождались музыкой, пением и плясками. Наиболее мудрые и пожилые жрецы-волхвы взяли на себя функцию неторопливого общения с богами, предоставив пляски и песни тем, кто помоложе и повеселее. Именно этим и стали заниматься скоморохи, выступая вначале в качестве обрядовых помощников волхвов. Роль скоморохов на языческих игрищах заключалась в организации перехода от серьезной части праздника к веселью, играм и пиру.

Учитель. Еще одним подтверждением, что Садко был не простым музыкантом, может служить его общение с Морским царем и посещение подводного мира. Былина о Садко — единственная во всем русском былинном эпосе, где герой одерживает победу благодаря помощи потустороннего существа. А на Руси только скоморохи из-за близости к волхвам и бродяжьего образа жизни считались причастными к иному, неведомому миру.

Проверка Д.З. для лингвистов. В переводе с персидского Садко и обозначает «царский друг».

Работа с текстом. В тексте об этом рассказывается так: игру Садко подслушивает водяной царь и награждает его ( учит, как выловить в Ильмень-озере рыбку золотые перья и как побиться об заклад с новгородскими купцами). Садко вылавливает рыбку, выигрывает заклад — лавки с товарами — и становится богатым купцом.

Проверка Д.З. для историков. Исторически эту перемену занятий можно объяснить: по мере укрепления христианства на Руси, гонения на скоморохов возрастали. Быть скоморохом стало опасно, и тогда бывшие скоморохи в массовом порядке стали переходить в ряды торговцев-разносчиков, или офеней.

Учитель Конечно, не все офени были жрецами культа Трояна-Велеса, внутри офенского мира была более узкая группа людей, называвшая себя мазыками, у мазыков был еще более тайный язык, который в свою очередь, не понимали офени. Издревле они владели ведовскими истинами, могли исцелять, владели навыками духовного пения.

5. Рефлексия.

— Что нового вы узнали на уроке?

— В чем ценность былины для народа?

— Работа какой группы была для вас наиболее интересной?

6.Домашнее задание

7.Список использованных источников и литературы

1. Былины новой и недавней записи из разных местностей России под ред. В. Ф. Миллера. М., 1908.

3. Офени. Елена Аверьянова http://toposid.ru/journal/ofeni

1. Власова З.И. Скоморохи и фольклор. — СПб.: Алетейя, 2001

1. Морозов А. М. Д. Кривополенова и наследие скоморохов // Кривополенова М. Д. Былины, скоморошины, сказки. Архангельск, 1950; Всеволодский-Гернгросс В. Н. Русская устная народная драма. М., 1959.

Источник

Конспект урока литерного чтения в 4 классе: Былина «Садко»

Цель урока: познакомиться с былиной «Садко».

Задачи:

Ход урока

Мотивационный этап

Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед.
Но преданья старины

Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!

— О чем идет речь в стихотворении?
— О каких преданиях говорится? (о фольклоре)
— Что такое придания старины?

— С каким преданиями мы уже знакомились? (Илья Муромец и Соловей Разбойник, Добрыня Никитич и Змей Горыныч)
— Изучение какого раздела мы начали на предыдущих уроках? (Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре)

Актуализация опорных знаний

— Определите жанр произведения и закройте соответствующую графу в таблице.
— Кто выполнит задание без ошибок, узнает, с каким литературным произведением будем знакомиться на этом уроке.

Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор. (Скороговорка)

Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет. (Потешка)

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка не лай.
Белолапка, не скули,
Мою Таню не буди! (Песня)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. (Сказка)

Угадай, что за шапка:
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (Загадка)

— Название какого литературного произведения осталось в таблице? (былина)
— Что такое былина? (Жанр фольклора, основанный на повествовании с частицами истории)
— Назовите уже известных героев былин? (Илья Муромец, Соловей Разбойник, Добрыня Никитич)

— Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с былинами.
— А с какой именно вы узнаете, просмотрев отрывок.

Постановка цели и задач урока

— С какой же былиной мы познакомимся? (Садко)
— Какая же тема нашего урока? (Былина «Садко»)
— Какая же цель нашего урока? (Познакомиться с былиной «Садко»)

— Вспомним, как же правильно читать былину.
— Посмотрите на доску, среди этих слов выберете те, которые подходят для чтения былины. (Выбирают: напевая, делая ударения на слог, делать паузы)

— А теперь пришло время знакомится с былиной. (читаю отрывок)
— Молодцы. Какие слова для вас были не понятны?

Физминутка

Анализ текста

— Какие черты сказочного жанра вам удалось обнаружить в былине в этом отрывке? (зачин)
— Подтвердите словами из текста.

Как во славном городе / во Новгороде
Ай как был Садко / да гусельщик.

— Существование двух миров.

А по вечеру как по позднему
Волна в озере как расходилася,
Как вода с песком да сомутилася!

— Выдуманные персонажи: Водяной, золотая рыбка.

— Какое число управляет повествованием: сколько раз Садко не звали на пиры?
— Найдите подтверждение из текста. (находят и зачитывают)
— Сколько раз купцы закидывали невод в море?

— Перечислите сведения, которые роднят былину с историей.
— Да, действительно, синь горюч камень существует и до сих пор к нему приходят люди.
— Пребывание Садко в подводном мире показывает связь былины со сказкой. Как вы думаете, какой? (Сказка «О рыбаке и рыбке»)

Работа с текстом

— Художники очень часто обращаются к теме былин.
— А как же называются картины, нарисованные к произведению? (иллюстрации)

в каком классе проходят садко. 1633692602 1. в каком классе проходят садко фото. в каком классе проходят садко-1633692602 1. картинка в каком классе проходят садко. картинка 1633692602 1. Автор: Осадчева Ольга Александровна Иллюстрации к былине «Садко»

— Сейчас мы с вами рассмотрим несколько иллюстраций. Ваша задача подобрать к каждой из них подходящий отрывок из былины.

— Молодцы. Эти иллюстрации нарисовал наш современник Спирин Геннадий Константинович.
— Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах, для этого образуем четверки.
— Вспомним правила работы в группах.

— На прошлых уроках вы изучали былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник». И сейчас мы сравним эти две былины.
— Каждая группа выберет себе вопрос, по которому будет работать.
— После того, как все группы будут готовы, мы составим сравнительную таблицу.

— На выполнение даю вам 2 минуты. (Дети читают вопрос и дают свой ответ)

Рефлексия

Домашнее задание

— Подготовить выразительное чтение отрывка былины «Садко».
— Спасибо за урок, до свидания!

Источник

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Былина «Садко»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Предметные: учить выделять отличительные особенности былины, учить видеть разницу между киевскими и новгородскими былинами; читать былины.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные УУД : учить обучающихся осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности,

пользоваться библиотекой, дополнительной литературой; находить сходство со сказкам персонажами, сравнивать богатырей и сказочных героев, давать характеристику былинным героям.

Коммуникативне УУД : участие в учебном диалоге, творческое выражение своих мыслей на основе прочитанного, переносить прочитанное в рисунок к произведению,

Познавательные УУД : научить отличать новое знание от уже известного, формулирование выводов.

Личностные УУД: соблюдение правил поведения в процессе общения с другими.

Актуализация знаний. Мотивация.

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли. (слайд 2)

— О чем идет речь в стихотворении? Из каких произведений мы можем узнать о событиях старины?(былин, летописей) В каком веке появились первые былины? (в конце X века). Какое историческое событие произошло в это же время, когда правил на Руси князь Владимир Красное Солнышко? (Крещение Руси)

— Что такое былина и что отличает ее от других жанров литературы? (Былина-это повествование, в котором есть черты истории и есть сказочные моменты: преувеличение, сказочные существа, невероятные приключения).

— На предыдущих уроках, мы познакомились с былиной «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Я предлагаю вам поработать в парах и выполнить задания теста.

Проверка работы и самооценка.

А) сказочная история

В) героическая песня, которую исполнял гусляр

2. Кто такой Илья Муромец?

А) крестьянин Б) богатырь В) царь

3.Кому Илья Муромец говорил таковы слова: «Ах ты, волчья сыть, травяной мешок!»?

А)князю Владимиру Б)соловью-разбойнику

В)своему коню Г)дочерям соловья

4.От чего «все травушки-муравы заплеталися, а лазоревы цветочки осыпалися, тёмны лесушки к земле все преклонялися»?

А) от воя диких зверей Б) от ветра

В) от соловьиного свиста Г) от покрика богатырского

6.Из какого села был родом Илья Муромец?

А ) из Киева Б) из Карачарова В) из Калинова Г) из Чернигова

7. К кому повез Соловья Илья Муромец?

А) к жене и детям Б) к отцу-матери

В) к мужичкам Черниговским Г) к Киевскому князю

Вам было предложено найти и прочитать другие былины о богатырях.

— Кто хочет нам кратко рассказать о том, с какой былиной он познакомился?

Скажите, а легко ли нам было читать былину? Почему? (Былину читать трудно, потому что их раньше пели, надо читать распевно, встречаются непривычные сочетания слов).

— Попробуйте определить цель сегодняшнего урока. (Познакомиться с новой былиной; будем совершенствовать умение читать текст былины; учиться выделять отличительные особенности былины).

Действия для достижения поставленной цели.

Внимательно прочитайте стихотворение на доске.

Сели в ряд богатыри на честном пиру,

Ай один стоит-то на приступочке.

Для кого взял во крепки руки гусельки?

Кому славу петь? Кого величать?

Он расскажет нам о морском царе, да о Новгороде. (слайд № 5)

— Это строки с секретом. Догадайтесь, о каком былинном герое пойдет речь в произведении, с которым мы сегодня будем знакомиться? (Садко)

— Откройте учебник на стр. 66, рассмотрите иллюстрацию, на которой изображен Садко. Поделитесь своими впечатлениями. (Садко не богатырь, он гусляр).

— Садко жил в богатом торговом городе Новгороде. Вспомните, какой город был столицей Руси во времена подвигов богатыря Ильи Муромца? (Киев)

— Как создавались былины? Давайте прочитаем объяснение Сергея Александровича в учебнике на стр. 65.

— В каких городах Древней Руси создавались былины?( В Киеве и Новгороде) О чем рассказывали былины?(Былины о подвигах богатырей были киевскими. Они воспевали мужественных воинов, рассказывали о событиях при княжеском дворе Владимира Красное Солнышко.

— Совсем другие былины новгородские, они сказочные. В новгородских былинах известны два героя – Василий Буслаев и Садко-гусляр. Эти былины рассказывают о приключениях купцов, гусляров).

— Как вы думаете, манера исполнения этих былин будет разная? (нет)

— В тексте нам встретятся незнакомые слова, давайте попробуем объяснить их смысл.

Чтение учителем первой части былины – показ напевного прочтения.

— Поделитесь вашими впечатлениями. Что вам удалось представить?

— Прочитайте вторую часть былины самостоятельно.

Чтение детьми второй части самостоятельно, а потом вслух «по цепочке»

— Назовите характерные черты волшебной сказки (Морской царь – герой волшебных сказок. Он предсказал Садко будущий пир и события на нем. Волшебный дар от Морского царя – рыбина с золотыми перьями. Магическое число «3»).

— Получилось у вас читать былину нараспев?

Чтение детьми вслух «по цепочке» по одному предложению третьей части былины.

Подведение итогов урока.

— Какую сказку вам напомнила былина «Садко»? («Морской царь и Василиса Премудрая»)

В чем вы увидели сходство былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» и былины «Садко»? (указываются географические объекты – города).

— В чем отличие? (в первой был герой-богатырь, а во второй герой-гусляр)

— Кто определит, каким был нам в былине представлен чужой мир? (подводное царство) А свой мир? (город Новгород).

— Дома вы дочитаете отрывок из былины «Садко» в нашем учебнике. По желанию можете прочитать её целиком и тогда узнаете о чудесном пребывании Садко в подводном царстве, где он и женился. Узнаете, как ему удалось выбраться, и кто ему помог.

— Удалось ли нам решить на уроке поставленные цели?

— Оцените свою работу сегодня на уроке. (смайлики)

Источник

Урок внеклассного чтения. Новгородский цикл былин. «Садко».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок внеклассного чтения . Новгородский цикл былин. «Садко».

Образовательне: сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины; р ассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине; отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику (устно).

Развивающие: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; развивать воображение, умение строить связное монологическое высказывание;

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений; воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать любовь к родному слову.

1. Орг.момент. Проверка домашнего задания.

– Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле? (Зачитывают описание героя от слов «Как óрет в поле орáтай, посвистывает…» до «…А кафтанчик у него черна бархата».)

– Какими художественными средствами создается представление о его могуществе и силе? (В былине рассказывается, как легко, по-богатырски справляется Микула Селянинович с тяжелой работой. В описании его одежды, снаряжения, даже его лошади подчеркивается необычность, незаурядность героя. Главное художественное средство – гипербола. В былине рассказывается, с какой легкостью богатырь «коренья вывертывает и большие-то каменья в борозду валит». Богатырские сапоги также описаны с помощью этого приема.)

– Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича. (Высказывания учащихся.)

Характеристика главных героев с последующей рецензией учащихся.

– Вольга Святославович представлен необыкновенным человеком, недаром он сравнивается с «солнцем красным», которое «воссияй» на небе ясном. Вольга не только воин, предводитель храброй дружины, но и человек, стремящийся к образованию, мудрости великой, о чем в былине рассказано со сказочной метафоричностью.

Микула Селянинович тоже человек неординарный. Его необычная сила показана в нескольких эпизодах: 3 дня пахаря не может догнать Вольга с дружиною, весь княжеский отряд не может вытащить из земли крестьянскую соху, а Микула вынимает ее одной рукой; не чужд крестьянин и ратного дела: защищая свое достоинство перед «мужиками»-разбойниками, положил он их до тысячи. Надо отметить, что самоуважение – одна из главных черт крестьянина-богатыря, он на равных разговаривает с князем, даже дерзит ему в споре о своей богатырской лошади и ее истинной цене. Однако Вольга не сердится на своего нового товарища. Рассказчик подчеркивает равенство князя и хлебопашца, а в некоторых случаях даже стремится показать превосходство Микулы, который, подобно Антею, получает силу от матушки-земли.

– Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам былин? (Обычно в былинах рассказывается о воинских подвигах русских богатырей или повествуется о каком-нибудь необыкновенном событии в их жизни (например, о чудесном исцелении Ильи Муромца и о том, как он стал богатырем). В былине о Вольге и Микуле не происходит ничего особенного: Вольга Святославович, получив в наследство от своего дяди – киевского князя – три городка, едет получить с них оброк, прихватив с собой «дружину хоробрую». По дороге встречался ему пахарь (оратай) – Микула Селянинович, поразивший князя своей необыкновенной силой. Вольга приглашает Микулу «в товарищи», и они продолжают путь вместе.)

– Какова же главная мысль былины? (Видимо, она в том, что богатырская мощь, красота, ум, доблесть присущи не какому-то одному сословию. Простой земледелец по силе, могуществу превосходит князя. Эта былина прославляет земледельческий труд как основу жизни.)

Существует два цикла былин: киевские (основная тема – защита русских земель) и новгородские (основная тема – социально-бытовая).

-Какую былину вы читали дома?

-Как вы думаете к какому циклу она принадлежит?

-Подумайте, какие цели мы можем поставить перед собой сегодня на уроке?

Учитель: Мы сегодня говорим о новгородском цикле былин и характеризуем одно из произведений этого цикла — былину «Садко». Особенности названного цикла тесно связаны с жизнью самого города Новгорода, который вел торговлю со многоими странами. Поэтому на первом плане в былинах Новгородского цикла — социальные темы, показана жизнь и

быт купеческого сословия. Власть князя в Новгороде была ограничена народным вече, поэтому если в Киевском цикле в центре повествования стоит князь, то в новгородском цикле

он не представлен. Город Новгород не подвергался набегам кочевников, поэтому и тема

защиты Русской земли не является основной в данном цикле. Слушатель и читатель воотчию представит себе обе части города и соединяющий их мост черех Волхов, торговые ряды, быт купечества, влияние Церкви, крепкие семейные порядки, поездки в другие страны.

Учитель: Обратимся к содержанию былины:

— Кто является главным былинным героем? Что нам известно о нем

— Как Садко смог разбогатеть? Какой прием использован в этом

эпизоде? (Троичность повествования)

— Что послужило причиной отъезда Садко из Новгорода? Опишем

путь Садко. Проследим его на географической карте. Совпадает ли он с

реальными географическими объектами?

— Что произошло с кораблями Садко на море? (Выразительное чтение

отрывка о бросании жребия) Что решил брошенных жребий?

— Какие события происходят с Садко на дне морском?

— Выразительно прочитаем отрывок о пляске морского царя. Какой

прием использован в этом описании? (Прием гиперболизации)

— Приведите примеры использования этого приема в былинах

киевского цикла. (Описание внешности богатыря).

— Как удалось Садко обмануть морского царя и выбраться на берег?

— Кто из вас обратил внимание, какое волшебное превращение

произошло с Чернавушкой в Былине? (Она превратилась в реку Чернаву).

— Исполнил ли Садко волю старика, который помог ему обхитрить

морского царя? (Да, конечно, он выстроил храм в честь святого Миколы).

Учитель: Какие незнакомые слова встретились вам в былине? Разберем, что же они обозначают. Гусельки яровчаты. Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях. В те далекие времена гусли делали из сухой доски ели или клена. Клен «Явор» был особенно любим у музыкальных дел мастеров, отсюда и название — гусли «яровчатые».

Жребий вольжаный — специально изготовленный деревянный отрубок небольшого размера с вырезанной на нем меткой, предназначенный для решения случаем (судьбой) спорных вопросов.

Дружина — вооруженный отряд при князе, составлявший ядро его войска и помогавший ему в управлении княжеством. В тексте былине слово дается не в прямом значении, так как Садко не был князем. Поэтические особенности былины

Учитель: Былина — поэтическое, художественное произведение.

Вспомним, что же характерно для поэтики былины?

Сопоставительная таблица. Былины и сказки

1. Сказка – прозаический художественный рассказ волшебного или бытового характера

1. Описание подвигов богатырей

2. Былина запечатлевает историческую реальность в общих чертах без подробностей

3. Сказки создаются в прозаической форме

3. Былина обладает песенно-стихотворной формой

4. Сказки рассказывали, «сказывали»

4. Былины пели, часто в сопровождении гуслей

В чем ценность былин?

– Какова роль былин в развитии литературы, живописи, музыки?

Вывод. Былины имели и имеют документальную ценность, рисуя достоверные черты древнего быта, рассказывая об устройстве городов, об обычаях и укладе жизни людей; они сыграли огромную роль в развитии литературы, живописи, музыки (опера «Садко» – Н. Н. Римский-Корсаков; картина «Три богатыря» – В. Васнецов ).

Чтение «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Источник

Конспект урока литературе на тему «Садко»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе

Тема: УНТ. Былина о Садко, Богатом Госте.

(Учебник«Литература.7 класс» В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2012)

Тип урока: комбинированный

Цель урока: дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра; познакомить с народным идеалом, воплощенном в фольклоре; эстетическое и патриотическое воспитание; развитие речи учащихся.

Технологии урока: диалоговый метод, создание проблемной ситуации; эврестическая подача материала; арт-терапия; здоровьесбережение; интегрированное изучение материала.

Оборудование урока: презентации; фрагменты оперы Римского-Корсакова «Садко», репродукция картины Репина «Садко на дне морском», фрагмент фильма А. Птушко «Садко».

Ход урока (план-схема).

Вступительное слово учителя.

Логическая связь с прошлым уроком. Отдельные замечания о роли УНТ. Формирование целеполагания.

Блиц-опрос по теме «Былина»

Диагностика усвоения знаний по теме. Умение охарактеризовать былину с точки зрения жанровых признаков; указывать особенности былинных героев.

Сообщение «Онежские былины»

Сообщение дополнительной информации, расширяющей общие представления об истории и культуре России; связь изучаемого материала с историческим и культурным развитием страны.

Сравнительная характеристика образа богатыря МикулыСеляниновича и народного героя Садко.

Составление сравнительной характеристики образов двух персонажей былин; обучение сопоставительному анализу; пересказ фрагментов текста.

Сюжет былины «Садко» в других видах искусства.

Знакомство с образом Садко в музыке, живописи, кинематографе; сравнение своих впечатлений с разными интерпретациями образа.

Выводы о характере былинных образов; определение идейного содержания изученных произведений; установление актуальности произведений.

Дифферинцированное задание для самостоятельной подготовки.

Технологическая карта урока.

Озвучивание индивидуального домашнего задания; тренировка риторической грамотности.

Коммуникативные, познавательные УУД

Эврестическая беседа по изучаемому материалу; объяснение формы выполнения; сопровождение выполнения задания.

Выполнение сравнительной характеристики образов; поисковая работа с текстом; частичный пересказ.

Коммуникативные, познавательные, регулятив-ные УУД

Сюжет былины «Садко» в других видах искусства

Ознакомление учащихся с интерпретациями былины «Садко» в музыке, живописи и кинематографе; вопросы к обсуждению восприятия и трактовки аудиовизуальных образов.

Арт-терапия. Трактовка аудиовизуальных образов, связь их с изучаемым произведением. Саморегуляция.

Коммуникативные, познавательные, регулятив-ные, личностные УУД

Наводящие вопросы к формулированию выводов по теме.

Формулирование выводов. Рефлексия

регулятив-ные, личностные УУД

Комментарий к выполнению домашнего задания.

регулятив-ные, личностные УУД

Вступительное слово учителя:

Ребята, на прошлом уроке мы начали разговор об одном из жанров УНТ, о былине, и побеседовали о новгородской былиной «Вольга и Микула Селянинович». Сегодня мы продолжим наше знакомство с этим замечательным жанром, увидим, как историческое развитие страны отразилось в устном творчестве её народа, сравним разные образы былин и подведем итоги, сформулировав общую идею былинных циклов.

Прежде чем приступить к нашей сегодняшней теме, проверим, как хорошо мы усвоили материал на прошлом уроке. Объявляется блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть быстрыми и краткими.

Что такое былина? Дайте определение жанра.(Произведение УНТ о русских богатырях и народных героях)

Кто является главным героем былины?(Богатырь или народный герой)

Кто такой богатырь?(Витязь, защитник Руси, обладающий исключительной физической и духовной силой)

В каких княжествах были распространены былины? (Новгородское, Киевское, Московское и др.)

Назовите былинных богатырей этих княжеств?(Новгородское:ВольгаСвятославич, Микула Селянинович; Киевское: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

Почему былинные герои наделены внешней красотой? О чем это свидетельствует?

(Внешняя красота – отражение внутренней красоты и силы)

Чем былина отличается от народной сказки?(Герои былины играют важную историческую роль; в сказке герои отражают абстрактное противостояние добра и зла; сказка носит поучительный и развлекательный характер; былина прославляет героев-богатырей)

Сообщение «Онежские былины»

Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»

Сегодня на уроке мы совершим краткое путешествие по следам фольклорной экспедиции Гильфердинга в Олонецкую губернию. И поможет нам в этом… (ученик, заранее получивший задание, выступает с сообщение * )

В середине XIX века в истории собирания русского фольклора произошло знаменательное событие: высланный в 1859 году за политическую деятельность в Петрозаводск П.Н. Рыбников открыл сокровища народного эпоса на Русском севере – в Олонецкой губернии.

Олонецкая губерния — одна из северных губерний Европейской Росси. Граничит с севера и северо-востока с Архангельской губернией, с юго-востока — с Вологодской, с юга — с Новгородской и С.-Петербургской, с запада — с Ладожским озером и Великим Княжеством Финляндским. Площадь губернии, по Стрельбицкому, 130719 кв. верст или 2702 кв. км. По пространству Олонецкая губерния занимает в Европейской России 4 место (после Архангельской, Вологодской и Пермской).

До новейшего времени население Обонежья сохранило богатую народную поэзию, особенно эпическую. В Олонецком крае собраны былины Рыбниковым и Гильфердингом, причитания — Е. В. Барсовым. Из 400 былин киевского цикла — 300 записаны в Олонецкой губернии; былины о Микуле Селяниновиче сохранились только здесь.

В течение нескольких лет Рыбников объехал огромную территорию и записал большое количество былин и других произведений устной народной поэзии. В 1861–1867 годах вышло в свет четырехтомное издание «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым».

По следам Рыбникова в апреле 1871 года в Олонецкую губернию отправился ученый-славист Александр Федорович Гильфердинг. Причиной, побудившей ученого побудившей ученого отправиться в дальнюю экспедицию, были распространившиеся в обществе сомнения в достоверности народного происхождения опубликованных Рыбниковым текстов и искреннее желание исследователя «желание послушать хоть одного» из здешних «замечательных рапсодов».Гильфердинг писал: «Мне давно хотелось побывать на нашем Севере, чтобы составить себе понятие о его населении, которое до сих пор живет в эпохе первобытной борьбы с невзгодами враждебной природы. В особенности манило меня в Олонецкую губернию желание послушать хоть одного из тех замечательных рапсодов, каких здесь нашел П.Н. Рыбников».

А уже после экспедиции ученый-фольклорист признается: «Народа добрее, честнее и более одаренного природным умом и житейским смыслом я не видывал…» Интересна крестьянская община, отличающаяся от среднерусской,и артель. Уцелели такие обычаи, как увод невест и еда всем обществом в Ильин день мяса быков и баранов. Много преданий и суеверий. Население живет в больших двухэтажных избах, по большей части зажиточнее и чище, чем в средней России.

Работа, проделанная ученым-путешественником, имела колоссальное значение не только для фольклористов, но и для всей русской культуры в целом.

Благодаря работе Гильфердинга состоялось общественное и официальное признание талантов из народной среды, пришло высокое понимание ценности эпического творчества для истории народной художественной культуры, стала общепринятой достоверность и беспристрастность в отборе фактов, было представлено богатство материала, «освещающего многое новым светом, чисто народным».

Сравнительная характеристика образа богатыря МикулыСеляниновича и народного героя Садко.

Среди былин, записанных Гильфердингом, были не только былины о богатырях, но и былины о народных героях, среди которых есть и былина о Садко. Такие произведения возникают значительно позже былин о богатырях, и связано это с историческим развитием общества и изменениями в укладе жизни людей тех далеких от нас времен. Что же это за изменения? Попробуем разобраться, проведя сопоставление образов богатыря МикулыСеляниновича и Садко. Наши выводы оформим в виде таблицы.

богатырь (пахарь и воин, защитник)

«Богатый гость» (гусляр, купец)

символические предметы, которыми обладает персонаж

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *