в каком классе проходят разбор слова по составу
Урок по русскому языку в 3-м классе по теме «Разбор слова по составу»
Цели:
1. Организационный момент.
Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Обратите внимание на соблюдение орфографического режима.
2. Словарная работа.
-Вставьте пропущенные буквы в слова: работа в тетрадях. Один ученик работает у доски: к…рандаш, учит…ль, …зык, р…бота, м…роз, д…рога, т…атр, р…бята, ов…щи.
-Какие это слова? По какому признаку вы определили принадлежность этих слов к словарным? (ответы детей)
-Можно ли эти слова разделить на группы? По какому признаку?(ответы детей)
3. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы будем учиться находить в слове все его части, изученные нами, то есть разбирать слово по составу.
4. Разбор слов по составу.
-Подберите однокоренные слова к корню –сад (упражнение выполняется под контролем учителя; все работают в тетрадях, один ученик у доски)
САД, САДИК, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ПОСАДКИ
-Выделим сначала главную часть – корень. Вспомните, как мы это делаем?
-В каких из этих слов есть безударная гласная в корне? Как её можно проверить?
-Далее определим остальные части слова, если они есть. В какой последовательности мы их будем находить?(ответы детей)
-Есть ли приставка, суффикс?
-Есть ли безударная гласная в суффиксе? Обозначим её.
-Есть ли безударная гласная в приставке? Обозначим её.
5. Работа с учебником.
Рассмотрим рисунок на странице 82 вашего учебника. Найдите и назовите слова состоящие из одного корня, из корня и суффикса. Запишите эти слова в тетрадь и сделайте их разбор.
6. Самостоятельная работа по раздаточным карточкам.
-Запишите самостоятельно по три слова к каждой схеме:
-Выделите в первой группе слов корень, а во второй группе корень и суффикс.
-Какие суффиксы вы выделили? Что необходимо запомнить в их правописании?(ответы детей). Можно использовать взаимопроверку задания в парах.
7. Картинный диктант.
На доске вывешены изображения следующих предметов: моряк, дворник, кормушка, горка, игрушка, утята, подружка.
-Запишите слова, обозначающие названия предметов, изображённых на картинках.
-Разберите слова по составу.
-Выпишите из этих слов слова с проверяемой безударной гласной, подберите письменно к ним проверочные слова.
-Как доказать, что проверочное слово является однокоренным с проверяемым? Выделите корень.
8. Работа с учебником.
Упражнение 4, страница 90. Работа по заданию учебника, а затем коллективная проверка правильности выполнения.
9. Подведение итога урока.
-Над чем мы сегодня работали на уроке?
-Из каких частей состоят слова?
-Что мы вспомнили про безударную гласную?
Учитель даёт положительную оценку работе класса, оценивает с комментированием работу учеников у доски.
10. Домашнее задание.
Дидактический материал (карточки-задания), страница 46-47.
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
«Русский язык» для «4» класса
Урок № 66 «Состав слова»
На уроке Вы вспомните:
Основные термины и понятия:
Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы.
Всего в русском языке 4 морфемы.
Приставка, корень, суффикс и окончание.
Если Вы сомневаетесь, правильно ли Вы разобрали слово по составу, следует обратиться к словообразовательному словарю.
Корень – это общая часть родственных слов.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – это часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.
Основная и дополнительная литература:
* Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 51 с.
* Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
* Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
* Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы.
Какие бывают морфемы?
Всего в русском языке 4 морфемы.
Приставка, корень, суффикс и окончание.
Корень – это общая часть родственных слов.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – это часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.
Посмотрим на слово
выделяем три морфемы.
Каждая морфема имеет значение:
Окончание –и указывает на множественное число имени существительного (ёжиков много, а не один).
Теперь мы знаем, почему морфему называют значимой частью слова.
А как же разобрать слово по составу?
Для начала определи, к какой части речи относится слово.
Затем найди окончание и обведи его рамочкой;
Найди приставку и обозначь ее значком
Найди суффикс и отметь его значком
Если Вы сомневаетесь, правильно ли Вы разобрали слово по составу, следует обратиться к помощнику. К словообразовательному словарю.
Словообразовательный словарь – словарь, который показывает членение слов на составляющие их морфемы, словообразовательную структуру слова. Слова в словообразовательных словарях приводятся с расчленением на морфемы и с ударением.
Впишите подходящие слова к моделям.
Газета, пробежка, верхушка, шутка, обучение, база, бумага, переносица, глубина.
2. Часть слова без окончания
3. Общая часть родственных слов.
4. Часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.
5. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Перепишите и разберите слова по составу.
Беготня, предгрозовой, дремота.
Может ли слово существовать без корня?
Спишите. Разберите по составу имена прилагательные. Рядом с ними напишите подходящие имена существительные.
Пример.
Прохождение трудной темы «Состав слова» в начальных классах. Рекомендации по обучению разбору слова по составу
Для усвоения материала о частях речи и для выработки твердых навыков орфографии большое значение имеет изучение раздела «Состав слова». Изучение морфемного состава слова имеет большое значение еще и потому, что осознание структуры слова позволяет учащимся глубже понять его лексическое значение и точно употреблять слова в речи.
Известно, что каждая значимая часть слова (каждая морфема) выполняет в слове определенную роль. С корнем связано общее лексическое значение слова, свойственное целой группе родственных слов. Приставки и суффиксы уточняют смысловое значение слова. Окончания являются средством передачи грамматического значения слова.
Добавляя к одному и тому же корню разные приставки и суффиксы, мы изменяем смысл слова, т.е. образуем новые слова. Важно нацелить младших школьников на установление связи между лексическим значением слова и его морфемным составом.
Целесообразно развивать у учащихся умение пользоваться морфемным анализом слова в целях раскрытия его смысла, т.е. подвести учащихся к осознанию связи, существующей в нашем языке, между лексическим значением слова с его структурой, вооружить способом действия, который позволяет детям понять смысл слова.
Решению этой задачи способствует систематическая словообразовательная работа, проводимая в течение всего учебного года.
Изучение морфемного состава слова важно и для формирования орфографических навыков. Известно, что осознание учащимися морфемного состава слова составляет основу формирования у школьников навыка правописания безударных гласных, глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Второклассники подводятся к осознанию морфологического принципа русского правописания, сущность которого состоит в том, что значимые части слова (корни, приставки, суффиксы) сохраняют одинаковое написание в разных фонетических условиях, т.е. независимо от произношения.
Для формирования у школьников правописания гласных и согласных в корнях слов большое значение имеет осознание детьми единообразного написания корней в родственных словах. Поэтому при изучении темы «Корень» необходимо систематически работать над развитием у учащихся умения сопоставлять написание корней родственных слов в целях установления их сходства.
Понимание учащимися того, что корни в родственных словах пишутся одинаково, позволяет им сознательно проводить проверку при написании слов с безударной гласной, глухой и звонкой согласной, непроизносимой согласной в корне.
Намечая последовательность изучения темы «Состав слова», целесообразно руководствоваться следующим положением: в слове все его значимые части взаимосвязаны, поэтому в отдельности каждую часть слова можно изучать только после того, как учащиеся познакомятся в целом со структурой слова и всеми его частями.
Первые уроки по теме отводятся на то, чтобы расширить и уточнить знания учащихся о корне и однокоренных словах. У школьников формируется умение осознанно подбирать однокоренные слова, учитывая их два признака: смысловое родство и наличие общей части.
Одновременно учащиеся подготавливаются к правописанию корня, в частности, с этой целью проводятся наблюдения над единообразным написанием корня в родственных словах.
Затем следуют уроки, цель которых — раскрыть для учащихся роль окончаний, а также приставок и суффиксов.
Трудности детей при разборе слова по составу
Так школьник приучается руководствоваться при анализе отношениями на уровне «морфема — морфема», отыскивая в слове знакомые значимые части.
Между тем слово — это не набор морфем. Строение слова является результатом слово- и формообразовательных процессов. Вот почему при морфемном анализе нужно учитывать не только отношение «морфема — морфема», но и отношение «слово — слово», точнее «производное слово — производящее слово».
Данные примеры иллюстрируют мысль, хорошо известную в современной лингвистике и методике русского языка: морфемный разбор есть результат словообразовательного анализа.
Как же научить детей уже в начальной школе опираться на словообразовательный анализ при проведении разбора слова по составу?
Прежде всего необходимо, чтобы ученики овладели умением разбираться в структурно-семантической связи слов одной словообразовательной пары, то есть устанавливать зависимость производного слова от производящего. Это умение предполагает способность правильно использовать в своей учебной практике графический символ → (словообразовательную стрелочку), что является показателем понимания словообразовательных отношений между словами таких пар (дом → домашний, часовой → часовщик…).
Учеников начальных классов нужно познакомить с последовательностью разбора слова по составу.
Рассмотрим семантико-структурный анализ, отраженный в таких словообразовательных схемах:
«школа» + «та, что…» → «та, что учится в школе»
2) пере + писать → переписать
«заново» + «писать» → «писать заново»
«малина» + «там, где…» → «там, где растет малина»
«лимон» + «сделанный из…» → «сделанный из лимона»
«начать» + «петь» → «начать петь»
Эти схемы наглядно показывают, что образование слова — это не механическое присоединение морфем друг к другу, но это рождение нового лексического значения.
Итак, что значит разобрать слово по составу?
Это значит определить:
Это и есть последовательность разбора слова по составу, направляющая школьника на словообразовательный анализ, мотивирующий выделение каждой значимой части слова.
С таким планом разбора целесообразно познакомить учеников примерно со второго класса и практически отрабатывать его использование. Практика показывает, что такой путь морфемно-словообразовательного анализа проясняет в голове ученика суть языковой задачи, лексическое значение слова.
Семантическая ориентация процесса обучения морфемике и словообразованию оказывает благотворное влияние и на формирование языковых умений и навыков других областей школьного курса, поскольку морфемика и словообразование выполняет базовую функцию в процессе обучения на уроках родного языка.
Об авторе: Деревянченко Раиса Иосифовна, учитель начальных классов, ГОУ СОШ № 1266.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Урок русского языка в 3-м классе по программе «Школы России» по теме «Состав слова. Разбор слов по составу. Перенос слов»
Дети записывают дату и выполняют минутку чистописания.
а) учитель дает индивидуальные задания на карточках
б) Грамматическая разминка (на доске слова)
мороз, трескучий, зима, снежки, вьюга, холодная, ребята, коньки, весело, кататься.
1) Назовите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.
2) Назовите слова с парными согласными.
3) Встретились ли слова с непроверяемыми безударными гласными?
4) На какие орфограммы мы еще не назвали слова?
5) Составьте нераспространенные предложения из слов.
6) Составьте распространенные предложения и разберите их по членам предложения.
/Зимой ребята весело катаются на коньках/.
Внимательно посмотрите и найдите слово, спрятавшееся в кроссворде по вертикали. Правильно.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать состав слова. Закрепим знания, полученные по этой теме. Повторим правила переноса слов.
Наш грамматический человечек грустит, но он улыбнется вам, если вы справитесь со всеми заданиями.
Вспомните правила переноса.
Составьте новое слово. Если приставка из слова побег, корень из слова крыша, суффикс из слова ночка, окончание из слова лапа. Запишите.
Разделите это слово на слоги.
А как можно перенести это слово?
Откройте учебник. Упр. 52 стр. 132.
Как это слово разделить для переноса? А как можно делить на слоги?
Какое новое правило переноса показано. Сделайте вывод. При переносе слов нельзя отрывать одну букву от корня слова.
В упр. 55 посмотрите, как разделили для переноса слово поиски.
по-иски Когда при переносе слов можно отрывать букву от корня?
Сделайте вывод. Значит. Какую первую букву корня можно отрывать при переносе?
Прочитайте вывод в учебнике стр. 133.
Текст. Выполняем самостоятельно.
На доске текст. Прочитайте. Вставьте однокоренные слова.
Наступила зима. Замелькали в воздухе первые снежинки. Теплым одеялом укроет снег землю. Снежные метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить снеговика, строить крепость.
Возьмите грамматическую таблицу и фишки.
Определите число слова снежинки.
Каким членом предложения будет слово снег в третьем предложении?
Каким членом предложения будет слово укроет?
Определите состав слова снежные.
Какой частью речи будет слово в во втором предложении?
Определите состав слова зима.
Каким членом предложения будет слово лесные?
Молодцы! Все справились с заданием.
(На таблице фишками выложена буква Е. Это позволяет быстро проверить задание).
Итог урока.
Послушайте сказку «Неразлучные друзья».
Нагрузка.
Молодцы! Да у вас во время урока большая нагрузка. Вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, доволен и грамматический человечек. Он весело улыбается.
Урок по русскому языку «Состав слова.» 2класс. УМК «Школа России».
Данный урок знакомит учащихся с понятием приставка и суффикс Учит их различать.
Содержимое разработки
Тема: «Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе.»
Цели: 1. Познакомить детей с понятием «состав слова», «приставка», «суффикс».
2. развивать умение работать в группах, разбирать предложения по членам предложения, умение работать со словарными словами.
3. Воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: Картинки сказочных героев( царь Ход и Пар), деревья для самостоятельной работы.
— Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица и думаю, что сегодняшний день принесёт радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
— Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ:
— Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству и узнаем из каких частей состоит слово, познакомимся с понятием «состав слова», «приставка», «суффикс». Будем учиться находить приставку и суффикс в словах.
— Я думаю, нам придётся многому удивиться!
— А какой звук произносят, когда удивляются?
3. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
— Какой звук обозначает буква о?
— Волшебные очки мы нарисовали, но попасть в грамматическое царство они помогут тогда, когда мы выполним словарную работу. Оденьте очки!
При помощи карточек вставим пропущенные буквы.
Ко..екция, п.мидор, ур.жай, м.лина, ж.лтый, д.рога, п.года.
-Запишите слова, в которые вставили букву О.
— Молодцы! Словарную работу мы выполнили, можно войти в орфографическое царство.
-Не далеко, не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами жил-был царь, по- имени Пар (картинка). И было у него много волшебных шляп. Надевал он шляпу –ок- и превращался в ласковый парок.
-А если надевал шляпу –ищ-, становился злющим парищем. Отчего врагам нечем было дышать и они убирались восвояси. Запишите слова в тетрадь.
-Какие слова записали?
-Докажите, что это слова однокоренные.
— Выделим корень –пар-
ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ, НАЗЫВАЕТСЯ СУФФИКСОМ.
При помощи суффикса образуются новые слова. Суффикс вносит в слово новое значение. Выделяется так:
— Назовите суффиксы в словах пар, парок, парище.
Прочитаем правило о суффиксе в учебнике.
Был у царя Пара младший брат ХОД, молодой, удалой, такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать(картина).
И было у этого царя много слуг, да не прислужников, а разных мастеров. Особенно ХОД
Ценил сапожника, который таких сапог ему нашил, что во всём свете не сыскать, на все случаи жизни. Вот решил царь в лес сходить, надел сапоги –С- и быстро в лесу оказался. Долго бродил по лесу и заблудился. Вдруг из чащи разбойники. Что делать? Переодел сапоги –С- на сапоги – У- и быстро убежал, на пути река. И опять сапоги выручили. На дел ХОД сапоги –пере- и преодолел препятствие.
Запишите в тетрадь:
Ход, сход, уход, переход.
А теперь прочитаем правило о приставке.
Ветер дует нам в лицо,
Деревцо всё выше-выше!
И вот раз налетел на орфографическое царство, грамматическое государство ураган.
Отлёт грибок ( запись сразу)
— Почему это слово нужно записать в первый столбик?
— Что такое приставка?
— Почему это слово нужно записать во второй столбик?
ИТОГ:- Какие слова записывали в первый столбик?
— Что такое приставка?
— Какие слова записывали во второй столбик?
Чтобы правильно составлять и записывать слова с приставками и суффиксами, поиграем в игру « Составь слово». По вариантам.
ХОД(при,у, по, пере вы,за, при)
Рыба, дуб, ключ( ушк,ок, ышк, ик,ек,к)
Д/з: Чтобы вы не забыли, по каким законам живут жители грамматического царства, орфографического государства, вам надо эти законы выучить.