в каком классе проходят предлоги в русском языке
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс
Урок 78. Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Для чего служат предлоги в речи?
2) Как пишутся предлоги со словами?
Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Предлоги всегда пишутся одинаково.
Вот какие предлоги есть в русском языке: в, без, до, для, за, через, над, по, из, у,
около, под, о, про, на, к, перед, при, с, между.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.–
М.: Просвещение, 2018 – С. 108–113.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 –
М.:Просвещение, 2018 – С. 52—54.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:
Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предлог – это часть речи. Вот такие предлоги есть в русском языке: в, без, до,
для, за, через, над, по, из, у, около, под, о, про, на, к, перед, при, с, между.
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе … волнах
Какие предлоги пропущены?
Давайте вставим их.
Теперь давайте прочитаем стихотворение с предлогами.
Ветер поморю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе вволнах
На раздутых парусах.
Для чего служат предлоги в речи?
Предлоги служат для связи слов в предложении.
С какой частью речи употреблены предлоги в этом стихотворении?
Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными. Перед
глаголами предлогов не бывает.
Обратите внимание на то, что предлоги со словами пишутся отдельно. Это
орфограмма. Предлоги всегда пишутся одинаково. К ним нельзя поставить вопрос.
Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
у школы у (чего?) школы
с котёнком с ласковым котёнком
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Распределите слова на группы и заполните таблицу. В первую группу помести
имена существительные. В другую – местоимения, а в третью – предлоги.
Имена существ. Местоимения Предлоги
Слон он дом на ты через до парк она за весна я для юла мы
Подсказка: Вспомните определения частей речи.
Имена существ. Местоимения Предлоги
Прочитайте текст и выделите цветом предлоги вместе с именам
существительными, к которым они относятся.
Летом мы жили в деревне. За деревней протекала речка. Мы с ребятами часто
ходили купаться. За садом у тёти Вали стояли ульи. Я любил наблюдать за пчёлами.
Они трудились весь день. Вечером мы собирались всей семьёй на веранде и пили
Подсказка: Вспомните, для чего служат предлоги в речи и как они пишутся.
Летом мы жили в деревне. За деревней протекала речка. Мы с ребятами часто
ходили купаться. За садом у тёти Вали стояли ульи. Я любил наблюдать за пчёлами.
Они трудились весь день. Вечером мы собирались всей семьёй на веранде и пили
Предлог изучается в 1-4 классах.
2 класс – вводится термин «предлог». Учащиеся усваивают, что:
— слова на, за, у, с – это предлоги;
— предлоги служат для связи слов в предложении;
— предлоги пишутся раздельно с другими словами;
— предлоги пишутся всегда одинаково, их написание нужно запомнить!
3 класс. В теме «Состав слова» уч-ся учатся распознавать приставку и предлог (способ проверки – 1 класс). В теме «Части речи» уч-ся усваивают, что предлог – это особая часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
4 класс (отдельной темы нет). Роль предлогов в распознавании падежей. Правописание предлогов с местоимениями.
Местоимение (4 класс, 5 уроков).Учащиеся усваивают:
— местоимение – это часть речи;
— слова я, ты, вы, мы, он, она и др. – это личные местоимения.
— местоимения отвечают на вопросы кто? что? (как имена сущ.);
-местоимения указывают на предмет, но не называют их (в отличие от сущ.);
— местоимения «работают» в предложениях вместо имён сущ., позволяют избегать в тексте повторов одних и тех же слов;
— в предложениях личные местоимения обычно подлежащие или второстепенные члены;
— местоимения имеют 3 лица и 2 числа. Лицо и число – постоянные признаки.
— местоимения 3 лица ед. ч. изменяются по родам;
— все местоимения склоняются (изменяются по падежам);
— предлоги с местоимениями пишутся раздельно;
— после предлогов в местоимениях 3 лица пишется буква н;
— для выражения вежливости вместо местоимения ты употребляется местоимение Вы (+падежные формы);
Наречие (4 класс, 3 часа). Учащиеся усваивают:
— наречие – неизменяемая часть речи;
— не имеет окончаний;
— отвечает на вопросы как? где? когда? куда? откуда?
— в предложении обычно связано с глаголом.
16. Методика работы над развитием синтаксического строя речи младших школьников. Ознакомление младших школьников с пунктуацией.
Синтаксис-раздел РЯ, в кот.представлены правила граммат.оформления словосоч.и предл.
Пунктуация-система единых правил постановки знаков припенания.
Пунктуационное правило – особая инструкция, в которой сообщается, при каких условиях ставится или не ставится тот или иной знак препинания.
3 этапа работы над правилом:
1. Подготовительный этап. Знакомство с синтаксической конструкцией, для которой предназначены знаки препинания, понятие предложение, однородные члены предложения, анализ синтаксических явлений, наблюдение над интонацией. 2. Объяснения правила. Объяснение начинается с выводов, к которым пришли учащиеся в процессе наблюдения. Устанавливается норма правила. 3. Применение правила. Применить правило – это значит увидеть и выделить те синтаксические умения, для оформления которых служит данное Пр.
Методика работы по формированию у младших школьников синтаксических понятий. Существенные признаки предложения:
Введение понятия «предложение»:
1 прием. Сопоставление отдельных слов и предложений. В основе: наблюдение над связью слов в предложении. 2 приём.Выделение предложения из потока речи. В основе – наблюдение над смысловой и интонационной законченностью предложений.
— упражнение в правильном интонировании предложений в связной речи.
Знакомство с грамматической структурой предложения:
— наблюдение над связью слов в предложении (1 класс – пропедевтика, 2 класс – общее знакомство), постановка вопросов от одного слова к другим, распространение предложения с помощью опорных вопросов.
— выделение грамматической основы предложения.
Знакомство с понятиями «подлежащее», «сказуемое». 1-2 класс – пропедевтическая работа. 3 класс – вводятся понятия «главные члены предложения», «подлежащее», «второстепенные члены предложения» (без деления на виды)
Работа над предложениями с однородными членами, 3 подхода:
— логический (от перечисления каких-либо предметов, признаков, действий);
— структурно-синтаксический (члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову);
— интонационный (на основе особой интонации перечисления).
— Предложение с несколькими подлежащими;
— Предложение с несколькими сказуемыми;
— Предложение с несколькими второстепенными членами.
Конспект урока русского языка 1 класс «Предлог»
Цели урока:
Оборудование: презентация «Предлог», проектор, ПК, учебник «Русский язык» для 1 класса.
Ход урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный
— Дорогие ребята! Я очень рада вас видеть.
— А с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?
— Я очень рада тому, что у вас прекрасное настроение и вы готовы активно работать на уроке. Надеюсь, он пройдет на славу и всем вам понравится.
— Но, прежде чем начать, давайте проверим вашу готовность к занятию.
— Посмотрите, все ли аккуратно лежит у вас на парте?
Проверяют готовность к уроку.
Актуализация знаний
— Запишите имена существительные, имена прилагательные и глаголы на букву Р.
На доске слова: Д…рев…я, м…л…дая, поч…ки, цв…тут, тр…ва, п…ют, прил…тели, з…леная, в…сёлая.
— Обсудите со своим соседом по парте какие буквы пропущены и постарайтесь объяснить орфограммы.
— Прочитайте ещё раз эти слова и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
— Сколько будет групп? Какие?
— Запишите слова в три группы самостоятельно.
— Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Почему?
— Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
— Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
Существительные, отвечают на вопрос что и обозначают предмет.
— Прилагательные, отвечают на вопрос какая и обозначают признак предмета.
— Глаголы, отвечают на вопросы: что делают.
Создание проблемной ситуации. Постановка темы и задач урока
(За)навеска, (в)поле, (за)бор, (на)дубе, (со)сед, (у)окна, (по)дороге, (за)колка, (у)шёл, (из)бушка, (на)кровати, (под)книгой, (за)лесом, (при)вет.
Паровоз, гулять, красивый, вода, чудеса, бегает, большая, лед, станция, над.
— Ребята, мы справились с заданием?
— А что это за слово? Как оно называется, кто знает?
— Правильно! Данные слова называются предлоги. Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
— Посмотрите на карточки на столах. Исправьте ошибки в словах, обозначьте орфограммы, выделите корень.
Занавезка, зобор, зомок, залесам.
— Какое слово можно назвать «лишним», почему?
— Какой вопрос тогда возникает?
— Попробуем сформулировать тему нашего урока.
— Не можем отнести куда-либо слово над.
За лесом, потому что за пишется отдельно.
— Как пишутся предлоги с другими словами?
Тема урока: Понятие о предлоге. Предлог как часть речи, зачем они нужны и как пишутся с другими частями речи.
Открытие нового знания
— Прочитайте стихотворение. Слова каких частей речи в нем встречаются? Стихотворение из упр. 173 (2 класс, 2 часть)
— Чем являются существительное и глагол?
— Тогда чем является предлог?
— Прочитайте данное стихотворение без предлогов.
— Значит, для чего нужны предлоги в нашей речи?
— Обратите внимание, перед какой частью речи находятся предлоги?
— Прочитайте последнюю строчку стихотворения и попробуйте переставить предлог так, чтобы он находился перед глаголом.
— Какой вывод можно сделать?
— Прочитайте стихотворение еще раз. Обратите внимание на то, как предлоги пишутся с существительными.
— Давайте попробуем дать определение: что такое предлог.
— Как узнать, правы ли мы были?
— Верно. Прочитайте правила на стр. 109 и 110.
— Верные ли выводы мы сделали?
Существительные, глаголы и предлоги.
— Тоже является частью речи.
— Предлоги служат для связи слов в предложении.
— Перед глаголами предлог стоять не может.
— Открыть учебник и прочитать правила.
Воспроизведение нового знания
— Когда я шла к вам на урок, увидела на улице щенка. Он рассказал мне обыкновенную историю, которую про него сочинил Вадим Левин. Он даже передал мне эту историю, но ветерок подул, и какие-то слова потерялись. Может, вы поможете восстановить эту историю?
— У вас на партах лежат карточки с историей о щенке. С соседом по парте помогите восстановить историю.
Гулял __ улице щенок.
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял __ метель и солнцепёк
И __ дождём гулял и мок,
И если даже шёл снежок,
Гулял __ улице щенок.
— Читаем по строчке и вставляем предлоги.
— О чtм мы должны помнить?
Мы добавили предлоги.
— Предлоги пишутся отдельно.
Промежуточная рефлексия
— Чем мы только что занимались?
— Что нового вы узнали?
— Мы с вами познакомились с новой частью речи «Предлог», узнали, как правильно предлоги пишутся и с какой частью речи употребляются.
— Сейчас вы поработаете над этой частью речи самостоятельно.
Закрепление нового знания
— Из данных слов выберите предлоги, докажите:
1 ряд: ясная, день, погода, в, этот
2 ряд: на, дети, урок, спешат
3 ряд: встречает, учитель, их, школа, у
— Составьте из данных слов предложения, запишите их самостоятельно, обведите предлоги кружочком.
Выполняют задание учителя.
— Погода ясная в этот день.
Дети спешат на урок.
Учитель встречает их у школы.
Рефлексия, подведение итогов урока
— Что нового Вы узнали на занятии?
— Что больше запомнилось и понравилось?
— Ребята, я предлагаю вам написать на карточке, свое мнение о нашем занятии.
Трудным для меня было задание.
— Ребята, наше занятие окончено. Всем спасибо за работу.
Русский язык 2 класс. Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи
Кристина Мухамеджанова
Русский язык 2 класс. Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи
Используемый учебно-методический комплект: Школа России
Класс: 2
Учебный предмет: Русский язык
Тема урока: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.
Цель урока: научиться распознавать предлоги в устной и письменной речи
Предметные результаты:
— Функция предлогов.
— Правильно употреблять предлоги в речи
— Раздельно писать предлоги со словами.
Метапредметными результатами
— самостоятельно формулировать тему и цели урока;
— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
— работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
— извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
— перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
— устанавливать причинно-следственные связи;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
— высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной работы.
— слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Для учителя: учебник по русскому языку 2 часть 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Для ученика: учебник по русскому языку 2 часть 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Ход урока
I.Самоопределение деятельности
Здравствуйте. Приготовились к уроку, провели свои рабочие места. У вас на парте должен лежать учебник, тетрадь, пенал, дневник.
Открываем тетради. Записываем число. Классная работа.
II. Актуализация знаний
Словарь: пенал, рисунок, береза, лягушка,дорога, лисица, облако.
На какой вопрос отвечает текст-повествование?
Какой вопрос можно задать тексту описание?
Чем текст-рассуждение отличается от других видов?
III. Постановка учебной задачи
Обратите внимание на слайд.
-Перед вами слова: Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, за*ц, б*жит.
Ваша задача вставить пропущенную букву и объяснить орфограмму.
— Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
-Запишите слова в три группы.Катя выходит к доске:
1 ряд – имена существительные
2 ряд – имена прилагательные
Какое слово оказалось лишнее? Почему?
Кто знает, как можно назвать слово под?
— Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?
— Но мы не говорили о них подробно. Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Наша тема урока : предлог как часть речи.
-Давайте поставим перед собой цель урока:
IV. «Открытие нового» (построение проекта выхода из затруднений)
-Сегодня к нам в гости пришло целое царство предлогов, давайте с ними познакомимся, обратим внимание на слайд.
Мы предлоги : на, у, с, под, к, в,у,по,без, из, через, при, перед, для, между, о, на, над, до, про, около.
-Запомните ребята, что со словами мы записываемся раздельно!
Итак ребята, предлог – это часть речи. Они служат для связи слов в предложении. Предлоги употребляются с именами существительными.
Обратимся к учебника на стр. 109 и прочитаем правило.
Выполним упражнение 183
— Что значит на полянке, у тропинки, под ёлкой?
-Ответим на второй вопрос после упражнения
-Списываем упражнение. Выделяем предлоги.
— Вернемся на страницу 109. упр 185.
Прочитаем предлоги
V. Первичное закрепление
Открываем учебник на стр. 108 и выполняем упражнение 184.
-С какими именами существительными употреблены предлоги?
-Выпишите из стихотворения предлоги с именами существительными
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Когда я шла к вам на урок гулял по улице щенок. Он рассказал мне обыкновенную историю, которую про него сочинил Вадим Левин. Он даже передал мне эту историю, но ветерок подул, и какие-то слова потерялись. Может, вы поможете восстановить эту историю. Ваша задача правильно подобрать предлоги к словам, чтобы получился стих.
Гулял __ улице щенок.
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял __ метель и солнцепёк
И __ дождём гулял и мок,
И если даже шёл снежок,
Гулял __ улице щенок.
Проверяем. Обратим внимание на слайд.
Итак, что такое предлоги?
Для чего служат предлоги?
Как предлоги пишутся со словами?
Все встаём. Представьте, что у вас в руках весы, в правой руке у вас новая информация, которую вы сегодня получили, в левой руки, информация, которую вы знали, закройте глаза и покажите руками, какая сторона у вас получилась тяжелее, сторона с новыми знаниями или сторона со старыми знаниями. Хорошо, присаживайтесь, открываем дневники и записываем домашнюю работу.
Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи» Дорогие коллеги, хочу поделиться с Вами фотоотчетом с родительского собрания, которое было посвящено теме «Роль семьи в преодолении дефектов.
Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.
Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.
Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.
Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.
Урок русского языка по теме «Общее понятие о предлоге». 2-й класс. УМШ «Школа России»
Класс: 2
Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд 1.
а). Орфографическая зарядка.
б). Разделить слова на группы.
(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.
Но мы не говорили о них подробно.
III. Работа над новым материалом.
2. Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника. Слайд 5.
Таблица 6.
Таблица 8.
3. Работа с текстом.
Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.
Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 8.
Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
Таблица 9
Таблица 10
Таблица 11 Таблица 13 Таблица 14
(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).
Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.
Таблица 11
за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.
Таблица 7
Таблица 1
4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.
5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.
1). Предлог – служебная часть речи.
2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
3). Предлоги служат для связи слов в предложении.
4). Перед глаголами предлоги не употребляются.
5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)
6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
Упражнение 87 стр. 56 учебника.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).
Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)
3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).
Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.
(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайды 18-20.
IV. Итог урока.
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.
А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать
Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.
V. Домашнее задание.
Таблица 3
VI. Рефлексия.
Сегодня первый день весны. Весной природа просыпается, оживает. С приходом весны появляются первые весенние цветы – подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат подснежники. Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите цветок, который уже распустился, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите цветок, который распустился наполовину, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите цветок, который еще не распустился совсем.
Таблица 5
Таблица 4